Инфляция
СОДЕРЖАНИЕ: Инфляция: понятие и сущность. Причины и последствия инфляции. Возможности антиинфляционной политики государства. Особенности инфляции и антиинфляционной политики в переходной экономике России. Антиинфляционное регулирование.Министерство высшего образования Российской Федерации
Академия налоговой полиции ФСНП РФ
Уфимский филиал
Курсовая работа
по дисциплине:
«Экономическая теория »
на тему:
« Инфляция»
Уфа
СОДЕРЖАНИЕ.:
ВВЕДЕНИЕ 3
ИНФЛЯЦИЯ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ. 4
ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ. 10
ВОЗМОЖНОСТИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА. 24
ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ И АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ЛИТЕРАТУРА 40
В ВЕДЕНИЕ
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Появление инфляции связано с первым периодом появления денег. Понятие «инфляция» (от лат. inflatio – вздутие) впервые стало появляться в Северной Америке в 1861 – 1865 гг. Означало оно процесс, приводящий к увеличению бу-мажно-денежного обращения. Через некоторое время это понятие стало использо-ваться в Великобритании и Франции, причем в основном в среде финансистов и банкиров. Широкое распространение в экономической литературе понятие инф-ляция получило в XX в. после первой мировой войны, а в советской экономичес-кой литературе - с середины 20-х гг.
Инфляция – неизбежный спутник долгосрочного развития экономики с гиб-кими ценами. Поддержание уровня полной занятости без инфляции – цель госу-дарственного регулирования рыночной экономики. Инфляция – наиболее острая проблема современного развития экономики, поэтому она требует, прежде всего, уточнения как социально – экономическое понятие.
Страны с рыночной экономикой практически все прошли через инфляцию. Изучение их опыта может дать ответы на многие вопросы. Однако в России своя специфика: отсутствие самонастраивающей, саморегулирующей экономической системы. Многие причины и факторы инфляции в России вообще не относятся к экономике. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем сов-ременного развития экономики во многих странах мира. Поэтому стоит рассмот-реть этот процесс более подробно.
Целью данной работы является: определение понятия и сущности инфля-ции, причин и последствий инфляционных процессов. Поверхностное пред-ставление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением. Поэтому в данной работе будет уделяться не только трактовке понятия инфляции и формам ее проявления, но и многочисленным факторам порож дающим этот феномен, а также выявлению приемлемых или оптимальных темпов инфляции для экономики России в переходном периоде.
.
ИНФЛЯЦИЯ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ.
Инфляция – это повышение общего уровня цен, сопровождающееся обеспечением денежной единицы.
Сущностью инфляции является дисбаланс между совокупным предложе-нием и совокупным спросом в сторону превышения последнего, сложившийся одновременно на всех рынках (на товарном, денежном и рынке ресурсов). Этот дисбаланс проявляется в разных формах. В рыночной экономике, т.е. в условиях относительной гибкости и мобильности ценового сигнала, превышение совокуп-ного спроса над совокупным предложением выражается в росте общего уровня цен. Это – открытая форма инфляции.
В экономике с фиксированными ценами возникшая недостаточность пред-ложения по отношению к спросу сохраняет форму дефицита, не перерастая (при прочих равных условиях) в открытую инфляцию. Некоторые экономисты пола-гают, что дефицит – это антипод открытой инфляции: если отпустить цены, то де-фицит быстро исчезнет, но за это придется «заплатить» повышением общего уровня цен. Поэтому многие экономисты считают дефицит проявлением инфля-ции в скрытой форме.
Именно в виде тотального дефицита, развивающегося на всех уровнях производства и потребления, проявляется инфляция в экономике с негибким, фик-сированным ценообразованием, т.е. в централизованной экономике (например, в командно – административной системе), где решения об объемах распределения, производства, потребления и ценах принимаются из единого центра. Нарастаю-щий дефицит сопровождается очередями, снижением качества товаров и услуг, развитием бюрократического рынка, на которых товарные цены, выраженные в денежных единицах или в объеме услуг, предоставляемых в обмен на товары, рас-тут в унисон с дефицитом. Это скрытая форма инфляции, или подавленная инфляция.
Для экономики СССР длительное время была характерна подавленная инфляция, которая выражалась в росте неудовлетворительного спроса и денеж-ных сбережений населения, которые не находили реализации. Норма сбережений в приросте дохода в 1969 г. составляла 50%, в 1976 – 79, в 1984 – 100%. Часто сбе-режения являлись вынужденными, инфляционный разрыв составлял 40%. Дефицит порождал очереди, теневую экономику, ослабевали стимулы к труду.
В результате подавленной инфляции товарный дефицит становится видимой стороной невидимого инфляционного процесса, поскольку на то же количество товаров приходится большее количество денежных знаков. В рыноч-ной экономике диспропорция нашла бы естественный выход в виде роста денеж-ных цен. Можно сказать, что при подавленной инфляции только часть денежных знаков являются деньгами. Покупатели, желая подтвердить значение своих денег, стараются приобрести дефицитный товар. Появляется «черный рынок» - неле-гальная форма инфляции в условиях ее подавления. «Черный рынок» в какой – то мере показывает подлинные цены товаров, а иллюзия неизменности цен создает видимость экономического благосостояния, вводя в заблуждение продавцов и покупателей.
Напротив, проявление дисбаланса между спросом и предложением в виде открытой формы инфляции, т. е. в росте цен, сопровождается снижением покупа-тельной способности и обесценением денег по отношению к конечным товарам и ресурсам. Однако инфляция не означает, что все цены в экономике стремятся к повышению. Цены могут колебаться одновременно с разной скоростью и разно-направлено на межотраслевом и внутриотраслевом уровне. Инфляцию, сопровож-дающуюся ценовой разбалансированностью, когда в одних секторах цены растут разными темпами, а в других могут сокращаться, называют несбалансированной инфляцией. Ее сложнее выявить и урегулировать, чем сбалансированную инфляцию, при которой цены изменяются в одном направлении и примерно оди-наковыми темпами. Главное при определении открытой инфляции – установить, что общий уровень цен повышается.
Открытая инфляция обычно измеряется в темпах прироста уровня цен за год, и подсчитывается в процентах:
= Р1-P0/P0*100%,
где - темп инфляции в процентах за год, p1 – уровень данного года, p0 – уровень цен предшествующего года. В качестве показателя уровня цен используется деф-лятор ВВП, но так же можно использовать индекс потребительских цен и индекс промышленных цен.
Необходимо иметь в виду, что не любое повышение цен – инфляция. С понятием открытой инфляции не следует смешивать рост цен, вызванный, напри-мер, сезонными колебаниями спроса и предложения, природными катаклизмами и, что очень важно, экономическими циклами. Рост цен, происходящий не по при-чине искажения оценки ресурсов, товаров и услуг, нарушающего пропорции обмена и распределения, а по каким – то другим причинам, инфляцией не явля-ется. Например, повышение квалификации и, соответственно, производительнос-ти рабочей силы, подлежит большему вознаграждению. Если заработная плата увеличивается адекватно росту производительности труда, и, соответственно, повышается уровень цен – это не инфляция. А вот когда рост заработной платы превысит рост производительности, т. е. Произойдет завышенная оценка фактора производства, тогда речь идет об инфляции.
Поэтому при оценке инфляции необходимо очистить цены от неинфля-ционных колебаний. Так, если в экономике ежемесячный темп инфляции состав-ляет 7%, а цены на с/х продукцию сезонно снизились, скажем, на 1,5%, то нельзя утверждать, что в этот период инфляция снизилась до 5,5% в месяц.
Классификация инфляции возможна на основе различных критериев: социаль-но – экономических условий, типа денежной системы, факторов и степени инфля-ционных процессов. Наибольшее распространение получила классификация про-цесса инфляции по степени его интенсивности. Темп нарастания инфляции ме-няет ее характер; границы между различными видами инфляции достаточно условны и подвижны:
1. Нормальная инфляция – темпы растут медленно, примерно 3 – 3,5% в год; масштаб инфляции поддается контролю;
2. Умеренная инфляция (ползучая) – темпы достигают до 10 % в год; такая инфляция признается относительно безвредной и вполне соответствующей нор-
мальному экономическому развитию в целом; масштабы ее не приводят к непред-виденным нарушениям, особенно в распределении национального дохода между различными социальными группами;
3. Галопирующая инфляция – характеризуется ростом цен от 10 до 100% в год. Деньги обесцениваются довольно быстро, поэтому в качестве цен для сделок либо используют устойчивую валюту, либо в ценах учитывается ожидаемые тем-пы инфляции на момент платежа. Другими словами, сделки (контракты) начи-нают индексироваться.
4. Гиперинфляция – начинается при повышении цен более чем на 50% в месяц на протяжении длительного периода времени – полугодия или более; за год цены повышаются не менее чем в 130 раз, при этом деньги вытесняются из оборота, уступая место товарному бартеру. Расходование заработной платы и рост цен принимают катастрофический характер, что сказывается на благосостоянии насе-ления, причем даже наиболее обеспеченных слоев. Социально – экономические издержки требуют принятия мер для обуздания самой инфляции.
Из всех видов инфляции наиболее губительной для экономики является гиперинфляция, сопровождаемая астрономическим ростом денежной массы в обращении и, как следствие, катастрофическим ростом цен на потребительские товары. Роль самих денег в этих условиях сильно падает, население переходит на другие, гораздо менее эффективные формы расчета. Появляются параллельные валюты, в том числе иностранные, а также квазиденьги (талоны, карточки и т.п.).
Характерные черты проявления гиперинфляции:
· Разрушение нормальных экономических отношении;
· Взаиморасчеты принимают бартерный характер;
· Производители и потребители избавляются от денег, вкладывая их в непроизводительные ценности;
· Растет спекулятивная деятельность;
· Сворачивается производство, и накапливаются товары в расчете на их удорожание;
· Обесцениваются накопления целого поколения людей.
От гиперинфляции в первую очередь страдают население, имеющее фиксированные доходы, вкладчики – кредиторы и предприниматели, а выиг-рывают – частные фирмы, обладающие возможностями регулировать заработную плату; фирмы – посредники торгующие драгоценностями, стоимость которых в период инфляции растет неизмеримо быстрее, чем уровень жизни. Классическими примерами гиперинфляции принято считать положение экономики Никарагуа в период гражданской войны (1979), когда среднегодовой прирост цен составил 33000%. Другой пример – послевоенная Венгрия. Однако абсолютный рекорд был установлен во время военных событий в бывшей союзной республике Югославии – Сербии (1996). В результате экономического эмбарго мирового сообщества рост цен там составил 3000000000% при средней заработной плате 1 DM. При этом це-ны выросли еще значительнее, а многие промышленные товары не появлялись на прилавках магазинов. В России в первой половине 1997 г. темпы инфляции соста-вили 17 – 20% в месяц или около 700% в год, что указывает на все признаки гиперинфляции.
В условиях тоталитарного режима, в социалистической экономике, явление инфляции не «замечалось». Считалось, что поскольку количество денег в обра-щении устанавливается планомерно в соответствии с потребностями розничного товарооборота, то инфляция не может возникнуть. При этом не учитывалось, что инфляция может носить скрытый характер, проявляющийся в товарном дефиците. Именно эта причина – сокращение объема производства – обострила в 1990 г. инфляционные процессы. Особенностью экономического кризиса России явилось то, что он не сопровождался падением доходов предприятий и населения, что усу-губило инфляцию.
Для западной экономики формула «инфляция – рост цен» оказалась неприем-лемой, потому что «там» инфляция означает рост цен при сохранении баланса спроса и предложения. Для Запада главное – цены и их общий уровень. В России понятие инфляции также связано с ценами, но уже в другом ракурсе: деньги у населения есть, а купить нечего, что явилось результатом либерализации цен.
Понятие инфляции в России имеет собственное свойство и не укладывается в рам-
ки классического представления. Понятие инфляционной ситуации, когда эффективный спрос превышает предложение товаров и услуг распространяется не только на потребительский рынок, но и на рынок изделий производственно – технического назначения. Отсюда – популярное определение инфляции: перепол-нение денежного обращения бумажными денежными знаками и их обесценение, т. е. превышение количества денежных знаков над находящимся в обращении то-варным обеспечением.
Как бы то ни было, инфляцию следует рассматривать как:
· Нарушение действий законов денежного обращения, что вызывает расстройство государственной кредитно – денежной системы;
· Явный или скрытый рост цен;
· Снижение жизненного уровня населения;
· Натурализация процессов обмена.
Инфляция – сложный социально – экономический процесс, который в разные периоды развития российской экономики трактовался по – разному: в 30-е годы – как чрезмерный выпуск денежных знаков сверх потребностей оборота; в 40-е как любое обесценивание бумажных денег; в 50-е – как переполнение каналов обра-щения избыточной массой бумажных денег по сравнению с количеством золота, необходимого для обращения; в 60 – 70-е – как многофакторное явление, не имеющее однозначного толкования.
Таким образом, инфляция – многоплановый феномен, вбирающий в себя производственный, денежный и воспроизводительный аспекты.
ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ .
Повышение цен и появление излишнего количества денег – это лишь внешние проявления инфляции; ее глубинной причиной является нарушение пропорций национального хозяйства, т. е. нарушение общего равновесия.
В мировой экономической литературе выделяют три основные силы, приводящие к дисбалансу национального хозяйства и инфляции:
· Государственная монополия на эмиссию бумажных денег, на внешнюю торговлю, на непроизводственные, прежде всего военные, и прочие расходы, связанные с функциями современного государства;
· Профсоюзная монополия, задающая размер и продолжительность того или иного уровня заработной платы;
· Монополизм крупнейших фирм на определение цен и собственных издержек.
Как и большинство других явлений, характерных для рыночной экономики, инфляция не может быть оценена однозначно. Негативные последствия инфляции хорошо известны в нашей стране. Гораздо менее известен тот факт, что инфляция вместе с тем способствует и экономическому росту. Поэтому, как и большинство других процессов, характерных для рыночного регулирования экономики, инфля-ция не должна рассматриваться как абсолютное зло, которое должно быть подав-лено и уничтожено. Она является инструментом, который может быть исполь-зован государством для блага общества и его экономического развития.
Для рассмотрения механизма инфляции обратимся к ее двум типам: во – первых, инфляция спроса, при которой равновесие спроса и предложения нару-шается со стороны спроса, и, во – вторых, инфляция предложения, при которой дисбаланс спроса и предложения происходит из-за роста издержек производства.
Механизм инфляции спроса графически изображен на рис. 1.
Уровень AD AD2 AD3
Цен
AS
P 3
P2
P 1
0 Y1 Y2 Y*
Реальный ВВП
Рисунок 1.Инфляция спроса
На промежуточном отрезке кривой AS рост цен может соответствовать росту производства, либо обгонять его. На вертикальном отрезке кривой AS, что соответствует совокупному предложению в долгосрочном плане, находящемуся на уровне полной занятости, дальнейшее расширение совокупного спроса вызывает только повышение уровня цен, т. е. инфляцию.
Мы видим, что расширение совокупного спроса в условиях приближения к пол-ной занятости и при ее достижении вызывает рост общего уровня цен. Получает-ся, что без инфляции нельзя добиться увеличения ВВП (на промежуточном отрезке AS).
Что же приводит к такого рода инфляции? Дело в том, что происходит рост платежеспособного спроса. Несомненно, возникает вопрос: за счет чего? Ведь экономика любой страны – система замкнутая, и увеличение доходов в одних секторах может, при прочих равных условиях, произойти только за счет перераспределения из других секторов, что в целом не изменит размеров совокуп-ного спроса. Таким образом, увеличение платежеспособности может возникнуть лишь из - за дополнительной эмиссии денег, осуществляемой государством чрез-мерно. Вот и получается, что правительство, обладая монопольным правом на эмиссию денег, в определенных случаях может им злоупотреблять. Рассмотрим, что служит причиной сверхэмиссии, нарушающей баланс между совокупным спросом и совокупным предложением.
Причины вздутия совокупного спроса из-за дополнительной эмиссии, глав-ным образом, связаны с дефицитом бюджета правительства и способами его погашения.
Во – первых, если правительство считает, что покрытие бюджетного дефи-цита посредством займов у населения и бизнеса усилит дисбаланс между сбере-жениями и инвестициями, подняв ставку процента и сократив инвестиционный спрос, то оно может прибегнуть к монетизации государственного долга. Чрез-мерная эмиссия и сопровождающая ее индексация доходов приводит к переплете-нию инфляционных ожиданий населения и бизнеса, что и раскручивает инфля-ционную спираль. Причем к увеличению темпа инфляции могут привести любые чрезмерные расходы, превышающие доходы бюджета, даже такие, казалось бы, справедливые и благородные, как увеличение трансфертных платежей (пенсий, пособий, дотаций и т. д.).
Во – вторых, к инфляционному росту совокупного спроса приводит расширение государственного сектора, сопровождающееся увеличением заработной платы не в связи с ростом производительности труда, а для привлече-ния и поощрения государственных служащих и работников госпредприятий. К то-му же, наращивание в экономике удельного веса продукции госсектора с фикси-рованными ценами на фоне увеличения номинального дохода работников также может стать инфляционным фактором. В – третьих, финансирование военных заказов и расширение военно-промышленного комплекса. Продукция этого секто-ра экономики специфична и не является объектом производственного и потреби-тельского спроса. Сам же ВПК предъявляет спрос на рынке капитала, труда, а также на рынке потребительских товаров и услуг. Создается давление на цены в сторону их повышения, так как деньги для оплаты военных заказов увеличивают денежную массу, не подкрепленную массой товарной.
Итак, эмиссионное покрытие бюджетного дефицита является прямым фак-тором инфляции спроса. Сами же причины бюджетного дефицита, заключаю-щиеся в неэффективности государственных расходов, вызывают количественные и структурные диспропорции между совокупным спросом и совокупным предло-жением и становятся косвенными факторами инфляции. Аналогичное воздейст-вие на совокупный спрос может оказать и стимулирующая кредитно – денежная политика Центрального банка в случае продажи облигаций на открытом рынке. Процентная ставка снизится за счет расширения денежной массы, а инвестицион-ные проекты реализуются через определенный лаг времени, за период которого и может произойти инфляционный всплеск.
Помимо группы причин, связанных с бюджетным дефицитом и увели-чением денежной массы, инфляцию спроса может усилить обесценивание отече-ственной валюты страны по отношению к устойчивой иностранной валюте, если высока доля иностранной валюты в составе денежного агрегата М 2. Этот фактор при падении курса отечественной валюты срабатывает дополнительной эмиссии и может вызвать инфляцию спроса. Механизм раскручивания инфляции спроса характеризуется тем, что сначала увеличивается денежная масса, а затем – сово-купный спрос. Как инфляция спроса влияет на реальный объем производства? Рассмотрим рис.2.
P LRAS
AS 2
AS 1
P 3 E 3
P 2 E 2
P 1 E 1
AD 2
AD 1
Y 1 Y 2
РИСУНОК 2. Инфляция спроса и реальный объем производства
В результате роста денежной массы при неизменном объеме производства расширение совокупного спроса от AD1 до AD2 приводит к повышению цен в краткосрочном плане (от P1 до P2). Совокупное предложение отреагирует на повы-шение цен краткосрочным расширением, что на рис. 2, отразиться в смещении вдоль кривой AS1 ДО пересечения с кривой AD2 . В экономике создается проме-жуточное (краткосрочное) равновесие при более высоком уровне цен и произ-водства. Однако в долгосрочном плане при заключении контрактов работники не согласятся на уже снизившуюся реальную заработную плату и, адаптируясь к выросшим ценам, потребуют повышения номинальной заработной платы для сохранения покупательной способности их заработка. Рост номинальной заработ-ной платы увеличит издержки предпринимателей, что сократит совокупное пред-ложение. Кривая AS1 сместиться влево, до первоначального объема выпуска Q1. При этом еще больше вырастут цены (до уровня P3).
Таким образом, в долгосрочном плане избыточное расширение совокупного спроса приведет к новому долгосрочному равновесию, характеризующемуся неизменным объемом производства при возросшем уровне цен, что графически выразиться в смещении равновесия вдоль кривой долгосрочного предложения LRAS из точки 1 в точку 3.
Второй тип инфляции – инфляция издержек – происходит в результате сокращения совокупного предложения в связи с удорожанием издержек производства на единицу продукции. Графически инфляция издержек изображена на рис. 3 с помощью модели «AD – AS».
P
AD AS 2 AS 1
P 2
P 1
Y 2 Y 1 Y
Рисунок 3. Инфляция издержек
Кривая AS под воздействием роста издержек на единицу продукции сдвигается влево, что вызывает сокращение объема производства при одновременном повышении уровня цен.
Что же вызывает рост издержек?
Наверное, следует рассмотреть монополизм фирм и профсоюзов .
Монополизм фирм приводит к повышению издержек производства, вызывая инфляцию. Значительная часть продукции в современном мире производится в отраслях с олигополистической структурой рынка. Все известные виды монопо-лий и олигополий обладают соответствующей властью над ценой. Цены удержи-ваются за счет недопроизводства продукции по сравнению с конкурентным и потенциально возможным объемом выпуска, а также за счет барьеров проникно-вения в отрасль, прежде всего, основанных на монопольном владении ресурсами. Происходит завышенная оценка ресурсов по отношению к их предельной произ-водительности, а также завышение цен на промежуточную и готовую продукцию за счет искусственного недопроизводства. Распространяясь по всей экономике, искаженные ценовые сигналы с каждым производственным циклом развивают тенденцию к завышенному ценообразованию по сравнению с тем, какими долж-ны быть цены при данном уровне технологического развития. Итак, монополизм фирм порождает инерционное завышение цен.
В отдельных случаях аналогичным фактором инфляции издержек является определенная степень власти над ценой зарубежных фирм, приводящая к разно-видности импортируемой инфляции через ценовые шоки. Под импортируемой понимается инфляция, проникающая в экономику страны из-за рубежа через цены иностранных товаров. Так, если в экономике страны широко используется в производстве импортируемые ресурсы, то их резкое подорожание приведет к рос-ту издержек внутри страны и к сокращению совокупного производства при одно-временном росте цен. Классическим примерами инфляции издержек, вызванной шоками цен на энергоносители, импортировавшиеся из стран ОПЕК, является энергетический кризис в США и Зап. Европе 1973 – 74 гг. и 1 пол. 80-х.
Подобный эффект ценового шока, способного усилить инфляцию издержек, также может быть вызван резким обесценением курса отечественной валюты по отношению к иностранной в том случае, если высока доля импорта в совокупном предложении, включая ресурсы технологию. В этом случае удержать цены не смогут даже те отечественные производители, продукция которых не имеет импортной составляющей. Ведь все производители одновременно являются пот-ребителями, и будут стараться сдерживать падение своего реального дохода через повышение цены выпуска. Например, в России такое поведение производителей вызвал резкий скачок курса доллара по отношению к рублю в августе 1998 года.
Монополизм профсоюзов проявляется в области ценообразования в рынке тру-да. Сильные профсоюзы давят на предпринимателей, добиваясь повышения зара-ботной платы, либо сокращают предложение квалифицированных профессий, что также толкает заработную плату вверх. Повышаются издержки предпринима-телей на услуги труда, дороговизна производства делает невыгодным его расши-рение. Совокупное предложение начинает сокращаться, несмотря на то, что сово-купный спрос остается на прежнем уровне, а порой и растет.
Инфляцию издержек может вызвать сдерживающая бюджетно – налоговая и кредитно – денежная политика правительства, во – первых, при наличии лага за-паздывания в принятии решений и, во – вторых, в случае взаимоисключаемости целей экономической политики. Так, если лаг принятия решений затянут, то сдерживающие инструменты, адекватные фазе бума, применяются к уже изменив-шейся ситуации, например, депрессии, требующей от правительства воздействия иного характера. В результате несвоевременное повышение налогов, импортных пошлин на сырье и промежуточную продукцию, ужесточение условий кредита и другие сдерживающие меры повысят издержки производства и могут привести к инфляции издержек.
Рассмотрим случай взаимоисключаемости целей. Допустим, правительство ставит задачу стимулировать производителей неинфляционным способом и, в то же время, решить проблему бюджетного дефицита, также не вызывая инфляции. В таком случае правительство будет не ухудшать условий кредита (не повышать процентных ставок), следовательно, для покрытия бюджетного дефицита уже не подойдет ни рефинансирование, ни монетизация государственного долга. Что остается? Если поправлять бюджетную ситуацию повышением ставок налога, то это противоречит первой цели. Впрочем, любая из перечисленных мер в этом слу-чае приведет к инфляции издержек и спроса.
Но не только экономическое, но и административное регулирование экономики может придать импульс инфляции издержек. Например, частое изменение право-вых норм, расплывчатость законодательства, усложнение и частое изменение процедур регистрации и отчетности фирм, усиление регламентации сфер пред-принимательства, дробление лицензий, сокращения сроков их действия и т. д. Все это увеличивает административные издержки, в частности, и трансакционные из-
держки в целом, а значит, может привести к повышению уровня цен в стране и к сокращению легального производства.
Рассмотрим графически воздействие инфляции издержек на реальное производство в краткосрочном и в долгосрочном плане (рис.4). Первоначальный объем производства составляет Y 1 при уровне цен P 1 . Под давлением проф-союзов возрастает заработная плата. Предприниматели, столкнувшись с ростом издержек, сокращают объем производства: кривая AS 1 смещается влево до AS 2. Мы видим, что в краткосрочном плане реальный объем производства Y 1 сокра-титься до Y 2, а уровень цен повыситься до P 2. Будет ли дальше развиваться инфляция издержек – зависит от правительства. Если оно отважиться допустить спад, то дальнейшее сокращение Y повлечет за собой падения заработной платы и уровня цен. Сократятся издержки, и кривая AS 2 может вернуться на уровень AS 1 (рис.4 а). Но, как правило, выбирает популярные меры и, чтобы не допустить рецессии, стимулирует совокупный спрос посредством эмиссионной накачки. Графически расширение совокупного спроса выразиться в сдвиге AD 1 до AD 2. В результате реальное производство вернется в прежний уровень Y 1, но цены повысятся до уровня P 3.
Соответственно последующие трудовые контракты будут заключаться уже по более высокой номинальной ставке заработной платы, что снова вызовет рост издержек, сокращение реального обмена производства и дальнейшее повышение цен. Так раскручивается спираль «заработная плата – цены». Однако долгосрочный уровень производства далеко не всегда будет полностью восстанавливаться. Графически (рис.4 б) это выразиться отклонением кривой долгосрочного объема производства при одновременном росте цен.
Рисунок 4:
P LRAS
AS 2(W)
AS 1
P 3
P 2 AD 2
P 1 AD 1
0 Y 2 Y 1 Y
а) Кривая совокупного предложения в долгосрочном плане LRAS изображена вертикальной линией, так как реальный выпуск, сократившийся в краткосрочном плане до Y 2, восстанавливается в долгосрочном плане до прежнего уровня Y 1.
P LRAS
AS 2
AS 1
P 3
P 2 AD 2
P 1 AD 1
0 Y 2 Y 3 Y 1 Y
б) Под влиянием эмиссионной накачки AD реальный объем выпуска, сократившийся в краткосрочном плане до уровня Y 2, восстанавливается не полностью. Поэтому кривая LRAS отклоняется влево.
Механизм раскручивания инфляции издержек характеризуется тем, что первоначально в результате роста издержек повышается уровень цен, а затем расширяется денежная масса.
Мы рассмотрели преимущественно немонетарные причины как основу воз-никновения инфляции издержек: неэффективность работы рынка и прави-тельства, что приводит к дефициту, то есть дисбалансу между совокупным спро-сом и совокупным предложением в сторону превышения последнего. В резуль-тате по всей экономике распространяется и многократно воспроизводится иска-женный ценовой сигнал: ресурсы оцениваются выше своей предельной произво-
дительности и распределяются неэффективно. Соответственно, деформируется не только предложение, но и спрос, дисбаланс между которыми усиливается с каж-дым новым витком ценовой спирали. Все значительнее становиться переоценка одних факторов производства и недооценка других по сравнению с их предельной производительностью. Это позиция сторонников немонетарного происхождения инфляции, которые не сводят причины инфляции только к денежным факторам.
На Западе отдают предпочтение монетарной концепции, что вполне оправ-дано при развитой финансовой сфере и сбалансированных ценах.
Исследования, проводимые как за рубежом, так и в России, в основном нап-равлены на определение влияния денежной массы на цены. Анализ динамики этих показателей показывает, что имеется некоторый временный лаг при влиянии динамики размера денежной массы на инфляцию. По мнению некоторых эконо-мистов, на протяжении 1992 – 1993 гг. инфляция в России отставала от денежной эмиссии на три месяца. Другие экономисты приводят в своих работах несколько иные величины лагов взаимодействия денежной массы и цен. По их данным, в апреле – августе 1992 г. лаг составил три месяца, с октября 1992 г. по октябрь 1993 г. – уже пять месяцев, в январе – декабре 1994. – шесть месяцев. На рубеже 1994 и 1995 гг. временной лаг сократился до пяти месяцев, уже к апрелю 1995 г. возвратившись на прежний уровень.
Но во всех этих случаях, величина лага определялась либо путем теоре-тических рассуждений, либо путем составления графиков. Однако следует за-метить, что монетарная теория инфляции – это трактовка инфляции в узком смыс-ле. Европейская экономическая комиссия ООН поставила под сомнение тради-ционную монетаристскую точку зрения о существовании положительной систе-матической связи между изменением денежной массы и инфляции, по крайней мере, для стран с переходной экономикой.
Как и большинство экономических явлений, характерных для рыночной экономики, инфляция не может быть оценена однозначно. Негативные последст-вия инфляции хорошо известны в нашей стране. Гораздо менее известен тот факт, что инфляция способствует и экономическому росту. Поэтому, как и боль-шинство других процессов, характерных для рыночного регулирования эконо-мики, инфляция не должна рассматриваться как абсолютное зло, которое должно быть подавлено и уничтожено. Она является инструментом, который может быть использован государством для блага общества и его экономического развития. Научный подход к проблемам инфляции отличается от обывательского трезвой оценкой опасности выхода инфляции из - под контроля и выработкой рекомен-даций по ее регулированию, четко оценивающих конкретно – исторические и национально – государственные условия и особенности функционирования национальной экономики.
Инфляция, способствуя повышению цен и нормы прибыли, вначале высту-пает как фактор оживления конъюнктуры, но по мере углубления она превра-щается из двигателя в тормоз, усиливая социально – экономическую неустой-чивость в стране.
В странах с развитой рыночной экономикой ползучая инфляция рассмат-ривается в качестве нормального фактора экономического роста. Однако галопи-рующая, а тем более, гиперинфляция воспринимают как явление негативное, пос-кольку несет в себе огромные социально – экономические издержки. Она отвле-кает капиталы из сферы реального производства в сферу обращения, где они быстрее оборачиваются и приносят огромные прибыли; приводит в расстройство товарооборот страны в связи с нарушением закона денежного обращения; ведет к деформации потребительского спроса, к «бегству от денег» к любым товарам независимо от реальной потребности в них; искажает нормальную структуру соотношения спроса и предложения; усиливает спекулятивную торговлю; отрица-тельно влияет на кредит и кредитную систему; вызывает глубокое расстройство денежной системы. Обесценивание денег подрывает стимулы к денежным накоплениям. Таким образом, инфляция ведет к нарушению процесса воспроиз-водства во всех звеньях – как в сфере производства, так и в сфере обращения.
Вместе с тем инфляция не только подрывает экономический рост внутри страны, но и отрицательно воздействует на международные валютные отно-шения.
Во – первых, рост цен означает внутреннее обесценение валют, падение их покупательной способности. Обесценение валют порождает валютный демпинг, бросовый экспорт по ценам ниже мировых.
Во – вторых, инфляция повышает уровень мировых цен. Под воздействием инфляции цены на мировом рынке по темпам роста не только сравнялись с темпа-ми роста внутренних цен, но и превзошли их, что эксперты МВФ связывают с ростом экспортных цен на нефть.
В – третьих, рост цен ослабляет конкурентоспособность экспортной про-дукции. Подрывая конкурентоспособность национального производства, инфля-ция тем самым усиливает рост внешнеторгового дефицита, затрудняет уравнове-шивание платежных балансов.
В – четвертых, неравномерность падения покупательной способности валют усиливает неэквивалентность валютных курсов, вызывает несоответствие между официальными и рыночными курсами валют, что чрезвычайно затрудняет стабилизацию валютных курсов, делает необходимым пересмотры курсовых соотношений. Однако каждое такое изменение (девальвация и ревальвация) не только не устраняло причин неустойчивости валютных курсов, но наоборот, еще больше усугубляло и обостряло их, порождая множество новых противоречий.
Таким образом, инфляция стала не только внутренней проблемой, но и разрушительной основной силой в международных валютных отношениях.
ВОЗМОЖНОСТИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.
Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов.
Для начала разберем основополагающие понятия теории денег. Уровень инф-ляции равен (приблизительно) уровню увеличения денежной массы, по крайней мере, в рамках длительного периода времени. Чем определяется выпуск денег? При высокой инфляции быстрое увеличение денежной массы обычно происходит в результате того, что правительство старается покрыть бюджетный дефицит за счет ссуд Центрального банка. Чем крупнее бюджетный дефицит в процентном отношении к валовому национальному продукту, тем быстрее увеличивается объем денежной массы.
Используя ряд несложных допущений, экономисты вывели математическую зависимость между размерами бюджетного дефицита и темпами увеличения денежной массы (следовательно, и уровнем инфляции). Допустим, что население поддерживает определенное соотношение между объемом национального дохода (Y) и объемом имеющихся в его распоряжении денег (M). Определим соотношение. Y/M как скорость обращения денег (V) и предположим, что V — величина постоянная. Бюджетный дефицит в процентном отношении к ВНП обозначим буквой d . Теперь можно вывести важное уравнение.
Прежде всего
1. V= Y/М
В данном уравнении скорость денежного обращения V определяется как соотношение национального дохода Y и денежной массы M. Мы предполагаем, что скорость денежного обращения — величина постоянная:
2. d = D/Y,
где D — размер бюджетного дефицита в рублях; d — размер бюджетного дефицита в процентном отношении к объему валового национального продукта.
3. M* = D.
Согласно данному уравнению изменение денежной массы равно дефициту бюджета. Это равносильно допущению, что бюджетный дефицит оплачивается за счет кредитов Центрального банка и отсутствует какой-либо другой источник увеличения денежной массы.
4. Инфляция = P*/ P = M*/ M
Данное уравнение свидетельствует о том, что инфляция цен равна темпам увеличения денежной массы. Это происходит в том случае, если реальная величина национального продукта ( Y / P ) и скорость денежного обращения Y — величины постоянные.
Совместив все эти уравнения, мы придем к искомому варианту: Инфляция - V • d .
Согласно этому уравнению уровень инфляции прямо пропорционален размеру бюджетного дефицита. Разумеется, для простоты это уравнение построено на целом ряде допущений. Мы допустили, что скорость обращения денег и размеры бюджетного дефицита остаются неизменными и что денежная масса увеличивается с одной лишь целью: погасить государственный дефицит. Эти простые условия приводят нас к искомому выводу. Хотя наши допущения и не совсем точны, они указывают на первостепенную задачу стабилизации. Для преодоления высокой инфляции необходимо сократить дефицит бюджета или же прекратить оплачивать его за счет кредитов Центрального банка.
Общепринятым способом снижения высокой инфляции является сокращение бюджетного дефицита — ядро практически каждой удачной программы стабилизации. Достичь этого можно путем уменьшения расходов правительства или привлечения дополнительных налоговых поступлений в бюджет. Поскольку инфляция сама представляет своеобразный налог — на денежные сбережения, нередко можно и даже нужно добиться его снижения за счет увеличения других видов налогов. Как правило, успешные стабилизационные (или антиинфляционные) программы предполагают обе меры: и сокращение правительственных расходов, и повышение налогов.
Значительного снижения бюджетного дефицита можно добиться путем сокращения государственных субсидий, хотя предложения подобного рода зачастую приводят к общественному смятению и недовольству. Давайте в качестве примера рассмотрим государственное субсидирование цен на хлеб. Что происходит, когда хлебные субсидии ликвидируются? Сначала цены на хлеб повышаются, что само по себе выглядит как инфляционный процесс. Но благодаря сокращению субсидий снижается дефицит государственного бюджета. Денежная масса перестает расти прежними темпами и соответственно снижается инфляция. Таким образом, сокращение субсидий обычно приводит к несколько неоднозначному результату: быстрому скачку цен, за которым следует снижение уровня инфляции.
Именно поэтому многие программы стабилизации имеют такой своеобразный характер: вначале происходит резкий скачок цен (вызванный ликвидацией субсидий), а в последующие месяцы происходит быстрое снижение инфляции. Подобный характер принял и стабилизационный процесс в Польше в 1990 г. В конце 1989 г. цены в этой стране повышались примерно на 30% в месяц. В январе 1990 г. были отменены субсидии и за один лишь последующий месяц цены подскочили на 77%! Однако немедленно вслед за этим инфляция практически исчезла и до самого конца 1990 г. держалась на уровне 5% в месяц. На протяжении 80 – 90-х годов многие страны испытывали высокую инфляцию. Почти во всех странах, которым действительно удалось взять инфляцию под контроль, было проведено очень резкое сокращение бюджетного дефицита правительства, после чего тому уже не приходилось занимать деньги у Центрального банка. В Польше дефицит государственного бюджета, составлявший в 1989 г. 7 % ВНП, в 1990 г. сменился положительным сальдо в размере 0,4 % ВНП. В Мексике в ходе стабилизационной программы 1987 г. бюджетный Дефицит, составлявший в 1986 г. более 13 % ВНП, к 1989 г. был снижен примерно до 5 % ВНП. Аналогичным образом и Израилю удалось ликвидировать бюджетный дефицит, составлявший в 1984 г. около 13 % ВНП, и добиться в 1986 г. положительного сальдо в размере примерно 1 % ВНП.
Еще одним ключевым аспектом стабилизации является изменение источников финансирования бюд жетного дефицита. Вместо того чтобы занимать деньги у Центрального банка, правительство может прибегать к помощи иных кредиторов как внутренних, так и внешних. В этом случае правительство получает необходимые средства для покрытия своих расходов, не увеличивая при этом объема денежной массы. Оно может, например, занять деньги посредством продажи населению казначейских векселей — краткосрочных государственных облигаций. В этом случае люди ссужают государству рубли в обмен на облигации займа, по которым правительство обязуется в будущем выплатить деньги с процентами. Полученные средства правительство вновь пускает в обращение, скажем, используя их на выдачу зарплаты государственным служащим. Общего увеличения денежной массы не происходит, а потому не возникает и непосредственного инфляционного эффекта.
Многим правительствам удастся при крупном дефиците бюджета иметь низкую инфляцию. Оплату этого дефицита они производят за счет внутренних и зарубежных займов, а не за счет кредитов своего Центрального банка. Однако для осуществления этих займов правительство должно обладать кредитоспособностью. Иными словами, кредиторы должны быть уверены в том, что ссуда будет должным образом погашена.
Бюджетный дефицит — главный, но не единственный источник увеличения денежной массы. Она может стремительно возрастать и в результате неумеренной выдачи Центральным банком кредитов коммерческим банкам. Поэтому ради успеха программы стабилизации, возможно, придется ограничить объемы кредитования коммерческого банковского сектора из фондов Центрального банка.
.Заслуживает пристального внимания и еще одна составная часть наиболее успешных программ стабилизации: фиксация обменного курса национальной валюты. В период высокой инфляции национальная валюта стремительно обесценивается по отношению к твердым валютам, таким, как доллар США и немецкая марка. В начале 1992 г. один доллар стоил в России 30 руб. В конце 1993 г. его курс поднялся до невообразимого уровня — 1200 руб. Экономическая подоплека такого скачка вполне понятна. Когда Центральный банк выпускает в оборот большое количество рублей, стремительно увеличивающаяся рублевая масса преследует небольшое количество долларов, циркулирующих в экономике. В результате цена каждого доллара в рублевом выражении растет.
В условиях стабилизационной программы стоимость национальной валюты в пересчете на доллары должна стабилизироваться, как только объем денежной массы перестанет увеличиваться столь быстрыми темпами. Кроме того, падение стоимости национальной валюты может прекратиться в ожидании будущей программы стабилизации, ибо если население и предприятия поверят, что намечается серьезная стабилизационная программа, они поймут, что можно вновь без опаски держать на руках большее количество рублей. В качестве стратегического шага правительство может в самом начале стабилизации взять на себя публичное обязательство поддерживать курс национальной валюты по отношению к доллару на определенном уровне. Иными словами, правительство фиксирует обменный курс.
Вот как это происходит. Центральный банк объявляет, что с этого самого момента (и, по крайней мере, в течение нескольких месяцев!) он гарантирует стабильную цену национальной валюты в пересчете на доллары США. Например, Центральный банк России может объявить, что курс рубля устанавливается на уровне 1500 руб. за доллар. Это означает, что банк согласен продавать доллары любому предприятию, банку или частному лицу, готовому заплатить 1500 руб. за один доллар. И в то же время он согласен покупать доллары у предприятий, бан-ков или частных лиц по той же самой цене — 1500 руб. за доллар. Пока банк хранит свой обет, курс валюты будет оставаться стабильным.
Сможет ли Центральный банк сдержать свое обещание? Для этого должны существовать два условия. Во-первых, он должен сократить выпуск денежных знаков. Если банк слишком сильно увеличит объем денежной массы, российские жители с помощью этих новых рублей станут скупать доллары по гарантированной цене 1500 руб. за доллар и в конечном итоге банк окажется не в состоянии удовлетворять спрос на твердую валюту. И, во-вторых, Центральный банк должен иметь в своем распоряжении определенное исходное количество долларов на случай, если российские фирмы и граждане решат испытать верность его обещаний. Следовательно, он должен иметь достаточно прочные валютные резервы (определенное количество долларов на своих счетах), прежде чем давать реалистичное обязательство стабилизировать обменный курс. Иногда необходи-мые резервы могут предоставить зарубежные правительства или МВФ. Самый свежий пример — Польша, правительство которой получило в начале 1990 г. 1 млрд. долл. на искусственную фиксацию курса злотого.
Почему так важно стабилизировать обменный курс в самом начале программы стабилизации? История показывает, что подобный шаг приносит ряд положительных результатов. Во-первых, практически моментально прекращается изменение цен на импортные и экспортные товары. Во-вторых, общество начинает верить в осуществимость программы стабилизации, получив яркое свидетельство в виде стабильной национальной валюты. В-третьих, правительство и Центральный банк вынуждены проявлять максимальную осмотрительность в управлении денежной массой, чтобы не нарушить своего обязательства по поддержанию обменного курса на стабильном уровне.
В последние десять лет многие страны добились успеха в программе стабилиза-ции: Боливия и Израиль в 1985 г., Мексика в 1987 г., Польша в 1990 г., Аргентина в 1991 г. и Эстония в 1992 г. Процесс стабилизации во всех этих странах имел ряд общих черт:
1) быстрое снижение высокой инфляции;
2) резкое сокращение бюджетного дефицита;
3) прекращение быстрого увеличения денежной массы;
4) стабилизация обменного курса.
Данные, обобщающие опыт Боливии, Израиля, Мексики и Польши, приведены в таблице 1.С необходимостью стабилизационных мер сталкивались и некоторые страны Западной Европы — Италия, Португалия и Великобритания, прибегнувшие в 70-е годы к помощи МВФ.
ТАБЛИЦА 1.
Четыре программы стабилизации
Страна |
Год |
Инфляция |
Бюджетный дефицит. дефицит** |
Денежная масса *** масса*** |
Боливия |
1984 |
1281,4 |
-29,7 |
790,9 |
1985 |
11749,6 |
-41,2 |
7574,0 |
|
1986 |
276,3 |
-0,1 |
297,0 |
|
1987 |
14,6 |
0,7 |
61,7 |
|
Израиль |
1984 |
373,8 |
-13,0 |
229,4 |
1985 |
304,6 |
-2,8 |
344,9 |
|
1986 |
48,1 |
0,7 |
158,4 |
|
1987 |
19,8 |
-3,3 |
58,2 |
|
Мексика |
1986 |
86,2 |
-13,1 |
51,3 |
1987 |
131,8 |
-13,6 |
106,5 |
|
1988 |
114,2 |
-10,2 |
110,1 |
|
1989 |
20,0 |
-5,4 |
30,6 |
|
1 Польша |
1989 |
251,1 |
-7,4 |
132,1 |
1990 |
555,4 |
0,4 |
556,1 |
|
1991 |
76,7 |
-3,8 |
65,7 |
|
1992 |
45,3 |
-6,0 |
31,4 |
|
Инфляция – уровень определяется по индексу цен. |
||||
Бюджетный дефицит представлен как процент ВНП. Процентное изменение объема вкладов до востребования и наличных |
||||
денег в обращении. |
||||
Итак, основной принцип борьбы с инфляцией – уничтожение ее источников. Необходимо иметь в виду, что временные лаги в принятии политических решений и их лоббирование – это причины монетарного раскручивания инфляции, так как они ведут к неэффективности бюджетных расходов, разбуханию денежной массы и, в конечном итоге, к искажению ценового сигнала. Инерционность произ-водства, связанная с эффектом акселератора, дискретность и неравномерность появления и внедрения новых технологий, скачкообразное развитие экономичес-кой системы – это объективные причины немонетарного искажения ценового сигнала в долгосрочном плане. Следовательно, если существуют объективные причины возникновения инфляции, то полностью это явление не устранимо. Поэтому наиболее реалистичной целью антиинфляционной политики является не абсолютное уничтожение инфляции, а снижение инфляционного накала и под-держание ее темпов на стабильно низком и предсказуемом уровне.
ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ И АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
Российский тип инфляции отличается от всех других известных типов, что объясняется условиями ее развития при переходе от плановой экономики к рыночной, а также высокими темпами роста цен.
Ряд исследователей считают, что характер инфляции в России не может быть объяснен только разрушением денежной массы вследствие гипертрофированного спроса. Они полагают, что инфляция имеет немонетарную или, по крайней мере, не только монетарную природу. В качестве причин, вызывающих инфляцию, приводят следующие:
1) Структурные диспропорции между отраслями экономики, оставшиеся в на-следство от централизованной плановой системы. Микро- и макроэкономичес-кие перекосы не только не только не соответствуют стандартам рыночной эко-номики, но и не позволяют быстро победить инфляцию. Последняя может быть остановлена только после радикальных структурных преобразований, на которые потребуются десятилетия.
2) Высокий уровень монополизации экономики, что объясняет монопольный ха-рактер поведения производителей на рынке и устанавливаемые ими монополь-ные цены.
3) Глобальная милитаризация экономики, большая армия, гипертрофированный уровень развития ВПК. Эти сектора экономики, по своему определению, яв-ляются не рыночными. Их продукция не ориентируется на свободный рынок и производится только по государственным заказам, а финансирование осущест-вляется из государственного бюджета. Факторы производства не являются дос-таточно мобильными и не могут быть легко перемещены в рыночно ориенти-рованные секторы экономики. Другими словами, разрыв между спросом на потребительские товары, который предъявляет население, и рыночным пред-ложением этих товаров не может быть легко устранен, что сохраняет базу для роста инфляции.
4) Огромные масштабы страны и колоссальный экономический потенциал. Им-порт, который в относительно небольшой стране может создать конкурентную среду для внутренних производителей, не может полностью нейтрализовать монопольные тенденции и все существующие перекосы российской экономики.
При определенном высоком уровне инфляция становится опасной для эко-номики и социальной стабильности общества. Отрицательное влияние высокой инфляции для национальной экономики России состоит в следующем:
- обесцениваются доходы населения, особенно занятого в бюджетной сфере;
- происходит перераспределение национального богатства от наиболее бедных к наиболее богатым слоям населения, что подрывает социальную стабильность в обществе и усиливает социальное расслоение;
- разрушается денежная система страны, иностранные денежные знаки пос-тепенно вытесняют национальную валюту, расцветает бартер;
- денежные накопления предприятий обесцениваются, невозможны инвестиции, никакие долгосрочные решения не могут быть приняты, подрывается база для экономического роста.
Поскольку инфляция порождена диспропорциями общественного воспроиз-водства в сложных условиях перехода России к рыночной экономике и распада традиционных связей с бывшими союзными республиками, то доминантой в антиинфляционной стратегии и политике должен быть воспроизводственный аспект. Поэтому первоочередной задачей в борьбе с инфляцией является прео-доление экономического спада, эффективная инвестиционная политика, формиро-вание стабильной макроэкономической структуры рынка с целью постепенного выравнивания диспропорций общественного воспроизводства.
Экономический кризис, поразивший Россию в первой половине 90-х годов, по своим масштабам и глубине не имеет аналогов. Действительно, за пять лет с 1990 по 1995 г. объем ВВП в стране сократился на 51%. Ключевой проблемой преодоления кризиса в экономике на начальном этапе реформ является финан-совая стабилизация, снижение темпов инфляции.
На первых этапах реформирования российской экономики были две попыт-ки стабилизации – в 1992 и в 1994 гг. Обе они основывались на монетарных взгля-дах, но обе окончились неудачей. Каждая из них реализовывалась в виде двух-актного цикла: за полугодовым периодом жесткой денежной политики следовал поворот к ее смягчению, в результате чего инфляция опять резко возрастала.
В январе – июне 1992 г. проводилась относительно жесткая денежная поли-тика, что проявлялось в замедлении роста денежной массы и снижении темпов инфляции. Негативным следствием такой политики явился рост взаимной задолженности предприятий. За полгода задолженность возросла почти в 100 раз. Предприятия оказались не в состоянии ни покрыть свои расходы, ни получить правительственные кредиты. Кризис неплатежей стал причиной отказа от денеж-ной кредитной политики, после чего инфляция превысила уровень 20%. Кредит-ная политика смягчилась, кредиты стали более доступными, а накопленные долги предприятий были в основном погашены за счет денежной эмиссии и выделения новых кредитов.
Начало второй попытки стабилизации относится к январю 1994г. До августа удавалось постепенно уменьшать темпы инфляции, а в августе инфляция была меньше 5%. Правительством был сделан вывод, что окончательная финансовая стабилизация будет скоро достигнута.
Проводимое в первом полугодии 1994 г. ужесточение денежной и кредит-ной политики снова обострило проблему неплатежей. Ситуация осложнялась тем, что образовавшиеся в 1994 г. неплатежи включали в себя задолженности по зарплате и налогам и были характерны в основном для убыточных отраслей. Вместе с тем, правительство не было готово идти на массовое разорение и банкротство фирм.
Уже в апреле 1994 г. произошло ускорение роста денежной массы и увели-чение кредитования промышленности. Поэтому было не удивительно, что насту-пил «черный вторник» (11 октября 1994 г.) и темпы инфляции во второй половине 1994 г. снова выросли.
Кризис принял затяжной характер. Главным препятствием его преодоления выступило свертывание емкости внутреннего рынка в связи с сокращением реаль-ных доходов большинства населения, с одной стороны, и падением нормы и мас-сы накопления капитала, с другой. В этот период на кризис сбыта вместе с пла-тежным кризисом и необеспеченностью материального снабжения предприятий приходилось свыше 80% падения производства.
Что касается сдвигов в отношении распределения, то о них можно судить по данным о структуре денежных доходов населения.
Структура денежных доходов населения, %
1991 г. |
1992 г. |
1993 г. |
1994 г. |
1995 г. |
1996 г. |
|
Всего ден. доходов В том числе: Оплата труда Пенсии, пособия, стипендии Доходы от собственности и предпринимат. деят. и т.д. |
100 74 16 10 |
100 70 14 16 |
100 61 15 24 |
100 47 15 38 |
100 39 16 45 |
100 38 15 47 |
Реальная среднемесячная заработная плата в 1996 г. была ниже уровня 1991 г. более чем в 3 раза.
В результате, если ведущим фактором экономического спада явился спад СССР, то с 1993 г. фактор спроса превратился в главную причину продолжавше-гося экономического упадка. Нарастающее сокращение емкости внутреннего рын-ка блокировало возможности стабилизации положения и выхода из экономичес-кого кризиса.
Свертывание процесса капиталовложения намного сократило спрос на инвестиционные товары и тем самым обострило ситуацию. В 1995 г. в соответст-вии с федеральной программой инвестиций было предусмотрено ввести в строй 297 объектов производственной сферы, из которых 137 намечалось профинанси-ровать за счет средств федерального бюджета на безвозвратной основе. Однако реально было введено в строй 10 объектов или 5% от намеченного.
В условиях инфляции усилилась общая разбалансированность системы цен. Они оторвались от своей основы – товарного производства. Действительно, свободные цены в высокомонополизированных отраслях превысили издержки производства и платежеспособный спрос в 2 – 3 раза, т. е. проявились как моно-польно - спекулятивными. Это, в свою очередь, привело к инфляционному росту денежной массы и обесценению рубля.
Инфляция подорвала стимулы для долговременных инвестиций в сферу производства. Обесценивая оборотный капитал, она явилась одной из главных причин кризиса платежей.
Поскольку инфляция дезорганизовала экономику и вела к опасному обост-рению социальной напряженности, власти были вынуждены принять антиинфля-ционные меры. Они включали изменение системы финансирования бюджетных дефицитов, ограничение кредитов Центрального банка отдельным отраслям эко-номики и др.
В 1995 г. была осуществлена третья с начала реформ попытка достижения макроэкономической стабильности в России. Во многом она оказалась успешнее первых двух. Сказалось, прежде всего, более последовательное осуществление правительством и ЦБ ограничений бюджетной и кредитно – денежной политики.
В результате развитие российской экономики в 1995 г. в сравнении с 1994 г. характеризовалась рядом позитивных тенденций. Спад производства, который продолжался 6 лет, в 1995 г. заметно замедлился. Объем ВВП сократился по срав-нению с предыдущим годом на 4 % против 13% в 1994, объем производства про-мышленной продукции – соответственно на 3 и 21%.
Изменение структуры денежной массы за счет более медленных темпов роста денежной массы позволило существенно сжать количество денег в обраще-нии, что привело к снижению темпов инфляции. Но все же инфляция снижалась значительно медленнее, чем ожидалось. Сказалось сохранение высоких инфля-ционных ожиданий, рост цен на энергоносители и транспортные услуги.
Подавление инфляции и развитие финансового сектора по существу яви-лись теми целями, на достижение которых была направлена экономическая поли-тика в 1992 – 1996 гг. В результате системного воздействия денежно – кредитной политики ЦБР в 1996 г. удалось снизить до минимальных значений темпы инфляции.
В 1997 г. в экономике произошли качественные изменения, проявились устойчивые признаки не только стабилизации социально – экономической ситуа-ции, но и начала экономического роста. Темпы инфляции продолжали снижаться. За 1997 г. (декабрь к декабрю) потребительские цены выросли на 11%, что почти вдвое меньше, чем за предыдущий год (21,8%). Еще более заметно снижения тем-пов роста цен предприятий – производителей на промышленную продукцию (7,4 против 25,6% в 1996 г.), что свидетельствует о формировании тенденции к сокра-щению инфляционного потенциала в производственном секторе и «давления» оптовых цен на потребительские.
Добиться уменьшения темпов инфляции удалось, прежде всего, за счет контроля за ростом предложения денег и усиления регулирования государством цен и тарифов на продукцию и услуги, производимые естественными монополия-ми. По данным Банка России, денежная масса увеличилась за 11 месяцев 1997 г. на 25,7%. При этом динамика номинальной денежной массы опережала динамику инфляции, т. е. происходил рост реальной денежной массы. Важно, что данный процесс сопровождался возрастающим спросом на рубли и снижением инфляционных ожиданий у экономических объектов, что выразилось в замед-лении скорости обращения денег.
Одним из факторов, определивших снижение темпов инфляции, явилось уменьшение контрактных цен по ряду видов импортных товаров в общем, объеме товарных ресурсов розничного товарооборота снизилась до 49 против 53% в 1996 г. Все больше на динамику внутренних цен влияла конкуренция отечествен-ных товаров.
Осенью 1998 г. началось новое повышение инфляции. Если начиная с фев-раля 1998 г. месячный индекс цен не превышал 101%, то в августе (практически за одну неделю) он повысился до 103,7%, а в сентябре – 138,4%. Одной из причин возвращения инфляции являлось несоответствие проводимых реформ социально – политической обстановке в стране и реальному экономическому состоянию общества. Так как главным направлением реформ были избраны немедленная трансформация денежно – ценностного механизма и бездумное крушение госу-дарственного строя экономики: либерализация цен и валютных отношений, отме-на монополий внешней торговли, скоротечная приватизация государственных предприятий и т. д.
По своему происхождению финансовый кризис 1998 г. был чисто российс-ким кризисом. Он не был вызван внешними причинами: ни недоверием зарубеж-ных инвесторов, ни падением мировых цен на нефть и другие сырьевые товары, ни так называемым «мировым финансовым кризисом».
По своей природе российский кризис 1997 – 1998 гг. явился валютным кри-зисом, в основе которого лежала возраставшая несбалансированность валютных активов и обязательств российских денежных властей. Ни тяжелая бюджетная ситуация, ни обострение долговой проблемы, ни спад инвестиций не объясняет причины, характер и последствия кризиса. Важнейшей причиной российского ва-лютного кризиса стала экспансионистская денежно – кредитная и безответствен-ная валютная политика.
В последние три года произошел заметный поворот к лучшему. Оживилось производство, впервые годы реформ вместо спада, отличается его рост. За первую половину 2000 г. ВВП вырос на 7,5%, а производство промышленной продукции на 10%. Резкое падение эффективности импорта и открытие значительных ниш для отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке на основе импор-тазамещения, использование работающими предприятиями «передышки», создан-ной всплеском инфляции, экономия ими на индексации заработной платы работ-ников и т. д.
Главной особенностью прогноза социально – экономического развития Рос-сии и проекта федерального бюджета является то, что они опираются на благо-приятную экономическую ситуацию, сложившуюся в 2000 г. Это находит свое отражение в высоких темпах роста производства, в высоких мировых ценах на нефть, стабильных инфляционных ситуаций и состоянии валютного рынка. Эти благоприятные условия позволили в 2000 г. достичь роста реальных денежных доходов населения, накопить достаточные золотовалютные резервы, с переполне-нием по доходам исполнить бюджет 2000 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность затронутых проблем определяется не только их социально – экономической значимостью, связанной с хронической инфляцией в рыночной экономике, но и особенностями развития экономики в нашей страны на этапе перехода к рыночной модели хозяйствования. Связь такого перехода с инфля-ционными процессами не прямая, но достаточно жесткая. Дело не в том, что централизованная экономика подходит к этому переходу с огромным количест-вом диспропорций, порождающих инфляцию. Дело еще и в том, что переход к рынку сам по себе способен подстегнуть инфляционные процессы. Меры, приз-ванные ограничить искажения эффективного распределения и использования ре-сурсов, сводятся в условиях переходного периода к снятию контроля над ценами, ликвидации государственных субсидий, отказу от ограничений в переливе капи-талов. Но эти же самые меры способствуют выходу на поверхность инфляционных процессов, которые прежде проявлялись в формах, характерных для скрытой инфляции. В этих условиях исследование практики антиинфляцион-ного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой становится необ-ходимым этапом в разработке антиинфляционных программ для экономики Рос-сии, находящейся на этапе перехода к рынку.
ЛИТЕРАТУРА
Абрамова М. А., Александрова Л. С. Финансы, денежное обращение и кредит / Учебное пособие. – М.: ИМПЭ, 1996.
Бокарева Л. Факторы инфляции // Экономист. 1996. № 2.
Денежная масса и инфляция // Экономист. 1999. № 11.
Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; под общей редакцией Б. Лисовика и др. – СПб., 1994.
Душанич Т. Н., Душанич Й. Б. Экономика переходного периода. – М.: ИМПЭ, 1996.
Кризис 1997 г.// Экономист. 1998. № 3.
Курс экономической теории: учебник/ под ред. Булатова – 4-е дополнительное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2000 г.
Программы экономической стабилизации // Финансовые пути России. 1998. Вестник финансиста (специальный выпуск).
Пути стабилизации в рыночной экономике // Экономист.2001 г. №1.
Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.
Ходов Л. Г. Основы государственной экономической политики: Учебник. – М.: издательство БЕК,1997.
Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. Д. Камаева. – 6-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.