Информационное обеспечение работы менеджера
СОДЕРЖАНИЕ: Управленческая деятельность и информационное обеспечение управления. Документационное обеспечение работы руководителя. Организация секретарской деятельности. Программное обеспечение управленческой деятельности. Системы управления базами данных.Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Факультет «Экономики и права»
Кафедра «Финансы и менеджмент»
Курсовая работа
по курсу «Основы менеджмента»
на тему:
«Информационное обеспечение работы менеджера»
Выполнил:
студентка гр. 720151
Чернышовой Д.В.
Проверил: доц., к.т.н.
Михалева Е.П.
Тула 2006
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Глава 1 Управленческая деятельность и информационное обеспечение управления
1.1 Управленческая деятельность
1.2 Информационное обеспечение управленческой деятельности
1.3 Организация информационного обеспечения
Глава 2 Документационное обеспечение работы руководителя
2.1 Системы документации
2.1.1 Организационно-правовая документация
2.1.2 Распорядительная документация
2.1.3 Справочно-информационная документация
2.2 Порядок движения документов в организации
2.2.1 Экспедиционная обработка поступающих документов
2.2.2 Предварительное рассмотрение документов в службе ДОУ
2.2.3 Организация рационального движения документов внутри организации
2.3 Организация секретарской деятельности
Глава 3 Программное обеспечение управленческой деятельности
Глава 4 Системы управления базами данных
4.1 Понятие и классификация современных систем управления баз данных
4.2 Основные функции систем управления базами данных
4.3 Типовая организация современных СУБД
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В окружающем нас мире имеется много предприятий, фирм, объединений, ассоциаций, занимающихся различной деятельностью и имеющих различный юридический статус и форму собственности. Появление подобных производственных и экономических объектов определяется их назначением удовлетворять те или иные потребности общества. Каждый такой объект в процессе функционирования вступает в определенные отношения с изменяющейся средой и состоит из множества различных элементов, взаимодействие которых и обеспечивает его существование и выполнение им своего назначения.
Одним из основных факторов влияния научно-технического прогресса на все сферы деятельности человека является широкое использование новых информационных технологий. Среди наиболее важных и массовых сфер, в которых информационные технологии играют решающую роль, особое место занимает сфера управления. Под влиянием новых информационных технологий происходят коренные изменения в технологии управления (автоматизируются процессы обоснования и принятия решений, организация их выполнения), повышается квалификация и профессионализм специалистов, занятых управленческой деятельностью.
Сфера применения новых информационных технологий на базе персональных компьютеров и развитых средств коммуникации весьма обширна. Она включает различные аспекты – от обеспечения простейших функций служебной переписки до системного анализа и поддержки сложных задач принятия решения. Персональные компьютеры, лазерная и оптическая техника, средства массовой информации и различного вида коммуникации (включая спутниковую связь) позволяют учреждениям, предприятиям, фирмам, организациям, трудовым коллективам и отдельным специалистам получать в нужное время и в полном объеме необходимую информацию для реализации профессиональных, образовательных, культурных и тому подобных целей.
Глава 1 Управленческая деятельность и информационное обеспечение управления
1.1 Управленческая деятельность
Управление в любой организации выделяется в особую функцию, на выполнение которой ориентируются некоторые подразделения организаций. Это органы управления. Все действия органов управления по осуществлению своих функций можно определить как управленческую деятельность.
В рамках организации можно выделить управляемый процесс (объект управления) и управляющую часть (органы управления). Их совокупность определятся как система управления.
Органы управления оказывают на управляемый процесс определенные воздействия, оформленные в виде определенных решений. Чтобы это происходило, им требуется сопоставлять фактическое состояние управляемого процесса с требуемым состоянием, достижение которого является целью управления. Для этого необходимо получать информацию об управляемом процессе. Другими словами, управляющая и управляемая части взаимодействуют друг с другом, причем такое взаимодействие реализуется в виде передачи информации по информационному контуру.
Система управления
Информация об Управляющие
управляемом процессе воздействия
Схема 1 Информационный контур в системе управления
Информационный контур вместе со средствами сбора, передачи, обработки и хранения информации, а также персоналом, осуществляющим эти действия с информацией, образует информационную систему данной организации. Информационная система может быть автоматизированной, а также может основываться на бумажных носителях. В любой автоматизированной информационной системе можно выделить:
- персонал, осуществляющий сбор, формирование, распространение и использование информации;
- пользователей информационной системы – потребителей информации;
- техническую составляющую информационной системы в виде оборудования;
- программное обеспечение;
- информационные ресурсы организации.
Для эффективного управления организацией необходима достоверная информация об ее деятельности. Она служит фундаментом для формирования любых документов, которые лежат в основе управления. Любые действия руководителей опираются на информацию. Ее свойства:
- достоверность, т.е. не искажает истинного положения дел;
- адекватность, т.е. с помощью полученной информации об объекте создается образ определенного уровня соответствия;
- полнота, если информация достаточна для понимания и принятия решений;
- краткость и четкость, она должна быть выражена языком, на котором говорят те, кому она предназначена;
- своевременность, т.е. информация несет в себе сведения, необходимые в данный момент для понимания и принятия решений.
Недокументированная информация | Документированная информация – комплекс взаимосвязанных документов, применяемых в процессе выполнения различных функций управления |
Схема 2 Информационные ресурсы организации
В рамках любой организации информация для управления используется в двух видах: она либо оформлена как документы (планы, заявки, приказы и т.п.), либо имеет недокументированную форму (речевая информация и т.п.).
Документ – информационное сообщение в бумажном или электронном виде, оформленное по определенным правилам и заверенное в установленном порядке. Перемещение документов и работа с ними в организации – ее документооборот. Документооборот – система создания, передачи, приема и архивирования документов, а также контроля за их исполнением и защиты от несанкционированного доступа.
1.2 Информационное обеспечение управленческой деятельности
Существенная часть информации для руководителя должна быть задокументирована, поэтому частью информационного обеспечения управленческой деятельности является документационная система организации. Она включает в себя документированную информацию и документооборот. В информационном обеспечении управленческой деятельности все документы можно различить по следующим признакам:
1. по наименованию:
- письма;
- телеграммы, телефонограммы;
- заявления;
- предписания;
- характеристики;
- справки;
- инструкции;
- удостоверения;
- приказы, распоряжения, решения, указания, поручения, протоколы и т.п.;
2. по типу материального носителя:
- бумажные (письменные, графические и т.д.)
- фото-, кино- и видеодокументы;
- электронные документы;
3. по принадлежности к системе документации определенного вида деятельности:
- система управленческой документации;
- система обеспечивающей документации;
- система документации по основной деятельности и т.п.
Система управленческой документации:
1) распорядительная документация, состоящая из документов, фиксирующих управленческие решения (постановление, решение, приказ, распоряжение, указание, поручение);
2) документация по планированию;
3) информационно-справочная и аналитическая документации.
Система обеспечивающей документации:
1) документация по бухгалтерскому учету и отчетности, включающая документы, отражающие движение денежных средств и материальных ценностей;
2) документация по личному составу, состоящая из документов, отражающих кадровую деятельность.
Система документации по основной деятельности:
1) документация по материально-техническому обеспечению;
2) производственно-технологическая документация.
1.3 Организация информационного обеспечения
Информация позволяет управлять. Но и информацией нужно управлять. Управлять процессом ее получения и использования, информационными ресурсами и информационным обеспечением, а это означает оценку информационных потребностей на каждом уровне и в рамках каждой функции управления, изучение документооборота организации, типизацию информации и данных, создание системы управления данными и т.п.
Информационное обеспечение предполагает решение задач распространения информации, проведения административно-организационных, научно-исследовательских и производственных мероприятий по ее эффективному использованию.
Цели и задачи информационного обеспечения управленческой деятельности можно определить следующим образом:
- удовлетворение информационных потребностей органов управления, предоставление им информации в виде документов;
- формирование, размещение, наполнение, поддержка, актуализация и использование информационных ресурсов организации;
- создание и развитие систем обработки и передачи информации;
- развитие системы информационного обеспечения.
Информационное обеспечение управленческой деятельности должно учитывать существующие законодательные и нормативные ограничения, обеспечивать необходимый уровень безопасности при использовании технических средств. Нормативно-методическая база информационного обеспечения управленческой деятельности – это совокупность законов, нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих технологии создания документов, их обработки, хранения и использования в текущей деятельности организации. Она включает в себя:
- законодательные акты РФ;
- указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, регламентирующие вопросы работы с документами;
- правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
- правовые акты органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ, регламентирующие вопросы организации работы с документами;
- методические материалы по работе с документами;
- государственные стандарты на документацию;
- унифицированные системы документации.
Любая организация существует в некоторой внешней среде, образуемой государством, другими организациями, людьми, общественными объединениями и отношениями между ними. Эта же организация порождает свою внутреннюю среду.
Внутренняя среда формируется совокупностью структурных подразделений предприятия и работающих там людей и отношениями между ними. В зависимости от источника возникновения информации в рамках организации выделяют внутреннюю и внешнюю информации. Внутренние источники информации – это внутриорганизационные подразделения. Они порождают плановую, контрольную, учетную, научно-техническую, аналитическую и другую информации.
Информация внутренней среды – точная, полная, отражает финансово-хозяйственное состояние. В качестве внешних источников информации могут выступать:
- законодательные и регулирующие органы;
- клиенты и партнеры предприятия;
- информационные агентства;
- конкуренты;
- органы статистического учета.
Информация из внешней среды часто приблизительна, неточна, неполна, противоречива, имеет вероятностный характер.
Удовлетворение информационных потребностей осуществляется на основе обработки и анализа информации. Эти действия совершаются как в плановом порядке, так и в рамках информационных запросов. Последние бывают следующих видов:
- простые и сложные запросы;
- формализованные и неформализованные запросы.
Формализованные запросы характеризуются заданностью исходной и выходной информации, а также определенностью алгоритма получения последней из первой. Если формализованные действия автоматизированы, то гораздо проще обрабатывать неформализованные случайные запросы.
В результате обработки информации формируются документы и отчеты с недокументированной информацией, которые предоставляются органам управления.
Возможны две основные формы организации информационного обеспечения управленческой деятельности – централизованная и частично или полностью децентрализованная.
Централизованное информационное обеспечение основано на создании единой для всех подразделений организации службы, централизованном хранении, обработке и предоставлении информации и таком же централизованном управлении техническими средствами и информационными технологиями.
Децентрализация предполагает реализацию функциональных подсистем на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах.
Достоинства и недостатки обеих технологий привели к необходимости придерживаться частично децентрализованного подхода – организации информационного обеспечения на базе распределенных сетей, состоящих из персональных компьютеров, и центов обработки общей для организации информации, в которых располагаются соответствующие базы данных, общие для любых функциональных подсистем.
Глава 2 Документационное обеспечение работы руководителя
2.1 Системы документации
2.1.1 Организационно-правовая документация
Одна из основных управленческих функций, реализуемых в деятельности организаций – организация системы и процессов управления, т.е.:
- создание организации;
- регистрация организации;
- установление ее структуры;
- определение штатной численности, номенклатуры должностей руководителей, специалистов, технических исполнителей;
- регламентация деятельности структурных подразделений и работников;
- установление режима работы и системы охраны;
- организация труда работников оценка труда работников.
Организационная деятельность учреждения фиксируется в организационно-правовых документах. К ним относятся:
-учредительный договор – это договор, в котором стороны обязуются создать юридическое лицо и определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности;
-устав –правовой акт, определяющий статус, организационную структуру, цели, характер и порядок деятельности созданного юридического лица;
-положение об учреждении – правовой акт, определяющий статус организации, ее задачи и функции, права, ответственность, порядок деятельности;
-регламент – правовой акт, устанавливающий порядок деятельности руководства организации, коллегиального или совещательного органа;
Организационно-правовые документы в обязательном порядке проходят процедуру утверждения уполномоченным на это органом – вышестоящей организацией, руководителем данной организации, коллегиальным органом или руководителем структурного подразделения. С точки зрения действия организационно-правовые документы относятся к бессрочным.
Разрабатывает эти документы учреждения или подразделения с привлечением юристов и квалифицированных специалистов. В процессе подготовки данные документы в обязательном порядке проходят процедуру согласования со всеми заинтересованными подразделениями и лицами, юристом, заместителями руководителя организации.
2.1.2 Распорядительная документация
Руководство любой организации наделяется правом осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность и издавать распорядительные документы. Основное назначение распорядительных документов – регулирование и координация деятельности.
Решения, фиксируемые в распорядительных документах, могут касаться совершенствования организационной структуры учреждения, определения или корректировки средств и способов осуществления основной деятельности, обеспечения организации финансовыми, трудовыми и иными ресурсами. В юридическом плане такие документы относятся к правовым актам: в них получают выражение конкретные юридически властные предписания субъектов управления.
С учетом сферы своего действия распорядительные документы делятся на:
- правовые акты федерального уровня;
- правовые акты, действующие на уровне субъектов РФ;
- правовые акты организаций, предприятий.
Распорядительные документы могут издаваться совместно несколькими органами управления. С точки зрения порядка разрешения вопросов эти документы делятся на:
- документы, издаваемые в условиях коллегиальности (постановления, решения);
- документы, издаваемые в условиях единоличного принятия решений (приказы, распоряжения, указания).
Постановление – это правовой акт, принимаемый органами федеральной исполнительной власти, а также исполнительными органами субъектов РФ в целях разрешения наиболее важных и принципиальный задач, стоящих перед данными органами, и установления стабильных норм, правил. Решение – это правовой акт, принимаемые органами организаций, предприятий в целях разрешения наиболее важных вопросов их деятельности. Приказ – это правовой акт, издаваемый руководителем организации в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед организацией.
2.1.3 Справочно-информационная документация
Процесс принятия управленческих решений основан на сборе и обработке объективной и достоверной информации. Информация о фактическом состоянии дел в системе управления содержится в различных источниках, но важнейшее место среди них занимают справочно-информационные документы: акты, справки, докладные записки, переписка и др. Эти документы не содержат поручений, не обязывают выполнять поручения, а сообщают сведения, побуждающие принимать определенные решения. Особенностью этих документов является то, что они идут снизу вверх по системе управления: от работника к руководителю подразделения, от руководителя подразделения к руководителю организации, от подведомственной организации в вышестоящую.
В состав информационно–справочных документов входят:
- докладная записка – это документ, адресованный руководителю или вышестоящей организации, содержащий обстоятельное изложение какого–либо вопроса с выводами и предложениями составителя;
- служебная записка – это документ, по назначению близкий докладной записке, но составляемый по вопросам материально–технического, информационного, хозяйственного обеспечения др. работником или руководителем подразделения на имя руководителя или специалиста другого подразделения;
- объяснительная записка – это документ, объясняющий причины какого–либо действия, факта, случая, происшествия, составляемый работником организации и представляемый вышестоящему должностному лицу;
- предложение – это документ, представляющий собой разновидность докладной записки, содержащий перечень конкретных предложений по определенному вопросу;
- заявление – это документ, адресованный должностному лицу и содержащий просьбу работника;
- служебное письмо – это обобщенное название различных по содержанию документов, выделяемых в связи с особым способом передачи текста – пересылкой по почте;
- электронное сообщение – это документ, переданный «электронной почтой» по системе связи между ЭВМ, получаемый в виде видеограммы на экране монитора или в виде бумажной копии, отпечатанной на принтере;
- справка – это документ, содержащий описание и подтверждение тех или иных фактов или событий;
- отзыв – это документ, содержащий мнение организации или специалиста по поводу какой-либо работы, поступившей на рассмотрение.
2.2 Порядок движения документов в организации
Документооборот, или порядок движения документов в организации, можно разделить на следующие этапы:
1. экспедиционная обработка документов, поступающих в организацию;
2. предварительное рассмотрение документов службой ДОУ;
3. организация рационального движения документов внутри организации;
4. экспедиционная обработка исполненных и отправляемых документов.
2.2.1 Экспедиционная обработка поступающих документов
Более предпочтительной считается централизованная экспедиция, в которой обрабатывается вся корреспонденция, – это позволяет повысить производительность, более точно определить необходимый штат работников, лучше организовать учет документов. При такой организации дела корреспонденция принимается и обрабатывается специально выделенным должностным лицом: секретарем фирмы, работником службы ДОУ. Цель первого этапа – зафиксировать сам факт поступления документов.
Если на конверте имеются записи «Срочно», «Вручить немедленно» и другие, отмечается точное время их получения. При получении корреспонденции, прежде всего, должна быть проверена правильность ее доставки и целостность упаковки. На всех поступающих документах проставляется регистрационный штамп, включающий порядковый номер поступления, доту поступления и при необходимости количество листов.
2.2.2 Предварительное рассмотрение документов в службе ДОУ
Этот этап зависит от всей постановки документационного обеспечения. Основное его значение – оперативное получение документов исполнителями и формирование полноценного научно-справочного аппарата.
Значительным резервом сокращения сроков и инстанций прохождения документов является предварительное рассмотрение документов в службе ДОУ и распределение уже на этой стадии документов на следующие потоки:
а) для обязательного рассмотрения руководством организации в соответствии с распределением обязанностей;
б) не требующие резолюции руководства и направляемые сразу в структурные подразделения исполнителям.
Руководству, как правило, направляются документы, полученных из администрации Президента, правительственных органов, органов представительной и исполнительной власти, документы вышестоящих управленческих организаций, жалобы на действия подчиненных должностных лиц.
В учреждения, в которых документы рассматриваются несколькими руководителями, а служба ДОУ должна быть проинформирована о местонахождении каждого документа, целесообразно использовать следующую технологию.
Секретари руководителей ежедневно по мере поступления к ним документов с резолюцией руководителя заполняют специальную информационную карту, в которую вносят сведения о номере и дате документа, содержании резолюции, сроке исполнения и исполнителе, которому направлен документ. В конце рабочего дня информационные листы секретарей всех руководителей поступают в службу документационного обеспечения и на их основании дополняются сведения в информационно-поисковые системе организации. После документы передаются исполнителям.
При внедрении автоматизированной системы регистрации документов и автоматизации рабочих мест должен быть оговорен способ передачи документной информации исполнителю: через компьютерную сеть или непосредственно сам исполняемый документ.
2.2.3 Организация рационального движения документов внутри организации
В целях оптимизации документопотоков целесообразно установить единый порядок передачи документов для обработки, например через лицо, ответственное за документационное обеспечение в структурном подразделении.
Ознакомление ряда должностных лиц с одним экземпляром документа следует поручать специально выделенному сотруднику.
Значительную часть документооборота организации составляют различного рода проекты документов, требующие согласования, подписания или утверждения. Для оптимизации и сокращения документопотоков целесообразна разработка технологических схем, в которых в наглядной графической форме определена последовательность подготовки проектов, их согласования, подписания и утверждения.
2.3 Организация секретарской деятельности
Качество и эффективность работы аппарата управления во многом определяется уровнем профессиональных знаний секретаря. Секретарь является личным организатором руководителя, обычно решая, с кем необходимо встретиться руководителю, с кем переговорить, какие вопросы заслуживают его внимания и срочного решения, а какие вопросы можно переадресовать другим сотрудникам.
Должностная инструкция секретаря включает в себя следующие разделы:
-общие положения;
-функции работника;
-должностные обязанности;
-права секретаря;
-ответственность;
-взаимоотношения;
-оценка работы.
В разделе «Общие положения» устанавливаются область деятельности секретаря, порядок его назначения и освобождения от должности, замещения во время его отсутствия, требования к квалификации по разрядам оплаты, подчиненность секретаря, должностные лица, которыми он руководит.
В разделе «Функции работника» определяются предмет ведения или участок работы, закрепленный за секретарем, перечень видов работ, образующих отдельные функции.
В разделе «Должностные обязанности» указываются особенности, связанные с подготовкой секретарем документов, получением, обработкой и выдачей информации, предполагающие обязательное использование определенных форм и методов работы.
В разделе «Права секретаря» закрепляются полномочия, которые предоставляются секретарю для самостоятельного решения всех вопросов, относящихся к его компетенции.
Раздел «Ответственность» регламентирует персональную ответственность секретаря за правильное и своевременное использование предоставленных ему прав.
В разделе «Взаимоотношения» указываются подразделения и работники, от которых секретарь получает и которым передает информацию, ее структура, соки передачи, с кем они согласовываются и т.д.
В разделе «Оценка работы» перечисляются критерии, позволяющие оценить степень выполнения секретарем своих функций и обязанностей, исполнения прав. Основными критериями являются качество работы и своевременность ее выполнения.
Примерная схема рабочего дня секретаря:
Первая половина рабочего дня:
1. Прийти на работу за 10 мин до руководителя, для того чтобы проверить состояние рабочих мест, привести себя в порядок, составить или уточнить план на предстоящий день.
2. Подобрать в соответствии с планом нужные документы и дела.
3. Получить корреспонденцию, ознакомиться с содержанием и зарегистрировать. Отложить документы, требующие первоочередного решения руководителя.
4. По остальным документам подготовить варианты возможных ответов или распределить их по исполнителям.
5. Просмотреть поступившие обзоры, отчеты, приглашения и т.д. Даты и время проведения всех мероприятий записать в своем дневнике-календаре.
6. Разложить поступившую корреспонденцию в зависимости от срочности исполнения. Телеграммы, срочные факсы и телефонограммы немедленно передать руководителю.
7. Оставить у себя документы, необходимые для текущей информационно-справочной работы.
8. Доложить руководителю о полученной корреспонденции.
9. Уточнить вместе с руководителем содержание намечаемых мероприятий на текущий день.
10. Передать по телефону и лично указания руководителя соответствующим исполнителям и напомнить об истекающих сроках исполнения документов.
11. Работа с посетителями, телефонные переговоры.
12. Подшивка исполненных документов в дела.
13. Выполнение работ на компьютере.
14. Организация копирования документов в соответствии с указанием руководителя.
Вторая половина дня:
15. Продолжение работы с посетителями и телефонных переговоров.
16. Сбор и подготовка для подписи исполненных документов.
17. Доклад руководителю об исполненных документах, получение от него обработанных им документов.
18. Обработка и отправка исходящих документов.
19. Планирование мероприятий на следующий день.
Окончание рабочего дня:
20. Просмотр своего дневника и информация соответствующих отделов о необходимости подготовки к проведению определенных мероприятий.
21. Если руководитель остался работать после окончания рабочего дня – обеспечение его свей необходимой информацией, материалами.
22. Приведение в порядок своего рабочего места.
Глава 3 Программное обеспечение управленческой деятельности
Современные информационные системы, обеспечивающие управленческую деятельность, основаны на компьютерных технологиях.
Центральным компонентом компьютерных информационных технологий, обеспечивающим эффективное использование средств вычислительной техники в управленческой деятельности, является соответствующее программное обеспечение.
Программные средства современных информационных технологий в целом подразделяются на системные и прикладные.
Системные программные средства служат для обеспечения деятельности компьютерных систем как таковых. Их состав представлен на схеме 3.
Текстовые и диагностические программы | Антивирусные программы | Операционные системы | Командно-файловые процессоры (оболочки) |
Схема 3. Состав системного программного обеспечения
Текстовые и диагностические программы служат для проверки работоспособности отдельных узлов компьютера и компонентов программно-файловых систем и устранения выявленных неисправностей.
С помощью антивирусных программ выявляются и по возможности устраняются вирусные программы, нарушающие нормальную работу вычислительной системы.
Операционные системы являются основными системными программными комплексами, выполняющими следующие функции:
- тестирование работоспособности вычислительной системы и ее настройку при первоначальном включении;
- обеспечение синхронного и эффективного взаимодействия всех аппаратных компонентов вычислительной системы в процессе ее функционирования;
- реализацию эффективного взаимодействия пользователя с вычислительной системой.
Командно-файловые процессоры (оболочки) позволяют организовать систему взаимодействия пользователя вычислительной системой на принципах, отличных от реализуемых операционной системой, с целью облегчения его работы или предоставления дополнительных возможностей (например NortonCommander).
Прикладные программные средства обеспечения управленческой деятельности включают в себя компоненты, показанные на схеме 4.
|
|
|
|
||||||
|
Схема 4. Состав прикладного программного обеспечения
Системы подготовки секстовых документов предназначены для организации технологии изготовления управленческих документов и различных информационных материалов текстового характера. Они содержат:
- текстовые редакторы;
- текстовые процессоры;
- настольные издательские системы.
Посредством систем подготовки табличных документов обработки финансово-экономической информации обрабатываются числовые данные, характеризующие различные производственно-экономические и финансовые явления и объекты, и составляются соответствующие управленческие документы и информационно-аналитические материалы.
Системы управления базами данных предоставляют возможность создавать и хранить массивы данных большого объема, а также манипулировать ими.
Личные информационные системы служат для информационного обслуживания рабочего места управленческого работника и по существу выполняют функции секретаря.
С помощью систем подготовки графических материалов удается квалифицированно подготовить графические и текстовые материалы к демонстрации на презентациях, деловых переговорах, конференциях.
Системы управления проектами предназначены для планирования и управления ресурсами различных видов при выполнении сложных научно-исследовательских и проектно-строительных работ.
Экспертные системы и системы поддержки принятия решений служат для реализации технологий информационного обеспечения процессов принятия управленческих решений на основе применения экономико-математического моделирования и принципов искусственного интеллекта.
Системы интеллектуального проектирования и совершенствования управления дают возможность применять CASE-технологии, ориентированные на автоматизированную разработку проектных решений по созданию и совершенствованию систем организационного управления.
Глава 4 Системы управления базами данных
4.1 Понятие и классификация современных систем управления баз данных
Системой управления базами данных (СУБД) называют программную систему, предназначенную для создания на ЭВМ общей базы данных для множества приложений, поддержания ее в актуальном состоянии и обеспечения эффективного доступа пользователей к содержащимся в ней данным в рамках предоставленных им полномочий. СУБД предназначена, таким образом, для централизованного управления базой данных как социальным ресурсом в интересах всей совокупности пользователей.
В настоящее время практически невозможно представить информационную поддержку современного учреждения без применения профессиональных СУБД. Системы управления базами данных можно классифицировать, используя различные признаки:
1) по используемому языку общения:
- замкнутые – имеют собственные самостоятельные языки общения пользователей с БД, они обеспечивают непосредственное общение с системой в режиме диалога, позволяют работать без программистов;
- открытые – для общения с БД используется язык программирования, «расширенный» операторами языка манипулирования данными, в этом случае необходимо присутствие квалифицированного программиста;
2) по выполняемым функциям:
- операционные – иные виды обработки по получению информации, не хранящейся в явном виде в БД;
- информационные – позволяют организовать хранение данных, поиск и выдачу нужных данных из БД и поддерживать их целесообразность и актуальность;
3) по сфере применения:
- универсальные – настраиваются на любую предметную область путем создания соответствующей БД и прикладных программ;
- проблемно-ориентированные – ориентации на определенные процедуры обработки данных, присущих конкретной области применения;
4) по допустимым режимам работы:
- пакетный;
- телеобработка.
4.2 Основные функции систем управления базами данных
1. Управление данными во внешней памяти.
Функция управления данными во внешней памяти включает в себя обеспечение необходимых структур внешней памяти, как для хранения непосредственных данных, так и для служебных целей.
2. Управление буферами оперативной памяти.
СУБД обычно работают с базами данных значительных размеров; по крайней мере, этот размер превышает доступный объем оперативной памяти. Понятно, что если при обращении к любому элементу данных будет производится обмен с внешней памятью, то вся система будет работать со скоростью внешней памяти. Единственным способом реального увеличения этой скорости является буферизация данных в оперативной памяти.
3. Управление трансакциями.
Трансакция – это последовательность операций над БД, рассматриваемых СУБД как единое целое. Либо трансакция успешно выполняется, и СУБД фиксирует изменения БД, произведенных ею, во внешней памяти, либо ни одно из этих изменений никак не отражается в состоянии БД. Понятие трансакции необходимо для поддержания логической целостности БД.
4. Журнализация и восстановление БД после сбоев.
Одно из основных требований к СУБД – надежное хранение данных во внешней памяти. Под надежностью хранения понимается то, что СУБД должна быть в состоянии восстановить последнее согласованное состояние БД после аппаратного или программного сбоя. Наиболее распространенный метод – это ведение журнала изменений базы данных.
5. Поддержание языков БД.
Для работы с БД используются специальные языки, в целом называемые языками баз данных. В ранних СУБД поддерживалось несколько специализированных по своим функциям языков. В современных СУБД обычно поддерживается единый интегрированный язык, содержащий все необходимые средства для работы с БД, начиная от ее создания обеспечивающий базовый пользовательский интерфейс с базами данных.
4.3 Типовая организация современных СУБД
Организация типичной СУБД и состав ее компонентов соответствуют набору функций. Логически в современной СУБД можно выделить внутреннюю часть – ядро СУБД, компилятор языка БД, подсистему поддержки времени выполнения, набор утилит.
Ядро СУБД отвечает за управление данными во внешней памяти, управление буферами оперативной памяти, управление трансакциями и журнализацию.
Основная функция компилятора языка БД – компиляция операторов языка БД в некоторую выполняемую программу. Результатом компиляции является выполнимая программа, представляемая в некоторых системах в машинных кодах, но более часто в выполняемом внутреннем машинно-независимом коде. В последнем случае реальное выполнение оператора производится с привлечением подсистемы поддержки времени выполнения, представляющей собой интерпретатор этого внутреннего кода.
В отдельные утилиты обычно выделяют такие процедуры, которые слишком накладно выполнять с использованием языка БД, например, загрузка БД, сбор статистики, глобальная проверка целостности. Утилиты программируются с использованием ядра СУБД, а иногда с проникновением внутрь ядра.
Заключение
Успешное развитие современного бизнеса немыслимо без активного применения новейших информационных технологий. Успешность ведения бизнеса определяется квалификацией предпринимателя, знанием запросов потребителей и пониманием ситуации на рынке. Предприниматель активно работает с информацией. Он отбирает из множества потоков информации то, что соответствует его целям и способствует разработке или реализации предпринимательской идем. Знания предпринимателя превращаются в информационные сообщения, которые организуют производственные и торговые процессы, а также управляют бизнесом в целом.
Предприниматель перемещает экономические ресурсы из области низкой производительности и доходов в область более высокой производительности и прибыльности. Именно поэтому предприниматели, следуя за изменениями деловой среды или предвосхищая их, меняют сферы своей активности. Интуиция и знания предпринимателя ведут его в новые, неизведанные области, где появляется возможность создать продукты для удовлетворения новых потребностей покупателей.
Объединение сетей и построение глобальной информационной системы привело к созданию принципиально новой предпринимательской среды, появлению возможности объявить о своем бизнесе миру и включиться в мировое разделение труда. В этой принципиально новой предпринимательской среде происходит постепенное слияние компьютерных сетей информации с рекламой, телевидением, кино, телефонным и видеопереговорами.
В современной экономике предприятие понимается как совокупность информационных, человеческих и технологических ресурсов и методов их взаимодействия, организованных для достижения стратегических целей. В автоматизированной информационной технологии предприятия все экономические факторы и ресурсы выступают в единой информационной форме – в виде данных. Это позволяет рассматривать, например, процесс принятия решения как информационную технологию получения, осмысления и преобразования данных. Автоматизированная информационная технология дает возможность легко манипулировать многократно укрупненными данными, не вдаваясь в подробности, с тем, чтобы корректировать стратегическую линию. И в то же время и так же легко автоматизированные информационные технология позволяет обрабатывать детальную первичную информацию для решения тактических вопросов.
Список использованной литературы
1. Максимович Г.Ю., Берестова В.И. Автоматизация информационного обеспечения управления // Секретарское дело. – 2003. – № 11(40). – С. 25-27
2. Организация работы с документами: Учебник / Под ред. проф. В.А.Кудрявцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 592 с.
3. Менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.В Лукашевича, Н.И. Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 255 с.
4. Информационное обеспечение управленческой деятельности: Учебник / Годин В.В., Корнеев И.К. – М.: Мастерство, 2001. – 240 с.
5. Как организовать делопроизводство на предприятии / Андреянова В.В. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 96 с.
6. Профессия – менеджер / Уткин Э.А. – М.: Экономика, 1992. – 176 с.
7. Информационные технологи управления: Учеб. пособие / Сост.: Ю.М. Черкасов и др. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 216 с.
8. Концепция менеджмента. Учеб. пособие / Э.М Коротков – М.: ДЕКА, 1997. – 304 с.
9. Золотая книга руководителя / П.С. Таранов. – М.: Фаир-Пресс, 2001. – 496 с.
10. Справочник менеджера / под ред. Э.А. Уткина. – М.: Экмос, 1998. – 418 с.