Инновационная политика промышленного предприятия
СОДЕРЖАНИЕ: Современные подходы к управлению и методологические подходы к оценке инновационной деятельности и потенциала промышленного предприятия. Характеристика, анализ и оценка инновационной деятельности ФПГ Сибагромаш, рекомендации по ее совершенствованию.Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию РФ
Курсовая работа
По дисциплине «Основы менеджмента»
На тему: «Инновационная политика промышленного предприятия»
Выполнил(а): ст. группы____
________________________
Руководитель: ____________
Курсовая работа защищена
с оценкой_______________
«__»_____________ 20 г.
20 г.
Содержание
Введение
1. Теоретические основы оценки инновационной политики предприятия
1.1 Современные подходы к управлению инновационной деятельностью промышленного предприятия
1.2 Инновационный потенциал организации
1.3 Методологические подходы к оценке инновационного потенциала промышленного предприятия
2. Исследование проблем инновационной деятельности промышленных предприятий
2.1 Анализ инновационной деятельности предприятий Алтайского края
2.2 Характеристика инновационной деятельности ФПГ «Сибагромаш»
3. Исследование и оценка инновационного потенциала ФГП «Сибагромаш»
3.1 Разработка системы показателей оценки инновационного потенциала промышленного предприятия
3.2 Совершенствование системы управления инновационной деятельностью ФПГ «Сибагромаш»
Заключение
Список литературы
Введение
В современном мире инновационная составляющая развития предприятий является основным источником роста. Мировая практика показывает, что устойчивое развитие производства и поддержание его конкурентоспособности в долгосрочной перспективе зависит от инноваций. П. Друкер утверждает, что «единственная вещь, имеющая значение - это инновации». Инновацион-ность становится неотъемлемой чертой современного предприятия. В связи с этим возрастает важность и роль управления инновационной деятельностью, инновационным развитием российских предприятий.
Определение стратегии развития предприятия и текущее управление инновационной деятельностью тесно связаны с величиной и структурой инновационного потенциала предприятия, который является необходимым условием осуществления инноваций. Для адекватной оценки текущей ситуации и выбора перспективных направлений инновационного развития на предприятии необходимо проведение систематической оценки имеющегося инновационного потенциала. Это будет способствовать выявлению резервов повышения эффективности его использования, что, в свою очередь, даст возможность корректировать направления инновационного развития и прогнозировать вероятность и характер результатов инновационной деятельности. Немаловажным моментом является и тот факт, что в условиях сокращения бюджетного финансирования сферы науки и технологий государственная поддержка направлена, прежде всего, на предприятия с высокими инновационными возможностями. При этом возникает проблема отсутствия общепринятой методики оценки таких возможностей, свободной от субъективных суждений.
Предметом исследования в данной работе является разработка проблем активизации инновационной деятельности и развития инновационного потенциала промышленного предприятия. Данная область исследования представляется весьма актуальной, поскольку возрастающая роль инновационной деятельности предъявляет новые требования к вопросам о выборе наиболее эффективных механизмов использования и оценки инновационного потенциала, управления инновационной деятельностью предприятия.
Все большее внимание отечественных и зарубежных ученых сосредотачивается на роли инновационного потенциала в развитии предприятия. Состояние и проблемы инновационной деятельности на российских предприятиях рассмотрены в работах В.М. Аньшина, В.А. Бородина, М.А. Бендикова, Ф.Ф. Глисина, Н.П. Иващенко, С.В. Кудинова, В.В. Титова и ряда других.
Исследованию инновационного потенциала посвящены многочисленные работы отечественных и зарубежных авторов: А.И. Анчишкина, И.В. Афонина, В.Д. Андрианова, Л.С. Бляхмана, К.А. Багриновсого, С.Ю. Глазьева, П. Друке-ра, Г.И. Жица, П.Н. Завлина, Д.И. Кокурина, В.И. Кушлина, Д.С. Львова, И. Шумпетера, Ю.В. Яковца и других.
Вопросы оценки инновационного потенциала освещены в литературе значительно меньше и требуют более глубоких исследований. Так, оценке инновационного потенциала промышленного предприятия посвящены работы И.А. Аренкова, В.Н. Гунина, И.М. Степнова, А.Н. Плотникова, А.А. Трифиловой.
Несмотря на, значительное количество исследований по рассматриваемой теме, недостаточно освещенными остались вопросы объективной оценки величины инновационного потенциала промышленных предприятий, не обоснованы критерии и показатели для такой оценки; отсутствует единое мнение по вопросу о содержании и структуре инновационного потенциала; практически отсутствует инструментарий для принятия эффективных управленческих решений, связанных с инновационной деятельностью предприятий.
В связи с вышеизложенным, целью представленной работы является разработка теоретических и прикладных аспектов совершенствования управления инновационной деятельностью промышленного предприятия на основе системы показателей оценки его инновационного потенциала.
Задачи: рассмотреть современные подходы к управлению инновационной деятельностью предприятия, функции инновационного потенциала и др.в заключительной части работы «Исследование и оценка инновационного потенциала ФПГ «Сибагромаш» разработать систему показателей для оценки инновационного потенциала промышленного предприятия; на основе предложенной системы показателей проведена оценка инновационного потенциала ФПГ «Сибагромаш»; привести рекомендации по развитию инновационного потенциала рассматриваемой группы, сформулировать основные принципы построения эффективной системы управления инновационной деятельностью ФПГ «Сибагромаш».
1. Теоретические основы оценки инновационной политики предприятия
1.1 Современные подходы к управлению инновационной деятельностью промышленного предприятия
Ключевой проблемой современного этапа развития экономики России является разработка путей и механизмов развития реального сектора, его оживления и подъема как основы экономического роста. В связи с этим перед российской экономической наукой стоят задачи теоретического обоснования и практического решения проблем адаптации и развития промышленных хозяйствующих субъектов в условиях рыночного реформирования.
Новая рыночная среда, новые условия хозяйствования, в которых оказались российские предприятия, неизбежно вызывают к жизни новые системные свойства хозяйственных структур, которые в прежних условиях не были востребованы. Для выживания, адаптации и развития в рыночной среде предприятия должны быть способны к самостоятельному, рациональному и целенаправленному экономическому поведению, ориентированному на конкурентный рынок, и самостоятельно вести расширенное воспроизводство в условиях рыночного хозяйства [9, с.125].
Необходимость акцентирования внимания на инновационной составляющей промышленного предприятия состоит в том, что его мотивация и поведение определяются экономическими закономерностями, характерными для рыночной экономики инновационного типа.
Как бы успешно ни функционировало предприятие, но если его руководство не нацелено на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, оно через определенный промежуток времени рискует стать неконкурентоспособным. В таких условиях ни одно предприятие не сможет сколько-нибудь долго существовать, не внося заметных усовершенствований в свою работу.
В связи с этим инновационная деятельность становится главным условием выживания предприятия в условиях рынка. Целенаправленное осуществление инновационной деятельности дает предприятию существенные преимущества по сравнению с конкурентами и увеличивает, в конечном счете, прибыльность его деятельности.
В литературе приводится множество различных определений понятия «инновационная деятельность».
В концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы [4; с.208] инновационная деятельность рассматривается как процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
Балабанов И.Т. [8; с.89] отмечает, что инновационная деятельность включает весь без исключения инновационный процесс, начиная появлением идеи и заканчивая диффузией продукта. На основании этого им уточняется приведенное выше определение. Под инновационной деятельностью понимается процесс, направленный на разработку инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки» [9, с.174].
В трактовке приложения к проекту «Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» инновационная деятельность представляет собой деятельность по воспроизводству поисковых, фундаментальных и прикладных исследований, проектных и опытно-конструкторских работ, маркетинговых действий в целях вовлечения их результатов в гражданско-правовой оборот для реализации в виде инновационного продукта [7; с.279]. Такое определение сводит инновационную деятельность к воспроизводству исследований и разработок, а также маркетинговых действий, что является только частью инновационной деятельности.
Более корректным, является определение инновационной деятельности, приведенное в кратком терминологическом словаре ЦИСН - вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам [8; с.213].
В работе уточняется определение ЦИСН и инновационная деятельность рассматривается как совокупность научной, технологической, организационной, финансовой и коммерческой деятельности, направленной на создание и внедрение на рынке нового или усовершенствованного продукта, создание нового или усовершенствованного технологического процесса, использованного в практической деятельности, либо новой или усовершенствованной организационно-экономической формы, обеспечивающей необходимую экономическую и (или) общественную выгоду.
Интересен подход к определению инновационной деятельности на основе социально-психологической концепции. Так, Оголева Л.Н. рассматривает инновационную деятельность как процесс творчества и создания новшества, реализуемый как максима инновационной альтернативы, инновационной потребности и предпринимательских усилий [2].
В официальной статистике [2] под инновационной деятельностью подразумевается совокупность всех мероприятий по созданию, приобретению, освоению и распространению новых и усовершенствованных видов продукции, услуг, технологий, сырья и материалов, методов организации производства и управления.
Рассмотренные определения не имеют серьезных принципиальных различий, для всех определений характерно рассмотрение инновационной деятельности как определенной последовательности действий, в процессе которой реализуется система мероприятий, направленных на создание новых и усовершенствованных продуктов и процессов, имеющих коммерческую ценность.
Придерживаясь системного подхода, в данной работе под инновационной деятельностью предприятия будем понимать целенаправленную систему мероприятий по разработке и практическому освоению технических, технологических и организационно-экономических нововведений, которая включает в себя не только инновационные процессы, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительских свойств, а также новый подход к организации информационных, консалтинговых, социальных и других видов услуг [4; с.205].
Цель управления инновационной деятельностью состоит в том, чтобы генерировать, инициировать, контролировать новые идеи, создавать условия для скорейшего вывода инновационной продукции на рынок.
Инновационная деятельность как бизнес-процесс состоит из следующих основных стадий [4; 32]:
• поиск инновационных идей;
• отбор наиболее перспективных идей;
• оценка жизнеспособности отобранных идей;
• разработка детального бизнес-плана инновационного проекта;
• оценка бизнес-плана;
• экспериментальное производство инновационного продукта;
• корректировка схемы производства;
• продвижение инновационного продукта;
• массовое производство инновационного продукта.
Инновационная деятельность носит альтернативный, многовариантный характер. Она может осуществляться не только на любой из перечисленных выше стадий (исследования - разработки - производство - распространение (использование на практике)), но и вне их, в процессе приобретения патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, полезных идей и т.д.
К инновационной деятельности относятся:
• выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по созданию инновационного продукта;
• комплексное научно-технологическое, индикативное планирование и целевое программирование, организация и нормативно-правовое обеспечение работ по созданию инновационного продукта;
• технологическое переоснащение и подготовка производства для выпуска инновационного продукта (услуги), технологии;
• проведение испытаний и освоение потребителем инновационного продукта;
• управление процессами коммерциализации технологий;
• деятельность по продвижению инновационного продукта, включая правовую защиту результатов интеллектуальной деятельности, использованных в продукте;
• создание и развитие инновационной инфраструктуры;
• передача либо приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности, включая их вовлечение в гражданско-правовой оборот,
• экспертиза, консультационные, информационные, юридические и иные услуги (включая организацию финансирования инновационной деятельности) по созданию и реализации нового и усовершенствованного инновационного продукта.
Инновационная деятельность базируется на системном подходе. Системный подход к рассмотрению инновационной деятельности раскрывается через реализацию следующих принципов [5; 320]:
• системный подход к управлению инновационной деятельностью предполагает рассмотрение перемещения результатов научного труда в рамках полного цикла «наука-производство», т.е. от возникновения научных идей до их применения на практике;
• при проведении научных исследований должна обеспечиваться взаимосвязь всей совокупности работ и мероприятий во всем единстве экономических, информационных, социально-психологических и организационных связей;
• процесс достижения цели инновационной деятельности следует рассматривать как упорядоченную совокупность характеристик промежуточных состояний исследования и прогнозирования путей его дальнейшего развития;
• все уровни управления инновационной деятельностью должны быть строго ориентированы на достижение единой цели, должно обеспечиваться единство управления и взаимосвязь всех его функций;
• обеспечение инновационной деятельности (состояние инновационного потенциала) должно соответствовать формируемым целям. На основании рассмотренных принципов можно говорить о том, что система управления, инновационной деятельностью предполагает осуществление комплекса целенаправленных действий, обеспечивающих функционирование взаимосвязанных подразделений предприятия (научно-исследовательских, опытно-конструкторских, экономических, производственных и других).
Система управления инновационной деятельностью предприятия должна обеспечивать оптимальное управление всеми видами работ инновационной деятельности и их распределение между подразделениями предприятия, рациональное использование различного вида ресурсов при выполнении работ на любой стадии инновационного процесса, своевременно представлять информацию руководству предприятия и подразделениям для принятия решений. Важным моментом является необходимость децентрализации принятия оперативных решений и централизации координации и контроля при управлении инновационной деятельностью. Стратегическое инновационное предпринимательство основано на децентрализации в управлении. Это усложняет управление, но способствует повышению эффективности инновационной деятельности за счет вовлечения в процесс принятия решений и ответственности за результаты различных подразделений предприятия, способствует проявлению личной инициативы сотрудников, повышает эффективность деятельности предприятия в целом. В то же время централизованная координация инновационной деятельности в рамках предприятия в целом обеспечивает комплексный подход к разработке единой инновационной стратегии предприятия (согласование целей и направлений развития, разработка планов и программ инновационной деятельности и др.)
При управлении инновационной деятельностью создаются интенсивные информационные потоки, удовлетворяющие информационные потребности различных подразделений предприятия, участвующих в инновационной деятельности. В систему управления инновационной деятельностью предприятия необходимо закладывать подход [2], основанный на использовании интегрированной информационной системы, обеспечивающей единую информационную базу для всех подразделений предприятия. В этом случае обеспечивается полная взаимоувязка работ и устраняется дублирование или сосредоточение непрофильных для подразделения видов работ.
Данный подход очень важен, поскольку инновационная деятельность может эффективно осуществляться только при наличии прямых и обратных связей между ее участниками - подразделениями предприятия, участвующими в инновационной деятельности. Нарушение принципа обратной связи приводит к нарушениям в осуществлении инновационного процесса и, следовательно, к снижению эффективности развития предприятия в целом.
Базой для развития инновационной деятельности промышленного предприятия являются подразделения предприятия, способствующие осуществлению различных видов инновационной деятельности, и совокупность характеристик предприятия, определяющих возможность предприятия к осуществлению деятельности по созданию и практическому использованию нововведений.
Принятие решений по любому направлению инновационной деятельности должно основываться не только на научной значимости полученных результатов исследований, но и с учетом имеющихся технологических возможностей предприятия и возможности реализации инновационной продукции на рынке. Немаловажное значение при этом имеет эффективное функционирование сложившейся на предприятии системы управления инновационной деятельностью.
«Практике известно немалое число случаев, когда высокоэффективные разработки не приносили ожидаемых результатов именно по причине недостаточного инновационного потенциала предприятия» [23, с.53].
Величина инновационного потенциала предприятия является параметром, который позволяет предприятию оценить возможности инновационной деятельности и определить направление инновационного развития в стратегическом плане.
Таким образом, осуществление тех или иных направлений инновационной деятельности на предприятии возможно при наличии у него достаточно инновационного потенциала.
1.2. Инновационный потенциал организации
Любое изменение в организации связано с выявлением проблем развития фирмы и формированием видения будущего организации, которые невозможны без оценки имеющегося потенциала.
Потенциал организации — это ресурсы всех видов, которые могут быть использованы для достижения целей предприятия.
Оценка потенциала осуществляется по всем сферам деятельности организации: производственной, научно-технической, маркетинговой, ресурсной, организационной и т. д. Для его оценки может использоваться методика SNW-анализа (выявление сильных, нейтральных и слабых сторон организации по всем видам и областям деятельности).
Любые изменения, связанные с совершенствованием технико-технологического уровня производства, освоением производства принципиально новой продукции, изменением направления бизнеса основаны прежде всего на определении инновационной составляющей имеющегося потенциала. При этом следует различать:
• научно-технический потенциал;
• инновационный потенциал.
Если научно-технический потенциал характеризует способность организации к производству новых знаний и технических решений (изобретений, промышленных образцов, ноу-хау), то инновационный потенциал — степень готовности предприятия к реализации новшества (инновационного проекта), как «своего» (созданного своими силами в подразделениях НИОКР), так и «чужого» (приобретенного в виде патентов, лицензий на изобретения и ноу-хау и т. д.).
Оценка инновационного потенциала основана на следующих положениях.
1. Обобщающая оценка инновационного потенциала является комплексной и многоуровневой. Она основана на показателях, отражающих специфику конкретной организации, ее сферы деятельности, масштаба производства и т. д. Например, такие показатели деятельности, как количество патентов, затраты на НИОКР, затраты на покупку лицензий на изобретения и ноу-хау, время емкость внедрения новшеств и т. д., будут важны для оценки инновационного потенциала крупной компании-лидера, но не будут отражать возможности небольшой фирмы. Таким образом, для каждой организации должен быть разработан свой состав показателей, характеризующих инновационный потенциал.
2. Оценка инновационного потенциала не сводится к одному абсолютному показателю и основана на сопоставлении комплекса показателей организации с соответствующими характеристиками инновационного потенциала предприятия-лидера, основных конкурентов или со средними по отрасли и т. д.
Методика оценки инновационного потенциала основана на выделении инновационной составляющей во всех сферах деятельности организации, т. е. оценка проводится как непосредственно подразделений НИОКР, так и производственной сферы, маркетинга, финансовой деятельности и т. д. Выделяются следующие блоки оценочных показателей:
• продуктовый;
• функциональный;
• ресурсный;
• управленческий; *
• организационный.
В качестве базовой оценки для промышленного предприятия выступает характеристика продуктового блока, позволяющая оценить научно-технический уровень выпускаемой продукции (услуг) на основе динамики следующих показателей:
• удельный вес продукции, находящейся на стадии выведения на рынок и стадии роста;
• удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам качества;
• удельный вес конкурентоспособной продукции;
• уровень обновления ассортимента продукции;
• удельный вес продукции, имеющей патентную защиту, и т.д.
В целом данный блок должен показать, насколько организация «привыкла» к обновлениям и изменениям и носит ли эта деятельность целенаправленный и системный характер.
Анализ других блоков необходим в том случае, если появились какие-либо благоприятные возможности внешней среды (проводится конкурс проектов, грантов) или имеются симптомы негативных процессов, например, на протяжении ряда лет практически не происходит выпуска новой продукции или ее удельный вес крайне незначителен и т. д.
Функциональный блок определяет инновационные возможности маркетинга, НИОКР и производства, эффективность их взаимодействия.
Ресурсный блок определяет наличие различных ресурсов для создания и внедрения новшеств:
• материально-технические ресурсы — совокупность средств научно-исследовательского труда (в том числе научное оборудование, приборы и установки, экспериментальные лаборатории, вычислительные центры и т. д.), их структура и эффективность использования;
• трудовые ресурсы: численность и структура кадров подразделений НИОКР; удельный вес высококвалифицированных рабочих в структуре промышленно-производственного персонала; состав и квалификация руководителей подразделений; удельный вес работников — инициаторов новшеств; удельный вес работников, участвующих в программах по обучению, переподготовке и повышению квалификации и т. д.;
• информационные ресурсы: доступ к базам данных научно-технической информации, прежде всего к заявкам на изобретения, выданным патентам, публикациям о проводимых НИР в отрасли и смежных отраслях и т. п.;
• финансовые ресурсы: доля направляемых денежных средств на развитие; обеспеченность затрат на НИОКР собственными средствами; удельный вес привлеченных средств в общем объеме и их эффективность; максимально возможный объем долгосрочных привлеченных средств для инновационных целей и т. д. Управленческий блок определяет эффективность деятельности руководителей всех уровней по управлению процессами создания и реализации инноваций:
• общее функциональное и проектное руководство: отклонения в сроках, затратах, результатах осуществляемых инновационных проектов; удельный вес времени на согласования в общей продолжительности процесса принятия решения о нововведении и т. д.;
• стиль управления: целенаправленная работа с персоналом по разъяснению целей нововведений, методов их реализации, системы стимулирования и т. д.; наличие на предприятии системы по работе с предложениями персонала в любой сфере деятельности и др. Организационный блок характеризует соответствие организационной структуры инновационным целям и может быть оценен в наиболее общем виде как:
• удельный вес подразделений, участвующих в инновационной деятельности, состав и количество исследовательских, конструкторских и других научно-технических подразделений, экспериментальных и испытательских комплексов;
• наличие обособленной структуры управления инновационной деятельностью, состав и количество совместных предприятий, занятых использованием новых технологий и созданием новой продукции; состав и число творческих, инициативных временных бригад и групп, стратегические альянсы.
• эффективность коммуникационных связей в системе «НИОКР — производство — маркетинг», и т. д.
Перечень показателей на практике может изменяться, дополняться в зависимости от целей оценки, наличия необходимой информации, вида организации (предприятие, научно-исследовательский институт, венчурная фирма и т. д.).
1.3 Методологические подходы к оценке инновационного потенциала промышленного предприятия
В рамках данного исследования наиболее актуальным представляется вопрос оценки инновационного потенциала на промышленном предприятии. Анализ публикаций по проблеме оценки потенциала выявляет слабую ее проработку на уровне отдельной отрасли и особенно на уровне предприятия. В некоторых публикациях лишь констатируется тот факт, что вопросы оценки потенциала отдельных предприятий остались в стороне от внимания исследователей.
В современных условиях перспективы развития любой экономической системы определяются на основе оценки особенностей ее инновационного потенциала.
Считаю целесообразным проанализировать, насколько это возможно в рамках данной монографии, имеющиеся методологические наработки по оценке инновационного потенциала и использовать их элементы в соответствующем виде для целей оценки инновационного потенциала промышленного предприятия.
Целью оценки инновационного потенциала является возможность определения направлений инновационного развития, обеспечивающих условия перехода промышленных предприятий на выпуск конкурентоспособной продукции, существенно повысив свою устойчивость и гибкость по отношению к переменам во внешней среде.
Оценка показателей инновационного потенциала предприятия позволяет:
• адекватно оценить состояние и готовность предприятия к инновационным преобразованиям;
• проанализировать и спрогнозировать тенденции развития, выявить основные преимущества и «слабые» места;
• подготовить рекомендации по формированию инновационной стратегии предприятия и механизмам ее реализации, которая позволит укрепить позиции на рынке;
• создать и развивать информационные потоки для принятия эффективных управленческих решений.
Аналитический обзор существующих методик показал, что существует явно недостаточное количество разработок для анализа и оценки непосредственно инновационного потенциала промышленного предприятия.
Так, Степнов И.М., для практических целей предлагает методику, оценивающую состояние инновационного потенциала на предприятии. Оценку Степнов И.М. предлагает осуществлять в виде системы показателей. Ключевое назначение данных показателей заключается в оценке инновационного прогресс; и поиске путей улучшения эффективности инновационного прогресса в будущем[23, с.128].
Предложенная автором методика включает 12 показателей, которые в конечном итоге направлены не столько на оценку собственно инновационного потенциала предприятия, сколько на мониторинг инновационного процесса на предприятии, поэтому не совсем понятно, как на основе данных показателе оценить состояние именно инновационного потенциала предприятия.
Большинство работ по проблемам инновационного развития современных производственных систем, так или иначе затрагивают оценку инновационного потенциала, чаще всего предлагая лишь общий набор параметров для такой оценки, не всегда подкрепляя это соответствующим инструментарием [17, с.291].
Авторами используется большое количество показателей, характеризующих уровень инновационного потенциала. Однако за характеристики инновационного потенциала часто выдают показатели, относящиеся к научно-техническому, производственно-технологическому, кадровому или иным компонентам общего потенциала предприятия. В подобных случаях собственно инновационный потенциал не вычленяется, не замеряется и, как следствие, целенаправленно не развивается. В итоге не достигается результат — прирост новых конкурентоспособных товаров и услуг.
Часто необходимость оценки инновационного потенциала предприятия возникает тогда, когда перед руководством предприятия возникает проблема осуществления инновационного проекта, связанного с реализацией и внедрением определенного нововведения. Иначе говоря, инновационный потенциал организации оценивается относительно возможности осуществления конкретного проекта. В этом случае цель оценки — определить готовность и способность организации к реализации инновации. Для непосредственной оценки инновационного потенциала для данной цели используется детальный подход к анализу внутренней среды предприятия.
Схема оценки инновационного потенциала предприятия при детальном подходе такова:
• описание проблемы развития предприятия;
• постановка задачи, входящей в программу решения проблемы;
• описание системной модели деятельности (раскрывается внутренняя среда, внешняя среда, факторы, влияющие на инновационную деятельность);
• оцениваются ресурсы относительно поставленной инновационной задачи;
• оценивается организационная составляющая;
• оценивается способность достигать заданные результаты деятельности;
• устанавливается интегральная оценка потенциала предприятия, ее возможности решить поставленную задачу, формулируются общие выводы по анализу;
• определяются основные направления проекта подготовки предприятия для достижения требуемого потенциала, составляется задание на разработку проекта.
Применение детального подхода позволяет предприятию оценить состояние собственной ресурсной базы для реализации нового проекта. При этом установление нормативных значений, соответствующих конкретному нововведению, ограничивает анализ возможностей для принятия других инновационных проектов. Кроме того, не понятно, что представляет собой нормативная модель, на основании которой базируется экспертная оценка, на основании каких показателей проводится оценка параметров отдельных блоков, что будет представлять собой интегральная оценка инновационного потенциала и в чем заключается ее целесообразность.
Для оценки инновационного потенциала системы может применяться диагностический подход. В данном случае в качестве системы может выступать как предприятие в целом, так и его подсистемы.
Определенный интерес представляет методика вовлечения новых технологий в хозяйственный оборот, в которой автор предлагает два методических подхода к оценке управления инновационным развитием предприятия:
1. Оценка инновационной активности, направленная на анализ текущего состояния предприятия и определяющая его дальнейшие возможности инновационного развития;
2. Оценка инновационного потенциала, позволяющая осуществить контроль обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия затрат текущей производственно-хозяйственной деятельности и расходов по управлению инновационным развитием предприятия. Оценка инновационной активности предприятия должна строиться на совокупности определенных экономических показателей, характеризующих возможности предприятия в освоении определенных видов инноваций [24, с.55].
Оценку инновационной активности предприятий с целью выявления резервов реализации того или иного направления технологического развития автор предлагает проводить в виде расчета ряда коэффициентов и сравнения полученных значений с установленными базисными величинами.
Далее, в зависимости от текущего состояния предприятия и его достигнутых результатов в инновационной сфере, а также их сравнения с эталонными показателями осуществляется выбор либо внедрения принципиально новых продуктов и услуг, либо освоения улучшающих технологий.
Эталонными величинами для осуществления анализа могут быть показатели за прошлый период, среднеотраслевые значения или соответствующие показатели у конкурентов [27, с.258].
Для того чтобы управление процессом вовлечения новых технологий в хозяйственную деятельность стало комплексным и системным, необходимо осуществление оценки инновационного потенциала предприятия [27, с. 259].
Для оценки инновационного потенциала автор предлагает оценить достаточность собственных оборотных средств, долгосрочных кредитов и краткосрочных займов для формирования запасов и нормального обеспечения затрат текущей производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Такая оценка необходима для установления динамичного финансового соответствия между текущей и стратегической инновационной деятельностью предприятия. Другими словами, есть ли у предприятия оборотные средства и достаточно ли их для текущей производственной деятельности и для осуществления инновационных мероприятий.
С учетом вышеизложенного, считаю необходимым, систематизировать показатели инновационного потенциала в соответствии с его составляющими, характеризующими его важнейшие стороны. Такая система показателей должна соответствовать требованию универсальности и простоты ее использования, но в то же время давать объективную информацию, адекватную исследуемому объекту.
Важной задачей, связанной с созданием эффективной системы управления инновационной деятельностью предприятия, является накопление определенного теоретического и практического опыта в области оценки инновационного потенциала предприятия. Со стороны предприятий повышается внимание к методам оценки инновационного потенциала, управления инновационным развитием в связи с чем, необходима разработка инструментария для принятия эффективных управленческих решений.
2. Исследование проблем инновационной деятельности промышленных предприятий
2.1 Анализ инновационной деятельности предприятий Алтайского края
Как свидетельствует мировой опыт, в условиях современной экономики основанной на использовании достижений НТП, альтернативы инновационному пути развития просто нет. Создание, внедрение и широкое распространение новых продуктов, услуг, технологических процессов становятся ключевыми факторами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота. Именно здесь кроются наиболее существенные резервы улучшения качества продукции, экономии трудовых и материальных затрат, роста производительности труда, совершенствования организации производства и повышения его эффективности. Все это, в конечном счете, предопределяет конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции на внутреннем и мировом рынках, улучшение социально-экономической ситуации в стране.
В данной части работы рассмотрим общую характеристику инновационной деятельности промышленных предприятий Алтайского края с целью выявления основных тенденций в направлении инновационного развития края.
Промышленность Алтайского края является одной из крупных отраслей его экономики по объему продукции и услуг (20,8%) и наряду с сельским хозяйством (21,1%) является важнейшей частью экономики края, определяющим доходную часть его бюджета и занятость населения [20; c.16]. Тем не менее, следует подчеркнуть, что «состояние экономики края, в том числе в промышленности можно охарактеризовать как депрессивное» . По индексу физического объема промышленного производства по итогам 2007 года край переместился с 7-го на 12-е место в Сибирском федеральном округе, по физическому объему инвестиций в основной капитал - с 4-го на 10-е место, по объему иностранных инвестиций с 7-го на 9-е место. В 2008 году негативные тенденции получили дальнейшее развитие.
«Продолжающаяся структурная перестройка в промышленности происходит на фоне снижения доли машиностроения и металлопереработки. Доля этой отрасли снизилась с 26,9% в 1999 году до 19,9% в 2008 году. Особенно это выражено в сельхозмашиностроении. Причина - неконкурентоспособность продукции. В то же время увеличилась с 11,2 до 14,8% доля черной металлургии и медицинской промышленности» [21, с.21].
Такое положение вещей в машиностроении и металлообработке связано с резким ростом цен на металлы, топливо, рост тарифов на энергоресурсы. Так, в 2008 году цены на металл увеличились более чем в два раза по сравнению с 2007 годом, стоимость энергоресурсов выросла в среднем на 15% [21; c.19].
Кроме того, износ фондов таких предприятий составляет от 75 до 90% , а фактический объем инвестиций не решает проблемы обновления ОПФ в кратчайшие сроки, темпы обновления технологического оборудования существенно отстают от их нарастающего физического износа [16, с.37].
Приведенные выше данные обусловливают низкую инновационную активность промышленных предприятий края.
По результатам ежегодного статистического обследования, проводимым Алтайским краевым комитетом по статистике, инновационной деятельностью в крае в 2006 году занималась 51 организация (11,4 % от числа обследованных), в том числе 49 промышленных предприятий (рис. 2/1). В 2007 году в обследовании приняло участие 482 предприятия, из них инновационной деятельностью занимались 44 организации (9,1 %) в том числе 44 промышленных предприятия. Уровень инновационной активности (отношение количества организаций, занимавшихся инновационной деятельностью, к общему числу обследованных) в 2007 году снизился по сравнению с предыдущим годом на 2,3 %. В 2008 году инновационной деятельностью занимались 49 предприятий из 487 обследованных, в том числе 46 промышленных предприятий. Уровень инновационной активности в 2008 году повысился по сравнению с предыдущим годом на 1 % и составил 10,1 % [22; c.23].
Рис. 2/1. Уровень инновационной активности предприятий Алтайского края в 2006-2008 гг.
Инновационная деятельность промышленного предприятия включает в себя исследования и разработки, приобретение технологий, производство продукции по патентам и патентным лицензиям, производственно-конструкторские работы, приобретение программных средств, обучение и подготовку персонала, маркетинговые исследования, приобретение машин, оборудования, установок и прочих основных фондов, связанных с внедрением инноваций, и т.д.
Инновационный спрос предприятия зависит от того, насколько актуальна решение тех или иных его проблем с помощью инноваций. Определение приоритетности проблем связано с их вкладом в укрепление факторов устойчивости предприятия с точки зрения получения конкурентных преимуществ при производстве или продаже товаров и услуг. Цели инновационной деятельности инновационно-активных предприятий связаны с решением следующих типичных проблем:
• создание и обновление товара, в том числе замена снятой с производства устаревшей продукции, улучшение качества продукции услуг, расширение ассортимента продукции и видов услуг;
• сохранение традиционных и создание новых рынков сбыта;
• повышение кооперационных интеграционных возможностей, в том числе обеспечение соответствия продукции современным стандартам, повышение гибкости производства;
• сокращение издержек производства, включая сокращение материальных затрат, энергозатрат, затрат на заработную плату;
• снижение уровня загрязнения окружающей среды;
• улучшение условий труда.
Результаты инновационной деятельности могут влиять на устойчивость предприятия в двух аспектах. Во-первых, собственные и приобретенные инновации-продукты и инновации-процессы позволяют решить производственные, сбытовые, социальные, экономические проблемы, которые возникли у предприятия и затрудняют ему конкуренцию на различных рынках. В этом случае результатом инноваций считаются организационные и экономические последствия их применения. Во-вторых, результатами инноваций могут выступать созданные научными подразделениями инновационно-активных предприятий образцы новых продуктов, новые технологии, изобретения и т.д., которые могут быть товарами на рынке инноваций и соответственно продаваться другим организациям. В этом случае финансовый результат, характеризующий коммерческий успех продаж, также отождествляется с результатами инновационной деятельности.
Как уже упоминалось, инновационные процессы на предприятиях не системны, не взаимосвязаны в достижении общих стратегических целей, управление инновационными процессами осуществляется локально и поэтому не дает ощутимых результатов.
В крае совершенно не развита инновационная инфраструктура, предприятия не используют результаты исследований, проводимых внешними источниками, что зачастую приводит к субъективной оценке внешней среды, не позволяет учитывать потребности и отслеживать изменения в инновационной деятельности конкурентов, контрагентов и других субъектов рынка.
Положительным моментом является тот факт, что доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличилась до 28% в 2008 году против 5,3% в 2006 году, что по пороговым значениям научно- технологической безопасности регионов характеризуется как нормальное состояние (пороговое значение - 6% [1, c.9]). Кроме того, более 85% инновационной продукции - принципиально новая, на предприятиях больше внимания уделяется маркетинговым исследованиям, все больше предприятий отмечают качестве важнейших результатов инновационной деятельности - снижение загрязнения окружающей среды.
В предельно жестких условиях предприятия в меру имеющегося у них реального инновационного потенциала начинают переходить на выпуск тех изделий, которые имеют больший спрос, находить и осваивать на рынке новы ниши, уделять больше внимания снижению затрат на производство продукции и повышению ее качества.
Тем не менее, несмотря на наметившиеся позитивные тенденции, инновационный потенциал Алтайского края остается невысоким. Выходу из подобной ситуации может способствовать активизация инновационной деятельности на микроуровне, это требует разработки и реализации соответствующих мер по активизации инновационной активности, применения стратегического управления инновациями в промышленности.
2.2 Характеристика инновационной деятельности ФПГ «Сибагромаш»
Финансовые аспекты деятельности предприятия имеют важное значение для обеспечения его инновационной активности. Способность предприятия успешно функционировать и развиваться свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии. Основная проблема, связанная с инновационным развитии ем, чаще всего состоит именно в обеспечении финансирования инновационных преобразований. Поэтому устойчивое финансовое состояние предприятия является важнейшим условием реализации эффективной инновационной деятельности.
Приведем краткую характеристику объекта исследования.
ФПГ «Сибагромаш» была создана в 1996 году. История предприятия начинается с 1941 года, когда в г. Рубцовск был эвакуирован из Одессы завод сельскохозяйственного машиностроения имени великой Октябрьской социалистической революции. В течение этого времени завод претерпел ряд изменений: был преобразован в производственное объединение, затем в концерн, под контролем холдинговой компании ОАО «Алтайсельмаш-холдинг». Действуя в рамках концерна, входящие в него предприятия смогли сохранить технологические связи между предприятиями, остановить спад производства и решить ряд других проблем, возникших перед российскими предприятиями в первые годы рыночных преобразований. Постепенно выявились недостатки организационно-хозяйственной структуры концерна, возникли сложности с привлечением финансовых ресурсов. В 1993 году на основе вкладов участников концерна был создан акционерный коммерческий банк «Алтайбизнесбанк», что фактически придало «Алтайсельмаш-холдингу» статус финансово-промышленной группы. В 1996 году была осуществлена государственная регистрация финансово-промышленной группы «Сибагромаш» [7; c.65].
ФПГ «Сибагромаш» сформирована в целях объединения материальных и инвестиционных ресурсов ее участников для укрепления и развития отечественного производства конкурентоспособной сельскохозяйственной техники; разработки нового корпоративного механизма, повышающего мотивацию работников группы; обеспечения условий для самофинансирования всех организаций, входящих в состав ФПГ; увеличения производственного, инновационного, экспортного потенциалов ФПГ; создания рациональных технологических кооперационных связей, позволяющих наиболее эффективно использовать преимущества финансово-промышленной интеграции.
Каждое предприятие, чтобы успешно функционировать в сложных условиях перехода к рынку, должно непрерывно решать важнейшие вопросы: как продукцию выпускать, какова должна быть степень ее обновления, как более эффективно использовать производственные возможности, в какой мере организационно-технический уровень предприятия отвечает жизненной необходимости выпуска исключительно конкурентоспособной продукции.
Рассмотрим, как решаются эти вопросы в рамках ФПГ «Сибагромаш».
Непосредственно инновационной деятельностью в группе занимается блок технического директора, в который входит конструкторско-технологический отдел» являющийся структурными подразделением Центральной компании ФПГ «Сибагромаш». Конструкторско-технологический отдел является своеобразным научно-техническим центром ФПГ. В состав конструкторско-технологического отдела входят следующие подразделения: бюро новых машин, бюро запасных частей, бюро подготовки производства и нормативно-технической документации, опытный цех, группа испытаний. Сопровождает деятельность конструкторско-технологического отдела технический отдел, выполняющий общетехнические функции. Данные подразделения наделены определенной производственной и хозяйственной самостоятельностью и выполняют закрепленные за ними производственные функции. В настоящий момент в данных отделах работают 28 человек, из них 7 - руководители и 21 - специалисты. Конструкторско-технологический и технический отделы подчиняются непосредственно техническому директору ФПГ.
В функции КТО входит разработка принципиально новой максимально унифицированной техники, создание перспективных проектов новых сельхозмашин и их модификаций, обеспечивающих комплексную механизацию технологических процессов с широким диапазоном технических возможностей, а также совершенствование производимой техники, модернизация конструкций действующих комплексов, машин, аппаратов, приборов, механизмов, обеспечение их высокого технического уровня, конкурентоспособности, соответствия современным достижениям науки и техники и обеспечение наиболее экономичной технологии производства.
Главный конструктор руководит разработкой новой продукции, организует проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на разработку новой техники, конкурентоспособной, соответстующей стандартам качества и безопасности. Обеспечивает соответствие действующим техническим условиям, стандартам и нормативам, а также применение новых более экономичных, эффективных и безопасных основных и вспомогательных материалов. Определяет эффективность разработок, возглавляет работу по изысканию наиболее совершенных методов исследований и сокращению затрат труда при проведении исследовательских работ. Разрабатывает; перспективные и годовые тематические планы проектов. Обеспечивает составление технических отчетов по законченным научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, а также разработку рекомендаций по их использованию, оказывает методическую помощь в их внедрении и составляет отчетность об их выполнении. Организует изучение передового отечественного и зарубежного опыта в области проектирования новой продукции.
Руководители бюро работают над модернизацией конструкторских разработок, новейших материалов, обеспечивают соответствие модернизируемых конструкций техническим заданиям, стандартам, нормам техники безопасности. Разрабатывают перспективные и текущие планы по новой и усовершенствованной технике, запасным частям, ведут конструкторскую подготовку производства, обеспечивают внедрение систем автоматизированного проектирования, своевременное составление, согласование и утверждение чертежей и другой технической документации, разрабатываемой конструкторскими бюро по направлениям.
Специалисты бюро осуществляют разработку технических заданий на проектирование модернизированной и новой продукции, обеспечивают защиту и согласование в установленном порядке разработанных эскизов, технических и рабочих проектов. Организуют хранение, размножение и своевременное обеспечение производства чертежами и другой конструкторской документацией. Принимают меры по сокращению сроков разработки техники и цикла конструкторской подготовки производства за счет внедрения прогрессивных методов проектирования, вычислительной техники, передовых способов размножения технической документации, широкого использования в проектах стандартизированных и унифицированных деталей и сборочных единиц.
Кроме того, в функции конструкторско-технологического отдела входит проектирование специального технического, нестандартного оборудования, необходимого для работы промышленных предприятий внутри группы.
Проведенное нами исследование деятельности конструкторско-технологического отдела показало, что специалисты отдела помимо своих основных функций, перечисленных выше, выполняют функции непрофильные для данного подразделения. В частности, специалисты КТО самостоятельно проводят анализ рынка, оценивают рыночную конъюнктуру и деятельность основных конкурентов, делают прогнозы рыночного спроса на новую продукцию. Данные функции, по нашему мнению, должны реализоваться отделом маркетинга, входящим в блок директора по производству, маркетингу и сбыту.
В отделе нет четко сформированной системы информационного обеспечения, вся необходимая в процессе деятельности КТО информация «добывается» одним из конструкторов, «перепрофилированным» в специалиста по информационному обеспечению.
Оценку экономической эффективности и финансовой реализуемости отдельных проектов также проводят преимущественно специалисты КТО, чаще всего такая оценка не проводится вообще.
Анализ показывает, что практически все функции управления инновационной деятельностью сосредоточены именно в КТО, фактически это приводит к тому, что работники отдела не могут сконцентрировать свое внимание на основном направлении своей деятельности.
Работа конструкторско-технологического отдела ориентирована на все промышленные предприятия ФПГ. Отдел готовит конструкторскую документацию и контролирует технологическую подготовку производства на том или ином предприятии, в соответствии с планом, предприятия, в свою очередь, отчисляют определенный процент средств в Центральную компанию за пользование конструкторской документацией.
На техническом совете под руководством технического директора ФПГ на основании анализа потребностей рынка определяются основные направления работы конструкторско-технологического отдела. Главный конструктор получает техническое задание на изготовление новой машины, специалистами осуществляется поиск путей решения поставленной задачи. Далее осуществляется разработка вариантов проектируемого изделия новой техники, совершенствование, модернизация конструкции изделия. Осуществляется анализ и выбор вариантов решения задач, поставленных в техническом задании, для этого составляются таблицы разногласий между вариантами по пунктам проекта технического задания. Выбранный вариант передается исполнителям на разработку.
Этап проектирования представляет собой эскизное проектирование и техническое проектирование новой продукции. Эскизное проектирование предназначено для того, чтобы найти рациональные пути решения задач, поставленных в техническом задании. Здесь осуществляется эскизная проработка схемы и конструкции принятого варианта нового или усовершенствованного изделия. При техническом проектировании происходит дальнейшая проработка выбранного при эскизном проектировании оптимального варианта выполнения технического задания, создается макет и проводятся всесторонние проверки в соответствии с техническими требованиями.
На следующем этапе опытно-конструкторских разработок происходит разработка, по созданному макету изделия, конструкторской и технической документации на опытный образец. На этапе изготовления опытного образца происходит производство опытных образцов узлов и блоков, входящих в изделие, и производство опытных образцов изделия в целом. Проводится доработка конструкции изделия в процессе изготовления и окончательная проверка на технологичность, внесение изменений в конструкторскую документацию.
На этапе испытаний опытных образцов осуществляется настройка и приемно-сдаточные испытания опытных образцов комплектующих изделий собственной разработки и опытного образца в целом, разработка программы и типовые испытания опытного образца изделия, периодические испытания комплектующих изделий собственной разработки приборов, блоков и изделия в целом. Затем разрабатываются и утверждаются программы предварительных заводских испытаний, проводятся предварительные заводские испытания, составляются и утверждаются акты об их результатах, проводятся работы по реализации замечаний комиссии. Затем осуществляется согласование программы испытаний, предъявление машиноиспытательной станции опытных образцов изделия для испытаний, участие в проведении государственных предварительных и приемочных испытаний, оформление акта о проведении государственных испытаний, составление плана мероприятий по доработке технической документации по результатам государственных испытаний. После чего осуществляется доработка технической документации по результатам государственных испытаний, на основании акта о проведении государственных испытаний выдается сертификат соответствия на изготовление промышленной партии машин, техническая документация передается предприятию-исполнителю.
Технологическая подготовка производства новой техники осуществляется уже на конкретном предприятии ФПГ, которое эти машины будет выпускать. На основании технической документации изготавливается партия машин, которые проходят апробацию, освоение и сертификацию.
В среднем весь описанный выше процесс занимает от двух до четырех лет. Случается, что из-за отсутствия финансирования задерживаются некоторые стадии разработки, не всегда к сроку готовы опытные образцы, некоторые проекты вообще не реализовываются в связи с признанием неправильного выбора направления их разработки. Многие предприятия сталкиваются с ситуацией, когда из-за затянувшихся сроков исследований и разработок выпускаемая новая продукция оказывается морально устаревшей. По данным, средняя продолжительность разработки новых продуктов ранее составляла 7-8 лет, сейчас - в среднем 2-3 года, причем предприятия все больше стремятся к сокращению сроков разработок.
Если ранее сельхозмашины разрабатывались по ГОСТам ВИН машиностроения, ВИН сельхозмашиностроения, то после начала рыночных преобразований, чтобы не потерять объемов и рынок, специалистам ФПГ пришлось самостоятельно разрабатывать перечень машин, востребованных сельским хозяйством. Разработка велась согласно рекомендациям руководителей хозяйств и агрономов, учитывая их потребности, и согласно их рекомендациям перечень машин был дополнен новыми комбинированными машинами, полностью изменяющими технологию обработки почвы.
На основе проведенного в 1995-1996 гг. специалистами ФПГ исследования рынка аграрных машин на территории Западной Сибири и оценки общей и дополнительной потребности в почвообрабатывающей технике был разработан новый комплекс аграрных машин. При разработке комплекса машин принималась во внимание возможность повышения урожайности путем перехода на новые технологические схемы возделывания сельскохозяйственных культур, которые были обоснованы специалистами ФПГ совместно со специалистами АНИИЗиС.
На основе проведенного анализа можно выделить следующие виды инновационной деятельности в ФПГ:
• модернизация выпускаемых и освоение новых видов изделий (замена материалов, изменение конструкции выпускаемых изделий, подготовка и производство новых видов сельхозмашин и запасных частей);
• совершенствование технологии производства (приобретение новых машин и оборудования, совершенствование применяемых технологий производства, унификация и стандартизация оснастки и инструментов, приобретение и разработка собственных программных средств);
• выполнение опытно-конструкторских и технологических работ по созданию новых продуктов, проведение испытаний;
• технологическая подготовка нового производства;
• правовая защита результатов интеллектуальной деятельности (патентование).
На предприятии постоянно ведутся работы по проектированию новой техники, изготовлению новых сельхозмашин, испытанию опытных образцов сельхозмашин, подготовке производства новых сельхозмашин и запасных частей.
Заводские испытания новых сельхозмашин проводятся на стендах в опытном цехе и собственной опытно-полевой базе в с. Саввушка Змеиногорского района, предварительные и приемочные испытания - по договору с Алтайской МИС и Сибирской МИС.
В 2005 году в рамках ОАО «АСМ-Запчасть» было запущено новое производство - литейный цех, который будет обеспечивать предприятия группы собственным высококачественным литьем и оснасткой. Цех оснащен новыми высокотехнологичными печами и способен полностью удовлетворить потребности предприятий ФПГ в литье.
Центральная компания ФПГ является владельцем всей интеллектуальной собственности группы (техническая документация, патенты, лицензии на программные продукты), подготавливает материалы для подачи заявок на патенты, к примеру, в 2006 году поданы заявки на патенты на полезную модель на некоторые сельхозмашины (плуг ПЛН-3-35, плуг ПЛН-4-35, плуг ПЛН-5-35, плуг ПЯ-3-35) [7; с.91].
Проанализировав инновационную деятельность ФПГ «Сибагромаш», пришли к следующим выводам. В ФПГ инновационная деятельность по тому или иному направлению осуществляется, однако она не является частью общей стратегии развития группы. Инновационные процессы не системны, управление инновационными процессами осуществляется локально, являясь частной функциональной задачей блока технического директора, и поэтому не дает ощутимых результатов.
Инновационная стратегия как таковая отсутствует, а это значит, что отсутствуют и четко сформулированные цели по данному направлению деятельности как отдельных предприятий, так и ФПГ в целом. Работники и руководство не имеют индивидуальных целей, кроме ежегодных плановых заданий, не реализуется творческое начало этого специфичного вида деятельности, что не позволяет в полной мере реализовать все имеющиеся ресурсы и резервы повышения эффективности.
Все реализуемые в ФПГ нововведения носят преимущественно единичный характер, то есть вносят изменения и улучшения в отдельных звеньях технологического процесса, и не оказывают существенного влияния на конечные результаты производства, новая продукция производится, но на базе имеющихся технологий.
Кроме того, полностью отсутствует какая-либо отчетность по инновационной деятельности, соответственно руководители не имеют достаточной аналитической основы для проведения оценки эффективности данного вида деятельности и принятия обоснованных управленческих решений о дальнейшем развитии предприятия. В годовых отчетах имеется лишь информация об объеме производства новых изделий и затратах на подготовку новых изделий, представленная информация трудно поддается анализу, так как отсутствует какая-либо детализация данных статей. Из общего объема выручки не выделяется доля, приходящаяся на новые изделия, из-за чего проблематично определить финансовые результаты и эффективность инновационной деятельности в целом. Конструкторско-технологический отдел готовит планы НИОКР на год в начале года и отчет - в конце года. Данные документы также не дают никакой аналитической информации, поскольку представляют собой обычный перечень запланированных и выполненных или невыполненных работ без какой-либо дополнительной информации. Несомненно, подобная информация не может рассматриваться руководством ФПГ как источник полноценной внутренней информации.
Государственной статистикой для оценки текущего состояния и прогнозов развития инновационных процессов на предприятиях предусмотрена форма № 4 - инновация Сведения об инновационной деятельности организации, состоящая из десяти разделов, описывающих инновационную деятельность предприятия по разным направлениям. Такая форма в ФПГ не заполняется.
Основная проблема состоит в том, чтобы с учетом накопленного опыта выбрать и использовать наиболее эффективные в конкретных условиях инструменты управления и сосредоточить на них имеющиеся в распоряжении предприятия ресурсы.
В современных условиях технико-экономическое планирование деятельности предприятия должно заключаться не только в формировании планов производства и продаж продукции, но и в разработке планов реализации нововведений, их ресурсного обеспечения, учете влияния результатов такой деятельности на функционирование предприятия.
Сопоставив данные анализа хозяйственной деятельности ФПГ с результатами анализа инновационной деятельности, вывод, что активизация инновационной деятельности промышленных предприятий группы может стать основным направлением повышения эффективности функционирования группы в целом.
Любые инновационные решения в процессе реализации связаны с высокими рисками (потеря вложенных средств, неприятие нововведения рынком, технические, технологические просчеты и т.д.), поэтому информация, на основании которой принимаются такие решения, должна быть максимально точной и объемной. Для принятия эффективных управленческих решений в направлении инновационного развития ФПГ лицу, принимающему решение, необходимо наличие адекватных сведений об объекте, необходимого объема информации об исходном и желаемом состояниях, о возможных вариантах действий и возможных последствиях таких действий.
При выборе направления инновационного развития должны учитываться, прежде всего, имеющиеся технологические возможности промышленного предприятия. Оценка инновационного потенциала позволит ФПГ объективно оценивать свои внутренние возможности, чтобы успешно заниматься инновационной деятельностью, привлекать внешних инвесторов и реализовать перспективные проекты.
3. Исследование и оценка инновационного потенциала ФГП «Сибагромаш»
3.1 Разработка системы показателей оценки инновационного потенциала промышленного предприятия
Проведенный в первой главе данной работы анализ представленных в научной литературе методик и подходов к оценке инновационного потенциала позволил выявить существующие методические особенности и недостатки в его измерении.
Целью данной части работы является формирование системы показателей, на основе которых строится оценка инновационного потенциала промышленного предприятия.
Оценка инновационного потенциала представляет собой систематический анализ составляющих инновационного потенциала с целью сопоставления его действительного уровня в определенный момент с существующими представлениями об этом уровне. Уровень развития инновационного потенциала пребывает в постоянной динамике, которая может быть как позитивной, так и негативной.
Исходным моментом оценки инновационного потенциала является определение современных внутренних возможностей предприятия в инновационной сфере с использованием экономических критериев. В зависимости от степени текущей обеспеченности предприятия материально-техническими и финансовыми ресурсами, а также наличия опыта внедрения новых технологий в хозяйственный оборот в дальнейшем осуществляется планирование направления будущего инновационного развития. Для реализации эффективного управления инновационной деятельностью необходима реальная оценка уровня инновационного потенциала предприятия на заданный момент времени и оценка его динамики в целях дальнейшего развития.
Инновационный потенциал определяется составом и уровнем развития его составляющих, их взаимосвязями и способностью работать как единая система реализации нововведений, поэтому для оценки инновационного потенциала необходимо вычленить его составляющие, измерить их, выявить взаимосвязь между ними и, таким образом, получить комплексную оценку инновационного потенциала предприятия.
Задача оценки инновационного потенциала заключается в том, чтобы достаточно надежно отразить влияние этих изменений на его уровень. Как уже отмечалось, сущность системы оценки инновационного потенциала заключается в создании предпосылок и условий эффективного управления развитием инновационной деятельности. Одним из условий эффективного управления является создание адекватной управляемому объекту информационно-аналитической базы и механизма ее функционирования, а также методических рекомендаций по принятию управленческих решений по развитию и воспроизводству инновационного потенциала.
Измерение такой сложной категории, как инновационный потенциал, с помощью одного какого-нибудь показателя, по нашему мнению, не представляется возможным, и может быть предложено большое число описывающих его параметров. Однако основной проблемой измерения инновационного потенциала является не только выбор и определение значений этих параметров, но и оценка результатов измерений, возможность их использования на практике.
Важным моментом в измерении инновационного потенциала является определение системы адекватных измеримых параметров для проведения оценки. Данная система показателей должна давать объективную оценку реального состояния инновационного потенциала исследуемого предприятия. Кроме того, она должна учитывать отраслевые особенности протекания инновационных процессов, характеристики производственной системы, тип производства; также в системе должны быть показатели, отражающие наличие и качество основных стратегически важных для предприятия ресурсов, задействованных в инновационной деятельности, показатели, прямо или косвенно указывающие на результативность использования имеющихся ресурсов предприятия, задействованных в инновационной деятельности.
С учетом вышеперечисленного и исходя из условий необходимости и достаточности, считаю целесообразным оценку инновационного потенциала проводить в виде расчета наиболее значимых относительных показателей, объективно отражающих существующие связи и зависимости между исследуемыми процессами и явлениями.
По каждому из показателей необходимо определить критериальное значение, которое позволяло бы судить о состоянии показателя и принимать конкретные управленческие решения в рамках управления инновационной деятельностью на предприятии, другими словами, нужно параметры измерения преобразовать в параметры управления. Критериальное значение как база сравнения и оценки является своего рода точкой отсчета, по отношению к которой можно оценить измеряемый процесс. С помощью обоснованных критериальных значений можно построить некоторую эталонную траекторию раскрытия и дальнейшего развития инновационного потенциала хозяйствующего субъекта. В качестве базы для сравнения могут быть использованы средние или пороговые значения показателей по отрасли, а также значения за предыдущий период, прогнозные значения, значения аналогичных показателей конкурентов.
Возникает вопрос о том, что же следует считать критерием научной обоснованности таких значений. На уровне предприятия таким критерием, видимо, можно считать эффективную работу предприятия в течение продолжительного периода времени и определенные достигнутые результаты, позволяющие отнести это предприятие к эталонному. В качестве критериев для определения пороговых значений коэффициентов можно использовать данные статистического обследования инновационной деятельности ведущих предприятий промышленности России, результаты исследований отечественных ученых, а также опыт зарубежных компаний.
В предложенной системе показатели разбиты на группы в соответствии с выделенными составляющими инновационного потенциала (рис. 3.1), система показателей оценки инновационного потенциала основана на реально определяемых экономических показателях и направлена на исследование и анализ важнейших составляющих инновационного потенциала предприятия.
Рис. 3.1. Структура предлагаемой системы оценки инновационного потенциала предприятия
3.2 Совершенствование системы управления инновационной деятельностью ФПГ «Сибагромаш»
В целях сохранения и развития инновационного потенциала ФПГ «Сибагромаш» необходима разработка стратегии инновационного развития, которая должна быть выведена на корпоративный уровень. Это является необходимым условием того, что инновационная деятельность перестанет быть частной задачей отдельного подразделения и станет стратегически важной целью развития ФПГ в целом.
Действенным инструментом, способным оказать помощь в разработке и дальнейшей корректировке инновационной стратегии, является проведение постоянного технологического мониторинга состояния инновационного потенциала.
Систематическая оценка инновационного потенциала и отдельных его составляющих позволит отслеживать наметившиеся позитивные или негативные тенденции, что даст возможность корректировать направления инновационного развития и прогнозировать вероятность и характер результатов инновационной деятельности.
Для активизации инновационной деятельности на уровне ФПГ требуется проработка вопросов определения необходимых функций по управлению инновационными изменениями, оптимального распределения этих функций между руководителями, отделами и подразделениями. В таком случае станет возможным учет и анализ всех составляющих инновационного потенциала, что обеспечит объективную информационную поддержку принимаемых решений, связанных с инновационной деятельностью предприятия.
Выше отмечалось, что в настоящий момент управление инновационной деятельностью осуществляется на уровне Центральной компании ФПГ «Сибагромаш», причем все функции управления сосредоточены в конструкторско-технологическом отделе, т.е. в блоке технического директора. Блок финансового директора и блок директора по маркетингу, производству и сбыту в управлении инновационной деятельностью практически не участвуют.
В блок финансового директора входят бухгалтерия, отдел финансов и ценных бумаг, отдел консолидированного планирования и отчетности. В отделах решаются вопросы финансового анализа и контроля, а также собирается вся информация об участниках ФПГ.
Отдел маркетинга занимается исключительно вопросами сбыта и рекламы.
Тем самым вопросы изучения рыночного спроса, подготовки информации о прогнозируемом спросе на новую продукцию и определения потребности в сельскохозяйственной технике решаются в рамках конструкторско-технологического отдела, там же в произвольной форме составляются планы и отчеты НИР и ОКР, не имеющие никакой информационной нагрузки для анализа инновационной деятельности всей финансово-промышленной группы. Анализ кадровой составляющей инновационного потенциала выявил недостаток научно-технических специалистов, которые к тому же перегружены выполнением непрофильной работы.
Для осуществления эффективного управления инновационным потенциалом ФПГ «Сибагромаш» требуется в первую очередь построение системы управления непосредственно инновационной деятельностью группы. Начать построение такой системы целесообразно с распределения функциональных обязанностей, связанных с инновационной деятельностью группы, и разграничения полномочий между различными подразделениями Центральной компании.
Помимо традиционных обязанностей структурным подразделениям Центральной компании предлагается также установить новые функции, обусловленные инновационным развитием (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Функции структурных подразделений ЦК, связанные с управлением инновационной деятельностью
Решение задач информационного обеспечения тесно связано с разработкой стратегии инновационного развития, при разработке которой целесообразно предусмотреть использование справочно-аналитической базы, содержащей сведения о достижениях науки и техники, потребительских и конкурентных тенденциях на рынке, нормативно-правовые акты и законы.
Информационное обеспечение инновационной деятельности остается в компетенции специалистов конструкторско-технологического отдела, однако расширяется круг задач таких специалистов. В соответствии с новыми целями деятельности предприятия, сбор и анализ нормативно-справочных баз данных осуществляется не только для нужд КТО, но и для других заинтересованных отделов. В задачи специалистов по информационному обеспечению входит также распределение полученных отчетных данных по функциональным отделам, сбор замечаний по качеству информации, обобщение и анализ полученной информации, отслеживание сведений о выставках и конференциях, установление связей с научно-информационными центрами, вузами и т.д. В результате соответствующие подразделения будут обеспечены необходимой информацией инновационного характера, а полученные от специалистов выводы будут использоваться при разработке инновационной стратегии ФПГ и ее дальнейшей корректировке.
Помимо этого в новые задачи специалистов КТО входит составление более развернутых планов по разработке новой техники. Планы по разработке новой техники должны составляться на 3-5 лет (перспективные) и на год с разбивкой объемов работ на кварталы (текущие). В перспективных планах указываются сроки выполнения стадий и этапов работ, определяется трудоемкость работ по всем стадиям и этапам, устанавливаются циклы отдельных стадий, этапов и в целом на всю разработку, намечаются конкретные подразделения-исполнители работ и руководители. К ним прикладываются карты технического уровня нового изделия, в которых приводятся основные характеристики в сравнении с лучшими отечественными и зарубежными образцами, сметы затрат и расчеты экономического эффекта. В текущих планах указываются объемы и сроки исполнения работ конкретными исполнителями. При этом предусматриваются методы организации работ и обеспечение надежного оперативного контроля за ходом работ.
Отдел маркетинга выполняет свои прямые функции - проводит исследование рынка, готовит всю необходимую информацию о рыночной востребованности и конкурентоспособности продукции предприятий группы, занимается введением в коммерческий оборот результатов научно-технической деятельности и продвижением новых продуктов. В отдел консолидации предоставляет данные об объемах отгруженной инновационной продукции и ее структуре.
Отдел финансов занимается поиском источников финансирования инновационной деятельности, а также определением экономической эффективности и финансовой реализуемости всех инновационных предложений. Осуществляет контроль за расходованием средств.
Отдел консолидированной отчетности и планирования помимо традиционных функций обеспечивает системный комплексный подход в планировании, организации и координации разработки годовых, текущих планов, обеспечивает систематический анализ всех видов инновационной деятельности ФПГ, а также статистический учет всех производственных и технико-экономических показателей инновационных работ предприятий ФПГ, организует систематический контроль за соблюдением подразделениями плановой дисциплины.
Поскольку в отделе консолидации аккумулируется вся информация об участниках группы, то одной из главных задач специалистов данного отдела в части учета инновационной деятельности является построение единой системы плановой и отчетной информации о проведении инновационных работ, а также затратах и результатах, с ними связанных.
В частности, отделом должны быть определены содержание планов и отчетов, формы их составления, разработаны методы и порядок расчета показателей, должны проводиться консультации предприятий-участников по вопросам составления необходимой документации.
Концентрация подобного рода сведений способствует формированию массива аналитической информации, необходимой для принятия управленческих решений, касающихся инновационного развития ФПГ в целом. Отсюда другой важной задачей отдела консолидации является доведение данной информации до руководителей всех уровней. Причем такая информация должна быть точной, поступать вовремя, в достаточном объеме и требуемого качества.
Систематический мониторинг инновационного потенциала, по нашему мнению, также целесообразно проводить в рамках отдела консолидированной отчетности и планирования, поскольку вся необходимая для этого информация сосредотачивается именно здесь. Специалистами технического отдела по программному и техническому обслуживанию ЭВМ может быть разработана специальная программа для технического обеспечения проводимого мониторинга, в основу которой ляжет предложенная нами система показателей оценки инновационного потенциала предприятия.
Круг функций отдела по работе с персоналом расширен от чисто кадровых до стимулирования трудовой деятельности, управления профессиональным продвижением, обеспечения повышения квалификации НТС, обучения производственных рабочих навыкам, необходимым для работы с новыми технологиями и продуктами, изучения рынка трудовых ресурсов.
Подобное распределение и систематизация функциональных обязанностей позволит сформировать действенную систему управления инновационной деятельностью в ФПГ.
Особенностью распределения обязанностей между структурными подразделениями ЦК ФПГ должна стать, как нам видится, командная ответственность за выполнение отмеченных функций. Одним из принципов командной работы выступает распределение обязанностей и ответственности за достижение поставленных целей, а не жесткое закрепление выполняемых функций. Реализация этого принципа позволит достаточно строго планировать деятельность отделов и служб, контролировать и оценивать деятельность их деятельность, использовать действенную систему стимулирования по критерию цели - результаты.
Координирующим центром при этом выступит Научно-технический совет (рис. 3.2.), который будет функционировать при Генеральном директоре ЦК ФПГ и представлять собой коллективный орган по выработке стратегических целей развития ФПГ. В совет войдут руководители функциональных блоков, руководители перечисленных служб и отделов, а также руководители промышленных предприятий группы.
Рис. 3.2. Схема участия в научно-техническом совете
Научно-технический совет не является постоянной структурой, а собирается периодически для реализации возложенных на него функций:
• разработка направлений инновационного развития ФПГ;
• выработка инновационной стратегии ФПГ;
• рассмотрение и утверждение инновационных проектов и программ;
• контроль за своевременным выполнением мероприятий по реализации стратегии инновационного развития, оценка экономического роста и конкурентоспособности;
• выявление позитивных и негативных отклонений от запланированных мероприятий инновационного развития, корректировка планов и выработка рекомендаций для дальнейших действий;
• координация деятельности всех подразделений ФПГ в части выполняемых ими работ, касающихся инновационной деятельности.
Генеральный директор утверждает одобренные научно-техническим советом решения, которые в форме планов, смет, технических заданий становятся обязательными для выполнения всеми органами аппарата управления.
Отметим, что предлагаемые нами нововведения не требуют затрат на перепроектирование организационной структуры и привлечение дополнительных специалистов, что не приведет к увеличению расходов на содержание управленческого аппарата. Система управления инновационной деятельностью строится на распределении функциональных обязанностей, способствующих переходу ФПГ на инновационный путь развития.
Заключение
Проведенное исследование показывает, что проблемы оценки инновационного потенциала промышленного предприятия и совершенствования системы управления инновационной деятельностью в условиях переориентации всей экономики на инновационный путь развития являются актуальными.
В данной работе предложен подход к оценке инновационного потенциала промышленного предприятия на основе системы показателей, позволяющей объективно оценить состояние инновационного потенциала предприятия в динамике. В рамках исследования были получены следующие результаты:
• В результате проведенного исследования рассмотрено понятие инновационной деятельности и основные требования, предъявляемые к системе управления инновационной деятельностью на предприятии. Выяснено, что интенсивность инновационной деятельности находится в прямой зависимости от имеющегося у предприятия инновационного потенциала.
• Уточнено содержание понятия «инновационный потенциал». Предлагается под инновационным потенциалом понимать возможность системы создавать, совершенствовать, использовать новшества в условиях имеющегося ресурсного обеспечения и экономические отношения внутри системы как способность к осуществлению инновационной деятельности. На основании этого определена структура инновационного потенциала.
• Проведенный анализ существующих методик оценки инновационного потенциала показал, что имеющиеся методики не дают объективной информации о состоянии инновационного потенциала промышленного предприятия. Это позволило сформулировать основные требования к системе оценки инновационного потенциала промышленного предприятия.
Список литературы
1. Алтайский край в цифрах. 2000-2004: Стат. сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. - Барнаул, 2005. - 200 с.
2. Ахметова Н.Н. Один из подходов к определению сущности элементов инновационно - инвестиционной модели // http^//www.anrb.ru/isei/cf2002/c504.htm
3. Афонин И.В. Управление развитием предприятия. - М., 2002. - 224 с.
4. Аренков И.А. Инновационный потенциал фирмы: стратегия развития. -СПб. : Изд-во СПб ГУЭФ, 2001. - 122 с.
5. Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. -М. : ОАО «Издательство «Экономика», 1999. - 662 с.
6. Афонин И.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 224 с.
7. Беляева Е.С. Совершенствование управления инновационной деятельностью промышленного предприятия: монография. –Б., 2007. -165 с.
8. Бовин А.А. и др. Управление инновациями в организациях. –М., 2008. -415 с.
9. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. ЮНИТИ. –М, 1997. - 354 с.
10. Драчева Е.Л. и др. Менеджмент. –М., 2002.
11. Головач Л. Г., Краюхин Г. А., Шайбанов Л. Ф. Регулирование инновационных процессов в регионе / Под. ред. Г.А. Краюхина - СПб. : ГИЭА СПб., 1997.-289 с.
12. Гунин В.Н. и др. Управление инновациями: 17- модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7 «Управление инновациями». - М : ИНФРА-М, 1999. - 328 с.
13. Горшков В.Г. Промышленность Алтайского края: состояние, инвестиционная и промышленная политика // Управление корпорацией: Сборник статей / Под ред. В.К. Толстова. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2006. - С. 80-86.
14. Глисин Ф.Ф. Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации. Рост инновационной активности промышленных предприятий России / Ф.Ф. Глисин, Г.П. Воронина, О.Н. Лосева // Инновации. - 2004. - № 7.
15. Глисин Ф.Ф. Тенденции инновационной деятельности промышленных предприятий России / Ф.Ф. Глисин, О.Н. Лосева // Инновации. - 2003.- №2-3. - С. 53-57.
16. Жиц Г.И. Инновационный потенциал и экономический рост. - Саратов : Саратовский ГТУ, 2000. - 162 с.
17. Зайцева О.А. и др. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов. Центр. –М, 2000. – 114 с.
18. Иванов А.П. Менеджмент: Учебник. –М., 2002. С. 258.
19. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование. Учебное пособие / Под ред. Ю.В. Яковца. - М.: Изд-во РАГС, 2000.
20. Инновационная деятельность предприятий и организаций Алтайского края в 2003 году / Оперативная информация № 08-17/200. - Алтайский краевой комитет государственной статистики, 2004.
21. Инновационная деятельность предприятий и организаций Алтайского края в 2004 году / Оперативная информация № 08-17/214. - Алтайский краевой комитет государственной статистики, 2005.
22. Инновационная деятельность предприятий и организаций Алтайского края в 2005 году / Оперативная информация №08-17/227. - Алтайский краевой комитет государственной статистики, 2006.
23. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. - М.: Дело, 2003. - 528 с.
24. Кокорев В.П. Курс лекций по менеджменту: Учебное пособие. Издательство АГУ.-Б, 2000. – 425 с.
25. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. - М.: Экзамен, 2001. - 576 с.
26. Кравец Л.Г. Патентные рычаги управления развитием предпринимательства // Интеллектуальная собственность: Промышленная собственность. -2001.-№10.
27. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента: Дело. –М, 1999.
28. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. - СПб. : Питер, 2006. -448с.
29. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. - М.: Дело и сервис, 2001.