Иностранные инвестиции и их роль в развитии экономики России

СОДЕРЖАНИЕ: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ» Кафедра экономики таможенного дела

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра экономики таможенного дела

Реферат

по дисциплине «Экономическая оценка инвестиций»

на тему «Иностранные инвестиции и их роль в развитии экономики России»

Выполнил: студент 3-го курса очной формы обучения экономического факультета, группа 2302 Л. В. Момсикова

Проверила: Корсунова Н. М., доцент

Оценка:

Подпись

« » 2005 г.

Москва

2005


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

1. ВИДЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ…………………………………………………………....4

2. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В РОССИИ……………………...8

3. ДИНАМИКА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ В 2004 г………………………………….……………………..14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………...……………………………18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...……….......19

ВВЕДЕНИЕ

Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна, прежде всего, тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако, он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.

Российские же потенциальные инвесторы давно уже не доверяют правительству, это недоверие обусловлено, прежде всего, сложившимся стереотипом отношения к власти у россиян - “правительство работает только на себя”. Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону. Огромное значение для России имеют не только иностранные, но и внутрироссийские инвестиций, ведь множество людей во время становления рыночной экономики “сколотили” себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций в зарубежных странах. Государство всеми силами пытается вернуть эти деньги из-за рубежа в российскую экономику, что даст ощутимый толчок развитию российского производства.

1. ВИДЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

В основном Россия привлекает капитал в виде прямых и портфельных инвестиций, ссудных капиталовложений и путем размещения облигационных займов на международном рынке капиталов.

Прямые инвестиции обеспечивают иностранным инвесторам, юридическим и физическим лицам право на управление предприятием и представляют собой преимущественно взносы в уставные фонды совместных предприятий и кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий.

Прямые вложения осуществляются как в свободно конвертируемой валюте, так и в национальной валюте.

Сравнивая относительную предпочтительность привлечения капитала в различных формах, следует подчеркнуть, что прямые инвестиции имеют ряд преимуществ. Прежде всего, активизируется деятельность частного сектора, расширяется выход на внешние рынки и облегчается доступ к новым технологиям и методам управления. В этом случае больше вероятность реинвестирования прибыли внутри страны, чем вывоза в страну базирования. Кроме того, приток предпринимательского капитала не увеличивает размер внешней задолженности.

Следует подчеркнуть, что эта форма привлечения капитала остается наиболее важной для экономики страны. Если объем прямых инвестиций в 2000 году составил 4, 43 [4.1]млрд. долл., то в 2004 году – 9, 4 млрд. долл.[6]

Процесс приватизации государственной собственности, акционирование промышленных предприятий привели к формированию в России фондового рынка, создали объективные предпосылки иностранным инвесторам для портфельных капиталовложений.

Под портфельными инвестициями понимается покупка нерезидентами акций, векселей и других долговых ценных бумаг, составляющих менее 10% акционерного капитала предприятия. Портфельные инвестиции не дают вкладчикам права участвовать в управлении предприятием.

С 1991 по 1993 г. объем портфельных инвестиций в России оценивался в 60 млн. долл. Начиная с 1994 г. прослеживается тенденция к увеличению импорта в Россию портфельных инвестиций. Максимального уровня объем заказов западных фирм на покупку акций российских приватизированных предприятий достиг в августе 1994 г. и составил 500 млн. долл. В ноябре он опустился до 300 млн. долл., а в декабре – до 100 млн. долл.[1,310] Только в первой половине 1994 г. иностранные инвесторы скупили 2-5% доли уставного капитала таких компаний, как Коминефть, Томскнефть, Юганскнефть, Пурнефтегаз, ЛУКойл, ЛУКойл-Когалымнефтегаз, ЛУКойл-Уралнефтегаз и др.

Постепенно иностранные портфельные инвестиции начали перемещаться и в другие отрасли российской экономики, прежде всего в связь и средства телекоммуникаций, в пищевую, деревообрабатывающую, цементную промышленность.

В настоящее время для западных инвесторов данная форма капиталовложений в экономику России относится к рисковым инвестициям. По оценкам западных брокерских фирм, иностранные инвесторы, которые ранее приобрели акции российских приватизированных предприятий, потеряли за последний квартал 1994 г. около 75% вложенных сумм из-за падения курсовой стоимости этих ценных бумаг.

В конце 1997 г. отток средств нерезидентов с фондового рынка России составил около 7,5 млрд. долл. Вместе с тем портфельные инвестиции вплоть до краха рынка ГКО оставались одной из наиболее прибыльных форм капиталовложений в отдельные отрасли и сферы экономики России.

Объем портфельных инвестиций в 1999 г. составил 31 млн. долл., снизившись по сравнению с 1998 г. более чем в пять раз.[5] Большая часть валютных инвестиций приходилась на вложения в краткосрочные долговые ценные бумаги, а рублевые инвестиции направлялись преимущественно на покупку акций российских компаний.В 2000 году доля портфельных инвестиций в общем объеме составила 0,7 % .[4.2] На сегодняшний же день их уровень по-прежнему чрезвычайно низок для России - $333 млн., 0,8% от общего объема инвестиций.[6]

В последние годы в мировой экономике прослеживается устойчивая тенденция к росту ссудных инвестиций. Как показывает мировой опыт, практически ни одно государство в мире при создании развитой рыночной экономики не могло обойтись без внешних заемных финансовых ресурсов.

В современном мире экспорт ссудного капитала осуществляется как по государственной, так и по частной линии, на двусторонней и многосторонней основе, на льготных и коммерческих условиях. По целевому назначению это могут быть официальная государственная помощь развитию, кредиты на осуществление конкретных инвестиционных проектов, техническая помощь, экспортные кредиты, облигационные займы и др.

Большая часть ссудных инвестиций приходится на международные финансовые организации (МБРР, МВФ, ЕБРР и др.), крупные коммерческие банки и банковские консорциумы, национальные фонды экономического сотрудничества с зарубежными странами и др.

В 2000 году России удалось привлечь кредитов Мирового банка реконструкции и развития (МБРР) на общую сумму 551,9 млн. долл. и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) на 31,9 млн. долл.[4.1]

Основной организационной формой деятельности иностранного капитала в России являются совместные предприятия (СП). Согласно российскому законодательству предприятия с участием иностранного капитала может быть организовано в форме открытого или закрытого акционерного общества и зарегистрировано как российская компания.

Процесс активного создания СП в России начался в период либерализации внешнеэкономических связей. Первое совместное предприятие было создано в России в 1989 г. В 1991 г. в России было зарегистрировано 1825 СП, в 1992 г. – 2533, в 1993 г. – 6359, в 1994 г. – 11131, в 1995 г. – 14550 СП. На начало 1999 г. в России в Государственный реестр было внесено около 25 тыс. совместных компаний с участием иностранного капитала.[3,118]

Доля иностранного капитала в совместных предприятиях, созданных на территории России, составляет в среднем 35-45%, причем прослеживается тенденция к росту этого показателя, что, прежде всего, связано со стремлением получить льготы при налогообложении.

Большинство совместных предприятий создавалось в основном в сфере мелкого и среднего бизнеса, в сфере услуг и в тех отраслях экономики, где гарантирована быстрая окупаемость вложений и доходы в свободно конвертируемой валюте.

При создании совместных предприятий используются различные организационно-правовые формы, включая предприятия со 100%-ным иностранным капиталом, причем доля предприятий, полностью контролируемых иностранными инвесторами неуклонно растет.

Российское законодательство предусматривает возможность создания на территории страны отделений и филиалов иностранных компаний, которые должны быть зарегистрированы как российские компании со 100%-ным иностранным капиталом. По такому принципу в России функционируют отделения зарубежных коммерческих и государственных банков.


2. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В РОССИИ

В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом.

В настоящее время более активному притоку и эффективному использованию иностранного капитала, а также сдерживанию бегства отечественного капитала препятствует ряд факторов, которые в совокупности формируют инвестиционный климат страны.

Весьма негативное влияние на инвестиционный климат в России оказал финансовый кризис, который разразился после 17 августа 1998 г. и подорвал доверие к России со стороны многих инвесторов капитала.

Основным сдерживающим фактором является отсутствие стабильной, учитывающей международную практику правовой базы, регулирующей деятельность отечественного и иностранного капитала. Постоянные изменения в законодательстве, регулирующем внешнеэкономическую деятельность, и многочисленные подзаконные акты в сочетании с правовым нигилизмом в значительной степени затрудняют деятельность иностранных предпринимателей на территории России.

Определенную тревогу у иностранных инвесторов вызывает рост социальной напряженности в связи с ухудшением материального положения значительной части населения России. Социальная стабильность является важным фактором инвестиционного климата и обязательным условием проведения любых радикальных экономических преобразований.

На динамику оттока и притока инвестиций отрицательное влияние оказывает неразвитая инфраструктура, в том числе связь, система телекоммуникаций, транспорт и гостиничное хозяйство, т.е. отсутствие условий, привычных для большинства цивилизованных бизнесменов.

Многие крупные инвесторы, реально сознавая все негативные последствия региональной дезинтеграции России, отрицательно относятся к сепаратистским настроениям, которые присущи некоторым руководителям регионов, краев и областей.

Весьма негативным фактором, влияющим на инвестиционный климат, являются коррупция и криминализация отдельных сфер коммерческой деятельности, которые поразили многие звенья внешнеэкономических связей России.

Оценивая инвестиционный климат России в целом по международным стандартам, используя такие критерии, как политическая и социальная стабильность, динамизм экономического роста, степень либерализации внешнеэкономической сферы, наличие развитой промышленной инфраструктуры, банковской системы и системы телекоммуникаций, наличие рынка относительно дешевой квалифицированной рабочей силы и др., можно констатировать, что практически по всем этим параметрам Россия уступает большинству стран мира.

Следует подчеркнуть, что региональное распределение иностранных инвестиций в России свидетельствует о том, что инвестиционный климат в стране неодинаков и имеет значительные межрегиональные отличия.

В целом в зависимости от разноплановых факторов определяющих инвестиционный климат, все регионы России можно разбить на три группы:

Первая – регионы с относительно благоприятным инвестиционным климатом, с максимальной деловой активностью, высокими темпами формирования новых экономических структур.

К первой группе можно отнести около 20 регионов и городов. Прежде всего, это города Москва и Санкт-Петербург, области – Калужская, Московская, Тульская, Ярославская, Ростовская, Свердловская, Нижегородская, Волгоградская, Самарская, Челябинская и Тюменская, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Саха (Якутия), Красноярский край. На эти регионы приходится около 80% всех иностранных инвестиций, вложенных в экономику России.

Вторая – регионы промежуточного типа, с менее благоприятным инвестиционным климатом, с невысокой деловой активностью, средними темпами экономических преобразований.

Вторая группа является самой многочисленной, в нее входит почти половина из 80 регионов России, в том числе-области – Белгородская, Оренбургская, Новосибирская, Камчатская, Вологодская, Мурманская, Тверская, Липецкая, Омская, Томская, Амурская, Магаданская, Приморский край, Краснодарский край, Республика Коми, Удмуртская Республика, Республика Дагестан.

Третья – регионы с неблагоприятным инвестиционным климатом, с минимальной деловой активностью, низкими темпами формирования новых экономических структур.

К третьей группе относятся примерно 15 регионов, в том числе ряд регионов Центрально-Черноземного района, все республики Северного Кавказа, Республика Калмыкия, Республика Адыгея, Республика Тыва, Чукотский автономный округ, Республика Алтай, Еврейская автономная область, Ингушская Республика.

Таким образом, на формирование благоприятного инвестиционного климата в России негативное влияние оказывает ряд факторов:[1,357]

· Нестабильность законодательной базы
· Чрезмерное налогообложение
· Преступность и коррупция
· Высокий уровень инфляции
· Недостаточная покупательная способность населения
· Высокие таможенные пошлины
· Бюрократизм и некомпетентность местных властей
· Неплатежи партнеров по бизнесу
· Недостаточные страховые гарантии государства
· Неразвитость инфраструктуры
· Ограниченность услуг местных банков
· Нехватка надежных партнеров
· Недостаток рыночной информации
· Кадровые проблемы
· Монополизация рынков товаров и услуг

· Нехватка производственных мощностей

· недостаточная независимость судебной системы страны

Объем прямых иностранных инвестиций в экономику России ниже, чем у большинства других стран с переходной экономикой. Поэтому для привлечения зарубежного капитала Россия должна смягчить ограничения на присутствие иностранных инвесторов в банковской, страховой, транспортной и энергетической сферах. Россия должна уделить больше внимания соблюдению прав частной собственности и сделать свою экономику в целом более прозрачной. Также инвесторы обеспокоены возможностью пересмотра конкретных итогов проведенной приватизации государственных предприятий, поэтому российскому правительству следует внести ясность в действующее законодательство о приватизации.

Необходимо прояснить положение с участием иностранных инвесторов в телекоммуникационной сфере. Так как хотя в 2003 году и был принят закон, допускающий участие иностранного капитала в этой отрасли, инвесторов отпугивает непрозрачность системы распределения лицензий.[8]

Создание широкой сети современных технополисов позволило бы России не только сохранить научно-технический потенциал, но и заложило бы основу для разработки и создания конкурентоспособной, наукоемкой продукции.

Необходимо отметить еще одну важную функцию технополисов – сдерживание утечки мозгов, что весьма актуально для современной России, которая превращается в мирового лидера в этой сфере. Развитие технопарков, где создаются благоприятные условия для научной и коммерческой деятельности, могло бы затормозить этот процесс.

Несмотря на ряд серьезных экологических проблем, Россия по мировым стандартам остается наименее загрязненной территорией. Такое положение дает России реальный шанс стать мировым лидером в развитии эколого-экономических регионов, базирующемся на принципах устойчивости, сочетающей разумное отношение к производству, потреблению и окружающей среде.

В 2000 г. в России были зарегистрированы иностранные инвестиции из 108 стран мира. Основными инвесторами капитала в экономику России являются промышленно развитые страны, среди которых доминируют немецкие, американские и западноевропейские компании.[4.1]

Среди приоритетных сфер вложения американского капитала можно выделить такие отрасли народного хозяйства России, как добыча и переработка нефти, пищевая промышленность, машиностроение, легкая промышленность, производство стройматериалов, переработка сельскохозяйственной продукции, транспорт. Кроме того, американский капитал участвует в конверсии предприятий оборонных отраслей, предоставлении информационных и консультационных услуг.

Наиболее капиталоемкими и перспективными объектами для приложения американского капитала в России являются экспортно-ориентированные проекты, связанные с разработкой нефтяных и газовых месторождений.

Большая часть российско-германских СП работает в промышленности (36,9%), торговле и общественном питании (31,4%), на транспорте (17,2%), в строительстве (6,9%), сельском хозяйстве (4,2%). Общее число занятых на предприятиях, организованных с участием немецкого капитала, оценивается в 280 тыс. чел.

На долю совместных предприятий приходится примерно 10% общего объема товарооборота России с Германией. Более 15% всего экспорта российско-германских СП направляется в Германию, половина этих поставок приходится на товары топливно-сырьевой группы.

Сфера деятельности созданных совместных российско-французских предприятий – это в основном предоставление торгово-посреднических, консультационных, информационных, финансовых и других услуг российским и иностранным партнерам.

Ряд крупных французских компаний активно развивают сотрудничество в сферах добычи, переработки и транспортировки нефти и газа, металлургической промышленности, производстве химической и фармакологической продукции, изготовлении авиационной и космической техники, реконструкции систем связи, производстве изделий из дерева, пищевой промышленности и др.

Как показывает мировой опыт, привлечение зарубежных инвестиций положительно влияет на экономику принимающих стран. Рациональное использование зарубежных капиталовложений способствует развитию производства, передаче передовых технологий, созданию новых рабочих мест, росту производительности труда, повышению конкурентоспособности продукции на мировом рынке, развитию отсталых регионов и др.

Кроме того, привлечение иностранного капитала и создание совместных предприятий расширяют налогооблагаемую базу и могут стать важным дополнительным источником формирования доходной части государственного бюджета.

Однако анализ деятельности иностранного капитала в России, к сожалению, свидетельствует о том, что пока зарубежные капиталовложения не стали катализатором экономического роста даже в тех отраслях, регионах и областях России, где его концентрация особенно велика.

Несмотря на относительно устойчивую тенденцию роста, удельный вес иностранных инвестиций в общем объеме внутренних долгосрочных капиталовложений в российскую экономику остается незначительным. [4.3]

По подсчетам специалистов, уровень производительности труда на промышленных предприятиях с участием иностранного капитала примерно в 3 раза выше, чем на аналогичных российских предприятиях. Однако из-за малого числа СП, занятых выпуском промышленной продукции, их влияние на общий уровень производительности труда в обрабатывающей промышленности России остается незначительным.

3. ДИНАМИКА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ В 2004 г.

Накопленный иностранный капитал в экономике России на конец 2004 г., согласно данным Росстата, составил $82 млрд., что на 43,8% больше по сравнению с 2003 г. Доля прочих инвестиций, осуществляемых на возвратной основе, в накопленном иностранном капитале увеличилась до 54% (на конец 2003 г – 51,7%). Доля прямых инвестиций несколько сократилась (до 44,1% с 45,8% в 2003 г.), а портфельных до 1,9% (2,5%).

На группу основных стран-инвесторов (Кипр, Нидерланды, Люксембург, Германия, Великобритания, США, Франция) в общем объеме накопленных иностранных инвестиций приходится 80,7%, в том числе по прямым инвестициям – 77,6%.

Источник: Росстат, расчеты РЭО

Всего за 2004 г. в экономику России поступило $40,5 млрд. иностранных инвестиций, что на 36,4% больше, чем в 2003 г. В частности, в IV квартале т.г. поступление иностранных инвестиций ускорилось, объем увеличился на 29,4% АППГ и составил $11,4 млрд. Напомним также, что в 2003 г. прирост иностранных инвестиций в экономику страны составил 50,1% ($29,7 млрд.).

Источник: Росстат, Минфин РФ, расчеты РЭО

На графике: ПИИ – прямые иностранные инвестиции

Объем прямых инвестиций в 2004 г. увеличился на 38,9% и составил $9,4 млрд. при этом по отношению к ВВП наблюдается незначительный рост до 1,61% (1,56% в 2003 г.). В общем объеме поступлений также наблюдается некоторое увеличение доли прямых инвестиций до 23,3% (22,8% в 2003 г.). Причем в IV квартале темп прироста прямых инвестиций ускорился и составил 81% АППГ.

Объем прочих иностранных инвестиций по итогам 2004 г составил $30,8 млрд., что на 36,6% больше АППГ. В результате, их доля в общем объеме выросла до 75,9% (75,8% в 2003 г.). Объем портфельных инвестиций сократился на 16,8%, их уровень по-прежнему чрезвычайно низок для России ($333 млн., 0,8% от общего объема инвестиций). При этом в 3 раза сократился объем поступлений портфельных инвестиций в IV квартале.

В отраслевой структуре поступлений иностранных инвестиций 50% ($20,3 млрд.) приходится на промышленность, где чуть больше половины приходится на обрабатывающие производства ($10,2 млрд.), а 49% ($9,9 млрд.) на отрасли добычи полезных ископаемых и всего 0,5% ($93 млн.) на производство и распределение электроэнергии, газа и воды. В том числе в обрабатывающей промышленности почти 50% приходится на металлургию, а 88% инвестиций в добычу полезных ископаемых направляется в топливно-энергетический комплекс.

Далее по объему поступлений следует сектор оптово-розничной торговли и смежных услуг ($13 млрд.), на который приходится 32,2% от общего объема. В остальные сектора экономики в 2004 г. было направлено 17,8% иностранных инвестиций.

Источник: Росстат, расчеты РЭО

В целом структура накопленных иностранных инвестиций по основным секторам сопоставима со структурой поступивших в 2004 г. Так, наибольшая доля в 45% приходится на промышленность ($36,9 млрд.), в том числе 53,6% в обрабатывающие производства, 45,4% в добычу полезных ископаемых и 1,1% в производство и распределение электроэнергии, газа и воды. В секторе оптовой и розничной торговли на конец 2004 г. накоплено $21,2 млрд., что составляет 25,9% от общего объема инвестиций в страну.

Источник: Росстат, расчеты РЭО

Кроме того, отметим, что в 2004 г. замедлились темпы прироста инвестиций в основной капитал, и по итогам года рост инвестиций составил 10,9% (12,5% в 2003 г.). При этом в декабре рост составил 10% АППГ.[6]

Заключение

Если учесть вышесказанное, итог получается не сильно хороший. Как бы то ни было, уровень прямых иностранных инвестиций находится на уровне чуть больше одного процента ВВП - это крайне низкий показатель, если мы сравниваем Россию с другими развивающимися странами или странами Восточной Европы, где приток иностранных инвестиций эквивалентен шести-восьми процентам ВВП. [7]

В целом при сохранении благоприятной макроэкономической ситуации в стране и сглаживании позиции государства по отношению к инвесторам и бизнесу в 2005 г. можно ожидать увеличение темпов прироста иностранных инвестиций. Существуют колоссальные резервы для увеличения объемов поступлений инвестиций в Россию, особенно это касается прямых инвестиций. При этом нужны условия, которые в первую очередь гарантируют сохранность и надежность средств, равные и не меняющиеся для инвесторов правила игры.

Кроме того, присвоение России инвестиционного рейтинга в конце января прошлого года со стороны рейтингового агентства StandardPoor’s, безусловно, в определенной мере может благоприятно отразиться на динамике притока иностранного капитала в страну, однако значение данного события также не стоит излишне переоценивать.[6]


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Андрианов В.Д. /Россия. Экономический и инвестиционный потенциал/,
Москва, 1999 год.

2. Бард В.С. /Инвестиционные проблемы российской экономики/,
Москва, 2000 год.

3. Вознесенская Н.Н. /Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт/,
Москва, 2001 год.

4. Сайт «Инвестиционные возможности в России». http://www.ivr.ru.

1) /Иностранные инвестиции в российской экономике/, Е. Илюхина.

2) /Инвестиционная активность в экономике/

3) /Кипр – лидер по объему иностранных инвестиций в Россию/, раздел «Новости инвестиций»

5. Сайт «Паевые фонды в России. Первый специализированный депозитарий». http://www.frsd.ru.

/Инвестиции выросли/, Кирилл Корюкин

/Несите ваши денежки/

6. Журнал «РЭО ВЕСТНИК», №157, март 2005г.

/Иностранные инвестиции в экономику России в 2004г./

7. Журнал «Экономика России XXIвек», №17

/ Инвестиции в экономику России /

8. Портал Социал - Демократической Политики ОЭСР Россия

/доклад Организации экономического сотрудничества и развития/

Скачать архив с текстом документа