Иновационный менеджмент 2

СОДЕРЖАНИЕ: 1.Рынок новаций (новшеств): сущность и характеристика. Новация – новшество, разработанное, но не внедренное в практическую деят-ть. Рынок новаций образуют инновационные проекты, нуждающиеся в финансировании и внедрении. Предложение на рынке новаций формируют следующие субъекты иннов-й деят-ти: научно-исследовательские институты и университеты, малые иннов-ые фирмы, индивидуальные изобретатели.

1.Рынок новаций (новшеств): сущность и характеристика.

Новация – новшество, разработанное, но не внедренное в практическую деят-ть. Рынок новаций образуют инновационные проекты, нуждающиеся в финансировании и внедрении. Предложение на рынке новаций формируют следующие субъекты иннов-й деят-ти: научно-исследовательские институты и университеты, малые иннов-ые фирмы, индивидуальные изобретатели. Иннов-ые проекты, предлагаемые на рынке новаций, могут нах-ся на разных стадиях разработки: идея, прикладные исследования, опытный образец, иннов-й продукт, осваиваемый в производстве. Цена новации определяется коммерциализируемостью новшества, кот.зависит от степени разработанности, а также практической и коммерческой значимости. Новация превращается в инновацию в результате практического использования.

Главные этапы инновационного процесса определяются по его основным составляющим, первыми из кот является рынок новшеств или новаций. Основным товаром этого рынка явл. Научный и науч-тех результат, т.е. прод интеллектуальной деятельности, на кот распространяются авторские права, оформленные в соответствии с установленным законодательством. В мировой практике принято различать научную, науч-тех деятельность, а также экспериментальные разработки. Науч деятельность направлена на получение, распространение и применение новых знаний. Прикладные науч исследования- научная деятельность направленная на достижение практических результатов и решение конкретных задач. Науч-тех деятельность имеет цель получения, распространения и применения новых знаний в сфере решения технологических, инженерных, соц и гуманитарных проблем. Обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой системы. Рынок новшеств формирует науч орг, ВУЗы, временные научные коллективы, объединения научных работников и т.д. Принято различать новации инициируемые нуждами потребителей, кот составляют 70-75% от их общего объема и инновации, инициируемые науч-тех результатами, полученными при проведении НИОКР.

2.Характеристика рынка инноваций.

В условиях рынка как системы экон отношений купли-продажи тов в рамках кот формируется спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций); инвестиции- рынок капитала (инвестиций); инновации- рынок чистой конкуренции нововведений. Эти 3 основных компонента образуют сферу инновационной деятельности. Графически схему можно представить в виде:

Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов прод и услуг, орг-тех и соц-экон решений производственного, фин, коммерч, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инноваций. С учетом последовательностипроведения работ, жизненный цикл рассматривается как инновационный процесс. В теории и практике нет единого подхода к составу этапов жизненного цикла продукта и тем более вида услуг. В методологии комплексная комплексная система управления качеством прод (КСУКП) кот широко используется в странах СНГ рассматривает 4 стадии жизни прод: 1-исследование и разработка; 2-изготовление; 3-обращение и реализация; 4-эксплуатация и потребление. В соответствие с международной практикой жизненный цикл разделен на более мелкие стадии: 1-маркетинг, поиск и изучение рынка; 2-проектирование и разработка технологических требований; 3-разработка прод; 4-материально-технич снабжение; 5-подготовка и разработка технологических процессов; 6-производство; 7-контроль, провидение испытаний и обследований; 8-упаковка и хранение; 9-реализация и распределение прод; 10-монтаж и эксплуатация; 11-тех помощь и обслуживание; 12-утилизация прод после использования.

3.Основные цели, принципы и функции государственной политики в инновационной сфере.

Гос-ая иннов-ая политика – это составная часть социально-экономич.политики, кот.выражает процесс иннов-й деят-ти, определяет цели, задачи, направления формы, деят-ти гос-ой власти, в области науки и техники и реализации достижения науки и техники. Цели гос-ой иннов-й политики: 1. создание экономических, правовых и организационных условий для иннов-й деят-ти. 2 .повышение эффективности произ-ва и конкурентности продукции отечественных товаропроизводителей, на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций. 3 .содействие активизации иннов-й деят-ти, развитие рыночных отношений и пред-ва в иннов-й сфере. 4 .расширение гос-ой поддержки иннов-й деят-ти. 5 .повышение эффективности использования гос-ых ресурсов направленных на развитие иннов-й деят-ти. 6. содействие расширению взаимодействия субъектов РФ при осуществлении иннов-й деят-ти. 7. осуществление мер о поддержке отечественной иннов-й продукции на международном рынке по развитию экспортного потенциала. Принципы: 1. признаки приоритетного значения иннов-й деят-ти для повышения эффективности уровня технологического общественного произ-ва, конкурентоспособности, качеству жизни населения и экономич.безопасности. 2. обеспечение гос-го регулирования иннов-й деят-ти сочетания с эффективным функционированием конкурентного механизма в иннов-й сфере. 3. концентрация гос-ых ресурсов на создание и распространение базисных инноваций обеспечивающих прогрессивные сдвиги в экономике. 4. для создания условий для развития рыночных отношений и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе иннов-й деят-ти. 5 .создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении иннов-й деят-ти. 6. гос-ая охрана прав субъектов иннов-й деят-ти и интеллектуальной собственности. 7. активизация международного сотрудничества РФ в иннов-й сфере. 8. укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности в результате осуществления иннов-й деят-ти.

4.Формы государственной поддержки научных и инновационных организаций.

К формам гос-ой поддержки научной и иннов-й деят-ти относят следующие: 1. прямое инвестирование. 2. предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд. 3 .создание венчурных иннов-х фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами. 4. снижение гос-ых патентных пошлин для индивидуальных изобретателей. 5. отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям. 6 .создание сети технополисов, технопарков. Основными направлениями гос-й поддержки иннов-й политики яв-ся: 1.содействие повышению иннов-й активности, обеспечивающий рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технич.достижений и обновления произ-ва. 2.ориентация на всемирную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада. 3.сочетание гос-го регулирования иннов-й деят-ти с эффективным функционированием конкурентного рыночного иннов-го механизма, защитой интеллектуальной собственности. 4.содействие развитию иннов-й деят-ти в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального иннов-го пред-ва.

5. Современные условия развития инновационного процесса.

Инновационная сфера- это система взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей, конкурентоспособной прод или услуг и развитой инфраструктуры. Инновационная деятельность - направлена на практическое использование научного, научно-тех результата и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшение производимого прод, способа его произв и удовлетворение потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах. Инновационный процесс - более широкое понятие, и может быть рассмотрен с различных позиций. Во-первых его можно рассматривать как параллельно последовательное осуществление научно- исслед, нач-тех и инновац, произв деятел и маркетинга. Во-вторых его можно рассматривать как временные этапы жизненного цикла нововведения. В третьих его можно рассматривать как процесс финансирования и инвестирования нового товара или услуги. В этом случае он выступает в качестве инновационного проекта, как частного случая, широко распространенного в хоз практике инвестиционного проекта. В общем виде инновационный процесс состоит в получение и коммерциализации изобретения новых технологий, видов продукции и услуг, решений производственного, финансового административного и иного характера т др результатов инновационной деятельности.

На 1 этапе производится фундаментальное исследование. Они проводятся в академических институтах, ВУЗах и лабораториях. Финансирование осуществляется из гос бюджета на безвозвратной основе. На 2 этапе производятся исследования прикладного характера. Они осуществляются во всех научных учреждениях финансируются за счет бюджета и заказчиков. Т.к. прикладных исследований не всегда предсказуем, на этом этапе и далее велика вероятность получения отрицательных результатов. Именно с этого этапа возникает возможность риска потери вложенных средств. Инновации, которые носят рисковый характер, называют рискоинвестиции. А кои орг или фонды занимающиеся рискоинвестициями называют рискофирмами или венчурными. На 3 этапе осуществляется ОК и экспериментальные разработки. Они проводятся как в специальных лабораториях, конструкторских бюро, так и в научно- производственных подразделениях крупных промышленных предприятий. Источники финансирования те же, что и на 2 этапе, а также собственные средства. На 4 этапе осуществляется процесс коммерциализации от запуска в производства и выхода на рынок и далее по основным этапам жизненного цикла продукции. На рубеже 3 этапа и выхода на рынок, как правило требуются большие инвестиции в производство. На этом этапе инновационного процесса реакция рынка нововведений еще не определена и риски отторжения очень вероятны. Поэтому инвестиции продолжают носить рисковый характер. Для осуществления роста объемов производства, расширения рынков сбыта, расширения конкурентоспособности и обеспечения условий окупаемости риска инвестиций, на данном этапе инвестиционного процесса производится эмиссия ц\б. Она позволяет привлечь доп инвестиции, обеспечит их прибыльное использование при условии поддержания конкурентоспособности прод, услуги и орг в целом. На этом инновационный процесс завершается.

6.Сущность инновационного менеджмента.

Инновационное управление – это процесс постоянного обновления различных сторон деят-ти предприятия – это процесс совершенствования, сбалансирования, различных областей работы фирмы. Для менеджмента иннов-й процесс означает разрушение привычной ориентации и создания новой. Для этого необходимо превратить каждого работника в источник нововведения. Внедрение инноваций всегда связано с потребностями рынка, менеджер определяет какие виды новых продуктов обеспечивают нужную длю рынка. Иннов-й менеджмент – это особый вид деят-ти, направленный на достижение конкретных инноваций, целей, оптимальных результатов на основе рационального использования, научных, трудовых, материальных и финансовый ресурсов, применение методов экономич.механизма менеджмента. Иннов-й менеджмент связан с различными видами иннов-й деят-ти и в зависимости от специфики осуществляет свою деят-ть, выполняет следующие функции: 1. постоянная корректировка иннов-х целей в зависимости от состояния рынка. 2. ориентация на достижение запланированного конечного результата. 3 .использование современной информационной базы при принятии решений. 4 .изменение функций стратегического управления от текущего к перспективным. 5 .делается упор на все основные факторы изменения иннов-й деят-ти. 6. оценка управления работы в целом на основе конечных результатов. 7. осуществляет управление на основе предвиденных изменений.

7.Инновационная деятельность как объект управления.

Иннов-я деят-ть сопряжена с использованием интеллектуальных, финансовых, материально-технических, информационных и прочих ресурсов организации, поэтому осуществление процессов нововведений в компании должно быть обусловлено определенными мотивами и ожиданиями получения каких-либо выгод. Активизация иннов-х процессов на предприятии происходит под влиянием следующих факторов: наличие рыночного спроса на новшество, наличие внутренней потребности предприятия в иннов-х преобразованиях, благоприятные экономические условия, обеспеченность ресурсами. Иннов-я деят-ть зависит от экономич.условий, кот.задает рынок. Нововведения взаимосвязаны с рынком следующим образом: 1 .с одной стороны, направление иннов-й деят-ти в основном определяет рыночная конъюнктура, характеризующая текущее состояние отрасли и тенденции ее развития. 2 .с другой стороны, инновации активно формируют не только предложение нового продукта, но и спрос, изменяя ситуацию на рынке.

8.Виды и цели инноваций.

Инновация – это процесс постоянного обновления во всех сферах предпр-ва. Инновации включают в себя не только технические и технологические разработки, но и все изменения, кот.способствуют улучшению деят-ти фирмы (новые товары, новые услуги).ВИДЫ ИННОВАЦИЙ: 1 .По иннов-му потенциалы : базисные (новые решения, формирующие новую отрасль. Создаются на основе нового научного открытия); модифицирующие– решения, представляющие собой существенные изменения базисных нововведений; псевдоинновации решения, представляющие собой незначительные изменения базисных нововведений. 2 .По источнику появления: НТП, общество, потребности предприятия. Возникновение инновации стимулируют либо конкретные потребители, обладающие платежеспособным спросом, либо новое научное открытие, либо собственные потребности предприятия. В зависимости от того, какой фактор повлиял на осуществление иннов-го процесса, величина риска отторжения нововведения рынком будет больше или меньше. 3.По предмету инновации: продукт (новый товар), процесс (новая технология, новая методика, новая организация труда). 4.По масштабу применения: подразделение, предприятие. В случае осуществления внутриорганизационной инновации новшество создается и используется в рамках предприятия или его отдельного подразделения, нововведения не принимает товарной формы. 5.По цели создания: стратегические (инновация, при внедрении кот.фирма рассчитывает на получение дополнительных конкурентных преимуществ в будущем), реактивные (инновация, обеспечивающая выживание предприятия, т.е.нововведение, осуществляемое в ответ на действия конкурентов). 6.По хар-ру удовлетворения потребностей: удовлетворение существующих потребностей, формирующие новые запросы. 7.По способу разработки: с привлечением внешних разработчиков, разработанные на данном предприятии. ЦЕЛИ ИННОВАЦИЙ:

9.Классификация инноваций и инновационных процессов.

Инновация – это процесс постоянного обновления во всех сферах предпр-ва. Инновации включают в себя не только технические и технологические разработки, но и все изменения, кот.способствуют улучшению деят-ти фирмы (новые товары, новые услуги).ВИДЫ ИННОВАЦИЙ: 1 .По иннов-му потенциалы : базисные (новые решения, формирующие новую отрасль. Создаются на основе нового научного открытия); модифицирующие– решения, представляющие собой существенные изменения базисных нововведений; псевдоинновации решения, представляющие собой незначительные изменения базисных нововведений. 2 .По источнику появления: НТП, общество, потребности предприятия. Возникновение инновации стимулируют либо конкретные потребители, обладающие платежеспособным спросом, либо новое научное открытие, либо собственные потребности предприятия. В зависимости от того, какой фактор повлиял на осуществление иннов-го процесса, величина риска отторжения нововведения рынком будет больше или меньше. 3.По предмету инновации: продукт (новый товар), процесс (новая технология, новая методика, новая организация труда). 4.По масштабу применения: подразделение, предприятие. В случае осуществления внутриорганизационной инновации новшество создается и используется в рамках предприятия или его отдельного подразделения, нововведения не принимает товарной формы. 5.По цели создания: стратегические (инновация, при внедрении кот.фирма рассчитывает на получение дополнительных конкурентных преимуществ в будущем), реактивные (инновация, обеспечивающая выживание предприятия, т.е.нововведение, осуществляемое в ответ на действия конкурентов). 6.По хар-ру удовлетворения потребностей: удовлетворение существующих потребностей, формирующие новые запросы. 7.По способу разработки: с привлечением внешних разработчиков, разработанные на данном предприятии. Иннов-й процесс – это совершенствование сбалансированности различных сфер деят-ти предприятия при контроле за рентабельностью работ каждого звена.

10.Стратегическая значимость нововведений.

Нововведения – это результат планируемой и скоординированной деят-ти субъектов процесса: разработчиков (научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании), инвесторов (финансовые организации или крупные компании, венчурные фонды), внедренческих фирм. Качественное управление процессами нововведений позволяет снизить иннов-ые риски и увеличить эффект от коммерциализации. Изменения, происходящие на предприятии спонтанно, инновациями не яв-ся. Таким образом, нововведения характеризуют следующие аспекты: 1. нововведение яв-ся результатом планируемой творческой деят-ти людей, направленной на совершенствование существующей системы. 2. нововведением считается новшество, реализованное на практике. 3 .объектами изменения, осуществляемых в результате внедрения инновации, могут быть техническая, технологическая, организационно-управленческая, финансовая, социальная, экологическая, правовая и прочие сферы. 4. нововведения могут способствовать преодолению кризисов на макро и микроуровнях, увеличивают конкурентоспособность. 5. нововведения связаны с рисками.

innovation”- введение новшеств. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, изобретение, новое явление. Русское “нововведение” означает процесс использования новшеств. Таким образом с момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество, становится нововведением или инновацией. Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации . В период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом . Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к коммерциализации и уже в новом качестве они выступают как нововведения. Известно, что переход от 1 качества к др требует затрат ресурсов (финансовых, трудовых и т.д.). Процесс перевода новшества в нововведение или инновации также требуют затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время.

14.Инновационный менеджмент как система.

Иннов-й менеджмент - Это особый вид деят-ти, направленный на достижение конкретных инноваций, целей, оптимальных результатов на основе рационального использования, научных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применение методов экономич.механизма менеджмента. ИМ – разновидность функц-го менеджмента, объектом которого являются инновации, ИП. ИМ имеет сложный, специфичный, масштабный объект управления, требующий использование специальных форм и методов управленческого воздействия. Использ-ие научных методов ИМ является одним из главных факторов эконом-го развития страны, а для России – выживания. Инн-й М. рассматривается в 3 аспектах: 1 . Как наука и искусство управления инновациями. 2 . Вид деят-ти и процесс принятия управ-их решений. 3 . Аппарат управления иннов-ми. 1. – ИМ базируется на теорет положениях общего менеджмента. Теоретический и практический опыт в области ИМ в отечественной эконом-ой литературе и официальных документах отражен в работах посвященных проблемам управления НТП, развития науки и техники, управления НТИ и разраб-ми. 2 . – ИМ – совокупность процедур, составляющих общую технологическую схему управления иннов-ми, состоящую из отдельных направлений управ-ой деятельности. Состав функций и конкретизирующих их задач зависит от уровня инновац-ой системы и условий ее функц-ия. 3 . – Структурное оформление инновационной сферы (1.Система управления инновациями, обладающая иерархической структурой и состоящая из спец-ых органов управления; 2.Институт менеджеров, выступающих субъектами управления).

11.Инновационные стратегии: понятие, сущность и виды.

Сущность инновационной стратегии состоит в активном воздействии хозяйственным субъектом на рынок и перспективном изменении внутренней среды фирмы в соответствии со сложившимися социально-хозяйственными тенденциями. Содержание инновационной стратегии обуславливается ее характером, особенностями инновационной деятельности организации и взаимосвязями между основными элементами единой организационной стратегии. В зависимости от условий микро- и макросреды организация может выбрать один из основных видов инновационной стратегии: адаптационный, традиционный, оборонительный, наступательный и т.д. Таким образом, конкретный тип инновационной стратегии зависит в самом широком смысле от состояния процессов взаимодействия товаропроизводителя с внешней средой. Сущность адаптационной стратегии состоит в проведении частичных, непринципиальных изменений, позволяющих усовершенствовать ранее освоенные продукты, технологические процессы, рынки в рамках уже сложившихся в организации структур и тенденций деятельности. В этом случае инновации рассматриваются как форма вынужденной ответной реакции на изменения внешней среды бизнеса, которая способствует сохранению ранее завоеванных рыночных позиций. Традиционная стратегия. Поскольку традиционная инновационная стратегия заключается в реализации инноваций по повышению качества традиционных (существующих) товаров, то в общем объеме НИОКР должны преобладать те работы, которые ориентированы на совершенствование производства в текущем периоде. Повышение качества продукции связано с реализацией как продуктовых, так и технологических НИОКР. Оборонительная стратегия . Основная идея связана с проведением исследований и разработок без ориентации на занятие ведущих позиций на рынке. Главная задача - не допустить отставания в техническом развитии. Реализация данной стратегии требует наличия высокого кадрового потенциала НИОКР, достаточно высокой доли НИР в общем объеме НИОКР. В то же время доля фундаментальных работ в общем объеме НИОКР невысока - 10-15 %. Эта доля существенно ниже норматива. НИОКР, ориентированные на текущие, среднесрочные и долгосрочные запросы производства соотносятся в примерно равных пропорциях. Наступательная стратегия характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции, которая свойственна малым инновационным организациям. Имитационная стратегия используется организациями или организациями, имеющими сильные рыночные и технологические позиции, которые не являются пионерами в выпуске на рынок тех или иных нововведений.

12.Виды и функции инновационного менеджмента.

Это особый вид деят-ти, направленный на достижение конкретных инноваций, целей, оптимальных результатов на основе рационального использования, научных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применение методов экономич.механизма менеджмента. Иннов-й менеджмент связан с различными видами иннов-й деят-ти и в зависимости от специфики осуществляет свою деят-ть, выполняет следующие функции: 1. постоянная корректировка иннов-х целей в зависимости от состояния рынка. 2. ориентация на достижение запланированного конечного результата. 3. использование современной информационной базы при принятии решений. 4. изменение функций стратегического управления от текущего к перспективным. 5. делается упор на все основные факторы изменения иннов-й деят-ти. 6. оценка управления работы в целом на основе конечных результатов. 7. осуществляет управление на основе предвиденных изменений. 8. обеспечение инноваций в каждой системе. 9. проведение глубоко экономического анализа для каждого решения.

16.Инновационный цикл и его особенности.

Инновация - введение новшеств или новаций; рентабельное использование новых технологий, новой техники, новой продукции, организационно-технических и социально-экономических решений. Новшество становится нововведением после того, как оно принято к рассмотрению. Процесс введения новшества на рынок носит название процесс коммерциализации. Период времени от зарождения идеи новшества, создания этого новшества и до его распространения носит название инновационный цикл. Инновационный цикл состоит из 4 этапов: 1 этап: исследовательская работа и разработка новшества.Этот этап включает в себя 2 подэтапа:фундаментальные исследования (разработка теоретической основы будущего новшества. Выполняют специализированные институты). Исследования прикладного характера (для конкретных целей, для конкретных отраслей промышленности. Выполняют специализированные институты и научные подразделения компаний). В зависимости от сложности новшества, разработка ведется от нескольких лет до нескольких десятилетий. 2 этап: изготовление или оформление новшества.Изготовление – если новшество является средством труда, либо предметом труда, которое должно быть использовано.Оформление – если это теоретическая разработка для конкретного процесса. 3 этап: Обращение и реализация новшества.Если новшество разработано не для самого предприятия, и не засекречено то оно должно быть реализовано, то есть выпущено на рынок. 4 этап: Эксплуатация новшества.Эксплуатация может быть по длительности различна.Новшество может не дать ожидаемого результата и тогда оно может оказаться недолгосрочным в эксплуатации, а иногда может применяться многие годы, если дает положительный эффект.

19.Основные проблемы и задачи стоящие перед инновационным менеджментом.

Иннов-й менеджмент – управленческая деят-ть, направленная на осуществление развития организации с помощью иннов-х преобразований. Задачи: 1 .определение целей стратегического управления и развития фирмы. 2 .выявление приоритетов. 3. управлене изменениями. 4 .разработка системы хозяйственных задач и путей их решения, подготовки системы мероприятий по разработке и освоению новых видов продукции в рамках жизненного цикла товара. 5 .оценка необходимых ресурсов. 6 .обеспечение контроля за выполнение задач в сфере инноваций. 7 .обеспечение жизнеспособности предприятий. 8 .постоянное совершенствование всей работы фирмы. 9 .заблаговременная подготовка необходимых нововведений.

Примерная структуризация проблемы:

1) проблема: освоение

2) Аспекты:1.инфо и прогнозирование 2.Упр-е и координация 3.планиров-е и регулир-е.

4 Стандартизация и унификация.

3)Методы: 1. САПР-система автоматиз. Перспективн.разработок 2.Системный подход и исслед-е операций. 3. Обобщение статистич.данных и моделир-е процессов. 4.Орг-ия поисковых процедур и инфо обеспечение.

4) Результаты: 1. Обеспечение заданного технич.уровня 2.Сокращение цикла создания и освоения новых товаров. 3.Оптимизация методов перехода на выпуск новых товаров

4. Повышение технико-эконом. показателей новых товаров.

5) ЦЕЛЬ: Создание товаров высокого технич. Уровни систематиз-я издержек в произв. И эксплуатации.

24.Методы финансирования инновационной деятельности.

Обеспеченность инновационного проекта финансовыми ресурсами на всех стадиях жизненного цикла способствует снижению риска отторжения инновации рынком и увеличивает ее эффективность.Сущестыует 2 метода: прямой и косвенный.

-прямой : Банковский кредит-банк смотрит расчеты и делает вывод, затем оформляет кредитный договор.

Все проекты по видам: 1)Инвестиционное кредитование, 2)Кредитное финансирование

3)Проектное финансирование

2. Инновационный кредит-по выдаче спец.инновац-е фонды, оказывают финансовую поддержку, консультирование, патентные и др. услуги фин.венчурных проектов.

3.Эмиссия ценных бумаг- в ценные бумаги зафиксированы все данные.

Состоит:

1)Векселя 2)Акции 3)Депозитные векселя 4)Ценные бумаги

Косвенный:

1) Покупка и аренда матер.-технических ср-тв, любого материального имущества и прочих имущественных прав в кредит на срок, указанный со сроком реализации инновац-го проекта и получение от него прибыли за счет котор. будет погашать кредит.

2) Приобретение лицензии на технологию, заложенную в инновационный проект.

3) Размещение акций и др. видов ценных бумаг с оплатой в форме поставок или сдачей в аренду потреб. Матер.-технических и инфо. ресурсов

4) Привлечение трудовых ресурсов и нахождение работников.

Элементами системы финансирования иннов-й деят-ти яв-ся: 1.источники инвестиционных ресурсов. 2.механизм накопления финансовых средств и их инвестирование в инновационные проекты. 3.механизм управления инвестиционными ресурсами для обеспечения их эффективного использования и возвратности заемного капитала.

29.Понятие и сущность инновационных проектов.

Инновационный проект – это комплекс взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение инновационных целей предприятия. Жизненный цикл инновационного проекта включает 3 стадии: прединвестиционная, инвестиционная, эксплуатационная. На прединвестиционной стадии осуществляется формирование инновационного замысла, формулируется конечные цели инновационного проекта, определяются пути достижения поставленных целей, потребность в ресурсах и источники их поступления. На инвестиционной стадии происходит разработка иннов-го проекта: анализ альтернативных вариантов реализации проекта и выбор наиболее предпочтительного варианта, составление плана реализации проекта, выбор исполнителей, оформление проектной документации, реализация иннов-го проекта: осуществление работ по реализации поставленных задач, контроль исполнения календарных планов и расходования ресурсов. На эксплуатационной стадии происходит завершение проекта: сдача результатов проекта заказчику, закрытие контракта, эксплуатация результатов проекта.

38.Механизмы государственного регулирования инновационной деятельности.

Организационный механизм гос-го регулирования иннов-й деят-ти должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условий для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций. Субъектами иннов-й политики выступают органы гос-ой власти (центральные и местные), предприятия и организации гос-го сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования.

26.Особенности венчурного финансирования.

венчурное финансирование осуществляется фондами риско-капитала путем предоставления денежных ресурсов на беспроцентной основе без гарантий их возврата. Деят-ть венчурных фондов по финансированию иннов-х проектов обладает рядом характерных особенностей, что отличает их от традиционных инвестиционных фондов: 1.риско-инвесторы готовы к потере своего каптала (не требует залоговых гарантий возврата предоставленных средств). 2.риск-капитал предоставляется на длительный срок (5-7 лет) без права его изъятия. 3.риско-капитал размещается только в форме акционерного капитала. Риск венчурных инвесторов велик, однако в случае удачи он компенсируется сверх прибылью. Статистика показывает, что в 15% случаев венчурный каптал полностью теряется, в 25% риско-фирмы терпят убытки в течение большего срока, чем планировалось, в 30% - получают умеренные прибыли и в 30% - сверхприбыли. Снижение рисков при осуществлении венчурного финансирования удается достичь при тщательном отборе проектов, а также за счет одновременного вложения средств в несколько инновационных проектов, нах-ся на разных стадиях реализации.

Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах - путем приобретения акций новых фирм либо посредством предоставления кредита различного вида, обычно с правом конверсии в акции. Венчурный капитал представляет собой вложение средств не только крупных компаний , но и банков , государства , страховых , пенсионных и других фондов , в сферы с повышенной степенью риска , в новый расширяющийся или претерпевающий резкие изменения бизнес.

В отличие от других фирм инвестирования, данная форма обладает рядом специфических черт, а именно: 1. Долевое участие инвестора в капитале компании в прямой или опосредованной форме. 2.Предоставление средств на длительный срок 3. Активная роль инвестора в управлении финансируемой фирмой.

Виды венчурных предприятий:

1. Собственно рисковый бизнес . 2. Внутренние рисковые проекты крупных корпораций.

В свою очередь собственно рисковый бизнес делится на два основных вида хозяйствующих субъектов: Первый вид - независимые малые инновационные фирмы. Второй вид -предоставляющие им капитал финансовые учреждения.

40.Программно-целевые методы управления и реализации инновационных проектов.

Разработка и реализация иннов-х проектов требует согласованной работы всех подразделений, участвующих в данном процессе; применение междуфункционального подхода к управлению инновациями. Методом управления ограниченными по срокам и ресурсам программами, имеющими целевое назначение, яв-ся программно-целевой менеджмент. Объектом программно-целевого менеджмента яв-ся целевая программа. Целевая программа – плановый комплекс научно-технических, произ-х, экономич. и организационных мероприятий, объединенных одной генеральной целью, осуществляемых под единым менеджментом. Целевая программа включает следующие структурные элементы: цели и задачи, функционально-исполнительная структура (работы по освоению и внедрению инноваций), технико-экономич.и ресурсное обоснование программы, организационно-экономич.структура. использование программно-целевого менеджмента при осуществлении целевых программ направлено на решение задач: 1 .обеспечение комплексного подхода к управлению. 2. обеспечение эффективного взаимодействия и координации работ всех подразделений, осуществляющих иннов-й процесс. 3. повышение оперативности текущего менеджмента. 4. повышение ответственности органов менеджмента и отдельных исполнителей. 5 .обеспечение эффективного контроля выполнения запланированных работ. 6 .обеспечение сбалансированности ресурсов для осуществления иннов-го проекта.

41.Государственное регулирование инновационных процессов.

Гос-ое регулирование экономики и иннов-х процессов яв-ся одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения. Главная функция гос-ва в условиях рыночных отношений – защита свободы личности, собственности и предпринимательства. Инструментами гос-го регулирования должны стать: 1. социально-экономич.и научно-технич.прогнозы гос-ой политики в области финансов, цен, денежного обращения, воспроизводственной, структурной политики. 2 .государственно-административные, общеэкономические и рыночные регуляторы. 3 .федеральные и региональные программы, балансы и модели оптимизации экономич.ресурсов. 4 .гос-ые заказы и современные контрактные системы. 5 .индикатные механизмы и регуляторы деят-ти гос-ых предприятий и организаций и других форм собственности. 6. механизм интеграции регуляторов и структур.

42.Классификация инновационных организаций.

Основой классификации иннов-х организаций яв-ся профиль их деят-ти, уровень специализаций, кол-во стадий жизненного цикла новшества, на кот.работает иннов-я организация. Иннов-е организации классифицируют по следующим признакам: 1.уровень новизны новшества (инновации): иннов-е организации, разрабатывающие радикальные новшества, то же ординарные новшества. 2.уровень специализации иннов-й организации : ИО, специализированные на отдельной стадии жизненного цикла товара или новшества; ИО, специализированные по отдельной проблеме; комплексные ИО, объединяющие несколько стадий жизненного цикла товара. 3.Стадии ЖЦТ, на кот.работает ИО : стратегический маркетинг, фундаментальные исследования, прикладные исследования, опытно-конструкторские работы, технологич.подготовка произ-ва, освоение и произ-во, сервис инновации, ремонт товара, комплексные ИО, выполняющие работы на нескольких последовательных стадиях ЖЦТ или новшества. 4.отрасль знаний, в кот.работает ИО: естественные науки, технич.науки, гуманитарные науки, общественные науки. 5.отрасль народного хоз-ва, в кот.работает ИО: наука и образование, информатика, промышленность, строительство, транспорт, производственная инфраструктура, социальная инфраструктура. 6.Вид новшества, с кот.работает ИО: продуктовые, ресурсные, процессные, документальные. 7.Сфера применения новшества: внутреннего применения, на продажу, обмен. 8.Тип стратегии: виолентная, патиентная, коммутантная. 9.Вид эффекта, на кот.преимущественно ориентирована ИО: коммерческий (экономич.), научно-технич., экологич., социальный,, интегральный. 10.Источник финансирования: федеральный бюджет, региональный бюджет, местный бюджет, смешанное финансирование. 11.Размер ИО: малые, средние, крупные. 12.Период действия: постоянные, временные. 13.Масштабность: национальные (в своей стране), транснациональные (в одной или нескольких других странах), межнациональные (входят организации других стран).

27.Методы трансфера новых технологий.

Трансфер технологии - процесс передачи (продажи, обмена) структурированных, обладающих достаточной полнотой знаний, имеющих целью организацию произ-ва конкурентной продукции.

43.Сущность технополисов и их виды.

Технополис - важнейший элемент современной рыночной системы, организационная форма сращивания фирм, инновационных компаний, высших учебных заведений, консультационных, инновационных и других предприятий сферы услуг, соответствующих подразделений государственных и муниципальных органов в единый механизм. В технополисах формируется правовая среда для деятельности венчурных (рисковых) предприятий, соответствующая материальная база, что позволяет отбирать на конкурентной основе проекты для создания новой техники и технологий, готовить кадры, ориентированные на предпринимательскую деятельность и новую технологию, проводить прикладные исследования на современном уровне, корректировать разработанные технологии, процессы для их промышленного освоения, создавать предпринимательские структуры и концентрировать научные силы по тому или иному направлению НТП. Формирование технополиса осуществляется на экономической основе в условиях равноправного партнерства всех входящих в нее звеньев (НИИ, Вузы, производство). Каждый из партнеров может извлечь максимум преимуществ от такой интеграции. Технополисы представляют собой научно-производственные комплексы, осуществляющие всю технологическую цепочку от фундаментальных исследований до продажи новой продукции. Они предполагают гармоническое сочетание деятельности исследовательских организаций и институтов, высших учебных заведений, предприятий промышленности, деловых, обслуживающих и коммерческих структур, а также местных органов власти. Деятельность технополиса также подразумевает создание благоприятных предпосылок, условий для роста и успешного функционирование наукоемких предприятий и малых фирм, путем внедрения новых технологий, предоставления определенных финансовых кредитов, льгот и т.д.. Технополис должен вписываться в определенную программу развития города и региона, к примеру, увеличение экономической эффективности промышленной базы региона, создание экологически чистых производств и т.д.

44.Особенности и значение малых инновационных фирм.

В мировой практике к малым фирмам относятся, фирмы, занимающиеся пред-й деят-ю. эти фирмы могут быть как юридическими, так и физическими лицами. В последние годы во многих странах наблюдается активизация пред-й деят-ти в форме малых фирм. Критерии отнесения к малым фирмам в каждой стране свои. Это объясняется особенностями развития экономики, ее структурой, национальными традициями. Например, в США к малым относятся предприятия численностью до 99 человек, со 100 до 499 - к промежуточным, с 500 до 999 - к крупным и свыше 1000 к крупнейшим. В Японии к малым предприятиям в сфере услуг относятся предприятия с численностью не более 5 человек. В РФ под субъектами малого пред-ва понимаются коммерческие организации, в уставном капитале кот.доля некоммерческих субъектов не превышает 25% и при численности до: 1 .в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 человек. 2 .в оптовой торговле – 60 человек. 3 .в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек. 4 . в других отраслях – 50 человек. В РФ согласно закону «О гос-й поддержке малого пред-ва в РФ» создан гос-й комитет РФ по поддержке и развитию малого пред-ва. Он контролирует, чтобы не менее 15% гос-х заказов размещались на малых предприятиях. Поддержка малого пред-ва осуществляется по следующим направлениям: 1 .формирование инфраструктуры поддержки и развития малого пред-ва. 2. сощдание льготных условий использования субъектами малого пред-ва гос-ых финансовых, материально-технических и информационных ресурсов. 3. установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого пред-ва. 4. поддержка внешнеэкономич.деят-ти субъектов малого пред-ва, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, произ-х, информационных связей с зарубежными гос-ми. 5. организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

45.Сущность и объекты интеллектуальной собственности.

Интеллектуальная собственность – это совокупность исключительных прав как личного, так и имущественного характера на результаты интеллектуальной (в первую очередь творческой) деятельности, а также на некоторые приравненные к ней объекты. Одним из институтов интеллектуальной собственности называют институт нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности, в который входит коммерческая и служебная тайны. Любой объект интеллектуальной собственности должен быть благом нематериальным, являться результатом интеллектуальной деятельности, на который за достигнувшим его лицом или правообладателем признается исключительное право на использование. Как любая информация, коммерческая тайна нематериальна, хотя ее хранение и использование часто осуществляется с помощью ряда носителей. Информация является плодом человеческих мыслительных усилий. Интеллектуальная собственность может включать в принципе все, что создано в результате определенных интеллектуальных усилий человека, в том числе и информация. Наконец, исключительное право. Монопольное владение и пользование возможно только при тех условиях, что данная информация неизвестна третьим лицам (общедоступная информация не может быть объектом исключительного права). Если закон признает право лица на сохранение определенной информации в тайне и требует третьих лиц воздержаться от ее несанкционированного завладения – исключительное право присутствует. Что и имеет место в случае с коммерческой или служебной тайнами. Следовательно, только информация составляющая коммерческую тайну и является объектом интеллектуальной собственности.

23.Особенности венчурной инновационной деятельности.

Название «венчурный»происхо­дит от английского venture — «рис­кованное предприятие или начина­ние». Сам термин «риско­вый» подразумевает, что во взаимо­отношениях капиталиста-инвестора и предпринимателя, претендующего на получение от него денег, присут­ствует элемент авантюризма.

Венчурные предприятия могут быть двух видов:

-собственно рисковый бизнес; -внутренние рисковые проекты крупных корпораций.

В свою очередь собственно рисковый бизнес представлен двумя основными видами хозяйствующих субъектов:

-независимые малые инновационные предприятия (МИП); -предоставляющие им капитал финансовые учреждения.

Специфика рискового предпринимательства заключается прежде всего в том, что средства предоставляются на безвозвратной, беспроцентной основе, не требуется и обычного при кредитовании обеспечения. Переданные в распоряжение венчурной фирмы ресурсы не подлежат изъятию в течение всего срока договора.

Венчурные фирмы работают на этапах роста и насыщения изобретательской активности и еще сохраняющейся, но уже падающей активности научных изысканий .

Главным стимулом для венчурных вложений является их высокая доходность в случае удачи.

Но как правило, венчурные фирмы неприбыльны, так как не занимаются организацией производства продукции, а передают свои разработки другим предприятиям – эксплерентам, патиентам, коммутантам.

Фирмы, специализирующиеся на создании новых или радикальных преобразований старых сегментов рынка, называются эксплерентами. Они занимаются продвижением новшеств на рынок

Фирмы-патиенты работают на узкий сегмент рынка и удовлетворяют потребности, сформированные под действием моды, рекламы и других средств. Они действуют на этапах роста выпуска продукции и одновременно на стадии падения изобретательской активности

Средним и мелким бизнесом, ориентированным на удовлетворение местно-национальных потребностей, занимаются фирмы-коммутанты . Они действуют на этапе падения цикла выпуска продукции.

Скачать архив с текстом документа