Институциональные изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику

СОДЕРЖАНИЕ: Раздел I. Институциональные изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику Тема 1. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИКИ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА. изъяны РЫНКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В ЭКОНОМИКУ

Раздел I. Институциональные изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику

Тема 1. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИКИ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА. изъяны РЫНКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В ЭКОНОМИКУ

1. Предмет экономики общественного сектора.

2. Сущность государства в экономической теории.

3. Экономическая роль государства.

4. Масштабы государственного сектора экономики и тенденции его развития.

5. Изъяны рынка и необходимость государственного

вмешательства в экономику.

1. Предмет экономики общественного сектора

Общественный сектор экономики – это в основном государственный сектор экономики плюс некоммерческий сектор.

Государственный сектор экономики представляет собой систему государственных финансов, государственных предприятий, других государственных ресурсов (например, государственные земли, запасы полезных ископаемых).

Некоммерческий сектор экономики , или так называемый третий сектор, включает в себя разнообразные некоммерческие общественные организации и предприятия, выполняющие функции как государственного, так и частного сектора с использованием нерыночных принципов распределения ресурсов.

Экономика общественного сектора рассматривает экономическое поведение государства как одного из субъектов рыночной экономики. Анализ этого поведения осуществляется с позиций микроэкономической теории.

Важнейшими задачами курса экономики общественного сектора являются:

· обоснование необходимости развития государственного сектора, как в рыночной, так и в переходной экономике;

· теоретическое обоснование необходимости государственного вмешательства в рамках микроэкономики с позиций эффективности и справедливости;

· ознакомление с теорией общественного выбора, выявление проблем и трудностей государственного регулирования экономики, другими словами, выявление недостатков («изъянов») государства, сопоставление их с недостатками («изъянами») рынка.

· более подробное ознакомление с основными направлениями развития государственного сектора в экономической и социальной сферах, механизмом и инструментами государственного вмешательства в экономику.

Экономическая деятельность государства включает в себя такие важнейшие элементы как

  • административно-правовое регулирование, например, принятие и контроль за действием законов по защите прав собственности,
  • установление и контроль за ценами на некоторые товары и услуги, как напрямую, так и через механизм налогов и субсидий, в частности, контроль над тарифами на продукцию и услуги естественных монополий,
  • производство определённых товаров и услуг, например, в сфере образования и обороны.

2. Сущность государства в экономической теории

В философии и политологии государство в самом общем виде определяется как основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций.

Важнейшие политические функции государства:

  • организационная, управляющая, преследующая общие цели сохранения и жизнедеятельности, достижения общего блага, единства, установления порядка;
  • специфическая функция господства и подавления, когда государство выступает не только как средство борьбы и усмирения, но и как источник конфликтов в отношениях между классами;
  • функция юридического государства – создание правовой системы и управление ею, регулирование работы государственного аппарата.

В экономической теории акцент делается на особенностях государства как механизма общественной координации экономической деятельности, отличающегося от рыночного механизма координации экономической деятельности.

Во-первых, государство - это система институтов, с помощью которых обеспечивается координация действий членов общества, преследующих общие цели.

Во-вторых, государство – это совместно действующие люди, это хозяйствующее общество, где общество выступает как нечто единое, и где координация достигается на основе сознательных усилий, а не в результате действия стихии рыночных сделок.

Важнейшими чертами демократического государства являются:

  • принуждение,
  • ответственность и подотчётность,
  • особая мотивация работающих в государственных органах и вообще работающих на государство.

Принуждение с экономической точки зрения – это осуществляемое государством ограничение доступа к некоторым экономическим возможностям, способным приносить выгоды тем или иным индивидам.

Подотчётность – ограничения в деятельности демократического государства, его политической власти со стороны членов общества, связанное с действием конституции и ранее принятых законов, действием механизма выборов на всех уровнях государственной власти.

Особая мотивация - мотивы и стимулы тех людей, которые работают на государство, являются его представителями, предполагается, что их деятельность мотивируется стремлением служить интересам страны и её граждан.

3. Экономическая роль государства

Смешанная экономика – это экономика, где наряду с частным сектором функционирует и государственный (общественный) сектор экономики, рыночный организационно-хозяйственный механизм дополняется механизмом государственного регулирования экономики.

В широком смысле слова государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики.

Рис.1.1 . Экономический кругооборот с участием государства

Этапы в развитии государственного сектора в развитых странах (с середины ХХ до начала ХХ I века).

  1. После второй мировой войны («максималистское государство», пик развития ГС).
  2. Середина 1970-х– конец 1990-х годов («минималистское государство», наименьший уровень развития).
  3. Начало нынешнего столетия («эффективное государство», стабилизация роли ГС, рост производства социальных и общеэкономических услуг).

Рис. 1.2. Государство и экономика в экономической истории и истории экономической мысли

4. Масштабы государственного сектора экономики и тенденции его развития

Рис. 1.3. Государственные расходы в развитой рыночной экономике

В целом, если взять группу экономически развитых стран, то в отношении государственных расходов можно выделить несколько важных тенденций, наблюдаемых в ХХ столетии:

  1. На протяжении большей части столетия наблюдалось увеличение доли государственных расходов в ВВП этих стран.
  2. Наряду с общим увеличением доли государственных расходов в ВВП имели место циклические колебания этой доли, её увеличение во время экономических спадов и сокращение в периоды экономических подъёмов.
  3. Для большинства стран тенденция роста госрасходов сохранялась до конца 1970-х – начала 1980-х годов.
  4. В последние два десятилетия отношение госрасходов к ВВП более или менее стабилизировалось, повышательная тенденция выражена слабо.
  5. Существуют значительные различия по уровню государственных расходов среди развитых стран, но эти различия не исчезают.
  6. Государственное потребление увеличилось в ХХ столетии в меньшей степени, чем государственные расходы.
  7. Расходы на социальное обеспечение в настоящее время составляют наибольшую долю государственных расходов, а их рост значительно опережал рост всех остальных направлений расходов.

Закон Вагнера - это тенденция более быстрого увеличения государственных расходов по сравнению с ростом ВВП.

«Фискальная иллюзия» состоит в том, что избиратели не понимают всех последствий увеличения государственных расходов для налогообложения и поэтому, как правило, голосуют за правительственные программы увеличения государственных расходов.

Эффект Баумоля представляет собой тенденцию к более быстрому росту цен на услуги по сравнению с ростом цен на продукцию обрабатывающей промышленности.

· В группе наиболее развитых стран (страны ОЭСР) доля государственных расходов в ВВП в конце ХХ - начале XXI столетия наиболее высокая, в среднем она составляла 49% ВВП. В настоящее время эта доля медленно, но растёт.

· Более быстрый рост государственных расходов наблюдается в группе развивающихся стран , но сам по себе уровень государственных расходов в этих странах является наиболее низким и составляет 25% ВВП.

· Промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами занимает группа стран с переходной экономикой . Доля госрасходов в ВВП этих стран составляет около 30%, но эта доля стабильно снижалась на протяжении 1990-х годов.

В российской экономике в настоящее время экономическая роль государства характеризуется следующими данными о масштабах государственного сектора (2008):

· расходы консолидированного государственного бюджета составляют 33,6 % ВВП,

· доходы консолидированного государственного бюджета составляют 38,4 % ВВП,

· государственные и муниципальные предприятия составляют 8,2 % общего числа предприятий,

· объём производства на государственных и муниципальных предприятиях составляет 11 % ВВП,

· на государственных предприятиях и в государственных организациях работают 31,4 % всех занятых в народном хозяйстве.

Таблица 1.1. Модели государственного сектора экономики

Степень огосударствления производства и внешнеторговых ограничений

Высокая

Низкая

Объём производства общественных благ и трансфертов

Высокий

Социалистическая (например, СССР)

Скандинавская (например, Швеция)

Низкий

Латиноамериканская (например, Бразилия)

Либеральная (например, Сингапур)

Главные проблемы смешанной экономики как экономической системы всегда состоят в том, чтобы,

• во-первых, найти оптимальное соотношение между рыночным механизмом и государственным регулированием экономики, между частным и государственным секторами экономики,

• во-вторых, определить наиболее эффективные формы государственного вмешательства в экономику.

Важнейшие направления экономической деятельности государства:

· во-первых, обеспечение правовой основы хозяйственной деятельности экономических агентов, потребителей и производителей;

· во-вторых, устранение и компенсация недостатков (сбоев, изъянов, провалов) рыночного хозяйственного механизма;

· в-третьих, осуществление государственной экономической политики.

Важнейшие экономические функции государства:

- стабилизация экономического развития,

- распределение ресурсов,

- распределение доходов,

- производство общественных и смешанных благ,

- повышение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики.

5. изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику

Рис. 1.4 . Изъяны рыночного экономического механизма

Отрасль производства, где возрастающая отдача от масштаба настолько высока, что требуется только одна производящая компания в данном регионе, называется естественной монополией.

Общественные блага - блага, потребление которых доступно одновременно многим людям, обладают свойствами неисключаемости и несоперничества в потреблении.

Внешние эффекты - это издержки или выгоды, которые достаются “третьим лицам”, не участвующим в рыночной сделке. То есть внешние эффекты оказывают воздействие на производителей или потребителей, не вовлечённых в процесс купли-продажи данного товара.

Асимметричная информация - это неполная информация, неравномерно распределённая информация, просто некачественная информация.

Неполные рынки как изъян (несовершенство) рынка представляют собой ситуацию, когда рынок не в состоянии обеспечить какое-то частное благо, даже если издержки при этом меньше, чем цена на это благо.

Макроэкономическая нестабильность – это колебания экономической активности (экономические циклы), проявляющиеся в изменениях уровня безработицы, недогрузки производственных мощностей, инфляции, дефицита государственного бюджета, дефицита внешнеторгового баланса в условиях рыночной экономики.

Таблица 1.2. Изъяны рынка и направления государственного вмешательства в экономику

Изъян рынка

Определение изъяна

Примеры

Направления

государственного

вмешательства

Общественные блага

Блага, обладающие свойствами несоперничества, неисключаемости

Оборона, уличное освещение

Обеспечение благ государством

Внешние эффекты

Воздействие рыночных сделок на третьи лица, недоучёт издержек или полезности благ в цене блага

Загрязнение окружающей среды, вакцинация

Налоги или государственные субсидии

Асимметричная информация

Стороны в сделке (покупатели и продавцы) имеют различную информацию

Здравоохранение, страхование, рынок лекарств

Контроль качества, обязательное социальное страхование

Неполные рынки

Сбой в обеспечении частными благами

Региональная стагнация

Общественное планирование и программирование

Несовершенная конкуренция

Ограничение производства, неэффективность

Рыночная и естественная

монополия,

олигополия

Регулирование рыночной и естественной монополии, государственная собственность

Макроэкономическая нестабильность

Неэффективность в использовании ресурсов экономики в целом

Безработица, недогрузка производственных мощностей, инфляция

Бюджетно-финансовое и денежно-кредитное регулирование

Скачать архив с текстом документа