Интегрированные материальные потоки
СОДЕРЖАНИЕ: Грузовая единица как элемент сквозного логистического процесса: организационная структура логистики, операции и функции на отдельных стадиях процесса. Примеры отдельных форм и видов материальных потоков в разных отраслях экономики, их инфраструктура.Министерство образования и науки Украины
Харьковский национальный экономический университет
Кафедра Логистики
Индивидуальная работа по дисциплине
«Интегрированные материальные потоки»
|
Выполнил:
Группа:
Дата:
Оценка:
г.Харьков, 2009
Тема 1. Грузовая единица – элемент сквозного логистического
процесса
Одним из ключевых понятий логистики является понятие грузовой единицы.
Грузовая единица - некоторое количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу.
Грузовая единица - это тот элемент логистики, который своими параметрами связывает технологические процессы участников логистического процесса в единое целое, формироваться грузовая единица может как на производственных участках, так и на складах.
Существенными характеристиками грузовой единицы являются следующие:
- размеры грузовой единицы;
- способность к сохранению целостности, а также первоначальной геометрической формы в процессе разнообразных логистических операций.
Размеры грузовых единиц, а также оборудования для их погрузки, транспортировки, разгрузки и хранения должны быть согласованы между собой. Это позволяет эффективно использовать материально-техническую базу участников логистического процесса на всех этапах движения материального потока.
В качестве основания, платформы для формирования грузовой единицы используются стандартные поддоны размером 1200х800 и 1200х1000 мм. Любой груз, упакованный в стандартную транспортную тару, можно рационально уложить на этих поддонах. Это достигается унификацией размеров транспортной тары.
В логистике применяется разнообразная материально-техническая база. Для того чтобы она была соизмерима, используют некоторую условную единицу площади, так называемый базовый модуль. Этот модуль представляет собой прямоугольник со сторонами 600х400 мм, который должен укладываться кратное число раз на площади грузовой платформы транспортного средства, на рабочей поверхности складского оборудования и т. п.
Использование единого модуля позволяет привести в гармоническое соответствие размеры материально технической базы на всем пути движения материального потока, начиная от первичного источника сырья, вплоть до конечного потребителя.
На основании базового модуля разработана единая система унифицированных размеров транспортной тары. Принцип создания этой системы заключается в том, что площадь поддона разделяют на сетку кратных поддону размеров, которые определяют наружные и внутренние размеры транспортной тары.
Способность грузовой единицы сохранять целостность в процессе выполнения логистических операций достигается пакетированием. Пакетирование - это операция формирования на поддоне грузовой единицы и последующее связывание груза и поддона в единое целое.
Пакетирование обеспечивает:
- сохранность продукта на пути движения к потребителю;
- возможность достижения высоких показателей эффективности при выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортно складских работ за счет их комплексной механизации и автоматизации;
максимальное использование грузоподъемности и вмести-мости подвижного состава на всех видах транспорта;
- возможность перегрузки без переформирования;
- безопасность выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ [1].
Для оптимизации организации приемки товаров получатель должен знать транспортные характеристики грузов: совокупность свойств груза, определяющих его транспортабельность, условия перевозки, перевалки и хранения, вид упаковки, объем, масса, габариты, физико-химические свойства и др.
Физико-химические свойства грузов, хрупкость, токсичность, гигроскопичность, распыляемость, смерзаемость, спекаемость; способность к самовозгоранию, окислению, радиационному воздействию и т.д.
На основании полученной информации грузовая служба, экспедиция и склад определяют количество работников, участвующих в разгрузке, состав техники, необходимой для выполнения разгрузки, определяют места разгрузки, готовят поддоны, стропы, механизмы и т.д., определяют потенциальные места временного хранения для размещения поступивших товаров.
При прибытии транспортных средств на склад получателя сначала проверяют грузовики на наличие паразитов, общее санитарное состояние, наличие запахов, влаги, а также общую безопасность. Для продукции со специальными условиями отгрузки каждая проверка обязательно документируется.
Затем проверяют наличие полного комплекта товаросопроводительных документов и их содержание на предмет соответствия условиям контракта. Если основные товаросопроводительные документы отсутствуют, для приемки продукции составляют акты о фактическом количестве и качестве поступивших товаров. Если комплект документов не полный, производится отметка в товарно-транспортной накладной.
При разгрузке транспортных средств необходимо строго соблюдать установленные правила выполнения погрузо-разгрузочных работ, обращая внимание на специальную маркировку грузов и манипуляционные знаки. Нарушения правил приводят к повреждению грузов, травматизму, излишним затратам.
Если товары доставлены на склад автомобилем, выполняют операции:
- проверка целостности упаковки;
- выгрузка и приемка товаров по количеству мест и весу;
- перемещение товаров в зону приемки [2].
Тема 2. Организационная структура логистики на предприятии
Для крупных предприятий (объединений), состоящих из ряда филиалов, наиболее приемлем Организационный тип структуры службы снабжения(с.с.), представленный на рисунке ниже.
Особенностью этого типа структуры является то, что подразделения имеют свои С.С. с функциями по планированию и оперативному регулированию снабжения производственных цехов и участков материальными ресурсами, а также по контролю за их исполнением.
Формирование нормативной базы, прогнозирование и разработка планов МТС, установление хозяйственных связей, и координация работы С.С., входящих в предприятие, сконцентрированы на базе С.С. предприятия. Взаимодействие подразделений С.С. предприятия осуществляется на основе функциональных связей, а не административного подчинения.
Одним из звеньев организации МТС является складское хозяйство, основная задача которого заключается в приеме и хранении материалов, их подготовке к производственному потреблению, непосредственном снабжении цехов необходимыми материальными ресурсами. Склады в зависимости от связи с производственным процессом подразделяются на материальные, производственные, сбытовые.
Рис. 1. Схема организационной структуры службы снабжения.
Принятые материалы хранятся на складах по номенклатурным группам; сортам, размерам. Стеллажи нумеруются с указанием индексов материалов.
Завоз материалов и работа складов организуются на основе оперативно-заготовительных планов [3].
Традиционные организационные структуры в бизнесе затрудняют какие бы то ни было межфункциональные npоцессы. В большинстве организационных структур полномочия и обязанности распределены по функциональному признаку. Фактически и организационные структуры, и бюджеты (сметы) соответсвуют типу выполняемой работы В традиционной практике работники объединяются и функциональные подразделения согласно своей специализации, на этом принципе построены, скажем, отдел управления запасами, складское хозяйство, транспортный отдел и т.д. Любое такое подразделение озабочено в первую очередь совершенствованием своей функции. А поскольку целью интеграции является взаимодействие функциональных областей, формальная организационная структура играет роль сдерживающего фактора. Для характеристики традиционных функциональных структур часто пользуются выражением местническое мышление. С другой стороны, такой узкоспециализированный подход менеджеров вполне объясним, ведь вознаграждение большинства из них строится на показателях работы именно функциональных подразделений [4].
Тема 3. Модель «Точно вовремя»
Точно вовремя (Just-In-Time, JIT) - концепция управления промышленными предприятиями, широко использующаяся на промышленных предприятиях различного профиля и различного размера во всем мире. Эта книга - попытка рассмотреть все наиболее распространенные современные методы управления промышленным предприятием. Для большинства российских предприятий, стремящихся успешно развиваться и конкурировать не только на внутреннем, но и на внешнем рынке, сейчас самое время узнать, как наиболее эффективно управлять предприятием. В книге рассматриваются эволюция систем управления - от самых простых методов к более сложным (MRP II - планирование производственных ресурсов), новые, только получающие широкое распространение компьютерные системы (APS-системы, или системы синхронного планирования и оптимизации производственных процессов), теория ограничений и теория Точно вовремя, некоторые практические аспекты использования корпоративных компьютерных систем (ERP-систем), а также место ERP-систем в информационном пространстве предприятия и возможности интеграции ERP-систем с другими системами (бухгалтерскими, CAD/CAM, PDM-системами). Значительное место в книге занимают вопросы организации проекта внедрения описанных методов управления и поддерживающих их компьютерных систем. Рассматривается тактика выбора системы, подходящей предприятию, а также вопросы организации проекта успешного внедрения [5].
Тема 4. Примеры отдельных форм и видов материальных потоков
в разных отраслях экономики
На всех складах независимо от их характеристик можно зафиксировать как минимум три вида материальных потоков:
Входной.
Выходной
Внутренний
Входной поток означает поступление на склад или в систему каких-либо материальных ресурсов или средств труда. Данное событие влечет за собой выполнение ряда специфических логистических операций: загрузку транспортных средств, осуществление приемки груза по количеству, ассортименту и качеству и т. д.
Выходной поток означает формирование и отправление со склада (системы) материального потока по месту назначения. Он также предполагает выполнение только ему присущих логистических операций. Например, комплектацию, погрузку на транспортные средства, пломбирование, маркировку и т. д.
Внутренний поток, как уже отмечалось, может выражаться в 2-х формах. В форме динамичного потока который обусловливает необходимость физического перемещения грузов внутри склада или системы переработки.
В форме статичного потока, который предполагает Haхождение материальных ресурсов в складированном виде в стадии покоя.
Отметим, что в процессе нахождения материального потока в пределах склада он может менять свою форму множество раз.
Поступление материального потока на склад (в систему), как правило, означает возникновение потребности во временном хранении на том или ином этапе продвижения материальных ресурсов. Для реализации данной функции необходимо как минимум:
- обеспечить требуемые условия хранения ресурсов;
- разработать соответствующий алгоритм действий по размещению этих ресурсов и изъятию их из мест хранения;
- организовать эффективный учет и контроль за динамикой имеющихся запасов и пр.
Независимо от того, реализуется функция хранения или нет, материальные потоки на складах обычно трансформируются по своим параметрам. Это значит, что каждый раз должен быть выполнен комплекс логистических операций, который индивидуален не только по их составу и объему, но и ряду переменных. Исходя из этого, функциональную деятельность складов можно характеризовать как стохастическую. Данное свойство усиливается неравномерностью и динамичностью поставок, обусловливающих специфику входных потоков и заказов, предопределяющих особенности выходных потоков. В то же время при правильной организации процесса управления отрицательные воздействия на работу складов могут быть нейтрализованы или, по крайней мере, уменьшены [6].
Тема 5. Логистические операции и функции на отдельных стадиях
логистического процесса
Логистическая операция - это самостоятельная часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и (или) с помощью одного технического устройства; обособленная совокупность действий, направленная на преобразование материального и (или) информационного потока.
Логистическая операция может быть задана множеством начальных условий, параметров внешней среды, альтернативных стратегий, характеристик целевой функции. Логистические операции могут классифицироваться на:
· внешние - направленные на реализацию функций снабжения и сбыта;
· внутренние - осуществляемые в рамках реализации функции производства;
· базисные - к ним относятся: снабжение, производство и сбыт;
· ключевые логистические операции подразделяются на: поддержание стандартов обслуживания потребителей; управление закупками; транспортировка; управление запасами; управление процедурами заказов; управление производственными процедурами; ценообразование; физическое распределение;
· поддерживающие логистические операции подразделяются на: складирование; грузопереработку; защитную упаковку; обеспечение возврата товаров; обеспечение запасными частями и сервисное обслуживание; информационно-компьютерную поддержку [7].
К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести погрузку, транспортировку, разгрузку, комплектацию, складирование, упаковку и др.
Логистические операции с материальными потоками в сфере обращения представляют собой операции погрузки, разгрузки, транспортировки, комплектации, складирования, распределения, затаривания.
Логистические операции с материальными потоками в сфере производства сводятся к размещению заказов, управлению складированием, выбору оборудования, продуцентов и поставщиков, планированию и диспетчированию производственного процесса, учету и управлению запасами.
Логистические операции с информационными потоками сводятся к созданию информационных систем и осуществлению в рамках этих систем действий по сбору, хранению, обработке и передаче информации, сопутствующей материальным потокам и инициирующей эти потоки и управляющей ими. Затраты на выполнение логистических операций с информационными потоками составляют существенную часть логистических издержек.
Выполнение логистических операций с материальным потоком, поступающим в логистическую систему или покидающим ее, отличается от выполнения этих же операций внутри логистической системы. Это объясняется имеющим место переходом права собственности на товар и страховых рисков с одного юридического лица на Другое. По этому признаку все логистические операции разделяют на односторонние и двусторонние.
Некоторые логистические операции являются, по существу, продолжением технологического производственного процесса, например, фасовка. Эти операции изменяют потребительские свойства товара и могут осуществляться как в сфере производства, так и в сфере обращения, например, в фасовочном цехе оптовой базы.
Логистические операции, выполняемые в процессе снабжения предприятия или сбыта готовой продукции, относят к категории внешних логистических операций. Логистические операции, выполняемые внутри логистической системы, называют внутренними. Неопределенность окружающей среды в первую очередь сказывается на характере выполнения внешних логистических операций.
В зависимости от уровня организации бизнеса логистические функции подразделяют на базисные, ключевые и поддерживающие.
Набор функций в каждой группе определяется особенностями логистических процессов и организацией службы логистики в конкретной фирме.
К базисным логистическим функциям относятся снабжение, производство и сбыт (распределение). Действительно, указанные три логистические функции осуществляются практически любым товаропроизводителем.
Снабжение - обеспечение фирмы-производителя или торговой компании необходимыми видами материальных ресурсов или готовой продукции.
Производство - создание необходимых обществу продуктов личного и производственного потребления с использованием орудий и предметов труда.
Сбыт (распределение) - физическое перемещение и управление запасами готовой продукции в товаропроводящих структурах производителей и/или логистических посредников.
В качестве ключевых логистических функций выделяют следующие:
- поддержание стандартов обслуживания потребителей;
- управление закупками;
- транспортировка;
- управление запасами;
- управление процедурами заказов;
- управление производственными процедурами;
- ценообразование;
- физическое распределение.
Рассмотрим подробнее содержание этих функций.
Поддержание стандартов обслуживания потребителей, обеспечение заданного уровня качества продукции, дистрибуции товаров и послепродажного сервиса являются первоочередными задачами логистического менеджмента любой западной фирмы. Широко распространившаяся за рубежом идеология всеобщего управления качеством, обязательная сертификация товаров и услуг с помощью серии стандартов ISO-9000 Международной организации по стандартизации (International Standard Organization) требуют от фирм непрерывных усилий, в том числе и использования логистических подходов по обеспечению более высокого уровня качества товаров и сервиса по сравнению с конкурентами [8].
Логистической функцией (комплексной логистической активностью) называется обособленная совокупность логистических операций, направленных на реализацию поставленных перед логистической системой и (или) ее звеньями задач.
Среди комплексных логистических активностей на уровне организации бизнеса принято выделять следующие:
· снабжение (закупки);
· производство;
· сбыт (распределение);
· складирование;
· транспортировка;
· сервисная поддержка;
· информационная поддержка [9].
Тема 6. Инфраструктура интегрированным материальных потоков
Главным объектом исследования логистической концепции являются материальные и товарные потоки, но делает предметом исследования сквозную организационно-аналитическую оптимизацию всей совокупности этих потоков в рамках производственной и материальной инфраструктуры (снабжения, сбыта, транспорта, складского хозяйства, связи, информационного и финансового обеспечения).
Эта концепция более прогрессивная и отражает новый этап эволюции всех составляющих производственной (материальной) инфраструктуры, объективно подготавливая и подводя управление ими к логистической идее. Здесь объективные предпосылки актуальности и целесообразности логистического подхода выступают следствием глобальных интеграционных тенденций в мировой экономике и постепенной переориентации на рынок потребителей. Начиная с 60-х гг. XX в. во всех экономически развитых странах сбыт как содержательная часть производственной инфраструктуры, а также организация транспортных, информационных и финансовых потоков становится функцией единой службы. Последняя реализует сквозные функции управления и регулирования (распределения) материальных потоков на фирме-производителе, начиная с момента поступления материалов на склад и вплоть до выхода этого потока за пределы предприятия в виде готовой продукции. Тем самым объединяются под единое управление ранее независимые процессы – снабженческо-заготовительные, погрузочно-разгрузочные, транспортно-экспедиционные и таможенно-складские, регулирование запасов и прочие виды деятельности, которые по существу создают и направляют все движение материальных ценностей с ориентацией на конечную цель фирмы.
Согласно второй концепции она может трактоваться как научная организация управления инфраструктурными потоковыми процессами путем их интеграции и рационализации (оптимизации) с целью более полного и своевременного обеспечения производства фирмы и реализации выпускаемой продукции с наименьшими издержками.
Слабое место этой концепции – исключение из состава материальных и товарных потоков, подлежащих интеграции и оптимизации по общему критерию, самого материального производства, где единый материальный поток наиболее глубоко преобразуется (создается потенциальная потребительная стоимость).
Ограниченность рассмотренной концепции в значительной степени связана с достаточно распространенной сбытовой концепцией маркетинга, согласно которой материальное производство остается наиболее приоритетной и доминирующей стадией воспроизводственного процесса; на нее работают все другие инфраструктурные звенья, следовательно, и зависят от его требований.
Более последовательной разновидностью указанной концепции, отвечающей полной переориентации на рынок потребителя, его потребности и нужды (что соответствует наиболее прогрессивной маркетинговой концепции социально-ответственного или социально-этичного маркетинга), является сквозная организационно-аналитическая оптимизация всей совокупности материальных и товарных потоков с позиций единого целого, равно как и самих потоковых процессов. Не принципиально, осуществляется ли движение и преобразование этих потоков в границах одной фирмы-собственника либо силами нескольких сопряженных экономически и юридически независимых производственно-коммерческих субъектов, но являющихся по сути звеньями общего материального (товарного) потока отраслевого и межотраслевого воспроизводственного процесса, вплоть до создания конечного продукта, его распределения и потребления. Это различие приобретает актуальность при проектировании и создании соответственно микро-, мета (мезо-) и макрологистических систем.
В рамках такой общей концепции логистики парадоксальной выглядит классификация (деление) ее по функциональному признаку на заготовительную, производственную, транспортную, складскую, распределительную и другие виды логистики. Постадийное дробление потока перечеркивает основную суть идеи логистики – целостность охвата и оптимизации единых потоковых процессов. Такое условное деление оправдано, если предполагает сделать предметом логистики:
– оптимальную организацию самих потоков, в результате которой устанавливаются границы структурно-функциональных подразделений (например, степень целесообразности покупки, производства, складирования, транспортировки различными видами транспорта сырья, комплектующих изделий, оборудования);
– решение специфических локальных логистических задач внутри функциональных подразделений, в первую очередь, по подготовке к реализации оптимальных решений распорядительного логистического центра.
Такой подход угрожает подменить с помощью логистики традиционную и достаточно содержательную деятельность других профессий и соответствующих наук по экономике и организации материально-технического обеспечения производства и торговли, транспорта, складского хозяйства, сбыта; это требует либо отказа от такого деления логистики как особой методологии, на которую никакая другая дисциплина не претендует, либо предусматривает необходимость четкого разделения задач и функций в рамках указанных подразделений, чтобы обоснованно отличать логистику в производстве, в снабжении, в транспорте и складском деле, в области управления информацией, финансами от традиционной научно-практической деятельности в этих сферах экономики и организации соответствующих подразделений. В противном случае логистика претендует на замещение этих прикладных экономических наук, следовательно, признает их несостоятельными. За логистикой в рамках рассмотренных подразделений следует закрепить следующие задачи:
– формирование информации о ресурсных возможностях этих подразделений и других ограничениях при использовании тактической (оперативной) логистики и информации о расширении этих потенциальных возможностей и устранении ряда ограничений при использовании стратегической логистики;
– создание и развитие логистических систем в указанных подразделениях по модульному принципу управления с достаточной самостоятельностью модулей и агрегированных блоков. Это обеспечит сочетание централизованного управления (логистики) с централизованной деятельностью внутри этих блоков, характерной для традиционных потоков и операций;
– определение комплекса предпосылок в виде конструктивной программы мероприятий для реализации оптимальных решений логистического центра.
Рассмотренные выше концепции органично связывают теорию, методологию, объект и предмет логистики с определенными видами деятельности, ограниченной материальными, товарными и сопутствующими им информационными и финансовыми потоками.
Появление новой современной (третьей) концепции логистики как научной организации управления любыми потоковыми процессами в любой сфере человеческой деятельности, имеющими пространственно-временную последовательность, охватывает и военные операции, медицину и здравоохранение, и туризм, спорт, и юриспруденцию, банковские услуги – путем их рационализации (оптимизации) ради улучшения конечных результатов этих видов деятельности.
Эта концепция логистики предпочтительнее, поскольку обладает следующими преимуществами научного и практического характера:
– не отменяет научно продуктивную вторую концепцию, а рассматривает ее как частный случай экономической логистики, могущей иметь свои «специализации», образованные не по стадиям движения и преобразования единого материального потока, а по сферам ее применения, например, промышленная логистика, строительная логистика, финансовая, банковская, региональная логистика, логистика народнохозяйственных комплексов. Каждая из этих сфер экономической деятельности имеет свои логистические цепи, сети, проблемные ситуации, постановку, моделирование и методы решения своих специфических задач;
– возможность использования новых логистических форм и методов, актуальных и характерных для пространственно-временных потоковых процессов в различных видах деятельности, взаимно обогащающих логистический арсенал;
– отпадает необходимость подменять логистикой содержательную деятельность объектов логистизации, сохраняя за логистикой глобальную интеграцию и рационализацию всей совокупности пространственно-временных процессов, существенно не затрагивая их содержательную сторону.
Третья концепция может потребовать разграничения своего объекта, предмета, методологии и аппарата исследования с другими научными дисциплинами, например, экономической кибернетикой, применением экономико-математических моделей и методов в управлении народным хозяйством, информатикой, теорией управления.
Отечественная практика использования логистики в области нересурсоемких услуг подтверждает правомерность последней логистической концепции. В этой области современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информационной инфраструктуры и субъектов, осуществляющих формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.
Существующие концепции логистики, их анализ и оценка ее воздействия на масштабы и результативность применения в национальной экономике тесно связаны с проблемой логистизации отечественных структур [10].
Список использованной литературы
1. http://otherreferats./emodel/00009473_1.html
2. http://www.prodexima.ru/index.php?page=Articlenum=5
3. http://www.logist.com.ua/logistic/supply/supply_service.htm
4. http://moscowheatmovie.com/?p=19
5. http://citforum.fast.net.ua/book/erpsys/erpsys_c.shtml
6. http://www.skladik.info/page36.html
7. http://examen.od.ua/logistic/page125.html
8. http://www.gruzoperevozki.goldfuture.ru/article2.html
9. http://www.startlogistic.ru/metod/operation/
10. http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=23945