Инвестиционный климат Еврейской автономной области
СОДЕРЖАНИЕ: Специфика Еврейской автономной области. Оценка инвестиционной привлекательности. Характеристика нормативно-законодательной базы. Сферы экономики, перспективные для привлечения иностранных инвестиций. Крупные международные инвестиционные проекты.Содержание
1. Инвестиционный потенциал и специфика региона
2. Оценка инвестиционной привлекательности
3. Нормативно-законодательная база
4. Иностранные инвесторы (отрасли привлечения иностранных инвесторов)
5. Крупные международные инвестиционные проекты
Список литературы
Введение
Инвестиций предназначены для поднятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологического уровня. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых. При этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.
Еврейская автономная область занимает выгодное географо-экономическое положение на юге российского Дальнего Востока. Площадь области - 36,3 тыс. кв. км. На западе граничит с Амурской областью, на востоке - с Хабаровским краем, на юге ее граница по реке Амур совпадает с государственной границей России и Китая. Область находится в непосредственной близости к побережью Тихого океана и основным экономическим партнерам в этом регионе, имеет выход в моря Тихого океана через Амурский водный путь. Инвестиционная политика области осуществляется по нескольким направлениям, основные из них: формирование законодательной базы, инфраструктуры поддержки инвестиционной деятельности, работа по инвестиционным проектам и государственная поддержка инвесторов.
Задачами данного реферата являются проведение исследования инвестиционного климата Еврейской автономной области, перспективность и оценка состояния на сегодняшний момент. Целью же данной работы является оценку перспектив изменений инвестиционного климата в ЕАО и его активизации на основе существующих тенденций его развития и инвестиционной политики, в которой также необходимо выявить наиболее слабые стороны и указать необходимые меры для их устранения.
1 Инвестиционный потенциал и специфика региона
Еврейская автономная область имеет развитую сеть транспортных путей и имеет достаточно выгодное экономико-географическое положение: общую границу с Китаем; по ее территории проходят Транссибирская железнодорожная магистраль, которая обеспечивает наикратчайшие маршруты из Западной Европы и Ближнего Востока в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, шоссейная дорога Хабаровск–Благовещенск, судоходная река Амур. Наилучшие в азиатской части России природно-климатические условия и плодородные почвы позволяют выращивать овощи, сою, развивать животноводство. Недра региона содержат запасы руд цветных металлов (олово). На территории области действует режим свободной экономической зоны. Из этого следует, что к числу основных факторов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность, относятся:
• выгодное географическое положение (непосредственный выход в акваторию Тихого океана по р. Амур), близость рынков сбыта (Китай);
• наличие законодательства, поддерживающего инвестиционную деятельность;
• развитая транспортная инфраструктура (по территории области проходит Транссибирская железнодорожная магистраль).
Однако все это является скорее сопутствующим, нежели определяющим фактором инвестиционной привлекательности региона, который, опираясь на традиционное сельскохозяйственное и «легкопромышленное» производство, достаточно уверенно шел к застою. Это, кстати, было одной из причин того, что за последние два десятилетия из области уехало более 15% ее жителей. Ученые и практики пришли к выводу, что основным драйвером роста Еврейской автономной области может стать освоение ее минерально-сырьевой базы и развитие транспортной экспорториентированной инфраструктуры.[1]
По оценкам ведущего рейтингового агентства «Эксперт РА» по итогам 2005-2006 годов Еврейская автономная область к группе регионов с незначительным потенциалом и высоким инвестиционным риском.
Сферы экономики, перспективные для привлечения инвестиций:
1. Лесопромышленный комплекс;
2. Строительство;
3. Промышленное производство прочих неметаллических минеральных продуктов;
4. Производство пищевых продуктов и сельскохозяйственное производство;
5. Туризм.
Наиболее привлекательными отраслями, по оценке правительства области, являются: добыча и переработка природных ресурсов, переработка сельхозпродукции, производство товаров для населения. Наибольшая доля инвестиций в основной капитал приходится на промышленность, транспорт и связь, это наглядно показано в Таблице 1.
Год |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
Всего в отрасли экономики |
440,4 |
841,8 |
1447 |
3157 |
Промышленность |
18,1 |
6,0 |
29,8 |
36,1 |
Транспорт и связь |
28,9 |
37 |
48,2 |
30,5 |
Торговля и общественное питание |
0,1 |
0,8 |
0,9 |
7,7 |
Сельское и лесное хозяйство |
5,8 |
5,7 |
2,6 |
1,7 |
Строительство |
21,5 |
15 |
0,3 |
0,2 |
Другие отрасли |
25,6 |
35,5 |
18,2 |
23,8 |
Табл. 1 Инвестиции в основной капитал в 1997–2004 годах по отраслям экономики, млн. руб.[2]
В настоящее время Еврейская автономная область имеет развитую финансовую систему, сеть государственных и негосударственных учреждений поддержки малого и среднего бизнеса, таких как областной Фонд поддержки предпринимательства, представительство Регионального Фонда ЕБРР поддержки малого бизнеса. В области ведется формирование регионального фондового рынка. Консалтинговые организации региона осуществляют научные исследования в области инвестиционной деятельности, занимаются разработкой инвестиционных проектов, проводят техническую, технологическую, правовую, финансовую экспертизу проектов, маркетинговые исследования.
Таким образом, активное сотрудничество правительства области с инвестиционными инфраструктурами региона дает основание полагать, что в перспективе Еврейская автономная область имеет все шансы стать одним из центров деловой активности иностранных инвесторов на Дальнем Востоке.[3]
В первом полугодии 2010 года на территории области реализовывалось 12 федеральных целевых программ. Предусмотренный годовой объем финансирования программных мероприятий составляет 2946,9 млн. рублей, что на 48 % больше, чем выделено в 2009 году, из них средства федерального бюджета - 2637,8 млн. рублей (89,5 % от общего объема), что на 64 % процента больше, чем в 2009 году. За отчетный период мероприятия программ профинансированы на 47%, выделенные средства освоены на 48 %.
В начале 2010 года предприятиями и организациями всех форм собственности на развитие экономики и социальной сферы использовано 6396,4 млн. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах в 2,9 раза больше, чем за соответствующий период 2009 года.
В видовой структуре инвестиций в основной капитал наибольший удельный вес приходится на инвестиции в строительство зданий (кроме жилых) и сооружений – 71 %.
В структуре инвестиций по видам экономической деятельности наибольший удельный вес занимают инвестиции в транспорт и связь – 77,4 %, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 8,3 %, добычу полезных ископаемых – 8 %.
Для реализации комплексного плана мероприятий по формированию привлекательного имиджа области проводится следующая работа:
1. Взаимодействие со средствами массовой информации и широкое освещение инвестиционной деятельности в области, основанное на принципах обратной связи;
2. Обновление и постоянное совершенствование раздела Инвестиционная деятельность на сайте органов исполнительной власти правительства области с использованием его, с одной стороны, как инструмента просвещения на тему инвестиций и всего, что с ним связано, с другой стороны, как сайта, представляющего интерес для потенциальных инвесторов, так как они смогут получить полную информацию о состоянии инвестиционного климата, ознакомиться с инвестиционными проектами;
3. Выпуск презентационных материалов по инвестиционной тематике и организация презентационных возможностей области, что позволяет напрямую представлять инвестиционные возможности области целевой аудитории - российским и зарубежным деловым кругам;
4. Проведение выставочно-ярмарочной деятельности, которая имеет давние традиции, коммуникации и позволяет решать задачи инвестиционной политики органов власти и предприятий-участников.
2 Оценка инвестиционной привлекательности
Инвестиционные решения относятся к числу наиболее сложных по процедуре выбора. Они основаны на многовариантной, многокритериальной оценке целого ряда факторов и тенденций, действующих, зачастую разнонаправлено. Территориальный аспект прямых инвестиций, их приуроченность к определенной стране, региону, территории не вызывает сомнений. Не столь очевиден региональный аспект при покупке ценных бумаг. Тем не менее, каждый эмитент также расположен в определенном регионе и действует в условиях, во многом обусловленных окружающей региональной средой. Поэтому оценка инвестиционной привлекательности территории является важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного решения. От ее правильности зависят последствия как для инвестора, так и для экономики региона и страны в целом. Чем сложнее является ситуация, тем в большей степени опыт и интуиция инвестора должны опираться на результаты экспертной оценки инвестиционного климата в странах и регионах.
В настоящее время комплексные рейтинги инвестиционной привлекательности стран мира периодически публикуются ведущими экономическими журналами мира: Euromoney, Fortune, The Economist.
Наиболее известной и часто цитируемой комплексной оценкой инвестиционной привлекательности стран мира является рейтинг журнала Euromoney, на основе которой дважды в год (в марте и сентябре) производится оценка инвестиционного риска и надежности стран [8]. Для оценки используется девять групп показателей:
1. эффективность экономики;
2. уровень политического риска;
3. неспособность к обслуживанию долга;
4. кредитоспособность;
5. доступность банковского кредитования;
6. доступность краткосрочного финансирования;
7. доступность долгосрочного ссудного капитала;
8. вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств.
9. состояние задолженности;
Значения этих показателей определяются экспертно, либо расчетно-аналитическим путем. Они измеряются в 10-балльной шкале и затем взвешиваются в соответствии со значимостью того или иного показателя и его вкладом в итоговую оценку. Следует отметить, что методические подходы для составления данного рейтинга и состав показателей оценки постоянно пересматриваются авторами в зависимости от изменения конъюнктуры мирового рынка.
Появление в России вместо одного и единственного инвестора – государства, множества самостоятельных хозяйствующих субъектов и потенциальных инвесторов, а также приход на российский рынок иностранных инвесторов обусловили потребность в оценках инвестиционной привлекательности регионов России. Но так как регион имеет существенные отличия от страны или государства в целом, то механическое перенесение известных и апробированных в международной практике методических подходов оказалось невозможным. Понимание этой специфики привело к разработке в последние 3 – 5 лет целого ряда различных оценок инвестиционной привлекательности регионов России, проведенных не только отечественными, но и зарубежными исследователями и фирмами. Наиболее распространенным методом, применяющимся в этих исследованиях, является ранжирования регионов.
В результате этой процедуры составляется рейтинг, т. е. линейный ряд объектов, в котором они по сочетанию выбранных признаков находятся на равном расстоянии друг от друга. Каждому из них присваивается порядковый номер (ранг), соответствующий его месту в общем ряду. Наиболее предпочтительному объекту, как правило, присваивается первый ранг. На основе как рейтингов, так и абсолютных значений показателей составляются группировки. В этом случае каждый регион относится к определенному классу (типу) объектов, выделенному экспертами по сочетанию условий инвестирования и уровню предпочтительности для инвестора.
На оценке кредитных рейтингов российских регионов специализируются уже упомянутые известные международные консалтинговые агентства, а также российский Институт экономики города.
При принятии решений портфельные инвесторы ориентируются на специальные финансовые или кредитные рейтинги стран. На разработке таких рейтингов специализируются наиболее именитые экспертные агентства большой шестерки: Moodys, Arthur Andersen, Standart Poor s, IBCA и др.
В качестве примера приведем категории кредитных рейтингов агентства Standart Poor s [9]:
1. ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕЙТИНГИ:
ААА - возможности эмитента по выплате долга и процентов чрезвычайно велики; АА - возможности эмитента по выплате долга и процентов достаточно велики; А - возможности эмитента по выплате долга и процентов достаточно велики, но зависят от внутриэкономической ситуации; ВВВ - возможности эмитента по выплате долга и процентов зависят от внутриэкономической ситуации на момент погашения.
2. СПЕКУЛЯТИВНЫЕ РЕЙТИНГИ:
ВВ - нестабильность внутриэкономической ситуации может повлиять на платежеспособность эмитента; В - ограниченная платежеспособность эмитента, соответствующая, тем не менее, текущему объему выпущенных обязательств.
3. АУТСАЙДЕРСКИЕ РЕЙТИНГИ:
ССС - некоторая защита интересов присутствует, однако риски и нестабильность высоки; СС - платежеспособность эмитента сильно зависит от внутриэкономической ситуации; С - платежеспособность эмитента полностью зависит от внутриэкономической ситуации; D - долги просрочены.[7,8]
Инвестиционный рейтинг региона – 3С1, что означает пониженный потенциал – высокий риск. Среди субъектов РФ по инвестиционному риску регион занимает 75-е место, по инвестиционному потенциалу – 80-е место. Наименьший инвестиционный риск – законодательный, наибольший – экономический. Наибольший потенциал – природно-ресурсный.
По рейтингу финансовой устойчивости регион относится к группе роста, по рейтингу экономической устойчивости – к группе стагнации, по рейтингу социальной устойчивости – к группе глубокого спада и по комплексному рейтингу антикризисной устойчивости – к группе стагнации. Напряженность на рынке труда региона повышается и в первом квартале 2009 г. составила 1747 зарегистрированных безработных на 1000 вакантных рабочих мест, против 1173 в первом квартале 2008 г.
Год |
Рейтинг |
1998 |
2С |
1999 |
2С |
2000 |
3B2 |
2001 |
3В2 |
2004 |
3C2 |
2007 |
3C2 |
2009 |
3C2 |
Таблица 2 Инвестиционный климат региона
В кризисный период наиболее остро внешние макроэкономические факторы повлияли на показатели привлечения в субъекты РФ прямых иностранных инвестиций, отток которых был неминуем как в части планируемых инвестиционных проектов, так и в отношении уже действующих проектных соглашений. Но ряду регионов даже в такой сложнейшей ситуации удалось убедить иностранных инвесторов сохранить свое участие в реализуемых проектах, а также продемонстрировать уверенный инвестиционный потенциал на ближайшую перспективу. Об этом свидетельствует соответствующее исследование Международной Организации Кредиторов (WOC), основанное на региональных экономических показателях по итогам переломного 2009 года. [4]
В первом полугодии 2010 года предприятиями и организациями всех форм собственности на развитие экономики и социальной сферы использовано 6396,4 млн. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах в 2,9 раза больше, чем за соответствующий период 2009 года.
В видовой структуре инвестиций в основной капитал наибольший удельный вес приходится на инвестиции в строительство зданий (кроме жилых) и сооружений – 71 %.
Видовая структура инвестиций в основной капитал (в процентах к итогу)
3. Нормативно-законодательная база
Широкое привлечение инвестиций в экономику области невозможно без создания стабильных правовых условий деятельности инвесторов, работающих на территории ЕАО, законодательного закрепления гарантий равных прав и условий участникам инвестиционной деятельности, обеспечения прозрачных правовых норм и практики их применения в отношении инвесторов. Приняты основополагающие нормативные акты, позволяющие регламентировать инвестиционные процессы, как в сфере земельных отношений, финансовых, так и в вопросах государственной поддержки инвесторов в различных формах (льготные условия налогообложения предприятий, реализующих инвестиционные проекты, организационно-правовая поддержка, предоставление льготных кредитов и т.д.).
Это областной Закон О создании экономических условий для привлечения инвестиций в Еврейскую автономную область, постановление правительства ЕАО Об инвестиционной программе Еврейской автономной области на 1999-2005 годы, нормативные документы, формирующие законодательную основу для передачи в залог имущества ЕАО, предоставления областных государственных гарантий, земельных отношений в ЕАО, привлечения и использования в области иностранной рабочей силы, порядка создания, регистрации и функционирования предприятий с иностранными инвестициями и другие.
В целях создания благоприятных условий для привлечения в область инвестиций помимо предусмотренных федеральным законодательством льгот и гарантий для инвесторов областным законом предприятиям, реализующим инвестиционные проекты, установлены дополнительные льготы и гарантии, включающие в себя освобождение от уплаты налога на прибыль, налога на вновь создаваемое или приобретаемое имущество в части средств, зачисляемых в областной бюджет, сроком до 5 лет.
Кроме того, льготы предоставляются и предприятиям, привлекающим инвестиции, а также направляющим собственные средства на развитие производства. Предприятия, осуществляющие инвестиции на территории области, имеют право на получение инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль (доход), по налогу на имущество предприятий, по земельному налогу в части сумм, зачисляемых в областной бюджет, а также по вновь установленным Законодательным собранием области налогам и сборам.
Законодательные и исполнительные органы власти области гарантируют иностранным инвесторам стабильность их прав, невозможность безвозмездной национализации, реквизирования, иных мер, равных по последствиям, в течение трех лет не ухудшение областных законодательных условий деятельности их предприятий, существовавших на момент принятия решения об инвестировании.
Инвестиционное законодательство области развивается по пути системного улучшения положений федеральных нормативных актов в той мере, в какой это позволяет сделать компетенция властей и имеющиеся в их распоряжении средства.
Правительство области постоянно вносит предложения по совершенствованию действующей законодательной базы. В настоящее время в стадии разработки и обсуждения находятся проекты законов ЕАО Об особых экономических зонах на территории ЕАО, О порядке проведения конкурсов инвестиционных проектов, финансируемых при поддержке кредитных ресурсов областного бюджета, Положение о предоставлении областных государственных гарантий и другие нормативные документы, стимулирующие инвестиционную деятельность в ЕАО.
В Еврейской автономной области активно создаются различные структуры, ориентированные на поддержку и сопровождение инвестиционной деятельности. Правительство области поддерживает и стимулирует создание и совершенствование такой инфраструктуры, повышение ее эффективности в сфере привлечения отечественных и иностранных инвестиций.
Для лучшего понимания проблем в сдерживании инвестиционных процессов, их оперативного устранения, выработки законодательных инициатив на всех уровнях власти, постановлением губернатора области создан консультативно-совещательный орган – Совет по инвестициям. В его состав вошли представители большинства иностранных компаний, осуществляющих производственную деятельность на территории области, а также представители структурных подразделений правительства области, ряда общественных организаций. Данный Совет практически выполняет функции регионального агентства по привлечению инвестиций.
В функции Совета входит осуществление мониторинга инвестиционного климата и конкурентных преимуществ Еврейской автономной области, информационное и организационное обслуживание и поддержка потенциальных инвесторов в осуществлении ими производственной и коммерческой деятельности на территории Еврейской автономной области.
Совет координирует деятельность комитетов и управлений правительства области, государственных органов Российской Федерации, находящихся на территории области, и органов местного самоуправления в вопросах привлечения в область инвестиций.
Члены Совета, возглавляемые ими государственные и общественные органы, оказывают представителям бизнеса, независимо от их организационной структуры, ведомственной принадлежности, необходимую информацию для обеспечения грамотного ведения бизнеса в ЕАО, о предприятиях и организациях области, желающих сотрудничать с инвесторами, ищущих партнеров, предлагающих условия для совместной деятельности.
Основополагающим документом, осуществляющим правовое регулирование деятельности в РФ предприятий с иностранными инвестициями, является Федеральный Закон Об иностранных инвестициях в Российской Федерации от 9 июля 1999г. № 160-ФЗ.
Этот Закон сконцентрирован на предоставлении гарантий основных прав иностранным инвесторам, а также определении условий предпринимательской деятельности инвесторов на территории России.
Данный Закон действует только в отношении коммерческих организаций с иностранными инвестициями и не распространяется на отношения, связанные с вложением капитала в коммерческие организации, а также в банки и иные кредитные организации, страховые компании, которые регулируются действующим отраслевым законодательством РФ. При этом следует учесть, что дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными этим Законом.
Положительным моментом нового Закона Об иностранных инвестициях в РФ является четкое определение иностранных инвестиций и прямых иностранных инвестиций, а также разграничение всех инвестиционных проектов по признаку их приоритетности. Так, приоритетным проектом считается проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. рублей или проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном капитале коммерческой организации составляет не менее 100 млн. рублей, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ.
В качестве субъекта иностранных инвестиций могут выступать иностранные юридические лица, иностранный гражданин, лицо без гражданства, постоянно проживающее за пределами Российской Федерации; международные организации; иностранные государства. В число иностранных инвесторов также введены иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, гражданская правоспособность которых определяется в соответствии с законодательством государства, в котором они учреждены, и которые вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации.
4. Иностранные инвесторы (отрасли привлечения иностранных инвесторов)
Правительство Еврейской автономной области придает важное значение привлечению иностранных инвестиций и развитию бизнеса на базе капитальных вложений иностранных инвесторов в различных сферах экономической деятельности на территории области. Особое внимание уделяется вопросам эффективного использования инвестиций, направленных на модернизацию производства и оказания услуг в области.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики Территориального органа по ЕАО, на 01.04.2010 г. в целом в различных отраслях экономики области накоплено иностранных инвестиций в объеме 17876,4 тыс. долл. США, из них:
· 1132,7 тыс. долл. США - в агропромышленном комплексе;
· 2385,2 тыс. долл. США – в лесопромышленном комплексе;
· 13661,8 тыс. долл. США – в добывающей отрасли;
· 121,4 тыс. долл. США – в сфере строительства;
· 191,5 тыс. долл. США - в деятельности по осуществлению операций с недвижимым имуществом;
· 246,7 тыс.долл. США – в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса;
· 70,3 тыс.долл.США – в сфере финансового посредничества;
· 65,2 тыс. долл. США – в прочих видах экономической деятельности из них:
В первом квартале 2010 г. объем инвестиций из-за рубежа в экономику автономии превысил уровень аналогичного периода 2009 г. почти в 4 раза и составил 2821,1 тыс. долл. США.
При этом максимальный объем иностранных инвестиций наблюдается в сфере добычи полезных ископаемых – 2642,1 тыс. долл. США (около 94 % от общего объема вложений).
Формами поддержки инвесторов и предприятий, реализующих инвестиционные проекты, как отечественных, так и иностранных, являются:
1. Предоставление государственных гарантий областного бюджета по инвестиционным проектам;
2. Предоставление обеспечения в виде залога имущества, находящегося в залоговом фонде;
3. Предоставление льгот по налогам, подлежащим зачислению в областной бюджет;
4. Предоставление за счет средств областного бюджета субсидий для компенсации части процентной ставки по банковским кредитам, лизинговым платежам, полученным на реализацию инвестиционного проекта;
5. Предоставление инвестиционного налогового кредита;
6. Предоставление целевых средств областного бюджета для финансирования инвестиционных проектов;
7. Освобождение субъектов инвестиционной деятельности от арендной платы при аренде земельных участков и использовании имущества, находящихся в государственной собственности области.
№ |
Субъект Федерации |
Доля ПИИ в ИИ |
1 |
Республика Дагестан |
100,00% |
3 |
Республика Алтай |
100,00% |
4 |
Еврейская автономная область |
100,00% |
5 |
Алтайский край |
99,84% |
6 |
Амурская область |
98,74% |
7 |
Магаданская область |
97,37% |
8 |
Забайкальский край |
93,61% |
9 |
Ненецкий авт.округ |
88,79% |
10 |
Томская область |
84,74% |
11 |
Архангельская область |
77,14% |
12 |
Курганская область |
72,87% |
Табл. 3 Доля прямых иностранных инвестиций в объеме иностранных инвестиций регионов РФ в 2009 г.
В области реализуется федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996–2005 гг. и до 2010 г.». В программу включены 12 наиболее значимых для области проектов. Одним из важных направлений программы является проведение поисково-разведочных работ с последующей добычей нефти и газа. Также в Еврейской автономной области реализуются 54 программы в области развития промышленности, агропродовольственной политики, оздоровления окружающей среды, правопорядка, здравоохранения, социальной поддержки населения. В 2004 г. объем их финансирования составил 984,8 млн. руб.
Основные способы создания коммерческой организации с иностранными инвестициями – это:
1. Учреждение новой коммерческой организации с иностранными инвестициями. Приобретение иностранным инвестором российской коммерческой организации в собственность. При этом:
- иностранный инвестор учреждает организацию с иностранными инвестициями, которая регистрируется в соответствии с российским законодательством и полностью (100% участия) принадлежит иностранному инвестору;
- российская коммерческая организация приобретается иностранным инвестором, который становится единственным участником (100% участия) и обеспечивает такой организации статус коммерческой организации с иностранными инвестициями.
2. Долевое участие в коммерческой организации с иностранными инвестициями.
В данном случае иностранный инвестор является участником российской коммерческой организации (долевое участие – не менее 10% уставного (складочного) капитала).
3. Открытие филиала иностранного юридического лица.
Создание филиала обособленного структурного подразделения иностранного юридического лица, зарегистрированного в стране своего происхождения. Филиал подлежит аккредитации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
4. Открытие представительства иностранного юридического лица
Создаваемое представительство иностранного юридического лица подлежит аккредитации в Государственной регистрационной палате (г. Москва) с учетом мнения правительства Еврейской автономной области.[3]
Одной из составляющих инвестиционной деятельности региона является приграничное сотрудничество с Китайской Народной Республикой.
По состоянию на 1.07.2010 г. в различных отраслях экономики ЕАО накоплено иностранных инвестиций в объеме 18990,5 долл. США, из которых 46,5 % (или 8823,7 тыс. долл. США) - это инвестиции из КНР.
Показатели деятельности предприятия |
I полугодие 2008 г. |
I полугодие 2009 г. |
I полугодие 2010 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Накоплено инвестиции из-за рубежа, всего |
6219,4 |
14049,3 |
18990,5 |
в т.ч. китайских |
6211,1 |
7956,9 |
8823,7 |
удельный вес инвестиций из КНР в общем объеме накопленных инвестиций из-за рубежа, % |
99,9 |
56,6 |
46,5 |
Поступило инвестиции из-за рубежа, всего |
4720,6 |
1015,5 |
5087,6 |
в т.ч. китайских |
841,4 |
419,4 |
1395,0 |
Удельный вес китайских инвестиций в общем объеме инвестиций из-за рубежа, % |
17,8 |
41,3 |
27,4 |
Таблица 4 - Динамика привлечения инвестиций в экономику ЕАО (тыс. долл. США).[2]
В первом полугодии 2010 г. поступления инвестиций из КНР в экономику области составили 1395,0 тыс. долл. США.
Инвестиционная активность со стороны представителей китайского бизнеса по-прежнему сохраняется в агропромышленном и лесопромышленном комплексах, в сфере стройиндустрии, деятельности по добыче полезных ископаемых.
В настоящее время на территории области предпринимательскую деятельность осуществляют около 60 предприятий со 100-процентным китайским капиталом. Треть из них занята сельскохозяйственным производством.
В первом полугодии 2010 г. китайскими сельхозпроизводителями на условиях аренды использовалось около 21,7 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения для выращивания сои, зерновых, овощей и бахчевых культур, что составляет 20 % от всей посевной площади земель в ЕАО, Китайские специалисты в области животноводства занимаются в основном свиноводством.
В первом полугодии 2010 г. китайскими инвесторами на территории г. Биробиджана и области введено в эксплуатацию 27 % от общего объема введенного в эксплуатацию жилья всеми строительными организациями области. Ряд предприятий с китайским капиталом осуществляют хозяйственную деятельность в лесопромышленном комплексе автономии. В первом полугодии 2010 г. ими всего заготовлено 58,9 тыс. куб.м. (или 79,7 % от общего объема заготовленной в ЕАО древесины по главному пользованию). Почти весь объем заготовленной древесины - 52,8 тыс. куб. м. (или 89,6 %) - поставлен на переработку.
В сфере недропользования китайские предприятия осуществляют деятельность по разработке месторождений россыпного золота и марганцевых руд. Три предприятия занимаются добычей глины с целью ее дальнейшего использования при производстве кирпича. По оперативным данным объем выпуска кирпича данными предприятиями с начала 2010 г. составил около 2 млн. шт.
Стабильно работающими предприятиями с китайскими инвестициями постоянно наращиваются объемы производства продукции, работ и услуг в различных направлениях хозяйственной деятельности, растет их доля в общем объеме выпускаемой предприятиями области продукции.
Экономическое сотрудничество ЕАО и КНР осуществляется и посредством проведения ставших уже традиционными встреч представителей деловых кругов двух стран, проведения для них семинаров, конференций, торгово-экономических выставок.
5. Крупные международные инвестиционные проекты
Правительство Еврейской автономной области оказывает содействие зарубежным инвесторам, реализующим крупные инвестиционные проекты на территории Еврейской автономной области, особенно на стадии организации предприятий при подготовке регистрационных документов, при ввозе оборудования, поступающего на предприятие в счет уставного капитала. В текущем году по федеральной целевой программе Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года реализуется шесть инвестиционных проектов, три из них - вводные. Объем предусмотренных на 2010 год бюджетных средств составляет 1618,1 млн. рублей, из них средства федерального бюджета – 1423,2 млн. рублей (88 %).
Наиболее крупные предприятия Еврейской автономной области:
1. ОАО «Лондоковский известковый завод» - производство строительных материалов;
2. ОАО «Теплоозерский цементный завод» - производство строительных материалов;
3. ОАО «Разрез «Ушумунский» - топливная отрасль производства;
4. ЗАО «Кульдурский бруситовый рудник» - черная металлургия;
5. ЗАО «Золотая Сутара» - цветная металлургия
6. ООО «Сэньхэ-Лесопромышленность» (со 100% иностранным капиталом) -лесная и деревообрабатывающая промышленность;
7. Биробиджанская ТЭЦ ОАО «Хабаровскэнерго»-электроэнергетика;
8. ЗАО «Восток холдинг» - легкая промышленность;
9. ОАО «Виктория» - легкая промышленность;
10. ООО «Дальневосточные медицинские системы» (со 100% иностранным капиталом) занимается медицинской промышленностью.
Согласно данным статистики, в 2005 году объем иностранных китайских инвестиций в экономику ЕАО в 3,5 раза превысил уровень 2003 года и составил 1862,9 тысячи долларов США. Этот факт говорит об интересе инвесторов к развитию своей деятельности на территории нашей области.
В структуре иностранного капитала, поступающего в область на протяжении последних трех лет, отмечены определенные изменения. Так, если в 2003 году наибольшая доля поступивших иностранных инвестиций была направлена в лесозаготовительную и деревообрабатывающую отрасли (91,7 процента от общего объема инвестиций), то уже в 2005 году привлекательными для вложения иностранного капитала стали сельское хозяйство и строительство - удельный вес инвестиций в эти отрасли составил 59,2 и 32,9 процента соответственно.
По-прежнему главной экспортной составляющей являются лесоматериалы в необработанном и обработанном виде, а также изделия из древесины. На них приходится около 90 процентов всего объема экспорта внешней торговли. Также вывозят через наши пункты пропуска в КНР изделия из черных металлов, железо и сталь нелегированную в слитках, отходы и лом черных металлов, а также мороженую рыбу. Зато с той стороны стали больше ввозить машины, технологического оборудования, транспортных средств. Удельный вес таких поставок составляет более 30 процентов. Кроме этого, возросли объемы импорта отделочных и строительных материалов (обработанного камня, кирпича, стекловолокна, плит для мощения, плитки облицовочной, стекла, древесно-стружечных плит). Завозится все то, что мы связываем с развитием сельского хозяйства, модернизацией и технической реконструкцией областных предприятий, ростом жилищного строительства. Также на территории ЕАО работает несколько сборочных предприятий, которые собирают бытовую технику из деталей и комплектующих китайского производства.
На начало 2006 года на территории ЕАО зарегистрировано более ста предприятий с иностранными инвестициями. Но только сорок пять фактически работают. Остальные занимались в основном торговлей и сегодня прекратили свою деятельность, но еще числятся в официальных данных.
Главная надежда региональных властей связана с разработкой Кимканского и Сутарского железорудных месторождений. Запасы первого оцениваются в 208 млн тонн, второго — в 492 млн. В постперестроечный период Кимкано-Сутаром заинтересовались и российские, и китайские частные компании. В итоге лицензию на освоение этих двух месторождений в 2006 году выиграла группа компаний «Петропавловск», специализировавшаяся до этого на освоении золоторудных месторождений в Амурской области. Мощность Кимкано-Сутарского ГОКа составит 10 млн тонн переработки руды в год. Сегодня строительные работы, которые обойдутся в 374 млн долларов, идут строго по плану. Запущена база стройиндустрии — четыре ангара, где разместятся склады, гараж для большегрузной техники, ремонтные мастерские, лаборатория пробоподготовки. В июле 2013 года ГОК должен выдать первую тонну обогащенной руды, добыча которой фактически уже началась. Кроме того, на этой территории предполагается построить комбинат по производству окатышей, рассчитанный на выпуск 2,5 млн тонн продукции в год.
Реализация проекта ежегодно будет приносить в консолидированный бюджет Еврейской автономной области около 4 млрд рублей (более 25% от нынешнего объема доходной части бюджета), что делает строительство Кимкано-Сутарского ГОКа, рассчитанного на 40 лет эксплуатации, самым значимым инвестиционным проектом региона. Это тот самый «паровоз», который должен потащить областную экономику вверх.
Идея строительства железнодорожного моста через Амур, который бы соединил его русский и китайский берега, возникла вместе с планами строительства Кимкано-Сутарского ГОКа. Производимый им железорудный концентрат будет предназначен прежде всего для экспорта в Китай — транспортировка его на сибирские металлургические заводы нерентабельна.
Поэтому с самого начала проект вышел на межгосударственный уровень, получив поддержку как регионального, так и федерального правительств. Министр регионального развития Российской Федерации Виктор Басаргин недавно назвал его «наиболее значимым» среди двенадцати инвестиционных проектов федерального уровня на общую сумму 208 млрд рублей, которые экспертный совет при Минрегионразвития рекомендовал к реализации в регионах до 2013 года.
Это будет первый постоянный железнодорожный переход на всем почти трехтысячном протяжении границы между двумя государствами. Реализация проекта позволит создать на территории ЕАО новый мощный транспортно-логистический узел: грузы «Петропавловска» будут задействовать менее половины пропускной способности моста — остальное заполнится другими грузоотправителями. Кроме того, этот проект может создать прецедент, который повлияет как на реконструкцию БАМа, так и других железных дорог страны.
В настоящее время завершается стадия проектирования, а после одобрения органами государственной экспертизы России и Китая проектно-сметной документации ООО «Рубикон», входящее в ГК «Петропавловск», намерено начать строительство. Планируется, что первые поезда по мосту между Нижне-Ленинским и Тунцзяном пойдут к 2014 году.
В областную администрацию уже сейчас начинают поступать заявки от российских и иностранных компаний, которые хотели бы принять участие в развитии инфраструктуры нового международного пункта пропуска. Часть его грузов пойдет дальше по Транссибирской магистрали, часть — отправится по автотрассе Чита—Хабаровск. Возможно, это вызовет и возрождение аэропорта Биробиджан, закрытого для российских пассажирских рейсов в постсоветское время. В руководстве самой области этот вопрос считают некритичным для развития региона — все летают через Хабаровск, до которого два с небольшим часа езды по федеральной автодороге «Амур».
Таким образом, Кимкано-Сутарский ГОК и строительство железнодорожного перехода через Амур станут весомыми источниками пополнения бюджета и должны потянуть за собой цепочку преобразований в экономике региона, и прежде всего, повысят его инвестиционную привлекательность.
Китайская компания «Хэмэн Дальний Восток» взялась за разработку Южно-Хинганского месторождения марганцевых руд. По словам начальника управления экономики областной администрации Геннадия Петрова в России не так много марганцевых месторождений, чтобы отдавать их разработку иностранным компаниям. Тем не менее информация о будущем мосте фактически и повлияла на решение китайской компании пойти на аукцион по разработке марганцевого месторождения, выиграть его и начать подготовительные работы по строительству шахты. Весь добытый здесь марганец будет экспортироваться в Китай, а консолидированному бюджету области хозяйственная деятельность китайцев станет приносить ежегодно еще 1,5 млрд рублей.
При том, что минерально-сырьевые проекты являются фундаментальным фактором развития Еврейской автономной области, «вполне конкурентоспособным», по мнению профессора Ефима Фрисмана, можно сделать и сельское хозяйство. Соревноваться в данном случае приходится с аналогичной продукцией из Китая. Когда разрабатывалась новая, интенсивная стратегия развития области, то в ней были отмечены три принципиальных момента. Первый — вместо традиционного картофеля и зерновых руководство области постаралось переориентировать крестьян (в области не осталось колхозов и совхозов: все производство сосредоточено в личных подсобных — 70% — и крестьянско-фермерских — 30% — хозяйствах) на выращивание сои. Это более рентабельно само по себе в здешнем климате, к тому же из сои можно получить гораздо больше добавленной стоимости при переработке, поскольку соевые продукты необычайно популярны в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и североамериканского континента.
Продукты из сои, выращенной в Еврейской автономной области, предполагается продавать под знаком «Зеленая страна», который символизирует высшую степень экологической чистоты продукции и, естественно, соответствующую стоимость. Ведь здесь выращивают не генно-модифицированную сою, к тому же в местах, где нет и не было крупных промышленных производств, а перерабатывают на израильском оборудовании, которое считается в мире наиболее экологичным.
Но главный прорыв, по мнению властей автономии, на этом направлении должны обеспечить большие животноводческие хозяйства, выращивающие свиней, крупный рогатый скот и гусей. Два из них уже построены в Октябрьском районе, еще один строится в Ленинском. К Смидовическому району присматривается предприниматель из Китая. У него в Хабаровске есть сеть ресторанов и гостиница, поэтому он решил построить свиноводческий комплекс на 30 тыс. голов.
«План совершенствования» в Еврейской автономной области разработан для каждой отрасли. В лесозаготовках, например, регион теперь также ориентируется на крупные предприятия и совместно с китайцами разработал программу размещения предприятий по переработке древесины в готовую продукцию — шпон, паркет и так далее.
Заключение
Основополагающей задачей правительства Еврейской автономной области по развитию инвестиционных процессов на территории края является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения отечественных и иностранных инвестиций. Инвестиционная политика области осуществляется по нескольким направлениям, основные из них: формирование законодательной базы, инфраструктуры поддержки инвестиционной деятельности, работа по инвестиционным проектам и государственная поддержка инвесторов.
Правительства КНР и приграничных с автономной областью регионов Китая выделяют значительные средства на международное сотрудничество. В свою очередь Еврейская автономная область оказывается в положении финансовой несостоятельности для обеспечения равноправности отношений и не может полностью реализовать собственные интересы в осуществляемых международных проектах.
Чтобы изменить это положение, требуется на федеральном уровне ускорить принятие законодательных актов о приграничном сотрудничестве, т.е. предусмотреть особые условия хозяйственной деятельности на приграничных территориях либо придать приграничным территориям статус особых экономических зон.
Уже сейчас рассматривается возможность создания ОЭЗ в районе речного пункта пропуска «Нижнеленинское». Возможно, это будет проект в отраслях легкой промышленности, сельского хозяйства и других. Стратегия сотрудничества с Китаем строится на использовании выгодного транспортного и географического положения, возможности совместного использования имеющихся на территории области разнообразных сырьевых ресурсов, свободных сельскохозяйственных земель.[10]
Одним из путей привлечения инвестиций в экономику области является привлечение средств федерального бюджета на развитие экономики и социальной сферы области. Для этого в федеральные министерства и агентства - государственным заказчикам федеральных целевых программ ежегодно представляются бюджетные заявки на финансирование из федерального бюджета инвестиционных проектов.
Формирование привлекательного инвестиционного имиджа области является условием активизации и повышения эффективности инвестиционной деятельности за счет расширения возможностей распространения достоверной и систематизированной информации, необходимой как соискателям инвестиций, так и потенциальным инвесторам.
Для реализации комплексного плана мероприятий по формированию привлекательного имиджа области проводится следующая работа:
· взаимодействие со средствами массовой информации и широкое освещение инвестиционной деятельности в области, основанное на принципах обратной связи;
· обновление и постоянное совершенствование раздела Инвестиционная деятельность на сайте органов исполнительной власти правительства области с использованием его, с одной стороны, как инструмента просвещения на тему инвестиций и всего, что с ним связано, с другой стороны, как сайта, представляющего интерес для потенциальных инвесторов, так как они смогут получить полную информацию о состоянии инвестиционного климата, ознакомиться с инвестиционными проектами;
· выпуск презентационных материалов по инвестиционной тематике и организация презентационных возможностей области, что позволяет напрямую представлять инвестиционные возможности области целевой аудитории - российским и зарубежным деловым кругам;
· проведение выставочно-ярмарочной деятельности, которая имеет давние традиции, коммуникации и позволяет решать задачи инвестиционной политики органов власти и предприятий-участников.
Список литературы:
1. http://www.expert.ru
2. http://www.eao.ru.
3. http://www.ivr.ru/regions/index.
4. http://www.rg.ru/2009/03/24/krizis-regiony.html
5. http://www.rg.ru/2009/03/24/krizis-regiony.html
6. http://www.polpred.com
7. http://www.raexpert.ru/researches/regions/investclimate/
8. Индексы инвестиционных рисков : Аналит. проект Россия в третьем тысячелетии (Серия обозрений к первому Конгрессу Российских предпринимателей; Вып. 3.Ч. 1-2. Экономика). / Рук. проекта А.С.Орлов; Авт. кол.: В.З.Вдовенко, А.Л.Ведев, А.Г.Коваленко, А.С.Орлов; Эксперт. Совет Кругл. стола бизнеса России; Акад. Центр Рос. исслед.. - М.: АО Триада, 1994.
9. Котляр З. Инвестиционная привлекательность регионов России. - Деловой мир, 15.09.93.
10. Российская газета - Дальний Восток №4140 от 10 августа 2006 г.