Инвестиционный потенциал регионов
СОДЕРЖАНИЕ: Привлекательность регионов как ключевой вопрос текущего момента. Оценка инвестиционного потенциала и технологии управления инвестициями региона. Ряд факторов, оказывающих влияние на выбор инвесторов. Анализ инвестиционного потенциала конкретного региона.КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Региональная экономика»
по теме: «Инвестиционный потенциал регионов»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Оценка инвестиционного потенциала и технологии управления инвестициями региона
2. Анализ инвестиционного потенциала конкретного региона
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня привлечение инвестиций в реальный сектор экономики – вопрос ее выживания. Будут инвестиции – будет развитие реального сектора, а, следовательно, будет и экономический подъем. Не удастся привлечь их – неминуемо умирание производств, деградация экономики, обнищание страны, социальные взрывы и прочие сопутствующие явления.
Любое, даже самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности регионов – это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг к выходу из кризиса. Но разовое привлечение инвестиций малоэффективно, после этого инвестиционная привлекательность остается статичной величиной, хотя и несколько более высокой. Спасти положение дел может лишь динамичное устойчивое движение, а не отдельные шаги. Только в этом случае отдельные порции инвестиций могут превратиться в постоянные. Осуществить это возможно, лишь управляя процессом повышения инвестиционной привлекательности регионов и правильно оценив региональный потенциал.
Именно поэтому вопрос управления инвестиционной привлекательностью регионов – ключевой вопрос текущего момента.
1. ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЯМИ РЕГИОНА
Традиционно понятие «инвестиционная привлекательность» означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Объектом инвестирования может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, город, регион, страна. Нетрудно выделить то общее, что ставит их в один ряд: наличие собственного бюджета и собственной системы управления. Объект каждого уровня (и, соответственно, его инвестиционная привлекательность) обладает собственным набором значимых свойств, но регион в этом ряду занимает особое место: в силу особенностей он имеет свою специфику, и, в то же самое время, в силу целостности структуры не является уникальным. Именно эта особенность позволяет сравнивать регионы между собой.
Проанализируем определение инвестиционного потенциала региона.
«Потенциал» как экономическая категория может трактоваться следующим образом: «Возможность и готовность субъектов рынка специализироваться в тех видах деятельности и производства, по которым в каждый момент времени имеются абсолютные или сравнительные преимущества»[1] .
Инвестиции же рассматриваются как «денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе на товарные знаки, кредиты любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта»[2] . В современной экономической литературе существуют также следующие определения[3] :
Инвестирование – процесс непосредственного или опосредованного воздействия инвестора на объект инвестиций, осуществляемый с целью изменения его свойств.
Инвестор – субъект, ориентированный на изменение свойств объекта инвестиций, позволяющее при минимальных вложениях в этот объект восполнить дефицит необходимых для собственного развития ресурсов и изменить собственные свойства в нужном для себя направлении.
Объект инвестиций – объект, свойства которого позволяют инвестору посредством участия в нем получить инвестиционный доход.
Инвестиционный доход – измененные свойства объекта инвестиций, приводящие к изменению свойств инвестора.
Таким образом, категория «инвестиционный потенциал» отражает степень возможности вложения средств в активы длительного пользования, включая вложения в ценные бумаги с целью получения прибыли или иных народнохозяйственных результатов.
Примечательна позиция Абыкаева Н.А. и Бочарова В.В., которые, анализируя структуру инвестиционного спроса, выделяют собственно потенциальный спрос и конкретный спрос (предложение капитала) и на этой основе делают вывод, что первый из них возникает при отсутствии намерения субъекта хозяйствования при имеющемся доходе (прибыли) направить его на цели накопления. Называя его формальным, они дают ему определение инвестиционного потенциала – источника для будущего инвестирования[4] .
Второй же вид инвестиционного спроса авторы характеризуют как конкретную реализацию намерений субъектов инвестиционной деятельности на рынке инвестиционных товаров в форме предложения капитала. Однако не вполне правомерно отождествлять доход (прибыль) с инвестиционным потенциалом, поскольку всегда существует противоречие между собственно потреблением и накоплением и лишь реальные накопления могут выступать в форме потенциальных инвестиционных ресурсов.
Более того, авторы подразумевают наличие прямой связи между инвестиционным потенциалом и его конкретной реализацией. Следует в этой связи заметить, что реализация инвестиционного потенциала подразумевает наряду с мерами, обеспечивающими его формирование и повышение уровня, также и комплекс мер по созданию условий его включения в реальный инвестиционный процесс и процесс эффективной реализации через мотивацию (активизацию) инвестиционного потенциала.
Заслуживают внимания подходы к анализу формирования и реализации инвестиционного потенциала региона, предложенные Ф.С. Тумусовым[5] . Автор дал свое понимание категории «инвестиционного потенциала» как совокупности инвестиционных ресурсов, составляющих ту часть накопленного капитала, которая представлена на инвестиционном рынке в форме потенциального инвестиционного спроса, способного и имеющего возможность превратиться в реальный инвестиционный спрос, обеспечивающий удовлетворение материальных, финансовых и интеллектуальных потребностей воспроизводства капитала.
С нашей точки зрения, региональный инвестиционный потенциал представляет собой не простую, а некоторым образом упорядоченную совокупность инвестиционных ресурсов, расположенных на определенной территории, позволяющую добиться ожидаемого эффекта при их использовании. Это важно, так как рассмотренная Ф. Тумусовым совокупность материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов должна быть дополнена, например, информационными ресурсами.
С другой стороны, было бы ошибкой отождествлять региональный инвестиционный потенциал с понятием «основные средства производства», имеющиеся в наличие на данной территории. Термин «инвестиционный потенциал» применяется для характеристики возможных в перспективе вложений, которые, хотя в определенной мере могут косвенно зависеть от размера ранее накопленных основных средств (в частности, эта зависимость может сказываться при анализе возможностей перенасыщения капиталом, «переинвестирования» в какую-либо конкретную отрасль), но эта зависимость не определяется прямолинейно.
Другой подход в определении «инвестиционного потенциала», базируется на теории сравнительных и абсолютных преимуществ. Исходным постулатом теории рыночной экономики является условие ограниченности ресурсов функционирования хозяйствующих субъектов. Из постулата ограниченности ресурсов и неравноценного их распределения между хозяйствующими субъектами можно сделать методологический вывод, что каждый субъект предпринимательства, как элемент общей хозяйствующей системы обладает определенными видами преимуществ.
Данный подход применим и к более ограниченному и материализуемому понятию как «инвестиционный потенциал региона». Абсолютные преимущества складываются из геостратегических, географических, природно-климатических, демографических условий. Сравнительные преимущества в рамках современной науки могут быть охарактеризованы как обусловленные инвестиционным потенциалом, позволяющим реализовывать стратегии снижения издержек или дифференцировать выпуск.
Таким образом, исходя из этих допущений, под категорией «региональный инвестиционный потенциал» понимается «совокупная возможность отраслевых непостоянных ресурсов, позволяющих увеличивать капиталовооруженность труда и способность хозяйствующих субъектов, оперирующих запасами этих ресурсов, обеспечивать во времени устойчивый экономический доход».
Выделим ряд факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов. Так, наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциала региона являются следующие факторы[6] :
ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности в регионе);
потребительский (совокупная покупательная способность населения региона);
инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность);
интеллектуальный (образовательный уровень населения);
институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
инновационный (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе).
Логика рассуждений приводит также к необходимости оценки законодательных условий для каждого региона и выделения следующих инвестиционных рисков:
· экономический (тенденции в экономическом развитии региона);
· политический (поляризация политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов);
· социальный (уровень социальной напряженности);
· экологический (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное);
· криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений).
Рассмотрим подробнее основные источники инвестиционных ресурсов региона.
Задачу оживления инвестиционной активности и целенаправленной реструктуризации реального сектора экономики региона нельзя сегодня решить без помощи банковской системы, через которую осуществляется передача средств из финансовой сферы в реальный сектор. Актуальная задача формирования полноценного регионального рынка инвестиционных капиталов не может быть сегодня решена без стратегического развития региональной банковской системы как необходимого элемента, формирующегося социально ориентированное рыночное хозяйство региона, обеспечивающего надежное, качественное и эффективное ведение кредитных и расчетных операций реального сектора социальной сферы, а также обслуживание сбережений населения.
Важнейшими и самыми многочисленными экономическими субъектами являются потребители (домохозяйства), не занимающиеся бизнесом, однако имеющие доходы, осуществляющие расходы и имеющие склонность к сбережению. В развитых капиталистических странах представители государственной власти еще несколько столетий назад осознали необходимость займов у населения. Кредитными ресурсами могут пополняться бюджеты всех уровней, в том числе региональный (областной).
Важную роль в региональных инвестициях играют также инвестиции иностранных экономических агентов.
Инвестиционная стратегия является структурированной совокупностью нескольких информационно связанных аспектов, таких как: институциональный, экономический, нормативно-правовой и информационно-аналитический (рис.1).
Институциональный аспект инвестиционной стратегии представляет собой совокупность таких основных составных частей как: виды инвестиций, инвестиционный портфель, риски. В рамках институционального аспекта выделяются основные управляемые подсистемы, существующие в инвестициях (рис. 2).
Рис. 1. Место информационной составляющей в региональном инвестиционном процессе
Рис. 2. Структура институционального аспекта инвестиционной стратегии
Нормативно-правовой аспект инвестиционной стратегии состоит из таких основных частей как: во-первых, законодательные и иные нормативные правовые акты государства, образующие юридическую основу и формирующие фискальную среду, в рамках которых корпорация формирует инвестиционную стратегию и осуществляет инвестиционный процесс; во-вторых, учетная политика корпорации, внутренние регулирующие документы, которые позволяют обеспечивать единый инвестиционный процесс в рамках подразделений корпорации.
Экономический аспект – совокупность экономических частей инвестиционной стратегии, к которым относятся: система экономических показателей для оценки инвестиционной стратегии, управление, финансирование инвестиционного процесса. В рамках экономического аспекта выделяются основные методы, критерии и цели инвестиционной стратегии (рис. 3).
Рис. 3. Структура экономического аспекта инвестиционной стратегии
Информационно-аналитический аспект инвестиционной стратегии представляет собой систему обработки информации, состоящую из следующих частей: подсистема сбора и сортировки информации, подсистема хранения информации, подсистема поиска, подсистема анализа информации. Система обработки информации является базисом для создания информационного механизма региона и позволяет оперативно реагировать на изменения в юридических основах и фискальной среде, прогнозировать экономические перспективы рынков и планировать изменения в пределах институционального аспекта и корректировать основные части экономического аспекта инвестиционной стратегии.
Таким образом, инвестиционная стратегия на уровне региона – единая высоко-интегрированная система, состоящая из вышерассмотренных аспектов, неразрывно связанных между собой информационными потоками.
Рассмотрим организационную структуру инвестиционного рынка региона. Она состоит из трех равных по значимости секторов (рис.4):
сектор инвестиционных ресурсов;
сектор обязательств и долей;
сектор гарантий.
Каждый из названных секторов служит для определения реальных цен на объекты, обращающиеся на рынке. В связи с наличием у инвесторов свободных ресурсов возникает их предложение в секторе инвестиционных ресурсов. Предприятия предлагают в обмен на инвестиционные ресурсы свои доли и обязательства. Это порождает образование сектора долей и обязательств, при этом, как правило, возникают различные виды рисков, поэтому для их минимизации возникает сектор гарантий.
Для принятия решений на инвестиционном рынке региона помимо трех вышеприведенных секторов необходимо наличие достоверной информации, что обуславливает существование системы информации и адекватного ей информационного механизма региона.
Таким образом, инвестиционный рынок это некая абстрактная площадка, на которой происходит переток объектов рынка между субъектами на основе доступной тем и другим информации. Такой переток, как правило, представляет собой замкнутый процесс, который, по сути, является кругооборотом инвестиций в рамках региона.
Инвестиционный рынок региона также может быть представлен в виде модели кругооборота инвестиций и объектов инвестирования (рис.5). Данная система основана на свободном движении инвестиционных ценностей и инвестиционных ресурсов (объектов инвестиций и финансовых средств), связывающем путем обмена инвесторов и потребителей инвестиций, а также регион в качестве субъекта рынка, предлагающего гарантии, через сектор инвестиционных ресурсов, сектор долей и обязательств и сектор гарантий.
Рис. 4. Составляющие регионального инвестиционного рынка
Под инвестором при этом понимается лицо, предлагающее на инвестиционном рынке инвестиционные ресурсы (например, инвестиционный банк, холдинговая компания, корпорация).
Сектор инвестиционных ресурсов – часть инвестиционного рынка, на которой инвесторы и потребители инвестиций посредством спроса и предложения устанавливают реальную цену инвестиционных ресурсов, получают информацию об объемах ценах инвестиционных ресурсов, а также непосредственно сами инвестиции.
В качестве компенсационного выступают сектор долей и обязательств, а также сектор гарантий. Сектор долей и обязательств – часть рынка на которой, посредством спроса и предложения устанавливаются цены на доли обязательства, которая обеспечивает получение информации об объемах и ценах долей и обязательств, а также на которой происходит переход долей и обязательств от потребителей инвестиций к инвесторам.
Рис. 5. Схема движения инвестиционных ценностей и инвестиционных ресурсов на региональном уровне
В свою очередь, сектор гарантий – часть инвестиционного рынка, которая позволяет определить цену и объемы необходимых гарантий на инвестиционные ресурсы, доли и обязательства.
Суммарная стоимость предложенных инвестиционных ресурсов в регионе может рассматриваться как инвестиционный потенциал региона, а суммарная потребность в инвестиционных ресурсах, то есть суммарная стоимость долей и обязательств, предлагаемых к реализации, может рассматриваться как инвестиционные потребности региона.
Главная мысль концепции «Управление инвестициями в реальный сектор» заключается в том, что целенаправленное точечное воздействие инвестора на ключевые свойства объекта инвестиций позволяет этому инвестору получить глобальный контроль за надежностью и эффективностью собственных вложений.
На практике это означает следующее. Контроль за эффективностью вложений возможен только в том случае, если основная деятельность объекта прозрачна. Именно поэтому инвестор, прежде чем вкладывать большие средства в реструктуризацию объекта, предварительно инвестирует небольшие средства в создание свойства стратегичность деятельности, устанавливая тем самым контроль за созданием и реализацией стратегии. Создавая и отлаживая механизмы контроля за тем, чтобы финансовая политика была подчинена принятой стратегии деятельности, инвестор формирует еще одно ключевое свойство – целенаправленность распределения ресурсов, обеспечивая прозрачность финансовой деятельности и устанавливая тем самым необходимый контроль за надежностью вложений. Наконец, целенаправленно воздействуя на то, чтобы организационная структура соответствовала принятой стратегии деятельности и расстановка руководителей осуществлялась в соответствии с их управленческими способностями, инвестор повышает надежность системы управления, устанавливая тем самым достаточный контроль за надежностью вложений.
Таким образом, осуществляя целевое инвестирование по формированию стратегичности деятельности, целенаправленности распределения ресурсов и надежности системы управления, инвестор берет в свои руки судьбу своих инвестиций, повышая тем самым инвестиционную привлекательность объекта не только для себя, но и для других инвесторов. Используя незначительные средства для изменения локальных свойств, он имеет возможность вложить сам или привлечь со стороны значительные средства для глобальной реструктуризации объекта.
Об управлении инвестиционной привлекательностью можно говорить тогда, когда те же самые ключевые свойства объекта создаются по инициативе управленца. На этапе формирования механизмов, обеспечивающих прозрачность деятельности, управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию доступа инвестора, как к созданию этих механизмов, так и к участию в контроле за их функционированием: чем шире доступ, тем выше инвестиционная привлекательность объекта для инвестора. Когда механизмы сформированы и отлажены, управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию включенности инвестора в принятие стратегических решений и формирование финансовой политики.
Управление в масштабах региона – это, прежде всего, управление тенденциями. Речь идет о создании нормативной базы, формировании структурных механизмов и запуске процессов, функционирование которых дает устойчивый результат такого масштаба, который позволяет говорить о наличии определенной тенденции. Регион станет привлекательным для массового инвестора только тогда, когда сделает приоритетной задачей изменение таких ключевых свойств реального сектора экономики, как стратегичность деятельности, целенаправленность распределения ресурсов и надежность системы управления, и собственными действиями добьется того, что распространение этих свойств по объектам реального сектора станет устойчивой тенденцией.
Целенаправленное воздействие региональных властей на условия, повышающие надежность и эффективность инвестиций, обеспечение прозрачности деятельности на всех уровнях, протекционизм по отношению к эффективным инвесторам – все это и будет тем самым управлением инвестиционной привлекательностью реального сектора экономики региона.
Становление региональных инвестиционных институтов должно проходить за счет проведения следующих мероприятий[7] :
1. Принятие региональных законов, направленных на прямое или косвенное принуждение внесения денежных средств субъектами экономики в инвестиционные институты. Одним из таких способов могут быть отдельные виды обязательного страхования населения, например, от несчастных случаев или страхование водителей автотранспорта.
2. Создание льготного налогообложения для инвестиционных институтов и субъектов региональной экономики, осуществляющие инвестиционные операции через них, в рамках местного законодательства. В частности, юридические лица могут быть освобождены от уплаты части региональной составляющей налога на прибыль, а физические лица-инвесторы – региональной части составляющей подоходного налога.
3. Формирование непосредственно самих региональных инвестиционных институтов (страховых компаний, пенсионных и инвестиционных фондов, инвестиционных банков) при участии местных органов власти, в случае отсутствия их в регионе.
Особенно это важно для инвестиционных компаний (фондов), так как вложения в них носят добровольный характер, поэтому публичный контроль над инвестиционными институтами и возможное гарантирование возврата части вложений в них со стороны региональных властей, придало бы им надежность и привлекательность для потенциальных инвесторов. Приоритетом при создании инвестиционных фондов в регионе должны быть закрытые фонды, так как вложения в них носят наиболее долгосрочный характер.
4. В регионе должны быть созданы сильные региональные информационные агентства.
Их задачи должны состоять в сборе, анализе и публикации информации о региональных предприятиях, создании системы рейтинговой оценки инвестиционной привлекательности местных объектов. Информационное агентство должно предоставлять оперативную информацию о состоянии финансовых рынков для региональных инвесторов, а также информировать население о деятельности и преимуществах инвестиционных институтов с целью привлечения в них свободных денежных средств. Учреждение и финансирование такого агентства должно осуществляться совместно инвестиционными институтами и органами местной власти, так как деятельность такого агентства вначале будет убыточна, требуя постоянных финансовых вложений.
2. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КОНКРЕТНОГО РЕГИОНА
Существует достаточное число методик оценки инвестиционной привлекательности, ряд из которых уже стали общепринятыми. Так, например, опираясь на исследования инвестиционной привлекательности регионов РФ, проведенных Национальным рейтинговым агентством «Эксперт РА» и опубликованном в декабре 2004 года в журнале «Эксперт», по итогам 2003-04 г.г. Удмуртской Республике был присвоен код рейтинга «3В1», что имеет под собой значение «пониженный потенциал – умеренный риск»[8] .
Рассмотрим подробнее как проводился данный анализ. Наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциала региона оказались следующие параметры:
· ресурсно-сырьевой;
Удмуртия располагает всеми видами природных ресурсов. Однако большинство экспертов считает, что использование их далеко от оптимального. Особо было отмечен тот факт, что республика не располагает возможностями нефтепереработки, несмотря на то, что нефть добывается непосредственно на ее территории.
В целом же степень соответствия региона указанному фактору инвестиционной привлекательности следует признать вполне удовлетворительным.
· потребительский;
Совокупная покупательная способность населения региона определена как недостаточно высокая по сравнению с соседними регионами. Четко прослеживается связь между состоянием производственной сферы и уровнем доходов населения, так как большая часть трудоспособного населения занято в промышленной и социальной сферах, что является следствием концентрации крупного производства в Удмуртии еще с советских времен. И это по сей день остается сдерживающим фактором для прихода в республику, например, крупных торговых сетей, способных сформировать вокруг себя социальное окружение и инициировать строительство недвижимости.
Кроме того, невысокую покупательскую способность населения эксперты называют в качестве одной из причин, по которой сильна тенденция перевода бизнесов за пределы Удмуртии, а так же миграция высококвалифицированных специалистов в более благополучные регионы.
· инфраструктурный;
Экономико-географическое положение региона характеризуется РА «Эксперт» как вполне благополучное. Особо отмечаются относительно низкие риски природных катаклизмов. Серьезные замечания были сделаны в адрес качества и количества автомобильных дорог на территории республики. Так же серьезные критические замечания были высказаны в адрес обеспеченности информационными коммуникациями и их относительной дороговизны и невысокого уровня сервисов.
· интеллектуальный;
В ходе исследования еще раз был подтвержден тот факт, что уровень образования населения Удмуртии остается весьма высоким. Около 30% проживающих здесь имеют высшее образование, 48% получили среднее-специальное образование. Республика имеет давние традиции подготовки высококвалифицированных специалистов разного профиля.
Интеллектуальный потенциал Удмуртии хорошо известен и за ее пределами, что делает этот фактор инвестиционной привлекательности одним из самых развитых.
· институциональный;
Данный фактор инвестиционной привлекательности в целом определяется результатами исследования как умеренно развитый. Причиной тому во многом является структура экономики Удмуртии, ориентированная, прежде всего, на крупные производственные предприятия и обеспечивающую их деятельность окружающую инфраструктуру. Интересы крупных предприятий имеют больший приоритет и влияние на экономический климат Удмуртии.
Для республики по сей день остается непростой проблемой формирование и развитие институтов поддержки развития малого и среднего бизнеса.
До сих пор для Удмуртии актуальна проблема монополизма в некоторых отраслях экономики. Недостаточно хорошо развиты профессиональные сообщества, способные конструктивно влиять на экономический климат региона.
· производственный.
Исследование показывает, что производство в целом является наиболее потенциально перспективным для развития Удмуртской Республики. Однако текущее состояние этого сектора экономики требует существенных изменений, которые в свою очередь требуют большое количество привлеченных ресурсов.
Рассмотрим подробнее различные возможные сферы инвестиций:
1. Промышленность.
РА «Эксперт» отмечает самый высокий потенциал для развития инвестирования данной области. Это в первую очередь обосновывается наличием производственных ресурсов, мощностей и площадей, наличием кадров и учебных заведений для их подготовки. В Удмуртии исторически сложились условия, благоприятные для развития промышленности.
Основным условием для развития инвестирования в промышленности отмечается обязательное переоборудование производств, внедрение современных программ развития, современный подход к управлению и менеджменту, автоматизация (почти на всех производствах стоят старые АСУ).
Экспертами отмечается высокий потенциал развития нефтяной и нефтеперерабатывающих отраслей промышленности, а так же предприятий ВПК.
2. Транспорт.
Здесь эксперты отмечают непривлекательность транспорта для инвестиций. В первую очередь это связано с тем, что ответственность за развитие транспорта должно нести государство. В Удмуртии транспорт развит слабо. Особенно это касается речного транспорта.
3. Сельское хозяйство.
Отмечается перспективность инвестирования сельского хозяйства, но в средних объемах. Это связано с тем, что продукция будет использоваться только внутри республики, для местных нужд. Экспорт в этой сфере очень затруднителен.
4. Строительство.
Здесь отмечен высокий потенциал данной сферы для инвестирования. В регионе долгое время в строительстве был застой, а теперь идет бурное развитие. Спрос на жилье больше чем предложение. Существуют большие площади ветхого жилья.
Сейчас в республике стали готовить площадки под строительство и тянуть к ним коммуникации – это было обязательным условием для инвестирования. Государство стало легче давать разрешения на строительство и пошло навстречу бизнесу.
Но на строительном рынке существует низкая конкуренция. Это обуславливает очень высокие цены на жилье. Повышение конкуренции приведет к снижению цен и повышению спроса. Эксперты отметили, что за счет гибкой системы кредитования, население будет вкладывать до 60% доходов в строительство. Но существует проблема в программе кредитования. Население не сможет выплатить кредиты под такие высокие проценты, как в ипотеке.
Эксперты отмечают, что строят не местные компании. Непосредственно строительством занимаются компании других регионов или других стран. Местные компании только перепродают жилье.
Проблема стоит и в отсутствии выгодных программ инвестирования.
5. Туризм.
Большинство респондентов считают, что туризм не перспективен для развития. Основные причины этого: плохая экология, отсутствие европейского уровня гостиниц и баз, низкий сервисный уровень.
Часть респондентов считает, что туризм интересен для средних и мелких инвесторов. Можно развить въездной туризм по рыбалке и охоте. Здесь обязательным условием станет наличие оборудованных баз. Но это будет ограниченный поток туристов, в основной массе иностранцев и внутренний туризм.
Перспективен этно- и агротуризм.
Основные проблемы связаны с транспортом: отсутствие развитого аэропорта, слишком высокая стоимость билетов.
6. Высокие технологии.
Отмечен очень высокий потенциал этой отрасли. Есть мощная база для развития: ВУЗы, опыт работы. С развитым направлением высоких технологий Удмуртия станет конкурентоспособной. Иностранные инвесторы охотно вкладывают в эту сферу деньги. Мировой опыт показывает, что правильно разработанные программы, направленные на развитие технологий в большинстве случаев имели огромный успех.
Основная проблема – постоянная утечка высококвалифицированный кадров из региона. В последнее время ослаблена подготовка ВУЗами технических специалистов.
Эксперты считают, что инвестиции в регион может привлечь наличие реальных и интересных программ-предложений для инвесторов, поддержанных серьезным и постоянным информационным обеспечением. Так же приоритетным названы меры по подъему производства и укрепления стабильности экономики в целом. Существенный акцент эксперты делают на развитие капитального строительства в регионе.
Наименьшие ожидания, касающиеся источников инвестирования в экономику Удмуртии, эксперты продемонстрировали относительно бюджета республики. Региональный бюджет характеризуется ими как недостаточный и дефицитный. Такая ситуация накладывает свой негативный отпечаток на уверенность в возможностях региона в целом. Особенно такое впечатление усиливается на фоне активного информационного потока о сверхприбылях федерального бюджета от продажи нефти, в то время как Удмуртия, являясь поставщиком сырой нефти, не испытывает подобного эффекта на своем бюджете.
Большие надежды эксперты питают относительно частного капитала, преимущественно российского. Это – достаточно новая тенденция для региональной экономики и весьма перспективная.
Основным выводом относительно возможных источников инвестирования является также привлечение инвестиций извне.
Подводя итоги раздела, можно сделать следующие выводы.
В Республике Удмуртия имеется достаточное количество необходимых ресурсов. В первую очередь, это производства и строения. Наличие крупных заводов всегда привлекает внимание инвесторов. Во-вторых, наличие природных ресурсов, таких как нефть, газ, торф, и т.д. В-третьих, огромное наличие человеческих ресурсов. Они характеризуются определенным уровнем и направлением образования (количество ВУЗов на небольшой территории), а так же огромным опытом работы. И еще одна характеристика человеческого ресурса – относительно невысокая стоимость рабочей силы по сравнению с другими регионами.
Отдельным обоснованием инвестиционной привлекательности служит показатель высокого спроса на покупку предприятий федеральными и иностранными компаниями и холдингами.
Основные препятствия к повышению инвестиционного потенциала региона следующие. В первую очередь, это – нестабильность экономики и низкий уровень жизни населения. Отсутствие гарантий и стабильности настораживают инвесторов, т.к. это порождает существенные риски.
Далее, это – отсутствие программ инвестирования. Власть не формирует каналы связи между инвесторами и местным бизнесом. У многих местных компаний отсутствует возможность самостоятельного выхода на инвесторов. Здесь также сказывается отсутствие опыта и недостаточная законодательная грамотность.
Существующие программы по повышению инвестиционной привлекательности Удмуртии отличаются абстракцией, нечеткостью. Отсутствие реальных, стратегических инвестиционных программ сильно затрудняет данный процесс.
Называемые объективные показатели оценки инвестиционной привлекательности Удмуртии действительно говорят о ее среднем, умеренном инвестиционном потенциале при умеренных рисках.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Традиционно понятие инвестиционная привлекательность означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Объектом инвестирования может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, город, регион, страна. Нетрудно выделить то общее, что ставит их в один ряд: наличие собственного бюджета и собственной системы управления. Объект каждого уровня (и, соответственно, его инвестиционная привлекательность) обладает собственным набором значимых свойств, но регион в этом ряду занимает особое место: в силу особенностей он имеет свою специфику, и, в то же самое время, в силу целостности структуры не является уникальным. Именно эта особенность позволяет сравнивать регионы между собой.
Обобщая накопленный опыт, можно выделить ряд факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов. Так, наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциала региона оказались следующие факторы:
· ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
· производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);
· потребительский (совокупная покупательная способность населения региона);
· инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность);
· интеллектуальный (образовательный уровень населения);
· институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
· инновационный (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе).
Любой инвестор, без всяких сомнений, заинтересован в надежности и эффективности собственных вложений. Следовательно, технология управления инвестиционной привлекательностью, построенная на учете этих объективных интересов, будет работать на любом уровне и в любом месте. И дело не в том, чтобы только угодить инвесторам. Управление инвестиционной привлекательностью тождественно управлению развитием региона, то есть помимо объективного интереса инвесторов, здесь явно присутствует объективный интерес общества.
Таким образом, совпадение интересов общества с интересами инвесторов выводит задачу управления инвестиционной привлекательностью из разряда частных в разряд общественно значимых, а специфика текущего момента и делает ее не просто ключевой, но сверхприоритетной.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абыкаев Н.А., Бочаров В.В. Региональное управление. Зарубежный опыт. М., 2001.
2. Бухвальд Е.М., Павлов И.Т. Инвестиционная политика в регионе. М.: Наука, 1994.
3. Дульщиков Ю.С. Региональная политика и управление. М, 1999.
4. Инвестиционная привлекательность Удмуртской республики. Результаты исследования.// Эксперт РА. 2004. №12.
5. Клоцворг Ф., Кушникова И. Ресурсный потенциал субъектов Федерации и его использование // Экономист. 1997. № 12.
6. Машкин В. Управление инвестиционной привлекательностью реальным сектором экономики региона.// Менеджмент в России и за рубежом. 2003. №8.
7. Региональное управление. Зарубежный опыт / Отв. ред. Г.И. Иванов. М., 2001.
8. Региональная экономика / Под ред. Т.Г. Морозовой. М., 2003.
9. Тумусов Ф.С. Управление экономическим развитием. М., 2000.
10. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Пулатова. М.: БЕК, 2004.
[1] Дульщиков Ю.С. Региональная политика и управление. М, 1999. С. 78.
[2] Бухвальд Е.М., Павлов И.Т. Инвестиционная политика в регионе. М.: Наука, 1994. С. 20.
[3] Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Пулатова. М.: БЕК, 2004. С. 59-91.
[4] Абыкаев Н.А., Бочаров В.В. . Региональное управление. Зарубежный опыт. М., 2001. С. 71.
[5] Тумусов Ф.С. Управление экономическим развитием. М., 2000. С. 394.
[6] Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Пулатова. М.: БЕК, 2004. С. 112.
[7] Региональная экономика / Под ред. Т.Г. Морозовой. М., 2003. С. 518.
[8] Инвестиционная привлекательность Удмуртской республики. Результаты исследования.// Эксперт РА. 2004. №12.