Ведение.
СОДЕРЖАНИЕ: В свете печальных событий начала августа на Кавказе (7-ой Кавказкой войны), и последующих молниеносных событий связанных с признанием. Россией независимости. Южной Осетии и Абхазии, многие аналитические выкладки даже прошлых лет приобретают более глубокий смысл и требуют дополнительного рассмотрения.МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра «Политология, социология и связи с общественностью
Политология
РЕФЕРАТ
на тему «Прогнозирование политического будущего России»
Выполнил студентка группы
ПГЗС-07-02
Никулина Д.М.
Принял Никифоров А.Ю.
Уфа – 2010
Содержание
Введение 3
Сущность политического прогнозирования 4
Прогнозы Национального разведывательного совета США 6
«Прогнозы аналитического центра Стратфор» 9
Прогнозы экспертов web-сайта “Европа 2020” 11
Заключение 13
Список используемой литературы 15
Ведение
Рассматривая сценарии будущего развития мира, западные экспертные центры не могут не учитывать ту роль, которую играет и будет играть Россия на международной арене. В свете печальных событий начала августа на Кавказе (7-ой Кавказкой войны), и последующих молниеносных событий связанных с признанием Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, многие аналитические выкладки даже прошлых лет приобретают более глубокий смысл и требуют дополнительного рассмотрения.
Специалисты Центра Стратегической Конкурентоспособности проанализировали ряд известных и доступных в печати западных аналитических документов и докладов, прежде всего Национального разведывательного совета США, аналитического центра Стратфор, эксперта по американскому миропорядку Збигнева Бжезинского и ряда других официальных источников информации.
При всем разнообразии взглядов и позиций западных исследовательских центров относительно будущего России, в них просматриваются определенные сдвиги за последние годы. Прогнозы сегодняшнего дня были сделаны более 10 лет назад. И через эту призму достаточно интересно рассмотреть прогнозы для России западных аналитиков на 2020.
Сущность политического прогнозирования
Прогнозирование – это опережающее представление о действительности. Оно является разновидностью интеллектуальной деятельности человека, одной из функций человеческого сознания. Основная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущего которых он не знает, но это будущее имеет важное значение для решений, принимаемых им в настоящее время. Поэтому человек стремится мысленно проникнуть в это будущее. И естественно стремление человека снизить уровень этой неопределенности.
Именно с помощью прогноза субъект управления может уже сегодня определить, какая из программ наиболее оптимальна. Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках их достижения. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием.
Прогнозирование – это специальные научные исследования процессов, явлений, в итоге которых из уже известных сведений о прошлом и настоящем исследуемого объекта получают представление о возможном будущем его состоянии.
Каждый прогноз разрабатывается с целью добиться ускоренного развития общества в желательном направлении и избежать нежелательных результатов. Прогноз, как новое знание включает, с одной стороны, знания о свойствах объектов, существующих в действительности, наблюдаемых или ненаблюдаемых в период прогнозирования, а с другой – знания о свойствах объектов, которых в период прогнозирования еще нет. Прогноз создает идеальный образ, модель, описание вероятных процессов, событий.
Одним из важных направлений прогнозирования общественного развития является политическое прогнозирование, объектом которого выступает политика (внутренняя и внешняя), а предметом – познание возможных состояний политических событий, явлений, процессов.
Прогнозирование политическое – процесс разработки научно обоснованного суждения о вероятностном развитии политических событий, путях и сроках его осуществления. Прогнозирование является одной из форм предвидения. Его основной целью является повышение эффективности и результативности принимаемых решений, разработка конкретных рекомендаций для практической деятельности. Основные цели прогнозирования: избежать нежелательных результатов развития событий, приспособиться к неизбежному; ускорить вероятное развитие конкретного явления в желательном направлении.
Прогнозирование основывается на принципах альтернативности, комплексности, непрерывности и верификации (проверяемости).
Методами политического прогнозирования являются: методы коллективной экспертной оценки, коллективная генерация идей («мозговая атака»), дельфийский метод, построение сценариев и прогнозные графы, метод прогнозной экстраполяции, метод моделирования.
Прогнозы Национального разведывательного совета США
Национальный разведывательный совет США (National Intelligence Council, NIC) за последние 11 лет опубликовал уже три доклада, посвященных тенденциям развития современного мира: в 1997 году – “Global Trends 2010 ” (GT-2010) (Глобальные тенденции 2010 года), в 2000 году – “Global Trends 2015 ” (GT-2015) (Глобальные тенденции 2015 года), 2003 год – “Global Trends 2020 ” (GT-2020) (Глобальные тенденции 2020 года).
Во всех докладах Россия признается экономически слабой страной, но в GT-2020 отмечается, что “энергетические ресурсы страны поддержат ее экономический рост” и, как страна богатая природными ресурсами, Россия имеет наилучшие перспективы для более глубокой интеграции в мировую экономику.
Однако Россия переживает тяжелую демографическую ситуацию из-за низкого уровня рождаемости, плохого медицинского обслуживания, потенциально опасной ситуации со СПИДом. В GT-2020 отмечается также неравномерное распределение населения на территории России: в Сибири и на Дальнем Востоке проживает только 20% населения, и необходимость миграции населения станет самой важной особенностью мира в 2020 году. “Страны, принимающие мигрантов, столкнутся с проблемой интеграции новых мигрантов, которую необходимо решить, чтобы свести к минимуму потенциальный социальный конфликт”.
Во внешней политике России наиболее вероятным является восстановление ее влияния на соседних территориях, приоритетным будет район Каспийского бассейна (GT-2010). В 2015 году запасы нефти и газа Каспийского моря будут использоваться максимально, но к этому времени будут открыты транспортные пути, проходящие не через Россию (GT-2015). Но, учитывая, “особые отношения” с Европой, Москва, скорее всего, более терпимо отнесется к сближению бывших советских республик с Европой (GT-2020).
Серьезными проблемами для России будут ее южные границы, нестабильные регионы Кавказа и Средней Азии, влияние которых (исламский экстремизм, терроризм и непрекращающиеся конфликты), вероятно, будет и в дальнейшем распространяться на Россию (GT-2020).
Россия будет утверждаться на политической арене, и поэтому будет принимать решения, отличные от США (GT-2010). К 2020 году ее ключевыми внешнеполитическими партнерами будут оставаться США и ЕС, а также Китай и Индия (GT-2020). Растущее внимание Европы к природному газу сможет укрепить связи с Россией, потребует более высокого уровня политического сотрудничества с обеих сторон для решения вопросов проектирования и создания необходимой инфраструктуры.
В 1997 году (GT-2010) эксперты предупреждали, что “если наступит разочарование в политических лидерах, а экономические трудности будут значительными, то руководство страны обратится к националистическим чувствам”. В 2003 году (GT-2020) они уже утверждают, что “Путин все чаще апеллирует к русскому национализму, для определения российской идентичности”.
И если в 1997 году (GT-2010) эксперты NIC говорили о возможности перехода к авторитарному управлению, то в 2000 году (GT-2015) уже утверждают, что Россия сделала “дрейф в сторону авторитаризма”, Путин построил вертикаль власти, и “при такой централизации власти, эффективное управление мало возможно”. Стимулировать демократический процесс могло бы развитие многоотраслевой экономики, развивающейся на принципах международного разделения труда, росте научной деятельности и внедрении инновационных технологий, играющее решающую роль в укреплении среднего класса и государства.
С точки зрения экспертов Национального разведывательного совета США Россия, оставаясь экономически и социально слабой страной, не способна до 2020 года (GT-2020) поддерживать имеющееся вооруженные силы на современном уровне и разрабатывать новые виды вооружения, а, следовательно, достичь уровня США и стран НАТО по оснащению и уровню боевой подготовке своих вооруженных сил. Поэтому эксперты НРС США делают вывод, что Россия будет поддерживать статус силовой державы, опираясь на развитие ядерных программ в области баллистического ракетостроения и подводного атомного флота, как средств передового базирования.
Однако, как крупнейший экспортер нефти и газа, и страна, имеющая большой объем ядерных вооружений, Россия обладает потенциалом для постепенного увеличения своей международной роли.
«Прогнозы аналитического центра Стратфор»
Если в прогнозах аналитического центра “Стратфор” в 2003 году Россия еще признается страной “ослабленной экономически, политически и на международной арене, и, в худшем случае, страну, возможно, ждут экономический коллапс и внутренняя нестабильность...”, то в дальнейших прогнозах оценки становятся более осторожными и даются уже не общие катастрофические оценки, а уделяется внимание отдельным сторонам российского развития, например, что “Россия не в состоянии восстановить Вооруженные Силы” (2005 г.).
В прогнозе на 2006 год внимание экспертов уже привлечено к особому положению России как поставщика природного газа в страны Западной и Центральной Европы. Меняется и представление о положении российской армии: “доходы, полученные от экспорта энергоносителей на протяжении нескольких лет подряд и разумные финансовые решения позволят уже в 2006 году России закупить новые системы оружия”.
С точки зрения экспертов Стратфор, между Россией и США разгорается новая холодная война за влияние на постсоветском пространстве. “В отношении России цель США проста и однозначна: добиться ее распада. Отсюда и серия тяжелых поражений, которые за короткое время понесла Москва. Но теперь у США “заняты руки”, и это давление вдруг резко ослабло”. Здесь эксперты имеют ввиду проблемы США связанные с их вторжением в Ирак и Афганистан (миссией к понуждению к демократии), и возникшим по этой причине значительного оттока экономического и интеллектуального потенциала на эти направления с ограничением ресурсов противостояния Москве.
Так же эксперты Стратфор считают, что для противостояния США Россия будет ориентироваться на Восток: развивать отношения с Китаем и Индией, активно сотрудничать с ШОС, АТЭС. При этом и Россия, и Китай будут всячески подчеркивать, что их усилия никоим образом не направлены против Вашингтона. Но Стратфор предупреждает, что главная угроза существования российского государства заключена в росте мусульманского населения страны, а также в быстро развивающемся Китае. “Если многие в России только и мечтают о союзе с Китаем против Запада, то Пекин умело использует это заблуждение, и готовится к построению миропорядка, в котором Россия не будет играть заметной роли”.
Прогнозы экспертов web-сайта “Европа 2020”
Эксперты web-сайта “Европа 2020” будущее России рассматривают с точки зрения ее отношений с ЕС. После расширения Евросоюза Россия стала ближайшим соседом, и характер отношений ЕС – Россия будет влиять на стабильность в регионе по всей границе (от Беларуси до Кавказа). Россия рассматривается как глобальный партнер, обладающий военной мощью и развивающейся экономикой, как общество переходного периода, крупный импортер товаров и экспортер энергии.
В ближайшие десятилетия Россия не станет членом ЕС, но останется его важнейшим партнером, Россия обеспечивает до 30% энергетических потребностей Европы, причем это более надежный источник энергии в сравнении с ближневосточным.
Россия является непредсказуемым партнером, т.к. находится на стадии преобразований в политической, экономической, демографической, социальной и геополитической сферах. Эксперты отмечают, что нестабильное состояние России будет сохраняться на протяжении ближайших 20 лет. Россия будет пытаться сохранить свое влияние в странах бывшего Советского Союза, препятствуя их сближению с ЕС.
Россия идет “своим курсом”, происходит сдвиг к централизованной и “деспотичной” системе, не соблюдающей верховенство закона. Ряд трудностей, с которыми России предстоит столкнуться, она не сможет решить самостоятельно. Без иностранных инвестиций невозможно добиться роста производительности, а государственная собственность и жесткий контроль тормозят развитие экономики.
Учитывая, что отношения ЕС – Россия определяют стабильность в Европе, ЕС будет выстраивать отношения в трех направлениях. Во-первых, ЕС будет продвигать идеи демократии, соблюдения прав человека в странах, лежащих между ЕС и Россией. Во-вторых, развивать торговое, экономическое и технологическое сотрудничество, сдерживая вмешательство России во внутренние дела стран-членов ЕС, а также попытки проникновения в свою экономику российского олигархического капитала не «чистого» происхождения. В-третьих, развивать отношения в гуманитарной сфере, обучении, обмене студентами, сотрудничество с неправительственными организациями с целью европеизации мышления молодежи и наиболее просвещенной части интеллигенции.
Заключение
Для прогнозирования политических процессов большое значение имеет знание политической обстановки, т.е. совокупности факторов и обстоятельств, определяемой состоянием отношений различных политических сил – политических партий, социальных групп и условий, в которых осуществляется их взаимодействие.
В заключение хочется сказать, что сегодня особенно актуально встаёт вопрос о политическом прогнозировании будущего России. К какой цели идти, к каким идеалам стремится, какими способами – на все эти вопросы нужны не сиюминутные ответы, а научно обоснованные, именно политическая сфера определяет основные направления всех остальных сфер общественной жизни.
Каковы же наиболее важные тенденции развития России, формирующие региональные события до 2020 года?
Негативные последствия сокращения численности населения и плохого здравоохранения.
Увеличение добычи нефти и газа и поставка их через территорию стран СНГ, а также споры вокруг их транспортировки.
Внутренние угрозы исламского экстремизма (реальные или мнимые) и реакция на них.
Проблемы во взаимоотношениях между Россией и странами СНГ, включая передислокацию войск США и НАТО и создание ими передовых баз.
В качестве, так называемых wild cards - сценариев неожиданного и неблагоприятного развития событий в России, экспертами NIC прогнозируются следующие:
Экономическая стагнация или упадок: низкие цены на нефть или прекращение иностранных инвестиций ведет к усилению депрессии с политическими последствиями.
Внутренний кризис безопасности: Россия переживает всплеск повстанческих действий чеченских сепаратистов на Северном Кавказе, действий исламистов в Центральной Азии и гражданских беспорядков на российском Дальнем Востоке вкупе с китайской иммиграцией и экономическим проникновением Китая.
Серьезное ухудшение отношений с США и НАТО вследствие развертывания элементов ПРО и военной интервенцией США и НАТО в некоторых регионах мира.
Таким образом, для России к 2020 году четко очерчены границы региональной державы, и даже наличие ядерных вооружений, места хранения которых к тому времени, возможно, будут охраняться совместными усилиями России и США, не позволит поддержать статус России как Великой державы. Членство в Совете Безопасности ООН станет по большей части номинальным - ключевые решения по применению военной силы США и их союзниками, как и прежде, будут приниматься единолично, без оглядки на мировое сообщество. Внешнеполитический курс России все больше будет выверен в соответствии с таковым в США и, отчасти, - в ЕС.
Следует признать, что многие прогнозы экспертов NIC уже сбылись. Во многом это справедливо и для России…
Список используемой литературы
1. Краснов Б.И. Политическое прогнозирование // Социально-политический журнал.- 1994.- № 11-12.
2. Политология: словарь-справочник / М.Л. Василик, М.С. Вершинин и др.– М., 2000.- С. 229.
3. См.: Сергиев А.В. Предвидение в политике.– М., 1974.- С. 100.
4. Бешелев С.Д., Гуревич Ф.Г. Экспертные оценки.- М., 1973.- С. 109.
5. См.: Ахременко А.С. Сценарный подход в политическом прогнозировании: основные понятия // Актуальные проблемы политики и политологии в России: Сб. / В.С.Комаровский, М.Г. Анохин – общ. ред., Л.Н. Тимофеева.- М., 1999.
6. Global Trends 2010/ November 1997, http://www.cia.gov/nic/special_globaltrends2010.html
7. Global Trends 2015: A Dialogue About the Future With Nongovernment Experts, NIC 2000-02, December 2000, http://www.cia.gov/cia/reports/globaltrends2015/index.html
8. Россия и мир в 2020 году. Доклад Национального разведывательного совета США Контуры мирного будущего, Европа, 2005
9. Debating Russias Fate, Stratfor, май 2005 (Будущее России - Американо-израильский стратегический прогноз: России больше не будет, www.regnum.ru/news/452480.html)
10. Из России - с реализмом, Stratfor, 2006, www.inosmi.ru
11. Настал час России, Stratfor, декабрь 2005, www.inosmi.ru
12. Россия: знаковые перемены, Stratfor, ноябрь 2005, www.inosmi.ru
13. www.europe2020.org/en/anticipation/global/GlobalEurope3_draft.htm
14. Россия и мир в 2020 году. Доклад Национального разведывательного совета США Контуры мирного будущего, Европа, 2005