«Использование информационных технологий в изучении истории Ирландии XIX в.»
СОДЕРЖАНИЕ: Реферат на тему «Использование информационных технологий в изучении истории Ирландии XIX в.» 5БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Выпускная работа по
«Основам информационных технологий»
Магистрант кафедры Истории нового
и новейшего времени
Бабореко Александр Дмитриевич
Руководители:
доцент кафедры истории нового
и новейшего времени
Орлова Наталия Евгеньевна,
ассистент, руководитель практики
Позняков Андрей Михайлович
Минск 2009 г.
Оглавление
[1] Автор рассмотрел историю двух последних десятилетий развития исторической информатики, предложил периодизацию ее становления, показал эволюцию основных направлений научного поиска в исторической информатике. Большое внимание в работе отводится развитию электронно-вычислительной техники, созданию и внедрению ЭВМ в изучение истории, формированию центров и международных связей в информатизации истории.
Однако проблема электронных источников и публикаций не столь хорошо освещена в специальной литературе; тем более проблема представления источникового и исследовательского материала по истории Ирландии.
Пожалуй, можно отметить интерес к схожим темам исследования специалистов смежных дисциплин: архивоведения, документоведения, археографии, библиотековедения. Пожалуй, можно отметить публикации в российском научном электроном журнале «Электронные библиотеки», развитию технологий электронного книгоиздания, унификации и стандартизации специальных форматов публикаций, развитию современных телекоммуникационных средств и программных средств обработки данных.[2]
Глава 2. Методика исследования
Предмет исследования, его особенности и роль в современной исторической науке определил методологические принципы, которым следовал автор при написании данной работы. Безусловно, в их число входили общелогические и общенаучные методы познания реальности, однако в качестве ключевого подхода следует в первую очередь отметить источниковедческий анализ.
Источниковедение в настоящее время представляет собой особый метод гуманитарного познания. Его суть – в специфических приемах обработки фиксированных источников информации о прошлом. Ключевым моментом источниковедческой парадигмы методологии истории является понятие «источника» как продукта целенаправленной человеческой деятельности, явления культуры. В свою очередь это ориентирует на системное изучение источника.
Фундаментальные принципы методологии источниковедения таковы: обращение к источнику как предпосылка научности познания; изучение феномена человеческого общения в его материализованной в источнике форме; обращение к произведению как к источнику.[3]
Метод источниковедения имеет целью:
1. Установить информационные возможности источника для получения фактических сведений об общественном развитии (полнота, достоверность и новизна информации);
2. Аргументировано оценить значение источника с такой точки зрения.
Не менее важна, также эвристическая функция источниковедения, признающая за информационным поиском исследователя особый статус в процессе подготовки к анализу и представлению нового знания. Отсюда проистекает тот факт, что в последнее время все более важным становиться вопрос отношения к электронным источникам и исследованиям, их положения и роли в научном творчестве историка.
Глава 3. Информационные технологии в изучении истории Ирландии XIX в.
Достижения 2-й половины ХХ в. дали возможность привлечь новые технические средства для фиксации, передачи, обработки информации, что значительно ускорило темпы ее поиска, качественно изменило возможности воспроизведения, тиражирования текстов, их доступности для потребителя. При этом, технические средства не только делают информацию более доступной, но и способствуют еще более быстрому увеличению ее общего объема, создают новые виды источников.
Данная тенденция, безусловно, не обошла историческую науку стороной. Электронные тексты являются наиболее массовым и распространенным среди прочих электронных исторических ресурсов. Свидетельством тому являются количественные показатели оцифровки исторических источников и публикаций, создания электронных коллекций и библиотек и т.д., что в свою очередь предоставляет новые возможности доступа историков к самым разным источникам.
Электронная форма текста, сохраняя смысл и назначение объекта как такового, допускает качественно новые возможности работы, позволяет историку использовать исследовательские инструменты, не доступные ранее, не отрицая при этом традиционные технологии работы с текстом «классического» источниковедения.
3.1 Электронный источник информации в современной исторической науке и образовании
Возможности сети Интернет на сегодняшний день привлекают все большее количество историков, в первую очередь в контексте эвристического поиска источникового и исследовательского материала по истории зарубежных стран. Тем более, возможно привлечение архивных материалов на языке оригинала, ознакомление с мировым историографическим опытом по объекту изучения, а также осуществление научных контактов со специалистами разных стран мира.
Поэтому последние несколько десятилетий архивные и библиотечные службы при поддержке национальных правительств, международных организаций и частных фондов активно участвуют в процессе оцифровки информации, в том числе источников и исследований исторического характера; также в данном контексте важное место принадлежит расширяющемуся спектру разнообразных электронных специализированных научных периодических изданий.
Формируются единые базы и банки данных оцифрованных научных материалов, совершенствуются механизмы оцифровки и методы организации информации; что, по сути, создает совершенно новые информационные ресурсы. Они повышают эффективность процесса исследования и образования; позволяют создавать уникальные коллекции из ранее разрозненных документов, которые к тому же могут находиться в разных архивах и библиотеках.
Предлагаются следующие критерии оценки качества источника:
1. Содержание в источнике необходимой информации;
2. Полезность найденной информации в исследовательских или образовательных целях;
3. Надежность представленной источником информации;
4. Доступность помощи по использованию источника;
5. Легкость использования источника.
Долгое время предпочтение в научном сообществе по большинству перечисленных критериев отдавалось печатным источникам информации, в то время как электронные первенствовали только в категории «простота использования». Однако целенаправленная работа многих специалистов по всему миру последовательно и кардинально меняет ситуацию. Печатные книгоиздание порой просто не в состоянии охватить своей продукцией весь возрастающий объем информации и исследователь все чаще обращается к различным электронным библиотекам.
Здесь также есть некоторые особенности в подходах к отбираемой в процессе поиска информации. Во-первых, в исследовательской практике преимущество, как правило, отдается авторитету организации, предоставляющей конкретную информацию (библиотека, архив, университет, др.). Во-вторых, с точки зрения сопроводительного инструментария и атрибутики научного издания наиболее предпочтительны публикации форматов pdf и djvu, т.к. способны воспроизвести и представить особенности печатного текста. Кроме того, такие форматы представления информации в большей степени способствуют сохранению хотя бы видимости авторских прав.
Однако многие специалисты в последнее время отмечают серьезную конкуренцию официальным электронным коллекциям и изданиям со стороны простых в использовании Интернет-«поисковиков» (Google, например). Особенно в студенческой среде и обеспечении научной информацией процесса образования действует «правило наименьшего усилия»: предпочтение доступного источника более качественному.
3.2 Реализация в сетевой среде информационного поиска по истории Ирландии XIX в.
Данная проблема в свете рассмотренных ранее обстоятельств становиться все более актуальной в современной исторической науке, да и в целом – в процессе получения и предоставления адекватной, надежной и полезной информации.
Поэтому автор рассматривает, по его мнению, один из наиболее удачных в реализации бесплатных сервисов, предоставляющих соответствующие услуги: EBOOKEE (http://ebookee.com/) – обеспечивающий доступ к качественной литературе на иностранных (в первую очередь, английском) языках.
Сайт обладает удобным интерфейсом; а также несколькими вариантами реализации механизма поиска необходимой информации: по рейтингу, по тематике, типу информации, по ключевым словам.
Рисунок 1 – Главная страница « EBOOKEE »
Приведем пример. Ведем в поисковое поле ключевые слова “irish nationalism”; появляется список публикаций по заданному параметру. Выбрав книгу по названию из числа предложенных, появляется достаточно подробная информация об издании. В этом заключается преимущество электронного каталога по сравнению с традиционным библиотечным. Первый позволяет представить расширенную библиографическую информацию об издании: аннотацию, гиперссылки по содержанию издания, изображение обложки, рецензии, информацию об авторе или авторском коллективе, литература по данной теме исследования, комментарии и оценки других пользователей. Все это в совокупности упрощает и делает более обоснованным выбор источника информации.
Например. В числе прочих результатов по запросу «irish nationalism» имеется ссылка на книгу “The Fenian Ideal and Irish Nationalism, 1882 – 1916”. Открыв ссылку, появляется подробная аннотация на издание.
Рисунок 2 – Аннотация на книгу “The Fenian Ideal and Irish Nationalism, 1882 – 1916”
В аннотации указан автор монографии, название, издательство, № ISBN, год издании, формат электронной публикации, количество страниц, объем электронной публикации; представлено изображение обложки печатного издания; имеются краткие сведения о характере и содержании работы; ссылки для скачивания.
Возможности, предоставляемые EBOOKEEE и подобными ему сервисами во многом несравнимы с возможностями традиционных библиотек, и зачастую превосходят их. Исследователь получает возможность круглосуточного удаленного доступа, вне зависимости от его локализации и правового статуса, к качественным исследовательским материалам на заданную тему. Положительной чертой приведенного примера, по мнению автора, является формат электронного издания, полностью воспроизводящий атрибутику печатной публикации: библиографический, научный аппарат монографии, делающий информацию не только полезной, но и качественной. Содержание же предложенной развернутой аннотации позволяет сделать верный выбор из огромного числа результатов поиска на основании любого из критериев: авторства, типа издания, времени и места издания, содержании и т.д.
3.3 Электронная библиотека источников и исследований по истории Ирландии (проект CELT)
Еще одним аспектом применения современных информационных технологий в исторической науке является создание электронных библиотек и коллекций источниковых и иных материалов. В данном случае автор остановиться на одном примере – проекте университетского колледжа г. Корк (Ирландия): CELT (Corpus of Electronic Texts).
Проект оцифровки источников по истории Ирландии существует с 2000 г. при поддержке государственных, негосударственных организаций и фондов.
По состоянию на 2 декабря 2009 г. в рамках проекта (http://ucc.ie/celt/index.html) доступно 1085 текстов источников по истории Ирландии, охватывающих период с раннего средневековья до начала ХХ в. Представлены источники на различных языках:
· 477 текста на ирландском языке;
· 473 – на английском;
· 21 – на латыни;
· 2 – на французском;
· 1 – на испанском.
Все тексты проекта могут быть прочтены, скачаны или распечатаны для частного использования или исследовательских целей. Содержание текстов вычитано и проверено. Файлы сканированы с печатного оригинала или фотокопий, проверены дважды на соответствие оригиналу и структурно кодированы в SGML; добавлена атрибутика; каждый текст сопровождает библиографическая справка. Авторы проекта используют стандарты метаданных XML / SGML, так как они представляют возможность наиболее полно отразить все нюансы оригинального ирландского языка и начертания средневековых источников. В то же время, для удобства пользователя, все материалы представлены в формате HTML, который, имея повсеместно распространение, позволяет пользователю ознакомиться с содержанием источника, хотя и не отражает в полной мере символы и графические особенности ирландского алфавита.
Пространство представления материала организовано авторами проекта при помощи фреймов, разбивающих окно с текстом на три части: навигация по проекту, навигация по тексту источника, текст источника (или его отдельной части).
Каждый источник сопровожден подробной библиографической информацией, где указаны автор или авторский коллектив, все издания данного источника, историографический и библиографический обзор, особенности перевода и оцифровки оригинального текста источника, автора перевода, оцифровки и вычитки материала и т.п.
Рисунок 3 – Организация представления источника на сайте проекта CELT
Однако можно указать на некоторые недостатки избранной формы представления источниковых материалов. Во-первых, помимо поискового сервиса. Все тексты представлены на странице “Published” в одном списке, оформленном в хронологическом порядке. Тем не менее, достаточно сложно ориентировать по списку в более чем тысячу единиц данных. Во-вторых, отсутствует тематическое деление материалов, а источники и исследования размещены вместе без различения на категории. В то же время, проект позволяет исследователю свободно пользоваться качественными источниковыми материалами по истории Ирландии; достаточно прост в обращении и не требует дополнительных условий для пользования.
Глава 4. Обсуждение результатов
Современные информационные технологии предоставляют исследователю-историку уникальную возможность ознакомиться с уникальными источниковыми материалами и новинками издательств любой страны мира посредством расширения возможностей сетевой среды. Безусловно, изучение истории зарубежных стран связано со многими трудностями: требует знания культуры, традиций и языка изучаемого региона и времени, затруднен доступ ко многим первоисточникам, которые имеются, например, в единичных экземплярах и никогда не издавались в печатном виде; кроме того, далеко не все работы специального характера переводятся на разные языки. Кроме того, растущий объем информации не позволяет охватить всю совокупность данных по какой-либо теме исследования, даже за десятилетия ее изучения.
Итогом целенаправленной деятельности в данном направлении многих исследователей и научно-исследовательских учреждений становятся различные библиотеки и проекты оцифровки библиотечных, архивных и музейных фондов.
Пожалуй для отечественного историка, занимающегося проблемами истории Ирландии единственным средством получения качественной современной информации является Интернет. В отечественной историографии в принципе отсутствуют грамотные переводы и публикации источников по истории региона, а последние достойные исследования относятся к 1980-м гг., и уже не отвечают требованиям современных тенденций развития научного знания.
Поэтому автор вынужден, углубляясь в изучение истории Ирландии XIX в. пользоваться аутентичными материалами, в первую очередь – англоязычными (Великобритания, Ирландия, США), доступными в рамках различных электронных библиотек или проектов, как упоминаемые в данной работе CELT и EBOOKEE. Тем более, что качество подобных постоянно возрастает; на международном уровне ведется работа по стандартизации процесса оцифровки и электронного книгоиздания, вырабатываются практические меры по повышению эффективности сетевого поиска и обработки данных.
Заключение
Таким образом, говоря о проникновении современных информационных технологий во все сферы человеческого знания, следует признать объективную положительную тенденцию. Несмотря на многие сложности, именно так всегда решались задачи прогресса человечества – посредством привлечения новых достижений и в процессе трудного и спорного их внедрения в общественные практики.
Сегодня порой можно одновременно услышать о наступлении новой эры человечества и о кризисе знания и науки как таковых. Это не первый подобный кризис, и с уверенностью можно сказать – не последний. Кризис (как в рыночной экономике) – средство саморегулирования системы, в процессе которого отмирают изжившие себя элементы, а их место замещают новые. Общество преодолеет и этот кризис; и выйдет из него на новом уровне существования, которому еще предстоит дать название. Также и научное знание; и хотя все чаще можно услышать о кризисе истории, есть все основания полагать, что в ближайшем будущем определяться стратегические, парадигмальные направления развития отрасли; проявиться положительная динамика.
Таковым направлением может стать постмодернистская философия и методология науки, выступающая основой осмысления современного информационного и постсовременного общества.
Обращаясь к тому, что мы имеем на сегодняшний день в контексте синтеза исторического знания и познания с информационными технологиями, в заключении уместно будет еще раз подчеркнуть следующее. Средства, предлагаемые исследователям новыми технологиями, не могут быть идеальными; они имеют свои плюсы и минусы, причем их минусы заимствованы во многом из традиционной среды информационного общения, а их многочисленные разработчики не без успехов стремятся минимизировать недостатки. Любой исследователь должен критически относиться к возможностям предоставленных ему средств, как он и относился критически к прежним инструментам своей работы. Если это требование соблюдается, то тогда мы можем совместно находить способы грамотно использовать новые возможности, которые нам предоставляют информационные технологии, вместо того, чтобы совместно бояться опасностей глобальной информатизации науки.
Список литературы к реферату
1. Аникеев И. А. Историческая информатика в России / И. А. Аникеев. – Ставрополь, 1998. – 180 с.
2. Валетов Т. Я. О проблемах использования электронных публикаций и других применений компьютерных технологий в гуманитарной науке / Т. Я. Валетов // Новая и новейшая история. – 2001. – №2. – с. 17 – 32.
3. Информатика для гуманитариев / Л. И. Бородкин [и др.]; под ред. Л. И. Бородкина, И. М. Гарсковой. – Москва, 1997.
4. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники йоссицской истории: Учеб. пособие / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева. – Москва: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. – 702 с.
5. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. / И. Д. Ковальченко. – Москва: Наука, 2003. – 486 с.
6. Методологические проблемы истории: Учеб. Пособие / В. Н. Сидорцов [и др.]; под общ. ред. В. Н. Сидорцова. – Минск, 2006. – 352 с.
7. Носевич В. Л. Архив электронных документов: белорусский опыт / В. Л, Носевич // Отечественные архивы. 2002. – №1. – С. 44 – 52.
8. Шаповал Е. Ю. Междисциплинарный подход в исторической науке: некоторые аспекты современной методологии истории / Е. Ю Шаповал // Электронный научный журнал «Исследовано в России» [электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://www.zhurnal.ape.relarn.ru/articles/ 2008/023.pdf - Дата доступа: 4.12.2009.
9. Шендерюк М. Г. Количественные методы в источниковедении: Учеб пособие / М. Г. Шендерюк. – Калининград, 1996. – 75 с.
Предметный указатель к реферату
C
CELT, 6, 14, 16, 17
И
Информационные технологии, 5, 7, 10
Ирландия , 4, 6, 7, 10, 12, 14, 16, 17
Источник, источниковый, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17
Интернет ресурсы в предметной области исследования
1. http://www.ucc.ie/celt/publishd.html - CELT: Corpus of Electronic Texts / University College Cork [Coliste na hOllscoile Corcaigh] - коллекция оригинальных источников по истории Ирландии V - начала XX в. на латинском, английском, гаэльском (ирландском), французском, немецком языках.
2. http://www.nationalarchives.ie/index.html - The National Archives of Ireland –сайт национальных архивов Ирландии; доступ к некоторым фондам по истории страны.
3. http://multitext.ucc.ie/ - Multitext Project in Irish History – Проект исторического сайта по истории Ирландии, охватывающего события с раннего нового времени (1494 г) по современность (1993 г); также представлена коллекция разнообразных документов, хронологических таблиц, визуальных материалов.
4. http://www.irishhistoryonline.ie/ - Irish History Online – библиографический сайт, разработанный Королевским историческим обществом и «Лондонское прошлое online»; содержит информацию по всем английским публикациям по истории Ирландии с древнейших времен. Включает около 66 тыс. наименований, охватывающих период с 1936 по 2005 г. IHO содержит статьи из журналов (национальных и местных) и сборников научных статей.
5. http://www.history.ac.uk/resources - The Institute of Historical Research (IHR) – (при Лондонском университете) коллекция ресурсов по истории; включает статьи, форумы, электронную библиотеку и др.
6. http://www.historyhome.co.uk/peel/ireland.htm - A Web of English History – проект доктора истории Marjorie Bloy, включает статьи по политической, социально-экономической и культурной истории Ирландии с древнейших времен до наших дней; ссылки на другие сайты; важнейшие вехи истории Ирландии и т.п.
7. http://www.ark.ac.uk/ - ARK – ресурс, посвященный социальным и политическим событиям Северной Ирландии; ставит своей целью расширять дискурс по проблемным вопросам в регионе и способствовать росту социальных научных исследований.
8. http://www.britannica.com/ - сайт энциклопедии «Британника»
9. http://www.fiannafail.ie – Официальный сайт партии Фианна Фэйл
10. http://www.local.ie - всё об Ирландии: искусство, литература. экономика, образование, государственное устройство, история и т.д.
Действующий личный сайт
http://www.a-babareka.narod.ru
Граф научных интересов
Магистранта Бабореко Александра Дмитриевича
Исторический факультет
Специальность всеобщая история
Смежные специальности
|
Основная специальность
|
Сопутствующие специальности
|
Тестовые вопросы
Вопрос №1.
question type=close id=7I180
text(Бабореко Александр Дмитриевич) Значение тега TT:/text
answers type=request
answer id=1 right=1Отображает текст моноширинным текстом//answer
answer id=2 right=0Служит контейнером для создания строки таблицы./answer
answer id=3 right=0Предназначен для создания одной ячейки таблицы, которая обозначается как заголовочная./answer
answer id=4 right=1Относится к группе тегов физического форматирования./answer
answer id=5 right=0Предназначен для создания ячейки таблицы./answer
answer id=6 right=0Нет такого тега./answer
/answers
/question
Вопрос №2.
question type=close id=7I180
text(Бабореко Александр Дмитриевич) Историческая информатика это:/text
answers type=request
answer id=1 right=1Специальная историческая дисциплина, которая изучает историческую информацию и разные пути ее создания, хранения, обработки, изучения, передачи и т. п. при помощи информационных (компьютерных) технологий../answer
answer id=2 right=0Наука, изучающая электронные ресурсы по исторической тематике./answer
answer id=3 right=0Обеспечивает исследование практических проблем познание истории, его природы и принципов./answer
answer id=4 right=0Новая информационная среда исторической науки./answer
/answers
/question
Презентация магистерской диссертации.
http://a-babareka.narod.ru/files/prs.ppsx
Список литературы к выпускной работе
1. Велихов С. Справочник по HTML 4.0. / С. Велихов. – Москва: Бук-пресс, 2006. – 412 с.
2. Информатика для гуманитариев / Л. И. Бородкин [и др.]; под ред. Л. И. Бородкина и И. М. Гарсковой. – Москва, 1997.
3. Историческая информатика / Л. И. Бородкин [и др.]; под ред. Л. И. Бородкина и И. М. Гарсковой. – Москва, 1996. – 346 с.
4. Липницкая О. Л. Учебно-методический комплекс по исторической информатике. Базовый курс: Обработка и анализ статистических и структурированных исторических источников средствами электронных таблиц и систем управления базами данных / О. Л. Липницкая, Е. Э. Попова. – Минск: БГУ, 2002. – 140 с.
5. Мейер Э. А. CSS. Каскадные таблицы стилей. Подробное руководство / Эрик А. Мейер. – Санкт-Петербург – Москва: Символ, 2008. – 573 с.
6. Сидорцов В. Н., Балыкина Е. Н., и др. Историческая информатика (Информатика для исторических специальностей): Учеб. пособие / под ред. В. Н. Сидорцова, Л. И. Бородкина. – Минск: ЗАО «Веды», 1998. – 316 с.
7. Шендерюк М. Г. Количественные методы в источниковедении: Учеб пособие / М. Г. Шендерюк. – Калининград, 1996. – 75 с.
Приложения
Презентация
[1] Аникеев И. А. Историческая информатика в России / И. А. Аникеев. – Ставрополь, 1998. – 180 с.
[2] Российский научный электронный журнал «Электронные библиотеки» [электронный ресурс]. – 1998 – 2008. – Режим доступа: http://www.elbib.ru/ - Дата доступа: 22.12.2009.
[3] Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева. – Москва: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. – С. 76.