Исследование электрической цепи переменного тока при последовательном соединении
СОДЕРЖАНИЕ: Лабораторная работа. Проверить практически и уяснить, какие физические явления происходят в цепи переменного тока..
Лабораторная работа
Цель работы
1. Проверить практически и уяснить, какие физические явления происходят в цепи переменного тока.
2. Рассчитать параметры отдельных элементов электрической цепи.
3. Построить по опытным данным векторные диаграммы.
Теоретическое обоснование
При подведении к зажимам последовательно соединённых активного сопротивления R, индуктивности L и ёмкости C синусоидального напряжения U=UM sinWt и тока I=IM sin(Wt-U). Сдвиг фаз между напряжением и током определяется по формуле , где XL =2pfL, - соответственно индуктивное и ёмкостное сопротивления.
Действующее значение тока в цепи можно найти по закону Ома:
где - полное сопротивление цепи.
Если ХL XC , то и U1 U2 - ток в этом случае отстаёт от напряжения в сети. В случае XL XC и U1 U2 - ток опережает напряжение. Когда XL =XC , то U1 =U2 – ток и напряжение совпадают по фазе.
Для цепи с последовательным соединением резистора, индуктивной катушки и конденсатора по измерянным значениям напряжения UR ,UC , UK , U, тока Iи активной мощности Р можно определить параметры цепи. Сопротивление резистора , ёмкостное сопротивление . Определив ХС и зная промышленную частоту тока f=50 Гц, можно найти мощность конденсатора
Параметры катушки определяются из формулы XL =2pfL
Определяем индуктивность катушки .
Оборудование:
Блок питания.
Стенд для измерения активного и реактивного сопротивлений.
Щит приборный №1.
Ход работы
Подключить блок питания к стенду.
Собрать схему, подключив приборы, соединительными проводами.
Включив тумблер на стенде, подаём напряжение на схему.
Ставим перемычку на дроссель, замеряем напряжение на резисторе и конденсаторе.
Ставим перемычку на конденсатор, замеряем напряжение на резисторе и дросселе.
Замеряем напряжение в схеме при последовательном соединении резистора конденсатора и дросселя, на каждом элементе.
Результаты опытов занести в таблицу, схемы исследований
Данные изменений | Результаты измерений | |||||
I | U1 | U2 | Uобщ | Xc | R | Z |
0,44 | 210 | 22 | 211 | 50 | 477,3 | 480 |
; ;
Данные изменений | Результаты измерений | |||||
I | U1 | U2 | Uобщ | XL | R | Z |
0,42 | 210 | 632 | 666 | 1505 | 500 | 1586 |
; ; ;
Данные изменений | Результаты измерений | |||||||||
I | U1 | U2 | U3 | Uобщ | XL | XC | R | Z | C | L |
1 | 200 | 50 | 150 | 224 | 150 | 50 | 200 | 224 | 0,16 | 0,48 |
; ; ; ; ;
;
Вывод
С помощью данной лабораторной работы овладели навыками подключения простейших электрических схем для переменного тока (активное, ёмкостное, индуктивное и реактивное сопротивление), научились строить векторные диаграммы, пользоваться измерительными приборами.
Ответы на контрольные вопросы
Сдвиг фаз между током и напряжением зависит от наличия в ней индуктивного и ёмкостного сопротивления.
В цепи переменного тока полное сопротивление можно рассчитать, из треугольников сопротивлений, по формулам: ; ; .
Зная ёмкостное и индуктивное сопротивления, частоту тока и силу тока ёмкость и индуктивность можно определить по формулам: ; .