Исследование качества натуральных шерстяных тканей
СОДЕРЖАНИЕ: Введение Одним из сегментов рынка непродовольственных товаров является рынок текстильной продукции. В ассортименте текстильной продукции наибольший удельный вес занимают натуральные ткани. Исследования показали, что именно натуральные ткани пользуются повышенным спросом, так как обладают высокими положительными потребительскими свойствами: гигиеническими, экологическими и др.Введение
Одним из сегментов рынка непродовольственных товаров является рынок текстильной продукции. В ассортименте текстильной продукции наибольший удельный вес занимают натуральные ткани. Исследования показали, что именно натуральные ткани пользуются повышенным спросом, так как обладают высокими положительными потребительскими свойствами: гигиеническими, экологическими и др.
Ассортимент шерстяных тканей очень разнообразен, что обусловлено большим количеством видов волокон и нитей, применяемых для их выработки, различными параметрами строения и видами отделок. Часть тканей, пользующихся устойчивым покупательским спросом, вырабатывается без изменения десятки и даже сотни лет. Такие ткани называют классическими или типовыми. Другая часть ассортимента постоянно обновляется. Ежегодно разрабатываются плановые задания, устанавливающие проценты обновления ассортимента по отдельным группам тканей для каждой отрасли текстильной промышленности. Обновление ассортимента шерстяных тканей производится за счет изменения сырьевого состава (новая смеска или новый вид нитей), параметров строения, способов отделок или внешнего оформления.
Перспективы развития производства тканей предусматривают дальнейшее расширение применения новых видов волокон. При этом наибольшее внимание уделяется использованию текстурированных нитей, новых видов модификаций химических волокон, многокомпонентной смешанной пряжи с химическим волокном. В производстве тканей широко применяется пряжа пневмомеханического способа прядения, отличающаяся большей застилистостью, объемностью и повышенной устойчивостью к истиранию. Цель товароведных исследований - получение данных о потребительских свойствах тканей в наиболее полном объеме в соответствии с уровнем научно-технического прогресса, состоянием сырьевой базы и требованиями потребителей. Следует различать оценку качества новых тканей, которые должны пройти всестороннюю товароведную экспертизу, и контроль качества тканей текущей выработки согласно нормативно-технической документации на текстильных предприятиях при выпуске или при приемке в торгующих организациях.
Цель курсовой работы: провести анализ ассортимента шерстяных тканей и проверить соответствие физико – механических показателей соответствию требований стандартов.
Задачи:
- Проанализировать структуру ассортимента шерстяных тканей по особенностям используемой пряжи, по изготовлению, по назначению, по волокнистому составу, по ширине, классам и видам используемых переплетений и фактуре тканей;
- установить сортность образцов шерстяных тканей выбранных для испытаний.
1. Литературный обзор
1.1 Современное состояние рынка шерстяных тканей
Изделия из шерсти начали вырабатывать значительно раньше, чем из других текстильных волокон. Из шерсти благодаря ее особому строению можно изготовить ткани различного назначения — пальтовые, костюмные, платьевые и штучные изделия. По объему производства шерстяных тканей наша страна занимает первое место в мире. Рост производства этих тканей стал возможен в результате строительства новых и реконструкций старых предприятий и за счет применения химических волокон. В настоящее время для выработки шерстяных тканей используется около 45% химических волокон от общего количества сырья, применяемого в шерстяной промышленности. Химические волокна почти полностью заменили в полушерстяных тканях хлопок.
Основным, а иногда и единственным видом используемого в шерстяныхтканях сырья, как правило, является натуральная шерсть, обладающая уникальным комплексом физико-механических и эксплуатационных характеристик. Доля переработки натуральной шерсти в общем объеме переработки всех видов волокон в мировой текстильной промышленности в 90-х гг. была практически стабильна и составляла 3-4%.
Динамика изменения объемов производства готовых шерстяных тканей | ||||||
Страна | Производство шерстяных тканей, млн. м2 | |||||
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |
Россия | 204 | 85 | 71 | 47 | 46 | 33 |
Таблица 1 – Динамика изменения объемов производства готовых шерстяных тканей.
Ситуация действительно трудная, яркий пример её - история фабрики «Освобождённый труд» , прекратившей деятельность в августе 2005 г. Не исключен подобный вариант развития событий и для других московских предприятий. Корни ситуации не только и не столько в росте цен на московском рынке недвижимости и в высокой стоимости трудовых ресурсов. О проблемах текстильщиков и шерстяников говорено неоднократно, все их знают. Это нехватка и плохое качество отечественного сырья, рост цен на мировом рынке шерсти, устаревшее оборудование, нехватка оборотных средств и инвестиций, связанная с относительно низкой рентабельностью бизнеса, отставание от требований рынка. Этот комплекс причин может свести в могилу многие из оставшихся производств.
Дело «спасения утопающих» зависит от многих экономических субъектов. Не последняя роль в этом процессе принадлежит государству. Чиновникам необходимо осознать, что новых предприятий никто строить не будет и иностранные инвестиции в этом секторе экономики в ближайшее время не появятся, гораздо проще способствовать сохранению и развитию того что есть. В их руках по-прежнему остаются реальные рычаги воздействия на ситуацию. Прежде всего, от него требуется протекционистская таможенная политика по отношению к отрасли - снятие таможенных пошлин на ввоз шерстяного сырья с одной стороны, с другой - введение квоты на ввоз импортных тканей (непорядок когда происходит затоваривание рынка импортными тканями), повышение пошлин на импорт готовых изделий, а так же реальные меры по борьбе с неконтролируемым импортом и карго-поставками. С этими мерами согласятся и текстильщики, и швейники, и производители шерсти. Кроме того, необходимо задуматься о комплексе мер, проводимых не только в рамках текстильной отрасли, но в рамках единой государственной промышленной политики, мер направленных на перераспределение рентабельности от добывающих отраслей в пользу переработки. Пока добыча нефти в два раза рентабельнее производства ткани - ни о массовых инвестициях, ни о техническом перевооружении отрасли мы не услышим.
Каким видится развитие отрасли? Вероятно, в перспективе количество предприятий несколько уменьшится. Останутся те, кто сможет наладить маркетинг и сбыт. Будут создаваться вертикально интегрированные структуры, которые себя уже зарекомендовали в других отраслях экономики и уже появляются в текстиле.
В России происходит сокращение производства мытой шерсти. В 2001 г. по отношению к 2000 г., если мне не изменяет память, соответствующие показатели снизились на 15%, а в 2002 г. - еще больше. Эта тенденция прослеживается не только в России. Производство мытой шерсти сокращается и у признанных мировых лидеров (Австралии и Новой Зеландии). Причин здесь, наверное, несколько, но, по-моему, главная - появление химических волокон и технологий, которые могут заменить шерсть без потери внешнего вида тканей. При этом я не говорю об очень дорогих тканях, содержащих кашемир, альпака и др. - я думаю, спрос на них остается на прежнем уровне, но он не влияет на общую картину рынка.
Компания Woolmark, официальный владелец всех прав интеллектуальной собственности на знаменитые текстильные знаки Woolmark (чистая натуральная шерсть), Woolmark Blend (свыше 50% шерсти ) и Wool Blend (30-50% шерсти). Знак Woolmark - самый престижный во всем мире текстильный символ, гарантия качества маркированных им изделий и принадлежность его владельца к элитному клубу шерстяников в глобальном плане.
В настоящее время в мире ежегодно выпускается свыше 500 млн. предметов одежды со знаком Woolmark. Cогласно проведенным маркетинговым исследованиям, 84% покупателей хорошо знают, что такое Woolmark, 72% покупателей утверждают, что при покупке новой одежды наличие знака Woolmark усиливает их доверие к выбранным изделиям, 74% знают, что для того, чтобы одежда была маркирована знаком Woolmark, она должна пройти ряд серьезных испытаний, и свыше 40% покупателей готовы платить более высокую цену за одежду из чистой шерсти со знаком Woolmark, чем за идентичную продукцию без этого знака.
Торговая система всего мира убеждена, что знак Woolmark способствует расширению продажи шерстяной одежды:
· 79% розничных магазинов предпочитают продавать одежду со знаком Woolmark;
- 82% магазинов убеждены, что присутствие знака Woolmark ведет к росту сбыта шерстяной одежды;
- 73% магазинов ассоциируют знак Woolmark с известными брэндами и престижными торговыми марками;
- 76% магазинов уверены, что этикетка со знаком Woolmark укрепляет доверие покупателей к шерстяной одежде;
· 91% магазинов считают очень важным, что знак Woolmark придает шерстяной одежде свойства легкой чистки и ухода.
В настоящее время знак Woolmark принадлежит таким российским предприятиям, как Объединение «Большевичка» (Москва), швейная фирма «Кристи» (Москва), ЗАО «Горизонт» и Торговый Дом «Даргез» . Те из предприятий, которые в недалеком прошлом имели лицензию на знак Woolmark и сумели пережить кризис, вновь возвращаются к лицензированию, поскольку видят в этом большие экономические выгоды и неоспоримые технические преимущества для своего производства. Очень активно работают лицензиаты знака Woolmark в странах Балтии: трикотажная фабрика Ogre , камвольное объединение Drobe , швейное предприятие Lelija и ряд других.
ОАО «Клинта» образовано в 2004 г. на базе Клинцовского тонкосуконного объединения, ведущего свою историю с 1832 г.
В состав предприятия входят две прядильно-ткацкие и отделочная фабрики, выпускающие чистошерстяные и полушерстяные ткани пальтовой и костюмной групп, пледовые, ткани со специальной пропиткой для химиков и металлургов, ведомственное сукно.
Общая проектная мощность двух этих прядильно-ткацких фабрик составляет 10 млн. п. м. тканей в год, а отделочного производства - 16,4 млн. п.м. в год.
Традиционный поставщик армии, предприятие занимало лидирующую позицию на российском рынке шинельных сукон. За высокое качество выпускаемой продукции координационный совет Европейской программы «Партнерство ради прогресса» в 1995 г. наградил предприятие призом «Золотая пальма».
В мае 2006 г. холдинг «Русские промышленные инициативы» (Москва) выкупил контрольный пакет акций АООТ «Клинцовское тонкосуконное объединение «Клинта» у ОАО «Концерн «Ростекстиль» и к реализации программы развития предприятия на 2005-2008 гг. приступила новая управленческая команда. Главная задача программы - радикально изменить положение предприятия, переведя его с позиции «догоняющего рынок» на позицию «формирующего рынок» шерстяных тканей в России, путем выпуска конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом и переориентацией производства на гражданский ассортимент. За короткий срок разработаны новые артикулы ворсовых и пледовых тканей. К созданию нового ассортимента привлекаются высококлассные специалисты. В настоящий момент под его руководством разрабатывается программа реконструкции имеющихся мощностей.
1.2 Классификация и ассортимент шерстяных тканей
В ассортименте текстильных товаров удельный вес шерстяных тканей сравнительно невелик — около 9%. Однако они имеют большие преимущества перед другими тканями:
· высокие тепло- и ветрозащитные свойства, хорошие формоустойчивость и упругость;
· большой срок службы и поэтому занимают устойчивое положение в общем ассортименте, незаменимы при пошиве зимних и демисезонных пальто, мужских костюмов, форменной одежды, женских и детских платьев и др.
Поэтому при характеристике сукон важно знать вид волокна шерсти, который определяет эксплуатационные свойства ткани. Благодаря применению синтетических и искусственных волокон улучшились некоторые эксплуатационные свойства смешанных шерстяных тканей — износостойкость, внешний вид, формоустойчивость и т. д. Так, при добавлении в смеску полушерстяных камвольных тканей с вискозным волокном 8—10% капронового волокна устойчивость тканей к истиранию повышается вдвое.
Шерстяные ткани делятся на костюмные, ткани для платьев и для пальто. Большая их часть имеет примесь других (чаще всего химических) волокон для повышения прочности, снижения усадки и сминаемости. Шерстяные вещи хорошо обрабатываются химчисткой и требуют после нее легкой утюжки. В домашних условиях стирка может сильно деформировать изделие, а восстановить его форму и качество окажется очень трудно. Особенно это рискованно для вещей с подкладкой, прокладками и т. п.
Группу шерстяных и типа шерстяных тканей представляют: саржа, твид, бостон, коверкот, сукно, шевиот, дюветин.
Шерсть в зависимости от внешних признаков, строения, свойств подразделяют на следующие типы: пух, ость, мёртвый, переходный и кроющий волос. Шерстяные волокна характеризуются большей неоднородностью свойств (длиной, тониной, извитостью и т. п.), высоким уровнем гигиенических свойств, теплозащитностью, стойкостью к действию кислот и светопогоды. Однако обладают невысокой прочностью (особенно в мокром состоянии), невысокой стойкостью к действию щелочей, термическим воздействиям, при увлажнении дают усадку. Особое свойство шерстяного волокна – способность к свойлачиванию.
Шерстяные ткани вырабатываются из волосяного покрова животных (овец, коз, верблюдов, коров, кроликов и др.) полотняным, саржевым, мелкоузорчатым и сложным переплетениями.
Ассортимент подразделяется: по содержанию шерстяного волокна, по виду пряжи (камвольные и суконные), по назначению, по отделке (гладкокрашенные, отбеленные, набивные, пестротканые, меланжевые).
По назначению: платьевые; костюмные – крепы, трико, бостон, шевиот, диагональ, ткани костюмные; пальтовые – габардин, диагональ, фланель, букле, бобрик, сукно; штучные изделия – одеяла, пледы, платки, шарфы, покрывала, скатерти, палантины.
Существуют различные виды дизайнов шерстяных тканей:
Гленчек - ткань в клетку, образованную разноцветными нитями.
Гусиные лапки - такой рисунок на ткани образуется путем переплетения нитей различного цвета, иногда с помощью набивки.
Диагональ - ткань с характерными переплетениями: с отчетливо проступающими широкими диагоналями. Такой рисунок образуется в результате диагонального переплетения на базе сложных саржевых переплетений путем увеличения сдвига раппорта или путем сложения двух раппортов разных саржевых переплетений.
Чаще диагональные переплетения образуются по первому способу, причем получаются более рельефные и крутые диагонали, чем при саржевом переплетении. Для тканей подобного типа используют преимущественно нити средней толщины, иногда разной цветовой комбинации.
Елочка - рельефный рисунок на ткани в виде косых ломаных линий различной ширины. Образуется в результате переплетения нитей по типу ломаной саржи при изменении диагоналей саржи под прямым углом. Благодаря различному отражению света диагоналями, идущими в разных направлениях, на поверхности ткани видны продольные полоски из чередующихся основных и уточных перекрытий. Часто используются цветные контрастные нити в основе и утке.
Пепита - ткань в мелкую клетку (квадраты, ромбы, прямоугольники), расположенную в шахматном порядке; обычно двухцветная или пестротканная, причем одна нить всегда белого цвета.
Ткань в клетку - рисунок квадратами, прямоугольниками, ромбиками, расположенными в шахматном порядке. Образуется путем использования нитей не менее двух цветов в основе и в утке.
Травер - это рисунок на ткани с поперечными полосами одинаковой или различной ширины. Такой рисунок создается путем использования нитей контрастных цветов или соответствующим способом переплетения нитей. Рисунок образует уточное переплетение.
Фил-а-фил - это рисунок ткани с косыми, четко выступающими ступенчатыми диагоналями или полосами. Подобный рисунок образуется путем комбинации в саржевом переплетении двух контрастных по цвету нитей в основе и в утке. Соотношение основных и уточных перекрытий в раппорте 1:1.
Шине - ткань с характерным контуром рисунка, чаще всего в продольную полоску, который получают путем печатания - нанесения на ткань различных печатных красок по заданному рисунку.
Эстергаз - это рисунок ткани в крупные двухцветные или многоцветные квадраты, расположенные в шахматном порядке, с поперечными и продольными полосами. Такой рисунок получают путем использования цветной нити в основе и в утке.
Камвольные ткани. Гладкая лицевая поверхность с отчётливо выраженным ткацким рисунком. В смеси для полушерстяных тканей добавляют лавсановые, нитроновые, капроновые и вискозные волокна. Ткани с добавлением синтетических волокон прочные, упругие и не сминаются. На тканях с лавсаном хорошо сохраняются складки и плиссе. Ткани с нитроном имеют чистую и яркую окраску.
Платьевые вырабатывают их тонкой и полутонкой шерсти, различными переплетениями. Бывают чисто- и полушерстяными.
Костюмные ткана. Чисто- и полушерстяные. Вырабатывают из тонкой, полутонкой и полугрубой шерсти с высокой плотностью по основе и утку. Бостон – саржевое переплетение, рисунок в виде диагоналевых рубчиков; костюмные крепы – мелкозернистая поверхность, креповое переплетение; шевиоты – саржевое, смешанная с хлопком пряжа; крепы – шерстяная пряжа.
Платьевые ткани – для пошива плащей, мужских летних и женских зимних пальто. Габардин – диагоналевой или саржевое переплетения, с крутым рубчиком и высокой плотностью по основе.
Тонкосуконные ткани. Чистошерстяные и полушерстяные, аппаратная и одиночная пряжа. Добавляют вискозные, лавсановые, нитроновые и другие волокна в количестве не более 25-40%.
Платьевые. Полушерстяные. Большая масса, толщина, мягкость, теплозащитность. В основном гладкокрашенные.
Костюмные. Полушерстяные, преим. Пестротканый рисунок. Трико, шевиоты, сукна.
Грубосуконные. Вырабатывают из грубой и частично полугрубой шерсти чистошёрстными и полушёрстными. Тяжёлые, жёсткие. Шьют пальто и шинели.
Камвольные ткани.
Камвольные (гребенные) ткани имеют гладкую лицевую поверхность с ясно выраженным рисунком ткацкого переплетения. Их вырабатывают из пряжи гребенного прядения однониточной, крученой или фасонной. Благодаря использованию крученой в два сложения пряжи для основы и утка повышается прочность и формоустойчивость костюмных тканей, их поверхность приобретает чистоту. Большинство платьевых тканей вырабатывают из однониточной пряжи по основе и утку. При выработке камвольных тканей применяют самые разнообразные переплетения: полотняное, саржевое, комбинированное, мелкоузорчатое, - крупноузорчатое и другие, но особенно широко — саржевое и комбинированное. В зависимости от соотношения нитей основы и утка камвольные ткани подразделяют на равноплотные и неравноплотные. У равноплотных показатели плотности основы и утка близки между собой, а у неравно-плотных преобладают нити основы. Свойства и внешний вид тканей этих типов различны. Так, равноплотные сравнительно чувствительны к растяжению, мягкие, легко поддаются влажно-тепловой обработке. Неравноплотные ткани жестковатые, их трудно обрабатывать при пошиве.
При прикрутке синтетических нитей к шерстяной пряже ткани получаются несколько жесткими. Представляет интерес использование однониточной пряжи в утке из синтетических волокон для костюмных и платьевых тканей. В этом случае чистошерстяная пряжа (основа) придает ткани большую мягкость, приятный внешний вид, а уточная из химических волокон — подвижность и повышенные прочностные свойства.
По назначению камвольные шерстяные ткани подразделяют на платьевые, костюмные и пальтовые.
Платьевые ткани. Ткани этой подгруппы очень разнообразны по волокнистому составу, переплетениям, внешнему оформлению, характеризуются меньшей массой и малой плотностью по сравнению с костюмными. По волокнистому составу различают ткани чистошерстяные и полушерстяные из смесовой пряжи или с химическими нитями вприкрутку. Масса 1 м2 тканей платьевой группы колеблется от 160 до 300 г; ткани массой 160—230 г относят к платьевым, а ткани массой 230— 300 г — к платьево-костюмным. Эти ткани вырабатывают полотняным, саржевым, мелко- и крупноузорчатым переплетениями. Платьевые ткани преимущественно равноплотные. Эти ткани в основном гладкокрашеные, но бывают меланжевые, пестротканые (в полоску, разномасштабную клетку, с рельефными рубчиками) и реже — набивные. Гладкокрашеные платьевые ткани должны быть окрашены прочными и особо прочными красителями в сочные и яркие тона.
Ассортимент платьевых тканей за последние годы значительно обновился. Благодаря использованию химических волокон улучшились некоторые свойства этих тканей, снизилась их себестоимость, уменьшилась масса 1 м2, появились ткани новых интересных структур. Платьевые ткани из смесовой пряжи — шерсть и вискозное короткое волокно, а также шерсть, вискозное и капроновое короткое волокно — составляют более половины общего объема по количеству. Содержание шерсти в них не менее 30—40%. Из двухкомпонентных тканей с синтетическими волокнами наибольший удельный вес в ассортименте занимают ткани с нитроном, причем пряжа, как правило, содержит равное количество шерсти и нитрона. Эти ткани шерстистые и мягкие на ощупь, имеют хорошие структуру и колористическое оформление. Однако некоторые гладкокрашеные ткани, окрашенные полотном, могут иметь неровную окраску; поэтому их лучше выпускать меланжевыми. Для тканей из камвольной пряжи с большим содержанием нитрона характерны сильный блеск, сухость, жесткость (особенно для тканей полотняного переплетения). В последнее время платьевые ткани с лавсаном почти не вырабатывают, так как на изделиях в процессе эксплуатации образуется пиллинг.
Чистошерстяные платьевые ткани в основном получают креповым переплетением (крепы) и из пряжи креповой крутки (около 40%), жаккардовым переплетением, гладкокрашеными (25%), а остальные — саржевым и полотняным переплетениями, гладкокрашеными. К креповым относятся такие ткани, как, например, креп 2 арт. 11113, ткань платьевая арт. 1175, ткань платьевая «Нежность» арт. 1185. Новыми в ассортименте являются ткани типа «креп-гранита», вырабатываемые с утком тройного кручения, благодаря чему ткани мало сминаются и имеют большую массу.
Полушерстяные платьевые ткани выпускают в широком ассортименте. Их можно подразделить на ткани с малым содержанием шерстяного волокна — 20—30%, средним — 30—70 и большим — 70—80%. Из полушерстяных тканей шьют платья для повседневной носки, юбки, брюки (как для взрослых, так и для детей). Ткани оформлены по-разному благодаря использованию разных химических волокон, пряжи, нитей и переплетений. Хороший внешний вид имеют ткани с высокообъемной нитроновой пряжей, они характеризуются мягкостью, шерстистостью, отсутствием блеска, наполненностью при небольшой массе 1 м2. Платьевые ткани могут вырабатываться вприкрутку с профилированными капроновыми нитями, а также с металлизированными нитями (меганитом и пластилексом), что придает им приятный мерцающий блеск.
Ассортимент платьевых полушерстяных тканей можно подразделить на ткани саржевого, мелкоузорчатого и полотняного переплетений. Ткани саржевого переплетения вырабатывают в широком ассортименте под разными названиями, например кашемир (арт. 21018), ткань платьевая «Первоклассница» (арт. 2104), ткань платьевая «Школьная» (арт. 2187) и др. Это ткани простого саржевого переплетения, с относительной плотностью 55—65%, массой 1 м2 160—230 г.
Креповые полушерстяные ткани изготовляют из пряжи повышенной крутки (собственно креповые) или мелкоузорчатым переплетением. Собственно креповые ткани более эластичные, растяжимые, обладают хорошей драпирующей способностью, ткани мелкоузорчатого переплетения — более стойкие при растяжении, с шероховатой поверхностью. Часто эти ткани вырабатывают из крученой пряжи вприкрутку с искусственными или синтетическими нитями. Креповые ткани используют для пошива платьев и в качестве костюмно-платьевых. Мелкоузорчатые ткани выпускают многих артикулов, для них используют в основном меланжевую пряжу. Благодаря мелкоузорчатому переплетению недостатки этой пряжи (неровнота по толщине, меланжевому перекруту) менее заметны в ткани, чем при полотняном или саржевом переплетении. Много платьевых креповых тканей вырабатывают с нитроновым коротким волокном, используют крученую и некрученую пряжу с содержанием нитрона от 30 до 55%. Помимо двухкомпонентных тканей с нитроном, вырабатывают трехкомпонентную пряжу с вискозным волокном и иногда четырехкомпонентную (с вискозным и капроновым коротким волокном). При введении в смеску пряжи шерсти и нитрона вискозного волокна ткань приобретает мягкость. Капроновые волокна в смеске с нитроном повышают устойчивость этих тканей к истиранию.
Большинство платьевых шерстяных тканей с большим содержанием шерсти (50—70%) изготовляют в смеске с вискозным коротким волокном. Обычно это гладкокрашеные ткани (гамма цветов очень широкая), выработанные главными (полотняным, саржевым) или мелкоузорчатым (комбинированным) переплетениями.
Костюмные ткани. Они занимают наибольший удельный вес (около 70%) среди камвольных тканей. Ассортимент костюмных камвольных тканей включает около 400 артикулов. Для придания некоторым костюмным тканям определенного эффекта применяют вприкрутку искусственные и синтетические нити, для украшения их — профилированные синтетические волокна и металлизированные нити.
Костюмные ткани отличаются от платьевых большей плотностью (относительная плотность 65—100%) и массой 1 м2 — 200—300 г. Ткани массой 1 м2 200—250 г считаются легкими, 250—300 г — средними, а более 300 г — тяжелыми. Ширина тканей 142—152 см. Для костюмных тканей широко используют саржевое, комбинированное, мелкоузорчатое и реже полотняное и диагоналевое переплетения. По отделке эти ткани могут быть гладкокрашеными, меланжевыми, но в основном они пестротканые (особенно полушерстяные, смесовые с синтетическими волокнами). Чистошерстяные костюмные ткани вырабатывают из тонкой (мериносовой 70-го и 64-го качества, I и II длины) и полутонкой шерсти, это наиболее высококачественные камвольные костюмные ткани. Ткани высокой добротности должны быть выработаны из однородной по качеству, ровной, гладкой, прочной пряжи без ткацких дефектов, равномерно сотканы, чисто отделаны, ровно окрашены прочными и особо прочными красителями. Они должны иметь мягкую складку, сочную окраску и хороший рисунок, усадка их не должна превышать 2—3%. Костюмные ткани должны быть плотными, недряблыми, устойчивыми при растяжении, упругими, но не жесткими.
В зависимости от применяемой пряжи и волокнистого состава костюмные чистошерстяные камвольные ткани можно подразделить на две группы: из тонкой пряжи и полутонкой. К наиболее дорогим тканям высшей добротности следует отнести ткани из тонкой шерсти и крученой пряжи. Масса 1 м2 большинства костюмных чистошерстяных и полушерстяных тканей, предназначенных для пошива изделий мужского ассортимента, должна быть в предела 300 г ± 30 г. Изделия из тканей с такой массой длительное время сохраняют формоустойчивость, внешний вид, износостойкость и другие полезные свойства. К типовым тканям в этой группе относятся: гладкокрашеные крепы (креп 64 арт. 1212, креп 48 арт. 1233, креп костюмный арт. 1245 и др.).
Крепы костюмные чистошерстяные вырабатываются из пряжи креповой крутки, поэтому они имеют характерный креповый эффект. Они черные гладкокрашеные, с высокой относительной плотностью, хорошей внешней отделкой, малой сминаемостью и хорошей драпируемостью. Трико — наиболее массовая костюмная ткань с ткацкими или цветными пестроткаными рисунками (полоски, клетка скрытая и заметная и др.) на лицевой поверхности. Трико часто вырабатывают комбинированным переплетением из меланжевой пряжи или пряжи мулине, поэтому оно отличается по внешнему виду от гладкокрашеных тканей.
Бостон — чистошерстяная гладкокрашеная ткань саржевого переплетения. Это равноплотная ткань, в основе и утке имеет крученую пряжу, характеризуется высокой износостойкостью, хорошо обрабатывается при пошиве. Используют ее в основном для пошива форменной одежды, а также костюмов мужских и женских, женских зимних пальто.
Основная масса чистошерстяных костюмных тканей имеет оформление пестротканое (70%) и меланжевое или изготовлена из пряжи мулине (15%), остальные—гладкокрашеные. Чистошерстяные ткани должны выгодно отличаться от полушерстяных за счет применения новых видов переплетений (например, диагоналевых). Сочетания сложных сдержанных цветов пряжи, выработанной из более тонкой шерсти с введением тонких просновок, создания мелких классических рисунков. По торговому прейскуранту чистошерстяные и полушерстяные камвольные костюмные ткани входят в две подгруппы: костюмные гладкокрашеные и костюмные пестротканые и фасонные.
Полушерстяные костюмные ткани вырабатывают с различными химическими волокнами. Содержание в них шерстяного волокна колеблется в широких пределах — менее 70 – 25%, поэтому эксплуатационное свойства полушерстяных и смешанных тканей далеко не одинаковы. Большое количество тканей в группе костюмных гладкокрашеных вырабатывают с вискозным коротким волокном. Типовые гладкокрашеные полушерстяные ткани — шевиот, креп костюмный, диагональ, трико костюмное.
Шевиот, так же как и бостон, вырабатывают саржевым переплетением, окрашивают преимущественно в темные тона полотном или в волокне. Ткань характеризуется большей жесткостью, чем бостон. Поверхность ее с заметной ворсистостью, что достигается применением пушистой пряжи или же повышенной увалкой при наличии в утке пряжи невысокой крутки. Камвольные шевиоты различаются в основном волокнистым составом.
Диагонали — неравнополотные ткани диагоналевого переплетения, гладкокрашеные, плотные, из крученой пряжи, относятся к группе тяжелых (масса 1 м2 — 400—500 г), характеризуются высокой износостойкостью. Используются для форменной одежды, а также для костюмов и пальто (редко).
В ассортименте костюмных тканей с синтетическими волокнами в настоящее время преобладают ткани с вложением волокна лавсан (более 50% общего объема всех тканей). Ткани с лавсаном и изделия из них пользуются спросом благодаря красивому внешнему виду, прочности в носке. Необходимо наряду с облегченными тканями, используемыми для пошива легких летних костюмов, вырабатывать ткани более плотные, с большей массой.
Костюмные ткани с лавсаном могут быть выработаны и с добавлением третьего компонента — вискозного волокна. Они нарядные за счет разноокрашенных просновок, мягкие, с приятным туше, могут иметь мелкую, среднюю и крупную клетку как светлых, так и темных тонов.
Кроме костюмных тканей с лавсаном, изготовляют костюмные ткани с нитроновым коротким волокном. Для увеличения устойчивости тканей к истиранию в смеску пряжи добавляют иногда 10—12% капронового волокна. Следует отметить, что все костюмные ткани с большим содержанием нитрона недостаточно устойчивы к истиранию, поэтому двухкомпонентные ткани, содержащие большое количество нитрона, нецелесообразно использовать в качестве костюмных.
Рисунок 1. – костюмные шерстяные ткани.
Тонкосуконные ткани.
Тонкосуконные ткани по назначению можно подразделить на платьевые, костюмные и пальтовые.
Тонкосуконные ткани вырабатывают из пряжи аппаратного (суконного) прядения, изготовленной из тонкой, полутонкой и полугрубой шерсти. Смески шерсти для суконной пряжи очень разнообразны: натуральная шерсть, обраты, гребенные очесы, восстановленная шерсть, короткое волокно из искусственных или синтетических волокон. Для этих тканей применяют различные переплетения: полотняные — для типовых сукон; саржевые — для тонких шевиотов; атласные — при выработке сукна кастор; комбинированные — для костюмных трико и пальтовых; полутора- и двухслойные — при выработке драпов и др. Большинство тонкосуконных тканей, особенно тяжелые (пальтовые, драпы, сукна), вырабатывают из окрашенного волокна. Для тонкосуконных тканей применяют меланжевую и разноокрашенную пряжу, фасонную цветную пряжу (эпонж, петлистую, с непсом и др.). Ассортимент тонкосуконных тканей разнообразен не только по сырью и структуре, но и по характеру отделки (ворсование, ратинирование, начес, валка и др.).
Большинство тонкосуконных тканей имеют ворсовой застил, полученный в результате валки, или начесно-ворсовой — за счет валки и ворсования. В тканях с ворсовым и начесно-ворсовым застилом переплетение скрыто частично или полностью. Однако некоторые тонкосуконные ткани могут быть безворсовыми (костюмные), они имеют слегка или плотно уваленную гладкую и подстриженную поверхность. На лицевой стороне начесно-ворсовых тканей располагается ворс сравнительно длинный и приподнятый (пальтовые ткани типа бобрика), короткий вспушенный и незапрессованный (велюровый), короткий ровно подстриженный и сильно запрессованный (касторовый) или фигурный, фасонный (ратиновый).
В ассортимент тонкосуконных тканей входят как легкие платьевые ткани, так и тяжелые драпы. Тонкосуконные ткани должны быть равномерно уваленными, тщательно отделанными, упругими, не дряблыми (не «тряпичными»), не жесткими, пластичными при обработке не должны давать большую усадку и лассы (полосы запрессованного ворса от утюга) при обработке. Химические волокна должны быть равномерно распределены в толще материалов, без жгутиков (синтетические волокна), хорошо закреплены, равномерно окрашены, чтобы на гладком фоне готовых тканей не было точек (мушек).
В зависимости от характера лицевой и изнаночной поверхностей различают драпы однолицевые и двухлицевые. У однолицевых тщательно отделана только лицевая сторона, у двухлицевых — обе поверхности ткани. Полутора- и двухслойными переплетениями вырабатывают драпы с различной лицевой и изнаночной поверхностями по волокнистому составу, переплетению (лицевая сторона — одного переплетения, изнанка — другого) и оформлению (например, лицевая сторона гладкокрашеная, а изнаночная — пестротканая в клетку). Драпы таких переплетений могут иметь лицевую и изнаночную поверхности из более качественного сырья, а сырье худшего качества может быть заработано в толщу ткани.
Платьевые ткани. Платьевые тонкосуконные ткани недорогие, легко обрабатываются при пошиве, меньше лоснятся, чем камвольные. Однако они менее формо- и износоустойчивы, имеют большие массу и толщину, что несколько сдерживает расширение их производства.
Костюмные ткани. Большинство костюмных тканей с небольшим содержанием шерсти (20—25%) характеризуется повышенной жесткостью, сминаемостью, быстро теряет товарный вид. Основными в ассортименте костюмных тканей являются трико, ткань костюмная и шевиот. Трико и ткань костюмную выпускают в основном пестроткаными, комбинированных переплетений, легко уваленными, с открытым ткацким рисунком.
Выпускается брючная ткань Джинсовая, оформленная в виде полосок разного ритма — от узких до широких. Эту ткань можно разнообразить по оформлению путем создания теневых эффектов за счет переплетения или цвета, клеток разного масштаба (мелких, вытянутых по вертикали), использования интересных переплетений.
Шевиоты суконные — гладкокрашеные или меланжевые ткани саржевого переплетения, но в отличие от камвольных не имеют четко выраженного рисунка, так как их вырабатывают из аппаратной пряжи и подвергают умеренной валке. Они бывают полушерстяные и смешанные: в основе полушерстяных — хлопчатобумажная или вискозно-лавсановая пряжа, а в утке — чистошерстяная или смесовая суконная пряжа; в основе и утке смешанных — смешанная пряжа из шерсти и вискозного штапельного волокна. Полушерстяные шевиоты вырабатывают уточно-застилочной саржей, при этом лицевой застил образуется за счет суконной пряжи. Из шевиотов шьют мужские и женские костюмы, а также ведомственную одежду. Сукна тонкосуконные — однослойные гладкокрашеные и меланжевые ткани, как чистошерстяные, так и смешанные. Сукна — тяжелые ткани, что достигается длительной валкой. В процессе валки ткань утолщается и уплотняется, значительно изменяются линейные размеры (до 40% по ширине и до 20% по длине), в результате на ткани образуется войлокообразный застил, полностью закрывающий рисунок переплетения. Для изготовления сукон используют тонкую, полутонкую и реже полугрубую шерсть, как однородную, так и смешанную из разных волокон. Сукна чаще вырабатывают полотняными и реже саржевым и атласным (сукно кастор) переплетениями. В полушерстяных и смесовых сукнах содержится 50—80% шерсти.
Сукна характеризуются высокими тепло- и ветрозащитными свойствами, хорошими износостойкостью и формоустойчивостью. При органолептической оценке необходимо учитывать следующие показатели: застилистость, увалку ткацкого переплетения, упругость на ощупь (ремнистость, мягкость), густоту, плотность и устойчивость к закатыванию войлокообразного застила, окраску ткани. Благодаря хорошей пошивочной способности сукна широко используют для изготовления форменной одежды. Из них также шьют женские и детские костюмы и пальто, мужские костюмы, брюки, шаровары, головные уборы и др. Сукна можно использовать для обивки мебели и биллиардных столов, приборные сукна — для петлиц, околышей, деталей форменной одежды.
Пальтовые ткани. Они представлены сравнительно тяжелыми чистошерстяными и полушерстяными тканями, применяемыми для пошива женских, детских и мужских демисезонных и зимних пальто. В торговом прейскуранте эти ткани входят в подгруппы пальтовых и драпов. Пальтовые ткани предназначены для пошива женских и детских зимних и демисезонных пальто. В прейскуранте они объединены в различные по структуре и волокнистому составу группы. Некоторые ткани в пестротканом оформлении применяются для пошива мужских пальто. Ткани для пальто, как правило, имеют рельефную рисунчатую - фактуру поверхности, которая образуется благодаря применению пряжи фасонной, меланжевой или мулине, полотняного, саржевого, мелкоузорчатого, жаккардового переплетений, различных видов отделки. Пальтовые ткани по волокнистому составу бывают чистошерстяные, полушерстяные и смешанные. Большинство пальтовых тканей имеют однослойную структуру. В небольшом количестве выпускают ткани полутораслойные и двухслойные; эти ткани, подвергнутые ворсованию, целесообразно включать в группу драпов.
По внешнему виду пальтовые ткани в основном (около половины) пестротканые, меньше выпускают гладкокрашеных, гладкокрашеных с рельефными рисунками за счет переплетения (диагоналевые, рогожка) и тканей с использованием пряжи фасонной крутки. Вырабатывают также пальтовые ткани рисунчатого оформления с длинным ворсом, крупноузорчатые. Ткани пальтовые фасонные («Завиток», «Полянка») имеют на лицевой поверхности рельефную оригинальную фактуру в виде петлистых завитков. Для выработки их применяют по основе крашеную шерстяную пряжу, к которой прикручена вискозная окрашенная нить. По утку в ткани последовательно чередуются по одной нити крашеная шерстяная пряжа и крашеная фасонная (типа эпонж). Завитки ткани, полученные за счет ровницы, устойчивы, придают ей определенный эффект. Однако при использовании ровницы из неуравненной и короткой шерсти эффект завитка нарушается за счет выдергивания коротких волокон и залахмачивания ткани. Завитки фасонной пряжи часто окрашивают в другие цвета, что придает ткани нарядность. Эти ткани износостойкие, при использовании прочных красителей хорошо сохраняют внешний вид.
В последнее время в шерстяной промышленности вырабатывают пальтовые ткани с длинным содержанием нитронового короткого волокна — от 20 до 50%. Эти ткани имеют, как правило, открытые ткацкие рисунки красивых структуры и цвета. Пальтовые ткани с нитроном предназначены в основном для пошива детских и женских изделий, в меньшем количестве изготовляют ткани для мужской одежды. Детские пальтовые ткани вырабатывают однослойными и с открытым ткацким рисунком, женские—однослойными, полутораслойными, разнообразного оформления (петельные, с буклированной пряжей, длинноворсовые и др).
Драпы вырабатывают чистошерстяные (более половины общего выпуска этих тканей), полушерстяные и смесовые. При выработке этих тканей важно рационально подобрать сырье, структуру и проводить отделку с наименьшими потерями полезных свойств шерстяного волокна для получения драпов с высокими эксплуатационными свойствами. Для выработки драпов применяют шерсть различного качества: тонкую, полутон кую и полугрубую (реже), обраты суконного производства, гребенные очесы, восстановленную шерсть, химические волокна (вискозное, капроновое, нитроновое) и хлопок. Пряжа для драпов должна иметь крутку небольшую и разную в основе и утке по направлению, в этом случае драпы при отделке (валке и ворсовании) приобретают хорошие эксплуатационные свойства. Так, по данным автора, чистошерстяные уточно-застилочные драпы, выработанные из утка с круткой 260 кр/м, имеют более густой и плотный ворс, чем такой же драп, но из утка с круткой 340 кр/м. Устойчивость к истиранию ворсового застила первого драпа на 30% выше, чем второго.
Драпы отличаются высокими тепло- и ветрозащитными свойствами. Поэтому для них важны пористость с закрытыми порами, толщина и масса 1м2, упругость ткани и ворсового застила и воздухопроницаемость, которая должна быть умеренной.
.Ворс - шерстяная, объемная, на ощупь мягкая ткань, поверхность ворсистая/длинноворсная, коротковорсная. Как правило для повышения износостойкости изготавливается с добавлением синтетики и в смеси с другими шерстяными волокнами, за счет этого приобретает дополнительную шелковистость и блеск.
Грубосуконные ткани.
Эти ткани вырабатывают из аппаратной толстой пряжи, используя грубую и полугрубую, а также восстановленную шерсть. В процессе отделки ткани подвергают интенсивной валке, поэтому они характеризуются значительной толщиной и массой, а также жесткостью на ощупь. Грубосуконные ткани бывают чистошерстяные с содержанием шерсти от 90 до 97% (вкладывают капроновое волокно для повышения износостойкости) и смешанные. Масса 1 м2 колеблется в пределах 500—760 г, но большинство вырабатывают с массой 700—760 г.
Грубосуконные ткани высокого качества должны быть хорошо и равно уваленными, плотными, хорошо промытыми, без запаха, незакрашенных целлюлозных волокон, пятен, точек на лицевой поверхности. Они характеризуются хорошими упругими свойствами, малой пластичностью и усадкой (3—4%), высокими тепло- и ветрозащитными свойствами, но плохой драпируемостью. Ассортимент грубосуконных тканей представлен в основном сукнами, в небольшом количестве изготовляют пальтовые и ворсовые ткани
1.3 Факторы, обуславливающие качество
1.3.1 Факторы, формирующие качество
К факторам формирующим качество шерстяных тканей относятся:
· Сырье для производства шерстяных тканей;
· Переплетения тканей.
Эти ткани вырабатывают полотняным, саржевым, комбинированным, двухлицевым и двухслойным переплетениями.
Камвольные ткани вырабатывают главным образом саржевым переплетением, а также комбинированным, жаккардовым и полотняным переплетениями.
Рисунок 2. – ткацкие переплетения:
А –полотняное переплетение
Б – саржевое переплетение
В – атласное переплетение
Г – сатиновое переплетение .
Основные признаки высококачественного чистошерстяного и полушерстяного драпа: хорошая увалка, отсутствие дряблости и тряпичности, тщательная промывка, прочная окраска (особенно к действию светопогоды), аккуратная отделка лицевой поверхности и изнанки (двухлицевых), равномерный по густоте ворс. Износостойкость драпов во многом определяется устойчивостью ворсового застила: чем лучше сохраняется ворсовой застил в эксплуатации, тем долговечнее изделие. Поэтому при ворсовании драпов очень важно получить хороший ворсовой застил. При высоких эффективных скоростях ворсования (более 10 м/мин) происходит не вытаскивание волокон, а разрывание. В результате ворсовой застил имеет много коротких волокон, которые при эксплуатации быстро вытираются, поверхность ткани оголяется до структуры, ткань теряет товарный вид.
Свойства влияющие на срок службы ткани:
- прочность при растяжении - этот показатель характеризуется разрывной нагрузкой;
- растяжимость ткани влияет на формоустойчивость, зависит от сырьевого состава и структуры ткани;
- стойкость к истиранию влияет на износостойкость ткани. Наиболее стойкие к истиранию капроновые, лавсановые, вискозные ткани;
- усадка, или изменение размеров после мокрых и тепловых обработок- важное свойство ткани. Усадка зависит от сырьевого состава ткани и крутки нитей. Наибольшую усадку имеют ткани из целлюлозных волокон, наименьшую - из синтетических волокон;
- стойкость к многократному растяжению влияет на срок службы;
- стойкость к свету и светопогоде важна для оценки качества тканей, подвергающихся длительному воздействию света или светопогоды (гардинно-тюлевые и др.).
1.3.2 Факторы, сохраняющие качество шерстяных тканей
Упаковка сохраняет качество текстильных шерстяных товаров при хранении и транспортировке.
Упаковка бывает первичной (внутренней) и внешней (для транспортирования и хранения).
Ткани складываются и формируются в куски. В кусок комплектуются отрезы ткани одного артикула, сорта, цвета, рисунка и т. д. Способы складывания указываются в стандартах. Куски ткани упаковывают в бумагу или полиэтиленовую пленку. Если ткани сложены во всю ширину, оба торца оставляют открытыми, У тканей, сложенных вдвое, оставляют открытым один торец. Ткани светлых тонов, бельевые, портьерные упаковывают со всех сторон.
Для транспортирования ткани упаковывают в кипы, мешки, тюки, рулоны, а ткани ворсовые, креповые и др., которые недолжны быть подвергнуты прессованию, — в жесткую тару — ящики. Кипы относятся к полужесткой таре. Куски ткани, обернутые бумагой и обтянутые лентой или тесьмой, находятся в кипе в спрессованном состоянии. Кипа обтягивается металлической лентой или проволокой.
Маркировка тканей
Ткани маркируют клеймом и товарным ярлыком из картона или плотной бумаги. Клеймо наносят контрастной смываемой краской на изнаночную сторону ткани, краска не должна проходить на лицевую сторону ткани. Клеймо наносят на оба конца куска, вдоль среза на расстоянии не более 10 мм от края куска или кромки. На клейме указывают наименование предприятия-изготовителя, номер контролера ОТК, а также длину ткани в куске.
На товарном ярлыке указывают наименование предприятия-изготовителя, его товарный знак, местонахождение, наименование ткани, артикул, количество отрезов в куске, его общий метраж, сорт, вид применяемых волокон, их процентное содержание, вид специальной отделки, устойчивость окраски.
На каждое грузовое место составляют кипную карту, в которой указывают основные сведения об упакованных материалах. На оборотной стороне кипной карты наклеивают образцы рисунков и расцветок материалов с указанием количества кусков каждого рисунка и расцветки.
Хранение
Текстильные шерстяные материалы хранят в складских помещениях в упакованном виде. Складские помещения должны быть сухие, чистые, проветриваемые. Их следует защищать от попадания прямых солнечных лучей. Температура храпения — 15—18°С, относительная влажность — 60—65 %. При повышенной температуре текстильные материалы высыхают, становятся малоэластичными и жесткими. При относительной влажности воздуха более 70 % текстильные материалы отсыревают и разрушаются в результате развития микроорганизмов. При длительном воздействии прямых солнечных лучей текстильные материалы выцветают. Но, так как ультрафиолетовые лучи замедляют развитие многих микроорганизмов, в складские помещения, где хранят ткани, должен быть обеспечен доступ света. Шерстяные материалы следует предохранять от моли противомолевыми средствами и периодически их просматривать.
1.4 Характеристика дефектов и причин их возникновения
Дефекты ткачества различают местные и распространенные. Местные дефекты расположены на ограниченном участке ткани; распространенные — по всей длине куска ткани или на его значительной части.
К местным дефектам относят следующие:
близна — отсутствие одной или нескольких нитей основы в результате их обрыва;
пролет — отсутствие одной или нескольких уточных нитей по всей ширине ткани или на ограниченном участке вследствие обрыва нити;
забоина, недосека — уплотненный (забоина) или разреженный (педосека) участок ткани по всей ее ширине.
К распространенным дефектам относятся:
парочка (двойники) — сдвоенные нити основы, одинаково переплетенные с утком;
рассечка — раздвинутые нити основы по длине куска ткани мследствие нарушения плотности зубьев берда;
полосы по основе и утку — дефекты, возникающие в результате применения нитей различной толщины или интенсивности окраски.
2. Практическая часть
2.1. Обоснование выбора и характеристика объектов исследования
В ассортименте текстильной продукции наибольший удельный вес занимают натуральные ткани. Исследования показали, что именно натуральные ткани пользуются повышенным спросом, так как обладают высокими положительными потребительскими свойствами: гигиеническими, экологическими и др.
Ассортимент шерстяных тканей очень разнообразен, что обусловлено большим количеством видов волокон и нитей, применяемых для их выработки, различными параметрами строения и видами отделок. Часть тканей, пользующихся устойчивым покупательским спросом, вырабатывается без изменения десятки и даже сотни лет. Такие ткани называют классическими или типовыми. Другая часть ассортимента постоянно обновляется.
Благодаря последней разработке, созданной в университете Дикина, вещи из шерсти-хамелеона могут стать новой тенденцией в моде. По крайней мере, так считает аспирантка Тун Чэн (Tong Cheng), изготовившая полимер, который придаёт шерстяной ткани способность обратимо менять цвет под действием солнца и дополнительно защищать человека от вредных ультрафиолетовых лучей.
Стоит отметить, что обычными методами ещё никому не удавалось окрасить шерсть фотохромными красками. В данном же случае обработанный образец ткани ничем не отличается от необработанного: ткань свободно драпируется и на ощупь остаётся такой же мягкой.
Эту высокотехнологичную ткань можно стирать в обыкновенной стиральной машине, не боясь ухудшить её качества.
Секрет кроется в специально созданном для окрашивания шерстяных тканей полимере (на основе кремниевой матрицы, полученной с помощью золь-гель метода), который содержит в себе огромное количество крошечных пор, удерживающих краситель.
Сложность состояла в том, что краситель должен не только хорошо удерживаться в порах (то есть размер пор в полимере должен быть не слишком большим), но и быстро менять цвет, а сам полимер хорошо удерживаться на ткани и при этом не менять её фактуру.
Ассортимент шерстяных тканей продолжает расширяться, а значит его необходимо изучать и пополнять новыми пунктами, а также более серьезно относиться к качеству производимых тканей.
Описание взятых для исследования образцов:
Образец 1 : тонкосуконная полушерстяная (шерсть + лавсан) плательная ткань бежево - серого цвета.
Образец 2 : бостон – чистошерстяная костюмная ткань коричневого цвета.
2.2.Характеристика органолептических методов оценки качества шерстяной ткани
· Линейные размеры образцов:
Оба образца имеют линейные размеры 10 10 (см.)
· Вид переплетения:
Образец 1: саржевое переплетение.
Образец 2: саржевое переплетение.
· Линейная плотность (толщина нитей в Текс), конструкция нитей: берутся 50 нитей основы и 50 утка длиной 10 см. каждая, измеряется их масса, полученное значение подставляется в формулу: Т = масса о,у : 5 1000
Образец 1: основа – комплексная текстильная нить (То = 40г/м);
уток – комплексные текстильные нити (Ту = 37,2г/м).
Образец 2: основа – крученая нить (То = 33,8г/м);
Уток – крученая нить (Ту =30г/м).
· Фактическая плотность образцов - определяется подсчетом количества нитей основы и утка на образце размером 100 см. квадратных:
Образец 1: основа = 177; уток = 180.
Образец 2: основа = 79; уток = 82.
· Установление относительной плотности образцов: осуществляется по формуле:
Ео,у = ( По,у : С 1000:То,у) 100
Образец 1: Ео = 88,5%;
Еу = 90 %.
Образец 2: Ео = 65,85;
Еу = 68,3%.
2.3 Характеристика физико – механических методов оценки качества шерстяной ткани
2.3.1 Метод определения изменения размеров после мокрых обработок, стирки или химической чистки.
Испытание проводится по ГОСТ 30157.0 – 95.
Сущность метода заключается в определении изменения расстояний между метками, нанесенными на элементарную пробу полотна, после обработки в водном растворе (замочка).
Изменение размеров характеризуется отношением изменения расстояний между метками элементарной пробы после мокрой обработки к первоначальному расстоянию и выражается в процентах.
После завершения испытания образцы выдерживают в стандартных климатических условиях до постоянной массы. А затем измеряют расстояние между метками линейкой с погрешностью до 1мм. Вычисляют среднее арифметическое значение расстояния между метками до мокрой обработки L0 и после нее L1 отдельно в направлении основы и утка.
Изменение размеров после мокрой обработки вычисляют по формуле:
A= (L1 – L0) : L0100;
Результаты вычисления округляют до первого десятичного знака.
Изменение размеров имеет отрицательное значение, если расстояние между метками уменьшается, и положительное – если расстояние увеличивается.
2.3.2 Метод испытания устойчивости окраски к стиркам
Метод основан на перемешивании рабочей пробы со смежными тканями в стиральных растворах при определении температуре и времени.
Проведение испытания : (проводят по ГОСТ 9733.2, ГОСТ 9733.4)
Состав растворов для стирок, условия проведения испытания и модуль ванны в зависимости от метода испытания. Приготовленные составные рабочие пробы помещают в емкость, заливают раствором, предварительно нагретым до соответствующей температуры и обрабатывают. По окончании испытаний рабочие пробы вынимают, дважды прополаскивают в холодной дистиллированной воде, затем в холодной проточной воде в течении 10 мин, после этого отжимают, расшивают, сушат.
Оценку устойчивости окраски испытуемой рабочей пробы по изменению первоначальной окраски проводят по ГОСТ 2846 - 82. Устойчивость окраски зависит от насыщенности цвета, поэтому для ее оценки установлена стандартная степень интенсивности окраски.
Обработка результатов :
Для оценки устойчивости окраски к физико-химическим воздействиям служат:
· Окрашенный материал, не подвергшийся испытаниям;
· Окрашенные образцы после их испытания;
· Образцы смежных тканей, подвергавшиеся к испытанию вместе с окрашенными образцами;
Шкалы эталонов :
Оценку устойчивости окрасок к мокрым обработкам проводят не ранее, чем через 1 час после высушивания образцов.
Оценку устойчивости окрасок проводят визуальным сравнением контраста между образцами до и после испытания с контрастами серых эталонов.
Образцы окрашенных материалов или смежную ткань до и после испытания располагают радом друг с другом в одной плоскости с ориентацией в одном направлении. При необходимости образец складывают несколько слоев, чтобы избежать его просвечивания.
Сравниваемые поверхности должны освещаться дневным светом под углом 450 . Изменение окраски образца может проявиться в изменение ее интенсивности, оттенка, чистоты или в комбинации этих свойств.
Оценка выставляется в баллах от 3 – 7, в зависимости от интенсивности окраски.
3.Эксперементальная часть
3.1 Анализ физико- механических показателей качества
№ образца |
Изменение размеров после мокрых обработок (замачивания) | Устойчивость окраски к стиркам |
Образец 1 |
1,35% по основе 1,3% по утку |
4 балла (максимальный балл для данной интенсивности окраски ) |
Образец 2 |
3,75% по основе и утку |
5 баллов (максимальный балл для данной интенсивности окраски) |
Вывод по испытанию 1:
Так как образец 1 является тонкосуконной платьевой тканью, то должен являться малоусадочной тканью (изменение линейных размеров после мокрой обработки должно быть не более 3,5% по основе и утку), что полностью подтвердилось в результате проведенного испытания (1,35% 3,5%).
Образец 2 является чистошерстяной тканью, поэтому для него характерна большая усадка, чем для образца 1. В ходе испытания было установлено, что образец 2 является усадочной тканью, так как изменение линейных размеров после мокрой обработки составило 3,75% 3,5%, но не превышает 5% по основе и 4% оп утку.
Оба образца соответствуют требованиям стандарта.
Вывод по испытанию 2:
В ходе проведения испытания оба образца показали одинаковые результаты, а именно:
· После стирки не изменился первоначальный цвет и полностью совпал с цветом эталона (образца, не подвергавшегося стирке);
· Образцы смежных тканей, подвергавшиеся к испытанию вместе с образцами 1и 2 не окрасились.
Оба образца относятся к группе устойчивости окраски: особо прочная.
Выводы и предложения
Проблема качества продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.
Происходящий в России с большими трудностями переход к рыночной экономике заставляет по-новому взглянуть на проблему качества исходя из того, что если не сегодня, то завтра развитой конкурентный рынок будет диктовать уровень и динамику развития качества продукции, определять конкурентоспособность ее изготовителей.
Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции.
В связи с этим целью данной работы являлась систематизация, накопление и закрепление знаний о качестве шерстяной ткани и ее ассортименте.
В соответствии с поставленной целью в работе были решены следующие задачи:
- исследована наиболее полная, на сегодняшний день, классификация шерстяных тканей;
- рассмотрены факторы, формирующие качество шерстяной ткани;
-изучены нормативные документы, устанавливающие показатели качества и определяющие методы испытания шерстяной ткани;
-охарактеризованы дефекты швейного текстиля и причины их возникновения;
- исследован порядок проведения экспертизы качества шерстяной ткани.
Оба испытуемых образца показали хорошие результаты в области качества, это означает, что производители шерстяных тканей всерьез озабочены тем, продукцию какого качества используют потребители. Так же за последние годы пополнился ассортимент шерстяных тканей, а значит производители заботятся о том, чтобы удовлетворить и эстетические потребности потребителей.
Однако нужно продолжить улучшать функциональные свойства шерстяных тканей, вносить изменения в сырьевой состав и постоянно, еще больше, совершенствовать товарный вид и качество шерстяного текстиля.
Список литературы
1. Баженов В.И. Материалы для швейных изделий, М.: 2000.
2. Бочкарева Т. А. Финансовый анализ : Учеб. пособие. Ч.1 / Бочкарева, Татьяна Афанасьевна; Хабаровск. гос. акад. экономики и права. Каф. аудита и эконом. анализа. - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2001.
3. Будник А. В. Повышение маркетинговой активности предприятия на основе совершенствования технологии. - М., 2003.
4. Вишневская Л.И., Таловикова Л.В. Оптимизация ассортимента шерстяных тканей на основе маркетинговых исследований // Товарный консалтинг и аудит качества: Современные проблемы товароведения: Доп. Материалы Всерос. науч.-практич. конференции. – Екатеринбург: УрГЭУ, 2005.
5. Додонкин Ю.В., Кирюхин С.И. Ассортимент, свойства и оценка качества тканей, 2003.
6. Зуева О.Н., Вишневская Л.И. Реализация потребностей населения в шерстяных тканях на основе маркетинговых исследований // Государство и рынок: Труды VI Международного Российско-Китайского симпозиума. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2005.
7. Кондратьева О.В. Формирование и оценка качества шерстяных тканей // Торгово-экономические проблемы регионального бизнес–пространства: материалы международной научно–практической конференции. 14–15 апреля 2004 г.: в 3 т. Т. 2 / Под общей ред. А.Л. Шестакова. – Челябинск: Изд–во ЮУрГУ, 2004.
8. Кондратьева О.В. Проблемы и перспективы развития рынка шерстяных и шелковых тканей /2005 г.: в 3 т. Т. 1 / Под общей ред. А.Л. Шестакова. – Челябинск: Изд–во ЮУрГУ, 2005.
9. Товароведение текстильных, швейных, трикотажных и пушно-меховых товаров/ Под ред. Г.А. Борисова, М.: 2000.
10. Пархоменко В.Г. Товароведение текстильных товаров, М.: 2004.