Великие географические открытия, их значение в мировой экономике

СОДЕРЖАНИЕ: Понятие, содержание и предпосылки Великих географических открытий, их главные последствия. Степень участия русских путешественников и исследователей в данном процессе. Экономические причины усиленного внимания русских к географическим открытиям.

1. Каковы на ваш взгляд предпосылки Великих географических открытий. В чем их главные последствия? Какова степень участия русских путешественников и исследователей

географический открытие русский исследователь

В конце XV – середине XVII в. произошли Великие географические открытия. Великими они называются благодаря их исключительному значению для судеб Европы и всего мира.

Эпоха Великих географических открытий делится на два периода:

- Испано-португальский период (конец XV – середина XVI в.) Важнейшими из открытий в этот период стали: открытие Америки (первая экспедиция Колумба в 1492 г.); открытие морского пути в Индию – Васко да Гаммой (1497–1498); первое кругосветное мореплаванье Ф. Магеллана (1519–1522).

- Период русских и голландских открытий (середина XVI– середина XVII в). К нему относятся: Открытие русскими всей Северной Азии (от похода Ермака до плаванья Попова-Дежнева в 1648), голландские тихоокеанские экспедиции и открытие Австралии.

Предпосылки Великих географических открытий

Великие Географические открытия были подготовлены всем ходом экономического развития Европы. В конце XV в. европейская торговля со странами Востока переживала кризис. С образованием Османской империи торговые пути Средиземноморья были отрезаны. В XV в. странам Западной Европы стал остро ощущаться недостаток золота и серебра как средства обращения. К поиску новых торговых путей и золота устремилось обнищавшее дворянство, которое составило основную массу конкистадоров (завоевателей). Государство, нуждавшееся в деньгах, вынуждено было пойти на затраты по финансированию морских экспедиций.

Так же важной предпосылкой Великих географических открытий стали успехи европейской науки и техники. Прежде всего, развитие кораблестроения и техники мореплаванья. В XIV–XV вв. была создана предназначенная для океанского плаванья каравелла – быстроходное судно с вместительными трюмами, усовершенствованы навигационные приборы – компас и астролябия, уточнены географические карты, утвердилась концепция шарообразности Земли.

Последствия Великих географических открытий

Географические открытия привели к глубоким изменениям в экономике Европы.

1. Произошло значительное расширение сферы мировой торговли (например: если к 1400 г. европейцам было известно 50 из 510 млн. земной поверхности, то к 1500 г. обследованная площадь достигла 110 млн. , а к 1600 г. – 310 млн. .)

2. Торговое освоение новых земель привело к включению в мировой товарооборот продуктов, ранее не известных европейцам: табака, какао, кофе, чая, риса и особенно сахара. Объем торговли значительно увеличился. (например: если венецианцы ежегодно доставляли в Европу более 200 т перца, то после открытия морского пути в Индию стали привозить до 7000 т пряностей.)

3. Великие географические открытия привели к перемещению торговых путей в океаны – Атлантический, Индийский и Тихий. В центре мировых торговых путей оказались Испания и Португалия. Новые торговые пути по Атлантическому океану повысили значение в международной торговле Нидерландов, Англии и Франции.

4. С расширением торговли, появлением множества новых товаров возникли новые формы организации торговли. В Европе появился постоянно действующий рынок – биржа. Сначала это была специальная площадь для сделок, а в 1531 г. возвели здание биржи. На бирже выполнялись операции с ценными бумагами.

5. Одним из последствий Великих географических открытий была «революция цен», вызванная притоком в Европу золота и серебра, давшая мощный импульс первоначальному накоплению капитала в Европе (например: в течение XVI в. приток золота из Америки в Европу возрос более чем в два раза, серебра – более чем втрое) Как следствие, в Испании цены возросли в 4,5 раза, в Англии – в 4 раза, во Франции в 2,5 рара, в Италии и Германии – в 2 раза. При этом цены на продукты сельского хозяйства выросли в гораздо большей степени, чем на промышленные товары, а предметы первой необходимости подорожали сильнее предметов роскоши. Это объяснялось падением стоимости драгоценных металлов как товара.

6. Также в результате открытий появилась система колониального господства и колониальной эксплуатации. Первоначально основным методом эксплуатации колоний был открытый грабеж. Впоследствии широкое распространение получила налоговая система. Но главные доходы от эксплуатации колоний приносила торговля.

Таким образом, Великие географические открытия создали базу для возникновения мирового хозяйства и рынка, изменений в организации торговли, промышленности, подъема сельского хозяйства европейских стран.

Участие русских путешественников и исследователей

Русский народ внёс в великие географические открытия первой половины XVII в. значительный вклад. Русские путешественники и мореплаватели совершили ряд открытий (преимущественно на северо-востоке Азии), обогативших мировую науку.

Причиной усиленного внимания русских к географическим открытиям являлось дальнейшее развитие товарно-денежных отношений в стране и связанный с этим процесс складывания всероссийского рынка, а также постепенное включение России в мировой рынок. В указанный период отчётливо наметились два основных направления северо-восточное (Сибирь и Дальний Восток) и юго-восточное (Средняя Азия, Монголия, Китай), по которым двигались русские путешественники и мореходы.

Большое познавательное значение для современников имели торгово-дипломатические поездки русских людей в XVI–XVII вв. в страны Востока, обследование кратчайших сухопутных маршрутов для сообщения с государствами Средней и Центральной Азии и с Китаем.

К середине XVII в. русскими были основательно изучены и описаны пути в Среднюю Азию. Обстоятельные и ценные сведения этого рода содержали посольские отчёты («статейные списки») русских послов И.Д. Хохлова (1620–1622 гг.), Анисима Грибова (1641–1643 и 1646–1647 гг.) и др.

Большое значение в истории географических открытий той эпохи имело обследование огромных пространств севера и северо-востока Азии от Уральского хребта до побережья Ледовитого и Тихого океанов, т.е. всей Сибири.

Присоединение Сибири было начато в 1581 г. походом отряда казацкого атамана Ермака Тимофеевича. Поддержанный правительством поход Ермака (1581–1584 гг.) привёл к падению Сибирского ханства и присоединению Западной Сибири к Русскому государству.

Ещё в середине XVI в. упоминаются плавания русских полярных мореходов из европейской части страны к устью Енисея. Они продвигались вдоль побережья Ледовитого океана. Пользовались русские мореходы XVI–XVII вв. компасом («маткой») и картами. В первые два десятилетия XVII в. уже существовало довольно регулярное водное сообщение западносибирских городов. Продвигаясь на восток в тайгу и тундру Восточной Сибири, русские открыли одну из крупнейших рек Азии – Лену. В 1633 г. из устьев Лены вышли на восток на ночах отважные мореходы Иван Ребров и Илья Перфильев, которые дошли морем до р. Яны, а в 1636 г., тот же Ребров совершил новое морское путешествие и достиг устья Индигирки.

Почти одновременно по материку в северо-восточном направлении двигались отряды русских служилых и промышленных людей (Иванова и др.), открывшие упомянутые реки с суши.

Важным открытием па северо-востоке Азии завершилась в начале 40-х годов ХVII в. экспедиция Михаила Стадухина. Отряд казачьего десятника и купца Стадухина, в котором находился Семён Дежнев, спустившись на коче по Индигирке, в 1643 г. морем дошёл на «Ковыму реку», т.е. достиг устья реки Колымы. Здесь было заложено Нижне-Колымское зимовье, из которого несколькими годами позже вышли в свое знаменитое плавание вокруг северо-восточной оконечности азиатского материка кочи казака Семёна Ивановича Дежнева и промышленного человека Федота Алексеева (известного под фамилией Попов).

Выдающимся событием этой эпохи явилось открытие в 1648 г. пролива между Америкой и Азией, сделанное Дежневым и Федотом Алексеевым (Поповым).

Имеются основания считать, что и Камчатка в середине XVII в. была открыта русскими людьми. По позднейшим известиям, коча Федота Алексеева и его спутников достиг Камчатки, где русские долго жили среди ительменов. Память об этом факте сохранилась среди местного населения Камчатки, и русский учёный первой половины XVIII в. Крашенинников сообщил о нём в своём труде «Описание земли Камчатки». Есть предположение, что часть судов экспедиции Дежнева, исчезнувшая по пути к Чукотскому носу, добралась до Аляски, где основала русское» поселение. В 1937 г. во время земляных работ на Кенайском полуострове (Аляска) были обнаружены остатки жилищ трёхсотлетней давности, которые отнесены учёными к числу построенных русскими людьми.

Кроме того, Дежневу и его спутникам принадлежит заслуга открытия островов Диомида, на которых жили эскимосы, и обследования бассейна реки Анадырь.

Открытие Дежнева – Алексеева нашло отражение на географических картах России XVII в., на которых отмечался свободный морской проход от Колымы до Амура. В течение 1643–1651 гг. состоялись походы русских отрядов В. Пояркова и Е. Хабарова на Амур, доставившие ряд ценных сведений об этой не изученной европейцами реке.

Итак, на протяжении сравнительно короткого исторического периода (с 80-х годов XVI в. до 40-х годов XVII в.) русские люди прошли по степям, тайге, тундре через всю Сибирь, проплыли по морям Арктики и совершили ряд выдающихся географических открытий.

Список литературы

1.«История экономики» под редакцией О.Д. Кузнецовой, И.Н. Шапкиной. – Москва ИНФРО – м, 2005

2.«История мировой экономики» под редакцией Г.Б. Поляка, А.И. Марковой – М: ЮНИТИ, 2006

3.Лойберг М.Я. «История экономики» – Москва ИНФРО – м, 2001

Скачать архив с текстом документа