История ландшафтного дизайна. Китайские сады
СОДЕРЖАНИЕ: На развитие китайского садово-паркового искусства оказали очень сильное влияние философские течения Востока, сформировавшие совершенно особое мировоззрение общества.Китайская традиция паркостроения насчитывает более 3 тысяч лет. К сожалению, наиболее древние культурные ландшафты не сохранились, но подходы к выбору их географической основы и способы достижения художественной выразительности были сохранены и воплотились в более поздних ансамблях.
На развитие китайского садово-паркового искусства оказали очень сильное влияние философские течения Востока, сформировавшие совершенно особое мировоззрение общества. Другими факторами, естественно, являлись национальные традиции и физико-географические условия территории.
Отделенный от внешнего мира пустынями с северо-запада, высокими хребтами с запада и Тихим океаном с востока, Китай на протяжении почти двух тысяч лет оставался замкнутой цивилизацией, основанной на земледелии. Длительная изоляция способствовала тому, что китайская культура обрела ярко выраженные самобытные черты, а позже ее влияние проникло в Центральную Азию, Индокитай, Корею и Японию.
Главное в искусстве создания китайского сада - это умение в «меньшем увидеть наибольшее» не просто увидеть, но и сказать об этом. В использовании ландшафтных компонентов прежде всего видели возможность выявления самобытности каждой вещи. Этот способ мог выступать в виде контраста двух берегов одного ручья — оголенного и поросшего растительностью. Он распространялся и на цветочные композиции (контраст цвета, формы растений, линий и объема). Он мог быть, наконец, взаимопроникновением спокойного и изменчивого, как отражение луны на ряби водной поверхности (традиционный образ в Китае).
Открытость миру предполагает умение чутко внимать ему. Китайский сад предполагает и воспитывает необыкновенно обостренную чувствительность, способность погрузиться в мир микровосприятий. Лучшее тому подтверждение — представление о саде как о мире в миниатюре. В китайской традиции огромное значение приобретает символика не только используемых ландшафтных компонентов (растительности, рельефа, водных ресурсов), но и архитектурных сооружений. Вне зависимости от принадлежности к той или иной школе, сад в китайском понимании — это целый мир, вмещающий жизнь человека, своеобразный «мир в мире». Здесь следует отметить такое самобытнейшее и поразительное изобретение Китая, как миниатюра, или «сады на подносе». Растить сад - все равно что создавать миниатюру: и то и другое требует неистощимого терпения и невозмутимого покоя души.
Сады Китая отличаются необыкновенным разнообразием, и их невозможно свести к условностям того или иного стиля. Несмотря на то, что в Китае насчитывается как минимум шесть условных типов садов (сады при императорских дворцах, при императорских гробницах, при храмах, сады естественных пейзажей, домашние сады, сады ученых), тем не менее, в целом китайские мастера придерживались двух основных школ садово-паркового искусства - северной и южной.
Главной особенностью южной школы является создание на небольших участках земли миниатюрных садов, внутри которых размешались архитектурные сооружения, мостики, водоемы, гроты, редкие виды деревьев и красивоцветущих кустарники. Для северного направления свойственно проектирование культурных ландшафтов на обширных территориях, с устройством огромных водоемов и достаточно крупных форм рельефа.
Что же можно сказать про использование ландшафтных компонентов?
Вода была обязательной принадлежностью китайских садов. В самых знаменитых садах она занимала более половины территории. Водная стихия предстает в двух разных, но равнозначных качествах. С одной стороны, она — зеркало мира, воплощение покоя. С другой стороны, вода — примета вечного движения, текучести, постоянных перемен.
В садах Китая вода - постоянная спутница человека. Водоемы не имеют высоких берегов и облицовки, отделяющих водную гладь от мира людей. Павильоны на островках строились с таким расчетом, чтобы периметр фундамента сооружения максимально приближался к величине острова, что создавало впечатление, будто они «вырастают» прямо из пруда и смотрятся в свое отражение. Дорожка также вьется над самой водой, а через потоки перекинуты «верблюжьи» мостики. Значительная часть пространства водоемов занята нимфеями и лотосами. Даже крыши павильонов строили таким образом, чтобы дождевая вода низвергалась с них на камни, как настоящий водопад. Не следует забывать и о практическом назначении садовых водоемов: из них брали воду для хозяйственных нужд, они служили местами пикников и прогулок, и т.д.
Другим непременным элементом садовых пейзажей были камни. По традиции камень считался материалом, сочетающим в себе природные и антропогенные качества, поскольку он создан природой, но поддается обработке человеком. Поэтому камень в китайском саду как бы уравновешивал природные стихии дерева и воды и знаки человеческого присутствия — архитектурные сооружения.
В композиции китайского сада использовались искусственные горки из камней без применения растительности. В Китае их создание называли «особой наукой», которой занимались целые артели мастеров. Особая тонкость этого искусства состояла в соблюдении гармонии и меры, поэтому не все ценители садово-паркового искусства относились к их проектированию однозначно.
Традиционный китайский сад выделялся богатой и разнообразной растительностью, причем чем южнее он размещался, тем богаче был его флористический состав. Нередко он включал в себя плантации плодовых деревьев и участки, засеянные лекарственными травами. В любом саду росли благородные породы деревьев. На первое место китайцы ставили вечнозеленую сосну — символ неувядающего благородства. Популярен был и бамбук. Почти в каждом китайском саду можно встретить «деревья счастья» — сливу и персик, а также гингко, ивы, тополя, магнолии и различные виды банановых. Как и в естественном китайском пейзаже, цветовая гамма садовой флоры довольно сдержанна: внимание наблюдателя привлечено главным образом к формам растений, а также к игре света и тени.
Обширнейшую отрасль китайского садоводства составляло разведение декоративных цветов. Наибольшее поклонение вызывал пион, заслуживший титул «царя цветов» (было выведено более сотни его сортов). Хризантемы, гортензии, розы, нарциссы, гиацинты выращивались повсеместно, на юге увлекались орхидеями. Из водяных цветов предпочтение отдавалось лотосу.
Цветы в китайских садах высаживали и на клумбах, и в виде беспорядочных зарослей у воды, и в отдельных горшках. Китайский сад не знает лишь травяных газонов: формально выделенное пустое пространство чуждо его эстетическим принципам. Разнообразие цветов и способов их выращивания связано с духом эксперимента, стремлением испытать свойства растений, особенности их роста. Тем же интересом к эксперименту рождена и такая оригинальная черта, как выращивание карликовых деревьев, с большим успехом распространившаяся в более позднее время в Японии.
Назначение сада в Китае не исчерпывалось демонстрацией разнообразия форм и свойств растительной жизни. Другое, и даже более важное, его призвание состояло в том, чтобы вызвать у зрителя философское настроение, указывая на текучий, временный характер жизни. Растительность выступала знаком определенного момента, ситуации, настроения.
Обыкновенно в саду создавали уголки, предназначенные для посещения в разные времена года. Так, обязательными атрибутами «зимних» пейзажей были сосны и цветущая в эту пору слива с розовыми ароматными цветками, а также некоторые другие морозоустойчивые растения. Весенние пейзажи составлялись из вишни, жимолости, миндаля, ранних роз, фиалок, нарциссов и др. В «летних» уголках выращивались летние цветы и лиственные деревья - дуб, бук, ясень, платан. В осеннюю пору наслаждались благоуханием мандариновых деревьев.
Китайский парк немыслим не только без всего богатства природного мира, но и без архитектурных сооружений, обозначающих человеческое присутствие. Среди них можно встретить жилые здания и террасы, павильоны и беседки, кабинеты и башни, домики для чаепития и музицирования, дворики и крытые черепицей галереи, позволяющие любоваться парком при любой погоде, тем не менее в пространстве сада нет никаких нарочитых сочетаний и композиций.
Одним из основных принципов ландшафтного проектирования в Китае является соответствие, или даже единение архитектуры и пейзажа, где каждое строение занимает свое уникальное место в садовом комплексе, каждая архитектурная деталь имеет свою меру и ритм, задает свой собственный стиль. Архитектура сводилась большей частью к строгим, не подверженным капризам моды геометрическим структурам. Во многих районах Китая существовал обычай придавать даже дверным проемам форму круга, как бы уравновешивающего прямоугольник самого помещения. Не были редкостью двери в виде восьмиугольника или тыквы-горлянки — знаков космического цикла перемен. Передать связь между внешним и внутренним пространством наилучшим образом удается через окно. Оно всякий раз открывает живописный вид или даже серию видов, представая своего рода «живой картиной». Дом открывается саду, а сад входит в дом.
Особым образом садово-парковое искусство соотносилось с литературой надписи - обязательная принадлежность каждого китайского дома и сада. В садах наносили на стены стихи и памятные надписи; отдельные дворики и строения имели свои поэтические названия, запечатлевавшиеся письменно (например, Беседка Ожидания Инея, Павильон Водной Ряби, Терраса Запаха Коричного Дерева и т.д.), террасы и павильоны украшались парными изречениями, письмена выбивали на камнях и специальных каменных столбах и стелах. Слово в садовом пейзаже как бы восполняло недостатки чувственного восприятия, призывало внимать тому, чего, казалось бы, и нет вокруг, но что являлось как нельзя более естественным для данного места. Контраст пейзажа и надписи, подобно контрасту слова и образа на живописном свитке, стимулирует воображение к творчеству.
Как и в других странах, сады в Китае обязательно огораживались, поскольку они символизировали рай на Земле. По китайским представлениям, стена сада не ущемляла его естественности, а наоборот, выделяла пространство сада, как раз и делала его «миром в мире». С практической точки зрения она обозначала границу усадьбы хозяина или его земельных владений. С другой стороны, она была также частью окружающего ландшафта, поскольку не только строилась с таким расчетом, чтобы не разрушить рельеф местности, но и следовала его складкам, взбегая вверх и ныряя вниз по склонам холмов подобно «извивающемуся дракону» (один из традиционных мифологических образов в Китае и Японии). Кстати, образ дракона на Востоке всегда почитался как хранитель жизни, покровитель водной стихии. Позже его стали почитать как более «домашнего» защитника (человека, дома, храма и др.). Поэтому с определенной долей воображения можно увидеть в причудливых изгибах стены и некоторое подобие дракона, защищающего пространство сада.