ивное исследование
СОДЕРЖАНИЕ: Использование икт в Шегарской средней общеобразовательной школе №1Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шегарская средняя общеобразовательная школа № 1»
Реферативное исследование
ИКТ в образовании:
добавка или панацея?
Каличкина Светлана Владимировна,
учитель начальных классов.
Мельниково
2010
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы применения ИКТ на уроках……………….4
Глава 2. Использование ИКТ в Шегарской средней общеобразовательной школе № 1…………………………………….10
Заключение………………………………………………………………………14
Список использованной литературы…………………………………………15
Введение
Процессы информатизации современного общества, являясь необратимыми, проникают во все сферы деятельности человека, к числу которых в полной мере относится и образование. Информатизацию образования принято считать третьей революцией в сфере образования, которая может оказать более радикальное воздействие на способы мышления и обучения, чем две предыдущих образовательных революции, порожденные изобретением алфавита и печатного станка[03].
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ). В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Применительно к совершенствованию методической системы обучения можно отметить, что средства ИКТ являются инструментом, не только доставляющим различные знания по той или иной дисциплине, но и средствами, усиливающими творческие возможности обучаемого, возможности проводить исследования, формировать активные и индивидуализированные стратегии обучения.
На современном этапе развития школьного образования проблема подготовки выпускников, хорошо владеющих компьютерными технологиями, приобретает важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях, способных быстро ориентироваться в обстановке, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Применение этих технологий в обучении объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между учителем и учеником складываются “субъект - субъектные” отношения. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность.
Исходя из всего вышеизложенного, предстоит разобраться, чем является ИКТ в образовании: добавкой или панацеей.
Глава 1. Теоретические основы применения ИКТ на уроках
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют, как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества педагогов. В большинстве случаев использование средств информатизации оказывает реальное положительное влияние на интенсификацию труда учителей школ, а также на эффективность обучения школьников.
Слово технология
имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.
Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ)
- это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации[05]. Так, например, к технологиям информатизации образования в полной мере могут быть отнесены приемы создания и оценки качества информационных ресурсов образовательного назначения, методы обучения педагогов эффективному использованию информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности.
В основе средств ИКТ, используемых в сфере общего среднего образования, находится персональный компьютер, оснащенный набором периферийных устройств.
В системе общего среднего образования широкое распространение получают универсальные офисные прикладные программы и средства информационных и телекоммуникационных технологий: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.
С появлением компьютерных сетей школьники и учителя приобрели новую возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную телекоммуникационную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет - всемирной паутине WWW опубликовано несколько миллиардов мультимедийных документов.
С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.
К числу значимых информационных и телекоммуникационных технологий относится видеозапись и телевидение.
Видеопленки и соответствующие средства информатизации позволяют большому количеству обучаемых прослушивать лекции лучших преподавателей. При этом видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специально оборудованных аудиториях, так и в домашних условиях. В таком случае очень часто возникает вопрос о целесообразности и необходимости использования различных информационных и телекоммуникационных технологий. Так, например, если в ходе обучения необходима визуальная информация, и ее невозможно предоставить обучаемому в печатном виде, то необходимость видеоматериалов очевидна. Если видеопленка или видеодемонстрация, организованная с помощью компьютера, - всего лишь запись лекции без каких-либо дополнительных специальных иллюстраций, то тогда использование информационной технологии может быть оправданным, но не необходимым.
Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на специальных носителях информации. Индивидуальная и коллективная работа школьников с ними может способствовать более глубокому усвоению и пониманию материала. Эта технология позволяет, при соответствующей доработке, приспособить существующие учебные материалы и средства обучения к индивидуальному пользованию, предоставляет возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний.
Благодаря современным информационным и телекоммуникационным технологиям, таким как электронная почта, телеконференции или ICQ общение между участниками образовательного процесса может быть распределено в пространстве и во времени. Так, например, педагоги и обучаемые могут общаться между собой, находясь в разных странах, в удобное для них время. С помощью таких подходов становится возможным обмен информацией (вопросы, советы, дополнительный материал, контрольные задания), что позволяет обучаемым и преподавателям анализировать полученные сообщения и отвечать на них в любое удобное время.
Информационные и телекоммуникационные технологии, используемые в сфере общего среднего образования, можно классифицировать согласно разным критериям. Так, например, при изучении информатизации образования, в качестве критерия удобно рассматривать цель использования метода, способа или алгоритма воздействия на информацию. В этом случае можно выделить технологии хранения, представления, ввода, вывода, обработки и передачи информации.
Информационных и телекоммуникационных технологий много. С каждым годом появляются новые средства и технологии, важные с точки зрения информатизации образования. Перечислить и, тем более, изучить их все невозможно. Важно понимать, что при определенных условиях многие из этих технологий способны существенно повлиять на повышение качества обучения и воспитания школьников.
Изучение особенностей использования ИКТ при обучении школьников должно включать знакомство с разными аспектами проникновения информационных технологий в сферу общего среднего образования. В частности, необходимо детальное рассмотрение используемых в школьном образовании технических средств информатизации, программных средств, их содержательного наполнения.
Технические средства, используемые в общем среднем образовании можно классифицировать. В основе этой классификации могут лежать различные критерии. В частности все технические средства могут быть разделены на группы в зависимости от вида информации и принципов, лежащих в основе их функционирования[05].
Традиционные аналоговые технические средства
Аудиосредства (электрофоны, магнитофоны, микрофоны, усилители, акустические системы, диктофоны, радиоприемники, лингафонное оборудование, кассеты, пластинки).
Графические и фотографические средства (фотоаппараты, фильмоскопы, диапроекторы, эпидиаскопы, диафильмы, слайды, изображения на пленках).
Кинопроекционная техника (кинокамеры, кинопроекторы, кинопленки).
Видео и телевизионные средства (телевизоры, мониторы, телекамеры, видеокамеры, видеомагнитофоны, видеоплееры, видеопроекторы, видеокассеты).
Цифровые технические средства
Аудиосредства
(цифровые диктофоны и плееры, цифровые компакт-диски).
Графические и фотографические средства
(цифровые фотоаппараты, лазерные и магнитные диски, электронные карты памяти).
Проекционная техника
(мультимедийные проекторы).
Видео и телевизионные средства
(цифровые видеокамеры, DVD-проигрыватели и DVD-плееры, лазерные и магнитные диски, электронные карты памяти).
Компьютерные средства информатизации
Компьютерные мультимедиа-средства записи, обработки и воспроизведения звука; записи обработки и визуализации текста, графических и фотографических объектов; записи, обработки и воспроизведения видео.
Технические средства позволяют привнести в образовательную деятельность возможность оперирования с информацией разных типов таких, как звук, текст, фото и видео изображение. Эти средства, в ряде случаев, оказываются очень сложными в техническом и технологическом отношении. Компьютер, проникнувший в сферу образования, является универсальным средством обработки информации. Универсальность компьютера состоит в том, что, с одной стороны, он один в состоянии обрабатывать информацию разных типов, с другой стороны, один и тот же компьютер в состоянии выполнять целый спектр операций с информацией одного типа. Благодаря этому компьютер в совокупности с соответствующим набором периферийных устройств в состоянии обеспечить выполнение всех функций технических средств обучения.
Современная система общего среднего образования, все входящие в нее учебные направления, так или иначе, нацелены на формирование у школьников умений работать с информацией. Неслучайно в большинстве государственных программ, определяющих приоритетные направления развития образования в Российской Федерации, особое внимание уделяется формированию общеучебных и общекультурных навыков работы учащихся с информацией и средствами ее обработки, что становится основным стержнем профессиональной деятельности выпускников учебных заведений в условиях информационного общества, необходимым компонентом информационной культуры. В свою очередь, стремление к формированию информационной культуры у будущих выпускников приводит к ориентации общего образования на приобретение учащимися знаний о телекоммуникациях и средствах массовой информации, использование средств телекоммуникаций для приобретения различных знаний и творческого самовыражения, оценку достоверности информации, развитие критического мышления, соотнесение информации и знания, умение правильно организовать информационный процесс, оценить и обеспечить информационную безопасность.
Телекоммуникационные системы имеют первостепенное значение не только в системе общего среднего образования, а играют основополагающую роль практически во всех сферах жизни общества. На уровне развития телекоммуникационного информационного пространства наиболее существенный отпечаток накладывают уровень развития первичных сетей связи и уровень развития сетевых информационных технологий, которые по праву можно рассматривать в качестве технологий передачи информации
.
Телекоммуникационные системы, используемые сегодня в системе общего среднего образования, как правило, основаны на различных соединениях компьютеров между собой. Связанные между собой компьютеры можно рассматривать с разных точек зрения. С одной стороны, объединение компьютеров - это компьютерная сеть
. С другой стороны, - это средство передачи информации в пространстве, средство организации общения людей [01]. Именно благодаря этому свойству компьютерные сети все чаще называют телекоммуникационными сетями, подчеркивая, тем самым, их предназначение, а не особенности их устройства.
При всем многообразии информационных и телекоммуникационных технологий, а также способов организации данных при их пересылке по каналам связи всемирная информационная компьютерная сеть Интернет занимает центральное место. Более того, на сегодняшний день, это практически единственная глобальная телекоммуникационная сеть, повсеместно используемая в системе общего среднего образования. Этому во многом способствуют высокая скорость и надежность передачи через Интернет данных различных форматов (текст, графические изображения, звук, видео и пр.). Сеть Интернет предоставляет возможность коллективного доступа к учебным материалам, которые могут быть представлены как в виде простейших учебников (электронных текстов), так и в виде сложных интерактивных систем, компьютерных моделей, виртуальных учебных сред и т.д.
Наиболее распространенной коммуникационной технологией и соответствующим сервисом в компьютерных сетях стала технология компьютерного способа пересылки и обработки информационных сообщений, обеспечивающая оперативную связь между людьми. Электронная почта (E-mail)
- система для хранения и пересылки сообщений между людьми, имеющими доступ к компьютерной сети. Посредством электронной почты можно передавать по компьютерным сетям любую информацию (текстовые документов, изображения, цифровые данные, звукозаписи и т.д.). Электронная почта может быть использована для общения участников учебного процесса и пересылки учебно-методических материалов[01].
Одной из важнейших телекоммуникационных технологий является распределенная обработка данных
. В этом случае персональные компьютеры используются на местах возникновения и применения информации. Если они соединены каналами связи, то это дает возможность распределить их ресурсы по отдельным функциональным сферам деятельности и изменить технологию обработки данных в направлении децентрализации.
Чрезвычайно важным для общего среднего образования сервисом, реализованным в компьютерных сетях, является автоматизированный поиск информации
. Используя специализированные средства - информационно-поисковые системы, можно в кратчайшие сроки найти интересующие сведения в мировых информационных источниках.
Основными дидактическими целями использования подобных ресурсов, получаемых по телекоммуникационным каналам, в обучении школьников являются сообщение сведений, формирование и закрепление знаний, формирование и совершенствование умений и навыков, контроль усвоения и обобщение.
Использование имеющихся на сегодняшний день образовательных информационных ресурсов, большинство из которых опубликовано в сети Интернет, позволяет:
· организовать разнообразные формы деятельности школьников по самостоятельному извлечению и представлению знаний;
· применять весь спектр возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том числе, таких как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов, функционирование лабораторий (виртуальных, с удаленным доступом к реальному оборудованию) и др.;
· использовать в учебном процессе возможности технологий мультимедиа, гипертекстовых и гипермедиа систем;
· диагностировать интеллектуальные возможности школьников, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию;
· управлять обучением, автоматизировать процессы контроля результатов учебной деятельности, тренировки, тестирования, генерировать задания в зависимости от интеллектуального уровня конкретного обучаемого, уровня его знаний, умений, навыков, особенностей его мотивации;
· создавать условия для осуществления самостоятельной учебной деятельности школьников, для самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;
· работать в современных телекоммуникационных средах, обеспечить управление информационными потоками.
Таким образом, компьютерные телекоммуникации - это не только мощное средство обучения, позволяющее обучать работе с информацией, но, с другой стороны, компьютерные телекоммуникации - это особая среда общения людей друг с другом, среда интерактивного взаимодействия представителей различных национальных, возрастных, профессиональных и других групп пользователей независимо от их места нахождения.
К сожалению, многие существующие методики эффективного использования телекоммуникационных технологий в процессе обучения школьников до сих пор не в полной мере используются учителями. Современный учитель должен, помимо умения работать с новейшими компьютерными технологиями, иметь представление о возможных способах их использования в учебном процессе. Опыт теоретического и практического освоения учителями различных методик использования телекоммуникационных технологий в процессе обучения мог бы стать основой для повышения эффективности и качества обучения, формирования и дальнейшего совершенствования своего профессионального мастерства.
Глава 2. Использование ИКТ в Шегарской средней общеобразовательной школе № 1
Темпы развития современного общества диктуют правила школе, которая в нынешних условиях должна готовить своих учеников к жизни в этом самом обществе, воспитывать в них совершенно новые качества. Одним из таких качеств выпускника должна стать профессиональная универсальность – способность менять сферу деятельности, подстраиваться под требования рынка труда. Вопрос о том, каким образом можно решить поставленные перед современной школой задачи для нашего коллектива всегда был актуален. И решение этого вопроса заставляет коллектив всегда быть в творческом поиске, способствующем повышению уровня обучения и воспитания школьников.
В настоящее время все новшества, вводимые в школе, касаются в первую очередь внедрения в практику современных образовательных технологий, направленных на развитие интеллекта школьников, творческого потенциала, обеспечения общей процедуры саморазвития личности. Эффективность их использования доказана коллективом нашей школы на практике. На данный момент школа является в районе лидером развития ИКТ-компетенций. Современное образование становится немыслимым без использования компьютеров не только на уроках информатики, но и при изучении дисциплин нематематического профиля.
Проанализировав работу нашей школы в этом направлении можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ для нас – это панацея . В частности, получив компьютеры в рамках президентской программы, педагоги школы освоили ИКТ, активно используют их в учебной работе.
С появлением Районного ресурсного центра на базе нашей школы, оборудования классных комнат необходимой техникой у педагогов появилась возможность проводить уроки по всем дисциплинам с использованием информационных технологий. По своей структуре эти уроки различны. Это и лекции по страноведению с видеоматериалами о достопримечательностях, и красочные уроки-презентации, тестовые задания. Для проведения конкурсов, турниров, олимпиад по предмету также используется ИКТ. Это и презентации, поиск материалов в ИНТЕРНЕТ. Также учащиеся школы участвуют в ИНТЕРНЕТ-олимпиадах, в телеконференциях, форумах. ИКТ успешно применяется и во внеурочной деятельности школьников.
Обучающиеся также представляют свои электронные проекты, исследовательские работы. Начиная со второго класса, ребята знакомятся с информационными технологиями на кружке «Информатика для младших школьников». Домашние задания часто носят творческий характер. Дети с удовольствием дома готовят презентации на различную тематику. Ребята при этом осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, контролировать свою мысль. Доклады и рефераты, которые сдают учащиеся, как правило, не звучат на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно или включить в урок или представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания и даже из личного опыта можно сказать, что учащиеся с удовольствием на перемене просмотрят новые презентации. Зная, что их работа востребована, они боле серьёзно относятся к такому домашнему заданию.
Всё это делает процесс обучения увлекательным и доступным. Важным преимуществом использования компьютера является и то, что он позволяет повысить профессиональный уровень педагога. В своей работе учителя нашей школы используют материалы различных сайтов, в школе имеется широкополосной Интернет.
В школе создан и постоянно обновляется сайт http://sheg_school1.edu.tomsk.ru. На сайте имеется вкладка «Медиатека», где размещены медиауроки педагогов школы. При необходимости любой желающий может воспользоваться готовыми материалами к уроку.
В последние два года профессиональный уровень педагогов школы возрос, они делятся своим опытом не только в печатном виде, но и размещают разработки своих уроков в сети Интернет. На данный момент 73% педагогов школы владеют ИКТ –компетенциями, 31% - реализуют педагогические технологии обучения с помощью ИКТ.
В декабре 2007-2008 учебного года в рамках реализации программы развития школы была проведена 1 межмуниципальная ярмарка медиапродуктов. Основной задачей ярмарки было распространение опыта работы учителей, владеющих компьютерными технологиями.
К участию в ярмарке были приглашены педагоги общеобразовательных учреждений Томской области. Всего было реализовано 174 диска.
Расширение сетевого взаимодействия, новые партнеры благодаря внедрению ИКТ в образовательный процесс
Учителя создают электронные пособия, где рассматривается не один урок, взятый изолированно, а учебная тема, состоящая из нескольких уроков, в виде своеобразного замкнутого блока. Весь материал медиауроков хорошо структурирован и доступен, что существенно экономит время на уроке, обогащает и украшает, делает его интересным для учеников, ценность пособий в том, что ученик, отсутствующий на занятии по какой-либо причине, может самостоятельно изучить данную тему.
Реализация педагогических технологий обучения в школе с помощью ИКТ способствует накоплению большого количества разнообразных медиапродуктов, это привело к идее создания школьной медиатеки, куда входят электронные учебные пособия, медиауроки, разработанные учителями школы, детские презентации.
Учителя школы активно распространяют опыт своей работы на различных конкурсах, фестивалях, конференциях. Это прежде всего областной Фестиваль медиауроков ТОИПКРО, лучшие разработки размещены на Российском образовательном портале. С каждым годом повышается количество участников профессиональных конкурсов различных уровней.
Диаграмма показывает, сколько человек приняло участие в конкурсах, самыми активными из них являются 27% коллектива, они принимают участие в 35% конкурсов.
Мною разработаны уроки окружающего мира с использованием компьютерных технологий: «Какие бывают растения и животные» для 2 класс, «Птицы наших краёв» 2 класс, «Разнообразие животных» 3 класс, «Размножение и распространение растений» 3 класс. Данные электронные пособия дают возможность рассмотреть разнообразие растений и животных, посмотреть видеосюжеты фильмов, прослушать голоса животных, что и способствует экологическому воспитанию каждого обучающего. Они позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-, видео-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на информационном носителе.
Данные электронные пособия были представлены на межмуниципальной ярмарке медиапродуктов в МОУ «Шегарская средняя общеобразовательная школа №1» в 2007 году, а также на III Региональном фестивале медиауроков с использованием компьютера. Данные пособия также активно используют учителя начальных классов нашей школы, школ района для работы на уроках окружающего мира.
С первых дней появления в моём классе компьютера дети особенно интересовались презентациями PowerPoint. Наконец, нашлись желающие узнать «как там все само двигается». Приносили заготовки из дома, что-то доделывали в классе, обменивались секретами. Самые первые работы были сделаны с помощью взрослых: родителей и учителя. Кроме работы над проектами, ребята стали принимать участие в подготовке презентаций к уроку. Обычно в конце урока я сообщаю тему будущего и предлагаю желающим подобрать интересные материалы, подготовить небольшое выступление. Использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. В данном случае ученик выполняет роль учителя, комментируя не только содержание собственной презентации, но и объясняя, аргументируя использование тех или иных возможностей PowerPoint. После просмотра ребята задают уточняющие вопросы по содержанию, дают советы по оформлению и использованию эффектов анимации. Это помогает ребятам не только усвоить материал урока, но и научиться разрабатывать простейшие мультимедийные продукты. Информационно-компьютерные и коммуникативные технологии уверенно вошли в жизнь нашей школы и позволяют сделать образовательный процесс более эффективным, интересным, максимально приближённым к требованиям сегодняшнего дня.
С каждым годом процент качественной успеваемости обучающихся моего класса постепенно увеличивается, что свидетельствует об эффективности образовательного процесса.
Проектная методика в сочетании с ИКТ широко применяется нашими учителями. Например, на уроках технологии, изучив теоретическую часть занятия, обучающиеся приступают к практическому разделу урока. Учителями разработаны такие упражнения, благодаря которым ученик получает реальный продукт своей деятельности, применяя при этом знания и приёмы, приобретённые на уроке. Обучающиеся создают свои рисунки в программе Paint c интерьерами своих комнат. Таким образом, ребенок использует знания и навыки, полученные на уроке, на практике.
Одним из эффективных инструментов решения задач модернизации системы российского образования в последние годы стало распространение дистанционных образовательных технологий, которые позволяют организовать профильное обучение в сельских школах, обеспечить доступ к качественным образовательным ресурсам ведущих образовательных центров страны для отдаленных и труднодоступных школ.
С 2006 года на базе Ресурсного центра школы работают открытые профильные школы для 9-10 классов, организована система поддержки в довузовской подготовке. Основным преимуществом дистанционного обучения становится возможность построения индивидуальной образовательной траектории, что является необходимым условием успеха при работе с одаренными детьми.
Максимальный эффект обучения обусловлен не только техническими соображениями, но и соображениями психологического характера. В целях изучения мнения учащихся и их отношения к использованию новых технологий школьный психолог регулярно проводит разного рода исследования. Результаты исследований подтверждают то, что дети чувствуют себя комфортно, обстановка способствует тому, что дети на уроках менее скованны, свободно выражают своё мнение и в результате – меньшая утомляемость на уроке.
Таким образом, трудно переоценить роль и значение информационно-коммуникационных технологий, их внедрения в современный учебный процесс. Сегодня мы говорим об изменении содержания образования, о необходимости овладения обучающимися информационной культурой, одной из слагаемых общей культуры, понимаемой как высшее проявление образованности, включая личностные качества человека и его профессиональную компетентность.
Заключение
В последние годы в Российской системе формирования профессиональной компетентности специалистов наметился новый подход к процессу педагогической деятельности на основе ИКТ, которые позволяют повысить эффективность обучения с широким внедрением компьютерных средств и сети Internet.
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Использование ИКТ на уроках позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны изучаемых объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов.
Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.
Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моих классов, а для меня стали нормой работы. Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать в образовательном процессе.
Список использованной литературы
1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. //М., - 1995. 336 с.
2. Каспржак А.Г. Педагогические уроки PISA - 2000
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под ред. Е.С. Полат. / М.: Академия, - 2001.
4. Привалихина Т.И., Хасан Б.И. Становление конфликтной компетентности - результат образовательной практики
5. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. // М.: Школа-Пресс, - 1994. 205 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
7. Фрумин И.Д. Самоопределение и выбор в интенсивном педагогическом процессе
8. Хасан Б.И. Индивидуальный прогресс как результат образовательных отношений