Изготовление космического аппарата типа шатл на уроках трудового обучения
СОДЕРЖАНИЕ: Краткая история покорения человеком космоса. Методическое и технологическое обеспечение урока труда. Инструменты и приспособления, используемые для изготовления модели шатла в школьных мастерских. Процесс изготовления модели летального аппарата.Содержание
Введение
1 Актуальность темы «Изготовление космического летательного аппарата типа шатл»
2 Особенности методического и технологического обеспечения
3 Организация рабочего места
4 Инструменты, приспособления и инвентарь используемый для изготовления модели шатла в школьных мастерских
5 Изготовление модели космического летательного аппарата типа шатл
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Космическое пространство (космос) — относительно пустые участки Вселенной, которые лежат вне границ атмосфер небесных тел. Вопреки распространённым представлениям, космос не является абсолютно пустым пространством — в нём существует очень низкая плотность некоторых частиц (преимущественно водорода), а также электромагнитное излучение. Иногда под космосом понимают всё пространство вне Земли, включая небесные тела.
Космос всегда манил человека. Еще древние люди, глядя на великолепное звездное небо, мечтали оказаться там - во всеобъемлющей пустоте, таинственной и красивой. Однако только в 20 веке наука и технический прогресс достигли такого уровня, который позволил дать старт покорению космоса человеком.
Однако, несмотря на то, что с момента фактического начала этого пути прошло почти полвека, до сих пор не утихают споры, кто же первым оказался в космосе. Какая страна, какому из двух гигантов - СССР или США - можно присвоить звание первооткрывателя космоса, кто больше его достоин.
Целями курсовой работы являются:
1. Ознакомлением с историей покорения человеком космоса;
2. Формирование представления о создании моделей;
3. Создание модели;
1 АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ «МОДЕЛИРОВАНИЕ КОСМИЧЕСКОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ТИПА ШАТАЛ»
Двадцатый век – был веком научно-технического прогресса. Человечество с тех пор во многом продвинулось, и двадцать первый век дает неограниченные возможности в космологии, компьютеризации всего мира который нас окружает. Важную роль в жизни современного человека играет осознание и представление вопроса: каким образом происходит создание и использование новых технических достижений. На сколько серьезно человеку необходимы эти достижения. Благодаря космосу, мы общаемся и смотрим телевидение. Все это возможно только при развитии науки. Моделирование космических объектов помогает человеку осознать суть современной науки, а подрастающее поколение сможет непосредственно принять участие в развитии науки.
Многоразовый транспортный космический корабль (МТКК) — пилотируемый космический корабль, конструкция которого предусматривает повторное использование всего корабля или его основных частей после возвращения из космического полёта. Иногда применяется название «Космический корабль многоразового использования».
В настоящее время только два государства обладают опытом создания и эксплуатации данного типа космических аппаратов: США и Россия. В США была построена целая серия больших космических кораблей многоразового использования «Спейс шаттл», в также проектировались меньшие X-20 DynaSoar, NASP, VentureStar, в СССР и России — большой корабль «Буран» и проектировались меньшие «Спираль», «Заря», МАКС, «Клипер».
Космическая программа по использованию МТКК в СССР была свёрнута в связи с невозможностью дорогостоящей эксплуатации аппаратов данного типа в сложившихся экономических условиях. В США шаттлы интенсивно используются, являясь одним из основных средств доставки крупногабаритных грузов и экипажей большой численности на МКС, однако в связи с катастрофами шаттлов «Челленджер» (в 1986 году) и «Колумбия» (в 2003 году) планируется завершение эксплуатации шаттлов, которое намечено на 2010 год.
Многие технологически развитые страны, в частности страны Евросоюза (в том числе ранее Франция, ФРГ, Великобритания), Япония, Китай, Индия проводили и проводят исследования направленные на создание собственных образцов космических систем многократного применения (Гермес, Хоуп, Зенгер-2, ХОТОЛ, ASSTS, RLV и т. д.).
Начало работ по созданию шаттлов было положено 5 января 1972 года, когда президент США Ричард Никсон утвердил эту программу НАСА. Но особую поддержку программе создания МТКК оказал Рональд Рейган, так как шаттлы были ключевым звеном программы «звёздных войн» — программы гонки вооружений в космосе. По расчётам экономистов, стоимость вывода в космос одной тонны груза при использовании шаттлов должна была быть низка, за счёт многократного использования дорогостоящего оборудования, с помощью шаттлов можно возвращать спутники с орбиты, осуществлять ремонт спутников в космосе, выводить в космос ядерное оружие.
На данный момент многими считается, что корабли многоразового использования не принесли планируемой выгоды, поскольку были недооценены эксплуатационные затраты. Однако подобные аппараты не являются тупиковым путём развития космонавтики и после создания более совершенных двигателей, материалов и технологий несомненно вытеснят одноразовые или частично спасаемые системы.
Отличительной особенностью космических кораблей многоразового использования в настоящее время является то, что для их запуска используются ракеты-носители — например в Советском Союзе это была «Энергия», которая по своей сути являлась ракетой-носителем особо тяжёлого класса, её использование для запуска орбитального корабля было вызвано расположением стартовой площадки в более высоких широтах по сравнению с американской системой. В США во время запуска «Шаттла» одновременно используются два твердотопливных ускорителя (booster) и двигатели самого орбитального корабля, криогенное топливо для которых черпается из внешнего бака. После выработки ресурса происходит отделение ускорителей, которые затем приводняются, используя парашютную систему. Позднее отделяется внешний топливный бак и сгорает в плотных слоях атмосферы. Ускорители используются повторно, но имеют ограниченный ресурс. Советская ракета «Энергия» могла использоваться и для вывода на орбиту особо тяжёлых грузов (элементов космических станций, межпланетных кораблей и пр.) общим весом до 100 тонн.
Проектируются и МТКК с горизонтальным стартом, например по двухступенчатой схеме со сверхзвуковым или дозвуковым самолётом-носителем, который выводит космический аппарат на заданную точку (возможен длительный перелёт с дозаправкой в воздухе, к экваториальным областям земного шара, с более благоприятными условиями для запуска), поднимает его на определённую высоту, после чего происходит отделение МТКК и он выходит на опорную орбиту используя собственные двигатели. В частности по такой схеме создан суборбитальный космический самолёт SpaceShipOne, совершивший три успешных прыжка за 100-километровую отметку, признанную ФАИ границей космического пространства. Одноступенчатая схема запуска, при которой воздушно-космический самолёт использует для запуска только собственные двигатели, без сбрасываемых ускорителей или внешних топливных баков (англ. SSTO — SingleStageToOrbit, одноступенчатый орбитальный корабль) большинством специалистов признается неосуществимой при современном уровне развития науки и техники. Преимущества такой схемы, в основном в эксплуатации, надёжности и времени подготовки к запуску, в настоящее время не перевешивают затрат на разработку гибридных ракетных двигателей, и сверхлёгких материалов, которые необходимы для создания такого аппарата.
Существуют также проекты многоразовых аппаратов с вертикальным взлётом и вертикальной посадкой на тяге двигателей. Наиболее разработанным (и прошедшим серию испытаний) из них является созданный в США аппарат «DeltaClipper».
Вновь разрабатываемые в США («Орион») и России (ППТС с ПТКНП («Русь»)) корабли планируются частично-многоразовыми.
В течении небольшого периода времени с начала космической эры человек не только послал автоматические космические станции к другим планетам и ступил на поверхность Луны, но также произвел революцию в науке о космосе, равной которой не было за всю историю человечества. Наряду с большими техническими достижениями, вызванными развитием космонавтики, были получены новые знания о планете Земля и соседних мирах.
Одним из первых важных открытий, сделанных не традиционным визуальным, а иным методом наблюдения, было установление факта резкого увеличения с высотой, начиная с некоторой пороговой высоты, интенсивности считавшихся ранее изотропными космических лучей.
Это открытие принадлежит австрийцу В. Ф. Хессу, запустившему в 1946 г. газовый шар-зонд с аппаратурой на большие высоты.
В 1952 и 1953 гг. д-р Джеймс Ван Аллен проводил исследования низ ко энергетических космических лучей при запусках в районе северного магнитного полюса Земли небольших ракет на высоту 19-24 км и высотных шаров-баллонов. Проанализировав результаты проведенных экспериментов, Ван Аллен предложил разместить на борту первых американских искусственных спутников Земли достаточно простые по конструкции детекторы космических лучей.
С помощью спутника “Эксплорер-1” выведенного США на орбиту 31 января 1958 г. было обнаружено резкое уменьшение интенсивности космического излучения на высотах более 950 км.
В конце 1958 г. АМС “Пионер-3” преодолевшая за сутки полета расстояние свыше 100000 км, зарегистрировала с помощью имевшихся на борту датчиков второй, расположенный выше первого, радиационный пояс Земли, который также опоясывает весь земной шар.
В августе и сентябре 1958 г. на высоте более 320 км было произведено три атомных взрыва, каждый мощностью 1,5 кт. Целью испытаний с кодовым названием “Аргус” было изучение возможности пропадания радио и радиолокационной связи при таких испытаниях. Исследование Солнца - важнейшая научная задача, решению которой посвящены многие запуски первых спутников и АМС.
Американские “Пионер-4” - “Пионер-9” (1959-1968гг.) с околосолнечных орбит передавали по радио на Землю важнейшую информацию о структуре Солнца. В тоже время было запущено более двадцати спутников серии “Интеркосмос” с целью изучения Солнца и околосолнечного пространства.
Таким образом, данная тема играет важнейшую роль в развитии науки и техники. Только после четкого изучения специальной литературы, создания специальных моделей, внесения изменений. Человек сможет четко осознавать положительные аспекты современной науки.
2 ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Большинство уроков труда и кружков моделистов посвящаются работе с бумагой и картоном. Бумага и картон сами по себе – кладовые фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.
Изготовление моделей, поделок из бумаги и картона – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Изготовление моделей требует от юного моделиста ловких действий, постепенно рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими, это очень важно.
Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Труд с бумагой и картоном оказывает большое внимание на умственное развитие учащихся, на развитие их мышления, внимания. Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения.
Труд по изготовлению поделок из бумаги и картона способствует развитию личности учащихся, воспитанию их характера. Постепенно у юных моделистов формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Бумага и картон – самые распространенные и доступнее в обработке материалы. В процессе работы по моделированию космического объекта типа шатл из бумаги и картона учащиеся получают представление об их производстве, видах, свойствах, об использовании в технике, о профессиях людей, связанных с изготовлением космических летательных аппаратов.Формирование у учащихся практических умений по обработке данных материалов осуществляется в процессе изготовления моделей. При изготовлении моделей и изучении литературы по данной тематике школьники изучают четкие приемы резания бумаги ножницами, соединения деталей клеем. При моделировании шатла учащиеся расширяют знания и осваивают умений по разметке деталей из бумаги и картона сгибанием по шаблону, с Помощью измерительных инструментов, приемы резания картона ножом, различные способы оформления изделий аппликацией, окрашиванием, с использованием других видов материалов.Бумага и картон – материалы, при работе с которыми закладываются основы графической грамотности. Учащиеся получают общее представление о техническом рисунке, эскизе, чертеже, учатся понимать простейшие чертежи (эскизы) и выполнять по ним разметку.В основу программ по обработке бумаги и картона положена определенная последовательность практических заданий, которые включают в себя группы изделий, сходные по конструктивным особенностям и технологическим операциям.Развитию технического мышления юных моделистов способствует включение в различные этапы создания моделей шатла. С последующим, обобщением опыта, решение задач по совершенствованию технологического процесса изготовления предложенной модели или его конструкции с последующим внесением, изменений в технологический процесс.Данный раздел; может быть расширен по усмотрению руководителя за счет времени, отведенного на дополнительные виды работ, например на ремонт и восстановление старых моделей, работу с папье-маше и другие виды обработки бумаги и картона, доступные в школьной мастерской.Пополнение и систематизация знаний учащихся о бумаге и картоне, их отличительных свойствах способствует специально организуемые руководителем кружка наблюдения, беседы, простейшие опыты и исследования. Подобная, пусть еще очень элементарная, исследовательская деятельность учащихся по изучению свойств обрабатываемых материалов помогает учащимся более сознательно подходить к процессу конструирования и изготовления изделий, выбор материалов для практических работ, правильному использованию этих материалов при изготовлении деталей изделий.
В процессе учащихся узнают, что человек научился придавать различным материалам нужные ему свойства, например: делать бумагу более или менее плотной или гладкой. Свойства бумаги обычно классифицируется, объединяясь в группы по разным признакам.
При создании модели шатла, учащиеся четко соблюдают пропорции объекта, чертежи, эскизы при выполнении работ по созданию объекта.
Цель изучения этой темы – научить детей анализировать геометрическую форму плоской детали и придание ей усилительных свойств, повышение прочности модели, выполнять графические построения на глаз и от руки, повторить и закрепить правила нанесения размеров на чертежи, этапы построения эскизов.В работе с бумагой и картоном предусмотрено учитывает соблюдение правил безопасности труда с учениками техники работы с доской, простым карандашом, линейкой, ножницами, иголкой, кисточкой. Организация рабочего места и выполнение требований личной гигиены.
Перечень основных трудовых умений, знаний и навыков необходимых учащимся моделистам для изготовления модели шатла:
- должны уметь читать технические рисунки изделий и эскизы разверток. Размечать, разрезать ножницами, сгибать, склеивать. Отделывать изделия красками и грунтами. Подготовить рабочее место и соблюдать правила порядка на рабочем месте.
- должны знать виды бумаги, основные свойства (толщина, прочность, цвет, отношение к влаге). Технические рисунки и эскизы разверток, работа по шаблону. Инструменты и приспособления для работы с бумагой (линейка, угольник, циркуль, ножницы). Правила техники безопасности и пользования данными инструментами.
3 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА
Прежде чем браться за изготовление модели, необходимо подготовить рабочее место и нужный инструмент.
Существует великое множество разновидностей рабочих столов, предназначенных и для кружков и для работы в домашних условиях, но требование ко всем одно — они должны быть удобными для работы.
Независимо от конструкции, рабочий стол должен иметь столешницу (верхнюю крышку), выпиленную из древесностружечной плиты, толстой фанеры или сколоченную из досок. Высота столешницы от уровня пола выбирается в зависимости от того, предпочитаете вы работать стоя или сидя.
Как правило, набор инструментов необходимых для создания моделей не должен мешать моделисту, на столе должны присутствовать только те материалы и инструмент, который необходим только на данном этапе работы.
Перед юными техниками, независимо от того, работают они дома или в кружке, встает проблема хранения инструментов и необходимых для работы материалов. Она теснейшим образом связана с правильной организацией рабочего места. Наилучший вариант расположения инструментов — в рабочем столе, но для этого необходимо приспособить его именно к вашему комплекту, сделав в нем соответствующие полки, крючки и скобы, на которых можно располагать ваш набор.
Нужно упомянуть и о рациональном освещении вашего рабочего места. Если нет возможности расположить стол вблизи окна (это лучший вариант), следует позаботиться о приобретении светильника. Лучше, если их будет два: один из них должен давать направленный свет, а другой — рассеянный, равномерно освещающий всю площадь стола. Одним из них следует подсвечивать потолок, а другим — рабочую зону.
Для хранения готовых моделей (а они составляют законную гордость моделиста) рекомендуется оборудовать стеллаж. Что касается авиамоделей, то их удобнее всего подвешивать под потолком на капроновых лесках.
Инструмент должен использоваться только по назначению. Важно правильно выбирать инструмент для выполнения определенных операций.
Так при обработке бумаги необходимо создавать ребра жесткости из пенопласта, либо самой бумаги. Перед покраской необходимо огрунтовать поверхность, а только затем в несколько слоев произвести покраску. Соблюдая эти правила, можно уменьшить время изготовления и обеспечить большой срок службы и инструмента, и детали.
По окончании работы следует убрать инструмент со стала, смести отходы и привести место в порядок.
Некоторые материалы огнеопасны, например нитрокраски и нитроклей, целлулоид и др. При работе с ними нужно соблюдать особую осторожность.
4 ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯ И ИНВЕНТАРЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МОДЕЛИ ШАТЛА В ШКОЛЬНЫХ МАСТЕРСКИХ
Программы и методические пособия к урокам трудового обучения учитывают разнообразные условия, в которых работают учителя, они предполагают на выбор варианты изделий и работ, которые выполнимы в обычных классах. Однако это в определенной мере ограничивает развитие трудового обучения, которое полностью соответствовало бы возрастным возможностям учащихся и современным требованиям научно-технического прогресса.
В принципе материальное оснащение уроков трудового обучения должно, с одной стороны, удовлетворять гигиеническим нормам и эстетическим требованиям, с другой – наилучшим образом способствовать формированию у детей представлений, умений, привычек и внутреннего стремления самостоятельно выполнять требования трудовой культуры.
В практике существует несколько направлений в решении вопросов комплектования и хранения инструментов, приспособлений и материалов. Одни педагоги хранят все инструменты в специальных шкафах или на стеллажах, комплектуя каждый вид на весь класс. Перед уроком трудового обучения в зависимости от вида труда, содержание работ учитель вместе с дежурными раскладывает необходимые на данный урок инструменты и материалы.
Оборудование для работы бумагой и картоном на уроках технологии: основное конечно бумага и картон, линейка (250Х30), угольник, циркуль, карандаш простой, ножницы (тупоконечные), нож переплетный малый с укороченным клинком, шило канцелярское с укороченной иглой, гладилки, подкладной лист, кисточки и баночка для клея, кисть для покраски, пресс переплетный, игла канцелярская, фальцлинейка.
Бумага и картон — самые доступные материалы. Сортов бумаги очень много. Они отличаются друг от друга прочностью и плотностью, толщиной, гладкой или шероховатой поверхностью, цветом и другими качествами. В кружке наибольшее применение найдут следующие сорта бумаги:
Газетная бумага — наиболее дешевая и распространенная. Она имеет слегка шероховатую поверхность, быстро изнашивается и трется на изгибах, сильно впитывает клей и всякую влагу. Но для многих работ газетная бумага имеет то преимущество, что она прочно склеивается в несколько слоев. Поэтому, например, бумажные трубки лучше всего делать из газетной бумаги, эта же бумага наиболее пригодна и для изделий из папье-маше.
Писчая бумага в изделиях применяется чаще всего. Она проклеена, поэтому прочнее газетной, хорошо окрашивается, меньше боится влаги, имеет гладкую (глазированную) поверхность. Из писчей бумаги можно делать различные модели, ею хорошо оклеивать картон. Нужна она и для переплетных работ.
Чертежная бумага — самая прочная и плотная. Поверхность ее шероховатая, клеить ее труднее, чем писчую бумагу, зато лучше и легче раскрашивать.
Цветная альбомная бумага особенно необходима для работ в кружке. Ею почти всегда можно заменить писчую. Альбомная бумага бывает гладкая и шероховатая, разной плотности и цветов. Этим сортом бумаги часто оклеивают самодельные переплеты книг и другие картонные изделия. Однако для оклейки лучше все же применять специальную переплетную бумагу, которая окрашена только с одной стороны и имеет глянцевую поверхность.
Цветная глянцевая бумага более пригодна для оклейки коробок, а для оклейки книжных переплетов — мраморная, с пестрым узорчатым или полосатым рисунком.
Папиросная бумага, тонкая, прозрачная, также будет полезна для некоторых работ.
Толстую бумагу, если 1 квадратный метр ее весит больше 250 граммов, называют картоном.
Сорта картона можно различить по его цвету.
Белый картон легко резать, но он очень непрочный, ломкий, часто расслаивается. Изделия из него для прочности обычно оклеивают бумагой. Этот картон сильно впитывает клей и коробится. Пользоваться им следует только для мелких изделий и для переплетов небольших брошюр.
Желтый картон гораздо прочнее белого, гибкий, хорошо режется, не коробится от клея. Он применяется для всевозможных работ.
Серый картон прочнее белого и желтого, но его трудно резать, так как нож быстро тупится о песчинки, которых много в массе этого картона. Серый картон хорош для изготовления больших вещей, когда требуется особенная прочность.
Цветной картон — тонкий, гибкий и с глянцевитой поверхностью разных цветов, легко обрабатывается и имеет красивый вид. Из него хорошо делать аккуратные небольшие вещи, папки и переплеты брошюр. Оклеивать такой картон не приходится.
Желательно, чтобы учащиеся располагали для своих работ несколькими сортами бумаги и картона.
Для работ с бумагой и картоном на уроке технологии инструменты потребуются очень несложные.
Основной инструмент — это нож. Наиболее удобен специальный переплетный или сапожный нож, наглухо насаженный на рукоятку, не складывающийся. Лезвие ножа, а особенно конец его, должно быть хорошо наточено. Хороший нож для работ с картоном можно сделать из обломка полотна слесарной ножовки.
Кроме ножа, потребуются ножницы — обыкновенные швейные или изогнутые; линейка — металлическая, в крайнем случае из пластмассы, Деревянная линейка пригодна для разметки, но неудобна при резке бумаги или картона.
Учащиеся могут сами сделать полезное приспособление для разглаживания складок на сгибах бумаги — гладилку, или косточку. На рисунке 1 (7) изображены гладилки разной формы. Гладилку выстрагивают ножом из дубовой или буковой дощечки или же вытачивают напильником из кусочка органического стекла, из ручки старой зубной щетки, поломанной расчески, толстого целлулоида. Поверхность гладилки делают с обеих сторон немного выпуклой посредине, края — тонкие, но не острые, а слегка закругленные. Готовую гладилку зачищают шкуркой и на точильном бруске.Чтобы при резке бумаги и картона не портить крышку стола, на нее кладут подрезную доску. Длина доски — не менее 45 сантиметров, ширина — 30—35 сантиметров. Подрезную доску лучше всего взять не сосновую, а березовую или липовую. Поверхность доски тщательно строгают, делают гладкой и ровной. У одного длинного края ее прибивают невысокий упор — гладко выстроганную рейку. Подрезную доску можно заменить прямоугольным куском фанеры.
Разметка простейших графических изображений на уроках по моделированию производится с помощью карандашей, линейки, угольника, чертежного циркуля.Примерный перечень необходимого инструмента
Наименование инструмента | Кол – во, шт. |
Ножницы по бумаге и тканям | 1 |
Карандаш чертежный | 1 |
Линейка | 1 |
Циркуль | 1 |
Наждачная бумага типа P 1500 | 1 |
Нож по бумаге | 1 |
Кисть для клея | 1 |
Рис. 1. Инструменты и приспособления для работы с бумагой и картоном
1 — ножи (внизу самодельный, из полотна ножовки); 2 — ножницы; 3 — линейка металлическая; 4 — кисти для клейстера и клея; 5 — подрезная доска; 6 — кругорез; 7 — гладилки.
Простые карандаши имеют различную твердость и соответствующую этому маркировку: Т, 2Т, 3Т – твердые карандаши; ТМ – карандаши средней твердости; М, 2М, 3М – мягкие карандаши.. Для разметки деталей из бумаги и картона лучше использовать карандаши средней твердости, а для древесины и ткани – твердые карандаши.Чертежи следует вначале выполнять в «тонких линиях» – карандашом Т, а затем производить необходимую обводку более мягкими карандашами М, 2М. При работе карандаш нужно немного наклонять в сторону движения и плотно прижимать его к боковой стороне шаблона (трафарета) или линейки.Желательно, чтобы на уроках технологии учащиеся использовали для разметки и построения графических изображений деревянные или пластмассовые линейки. Металлические линейки предназначены в основном для слесарных работ по металлу и, кроме того, имеют шкалу на нижней части, что может запутать детей. Наиболее удобная длина линейки – 30 см, так как она соответствует габаритным размерам листов цветной и альбомной бумаги.Угольник также должен быть пластмассовым или деревянным.Типичные ошибки учащихся начальных классов при работе с линейкой и угольником: дети часто измеряют не от нулевого деления, а от единицы или от левого конца линейки; во время работы прижимают линейку не в середине, а с краю, при этом она сдвигается.Линейку при проведении прямых линий удобнее всего располагать горизонтально, так как при этом хорошо видны все риски и цифры на ней. При вертикальном расположении тень от нее может закрывать точки разметки, деления уменьшаются в перспективе, а цифры недостаточно хорошо видны. Горизонтальные линии проводят слева направо, а вертикальные и наклонные – снизу вверх. Карандаш немного наклоняют в сторону движения руки.5 ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОДЕЛИ КОСМИЧЕСКОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ТИПА ШАТАЛ
Космический шатл не оснащается двигателями. Модель легка и представляет собой декоративную копию настоящего объекта. Модель можно установить на подставку, либо нитью закрепить и подвесить в помещении.
Для постройки модели шатала, необходима плотная бумага (3 листа формата А3), нитки и клей (Глобус) большой тюбик.
В самом начале изготавливается основа шатла (сами крылья). Затем бумага длинной от начала крыльев и до конца скручивается и склеивается в цилиндр, а затем низ сминается и приделывается к крыльям, затем создается задняя часть модели, которая представляет собой склеенный прямоугольник. На получившуюся конструкцию, наклеиваются двигатели (бумажные цилиндры неправильной формы). После этого производится наклейка хвостовика, и маленьких двигателей.
Окрашивание изделия производится в 3 этапа:
1. Покрытие поверхности грунтом.
2. Нанесение базового белого цвета пуливизатором или аэрографом.
3. После высыхания базы кистью наносится черная расцветка.
На рисунке 1 четко видны натуральные размеры и пропорции шатла. Длинна шатла изготавливаемого в данной курсовой работе выбрана 40 см, а расстояние от кончика крыла и до крыла составила 28 см.
Рисунок 1 Космический шатл с ракетоносителем
Рисунок 2 Космический шатл и его основные грузоподъемные отсеки
Технические данные
Размеры Спейс шаттла позиции 56,14 м
Масса при старте 2045 т
Масса полезного груза 29,5 т
Процент полезного груза от общего веса 1,4 %
Подъёмная сила при старте 30 806 кН (3141 тс)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной работы проведен анализ основных компонентов шатла и возможности их получения. Произвели подбор материалов изготовления модели. Описали основной инструмент и приспособления участвующие в операциях по изготовлению шатла.
Моделирование и конструирование имеют большие возможности для развития и воспитания учащихся. Развивающий характер обучения определяется всей системой занятий. Школьники вначале выполняют модели по чертежам, схемам, приобретают определенную сумму знаний, что является основой для последующей работы. Постепенно они переходят к изготовлению более сложных моделей и самостоятельной разработке конструкций. При этом вся трудовая деятельность должна способствовать развитию творческих способностей детей. Каждая последующая ступень обучения опирается на ранее полученные знания и активизирует познавательные интересы учащихся с целью их дальнейшего совершенствования.
Изготовление шатла изложенного в курсовой работе рассчитана в большей степени на ученика старших классов или студента, хотя несмотря на это школьники и средних классов, при желании могут попробовать и успешно прийти к желаемому результату.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Веников В.А. Теория подобия и моделирование.- М.: Высш.шк.,1976
2. Горский В.А. Техническое конструирование для руководителей Технических кружков и школ и внешкольных учреждений.- М.:ДОСААФ,1977
3. Дергачев А.А. Внешкольная работа по техническому труду.- М: Нар.асвета,1986.
4. Столяров Ю.С.Техническое творчество школьников-М. Педагогика,1986.
5. Техническое моделирование и конструирование./В.В.Коттилов, В.А.Рузаков- М.: Просвещение,1983.
6. Техническое творчество школьников. Сост. А.А.Михаилов-М. Просвещение. 1979.
7. Пескин М.Моделист- конструктор №10 2006.
8. Столяров Ю.Моделист- конструктор №12 2003.
9. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги-М:Академия развития,1999
10. В.М.Литвиненко, М.В.Аксенов. Игрушки из ничего-М:Кристалл,1999
11. http://ru.wikipedia.org Открытая энциклопедия в интернете.