Изменение формы представления информации

СОДЕРЖАНИЕ: Конспект урока информатики в 5-м классе по учебнику Босовой Л.Л. на тему Изменение формы представления информации Цель: Познакомить с обработкой информации, связанной с изменением формы её представления, но не изменяющей содержания, происходящей при систематизации информации, поиске информации, кодировании информации.

Конспект урока информатики в 5-м классе по учебнику Босовой Л.Л. на тему Изменение формы представления информации

Цель: Познакомить с обработкой информации, связанной с изменением формы её представления, но не изменяющей содержания, происходящей при систематизации информации, поиске информации, кодировании информации.

План:

  1. Орг. момент:
    • Поприветствовать друг друга.
    • Объявить план сегодняшнего урока.
    • Записать число и тему .
  2. Повторение:
    • Определение понятия “обработка информации”.
    • Типы обработки информации.
    • Задачи решенные на прошлом уроке.
  3. Новый материал:
    • Кодирование и декодирование.
    • Систематизация.
    • Поиск.
  4. Практическая работа за компьютерами.
  5. Домашнее задание.

Для урока:

  • рабочие тетради
  • учебник “Информатика 5” под ред. Л. Л. Босовой
  • презентация
  • раздаточный материал (таблицы)
  • кабинет информатики, проектор, компьютеры
  • телефонный справочник, словари, энциклопедии и т. п.

Здравствуйте! Садитесь.

Сегодня на уроке, мы, сначала, вспомним, чем занимались на прошлом уроке (неделю назад). Затем займёмся кодированием и декодированием информации, систематизацией информации и поиском информации. Запишите домашнее задание в дневники: параграф 1. 13, №8 стр. 53

- Откройте тетради, запишите число и тему урока: “Изменение формы представления информации”.

1 вопрос: Что такое обработка информации?

Ответ: Обработка информации – это решение некоторой информационной задачи. (Сначала выслушать детей, т. к. дома нужно было выучить определение из параграфа 1. 12. Затем показать слайд №2 из презентации. Дети, которые выучили и рассказали правильно, увидели подтверждение своих слов. Дети, которые дома не выучил или выучил плохо, сейчас ещё раз вспомнили определение.)

2 вопрос: С какими типами обработки информации вы знакомы?

Ответ:

  1. Обработка, связанная с получением новой информации.
  2. Обработка, связанная с изменением формы представления информации, но не изменяющая её содержания.

(Сначала выслушать детей, затем показать слайд №3)

- А ещё мы решили 2 задачи.

В одной задаче нужно было ответить на вопрос, т. е. получить новую информацию из уже имеющейся. (слайд №4 ). В другой задаче нужно было расшифровать сообщение, т. е. изменить форму, а не содержание (заменить цифры буквами из таблицы учебника на стр. 30). (слайд №5 )

Вопрос: Ребята, задачи, какого типа вы чаще всего решаете на уроках математики?

Ответ: На уроках математики мы решаем чаще всего задачи похожие на первую, т. е. связанные с получением новой информации.

Молодцы. А вот процесс изменения формы представления информации часто сводится к процессам её кодирования и декодирования (раскодирования).

(слайд №6)

Способы кодирования:

Графический – с помощью рисунков и знаков

Числовой – с помощью чисел

Символьный – с помощью символов алфавита

Звуковой – с помощью звуков

Запишите в тетради способы кодирования информации.

Задача №1 (устно)

(слайд №7 )

По первым буквам нарисованных предметов прочти имя героя.

Ответ: Пятачок

Вопрос: Какой способ кодирования здесь представлен?

Ответ: Графический, т. к. использованы рисунки.

- Ребята, оказывается, вы сейчас изменили форму представления информации, заменили графическую на символьную ( рисунки заменили буквами), но не меняли содержание.

Задача №2

(слайд №8 )

А) (устно) По первым буквам написанных слов прочтите новое слово.

КОТ, РЫБА, ОКУНЬ, ЛЕС, ИГЛА, КОЗА

Б) (письменно в тетради) Таким же способом закодируйте своё имя.

(Устно спросить нескольких учеников результат кодировки.)

Вопрос: Какой способ кодирования информации вы использовали?

Ответ: Символьный, т. к. использованы буквы.

На уроках английского языка вы пользуетесь словарём, переводите текст с английского языка на русский, т. е. тоже изменяете форму представления информации.

Итак , при кодировании и декодировании происходит обработка информации связанная с изменением формы представления информации, а не её содержания. (слайд №9 )

Ещё очень важным способом изменения формы представления информации является систематизация информации .

Систематизировать информацию – что это значит? (слайд №10 )

Нам предстоит ответить на этот вопрос.

Но сначала рассмотрим несколько примеров. (слайд №11 )

Задание №3 Графическую информацию замените на символьную и заполните таблицу по основному признаку предмета.

- Посмотрите внимательно и запишите названия этих предметов в таблицу.

(У всех розданы готовые таблицы. Приложение 2)

Наводящий вопрос: Как можно назвать столбцы?

Ответ:

  1. музыкальные инструменты
  2. спортивный инвентарь
  3. цветы

(Дети заполняют сами. Проверим ответ слайд №12 )

Задание №4 Систематизируйте. (кадр №12)

Одежда

Обувь

Головные уборы

(Дети заполняют розданные заранее таблицы. Результат проверим устно).

Раздать быстро на несколько парт (или на все) телефонный справочник, словари, энциклопедии и т. п.

1. Ребята, посмотрите и скажите: “Как в этих источниках систематизирована информация?”

Возможные ответы:

  • По алфавиту
  • По темам
  • По датам
  • По местоположению и т. п.

Вопрос: А для чего информацию расположили именно таким образом?

Возможный ответ: Информация расположена так для того, чтобы можно было быстро найти то, что нужно.

- Верно, молодцы, а теперь следующее задание устно.

Задание (устно):

Подберите синонимы к слову “Систематизировать”.

Возможные ответы:

  • Расположить
  • Разобрать
  • Отсортировать
  • Разложить и п. т.

Вопрос: Ребята, как вы думаете, что значит систематизировать информацию?

(Выслушать несколько мнений и показать слайд №14 )

Систематизировать - это значит расположить таким способом , чтобы можно было быстро произвести поиск нужной информации.

Вопрос: Для чего нужно систематизировать информацию?

Ответ: Систематизировать информацию нужно для того, чтобы можно было легко найти нужную информацию.

Итак, можно сделать вывод о том, что если информация систематизирована, то поиск нужной информации осуществляется быстро. (слайд №15 )

Вопрос: Ребята, подумайте и скажите: “Где и как человек находит, получает информацию?” (Сначала выслушать возможные ответы)

(слайд №16)

Методы поиска информации:

  • Наблюдение
  • Общение
  • Чтение соответствующей литературы
  • Просмотр телепередач
  • Работа в библиотеках
  • И другие методы

Практическое задание за компьютером:

Воспользуйтесь терминологическим словарём в учебнике стр. 187 и заполните таблицу.

(Таблица уже заранее подготовлена на каждом компьютере. Дети ищут нужный материал в словаре учебника и печатают, заполняют таблицы. Приложение 3)

Ответ:

термины

значение

код

система условных знаков для представления информации

информация

сведения об окружающем нас мире

пользователь

человек, пользующийся услугами компьютера для получения информации или решения задач.

- Ребята, подведём итог.

(перед звонком слайд №17 )

Вывод: Обработка связанная с изменением формы представления информации, но не изменяющая содержания, происходит при кодировании, систематизации и поиске.

Источники:

  1. Учебник “Информатика 5” под редакцией Л. Л. Босовой, 2005г.
  2. http://images. google. ru
  3. “Информатика в играх и задачках” Методические рекомендации для учителя под ред. А. В. Горячева, 1998г.

Скачать архив с текстом документа