Изучение научного творчества в современной психологии

СОДЕРЖАНИЕ: Интеллект и творческие способности. Развитие личности под влиянием творчества. Трехаспектная концепция Ф. Энгельса. Характеристика познавательно-психологического метода исследования научно-технического творчества. Методы активации творческого поиска.

Содержание

Введение

1. Понятие творчества

2. Интеллект и творческие способности

3. Мышление и творчество

4. Научно-техническое творчество как познавательно-психологический процесс

5. На пути к теории творчества

6. Что мешает творчеству

7. Диалогика творческого мышления

8. Развитие личности под влиянием творчества

Заключение

Литература


Введение

Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века».

А в чем, собственно, проблема? Композиторы пишут музыку, музыканты играют, художники создают свои полотнища. Изобретатели достигают новых высот в нанотехнологиях. Полки книжных магазинов завалены донцовыми, мариниными и прочими производительными авторами. Снимают фильмы! Стихи пишут! Все идет своим чередом, в чем проблема?

То на первый взгляд. Вот мы сейчас и попробуем разобраться в этом извечном вопросе. Даже не разобраться, столько ученых сломало копья на нем, дал бы бог вникнуть, слегка прикоснуться, притронуться к этой теме.

На рубеже XIX - XX столетий, как специальная область исследований, начала складываться «наука о творчестве»; «теория творчества» или «психология творчества».

Ситуация научно-технической революции второй половины ХХ века создала условия, открывающие новый этап развития исследований творчества.

Актуальность изучения психологии творчества и научного творчества, в частности, возникли в связи с потребностью оптимизации и интенсификации принципов организации научной деятельности и управления ею.

Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать «теорию творчества». Уж сколько раз пытались «мерить алгеброй гармонию»! Найти универсальную формулу, применив которую, можно было бы творить бесценные произведения искусства, создавать по заказу шедевры. Почему же, если я досконально изучу все эти ямбы, хореи и, извините, амфибрахии, освою все законы виршеплетства, то у меня получатся, в лучшем случае, рифмованные строчки, которые и пригодятся, разве что, для банкетного поздравления, но – никакие это не будут стихи. Где учат на Пушкина?! В какой консерватории выпускают Чайковских и Рахманиновых? В каком университете готовят нобелевских лауреатов в области нанотехнологий?

Многие хотели бы получить ответ на эти вопросы. Целью данного реферата не является дать решение этой проблемы, предоставить готовый рецепт или инструкцию. Мы лишь проведем ознакомительную экскурсию для освещения этой интересной и занимательной темы.


1. Понятие творчества

Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.

Понятию «творчество» также можно дать и более широкое определение.

Философы определяют творчество, как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества.

Творчество это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.

По сути дела, творчество это способность создавать любую принципиально новую возможность (Г.С. Батищев).

В том числе отличительным признаком интеллектуального творчества является усовершенствование способов решения уже известных проблем. В исследовании А. Г. Виноградова было показано, что способность отыскивать (открывать) способы собственной деятельности в разных типах проблемных ситуаций является следствием организации индивидуального понятийного знания, которое может выступать в качестве одного из источников индивидуальных различий в способности к процедурному творчеству.

Важную роль в интеллектуальном творчестве играет возможность трансформировать интуитивные, выраженные в необычном, часто достаточно смутном виде субъективные представления в пригодные для человеческого общения формы (словесно-речевые, категориальные, коммуникативные).

Понятие природы творчества связано с вопросом о критериях творческой деятельности. Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества это то, что создано; процесс творчества как создано; процесс подготовки к творчеству как развивать творчество.

Продукты творчества это не только материальные продукты здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не найти сразу же материального воплощения. Другими словами, творчество это создание нового в разных планах и масштабах.

При характеристике сущности творчества важно учитывать разнообразные факторы, признаки, свойственные процессу создания.

Творчество имеет признаки технические, экономические (снижение себестоимости, повышение рентабельности), социальные (обеспечение условий труда), психолого-педагогические развитие в творческом процессе психических, нравственных качеств, эстетических чувств, интеллектуальных способностей человека, приобретение знаний и др.

С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества.

Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.

Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.

2. Интеллект и творческие способности

Способности - это индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения, то есть характеристики личности, выражающие меру освоения некоторой совокупности деятельностей. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям. Исследованиями установлено, что способности — прижизненные образования, что их развитие идет в процессе индивидуальной жизни, что среда, воспитание активно формируют их.

Талантом называют такую совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, высшим совершенством и общественной значимостью.

Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества, «создавать эпоху».

Разделяют общие и специальные способности:

1) общие способности обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности;

2) специальные способности – это система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности.

Каждая способность имеет свою структуру, в которой различают ведущие и вспомогательные свойства. Например, свойствами литературных способностей являются: особенности творческого воображения и мышления, яркие, наглядные образы памяти, чувство языка, развитие эстетических чувств. А ведущими свойствами математических способностей являются: умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкий переход от прямого к обратному ходу мысли. Для педагогических способностей ведущими являются: педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний.

Выделяют следующие уровни способностей:

1) репродуктивный (обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью).

2) творческий (обеспечивает создание нового, оригинального).

Талантливость предполагает наличие различных творческих способностей.

Творческие способности делятся на три основные группы:

1. Способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности);

2. Способности, связанные с темпераментом (эмоциональность); 3. Умственные способности.

У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у разных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся между собой по уровню развития. С начала XX века предпринимались попытки измерить способности (зарубежные психологи Айзенк, Кеттел, Спирмен, Биие и др.). Для измерения способностей использовались тесты. Но более верный путь определения способностей — это выявление динамики успехов в процессе деятельности. Успешность выполнения любой деятельности определяется не какими-то отдельными способностями самими по себе, а лишь сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека. Успех в овладении деятельностью может достигаться различными путями. Так, недостаточное развитие той или иной отдельной способности может быть компенсировано развитием других способностей, от которых также зависит успешное выполнение той же самой деятельности.

Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект.

«Интеллект — это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер), т. е. интеллект рассматривают как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

Какова структура интеллекта? Существуют различные концепции, пытавшиеся ответить на этот вопрос. Так, в начале века Спирмен (1904 г.) выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач.

Позже Тёрстоун (1938 г.) с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь следующих потенций:

1) счетную способность, т. е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

2) вербальную (словесную) гибкость, т. е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;

3) вербальное восприятие, т. е. способность понимать устную и письменную речь;

4) пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;

5) память;

6) способность к рассуждению;

7) быстроту восприятия сходств или различий между предметами или изображениями.

Позже Гилфорд (1959 г.) выделил до 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенческим).

По мнению Кэттела (1967 г.), у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета. С другой стороны, формируется «кристаллический» интеллект, состоящий из различных навыков и знаний, которые мы приобретаем по мере накопления жизненного опыта.

«Кристаллический» интеллект образуется именно при решении задач адаптации к окружающей среде и требует развития одних способностей за счет других, а также приобретения конкретных навыков.

Хебб (1974 г.) с несколько иных позиций рассматривает интеллект. Он выделяет интеллект А - это тот потенциал, который создается в момент зачатия и служит основой для развития интеллектуальных способностей личности. Что касается интеллекта В, то он формируется в результате взаимодействия этого потенциального интеллекта с окружающей средой. Оценить можно только этот «результирующий» интеллект, наблюдая, как совершает умственные операции человек. Поэтому мы никогда не сможем узнать, что представлял собой интеллект А.

Развитие интеллекта зависит от врожденных факторов: генетические факторы наследственности, хромосомные аномалии.

Существует как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей. Они могут быть сформулированы следующим образом.

1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Танненбаум, А. Олох, Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу и другие). К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

Особняком стоит концепция Д. Б. Богоявленской, которая вводит понятие креативной активности личности, полагая, что она обусловлена определенной психической структурой, присущей креативному типу личности. Творчество, с точки зрения Богоявленской, является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Креативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности: летчикам-испытателям, художникам, музыкантам, изобретателям.

2. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я. А. Пономарев). В более «мягком» варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является «теория интеллектуального порога» Э. П. Торренса: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, то есть нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

То есть у людей «среднего ума» интеллект и творческие способности обычно тесно связаны друг с другом. У человека с нормальным интеллектом обычно имеются и нормальные творческие способности. Лишь начиная с определенного уровня пути интеллекта и творчества расходятся. Этот уровень, лежит в области IQ (коэффициента интеллекта), равного 120. При IQ выше 120 корреляция между творческой и интеллектуальной деятельностью исчезает, поскольку творческое мышление имеет свои отличительные черты и не тождественно интеллекту.

Предположение Торренса на удивление хорошо соответствует данным Д. Перкинса, согласно которым для каждой профессии существует нижний допустимый уровень развития интеллекта. Люди с IQ ниже определенного уровня не могут овладеть данной профессией, но если IQ выше этого уровня, то прямой связи между интеллектом и уровнем достижений нет. Главную роль в определении успешности работы играют личностные ценности и черты характера.

3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Р. Уаберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и другие).

3. Мышление и творчество

Потенциальные возможности человеческого мозга - область почти не изученная. Лишь по отдельным взлетам, вспышкам творческого гения мы можем догадываться, на что способен человек. До сих пор большинство людей используют свой мозг варварски, с низким коэффициентом полезного действия. И перед наукой встает проблема: каковы должны быть условия внешней среды, чтобы каждый мог развить свои творческие (способности) задатки и превратить их в творческие достижения? Быть может, так называемые великие творцы - попросту люди, которые нормально используют резервы своего мозга.

Творческая деятельность рассматривается как взаимодействие двух мыслительных процессов: дивергентного (выработка большего числа возможных решений) и конвергентного (выбор оптимального решения из ряда возможных). Предпочтение отдается первому.

Выделяют четыре показателя мыслительной деятельности:

1. Беглость.

2.Гибкость.

3.Оригинальность.

4.Степень детализации.

Мышление можно разделить на три вида:

- мышление опирающиеся на результаты понятий, выступающие как логический процесс (суждения, умозаключения) который заканчивается выработкой злаковых моделей - это логическое мышление;

-мышление интуитивное, вплетенное в практическую деятельность, на основе неосознанных побочных восприятия, представлений навыков;

-дискурсивное мышление, выступающее, как единство интуитивного и логического мышления.

Психологически научное открытие, творчество имеет два существенных признака: одним из которых является интуитивный момент, другим формализация интуитивного полученного эффекта, то есть иначе творчество - это интуитивный момент, но эффект его осознан и формирован средствами дискурсивного мышления.

В том случае, когда для решения какой либо конкретной задачи в опыте человека имеются готовые логические программы, решение протекает преимущественно на логическом уровне и не сопровождается сдвигами в эмоциональных показателях. На начальных стадиях решения творческих задач человек тоже стремиться применить к ним уже известные логические схемы, но неразрешимость таких задач известным путем, превращает их в творческие решение теперь возможно лишь с помощью интуиции. В ходе деятельности, направленной на решение задачи формируется интуитивная модель ситуации, приводящая в удачных случаях, которые тесно связанные с возникновение побочных продуктов действий и их эмоциональных оценок, к интуитивному решению.

Можно выделить следующие закономерности моделей интуитивных решений:

1. Интуитивное решение возможно лишь в том случаи, если ключ к нему уже содержится в неосознанном опыте.

2. Такой опыт малоэффективен, если он сложился в действиях предшествующих попыткам решить творческую задачу.

3. Он становиться эффективным, формируется на фоне целевой поисковой должности.

4. Его эффективность возрастает, когда исчерпываются направленные приемы решения задачи, но не гаснет поисковая доминанта.

5. Влияние неосознанной части действия тем эффективнее, чем меньше содержательная сила по себе его осознаваемая часть.

6. Усложнение ситуации, в которой приобретается неосознанный опыт, препятствует его последующему использованию.

7. Аналогичное усложнение самой задачи тоже действует отрицательно.

8. Успех решения связан со степенью автоматизации способов действия, в ходе которых складывается необходимый неосознанный опыт, - чем меньше автоматизирован этот способ, тем больше шансов к успеху.

9. Чем к более общей категории можно отнести итоговое решение творческой задачи, тем вероятнее нахождение такого решения.

4. Научно-техническое творчество как познавательно-психологический процесс

Трехаспектная концепция Ф.Энгельса

Категории единичности, особенности и всеобщности отражают последовательные ступени в процессе совершения научных открытий и решении технических задач. Такую трактовку названных трех категорий мы называем генетической.

Эти же самые три категории выражают собой три сосуществующие в единстве между собой стороны научно-технического творчества. Раскрытие и учет их во взаимодействии составляют сущность такого подхода к изучению творчества ученых и изобретателей, который называют структурным.

Сейчас важно подчеркнуть диалектическое единство обоих подходов генетического и структурного, их полную общность и нераздельность. На этой основе возникает трехаспектная концепция, объясняющая генезис движения научной мысли, то есть ее исторический и логический ход, и структуру взаимодействующих исторических, социальных и психологических факторов, обусловливающих этот ее ход.

Роль и значение категорий единичности, особенности и всеобщности впервые раскрыл Ф. Энгельс, поэтому названную выше трехаспектную концепцию мы называем энгельсовской. В ней показано, что всеобщее выступает в научно-техническом творчестве как логический момент, особенное как социально-исторический момент, а единичное как психологический и биографический. Это соответствует тому, что всеобщее (общечеловеческое) в развитии науки изучает логика (диалектическая), особенное история и социология, а единичное психология и та часть истории науки и техники, которая занимается биографиями ученых и изобретателей. Отсюда следует, что только в теснейшем взаимодействии всех трех названных моментов и должно изучаться научно-техническое творчество в целом. Ибо в нем представлены в нераздельном единстве все три его структурные стороны, выраженные категориями всеобщего, особенного и единичного.

И мы приходим к следующему выводу: ученый или изобретатель (единичное) должен уметь улавливать, схватывать и связывать между собой то, что несут с собой всеобщее и особенное, «витающие в воздухе» и не зафиксированные на бумаге в виде плановых заданий. Их улавливание может осуществиться только интуитивно. Ученый или изобретатель, обладающий способностью интуитивно мыслить, должен уметь делать соответствующие выводы для себя из своей творческой деятельности, из всего прочитанного им (научно-технической литературы), виденного (устройства и конструкции, явления природы и т. д.) и слышанного (во время бесед и дискуссий, симпозиумов и конгрессов).

Методы исследования научно-технического творчества

Вопрос о том, каким путем совершается открытие и как затем строится информация о нем, имеет большое значение для разработки общей теории научно-технического творчества. Следует при этом подчеркнуть, что факты имеют научно-познавательную ценность только в тех случаях, когда они систематизированы, когда между ними вскрыты неслучайные зависимости, определены причины следствия. Таким образом, задача выявления истины требует не только сбора фактов, но и правильной их теоретической обработки. Первоначальная систематизация фактов и их анализ проводится уже в процессе наблюдений, бесед, экспериментов, ибо эти методы включают в себя не только акты чувственного восприятия предметов и явлений, но и их отбор, классификацию, осмысливание воспринятого материала, его фиксирование.

Методы эти таковы: Наблюдение, Сравнение, Счёт, Эксперимент, Обобщение, Абстрагирование, Анализ, Синтез.

В исторической практике построения информации об изобретениях сложилась следующая общедоступная схема: сначала – непосредственные данные анализа изобретения, затем – выявление эмпирической закономерности и, наконец, – ее теоретическое объяснение.

Именно логика показывает (в отличие от психологии) то, как работала мысль ученого или изобретателя в поисках истины, двигаясь логически наиболее коротким путем. Это мы видим, в частности, в том случае, когда работу интуиции (после ее свершения), то есть получение непосредственного умозаключения, мы начинаем логически обрабатывать, выявляя в ней скрытые звенья последовательного хода рассуждений, которые творческая мысль смогла «проскочить» с помощью интуиции.

Таким образом, и здесь мы видим своеобразное соотношение между логикой и психологией при рассмотрении истории научных открытий и техических изобретений.

Во всяком случае, вся эта проблема имеет исключительно важное значение для разработки общей теории научно-технического творчества. Тут никак нельзя упускать из виду ни логической, ни психологической стороны вопроса, надо брать их в единстве и взаимодействии.

Принцип дополнительности в его познавательно-психологической трактовке имеет место в названной области психологической науки, причем здесь он выступает двояко: во-первых, как требование преодоления барьера, разобщающего различные стороны единого научного исследования, которые должны быть связаны между собой; во-вторых, как требование обеспечения преемственной связи между различными поколениями ученых. Возникшая еще в XV веке дифференциация наук разобщила естествоиспытателей, специалистов в различных областях естествознания, в частности, химиков и физиков. К 80-м годам XIX века дело дошло до того, что они часто вообще не понимали друг друга.

В итоге два ученых, работающих рука об руку, воссоздавали бы цельность, восполняя ее до необходимой полноты. Этим преодолевался бы барьер, возводивший непереходимую преграду между физикой и химией. В этом и заключается принцип дополнительности в науке.

Второй тип проявления принципа дополнительности предполагает взаимодействие между учителем и учеником, зачинателем научного направления и его продолжателем, а шире между двумя поколениями ученых старшим и младшим.

Научные дискуссии как способ преодоления ППБ (Познавательно Психологический Барьер) и преодолевающего его трамплина

Хорошо известно, что научные дискуссии и споры способствуют нахождению истины, иначе говоря, способствуют преодолению барьеров, существовавших на пути к ней. Объясняется это тем, что сторонник определенных взглядов, в том числе и таких, которые вносят нечто новое в науку, не всегда сам замечает слабые и даже явно ошибочные стороны своих взглядов, а потому и не может вовремя уточнить и развить то, что он отстаивает, освободив это от слабостей и недостатков. Наоборот, противник его взглядов, отвергая их, ищет, прежде всего, слабые места в критикуемых им воззрениях и находит их гораздо быстрее и убедительнее, чем защитник этих взглядов. И это обстоятельство становится своеобразной подсказкой-трамплином для работы мысли защитника критикуемых воззрений. Увидя, что его взгляды содержат явно слабые, ошибочные пункты, на которые нападает его противник, он начинает искать способы их преодоления. Тем самым он продвигается вперед к истине и преодолевает до конца прежний, стоявший на пути к ней барьер.

Типология ученых с позиций трехаспектной концепции.

В работах ряда историков науки, а также психологов, занимающихся изучением научного творчества, было предложено немало классификаций типов ученых. Так, широко известна типология, предложенная В. Оствальдом, с разделением ученых на «классиков» и «романтиков». Интересна также выдвинутая М. Фарадеем типология научного творчества.

Соответствующие черты творчества ученого, как и психологии самого ученого, не могут быть рассмотрены изолированно от той ступени познания, к которой относятся труды этого ученого.

В общем случае процесс научного познания в той или иной его области проходит последовательно три главные ступени: единичность, особенность и всеобщность.

На ступени единичности, когда устанавливаются новые факты, в творчестве ученого исключительно важна такая черта, как наблюдательность. В самом деле, обнаружить и констатировать новизну вновь открытого факта нельзя, если ученый не обладает тонкой наблюдательностью. Он может не суметь объяснить новый факт, но он должен, во всяком случае, заметить его, уловить его новизну, сравнивая его с другими, ранее уже известными фактами.

Следующая ступень особенность. Она предполагает не просто наблюдательность, а способность группировать, систематизировать наблюденные факты, связывать их между собою, а значит, мыслить, причем мыслить индуктивно, формально-логически.

Наконец, на ступени всеобщности обнаруживаются такие черты ученого, как способность к абстрактному, теоретическому мышлению, к теоретическим обобщениям, раскрывающим сущность изучаемого и наблюдаемого явления.

И в заключении стороны или элементы теории научно-технического творчества: 1) трехаспектная концепция Ф. Энгельса, 2) характеристика познавательно-психологического метода исследования научно-технического творчества, 3) общая схема функционирования ППБ и преодолевающего его трамплина и 4) анализ деятельности ученого в личностном плане.

5. На пути к теории творчества

Автор ряда книг по теории творчества П.К. Энгельмейер был твердо убежден в необходимости создания универсальной науки о творчестве. Эта наука, по его словам, «имеет целью исследовать возникновение всего нового, от первого проблеска в душе до осуществления на деле... Эврилогия весьма близко соприкасается с теорией познания в науке.

Время для создания такой науки, если она вообще возможна, еще не наступило. Ведь различные области творческой деятельности (художественной, научной, технической, практической) отличаются друг от друга не количественными характеристиками, которые могут быть охвачены формулами, а, так сказать, качеством смысла. И если до сих пор нет возможности обобщить природные явления, исследуемые одной областью науки — физикой, и создать единую теорию поля, то какого рода трудности лежат перед предполагаемой наукой — эврилогией, можно, лишь догадываться, поскольку речь идет об охвате теорией областей творческой деятельности, отличающихся спецификой восприятия явлений природы самими творцами.

Исследователь Г. С. Альтшуллер замечает, что созданию общей теории творчества должно предшествовать исследование конкретных видов творчества. Только опираясь на теорию изобретательского творчества, теорию научного творчества, теорию литературного творчества, можно создать общую теорию творчества, которая, в свою очередь, даст новый толчок развитию частных теорий. Нам пока неизвестны теории решения творческих задач в математике, изобразительном искусстве и литературе. Сегодня будущих «специалистов» в этих областях учат лишь тому, как укладывать «кирпичи» в создаваемое ими «здание». Но когда речь заходит о том, как выбирать форму и назначение самого здания, чтобы оно становилось гениальным творением, теоретические концепции еще не срабатывают.

В этой связи представляет несомненный интерес более подробное рассмотрение чисто логического (алгоритмического) подхода к решению изобретательских задач, тем более что он дает представление и об уровнях сложности творческих задач хотя бы в такой чисто предметной области, как техника.

Разрабатываемая теория творческих задач исходит из той общеизвестной истины, что задачи бывают разные и их нельзя решать вообще.

Путь к созданию, научной теории творчества долог и труден. Между тем жизнь, практика, производство требовали новых методов решения изобретательских задач, хотя бы в какой-то мере более эффективных, чем простой перебор вариантов. И такие методы появились. Это были чисто психологические методы, но создали их не психологи.

Чем труднее изобретательская задача, тем больше вариантов приходится перебрать, чтобы найти решение. А раз так, то, прежде всего надо повысить количество вариантов, выдвигаемых в единицу времени. Понятно также, что для обнаружения сильного решения нужно иметь среди рассматриваемых идей побольше оригинальных, смелых, неожиданных.

Первые изобретения не созданы человеком, а обнаружены им в готовом виде. Но почти сразу возникли и изобретательские задачи. Решать их приходилось методом проб и ошибок, перебирая всевозможные варианты. Метод проб и ошибок и основанная на нем организация творческого труда пришли в противоречие с требованиями современной научно-технической революции. Нужны новые методы управления творческим процессом, способные резко уменьшить число «пустых» проб.

Цель методов активации поиска и состоит в том, чтобы 1) сделать процесс генерирования идей интенсивнее и 2) повысить «концентрацию» оригинальных идей в общем их потоке.

Методы активации творческого поиска

Мозговой штурм

Основатель: Алекс Осборн (США) 40 гг. ХХ столетия.
Метод основан на следующем психологическом эффекте: в небольшой группе людей (5—8 человек) можно создать условия, при которых количество идей высказанных коллективно, значительно превышает сумму идей, высказанных, при других условиях, каждым индивидуально. Эффект цепной реакции идей, приводящей к интеллектуальному взрыву (озарению).

Метод фокальных объектов состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолевать психологическую инерцию. Так, если случайным объектом взят «тигр», а совершенствуемым (фокальным) «карандаш», то получаются сочетания типа «полосатый карандаш», «хищный карандаш», «клыкастый карандаш». Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прийти « оригинальным идеям.

При морфологическом анализе, предложенном швейцарским астрофизиком Цвикки, сначала выделяют оси — главные характеристики объекта, а затем по каждой оси записывают элементы — всевозможные варианты. Допустим, мы приступаем к разработке основных функциональных узлов лунохода. Можно взять в качестве осей: А — двигатель, Б — движитель, В — кабина; а элементами для оси «А — двигатель» могут быть А1— электрический; А2 — химический; А3 — реактивный; А4 — ядерный и т.д. Имея запись элементов по всем осям и комбинируя сочетания разных элементов, можно получить очень большое число всевозможных вариантов. В поле зрения при этом могут попасть и неожиданные сочетания, которые едва ли пришли бы на ум «просто так».

По методу контрольных вопросов, как показывает само название, поиск направляется списками наводящих вопросов. Такие списки предлагались разными авторами. Типичные вопросы: а если сделать наоборот? А если заменить эту задачу другой? А если изменить форму объекта? А если взять другой материал?

Синектика

Наиболее сильный метод активации поиска творческих решений синектика появился в середине 50-х годов в США. Автор — Уильям Гордон. Синектика — в переводе с греческого означает «совмещение разнородных элементов».

В основу синектики положен мозговой штурм. Но участниками мозгового штурма являются специально подготовленные люди — синекторы «профессиональные генераторы новых идей». Их подготовка происходит по специальным методикам — при этом главное внимание уделяется развитию умения искать аналогии.

Аналогия — сходство, соответствие двух предметов (явлений) в каких то свойствах или отношениях. (Например, в физике строение атома представлено по аналогии со строением солнечной системы).

Умелое использование аналогий позволяет охватить громадное количество объектов, сравнить их с исследуемыми, найти нечто сходное и использовать в решении задач.

6. Что мешает творчеству

Кроме чувств, стимулирующих творческую деятельность, есть чувства, тормозящие творческие усилия. Самый опасный враг творчества страх. Особенно он проявляется у людей с жесткой установкой на успех. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу.

Другой враг творчества чрезмерная самокритичность. Точные измерения в этой области пока невозможны, но должна быть некоторая «сбалансированность» между одаренностью и самокритичностью, чтобы слишком придирчивая самооценка не привела к творческому параличу.

Третий враг творчества лень. Впрочем, здесь возможно и такое рассуждение. Люди стремятся совершенствовать производство с целью повысить его продуктивность и снизить себестоимость. Ими движет желание при минимальной затрате усилий иметь максимальную выгоду, проще говоря, меньше работать больше получать. Выходит, лень служит стимулом всех нововведений, облегчающих труд, и потому является «истинной матерью изобретений», по выражению Норберта Винера.

Несмотря на всю соблазнительность подобных рассуждений, приходится все же признать, что лень вовсе не способствует творческой деятельности. Подобно тому как естественное для человека наслаждение пищей может привести к обжорству и чревоугодию, так же точно наслаждение отдыхом и покоем может приобрести самодовлеющее значение. «Пиршество лени» становится высокоценимым удовольствием. Видно, не один талант был загублен ленью.

· некритичное принятие чужого мнения (конформизм, соглашательство)

· внешняя и внутренняя цензура

· ригидность (в том числе передача шаблонов, алгоритмов в решении задач)

· желание найти ответ немедленно

7. Диалогика творческого мышления

Понимать творчество – значит понимать ум творца, но не описывать (и не предписывать), как творить. Страшнее всего такое, неспособное изобретать, но знающее, «как это делается», существо. Уловить внутреннюю жизнь изобретателя идей и поэм можно только одним образом – через мысленный диалог внутренних «Я».

В процесс творчества входят психологические, эмоциональные, неповторимо личные, парадоксально случайные моменты. Но нужно, все-таки, согласиться с возможностью найти, пусть через логику внутреннего диалога в голове творца – изобразить, понять творчество как логический процесс. Но как с этим согласиться, ведь в творчестве нет никакой логики (точнее, творчество не может быть предметом науки логики). Мышление как творчество – это художественное мышление, а оно радикально нелогично!

Мыслить – это всегда теоретизировать, и суть любого творчества как мышления можно понять, только исходя из процессов теоретизирования. Исходная установка мышления (ситуация, когда мышление необходимо, когда ощущением и представлением не обойдешься) – это необходимость воспроизвести в сознании возможность предмета, то, что сейчас еще не существует, в ощущениях не дано, но что может существовать в неких идеальных, изобретенных ситуациях.

Мысль возникает, когда необходимо воспроизвести в сознании (внутренне, для себя) возможность предмета, для того чтобы «понять» предмет, как он есть, почему он существует так, а не иначе. Вот это «для того чтобы» и заставляет нас использовать глагол «понять», который не может быть заменен никаким другим глаголом, заставило определить мышление через мышление (понимание). Понимание и составляет отличие мысли от представления. Будущие возможности предмета вполне можно представить, но повернуть их на предмет, как он есть, взять их как «рентген» наличного предмета возможно, только понимая, осмысливая, возможно только в понятии. Отделение «сути вещей» (их потенций) от их бытия означает построение в уме «идеализованного предмета» как «средства» понять предмет реальный, существующий вне нашего сознания и деятельности. Глаз теряет фокус; видеть одновременно два предмета внутри нас и вовне невозможно, мы перестаем видеть и начинаем понимать. Такое одновременное бытие одного познаваемого, изменяемого предмета в двух формах (в форме объекта идеализации и в форме идеализованного предмета) и есть исходное определение мышления, которое коренится в самом «неделимом ядре» практической деятельности человека.

Первобытный человек начинал мыслить, мучительно соотнося «предмет идеализованный» (предполагаемый топор), еще совсем туманный, неопределенный, еще тождественный представлению, с предметом реальным, внешним (обломком камня), перепроверяя эти предметы друг с другом. В несовпадении этих двух предметов, в зазоре между ними, в необходимости и невозможности их совпадения и помещается зерно мысли, произрастает мышление. Такова исходная идея теоретизирования.

В мышлении я фиксирую, закрепляю предмет размышления как нечто вне мысли существующее и ею проясняемое, как нечто с мыслью (идеализованным предметом) не совпадающее. Только тогда возможно конституировать самое мысль как нечто, не совпадающее с реальным практическим действием, хотя и составляющее его практического действия необходимое определение. Но это и есть исходное предположение теории. «Это только в теории, а не в действительности» такое обвинение составляет негативное определение мышления. И одновременно коренной парадокс мысли.

Ощущать, представлять, воспринимать возможно что-то, но мыслить возможно только о чем-то. В ощущениях и представлениях я сливаюсь с предметом своего ощущения, я ощущаю лезвие ножа как свою боль. В мысли я отделяюсь от предмета мышления, не совпадаю с ним. Но все дело в том, что не совпадающий с мыслью предмет есть предмет размышления, он существует для мысли лишь в той мере, в какой он соотносится с мысленным предметом. И одновременно он есть нечто «немыслимое», вне мысли (вне меня и независимо от моего сознания) существующее, заданное мысли как загадка и никогда ею до конца не ассимилируемое. Именно в мысли мне противостоит бытие вещей в их «метафизической» цельности, замкнутости «на себя», внеположности субъекту. Но одновременно... Сказка про белого бычка может продолжаться до бесконечности.

Конечно, логика практики образует рациональную основу рассматриваемого парадокса, но сейчас речь о другом, поскольку в мышлении, в чем и состоит его «миссия» практика как раз и выступает как парадокс, постоянно разрешаемый, воспроизводимый и углубляющийся… Можно сказать даже, что мысль и есть практика в ее парадоксальности.

Теоретическое творчество является изобретением любых идей, любых, самых гротесковых идеализованных предметов ради того, чтобы понять предмет, как он есть (или как если бы он был), вне моей практической деятельности и независимо от нее. Стремление к надличному, сверхличному вот в чем состоит пафос мышления. Только в отстранении (теоретическом в потенции своей) от самого себя появляется возможность относиться к себе как к «alterego», возникает зерно внутреннего диалога. Поэзия радикально внедиалогична, об этом очень точно писал Бахтин. Вот почему внутренний диалог мышления как творчества возможен исключительно для теоретического ума. Не случайно в качестве предмета логического исследования творческое мышление должно быть взято как мышление теоретическое, как внутренний диалог теоретика. Это должен быть язык (речь) внутреннего диалога, в котором осуществляется непрерывное взаимообращение текстов, их полифония, контрапункт, а не просто сосуществование.

Подходя к своей логике со стороны, философ стоит перед парадоксом. Философу приходится критиковать собственную логику (логику в целом) во имя некой еще не существующей, в состоянии становления находящейся логики. Здесь логика творчества может быть понята только как творчество логики… Что остается вообще от той железной логики, и зачем вообще нужна эта «диалогика», эта проверка «логики» «логикой»?

Не является ли это кружение белки мышления в колесе «диалогики» просто-напросто бегством от жизни, от практики, от старой мудрости Гёте – «теория друг мой сера, но вечно зелено дерево жизни…»?

Только в общении «Я» и «ТЫ», в отношениях «между» рождается новое. Другими словами, природа творчества диалогична и несубъектна. Личность не является центром и источником творческой активности, поскольку она выражает плюралистическое (рациональное и иррациональное, рациональное и эмоциональное и т. п.) существование. Личность творчески активна только в диалогическом отношении к «Другому». Диалогическое отношение преобразуется в «МЫ» как двуединое существование «Я» и «ТЫ», направляющее свои креативные интенции на отдельное «Я» и «ТЫ». «Я» не является источником творчества, оно находит творчество в себе как креативную интенцию «МЫ». Продуктивная способность диалогической ситуации, появляющаяся в субъект-транссубъектном отношении «Я» - «ТЫ» - «МЫ» становится источником новизны для личности. Иначе, творчество можно определить как осуществление креативной интенции «МЫ» - реальности в личностной реальности субъекта

8. Развитие личности под влиянием творчества

Преобразование личности после пробуждения творчества похоже на чудо и со стороны многим чудом и кажется. Говорят о пробуждении таланта. Талант же подчас представляют как что-то вроде дорогой старинной монеты, которая неожиданно попалась человеку. Или как чудо, спустившееся с небес. Раз и с человеком произошло чудесное преобразование, он стал другим!

Правда, чаще это «чудесное преобразование» годами, а то и десятилетиями рассматривается как своего рода болезнь, ненормальность, разрыв с традициями. Ведь человек занялся тем, чем никто из его родственников не занимался, и к чему, как они предполагают, у него не было и нет никаких способностей.

Впрочем, любые изменения, которые происходят в течение длительного времени, и понять, и оценить трудно. Быстро ли происходят изменения?

Развитие личности условно можно представить в виде семилетних периодов:

до 7 лет — развитие в основном образного мышления;

от 7 до 14 — переход;

от 14 до 21—развитие логического мышления; многие исследования показывают, что функции логического мышления достигают максимума в 21 год; от 21 до 28 — переход;

с 28 до 35 лет — развитие интуитивного или творческого мышления. Далее следует активное развитие социальных свойств личности.

Складывающийся новый облик человека, его новые интересы нередко требуют перехода из одной области деятельности в другую. Развитие связано с преодолением сопротивления той среды, в которой человек находится. Почему сопротивления? Потому что окружающие привыкают определенным образом воспринимать каждого, а развитие есть не что иное, как выход за пределы сложившихся отношений. Нередко человек, развивающийся по законам творчества, вынужден покидать ту среду, в которой он находился.

Когда кто-то начинает петь или рисовать, выражать чувства в создаваемых произведениях, он, как правило, обнаруживает у себя массу недостатков. Голосом (кистью, словом) владеет слабо. Не знает многого из сделанного в этой области другими. Он должен учиться и в то же время быть самостоятельным, усваивать опыт других и формировать свой стиль. Можно испугаться возможной критики и своих недостатков, можно двигаться дальше.

Вскоре обнаруживается, что недостатки, вследствие того, что творчество, по Станиславскому, носит органический характер, являются отражением имеющихся отношений, привычек, недостатков поведения в целом. Задача улучшения творчества становится задачей работы над собой. Это дает толчок для самосовершенствования.

Становясь на путь творчества, человек вынужден улучшать свои внутренние качества, менять стереотипы поведения. Он обращается к корням формирования тех или иных черт у себя, проверяет их целесообразность в новых условиях, в ряде случаев отказывается от ненужных черт.Вряд ли кто-то будет отрицать, что условия воспитания, стечение различных обстоятельств, в которых обычно развивается человек, способствуют формированию у него не только позитивных черт. Недостатки чаще всего постепенно сглаживаются под влиянием творчества.

Несовершенство поведения и противоречивость внутреннего мира человека на определенном этапе развития скорее правило, чем исключение. Под влиянием творчества человек постепенно преодолевает внутренние расхождения и противоречия, возвращается к реалистичному видению мира. Творчество не только устраняет внутренние противоречия, но и лечит. У того, кто им не овладел, сознание нередко конфликтует с подсознанием.

Тот, кто выходит на уровень систематически проявляющегося творчества, настолько обогащает свои знания, что формирует собственное мировоззрение, своеобразно отражающее все значимые стороны и события его жизни.

Настоящее творчество, поскольку в нем человек выражается всем своим существом, всегда своеобразно, несет на себе печать индивидуального стиля. Это хорошо известно, и наличие индивидуального стиля нередко рассматривают как признак таланта. Творческий человек проявляется как индивидуальность не только в работе, но и в повседневном общении.

По мере развития творчества человек все больше становится выразителем своего времени, рупором настроения масс, создает новое в соответствии с общественными, и в пределе мировыми потребностями, движется дальше других и вследствие этого многих ведет за собой. Разумеется, разные творческие профессии по-разному влияют на общественные процессы. Политик действует прямо. Художник или композитор влияет на настроения. Певец, будто бы не касающийся политики, может быть вдохновителем целых общественных движений. Один изобретатель может вызвать целую техническую революцию.

Творчество создает ту подъемную силу, которая выносит человека на новый уровень: уровень социальной личности, субъекта общественных отношений независимо от того, каков масштаб его деятельности, в скрытой или явной форме, быстро или медленно оказывает он свое влияние на развитие общества.

Творчество приучает к тому, что новое может быть открыто в любой области знаний, и там, где сегодня знаешь все, завтра можешь оказаться невеждой, а затем сделать шаг вперед в познании. Это делает человека более мягким и осторожным в суждениях, уберегает от апломба и самонадеянности. Чем выше уровень развития личности, тем мягче, проще, демократичнее человек в обхождении с другими. Творческое поведение без такой простоты и демократичности невозможно. Демократичные отношения естественная среда для выявления и развития всех настоящих способностей.

Если человек освоил творчество в полной мере и по процессу его течения и но результатам, он вышел на уровень духовного развития. Ему доступно переживание моментов единения всех внутренних сил. В эти моменты в его душе уже не разделяются восприятие, представления, мышление, эмоции, отношения... Если человек вышел на уровень духовного развития, какой бы он деятельностью ни занимался, остается одно пожелать ему счастливого пути. И присматриваться к нему хотя бы иногда. Ведь, несомненно, чему-нибудь хорошему он да научит!

личность интеллект творчество способность


Заключение

Человеческая мысль неустанно билась над разрешением загадок творчества. Ряд из них был раскрыт наукой. Но и сегодня, как отмечают все современные исследователи, в изучении эвристической деятельности в искусстве немало спорного и неясного. Ее загадки стремятся ныне раскрыть ученые самых разных специальностей: философы, психологи, социологи, эстетики, искусствоведы, педагоги, даже кибернетики и математики. Все возрастающий интерес к проблемам творчества объясняется глубокими объективными факторами. О некоторых из них, вытекающих из самой природы эстетического восприятия, шла речь в этом реферате.

Анализ литературы по этой теме показал, что общей теорией творчества наука пока не располагает. Сторонники этого направления проводят главным образом эмпирические наблюдения, пользуясь анкетным методом, внимательно изучают автобиографические записки и мемуары, используют метод «непринужденных бесед». Полученные данные подвергают статистической обработке, а затем дают практические рекомендации по организации труда.

Существует и другое направление в изучении творчества, не сулящего броских результатов в близком будущем и нацеленное, прежде всего, на то, чтобы заполнить «теоретический вакуум»: раз общей теории творчества нет, необходимо ее создать. Сторонники этого направления не спешат с практическими рекомендациями и сосредоточивают усилия на разработке общетеоретических вопросов.

При этом отмечается отчетливая закономерность: тенденция использовать для описания и объяснения творческого процесса научный аппарат из весьма далеких областей науки. Так, специалисты-физики говорят о квантовой природе мышления и видят в квантовой теории ключ к разгадке тайн творчества. Специалисты по общей семантике подчеркивают сходство и даже тождество понятий общей семантики и психологии мышления; они уверены, что термины общей семантики наилучший язык для описания творческого процесса.

Но одно утверждение, всё-таки, бесспорно. Пусть даже нет общей теории творчества, всякого рода методики и рекомендации необходимы. Изобретения, даже самого высокого уровня можно и должно делать «по формулам». Многие из этих «формул» уже известны, их применению успешно обучают. В ближайшие десятилетия решение изобретательских задач превратится в точную науку о развитии технических систем.

Бесспорно также и следующее утверждение, о тесном единении искусства и науки.Причем имеется в виду наука в широком смысле данного понятия: не только математика и физика, но также искусствоведение и эстетика. Из всего сказанного необходимо следует, что если современный художник не становится исследователем действительности, исследователем, вооруженным соответствующими знаниями и методологией, то он обрекает себя на неуклонно возрастающую творческую некоммуникабельность с окружающим миром. Тесный союз искусства и науки при полной, разумеется, самостоятельности и равноправии обоих это объективная закономерность развития современной культуры. Как и всякая закономерность, она пробивает себе дорогу в жизни через массу случайностей, отклонений, противодействий. Но все равно ей принадлежит будущее.


Литература

1. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. О психологических методах изучения творчества.- М., Наука, 1971

2. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. – М.: Сов. радио, 1979, Кибернетика.

3. Библер В.С. Мышление как творчество. (Введение в логику мысленного диалога). М., Политиздат, 1975.

4. Галин А.Л. Личность и творчество. Психологические этюды. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1989.

5. Громов Е.С. Природа художественного творчества: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1986.

6. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 1989.

7. Грэйс Крайг Психология развития. – СПб.: Издательство Питер, 2000.

8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер Ком, 1999.

9. Кедров Б. О творчестве в науке и технике: (Научно-популярные очерки для молодежи). – М.: Мол. Гвардия, 1987.

10. Лук А.Н. Мышление и творчество. М., Политиздат, 1976.

11. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. М. Высшая школа, 1978

12. Ярошевский М.Г. Проблемы научного творчества в современной психологии, М.: Наука,1977.

Скачать архив с текстом документа