Характер как психологический феномен
СОДЕРЖАНИЕ: Федеральное агентство по образованию РФ Воронежский экономико-правовой институт КУРСОВАЯ РАБОТА дисциплина: «Психология» тема: «Характер как психологический феномен»Федеральное агентство по образованию РФ
Воронежский экономико-правовой институт
КУРСОВАЯ РАБОТА
дисциплина: «Психология»
тема:
«Характер как психологический феномен»
Выполнила:
студентка 5 курса
Масюкова В. В.
Руководитель:
Бортникова О. В.
ВОРОНЕЖ, 2009
Содержание
Введение
Раздел 1. Общее понятие сущности характера
Раздел 2. Типология и структура характеров
2.1 Структура характера
2.2 Основные черты типичного характера
2.3 Классификации характеров
2.3.1 Типологические модели социальных характеров
2.3.2 Типологические модели индивидуальных характеров
Раздел 3. Природа характера и особенности его формирования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Тема данной курсовой работы – «Характер, как психологический феномен».
«Проблема характера - одна из традиционных и ведущих проблем психологической науки. Постоянный интерес к ней неизменно поддерживается ее теоретической сложностью и колоссальной практической значимостью. Известно, что успешность человека в семейной жизни, межличностных отношениях, профессиональной деятельности прямо зависит не только от его способностей интеллекта, но и от характера. Он играет немаловажную роль в процессах гармонизации личности, ее духовного роста. Он отражает уровень нравственно-этического саморазвития человека и его искусства жить.
Теоретическое осмысление данного феномена складывалось и складывается сложно, по-прежнему остаются открытыми многие вопросы, существуют противоречия.
Первые попытки составить представление о характере были сделаны еще Платоном. Введенный им термин «характер», в переводе с греческого «черта», «примета», «чеканка», в ходу был для обозначения своеобразных черт человека. Наряду с ним использовался термин «этос» - нрав, обычай. Платон полагал, что характер определяется врожденными добродетелями, и пытался составить их классификацию, основанную на этических принципах.
Первый трактат о характерах составил Теофраст. Он дал описание 30 типов с точки зрения преобладания нравственных черт - типы льстеца, болтуна, труса, лицемера и др.
К середине XIX в. возрастает количество научных работ по данной проблематике, углубляется собственно психологическое осмысление феномена характера»[1] .
«Позднее философы и психологи основой для объяснения классификации человеческих характеров делали особенности строения и функций тела, морально-этические особенности общественных отношений людей, или их умственные свойства и опыт.
Каждому человеку кроме динамической стороны действий, которая проявляется в темпераменте, свойственны существенные особенности – его характер, отражающийся в виде «отпечатка» на продуктах деятельности и поведении»[2] .
«Наиболее значительный вклад в учение о характерах связан с именем выдающегося русского психолога А.Ф. Лазурского. В его знаменитых работах «Очерк науки о характерах» и «Классификация личностей» на материале классической литературы, истории, жизненных наблюдений по-новому осмыслены ключевые вопросы характерологии - природа и структура характера, классификация. А.Ф. Лазурский рассматривает характер как один из аспектов личности, четко выделяя специфику данного феномена. Характер, по А.Ф. Лазурскому, представляет собой устойчивые поведенческие формы, способы, которые выражают саму личность»[3] .
«Природа характерологических свойств исключительно сложна. Первооснову характера, или его внутреннее ядро, представляют врожденные нравственно-духовные побуждения, склонности, составляющие его стержень. Вокруг этого стержня структурируются волевые, эмоциональные и интеллектуальные свойства. Они образуют другое ядро - природные, генотипические свойства.
На основе нравственно-духовных и природных свойств развертывается процесс усвоения социального опыта – поведенческих установок, стереотипов, реакций. В результате складываются устойчивые привычные формы поведения, поведенческие паттерны и сложный ансамбль поведенческих форм»[4] .
Цель данной курсовой работы – отразить сущность феномена характера.
Задачи курсовой работы:
- дать понятие термина «характер»;
- описать взаимосвязь характера и темперамента;
- описать структуру характера;
- раскрыть процесс формирования характера;
- рассмотреть природу характера;
- привести основные черты различных типов характера.
Раздел 1. Общее понятие сущности характера
«Совокупность стойких черт представляет собой характер личности.
Характер – это совокупность стойких индивидуально-психологических свойств человека, которые проявляются в его деятельности и поведении, в отношении к коллективу, к другим людям, к труду, к окружающей действительности и самому себе.
Характер наиболее тесно связан с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения сути человека»[5] .
«Темперамент - предпосылка характера человека. Темперамент и характер отличны и вместе с тем тесно связаны друг с другом. Их научное изучение шло не совпадающими, но неоднократно скрещивающимися путями.
Говоря о темпераменте, обычно имеют в виду динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпах психической деятельности. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у такого-то человека большой или небольшой темперамент, учитывая его импульсивность, стремительность, с которой проявляются у него влечения, и т. д.
Темперамент человека проявляется, прежде всего, в его впечатлительности, характеризующейся силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека.
Другим центральным выражением темперамента является импульсивность, которая характеризуется силой побуждений, скоростью, с которой они овладевают моторной сферой и переходят в действие, устойчивостью, с которой они сохраняют свою действенную силу. Импульсивность включает обусловливающую ее впечатлительность и эмоциональную возбудимость в соотношении с динамической характеристикой тех интеллектуальных процессов, которые их опосредуют и контролируют. Импульсивность – та сторона темперамента, которой он связан со стремлением, с истоками воли, с динамической силой потребностей как побуждений к деятельности, с быстротой перехода побуждений в действие
Говоря о характере, обычно разумеют те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру.
Человек с характером, выделяется, прежде всего, определенностью своего отношения к окружающему, выражающейся в определенности его действий и поступков.
Характер обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который, выделяясь из окружающего, конкретным образом относится к нему. Знать характер человека – это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, которыми определяется весь образ его действий.
Черты характера – это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются, как не совместимые с ними, им противоречащие другие. Подробнее о чертах характера будет рассказано в Разделе 2 данной курсовой работы.
Наличие у человека характера предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, чего-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит или на себя принимает. Характер представляет собой внутренние свойства личности, но это не значит, что они в своем генезисе и существе определяются изнутри, системой внутренних органических или внутриличностных отношений. Напротив, эти внутренние свойства личности, составляющие ее характер, выражаясь в отношении к тому, что значимо для человека в мире, через отношение к миру и определяются.
Для характера решающим является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека.
Характер человека – и предпосылка, и результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях; обусловливая его поведение, он в поведении же и формируется.
Эта взаимосвязь характера и поступка опосредована взаимозависимостью свойств характера и мотивов поведения: черты характера не только обусловливают мотивы поведения человека, но и сами обусловлены ими. Мотивы поведения, переходя в действие и закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Каждый действенный мотив поведения, который приобретает устойчивость, – это в потенции будущая черта характера в ее генезисе. В мотивах черты характера выступают впервые еще в виде тенденций; действие переводит их затем в устойчивые свойства. Путь к формированию характера лежит через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.
Характер определяется всем образом жизни человека. Лишь исключительные по своему значению поступки человека – те, которые определяют узловые моменты в его биографии, поворотные этапы в его жизненном пути, накладывают определенный отпечаток и на его характер; вообще же в характере человека отображается его образ жизни в целом; отражая образ жизни человека, характер в свою очередь отражается в нем. Образ жизни включает определенный образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями, в которых он осуществляется. Образ же действий человека, который всегда исходит из тех или иных побуждений, включает определенный образ мыслей, чувств, побуждений действующего субъекта в единстве и взаимопроникновении с объективным течением и результатами его действий. Поэтому, по мере того как формируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек. Он формируется в зависимости от объективных общественных условий и конкретных жизненных обстоятельств, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойств – прежде всего темперамента – в результате его деяний и поступков.
К характеру в собственном смысле слова относятся, однако, не все относительно устойчивые свойства личности, которые выделяются и закрепляются в человеке, по мере того как складывается его образ жизни, а только те черты и побуждения, которые обусловливают по преимуществу его действия. К характеру непосредственно не относятся физическая ловкость, вообще свойства, обусловливающие умения человека; в него включаются только те свойства, которые выражают направленность личности.
В характере заключена внутренняя логика, взаимосвязь определяющих его свойств и установок, известная необходимость и последовательность. К характеру относятся лишь те проявления направленности, которые выражают устойчивые свойства личности и вытекающие из них устойчивые личностные, а не только случайные ситуационные установки. Относительно устойчивые свойства личности, которые определяют ее качественное своеобразие и выражают ее направленность, составляют ее характер.
Поскольку в характере сосредоточены стержневые особенности личности, все индивидуальные отличия в нем приобретают особенную значимость и выраженность. Поэтому вопрос о характере нередко ошибочно сводился к одному лишь вопросу о межиндивидуальных различиях или индивидуальных особенностях личности. Между тем вопрос о характере – это прежде всего вопрос об общем строении личности. Характер – это единство личности, опосредующее все ее поведение.
Определяя господствующие побуждения, характер может выразиться как в целях, которые человек себе ставит, так и в средствах или способах, которыми он их осуществляет, как в том, что он делает, так и в том, как он это делает, т. е. характер может выразиться как в содержании, так и в форме поведения.
При этом так же как не все свойства человека относятся к его характеру, а только те, которые выражаются в его направленности, так и не все способы поведения показательны для характера.
Господствующая направленность человека, в которой проявляется его характер, означает активное избирательное отношение человека к окружающему. В идеологическом плане она выражается в мировоззрении; в психологическом – в потребностях, интересах, склонностях, во вкусах, т. е. избирательном отношении к вещам, привязанностях, т. е. избирательном отношении к людям. Поскольку они служат побуждениями к действиям и поступкам человека, а в этих последних характер не только проявляется, но и формируется, они участвуют в образовании характера. Вместе с тем характер, по мере того как он складывается, обусловливает, какие из всех возможных побуждений определяют поведение данного человека.
Характер теснейшим образом связан и с мировоззрением. Характерное для человека поведение, в котором характер и формируется, и проявляется, будучи его практическим отношением к другим людям, неизбежно заключает в себе идеологическое содержание, хотя и не всегда адекватно осознанное и не обязательно теоретически оформленное. Поскольку то или иное мировоззрение, переходя в убеждения человека, в его моральные представления и идеалы, регулирует его поведение, оно, отражаясь в его сознании и реализуясь в его поведении, существенно участвует в формировании его характера. Единство тех целей, которые оно перед человеком ставит, существенно обусловливает цельность характера. Систематически побуждая человека поступать определенным образом, мировоззрение, мораль как бы оседают и закрепляются в его характере в виде привычек – привычных способов нравственного поведения. Превращаясь в привычки, они становятся второй натурой человека. Можно в этом смысле сказать, что характер человека – это в известной мере его не всегда осознанное и теоретически оформленное мировоззрение, ставшее натурой человека.
Соотношение между идейными, мировоззренческими установками и действенными установками человека в конкретных жизненных ситуациях существенно определяет общий облик человека, его характер. Люди в этом отношении заметно различаются по степени цельности, последовательности, стойкости.
Потребности, интересы, склонности, вкусы, всевозможные тенденции и установки, а также личные взгляды и убеждения человека – это психологические формы выражения направленности, в которой проявляется характер; содержанием же ее является практическое отношение человека к другим людям и через них к самому себе, к своему труду и к вещам предметного мира. Ведущим и определяющим моментом в формировании характера являются взаимоотношения человека с другими людьми.
Поскольку характер выражается, прежде всего, в отношении к другим людям, в общественном по существу отношении к миру, он проявляется и формируется преимущественно в поступках. Смотря по тому, формируется ли характер в замкнутой скорлупе личного благополучия или, напротив, в общем коллективном труде и борьбе, основные свойства человеческого характера развиваются совершенно по-разному.
Взаимоотношения человека с другими людьми определяют и его отношение к своей деятельности.
В многообразных людских отношениях, составляющих основную ткань человеческой жизни, складывается и проявляется многообразие самых основных для облика личности характерологических черт. Таковыми являются:
- заботливость о человеке,
- чуткость,
- справедливость,
- благородство,
- доброта,
- мягкость,
- нежность,
- доверчивость и др. аналогичные и противоположные им свойства. При этом единство характера не исключает того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные черты. Человек может быть одновременно очень нежным и очень требовательным, мягким вплоть до нежности и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохраняться, несмотря на это, но именно в этом и проявляться.
Эти различия, противоположности и даже противоречия необходимо вытекают из сознательного отношения к другим людям, требующего дифференциации в зависимости от изменяющихся конкретных условий. Человек, мягкий при всех условиях и ни в чем не проявляющий твердости, – это уже не мягкий, а бесхарактерный человек. А человек доверчивый, который не только не страдает подозрительностью, но ни при каких условиях не способен к бдительности, – это уже не доверчивый, а наивный или глупый человек»[6] .
«Первооснову характера, или его внутреннее ядро, представляют врожденные нравственно-духовные побуждения, склонности, составляющие его стержень. Вокруг этого стержня структурируются волевые, эмоциональные и интеллектуальные свойства. Они образуют другое ядро -природные, генотипические свойства.
На основе нравственно-духовных и природных свойств развертывается процесс усвоения социального опыта – поведенческих установок, стереотипов, реакций. В результате складываются устойчивые привычные формы поведения
Новое толкование данного феномена основывается на динамической теории характера, основы которой разработаны 3. Фрейдом. Он полагал, что в основе характера лежат глубинные источники психической энергии. Характер, по 3. Фрейду, представляет особую форму психической энергии. Он объяснил динамический потенциал характерологических черт сублимацией различных форм либидо. Фрейд также показал, что фундаментальная сущность характера строится не на единичных свойствах, а является целостной структурой.
Черты характера следует понимать как синдром, являющийся специфическим выражением этой особой структуры.
Современные подходы к феномену характера представлены в исследованиях В.С. Мерлина, Б.И. Додонова - в контексте гуманистических и духовно ориентированных теорий личности. Отечественные авторы разделяют понятия направленности и характера. Первые - это инициативные образования личности, выражающие отношение к проявлениям окружающего мира.
Свойства характера[7] - реактивные образования, показывающие отношение к социально-типическим ситуациям.
В.С. Мерлин определяет характер как устойчивые индивидуальные свойства, которые проявляются в способах поведения и выражают отношение к социально-типическим ситуациям. При этом он показывает, что характер складывается, формируется на почве глубинных автоматизмов и отношений личности. К автоматизмам В.С. Мерлин относит генотипические характерологические предпосылки, их комплексы - как глубоко усвоенные поведенческие установки и привычки. Процесс развития, формирования характера направляется механизмами индивидуализации, или подчинения жизненных ситуаций природным личностным свойствам, и социализации, или «подтягивания» поведенческих установок и способов к наиболее активным, динамичным отношениям»[8] .
«По отношению человека к другим людям различают характеры:
- замкнутые,
- общительные.
Замкнутость в себе, ограниченность контакта с другими людьми может основываться в одном случае на безразличии к людям, на равнодушии холодной и опустошенной натуры, которой другие люди не нужны, потому что ей нечего им дать, а в другом – на большой и сосредоточенной внутренней жизни, которая в иных условиях не находит себе путей для приобщения к ней других людей и для своего приобщения к ним.
Точно так же и общительность может быть различной: у одних – широкая и поверхностная, с легко завязывающимися и неглубокими связями, у других – более узкая и более глубокая, сугубо избирательная. Общительность людей, которые в равной мере являются приятелями каждого встречного, без всякого различия, свидетельствует иногда лишь о легкости и подвижности и о таком же по существу безразличии к людям, как и необщительность других людей. Решающее значение имеет внутреннее отношение человека к человеку. Наличие общего дела, общих интересов, общей идеологии создает базу для общительности, одновременно и очень широкой, и сугубо избирательной. Тип общительности, имеющий широкую общественную основу, называют товарищеским.
Лишь в процессе общения и влияния на других людей формируется действенная сила характера, столь существенная в общественной жизни способность организовывать людей на совместную работу и борьбу; лишь в процессе общения, подвергаясь воздействиям со стороны других людей, формируется в человеке твердость характера.
Общение создает предпосылки и для самостоятельной работы человека над своим характером. В процессе общения, воздействуя на людей и подвергаясь воздействию с их стороны, человек познает других и испытывает на практике значение различных характерологических черт. Это познание других людей приводит к самопознанию, практической оценке характерологических свойств других людей, регулируемой моральными представлениями. А самопознание, сравнительная самооценка и самокритика служат предпосылкой и стимулом для сознательной работы человека над своим характером.
С отношением человека к человеку неразрывно связано тоже по существу своему общественное отношение к вещам – продуктам общественной практики – и собственному делу. В отношении к ним складывается и проявляется вторая важная группа характерологических черт. Таковы, например, щедрость или скупость, добросовестность, инициативность, мужество в отстаивании своего дела, смелость, храбрость, настойчивость и т. д.
Характер каждого человека включает черты, определяющие как его отношение к другим людям, так и его отношение к вещам – продуктам общественного труда – и к делу, которое он сам выполняет. Они взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга. Характерологически очень существенным является и то, какой из этих планов доминирует. Доминирование одного из этих друг друга опосредующих отношений выражает существенную черту характера и накладывает глубокий отпечаток на облик человека.
Опосредованно, через отношения к другим людям устанавливается у человека и отношение его к самому себе. С отношением к самому себе связана третья группа характерологических свойств личности. Таковы самообладание, чувство собственного достоинства, скромность, правильная или неправильная – преувеличенная или приуменьшенная – самооценка, уверенность в себе или мнительность, самолюбие, самомнение, гордость, обидчивость, тщеславие и т. д.
Каждая характерологическая черта в какой-то мере и каким-то образом выражает специфическое соотношение между отношением человека к окружающему миру и к самому себе. Это можно сказать и о таких, например, свойствах, как смелость, храбрость, мужество»[9] .
Раздел 2. Типология и структура характеров
2.1 Структура характера
«Характер – элемент психического склада человека. Характер является целостным образованием, определяющим человеческое «Я». Понимание характера как единства черт человека не исключает выделения в нем отдельных составляющих с целью познания его сущности.
Определить структуру характера – значит выделить в нем ведущие компоненты, без которых целостность характера вообразить нельзя.
В структуре характера выделяются содержание и форма. Содержание характера человека определяется условиями жизни и воспитания.
В структуре характера выделяются следующие компоненты:
- направленность,
- убеждения,
- умственные черты,
- эмоции,
- воля,
- темперамент,
- полнота,
- целостность,
- определённость,
- сила.
Направленность является ведущей в структуре характера. Она проявляется в выборочном оценочном отношении к поступкам и деятельности людей и самому себе.
Убеждения – знания, идеи, взгляды, являющиеся мотивами поведения людей, становятся чертами его характера и определяют отношение к действительности. Убеждения проявляются в принципиальности, неподкупности, правдивости, требовательности.
Умственные черты характера проявляются в рассудительности, наблюдательности, умеренности.
Эмоции лежат в основе таких черт характера, как горячность, зажигательность, сочувствие, наглость, грубость, всепрощение, бесчувственность, невозможность сопереживать.
Воля в структуре характера обусловливает его силу и твердость. Воля – деятельная сторона разума. Сильная воля делает человека самостоятельным, стойким, непоколебимым, мужественным. Особенности волевой сферы, переходя в свойства личности, образуют существенные черты характера. Однако, как ни тесна связь воли и характера, они все же не тожественны. Воля непосредственно связана по преимуществу с силой характера, его твердостью, решительностью, настойчивостью. Но характер не исчерпывается своей силой; он имеет содержание, которое направляет эту силу. Характер включает те свойства и действенные установки личности, которые определяют, как в различных условиях будет функционировать воля. В волевых поступках характер, с одной стороны, складывается и, с другой, проявляется. Идейное содержание и направленность волевых поступков, особенно в очень значимых для личности ситуациях, переходят в характер человека, в его действенные установки, закрепляясь в нем в качестве относительно устойчивых его свойств; эти свойства в свою очередь обусловливают поведение человека, его волевые поступки; решительные, смелые и т.п. действия и поступки человека обусловлены волевыми качествами личности, ее характера (ее уверенностью в себе, самообладанием, решительностью, настойчивостью и т.п.).
Необходимо иметь ввиду, что характер – это совокупность всех структурных компонент»[10] .
2.2 Основные черты типичного характера
«Человек – носитель характера. Черты его характера отражаются в деятельности, отношениях, способах действия в широком их понимании – в семье, трудовом коллективе, в управлении производством, государством.
Типичное и индивидуальное в характере существуют в единстве. Типичное создает фон для индивидуальных проявлений черт характера, а проявление несвойственных человеку черт характера вызывает возражение, осуждение.
Особенности типичного характера проявляются и при положительном или негативном отношении к работе, к другим людям, к самому себе, к предметам и явлениям действительности.
Отношение к работе является одной из существенных черт характера человека. Она проявляется в уважении к работе, трудолюбии или же в пренебрежении к работе и сотрудникам. Важные черты в отношении к работе – аккуратность, добросовестность, дисциплинированность, организованность.
Отношение к другим людям возникает в контактах между людьми и обусловливается условиями жизни, созданными исторически и раскрытыми в коллективе. Чертам характера, в которых проявляется отношение к другим людям, свойственны значительная вариантность содержания и форм их проявления, зависимость от уровня культурного развития народа и духовного богатства человека.
Отношение к другим людям носит оценочный характер, причем интеллектуальная оценка зависит от эмоционального отношения к проявлениям характера. Оценочное отношение к людям выражается в разном проявлении граней характера. Одобрение и осуждение, поддержка и возражения могут быть высказаны в вежливой, тактичной, доброжелательной форме или же формально, в форме лести, а то и грубо, по-хамски, иронично, саркастически, оскорбительно.
Отношение к другим проявляется в зависимости от обстоятельств и характера оценки поступков как в положительных, так и в негативных чертах характера. К положительным чертам характера, свойственным культурному человеку, относится справедливость, обязательность, щедрость, доброжелательность, честность, принципиальность. В основе их лежат гуманистические моральные качества людей, идейные убеждения, прогрессивные стремления.
К негативным чертам характера относятся отчуждение, замкнутость, завистливость, скупость, пренебрежение к другим, хвастливость, гордыня, склонность к беспочвенным насмешкам и издевательствам, склонность к пустым спорам, мелочность. Негативные черты характера очень вредят созданию благоприятной атмосфере общения, стремлению людей к совместной борьбе с несправедливостью.
Так или иначе, относясь к поступкам и поведению других, человек формирует собственные черты характера по аналогии или по контрасту.
Отношение к самому себе – позитивное или негативное – зависит от уровня развития самосознания, возможности оценивать себя.
Такие черты характера, как скромность, чувство собственного достоинства, требовательность к себе, ответственность за дело, склонность отдавать себя, свои силы коллективу, государству, свидетельствуют о высоком уровне развития самосознания человека.
Вместе с тем, некоторым людям в отношении к себе свойственны негативные черты – нескромность, хвастливость, карьеризм, гордыня, самонадеянность, беспринципное подчинение, беспочвенное пренебрежение или обесценивание себя.
Среди черт характера особенно заметны те, которые определяют отношение к вещам, к природе. Экономность, рачительность, аккуратность, бережливость, заботливое отношение к природе поднимают достоинство человека.
Типичные черты характера имеют различную интенсивность. У некоторых людей отдельные черты характера проявляются настолько ярко, что это делает их оригинальными. Заостренность таких черт характера проявляется спонтанно, как только человек оказывается в адекватных им условиях жизни или деятельности. Такие условия провоцируют проявление ярко выраженной реакции человека. Крайнюю интенсивность определенных черт характера человека называют акцентуацией.
Хотя акцентуация особенностей характера человека своей заостренностью и своеобразием проявления выходит за пределы обычного, ее нельзя относить к патологическим проявлениям. Однако сложные условия, вызывающие акцентуацию черт характера, частота их проявления может обусловить невротические, исторические и другие патологические реакции.
Акцентуация черт характера проявляется только при определенных обстоятельствах. При других условиях люди с такими чертами действуют спокойно, без напряжения.
Акцентуация черт характера вырабатывается в условиях жизни под влиянием интересов, специфики контактов в коллективе, но, как свидетельствуют исследования, основными являются врожденные особенности, которые и создают почву для проявления акцентуации в соответствующих социальных условиях.
Рассмотрим наиболее характерные проявления акцентуализации.
Застревание в состоянии возбуждения, которое ведет к упрямству, нетерпимости к возражениям в дискуссиях. В спокойном состоянии такие люди проявляют ответственность и рассудительность в делах.
Педантизм проявляется в крайнем формализме при решении задач.
Демонстративные характеры проявляют себя безудержно, возражают очевидному. В обычных условиях такие люди способны сотрудничать, достигать значительных творческих успехов.
Экзальтированные чрезмерно захваливают себя, хвастаются тем, чего не заслуживают, легко возбуждаются в радости, отчаиваются даже при незначительных неприятностях. Их реакции на свои и чужие поступки крайне эмоциональны, аффективны.
Тревожные характеры во всем ожидают опасность, проявляют повышенную боязливость, застенчивость, растерянность, способны спрятаться от опасного.
Интроверты замкнуты, свои мнения и переживания направляют на самих себя, на свой внутренний мир, избегают контактов с другими, не приспособлены к обстоятельствам.
Экстраверты стремятся к общению, контактам с другими, много говорят о себе, хвастливы, сосредотачиваются преимущественно на внешних явлениях, а не на себе, склонны соглашаться во всем, что им предлагают»[11] .
2.3 Классификации характеров
«Существует множество различных оснований классификации и типологий характеров. Большую известность приобрели классификации характеров Теофраста, Ж. де Лабрюйера, Ф. Галля, Ф. Джордано, Ф. Полана, Н. Лосского, К.Г. Юнге, А.Ф. Лазурского, Э. Фромма.
Д.Я. Райгородский объединяет современные классификации характеров в две большие группы:
- типологические модели социальных характеров;
- типологические модели индивидуальных характеров.
2.3.1 Типологические модели социальных характеров
Понятие о социальном характере введено К. Юнгом, разрабатывалось А.Ф. Лазурским, но заслуга создания основ современной типологии социальных характеров принадлежит Э. Фромму.
Фромм развивает общее представление о социальном характере, который охватывает лишь ту совокупность его черт, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникает в результате общих для них переживаний и общего образа жизни. Типология социальных характеров Э. Фромма, созданная в 1947 г. в США, давно стала широко принятой в западной психологии и обрела «второе дыхание» в настоящее время в России. Данная типология имеет выраженную морально-этическую направленность. Э. Фромм дает два типа характеров, которые анализирует как неплодотворные и плодотворные ориентации социальных типов.
Схема 1. Типы характеров по Фромму
I. Неплодотворная ориентация.
Схема 2. Структура неплодотворной ориентации
1. Рецептивная (берущая) ориентация. Данная ориентация базируется на зависимости от других людей и склонности получать блага от них или за счет их. Данная ориентация предполагает, что «источник всех благ» лежит вовне, и единственный способ обрести желаемое - получить его из этого источника. Такие люди стремятся быть любимыми, а не любить. Такова же их склонность и в интеллектуальной деятельности:
- они ориентированы на восприятие идей, а не на их создание;
- настойчиво ищут поддержку, помощь, хорошие условия, возможность опереться на усилия окружающих.
- у них есть определенное доверие к жизни и ее дарам, но они становятся тревожными и приходят в смятение, когда им грозит утрата «источника питания».
При благоприятных условиях нравственного развития в характерах людей с данной ориентацией формируются такие положительные свойства, как скромность, обаятельность, почтительность, вежливость.
2. Эксплуататорская (овладевающая) ориентация. Данная ориентация отличается тем, что люди, наделенные ею, не надеются получать жизненные блага в дар от других и готовы отнимать их силой или хитростью. Такая поведенческая установка распространяется на все сферы жизни. Они используют и эксплуатируют все и всякого, из чего или из кого могут что-то выжать. Их установки окрашены смесью враждебности и манипуляции. Каждый человек рассматривается как объект эксплуатации и оценивается по его полезности. Их часто отличает подозрительность и цинизм, зависть и ревность. Но при благоприятном нравственном развитии личности в характерах этих людей можно обнаружить такие положительные черты, как активность, инициативность, уверенность в себе, требовательность.
3. Стяжательская (сберегающая) ориентация. Данная ориентация характеров базируется на установке бережливости, скупости. Главное стремление таких людей - как можно больше приносить в свое укрытие и как можно меньше отдавать. Их скупость распространяется не только на деньги и вещи, но и на чувства и мысли. Другой характерный момент их установки - педантичная аккуратность. При благоприятном нравственном развитии личности в этих характерах представлены такие положительные черты, как практичность, точность, осторожность, терпеливость, стойкость, устойчивость к стрессу.
4. Обменивающая ориентация. Данная ориентация в качестве доминирующей развилась в условиях рыночной экономики, задавшей подобную модель и служащей главным условием его развития.
Ориентацию характера, коренящуюся в восприятии себя как товара, а собственной ценности как меновой, называют рыночной ориентацией. Она получила ускоренное развитие с формированием нового – «личностного рынка», своего рода феномена последних десятилетий. Успех в этой сфере деятельности зависит в большей степени от того, насколько хорошо человек умеет подать, «продать» себя, какова его «упаковка», насколько он энергичен, надежен, привлекателен, респектабелен.
В каждой области деятельности формируются социально-психологические модели успешной личности. Средства массовой информации на разный лад демонстрируют психологические портреты и жизненные истории преуспевающих людей, показывают образцы того, каким быть и как выглядеть, если ты хочешь зарабатывать большие деньги на современном личностном рынке. Такая ситуация существенно влияет на самосознание человека и окрашивает все человеческие отношения. У сильных личностей с высоким нравственно-духовным потенциалом при благоприятных условиях формируются положительные черты рыночной ориентации характера: целеустремленность, энергичность, динамичность, контактность, раскованность, остроумие.
II. Плодотворная ориентация.
Плодотворность - это фундаментальная поведенческая установка на использование, реализацию своих сил, творческих возможностей, которая предполагает внутреннюю свободу, независимость, восприятие себя как творца своей жизни и высокую ответственность за свои поступки, решение, поведение.
Плодотворные ориентации характеров базируются на фундаментальной установке - опираться, создавать, творить, заботиться, брать на себя ответственность.
Плодотворные отношения с миром могут осуществляться посредством деятельности и посредством постижения. Человек постигает мир ментально и эмоционально, при помощи любви и мышления. Плодотворное начало составляет основу подлинной любви, оно представлено во всех формах и проявляется в таких сущностных характеристиках, как забота, уважение, понимание, ответственность. Устойчивая склонность к заботе, участию, уважению, пониманию, ответственности и подобные черты выражают плодотворную ориентацию характера.
Данная ориентация проявляется также в плодотворном мышлении. Э. Фромм подчеркивает ее ведущие характеристики: стремление проникать в суть вещей; раскрывать их сущность; активный интерес к объекту мышления; его целостное, масштабное, объективное видение. Если эти склонности развиваются и закрепляются, то формируются такие когнитивные черты плодотворных характеров, как сущностное, заинтересованное, целостное постижение объекта.
2.3.2 Типологические модели индивидуальных характеров
В XX в. сложилось несколько подходов к классификации индивидуальных характеров.
1. Психоаналитическая типология характеров объясняет характер со стадиями психосексуального развития. Далее будет схематично приведена типологическая модель характеров А. Лоуэна.
Схема 3. Типологическая модель характеров А. Лоуэна
2. Психиатрический подход объединяет характер с доминирующими природными и часто темпераментальными свойствами.
Большую известность и широкое практическое применение имеют типологические модели акцентуированных характеров Леонгарда, Е. Личко. Например, А.Е. Личко описывает такие типы акцентуаций характеров в подростковом возрасте, как:
- гипертимный,
- циклоидный,
- лабильный,
- астено-невротический,
- сензитивный,
- психоастенический,
- шизоидный,
- эпилептоидный,
- истероидный,
- неустойчивый,
- конформный.
3. Личностный подход к типологии характеров разработан К. Юнгом. Он развивал традиционное представление о структуре характера как о преобладании эмоциональных, интеллектуальных и волевых функций и создал учение о типах направленности личности.
Структура характера, по К. Юнгу, интегрирует два энергетических источника:
- экстравертированную установку,
- интравертированную установки.
В соответствии с этим К. Юнг выделяет и описывает восемь типов характеров:
- экстравертированные (мыслительный, чувствующий, ощущающий, интуитивный),
- интравертированные (мыслительный, чувствующий, ощущающий, интуитивный)»[12] .
Раздел 3. Природа характера и особенности его формирования
«Психические свойства человека – это специфическое проявление высшей нервной деятельности, основанием которой являются его врожденные особенности, чьи своеобразные комбинации (сила, уравновешенность, подвижность) проявляются в типах темперамента. Врожденный тип нервной системы с первых дней жизни находится под влиянием условий жизни, воспитания, налагающих отпечаток на его функционирование.
В процессе жизни у человека возникают динамические стереотипы, то есть системы нервных связей в коре больших полушарий головного мозга, возникающие под влиянием разнообразных раздражителей.
Они действуют в определенной последовательности и системе. Многократное повторение раздражителей создает прочные нервные связи, которые проявляются все более легко и автоматически, без нервного напряжения. Создание и переделка динамических стереотипов требует значительной работы нервной системы. Динамические стереотипы создают фундамент привычных действий, черт характера, которые проявляются непроизвольно.
Следовательно, характер человека является сложным синтезом типа нервной деятельности и жизненных впечатлений, условий жизни, воспитания.
Люди рождаются с разными особенностями функционирования головного мозга, что обусловлено типом нервной системы, но эти физиологические отличия являются только предпосылкой для формирования в процессе жизни разных морально-психологических качеств, в частности и отличий в характере.
Формирование характера – это процесс становления стойких психологических образований под влиянием объективных и специально созданных условий. Когда действия и поступки в результате их многократных повторений становятся привычными, то они определяют типичную модель поведения человека.
Характер человека формируется в процессе его индивидуальной жизни под влиянием общественных условий. Особенно важную роль в воспитании характера имеет активная деятельность, и, прежде всего, работа как среда бытия, общения как необходимое условие самопознания и самореализации.
В процессе работы проявляются моральные, интеллектуальные, волевые и другие качества, которые приобретают значение черт характера.
Трансформация, которая происходит в современном обществе, появление новых идеалов и ценностей, обусловленных вхождением в систему рыночных отношений, создают предпосылки для формирования черт характера нового делового человека.
Среди факторов, которые имеют жизненное значение и влияют на формирование характера, особенная роль принадлежит воспитанию.
Воспитание организовывает обстоятельства жизни и направляет в нужное русло внешние влияния, создает адекватное отношение к окружающей действительности.
Вместе с тем, воспитание тормозит негативные влияния, препятствует закреплению нежелательных навыков и черт поведения.
Также действуют процессы самовоспитания и саморегуляции своего характера.
Особое место приобретает воспитание характера в подростковом возрасте. Нужно иметь ввиду, что игнорирование в воспитании возрастных особенностей подростков очень часто порождает негативизм, непослушание, невыдержанность, немотивированные поступки»[13] .
Заключение
Подведём итоги. Цель курсовой работы достигнута, посредством реализации всех поставленных задач. Обобщим собранный материал и выделим основные ключевые моменты темы:
- Характер человека – это закрепленная в индивиде система генерализованных обобщенных побуждений. Характер человека – и предпосылка, и результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях.
- Характер формируется в процессе развития личности как субъекта, активно включающегося в многообразную совокупность общественных отношений. Проявляясь в поведении, в поступках человека, характер в них же и формируется. Основную роль в процессе формирования характера играет воспитание.
- Основу характера образуют не сами способы поведения, а регулирующие соответствующие способы поведения генерализованные побуждения, которые в силу своей генерализованности могут абстрагироваться от отдельных частных ситуаций и закрепляться в человеке, в личности.
- Истоки характера человека и ключ к его формированию – в побуждениях и мотивах его деятельности. Ситуационно обусловленный мотив или побуждение к тому или иному поступку – это и есть личностная черта характера в его генезисе.
- Характер тесно связан с направленностью личности человека. Характер имеет своей предпосылкой его темперамент. Темперамент и характер отличны и вместе с тем тесно связаны друг с другом.
- Характер определяется всем образом жизни человека.
- В характере заключена внутренняя логика, взаимосвязь определяющих его свойств и установок, известная необходимость и последовательность.
Список использованных источников
1. Акчурин И.А. Типология и идентификация личности/И. А. Акчурин, Вопросы философии. М., 1994.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. Учебник/А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 1990.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию/Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во МГУ, 1988.
4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков/А.Е. Личко. – М.: Педагогическая книга, 1992.
5. Максименко С.Д. Общая психология. Учебник/С.Д. Максименко. – М.: «Рефл-бук», 2004.
6. Общая психология. Учебник/под ред. Р.Х. Тугушева, Е.И. Гарбера. – М.: Изд-во «Эксмо», 2006.
7. Общая психология/Под общ. ред. Е.И. Рогова. – М.: Март, 2008.
8. Психология и психоанализ характера/Д.Я. Райгородский. – Изд-во: «БАХРАХ-М», 2005.
9. Психология личности/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982.
10. Петровский А.В. Введение в психологию/А.В. Петровский. – М.: Издательский центр «Академия», 1995.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство Питер, 2000.
12. Руднев В.П. Характеры и расстройства личности. Патография и метапсихология/В.П. Руднев. - М.: Независимая фирма Класс, 2002.
13. Слободчикова В.И. Психология человека: введение в психологию субъективности/В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева. - М.: Школа-Пресс, 1995.
14. Хрестоматия по психологии и типологии характеров/Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. – Самара: Изд-во «БАХРАХ-М», 1997.
15. http://bookap.by.ru/genpsy/pole/gl5.shtm
16. http://www.effecton.ru/282.html
Приложение 1
Рис. 1 Формализованная структура содержания понятия «характер» [14]
[1] Общая психология. Учебник/под ред. Р. Х. Тугушева, Е. И. Гарбера. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. [6]
[2] Максименко С. Д. Общая психология. Учебник/С. Д. Максименко. – М.: «Рефл-бук», 2004. [5]
[3] Общая психология. Учебник/под ред. Р. Х. Тугушева, Е. И. Гарбера. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. [6]
[4] Общая психология. Учебник/под ред. Р. Х. Тугушева, Е. И. Гарбера. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. [6]
[5] Максименко С. Д. Общая психология. Учебник/С. Д. Максименко. – М.: «Рефл-бук», 2004. – 528 с. [5]
[6] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии/С. Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство Питер, 2000. [11]
[7] См. Приложение 1
[8] Общая психология. Учебник/под ред. Р. Х. Тугушева, Е. И. Гарбера. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 560 с. [6]
[9] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии/С. Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство Питер, 2000. [11]
[10] Максименко С. Д. Общая психология. Учебник/С. Д. Максименко. – М.: «Рефл-бук», 2004. – 528 с. [5]
[11] Максименко С. Д. Общая психология. Учебник/С. Д. Максименко. – М.: «Рефл-бук», 2004. – 528 с. [5]
[12] Общая психология. Учебник/под ред. Р. Х. Тугушева, Е. И. Гарбера. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 560 с. [6]
[13] Максименко С. Д. Общая психология. Учебник/С. Д. Максименко. – М.: «Рефл-бук», 2004. – 528 с. [5]
[14] Максименко С. Д. Общая психология. Учебник/С. Д. Максименко. – М.: «Рефл-бук», 2004. – 528 с. [5]