Характеристика мнения молодежи о современной рекламе

СОДЕРЖАНИЕ: Реклама как социальный феномен, ее значение, цели и функции в современном обществе. Типология и методы изучения влияния рекламы. Социологическое исследование по выявлению тенденций в отношении к рекламе среди молодёжи при помощи формализованной анкеты.

Содержание

Введение

1. Реклама как социальный феномен

1.1 Значение рекламы в современном обществе

1.2 Цели и функции рекламы в обществе

1.3 Типология рекламы

1.4 Методы изучения влияния рекламы

2. Социологическое исследование

2.1 Методологический раздел

2.2 Организационно-методический раздел

2.3 Анализ данных социологического исследования

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

За последние полтора десятилетия в нашей стране происходит трансформация, которая вносит качественные изменения во все сферы общественной жизни. Происходит переход от административно управляемой экономики к рыночной, формируется политическая система, построенная на балансе властей и выборных механизмах представительства, возникают социальные проблемы далеко не локального характера. Развитие этих процессов и разрешение связанных с ними проблем напрямую зависит от системы информационных связей в обществе, от той побудительной мотивации, которая меняет восприятие и поведение многих людей. Поэтому в сложившихся условиях все больше возрастает роль рекламы.

Реклама является одним из важнейших инструментов рынка и проведения предвыборных политических кампаний, ее некоммерческие формы привлекают внимание людей к актуальным социальным проблемам, помогают в становлении культурных ценностей и национальных идеалов. Характер рекламы отражает уровень развития общества, экономических и социальных отношений. Яркая, иногда навязчивая, она стала атрибутом современной российской действительности, пронизывающим все сферы общественной жизни.

Что такое реклама? Казалось бы, ответ прост: информирование потребителей о товарах и услугах. В какой-то мере – да, но не только это. Понятие рекламы значительно шире. Реклама – яркое явление современности: всепроникающее, вездесущее, профессиональное.

Сегодня в России, в соответствии с действующими Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, в учебные планы по специальностям 0614 «Коммерция», 0615 «Маркетинг», 0616 «Товароведение и экспертиза потребительских товаров» в качестве одной из важнейших специальных дисциплин включён предмет «Рекламная деятельность». В основу этого курса легли исследования по теории рекламы, без которой невозможна глубокая и всесторонняя подготовка студентов, выбравших своей профессиональной деятельностью рекламу, коммерцию или маркетинг.

Реклама прочно вошла в нашу ежедневную жизнь. Мы уже не представляем себе теле- или радиопередачу без регулярных перерывов на рекламу или полюбившиеся журналы без рекламных страниц. Не говоря уже о виртуальном пространстве Интернет, где ни одна страница не обходится без рекламы. Обычный человек воспринимает рекламу, как нечто само собой разумеющееся.

Актуальность данной темы велика, т.к. изучение теории рекламы поможет разобраться в сложных механизмах рекламно-информационной деятельности.

Наиболее восприимчивой к стереотипам и мифам является молодёжь как группа, не имеющая социального опыта, но активно его приобретающая. Мировоззренческий горизонт молодёжи ограничен ретранслируемыми посредством масс-медиа и Интернета смыслами, усваиваемыми нерефлексивно в процессе социализации.

Молодежь в настоящее время разделяет ценности «дикого капитализма»: максимизация прибыли, приоритет индивидуального статуса и престижа, крайний индивидуализм. В результате – «дух-less» (бездуховность), виртуализация общения и коммуникации, тотальное безразличие к происходящему во «внешнем» мире.


1. Реклама как социальный феномен

1.1 Значение рекламы в современном обществе

Жизнь современного общества невозможно представить без рекламы. Реклама — динамичная, быстро трансформирующаяся сфера человеческой деятельности. Уже многие столетия, являясь постоянной спутницей человека, она изменяется вместе с ним. Характер рекламы, ее содержание и форма претерпевают кардинальные метаморфозы вместе с развитием производительных сил общества, сменой социально-экономических формаций. Роль рекламы в современном обществе не ограничивается ни рамками коммерческих коммуникаций, ни даже всей рыночной деятельностью. Значение рекламы возрастает практически во всех областях экономики и общественной жизни.

Но не всеми специалистами роль рекламы признается как позитивная. Со стороны некоторых экономистов наиболее частыми обвинениями рекламы является то, что она требует большие средства производственно-коммерческой сферы на продвижение товаров. Как следствие это в значительной мере способствует повышению цен на товары. Критики даже называют подобное явление рекламным налогом, который косвенно оплачивает каждая семья. Например, в Соединенных Штатах экспертами называется сумма в пределах $2,5 тыс. в год.

Жак Сегела заметил следующее: Реклама давно уже — не просто слово в торговле. Это слово в политике, слово в общественных отношениях, слово в морали. По всей видимости, мэтр знает, о чем говорит, так как пресса приписывает ему непосредственное участие в избрании нескольких президентов европейских стран.

Трудно переоценить общественную роль рекламы. Реклама каждодневно и массированно воздействует на абсолютное большинство населения. Ежедневное влияние рекламы на миллиарды потенциальных потребителей не только способствует формированию покупательских предпочтений, но входит в социальную среду, которая участвует в становлении определенных стандартов мышления и социального поведения различных слоев населения в каждой стране и во всем мире.

Ученые неоднократно отмечали важную роль рекламы в развитии самого общества. Современный американский теоретик рекламы Пер Мартино в своей книге Мотивация в рекламе указывает: Ее второе задание — продажа товаров. Но ее первейшая задача — присоединение людей к нашей американской системе. Реклама способна помочь людям почувствовать, что они являются частью общества, которое предлагает все самое лучшее, помочь им проникнуться вдохновением и работать с наивысшей производительностью.

В современном обществе инструментарий рекламы все чаще используется для решения острых социальных проблем.

Очевиден сам факт, что независимая пресса является важнейшим фактором существования демократического государства. Не зря она получила определение четвертая власть. Можно в этой связи напомнить, что во многих странах, где формируется постиндустриальные общества, реклама получила определение пятая власть, что в полной мере отражает ее социальную роль в современном мире. Необходимо напомнить также, сколь важна реклама в обеспечении независимости средств массовой информации.

Тесно связана с политикой и ее идеологическая роль, что не удивительно, ибо в современном обществе реклама становится одним из важнейших факторов формирования мировоззрения человека. Можно привести массу примеров того, какое место занимала реклама в укреплении и распространении коммунистической идеологии в Советском Союзе. Не вызывает сомнения то влияние буржуазной рекламы (по крайней мере тех образцов, которые просачивались через железный занавес), которое было направлено на разрушение социалистических идеалов. Современный американский социолог Джанкарло Буззи так, высказался по этому поводу: Рекламное сообщение пытается унифицировать взгляды и поведение, обслуживая определенную идеологию...

Вместе с тем нельзя не отметить значительную образовательную роль рекламы. В процессе внедрения новых прогрессивных товаров и технологий она способствует распространению знаний из различных сфер человеческой деятельности, прививает потребителям определенные практические навыки.

Не менее образно высказался по данной проблеме известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери: Рядом с нормальной педагогикой сосуществует беспрерывное педагогическое влияние необычной силы, которая называется рекламой. Отметим, что это было сказано до Второй мировой войны, когда еще только начиналось использование радио в рекламных целях и не было ее телевизионных версий.

Действие рекламы реализуется, как известно, путем воздействия на психологию человека. Вследствие чего она принимает активное участие в формировании психологических установок человека, систем его оценок окружающей среды и самооценки, характера реакций на различные раздражители, создании определенного психологического климата и т. п. В этой связи вполне оправдано выделение психологической роли рекламы. По мнению Эриха Фромма: Реклама апеллирует не к разуму, а к чувствам; как любое гипнотизирующее веяние, оно пытается влиять на свои объекты интеллектуально. В такой рекламе появляется элемент мечты воздушного замка, и за счет этого оно приносит человеку определенное удовольствие (типа кино), но в то же время усиливает его чувство незначительности и бессилия.

Оценка значения рекламы была бы неполной, если упустить ее важную эстетическую роль. Лучшие образцы рекламных обращений со времен их первого появления и до наших дней можно по праву считать произведениями прикладного искусства.


1.2 Цели и функции рекламы в обществе

Цель рекламы.

Федеральный акон «О рекламе» определяет в качестве цели рекламы следующее: «во-первых, формирование или поддержание интереса рекламной аудитории к физическим и юридическим лицам, товарам, идеям и начинаниям и, во-вторых, способствование их реализации». (Теория и практика рекламной деятельности стр.29).

М.Ю. Рогожин в своей книге «Теория и практика рекламной деятельности» выделяет шесть основных целей рекламы:

1. Реклама продукции. В большинстве случаев цель такой рекламы заключается в том, чтобы способствовать увеличению объемов реализации рекламируемых товаров и услуг потребителям.

2. Реклама торговой марки (марки обслуживания). Здесь реклама нацелена на привлечение внимания, пробуждение интереса потенциальных покупателей именно к рекламируемой марке - с тем, чтобы сформировать к ней предпочтительное отношение и в конечном счете убедить потребителей выбрать при покупке товар или услугу, реализуемые именно под рекламируемой маркой.

3. Реклама имени и услугопроизводителя (то есть реклама предприятия или организации производящей продукцию) преследует цель, во многом сходную с целью рекламы марки продукции. В этом случае рекламные усилия сосредотачиваются на названии рекламируемой компании или фирмы. Из этого следует, что такая реклама нацелена на привлечение внимания, пробуждения интереса потенциальных покупателей уже не к продукции, а к тем, кто ее производит, для того чтобы сформировать предпочтительное отношение к производителю, и в конечном счете создать в сознании потребителей позитивный образ объекта рекламных усилий.

4. Реклама имени реализатора товаров и услуг преследует ту же цель, что и реклама производителя продукции, отличаясь от последней лишь тем, что в качестве объекта приложения рекламных усилий в данном случае выступает наименование торговой организации или предприятия, непосредственно реализующего на рынке ту или иную продукцию, - супермаркет, автомастерская и т.д.

5. Реклама деятельности политических партий и политиков имеет вполне конкретную цель - способствовать реализации того или иного политического решения или действия.

6. Реклама общественных организаций и действий социально-гражданской направленности преследует свои специфические некоммерческие цели. Ее конечная цель - реализация решений и действий, носящих подчеркнуто неполитический характер. В центре рекламных усилий в этом случае может оказаться деятельность общественной организации, гражданского активиста, религиозного лидера, просветительская, правозащитная или благотворительная деятельность. Конечная цель такой рекламы достигается через привлечение внимания аудитории к объекту рекламы, создание интереса к осуществляемой им деятельности или его имени, формирование позитивного имиджа и предпочтительный выбор.

Таким образом, несмотря на определенное сходство механизма воздействия на сознание потребителей, цели рекламы, могут в конечном счете также отличаться друг от друга.

Функции рекламы.

Обычно принято выделять четыре основных функции рекламы: экономическую, социальную, маркетинговую и коммуникационную.

1. Экономическая функция. Сущность экономической функции рекламы как важного инструмента маркетинга сводится, прежде всего, к стимулированию сбыта и наращиванию объемов прибыли от реализации некой продукции за определенную единицу времени. Реклама информирует, формирует потребность в товаре или услуге, побуждает человека к их приобретению. И чем больше людей откликнулось на рекламу, тем, в конечном счете, лучше для экономики и экономического благосостояния общества.

2. Социальная функция. Рекламная информация оказывает огромное воздействие на формирование массового общественного сознания и сознание каждого индивидуума, ей внимающего. Обращенная к потребителям, помимо собственно рекламирования той или иной продукции, реклама:

· Способствует формированию и внедрению в сознание людей идейных ценностей данного общества и в конечном счете оказывает определенное влияние на характер общественных отношений;

· Вызывает к потребительским инстинктам людей, побуждая их к повышению уровня своего благосостояния;

· Определенным образом способствует повышению культуры потребления - ведь сравнивая различные товары и услуги, потребитель в любом случае стремится получить действительно лучшее.

3. Маркетинговая функция. Как известно, реклама - важная составляющая маркетинга, или, составляющая продвижения механизма продукта. Реклама всецело подчинена задачам маркетинга, преследующего в качестве конечных полное удовлетворение потребностей покупателя в товарах и услугах.

4. Коммуникационная функция. Реклама также являет одну из специфических форм коммуникации. Она призвана выполнять и соответствующую - коммуникационную функцию, связывая воедино посредством информационных каналов рекламодателей и потребительскую аудиторию.

1.3 Типология рекламы

В рекламе в зависимости от ее назначения выделяются следуюшие разновидности:

• коммерческая;

• некоммерческая (политическая и социальная реклама);

рекламируемому объекту.

• рекламирование услуг;

• рекламирование товаров;

аудитории:

• деловая или бизнес-реклама (в основном носит информационный характер);

• потребительская реклама;

характеру воздействия:

• массовая;

• индивидуальная;

• территории:

• местная (локальная);

• региональная;

• национальная;

• международная;

интенсивности воздействия:

• агрессивная;

• неагрессивная;

соответствию рекламному законодательству:

• законная;

• незаконная.

Наиболее распространенными формами рекламы являются:

• реклама в прессе:

• рекламные объявления;

• статьи;

• обзоры;

• печатная реклама:

• каталоги;

• проспекты;

• буклеты;

• плакаты;

• листовки;

• афиши;

• календари;

• поздравительные открытки;

• аудиовизуальная реклама:

• рекламные кинофильмы;

• видеофильмы;

• слайдовые фильмы;

• рекламные ролики;

• телевизионная реклама:

• телефильмы;

• телевизионные рекламные ролики;

• телевизионные заставки;

• телерепортажи;

• радиореклама:

• радиообъявления;

• радиоролики;

• радиожурналы;

• рекламные радиопередачи.

• выставки:

• международные;

• национальные;

• постоянно действующие;

• прямая почтовая рассылка:

• рекламные письма;

• рекламные материалы;

• наружная реклама:

• рекламные щиты;

• рекламные транспаранты и растяжки;

• световые вывески;

• электронные табло и экраны;

• фирменные вывески;

• указатели;

• реклама на транспорте;

• оконные витрины;

• рекламно-информационное оформление фасадов;

• компьютерная реклама:

• медиареклама

• контекстная реклама и т.п.

1.4 Методы изучения влияния рекламы

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Анкетирование имеет как достоинства (оперативность, экономия средств и времени и др.), так и недостатки, связанные с субъективностью получаемой информации, ее достоверностью и т. д. Поэтому анкетирование необходимо сочетать с другими методами сбора первичной информации.


2. Социологическое исследование

2.1 Методологический раздел

C момента появления большого количества рекламы в СМИ прошло не более 17 лет. И все это время не утихают споры о необходимости рекламы, о ее моральных аспектах и о законодательстве о рекламе. Большую часть населения реклама нервирует и раздражает, гораздо меньшее количество людей зарабатывает с ее помощью деньги, кто-то ее изучает. Кто-то хочет, чтобы ее запретили совсем, другие понимают, что она необходима для нормального существования СМИ, как главный источник их финансирования. Точки зрения полярно разные. Между тем реклама в СМИ - сложный вопрос, требующий изучения, исследования и решения. Я решила узнать мнение молодёжи о рекламе в СМИ.

Исходя из вышеуказанных соображений, а также в соответствии с заданием на проведение данного исследования были определены его объект, предмет, цели и задачи.

Объект исследования – молодые люди 17-25 лет.

Предмет исследования – отношение молодёжи к рекламе.

Цель исследования - выявление тенденций в отношении к рекламе среди молодёжи.

Методы сбора информации: опросный метод – формализованная анкета.

Задачи исследования:

· Выявить отношение студентов к рекламе;

· Узнать степень доверия студентов к рекламе;

· Определить, как влияет специальность на восприятие рекламы;

· Изучить отношение и интерес студентов к незаконной рекламе.

Интерпретация основных понятий

Социальная реклама - вид некоммерческой рекламы, направленной на изменение моделей общественного поведения и привлечения внимания к проблемам социума.

Коммерческая реклама - реклама, которая содействует распространению продукции с намерением извлекать прибыль.

Политическая реклама - реклама, которая используется политиками для побуждения людей голосовать за них.

Информативная реклама - реклама, создающая первичный спрос и информирующая потребителя о существовании товара, его свойствах.

Напоминающая реклама - реклама, направленная на то, чтобы заставить потребителя вспомнить о товаре.

Увещевательная реклама - реклама по формированию избирательного спроса на товары данной фирмы.

Контрреклама - в РФ - опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий. Ненадлежащая реклама.

Антиреклама — информация, призванная не поднимать, а уменьшать интерес, либо дискредитировать товары, предприятия, товарные знаки. В России запрещена законом о рекламе.

Агитация — комплекс коммуникативных действий, направленных на жителей определенной территории, в результате чего часть населения занимает активную позицию за или против чего-либо (кого-либо), которая выражается участием в голосовании.

Чёрный пиар — деятельность, направленная на ухудшение имиджа какого-то одушевлённого или неодушевлённого объекта, но не обязательно поливание грязью и ложь.

Вирусная реклама - маркетинговая техника, использующая самих людей для повышения осведомлённости о бренде/товаре/услуге. В настоящее время самым распространённым средством вирусного маркетинга является Интернет.

Закон о рекламе регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг.

Системный анализ объекта исследования

Гипотезы исследования:

· Отношение студентов к рекламе прямо зависит от их специальности;

· Реклама на ТВ неэффективна, так как её не смотрят;

· Молодёжь не доверяет рекламе;

· Незаконная\запрещённая реклама вызывает интерес;

· Запоминается сюжет рекламы, но не рекламируемы продукт;

· В рекламных акциях участвуют сами рекламисты, а не среднестатистические потребители, на которых рассчитана акция;

· Ребрендинг неэффективен, часто он вызывает негативную реакцию.

2.2 Организационно-методический раздел

Обоснование системы выборки единиц наблюдения

Социологическое исследование было проведено среди молодых людей от 17 до 25 лет, проживающих в городе Москве и ближайшем Подмосковье. Всего было опрошено 30 человек. Девушек и юношей было опрошено поровну. Среди них были люди, имеющие непосредственное отношение к рекламе, и не имеющие такового. Хотя выводы, сделанные на основе этих данных, нельзя распространять на всех молодых людей этого возраста, они, несомненно, представляют определенный интерес с точки зрения восприятия рекламы современной российской молодежью.

Респондентам предлагалось заполнить анкету, которая состояла из пятнадцати вопросов (см. Приложение 1).

2.3 Анализ данных социологического исследования

Я провела социологическое исследование и выявила, что многие гипотезы, выдвинутые вначале, не оправдались. Степень доверия к рекламе не зависит от возраста и специальности: ей либо не доверяют вовсе, либо относятся к ней критически: в процентном соотношении 50 на 50. При этом 0% опрошенных считают рекламу достоверным источником информации.

Эффективность телевизионной рекламы сомнительна: треть опрошенных отвергает телевидение как таковое, 50 % тех, кто всё же смотрит телевизор, во время рекламы отвлекаются, лишь один респондент из тридцати опрошенных внимательно смотрит телевизионную рекламу.

Запоминаемость рекламы крайне низка: так считает почти половина опрошенных. Гипотеза о том, что запоминается сюжет, а не продукт подтвердилась частично: её подтвердил 21 процент опрошенных.

Качество рекламы и качество товара не зависят друг от друга: так считает две трети опрошенных.

50 процентов опрошенных считают, что стоит убрать рекламу из прямого эфира совсем. Тридцать процентов респондентов считают, что наименее желательно прерывать рекламой художественные фильмы. Интересно, что только десять процентов опрошенных высказались против рекламы во время спортивных трансляций.

Прежде всего стоит запретить рекламу всех без исключения алкогольных продуктов: 50% опрошенных, и табачных изделий: 50% опрошенных, хотя проценты, по-видимому, не самый удачный критерий в данном вопросе, так как количество ответов не было ограничено.

Больше половины, 55 % респондентов, не участвуют в рекламных акциях. Лишь два респондента совершают покупку, ориентируясь на проводимые акции. Стоит отметить, что оба – рекламисты.

Незаконная реклама вызывает интерес: так считает 30% опрошенных. Но большинству всё же она безразлична (40% респондентов). Лишь 10 % опрошенных относятся к ней негативно.

Интересны результаты восприятия баннерной интернет рекламы. Половина опрошенных её игнорирует, и также половина отмечает негативную реакцию на подобную рекламу, а значит и негативные впечатления о рекламируемом продукте. Никто не интересуются подобной рекламой.

50% опрошенных отметили, что музыка в супермаркетах важна и обращает на себя внимание.

Моя гипотеза относительно ребрендинга подтвердилась частично: 30% опрошенных позитивно отзываются о нём, 35% утверждают, что им он безразличен, 25% говорят о своей негативной реакции на ребрендинг.


Заключение

Я провела социологическое исследование и выявила, что многие гипотезы, выдвинутые вначале, не оправдались. Степень доверия к рекламе не зависит от возраста и специальности: ей либо не доверяют вовсе, либо относятся к ней критически: в процентном соотношении 50 на 50. При этом ни один из опрошенных не считает рекламу достоверным источником информации.

Отношение студентов к рекламе в целом позитивно, особенно если реклама выполнена качественно. Об этом говорит то, что запрещённая\незаконная реклама в интернете распространяется самими пользователями очень активно. Лишь десять процентов опрошенных относятся к подобной рекламе негативно, объясняя это либо недостоверностью подобной рекламы, либо изначально воспринимают ссылку на эту рекламу как спам.

Количество ответов на вопрос о запрете определённых видов рекламы не было ограничено, так что многие респонденты отметили сразу несколько пунктов. Из этого следует сделать вывод, что реклама определённых видов товара, таких как алкоголь, табачные изделия и средства личной гигиены, не нравится очень многим, а значит она вызывает негативную реакцию по отношению к рекламируемому продукту.

Также стоит отметить единогласное неприятие баннерной интернет рекламы, а значит и продукта, который она представляет. Рекламистам стоит задуматься о том, как сделать подобную рекламу интересной и привлекательной, ведь интернет всё больше и больше входит в нашу жизнь, совмещая в себе обширное поле для коммуникации и поиска информации.


Список литературы

1. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 2005. -350с.

2.Викентьев И.Л. Приёмы рекламы. - СПб.: ТРИЗ-ШАНС,1999. -320с.

3.Евстафьев В.А. Рекламный рынок России. М: Рекламный Мир, 2009, №2.

4.Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - СПб.: Питер, 2009. – 350с.

5.Картер Г. Эффективная реклама. - М., 2008. – 300с.

6.Казначеев Д.А. Анализ рынка маркетинговых коммуникаций //Маркетинг в России и за рубежом. -2004, №4.

7.Каримова Л.И. Этнокультурные особенности восприятия рекламы//Вопросы психологии. -2003, №6.

8.Лебедев А.Н. Две методологические традиции в организации научно-практических исследований и разработок в психологии рекламы // Психологический журнал. -2009 б.Т.21.№4.

9.Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов. – М.:ВУЗОВСКИЙ УЧЕБНИК ВЗФЭИ, 2007.

10.Лебедев-Любимов А. Психология рекламы. СПб.: Питер, 2002.

11.Лещук Н. Психология рекламы //Прикладная психология и психоанализ.-2008,№4.

12.Музыкант В. Реклама и ПР-технологии М.: Армада-Пресс, 2008.

13.Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения. Лекции. М.:ПЕР СЭ,2008.

14.Оганесян А.С., Оганесян И.А. Анализ и управление эффективностью рекламы//Маркетинг в России и за рубежом.-2003, №3.

15.Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: Учеб.пособие. 2-е изд. – М.:Логос,2008.

16.Пронина Е.Е. Психологическая экспертиза рекламы. М.:РИП-холдинг,2009.

17.Технология разработки программы социологического исследования. В кн.: Капитонов Э.А. Социология ХХ века.- Ростов-на-Дону:Феникс, 2003.

18.Федотова Л.И. Социология рекламной деятельности. М.:Гардарики, 2002.

19.Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России.СПб.,2009.

20.Фёдоров Д.С. Неформальные маркетинговые коммуникации: новые перспективы на российском рынке //Маркетинг в России и за рубежом.-2003, №3.


Приложение 1

Анкета

Уважаемый анкетер!

Предлагаем Вам принять участие в социологическом исследовании, посвященном изучению отношения молодежи к рекламе. Цель исследования – изучить степень внимания молодых людей к рекламе и рекламируемой продукции, выделить позитивные и негативные моменты в отношении респондентов к рекламной продукции. Заполнить анкету очень просто: если Ваше мнение совпадает с одним из предлагаемых вариантов ответов, то обведите кружком или отметьте каким-либо другим образом выбранный вами вариант. Если же ни один из приведенных вариантов вашей точке зрения не соответствует или варианты ответа в данном вопросе не даны, изложите свое мнение на свободных строках.

Заранее благодарю Вас.

1. Ваш пол:

2. Ваш возраст:

3. Ваша специальность:

4. Сколько в среднем в день вы смотрите телевизор?

1. не смотрю вообще

2. смотрю как фон

3. до 30 минут

4. 30-60 минут

5. больше часа

5. Во время рекламы вы:

1. просматриваете её

2. не заостряя внимания дожидаетесь её окончания

3. выключаете звук

4. переключаете на другой канал

5. занимаетесь посторонними делами

6. Доверяете ли вы рекламе?

1. нет, она обычно построена на пустых обещаниях

2. да, в рекламе обычно сообщают правду о товарах и услугах

3. не любой: обычно из рекламы можно понять, какого качества товар \ услугу она преподносит

7. Запоминаете ли вы рекламу?

1. Запоминаю сюжет, но не рекламируемый продукт

2. Запоминаю, многое могу процитировать

3. Запоминаю и сюжет, и продукт

4. Не запоминаю

5. Другое__________________________________________

8. Как на ваш взгляд соотносится качество рекламы и качество товара?

1. качественная реклама обычно преподносит товары высокого качества; и наоборот, сомнительные товары рекламируют банально и глупо

2. Чем хуже товар, тем профессиональнее и интереснее проводится рекламная кампания

3. Эти два параметра чаще никак не взаимосвязаны

9. Что, по вашему мнению, наименее желательно прерывать рекламой?

1. Художественные фильмы

2. Передачи для детей

3. Новостные передачи

4. Трансляции спортивных соревнований

5. Концерты

6. Любые передачи в прямом эфире

7. Другое___________________________

10. Рекламу каких товаров и услуг, на ваш взгляд, следует запретить в первую очередь?

1. пиво слабоалкогольные напитки

2. все алкогольные напитки

3. табачные изделия

4. средства личной гигиены

5. дорогие вещи, доступные малой части населения

6. нельзя запрещать рекламу легальных/ сертифицированных товаров

7. другое (укажите, что именно)_______________________________

11. Участвуете ли вы в акциях?

1. да, часто это становится поводом для покупки

2. да, только если пользуюсь данным продуктом

3. да, если акция заинтересовала

4. нет

5. другое ___________________________________________________

12. Как вы относитесь к запрещённой\незаконной рекламе в интернете?

1. она мне интересна

2. мне всё равно

3. отношусь негативно (почему?)

4. другое_____________________________________________________

13. Как вы относитесь к баннерной интернет-рекламе?

1. стараюсь её игнорировать

2. обращаю на неё внимание

3. она меня раздражает

4. другое___________________________________________________

14. Обращаете ли внимание на музыкальное оформление супермаркетов?

1. да, в магазинах с хорошей музыкой хочется задержаться

2. мне всё равно

3. чаще музыка раздражает

4. другое______________________________________________________

15. Как вы относитесь к ребрендингу (изменение упаковки, бренда компании и т.п.)?

1. это вызывает интерес

2. мне всё равно

3. раздражает, когда любимая марка меняется

4. другое____________________________________________________


Приложение 2

Вопрос 1

Ваш пол
М 15
Ж 15

Вопрос 2

Возраст Количество респондентов
17 1
18 1
19 3
20 11
21 9
22 1
23 2
24 1
25 1

Вопрос 4

Сколько в среднем в день вы смотрите телевизор?
1. Не смотрю вообще 9
2. Смотрю как фон 8
3. До 30 минут 3
4. 30-60 минут 5
5. Больше часа 5

Вопрос 5

Во время рекламы вы
1. просматриваете её 1
2. не заостряя внимания дожидаетесь её окончания 4
3. выключаете звук 3
4. переключаете на другой канал 7
5. занимаетесь посторонними делами 14

Вопрос 6

Доверяете ли вы рекламе?
1. нет, она обычно построена на пустых обещаниях 15
2. да, в рекламе обычно сообщают правду о товарах и услугах
3. не любой: обычно из рекламы можно понять, какого качества товар \ услугу она преподносит 15

Вопрос 7

Запоминаете ли вы рекламу?
1. Запоминаю сюжет, но не рекламируемый продукт 7
2. Запоминаю, многое могу процитировать 6
3. Запоминаю и сюжет, и продукт, если реклама понравилась 4
4. Не запоминаю 13

Вопрос 8

Как, на ваш взгляд, соотносятся качество рекламы и качество товара?
1.качественная реклама обычно преподносит товары высокого качества; и наоборот, сомнительные товары рекламируют банально и глупо 6
2.Чем хуже товар, тем профессиональнее и интереснее проводится рекламная кампания 3
3.Эти два параметра чаще никак не взаимосвязаны 20

Вопрос 9

Что, по вашему мнению, наименее желательно прерывать рекламой?
8. Художественные фильмы 10
9. Передачи для детей 6
10. Новостные передачи 5
11. Трансляции спортивных соревнований 3
12. Концерты 2
13. Любые передачи 15

Вопрос 10

Рекламу каких товаров и услуг, на ваш взгляд, следует запретить в первую очередь?

1. пиво и слабоалкогольные напитки 1
2.все алкогольные напитки 15
3.табачные изделия 15
4.средства личной гигиены 7
5.дорогие вещи, доступные малой части населения 2
6.нельзя запрещать рекламу легальных/ сертифицированных товаров 6

Вопрос 11

Участвуете ли вы в акциях?
1. да, часто это становится поводом для покупки 2
2. да, только если пользуюсь данным продуктом 5
3. да, если акция заинтересовала 7
4. нет 17

Вопрос 12

Как вы относитесь к запрещённой\незаконной рекламе в интернете(«вирусная» реклама, запрещённая соц. реклама и т.д.)?
1. она мне интересна 10
2. мне всё равно 12
3. отношусь негативно 3

Вопрос 13

Как вы относитесь к баннерной интернет-рекламе?
1. стараюсь её игнорировать 15
2. обращаю на неё внимание 0
3. она меня раздражает 15

Вопрос 14

Обращаете ли внимание на музыкальное оформление супермаркетов?
1. да, в магазинах с хорошей музыкой хочется задержаться 15
2. мне всё равно 8
3. чаще музыка раздражает 7

Вопрос 15

Как вы относитесь к ребрендингу (изменение упаковки, бренда компании и т.п.)?
1. это вызывает интерес 10
2. мне всё равно 12
3. раздражает, когда любимая марка меняется 8

Скачать архив с текстом документа