Характеристика первобытной культуры

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание. Введение 3 1. Периодизация древности .4 2. Особенности первобытного искусства ...6

Содержание.

Введение……………………………………………………………………3

1. Периодизация древности……………………………………………….4

2. Особенности первобытного искусства………………………………...6

3. Культура в эпоху палеолита……………………………………………8

4. Культура в эпоху мезолита и неолита………………………………..13

5. Культура бронзового века…………………………………………….14

Заключение……………………………….……………………………….16

Список литературы ……………………………………………………....17

Введение.

Отношение к первобытной культуре может быть различным. Еще в древности родилась традиция отождествлять первобытность с некультурностью. Афинский оратор и философ Сократ, живший в V-VI вв. до н.э., полагал, что само слово эллин является обозначением культуры, а не происхождения. С тех пор эта традиция не исчезла, а слово первобытный часто употребляют для обозначения неразвитости, отсталости и.т.д. Однако не нужно забывать, что высокие достижения мировой культуры существуют на основе первобытной культуры. Цивилизация стала возможной потому, что параллельно с ней шел процесс разрушения первобытной культуры.

Первобытность - это первое бытие. Разложение первобытной культуры - это разложение основ культуры, которое распространяется и на всю культуру. Сохранить ее может только культурное, т.е. почтительное и бережное, отношение к ее основам.

Известный культуролог и антрополог Дж. Фрэзер писал, что в числе благодетелей человечества, которых мы обязаны с благодарностью чтить, многие, если не большинство, были первобытными людьми. В конечном счете мы не так уж отличаемся от этих людей, и многим из того истинного и полезного, что так бережно сохраняем, мы обязаны нашим грубым предкам, накопившим и передавшим нам по наследству фундаментальные представления, которые мы склонны рассматривать как нечто самобытное и интуитивно данное.

Целью данной работы является изучение первобытной культуры и искусства


1. Периодизация древности.

Самые древние орудия человека датируются около 2,5 млн. лет назад. По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю Первобытного мира на каменный, медный, бронзовый и железный века. Каменный век делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). Приблизительные хронологические границы каменного века — свыше 2 млн. — 6 тыс. лет назад. Палеолит, в свою очередь, подразделяется на три периода: нижний, средний и верхний (или поздний). Каменный век сменил медный (неолит), длившийся 4 —3 тыс. до н. э. Затем, наступил бронзовый век (4—начало 1-го тыс. до н.э.). В начале 1-го тыс. до н.э. его сменил железный век.[1, c. 55]

Первобытный человек овладевал навыками земледелия и скотоводства менее десятка тысяч лет. До этого на протяжении сотен тысячелетий люди добывали себе пропитание тремя способами: собирательством, охотой и рыбной ловлей. Даже на ранних этапах развития сказывался разум наших далеких предков. Палеолитические стоянки, как правило, расположены на мысах при выходе оврагов в ту или иную широкую долину. Пересеченная местность была удобнее для загонной охоты на табуны крупных животных. Успех ее обеспечивало не совершенство орудия (в палеолите это были дро­тики и рогатины), а сложная тактика загонщиков, преследовавших мамон­тов или бизонов. Позднее, к началу мезолита, появились лук и стрелы. К тому времени вымерли мамонты и носороги, и охотиться приходилось на мелких и нестадных млекопитающих. Определяющими стали не величина и слаженность действий коллектива загонщиков, а ловкость и меткость от­дельного охотника. В мезолите получило развитие и рыболовство, были изо­бретены сети и крючки.

Эти технические достижения — результат длительных поисков наиболее на­дежных, наиболее целесообразных орудий производства — не меняли существа дела. Человечество по-прежнему лишь присваивало продукты природы.

Вопрос о том, как это древнейшее, основанное на присвоении продук­тов дикой природы общество развивалось в более совершенные формы хо­зяйства земледельцев и скотоводов, составляет сложнейшую проблему исто­рической науки.

Начало разработки истории первобытного общества, как уже отмечалось, было положено американским этнографом Л.Г. Морганом в работе «Древнее общество». Переход от присвоения к земледелию далеко не так прост и ес­тественен, как иногда представляется. Открытие земледелия было сделано независимо в нескольких районах мира. Признаки земледелия прослежива­ются уже в памятниках Натуфийской культуры в Палестине, относящейся к эпохе мезолита. Это серпы, состоящие из кремниевых вкладышей, встав­ленных в костяные рукояти, и зернотерки. В неолитических слоях Иерихона обнаружены отпечатки зерен ячменя и пшеницы-эммера.

Следы земледелия находят и в других районах мира.

О происхождении другого вида производящего хозяйства-животновод­ства существовали различные гипотезы и предположения. Однако большин­ство ученых считают, что животноводство развилось у оседлых земледель­цев. Первое из прирученных животных — собака — была одомашнена еще в палеолите, около 15—10 тыс. лет назад. Ее диким предком был волк. Земле­делие и животноводство сделали возможным существование на земле не­прерывно возрастающего человеческого рода [2, c. 44].

В самой природе человека заложено то, что он не может быть только ча­стью природы: он формирует себя посредством искусства. На этом качестве человека первобытной эпохи мы и остановимся.

2. Особенности первобытного искусства

Впервые причастность охотников и собирателей каменного века к изо­бразительному искусству была засвидетельствована знаменитым археологом Эдуардом Ларте, нашедшим в 1836 г. в гроте Шаффо (департамент Вьенн) пластинку с гравировкой. Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен (Франция) [3, c. 66].

Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм .

Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию homosapiens (человека ра­зумного). На данной стадии возможности всех психических процессов и пе­реживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе.

В результате открытий археологов обнаружилось, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда, почти на миллион лет.

Памятники палеолитического, мезолитического и охотничьего неолити­ческого искусства показывают нам, на чем в тот период сосредоточилось внимание людей. Росписи и гравюры на скалах, скульптуры из камня, гли­ны, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных.

Главным объектом творчества палеолитического, мезолитического и не­олитического времени были звери.

Первые произведения первобытного изобразительного искусства отно­сятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция) [4, c. 55]. С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схема­тизированными головами, - так называемые «Венеры», по-видимому, свя­занные с культом матери-прародительницы. Весьма интересно, что в одном и том же памятнике позднего палеолита обычно представлены женские ста­туэтки, не однотипные, а разные по стилю. Сопоставление стилей произве­дений палеолитического искусства наряду с техническими традициями по­зволило обнаружить поразительные и притом специфические черты сходства находок между отдаленными областями. Подобные «Венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира.

Одновременно с ними появляются обобщенно-выразительные изображе­ния животных, воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя.

И наскальные рисунки, и фигурки помогают нам уловить самое сущест­венное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. От этого зависит и сама жизнь перво­бытного человека. Охотник до малейших тонкостей изучил повадки дикого зверя, именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел по­казать их. Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в пещерной живописи Франции и столь безлики в полном смысле слова палеолитические скульптуры.

Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, так и условные. Часто произведения пер­вобытного искусства представляют собой целые системы сложных по своей структуре символов,



Рис. 1. Контурная живопись ледникового периода (Пещера Ла Монеда)


несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью которых передаются самые разнообразные понятия или человеческие чувства.

3. Культура в эпоху палеолита.

Первоначально необособленное в специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процес­сом первобытное искусство отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окру­жающем мире.

Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятель­ности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется созданием качест­венно новой изобразительной формы.

Натуральное творчество — композиция из туш, костей, натуральный макет.

Искусственно-изобразительная форма — крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур.

Верхнепалеолитическое изобразительное творчество — росписи пещер, гравировки на кости.

Остановимся на первом этапе несколько подробнее.

Натуральное творчество включает следующие моменты: обрядовые дей­ствия с тушей убитого зверя, а позже с его шкурой, наброшенной на камень или выступ скалы. Впоследствии появилась лепная основа для этой шкуры. Элементарной формой творчества была звериная скульптура. Натуральный макет, в свою очередь, проходит несколько стадий. Сначала использовался естественный фигурный объем — природный холмик. Затем голова зверя помещалась на Преднамеренно сооруженный постамент. Позднее произво­дилась грубая лепка зверя, но без головы. Это сооружение накрывалось шкурой зверя, к которому прикреплялась звериная голова.

Следующий второй этап — искусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания образа, постепенное накопление творческого опыта, которое выразилось в начале в полнообъемной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.

Для третьего этапа характерно дальнейшее развитие верхне-палеотического изобразительного творчества, связанного с появлением вы­разительных художественных образов в цвете и объемном изображении. Наиболее характерные образцы живописи этого периода представлены пе­щерными росписями. Древнейшие памятники искусства найдены в Запад­ной Европе. Они датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появление человека современного типа. Памятники первобытной живописи, как уже отмечалось, открыты более 100 лет назад. В 1879 г. испанский ар­хеолог М.Саутуола открывает многокрасочные изображения палеолитиче­ской эпохи в пещере Альтамира (Испания) [5, c. 55]. В 1895 г. были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ля Мут во Франции. В 1901 г. во Франции А. Брейль обнаружил рисунки мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя в пещере Ле-Комбатель в долине Везера. Рисунков здесь около 300, есть и изображения человека (в большинстве случаев в масках). Недалеко от Ле-Комбателя в том же году археолог Пестрони в пещере Фон де Гом открыва­ет целую «картинную галерею» — 40 диких лошадей, 23 мамонта, 17 оленей [6, c. 66]. Рисунки нанесены охрой и другими красками, секрет которых не найден и поныне. Палитра каменного века бедна, в ней четыре основные краски: черная, белая, красная, желтая. Две первые употреблялись довольно редко.

Музыкальное искусство:

Подобные этапы можно проследить и при изучении музыкального пла­ста первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от дви­жения, жестов, возгласов, мимики.

Музыкальный элемент «натуральной пантомимы» включал[7, c. 77]:

- имитацию звуков природы - звукоподражательные мотивы;

- искусственную интонационную форму - мотивы с зафиксированным звуковысотным положением тона;

- интонационное творчество - двух и трехзвучные мотивы.

В одном из домов Мезинской стоянки был обнаружен древнейший му­зыкальный инструмент, сделанный из костей мамонта. Он предназначался для воспроизведения шумовых или ритмических звуков.

Особый интерес представляют обнаруженные в позднем палеолите му­зыкальные инструменты. При раскопках стоянки Молодова на правом бе­регу Днестра в Черновицкой области археолог А.П. Черныш нашел на глуби­не 2,2 м от поверхности в культурном слое середины позднего палеолита флейту из рога северного оленя длиной 21 см с искусственно проделанными отверстиями.


При изучении жилища из знаменитой Мезинской стоянки позднего па­леолита (в районе Чернигова) были обнаружены расписанные орнаментом кости, молоток из рога северного оленя и колотушки из бивней мамонта. Предполагают, что «возраст» этого набора музыкальных инструментов 20 тыс. лет [5, c. 47].

Тонкая и мягкая традиция тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатление объема, ощущение фактуры шкуры зверя. При всей своей жизненной выразительности и реалистической обобщенности палеолитическое искусство остается интуитивно-спонтанным. Оно состоит из отдельных конкретных образов, в нем отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.

Первобытные художники стали зачинателями всех видов изобразитель­ного искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптуры (фигуры, высе­ченные из камня или вылепленные из глины). Преуспели они и в декора­тивном искусстве — резьбе по камню и кости, рельефах.

Особая область первобытного искусства — орнамент. Он применялся очень широко уже в палеолите. Еще в XIX в. на Мезинской палеоли­тической стоянке (Украина) были найдены вме­сте с каменными и костяными орудиями, иглами с ушком, украшениями, остатками жилищ и другими находками костяные изделия с искусно нанесенным на них геометрическим орнамен­том. Геометрическим узором покрыты браслеты, всевозможные фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Геометрический орнамент, — основной элемент Мезинского искусства. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообраз­ных линий. В последние годы такой странный зигзагообразный рисунок найден и на других палеолитических стоянках Восточной и Средней Европы.

Что же означает этот абстрактный узор и как он возник? Попыток решить этот вопрос было много. Уж очень не соответствовал геомет­рический стиль блестящим по реализму рисун­кам пещерного искусства. Изучив с помощью увеличительных приборов структуру среза бив­ней мамонта, исследователи заметили, что они тоже состоят из зигзагооб­разных узоров, очень похожих на зигзагообразные орнаментальные мотивы мезинских изделий. Таким образом, в основе мезинского геометрического орнамента оказался узор, нарисованный самой природой. Но древние художники не только копировали природу, они вносили в первозданный ор­намент новые комбинации и элементы.

На сосудах каменного века, найденных на стоянках Урала, был богатый орнамент. Чаще всего рисунки выдавливали специальными штампами. Они, как правило, изготовлялись из округлых, тщательно отшлифованных пло­ских галек из желтоватого или зеленоватого с блестками камня. По острым краям их наносились прорези. Штампы делались также из кости, дерева, раковин. Если надавить таким штампом на мокрую глину, получался рису­нок, сходный с оттиском гребенки. Оттиск такого штампа часто называют гребенчатым, или зубчатым.

Во всех приведенных случаях исходный для орнамента сюжет определя­ется сравнительно легко. Но, как правило, отгадать его практически невоз­можно. Французский археолог А. Брейль проследил этапы схематизации изо­бражения косули в позднепалеолитическом искусстве Западной Европы — от силуэта зверя с рожками до некоего подобия цветка.

Первобытные художники создавали и произведения искусства малых форм, прежде всего небольшие фигурки. Самые ранние из них, вырезанные из бивня мамонта, из мергеля и мела, относятся к палеолиту.

В России палеолитические скульптуры обнаружены в центре Русской равнины и в бассейне Ангары. В Сибири и на Урале мелкая пластика про­цветала и в железном веке. Ее находят при раскопках на палеолитических стоянках.

Некоторые исследователи верхнепалеолитического искусства считают, что древнейшие памятники искусства по тем целям, которым они служили, были не только искусством, они имели религиозно-магическое значение, ориентировали человека в природе.

4. Культура в эпоху мезолита и неолита.

Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени распространения первых металлических орудии. От при­своения готовых продуктов природы первобытный человек постепенно пе­реходит к более сложным формам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься земледелием и скотоводством. В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретенный человеком, я- ог­неупорная глина. Прежде люди использовали для своих нужд то, что давала природа, — камень, дерево, кость. Земледельцы гораздо реже, чем охотни­ки, изображали животных, зато с увлечением украшали поверхность глиня­ных сосудов.

В эпоху неолита и бронзовый век подлинный расцвет пережил орна­мент, появились изображения, передающие более сложные и отвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства — керамика, обработка металла. Появились луки, стрелы, глиняная посуда. На территории нашей страны первые металлические изделия появились около 9 тыс. лет назад. Они были кованые — литье появилось гораздо позднее. На Урале около 5 тыс. лет назад уже делали из меди шилья, ножи, крючки, а около 4 тыс. лет назад — и первые художественные отливки. На­пример, на рукоятках ножей из Турбинского могильника на Каме отлиты фигурки баранов, причем настолько искусно, что специалисты без труда оп­ределили породу животных.

5. Культура бронзового века

Начиная с бронзового века, яркие изображения зверей почти исчезают. Всюду распространяются сухие гео­метрические схемы. Например, профили горных коз­лов, высеченные на утесах гор Азербайджана, Дагестана, Средней и Цен­тральной Азии. Люди затрачивают на создание петроглифов все меньше усилий, наспех процарапывая на камне маленькие фигурки. И хотя кое-где рисунки выбивают и в наши дни, древнее искусство никогда не возродится. Оно исчерпало свои возможности. Все его высшие достижения в прошлом.

Культура населения Северного Кавказа в III тыс. до н. э., в эпоху ран­ней бронзы, получила название Майкопской по знаменитому памятнику, ее представляющему, — Майкопскому кургану. Майкопская культура была распространена от Таманского полуострова на северо-западе до Дагестана на юго-востоке [6, c. 66].

Последний этап в развитии племен бронзового века на Северо-Западном Кавказе характеризуется существованием крупного очага металлургии и ме­таллообработки. Велась добыча медных руд, выплавлялась медь, было нала­жено производство готовых изделий из сплавов (бронзы).

В конце этого периода наравне с бронзовыми предметами начинают по­являться железные, которые знаменуют собой начало нового периода.

Развитие производительных сил приводит к тому, что часть пастушеских племен переходит к кочевому скотоводству. Другие же племена, продолжая вести оседлый образ жизни на основе земледелия, переходят на более высо­кий этап развития - к плужному земледелию. В это время происходят и социальные сдвиги внутри племен.

В поздний период первобытного общества развивались художественные ремесла: изготавливались изделия из бронзы, золота, серебра.


Заключение

В данной работе рассмотрены основные особенности первобытной культуры и искусства на различных этапах. На самом раннем этапе в изобразительном искусстве господ­ствовал натурализм. Затем наблюдаются черты определенного художественного схематизма. На третьем этапе вновь проявляется интерес к детализации изображе­ния. На четвертом этапе прослеживается стилизация, замена живых образов знака­ми, символами.

Тридцать тысяч лет архаической культуры не исчезли. Нам в наследство остались обряды, ритуалы, символы, памятники, стереотипы первобытных культов. Пережитки первобытных верований ведь не случайно сохранились во всех религиях, а также традициях и быту народов мира. Может быть, стоит прислушаться к мнению извест­ного немецко-американского этнографа Ф. Боаса (1858 -1942):

Во многих случаях различия между человеком цивилизованным и первобытным оказы­ваются скорее кажущимися, в действительности основные черты ума - одинаковы. Главные показатели интеллекта «являются общими для всего человечества.

Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития ми­рового искусства. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возник­ла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.

Список литературы

1. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд. - М.: Академический проект, 2008

2. Культурология: Учебник для студ. техн. вузов (Под ред.Н.Г. Багдасарьян). - М.: Высш. школа, 2008.

3. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию М., 2004

4. См.: Гуревич П.С. Культурология. М., 2006.

5. Сорокин П. Кризис нашего времени // Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 2008. С.430.

6. Сорокин П. Кризис нашего времени. С.431.

Скачать архив с текстом документа