Виды аудита, классификация этой деятельности 3

СОДЕРЖАНИЕ: Основные данные о работе Версия шаблона Филиал Барнаульский Вид работы Курсовая работа Название дисциплины Аудит Тема №1 Виды аудита, классификация этой деятельности

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Барнаульский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Аудит

Тема

№1 Виды аудита, классификация этой деятельности

Фамилия студента

Неколенко

Имя студента

Евгений

Отчество студента

Андреевич

№ контракта

15408070209105

Содержание

[1] .

Ревизионная деятельность так же стара, как и сам бухгалтерский учет, она имела место в Вавилоне и Древнем Египте при оценке правильности сбора налогов, в средние века - в сфере торговли [15, С.9].

Возникновение аудита относится к периоду формирования бухгалтерского учета как отрасли специальных научных знаний. Свидетельства об этом мы находим в первом труде итальянского ученого Луки Пачоли, «Трактате о счетах и записях». Они встречаются позднее и в художественной литературе, что характеризует аудит уже как общественное явление[2] .

При рассмотрении аудита с современных позиций его увязывают прежде всего с развитием акционерных обществ, когда собственность была отделена от власти и владельцы капитала стали нанимать для управления им специалистов (менеджеров, администраторов). Сами акционеры взяли на себя функции контроля за движением капитала. В этой части аудит стал спутником профессионального менеджера, а аудитор - независимым экспертом, который должен объективно оценить экономическую ситуацию на предприятии и обеспечить объективное отражение данных о состоянии хозяйствующих субъектов в их бухгалтерской отчетности. В целом можно сказать, что толчком к развитию аудита во всех странах стало развитие акционерных обществ. В этих условиях аудит принял на себя определенную социальную и общественную функцию, обеспечивая объективное суждение о достоверности отчетных данных, представляемых акционерными обществами, в целях снижения информационного риска их партнеров. Такое суждение об аудите наиболее распространено и полно определяет его сущность. Оно подтверждается самой историей аудита, поскольку законодательно аудит был закреплен после выхода законов, регламентирующих деятельность корпоративных структур.[3]

Считается, что профессиональный аудит зародился в Великобритании. В конце XIX века аудиторская деятельность была законодательно регламентирована в Англии и в отдельных штатах США, где система аудита основана специалистами, получившими образование и проходившими практическую подготовку в Великобритании. В Англии закон об обязательном аудите был принят в 1862 г., во Франции в 1867 г., в Германии в 1870 г. и его рассматривали как прямое продолжение Закона об акционерных обществах. Во Франции функции аудита были сразу возложены на две организации: объединение бухгалтеров-экспертов, которые создали Палату экспертов-бухгалтеров, и Объединение поверенных бухгалтеров и общество комиссаров, уполномоченных по счетам. Основное различие между ними состояло в том, что первых приглашали, а вторых назначали. Деятельность комиссаров по счетам строго регламентировалась правительственными органами, и именно на них был возложен контроль за использованием бюджетных средств.[4]

Особенный толчок развитию аудиторского дела дал мировой экономический кризис 1929-1933 гг., когда массовое банкротство акционерных обществ и предприятий потребовало ужесточения порядка и утверждения их отчетов и балансов со стороны независимых аудиторов. С середины 1930-х годов практически все развитые страны начали вводить обязательные требования к объему информации, которая должна содержаться в годовых отчетах, публиковаться, а достоверность отчетов - подтверждаться профессиональными аудиторами. В 1937 г. был принят закон об обязательном аудите в США, которые впоследствии стали законодателями в мировом аудите [8, С.8].

Можно констатировать, что возникновение и развитие аудита было вызвано разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением организацией (администрации, менеджеров), и тех, кто вкладывает деньги в ее деятельность (собственников, акционеров, инвесторов, кредиторов и т.д.). Потребность в аудите создали следующие условия:

- возможная необъективность информации со стороны администрации в конфликтных ситуациях;

- зависимость последствий принятых решений от качества информации;

- необходимость специальных знаний для оценки достоверности полученной информации, которых не имеют пользователи информации;

- отсутствие у пользователей информации времени и материалов для непосредственной оценки информации и ее качества.

Первые аудиторские фирмы появились в России в 1988-1990 гг., еще до того времени, когда аудит был законодательно закреплен как особый вид деятельности. Первые аудиторские фирмы образовались в трех формах: как хозрасчетные организации, кооперативы и государственные общественные образования. Они оказывали платные аудиторские услуги по договору. В состав предоставляемых услуг входили документальные проверки, восстановление учета, проведение экспертиз, консультационные услуги, повышение эффективности использования ресурсов, улучшение финансового состояния, т.е. множество работ, связанных с ведением бухгалтерского учета, финансового анализа и бизнес-планирования производства. Характерной особенностью таких организаций было то, что они создавались при государственных структурах и к аудиторским фирмам их можно было отнести с определенной мерой условности. В целом этот период можно назвать зарождением аудита в России.[5]

Первый регламент для ведения аудиторской деятельности был установлен указом Президента от 22 декабря 1993 г., в соответствии с которым были приняты «Временные правила ведения аудиторской деятельности». Они использовались как основной законодательный документ вплоть до 2001 г., когда был принят Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В этот период был принят пакет постановлений Правительства, которые регламентировали отдельные стороны аудиторской деятельности. С 1996 г. комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ стала разрабатывать и утверждать российские Правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые способствовали единообразию подходов к проведению аудита всеми российскими аудиторскими организациями и ориентировали их на повышение качества аудиторской проверки.[7, С.14]

В декабре 2008 г. был принят новый Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»[6] , который в настоящее время является основным регламентирующим документом аудиторской деятельности. В нем существенно усилилась роль аудиторского сообщества в ее регулировании, а как центральная задача рассматривается повышение качества аудиторской деятельности в целях обеспечения общества всей необходимой информацией на должном качественном уровне. Именно социальная роль аудита сейчас очень активно подчеркивается, как в международных, так и в российских документах.

1.2 Понятие аудиторской деятельности и ее классификация по

современному законодательству России.

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» вступает в силу поэтапно, но в основной части он вступил в действие с 1 января 2009 г. Чем же отличается новый Закон?

Во-первых, изменились понятия, как аудита, так и аудиторской деятельности.

Так, в статье 1 Закона «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность (аудиторские услуги) определяется как деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами (то есть аудиторская деятельность включает оказание сопутствующих услуг). Сам же аудит определяется как независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Ранее объектом аудиторской деятельности были бухгалтерский учет и финансовая (бухгалтерская) отчетность организаций и индивидуальных предпринимателей (теперь аудиторская проверка отчетности индивидуальных предпринимателей не предусмотрена).

В соответствии со ст. 4 Закона «Об аудиторской деятельности» аудитором признается физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора (что требовалось и ранее) и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (СРО). Названной статьей предусмотрены две категории аудиторов: аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора между ним и аудиторской организацией (трудовое законодательство предоставляет право заключать трудовые договоры с наемными работниками и индивидуальным предпринимателем), и индивидуальные аудиторы. Но и те, и другие признаются аудиторами с даты внесения сведений о них в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Частью 6 ст. 1 Закона предусмотрено, что аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных Законом.

В новом Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» существенно расширен перечень аудиторских услуг, выполняемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. Соответственно изменилась и классификация аудиторских услуг.

Прежним Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» 2001 года был предусмотрен запрет для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг. При этом под сопутствующими аудиту услугами понимались:

- постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

- налоговое консультирование;

- управленческое консультирование;

- правовое консультирование;

- автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

- оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

- разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

- проведение маркетинговых исследований и др.

При таком законодательном регулировании содержания сопутствующих аудиту услуг возникало несоответствие положений, закрепленных в Федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, Закону.

Действительно, Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами» с 2006 г. регламентированы лишь три вида сопутствующих аудиту услуг: обзорные проверки, согласованные процедуры, компиляция финансовой информации[7] . Как видим, данный перечень существенно отличается от того, который был закреплен в старом Законе. И хотя в последнем было указано, что аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе оказывать комплекс других услуг, связанных с аудиторской деятельностью, тем не менее существовал пробел в отношении регламентации на уровне стандартов самого порядка оказания услуг в области бухгалтерского учета, налогового консультирования и др.

В новом Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» данное несоответствие устранено: в составе аудиторской деятельности четко обозначены три группы услуг, выполняемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, а именно (см. Приложения А, Б):

- аудит, под которым понимается независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности;

- сопутствующие аудиту услуги. Согласно разъяснениям Министерства финансов РФ, под указанными услугами следует понимать услуги, перечисленные в Федеральных правилах (стандартах) № 30 «Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации»; № 31 «Компиляция финансовой информации»; № 33 «Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности»[8] ;

- прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги. В данную группу вошли все услуги, ранее именовавшиеся сопутствующими аудиту услугами: бухгалтерские услуги, налоговое, правовое консультирование и т.д. Оказание таких услуг требует от исполнителей соблюдения в установленных случаях независимости, а также наличия профессиональной компетентности в областях аудита, бухгалтерского учета, налогообложения, хозяйственного права, экономического анализа.

Такова классификация аудиторской деятельности по законодательству РФ в настоящее время.

2 Виды аудита и аудиторской деятельности

2.1 Виды аудита

В теории аудита выделяют различные виды аудита в зависимости от различных критериев, являющимися основаниями классификации видов аудита.

Аудит можно классифицировать по следующим признакам

В зависимости от положения аудитора к клиенту, аудит можно разделить на внутренний и внешний.

Под внешним аудитом понимают независимую экспертизу и анализ публикуемой финансовой отчетности хозяйственного субъекта с целью определения ее достоверности, полноты и соответствия законодательству, а также консультированием по учетным, налоговым, финансовым, организационным и другим вопросам.

Внутренний аудит, в отличие от внешнего, осуществляется работниками самого предприятия (самостоятельным структурным подразделением или управлением) и предназначен для внутрихозяйственного контроля финансового состояния, источников затрат, диагностирования системы управления, выявления резервов и обеспечения администрации рекомендациями по повышению эффективности экономики предприятия.

С точки зрения эволюции выделяют:

- подтверждающий аудит. Цель проведения данного вида аудит провести проверку и подтвердить достоверность отчетов;

- системно- ориентированный аудит. Суть данного подхода заключается в экспертизе на основе оценки системы внутреннего контроля. Практика проведения аудита в зарубежных странах показывает, что если система внутреннего контроля работает эффективно, то нет необходимости проводить детальную проверку, потому что аудитор может (в той или иной степени) доверять системе внутреннего контроля в раскрытии ошибок и нарушений.

- аудит, базирующийся на риске. Этот подход состоит в концентрации аудиторской работы в областях с более высоким возможным риском, что значительно упрощает аудит в областях с низким риском.

С позиции требования законодательства различают обязательный и инициативный аудит:

Обязательный аудит проводится в случаях, непосредственно установленных законодательством или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируются ст. 5 Закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ.

Обязательный аудит проводится в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены;

4) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Обязательный аудит проводится ежегодно.

Таким образом, обязательный аудит представляет собой ежегодную обязательную аудиторскую проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Инициативный (добровольный) аудит - осуществляется по решению экономических субъектов. Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.

Инициативный аудит может проводиться в любое время и в тех объемах, которые будут установлены самостоятельным решением органа управления организации или индивидуальным предпринимателем. К данному виду аудита можно отнести и так называемые контрольные аудиторские проверки финансово-промышленных групп, проводимые по инициативе и за счет полномочных органов. Целью такой проверки является установление реального экономического состояния деятельности финансово-промышленной группы. Проведение такой проверки может быть вызвано рядом обстоятельств, например обнаружением недостоверной информации в представленных документах либо уклонением от полного и своевременного представления необходимых документов, злоупотреблением имеющимися правами и оказываемыми мерами государственной поддержки, нарушением законодательства РФ либо законодательства субъектов РФ. Такой аудит, как правило, ориентирован на проверку отдельных сфер деятельности конкретного корпоративного объединения. Но не исключается проверка по всему спектру вопросов, характеризующих производственно-хозяйственную деятельность группы, в том числе и с позиции ее оценки на соответствие положениям законодательства РФ и ее субъектов[9] .

В зависимости от повторяемости аудиторских проверок различают:

- первоначальный аудит, который осуществляется аудитором или аудиторской фирмой впервые

- повторяющийся аудит, осуществляемый при длительном сотрудничестве с одной аудиторской фирмой.

По назначению выделяют:

- налоговый аудит – это аудиторская проверка правильности и полноты начисления и уплаты налогов, соблюдения налоговой политики.

- ценовой аудит – это проверка обоснованности установления цены на заказ. Применяется в развитых странах при проверке обоснованности бюджетных ассигнований (например, расходов на оборонный заказ).

- специальный аудит (экологический, операционный и др.) – это проверка конкретных аспектов, соблюдения определенных процедур, норм и правил, обычно с целью подтверждения законности, добросовестности и эффективности деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов и др.[10]

По виду деятельности проверяемого экономического субъекта аудит подразделяется на: банковский аудит (проверяемые организации - банки и другие кредитные учреждения); страховой аудит (проверяемые организации - страховые организации и общества взаимного страхования); аудит инвестиционных институтов и бирж (проверяемые организации - инвестиционные институты, товарные и фондовые биржи); общий аудит (проверяемые субъекты — организации прочих видов деятельности).[11]

В литературе выделяют и другие виды аудита.

2.2 Сопутствующие виды аудиторских услуг

Как уже отмечалось выше, в настоящее время, к сопутствующим видам аудиторских услуг относятся:

- обзорные проверки;

- согласованные процедуры;

- компиляция финансовой информации.

Понятия «компиляция» (compilation), «согласованные процедуры» (agreed-upon procedures) и «обзорная проверка» (review engagement) заимствованы из Международных стандартов, принятых Советом по международным стандартам аудита и гарантии достоверности Международной федерации бухгалтеров:

- № 4400 - в отношении согласованных процедур и № 4410 - по компиляции финансовой информации (из группы Международных стандартов сопутствующих услуг (ISRSs));

- № 2400 и № 2410 - в отношении обзорных проверок (из группы Международных стандартов обзорных проверок (ISREs)).

Такое деление имеет следующее обоснование: согласованные процедуры и компиляция финансовой информации не предоставляют пользователям никакого уровня уверенности (пользователи отчетов делают собственные выводы на основании представленной аудиторами информации), а результатом обзорной проверки является юридически оформленный документ - заключение, выражающее ограниченный (так называемый негативный) уровень уверенности.

В мировой практике приемлемая (допустимая) величина аудиторского риска не превосходит 0,05 (или 5%). Следовательно, приемлемая величина уверенности (надежности) должна превышать 0,95 (или 95%). Риск свыше 5% рассматривается с точки зрения аудитора как высокий, и в соответствии с требованиями стандартов аудитор должен принять меры по его снижению (в частности, путем проведения дополнительных аудиторских процедур). Отсюда и следует позитивная (разумная) уверенность в достоверности финансовой отчетности аудируемого лица.[12]

Для обзорной проверки показатель уверенности ниже, чем при аудите, т.е. меньше 95%. Также следует заметить, что проведение аудита носит подтверждающий (позитивный) характер, в то время как итогом обзорной проверки является обнаружение (либо необнаружение) обстоятельств, свидетельствующих о недостоверности отдельных элементов отчетности. При этом применяются формулировки типа: «Внимание не привлекли никакие факты, которые дали бы нам основание полагать, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не отражает достоверно... финансовое положение хозяйствующего субъекта... и результаты его финансово-хозяйственной деятельности...». В логике данный закон называется законом двойного отрицания (или законом отрицания отрицания), однако смысл двойного отрицания в данном случае не равнозначен обычному утверждению. Включение двойного отрицания в заключение будет означать, что пользователь имеет дело не с аудиторским заключением, а с заключением, сделанным по итогам обзорной проверки.[13]

Другие специфические черты можно выявить из названий самих услуг:

- согласованные процедуры - это действия, совершаемые аудитором, которые были предварительно согласованы между аудитором, лицом, заключившим договор оказания сопутствующих аудиту услуг, и третьим лицом;

- компиляция (от лат. compilatio, буквально - кража, грабеж) - в определенном смысле означает литературную работу, сочинение (научное или учебное), составленные по заимствованным у других авторов материалам, без самостоятельной их обработки и собственных исследований. В данном случае аудитор использует сведения финансового характера (чаще всего - данные бухгалтерского учета) для сбора, классификации и обобщения с целью составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, при этом собственного мнения не выражает;

- обзорная проверка - в общем смысле означает поверхностный анализ, исследование представленных документов, записей, разъяснений с целью формирования предварительного мнения о проверяемой отчетности. По существу, это экспресс-аудит, связанный с наименьшими трудозатратами на проведение проверки, целью которого является выявление потенциально рисковых и опасных областей, которые могут привести к существенным искажениям финансовой отчетности. Применение простейших аудиторских процедур (запросы, разъяснения аудируемого лица) позволяет существенно сократить продолжительность проверки, в то же время уверенность (надежность) полученных результатов закономерно снижается.

Основное различие между аудитом и сопутствующими аудиту услугами состоит в степени уверенности, обеспечиваемой аудитором.

При проведении аудита аудитор обеспечивает разумный, но не абсолютный уровень уверенности в том, что информация, являющаяся предметом аудита, не содержит существенных искажений (в аудиторском заключении это выражается в форме позитивной разумной уверенности).

При проведении обзорной проверки аудитор обеспечивает ограниченный уровень уверенности в том, что информация, подлежащая обзорной проверке, не содержит существенных искажений (в заключении по результатам обзорной проверки это выражается в форме негативной уверенности).

При проведении согласованных процедур аудитор представляет только отчет об отмеченных фактах без обеспечения уверенности. Вместо этого представителям хозяйствующего субъекта или пользователям отчета предоставляется возможность самим оценить проведенные процедуры и факты, приведенные в отчете, и сделать собственные выводы по данным работы аудитора. Согласованные процедуры могут выполняться аудитором в отношении отдельных показателей финансовой информации (например, дебиторской или кредиторской задолженности, покупок у аффилированных лиц, объема продаж и прибыли подразделений лица, заключившего договор оказания сопутствующих аудиту услуг), одного из элементов финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, бухгалтерского баланса) или финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом.

И, наконец, при проведении компиляции финансовой информации пользователи компилированной информации получают определенные преимущества от участия в работе аудитора, обладающего должной квалификацией в области ведения учета и составления отчетности, но в отчете аудитором не выражается никакой уверенности.

В случае выполнения согласованных процедур аудитора приглашают для проведения процедур аудиторского характера, по которым было достигнуто согласие между аудитором, хозяйствующим субъектом и третьими сторонами (например, организацией, являющейся собственником или потенциальным покупателем проверяемого хозяйствующего субъекта, кредитной организацией, рассматривающей надежность потенциального заемщика, и т.п.), а также для подготовки отчета об отмеченных фактах. Получатели отчета должны сформировать собственные выводы по данным работы аудитора. Отчет предоставляется только сторонам, договорившимся о выполнении данных процедур, поскольку другие стороны, не осведомленные о причинах проведения процедур, могут неверно истолковать их результаты.

В случае компиляции финансовой информации аудитор приглашается для использования специальных знаний по бухгалтерскому учету (в противоположность специальным знаниям и навыкам по аудиту) с целью сбора, классификации и обобщения финансовой информации. При этом, как правило, подробные данные сводятся в удобную и понятную форму и не требуется проверять предпосылки, лежащие в основе этой информации. Используемые процедуры не предназначены и не предполагают, что бухгалтер будет обеспечивать уверенность в отношении финансовой информации. Тем не менее, пользователи компилированной информации получают определенные преимущества от участия в работе высококвалифицированного специалиста, поскольку услуги предоставляются с должными профессиональной компетентностью и добросовестностью.

Заключение

Таким образом, рассмотрев понятие, виды и классификацию аудита и аудиторской деятельности, можно сделать следующие выводы.

Возникновение аудита относится к периоду формирования бухгалтерского учета как отрасли специальных научных знаний. При рассмотрении аудита с современных позиций его увязывают прежде всего с развитием акционерных обществ, когда собственность была отделена от власти и владельцы капитала стали нанимать для управления им специалистов (менеджеров, администраторов).

Специфика аудиторской деятельности в России обусловлена прежде всего тем, что распространенным явлением аудит стал в период проведения экономических реформ 1990-х годов. Однако аудиторская деятельность в России развивалась и до этого.

В статье 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. аудиторская деятельность (аудиторские услуги) определяется как деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами (то есть аудиторская деятельность включает оказание сопутствующих услуг). Сам же аудит определяется как независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

В новом Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» данное несоответствие устранено: в составе аудиторской деятельности четко обозначены три группы услуг, выполняемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, а именно (см. Приложения А, Б):

- аудит, под которым понимается независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности;

- сопутствующие аудиту услуги. Согласно разъяснениям Министерства финансов РФ, под указанными услугами следует понимать услуги, перечисленные в Федеральных правилах (стандартах) № 30 «Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации»; № 31 «Компиляция финансовой информации»; № 33 «Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности»[14] ;

- прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги. В данную группу вошли все услуги, ранее именовавшиеся сопутствующими аудиту услугами: бухгалтерские услуги, налоговое, правовое консультирование и т.д.

В теории аудита выделяют различные виды аудита в зависимости от различных критериев, являющимися основаниями классификации видов аудита.

В заключение отметим, что объективная необходимость совершенствования законодательно-нормативной базы аудита связана, во-первых, с изменением собственно самой российской экономики, ее организационной структуры и хозяйственного механизма управления, а во-вторых, с дальнейшим развитием аудиторской деятельности во всем мировом сообществе, необходимостью учета тех изменений, которые принимают международные организации по аудиторской деятельности.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

Аудит

независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности

Аудиторская деятельность

деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами (то есть аудиторская деятельность включает оказание сопутствующих услуг)

Аудиторская организация

коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов

Аудитор

физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов

Бухгалтерская отчетность

единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам

Внешний аудит

независимая экспертиза и анализ публикуемой финансовой отчетности хозяйственного субъекта с целью определения ее достоверности, полноты и соответствия законодательству, а также консультированием по учетным, налоговым,финансовым, организационным и другим вопросам

Внутренний аудит

осуществляется работниками самого предприятия (самостоятельным структурным подразделением или управлением) и предназначен для внутрихозяйственного контроля финансового состояния, источников затрат, диагностирования системы управления, выявления резервов и обеспечения администрации рекомендациями по повышению эффективности экономики предприятия

Инициативный (добровольный) аудит

осуществляется по решению экономических субъектов. Характер и масштабы такой проверки определяет клиент

Обязательный аудит

проводится в случаях, непосредственно установленных законодательством или по поручению государственных органов

Финансовый учет

система сбора учетной информации, которая обеспечивает бухгалтерское оформление и регистрацию хозяйственных операций, а также составление финансовой отчетности.

Список использованных источников

Нормативно- правовые акты

1

Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1-4 : офиц. текст. – М.: Кодекс, 2008. – 512 с.

2

Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете : федеральный закон № 129-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 48. - Ст. 5369

3

Российская Федерация. Законы. Об аудиторской деятельности: федеральный закон № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г. // Российская газета. - 2008.

4

Российская Федерация. Правительство. Постановления. Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности: постановление № 696 от 23 сентября 2002 г. // Российская газета. - 2002.

5

Российская Федерация. Министерство финансов. Информационное сообщение для аудиторских организаций и аудиторов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (дата обращения: 16.01.2009) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www1.minfin.ru

Научная и учебная литература

6

Акаемова, Н.В. Новый Закон об аудиторской деятельности / Н.В. Акаемова // Право и экономика. – 2009. - № 4. – С. 23-26.

7

Аудит: учебник / Под ред. Р.П. Булыги. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 431 с.

8

Аудит: учебник / Под ред. В. В. Скобара. - М.: Просвещение, 2005. – 479с.

9

Большой экономический словарь / автор-составитель А. Б. Борисов. – Изд. 2-е, переработ. и доп. – М.: Книжный мир, 2006. - 860 с.

10

Булгакова, Л. И. Аудит в России: механизм правового регулирования [Текст] / Л.И. Булгакова - М.: Волтерс Клувер, 2005. – 332 с.

11

Бычкова, С.М. Доказательства в аудите [Текст] / С.М. Бычкова. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 176 с.

12

Городилов, М.А. Законодательное регулирование аудиторской деятельности: старое и новое / М.А. Городилов // Налоговая политика и практика. - 2009. - № 3. - С. 38 – 45.

13

Городилов, М.А. Сопутствующие аудиту услуги: практика применения стандартов / М.А. Городилов // Налоговая политика и практика. – 2009. - №7. – С. 29-34.

14

Звороно, А.Ф. Сопутствующие аудиту услуги: правовое регулирование [Текст] / А.Ф. Звороно // Аудиторские ведомости. – 2008. - № 1. – С. 34-38.

15

Камышанов, П.И. Аудит: стандарты и практика / П.И. Камышанов. - М.:

Джангар, 2002. — 376 с.

16

Подольский, В.И. Новый Федеральный закон об аудиторской деятельности / В.И.Подольский // Аудиторские ведомости. – 2009. - № 3. – С. 18-23.

17

Робертсон, Дж. Аудит [Текст] / Дж. Робертсон; пер. с англ. - М.: Контакт, 1993. - 496 с.

18

Соколов, Я.В Аудит в России XX века [Текст] / Я.В.Соколов С.М.Бычкова // Аудиторские ведомости. – 2005. - № 4.- С. 7-8.

19

Шулева, Г. Аудиторская деятельность: какие изменения [Текст] / Г. Шулева // Финансовая газета. – 2009. - № 12. – С. 6.

Приложени я

А

Б


[1] Бычкова, С.М. Доказательства в аудите М.: ? 1998. – С. 7.

[2] Аудит: учебник / Под ред. Р.П. Булыги. М.:? 2009. – С. 11.

[3] Аудит: учебник / Под ред. Р.П. Булыги. М., 2009. – С. 12.

[4] Аудит: учебник / Под ред. В. В. Скобара. - М., 2005. – С. 8.

[5] Аудит: учебник / Под ред. Р.П. Булыги. М., 2009. – С. 14.

[6] ФЗ РФ № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. Об аудиторской деятельности в Российской Федерации //СЗ РФ № от Ст.

[7] Российская Федерация. Правительство. Постановления. Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности: постановление № 696 от 23 сентября 2002 г. // Российская газета. - 2002. – 25 сент.

[8] Российская Федерация. Министерство финансов. Информационное сообщение для аудиторских организаций и аудиторов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (дата обращения: 16.01.2009) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www1.minfin.ru

[9] Булгакова, Л.И. Аудит в России: механизм правового регулирования. М., 2005. – С. 38.

[10] Аудит: учебник / Под ред. В. В. Скобара. М.: Просвещение, 2005. – С. 14.

[11] Аудит: учебник / Под ред. В. В. Скобара. М.: Просвещение, 2005. – С. 14.

[12] Городилов, М.А. Сопутствующие аудиту услуги: практика применения стандартов // Налоговая политика и практика. 2009. №7. – С. 31.

[13] Городилов, М.А. Сопутствующие аудиту услуги: практика применения стандартов // Налоговая политика и практика. 2009. №7. – С. 31.

[14] Российская Федерация. Министерство финансов. Информационное сообщение для аудиторских организаций и аудиторов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (дата обращения: 16.01.2009) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www1.minfin.ru

Скачать архив с текстом документа