Хладотранспорт
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение Исходные данные Основная часть Литература Приложение Введение Обеспечение быстрой и качественной транспортировки скоропортящейся продукции от производителей к потребителям имеет не только важное экономическое, но и социальное значение, поскольку снабжение населения продуктами питания – одна из главнейших задач любого государства.Содержание
Введение
Исходные данные
Основная часть
Литература
Приложение
Введение
Обеспечение быстрой и качественной транспортировки скоропортящейся продукции от производителей к потребителям имеет не только важное экономическое, но и социальное значение, поскольку снабжение населения продуктами питания – одна из главнейших задач любого государства.
Большинство сельскохозяйственных пищевых продуктов относятся к группе скоропортящихся, которые требуют специальных условий хранения и транспортировки. Даже при кратковременном хранении в обычных условиях ухудшается их качество. Сочетание целого ряда причин приводит к порче продуктов – это и химический состав самого продукта, и наличие в продуктах и на поверхности микроорганизмов, и неблагоприятные условия хранения. Чтобы продлить срок хранения продуктов с давних пор использовались различные способы их консервирования, в том числе холод.
Сохранение скоропортящихся продуктов может быть обеспечено, если для этого есть все необходимые средства, т.е. холодильники на местах сбора продуктов и производства их погрузки, изотермический подвижной состав и холодильники в местах потребления продукции. Необходимо, чтобы во всех звеньях этой цепи для каждого продукта поддерживался оптимальный режим хранения и перевозки.
В условиях рыночной экономики отправитель вынужден заботится о качестве продукции, о её продвижении, в противном случае он потеряет клиентуру. Все – и отправители, и посредники, и транспортные организации, и получатели заинтересованы в качественной и своевременной доставке грузов. В новых условиях проблему доставки скоропортящихся грузов можно решать путём системного подхода, базирующегося на принципах логистики, которая нацелена на организацию процесса качественной доставки грузов «точно в срок», без сверхнормативных потерь, с минимальными затратами.
Исходные данные
Направление перевозки – Ташкент – Москва.
Грузопоток – 590 тыс. т. в год.
Таблица 1
Процент каждого вида скоропортов
Овощи свежие |
Фрукты и ягоды |
Масло животное |
Консервы |
Виноградное вино и пиво, мин-воды |
25 |
15 |
5 |
35 |
20 |
Таблица 2
Параметры наружного воздуха для лета
Температура, о С |
Относительная влажность, % |
34 |
40 |
Наименование груза – дыни.
Таблица 3
Погрузочная масса и виды тары для перевозимых продуктов
Наименование продукта |
Погрузочная масса, т/м3 |
Виды тары |
Овощи свежие |
0,34 |
Деревянные ящики |
Фрукты и ягоды |
0,34 |
Деревянные ящики |
Масло животное |
0,70 |
Деревянные ящики |
Консервы |
0,60 |
Деревянные ящики |
Виноградное вино и пиво, мин-воды |
0,40 |
- |
Коэффициенты неравномерности перевозок скоропортящихся грузов примем следующие:
для плодоовощей – 1,8;
для масла животного – 1,5;
для консервов – 1,9;
для виноградного вина и пива, мин-вод – 1,3.
Основная часть
1. Определить способы перевозки скоропортящихся грузов в
зависимости от их термической подготовки и климатической зоны заданного направления
Способы перевозки грузов на направлении Ташкент – Москва приведём в таблице 4.
Ташкент – Узбекская ж/д;
Москва – Московская ж/д.
Расстояние перевозки Ташкент – Москва – 3314 км.
Следует через станции: Арысь – Кзыл-Орда – Аральское море – Актюбинск – Илецк – Оренбург – Бузулук – Самара – Сызрань – Рузаевка – Кустарёвка – Рязань.
Выбор условий перевозок произведём по участку с наиболее тяжёлыми климатическими условиями: при перевозках с охлаждёнием учитывается наиболее тёплая климатическая зона ( в данном случае летний период – с 16 марта по 14 ноября включительно, переходный – с 15 ноября по 14 декабря и с 16 февраля по 15 марта, зимний – с 15 декабря по 15 февраля ), при перевозках с отоплением – наиболее холодная ( в данном случае летний период – с мая по октябрь включительно, переходный – ноябрь и апрель, зимний – с декабря по март включительно1 ).
1 Каехтина Р.И. Технология перевозки скоропортящихся грузов: Учеб. пос. – М.: РГОТУПС, 2002 – С. 68-69.
Таблица 4
Способы перевозки грузов на направлении Ташкент – Москва
№ пп |
Наиме- нование груза |
Период года и предельные сроки перевозки |
|||||||
Летний |
Переходный |
Зимний |
|||||||
тип под-вижного состава и темпера-турный режим |
предель-ный срок перевоз-ки, сут. |
тип под-вижного состава и темпера-турный режим |
предель-ный срок перевоз-ки, сут. |
тип под-вижного состава и темпера-турный режим |
предель-ный срок перевоз-ки, сут. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||
1 |
Овощи свежие |
рефриже-раторные вагоны с охлаж-дением от +2о С до +15о С |
от 3 до 30 |
рефриже-раторные вагоны с охлаж-дением от +2о С до +15о С |
от 6 до 30 |
рефриже-раторные вагоны с отоп-лением от +2о С до +15о С |
от 6 до 30 |
||
2 |
Фрукты и ягоды |
рефриже-раторные вагоны с охлаж-дением от +2о С до +5о С |
от 3 до 25 |
рефриже-раторные вагоны с охлаж-дением от +2о С до +5о С |
от 15 до 30 |
рефриже-раторные вагоны с отоп-лением от +2о С до +5о С |
от 15 до 30 |
||
3 |
Масло животное |
рефриже-раторные вагоны от +2о С до +5о С |
30 ( с охлаж-дением ) |
рефриже-раторные вагоны от +9о С до +15о С |
30 ( с охлаж-дением ) |
рефриже-раторные вагоны от +2о С до +5о С |
30 ( с охлаж-дением ) 10 ( без охлаж-дения ) |
||
4 |
Консервы |
рефриже-раторные вагоны, крытые вагоны ( кроме июня, июля и августа ) от +2о С до +5о С |
10-30 |
рефриже-раторные, крытые вагоны от +2о С до +5о С |
15-30 |
рефриже-раторные вагоны от +2о С до +5о С |
10-30 |
||
5 |
Виноград-ное вино и пиво, мин-воды |
рефриже-раторные вагоны, крытые вагоны ( кроме июня, июля и августа ) от +9о С до +15о С |
15-30 |
рефриже-раторные, крытые вагоны от +9о С до +15о С |
10-30 |
рефриже-раторные вагоны от +9о С до +15о С |
7-30 |
2. Выбрать подвижной состав, привести его технико-
экономические показатели и определить размеры погрузки скоропортящихся грузов в вагонах ( рефрижераторных секций, автономных вагонов, специализированных и крытых вагонов )
Количество вагонов для перевозки определённого скоропортящегося груза определим по формуле:
,
где Р – процент данного груза от общего грузопотока скоропортящихся грузов на направлении;
Gг – годовой грузопоток всех скоропортящихся грузов на направлении, т;
Vп – погрузочный объём вагона, м3 ;
Кн – коэффициент неравномерности перевозок;
р - коэффициент, учитывающий нахождение вагона в ремонте, р =0,15;
– погрузочная масса данного скоропортящегося груза, т/м3 .
Погрузочный объём одинаковый для всех продуктов. Примем следующие величины погрузочного объёма:
крытые вагоны – 100 м3 ;
3-ваг. секции – 200 м3 ;
4-ваг. секции – 300 м3 ;
5-ваг. секции – 400 м3 ;
12-ваг. секции – 1000 м3 .
При выполнении расчётов будем придерживаться следующих соотношений: в РПС перевозится 90% ( 531 тыс.т ) и в крытых вагонах – 10% грузов ( 59 тыс. т ) от всего годового объёма перевозок.
В крытых вагонах перевозится часть консервов, виноградного вина, пива и мин. вод ( в соответствии с таблицей 4 ).
В специализированных вагонах перевозится виноградное вино ( цистерна-термос для перевозки вина ). Погрузочный объём данного спец. вагона – 126 м3 . 1
Из общего количества РПС ориентировочно примем: 5-ваг. секций – 60%; 3-ваг. секций – 25%; 4-ваг. секций – 5%; 12-ваг. секции – 5% и специализированные вагоны для перевозки виноградного вина – 5%.
Таблица 5
Определение количества подвижного состава для перевозки скоропортящихся грузов
№ п/п |
Наиме-нование груза |
Погру-зочный объём подвиж-ного состава, м3 |
Погру-зочная масса груза, т/м3 |
Потребность в подвижном составе |
|||||
12-ваг. секций |
5-ваг. секций |
4-ваг. секций |
3-ваг. секций |
Спец. вагоны |
Крытые |
||||
1 |
Овощи свежие |
898015 |
0,34 |
126 |
1518 |
126 |
632 |
0 |
0 |
2 |
Фрукты и ягоды |
538809 |
0,34 |
76 |
911 |
76 |
379 |
0 |
0 |
3 |
Масло животное |
72696,4 |
0,7 |
10 |
123 |
10 |
51 |
0 |
0 |
4 |
Консервы |
752004 |
0,6 |
88 |
1052 |
88 |
438 |
0 |
1295 |
5 |
Виноградное вино и пиво, мин-воды |
441025 |
0,4 |
39 |
466 |
39 |
194 |
381 |
1172 |
1 Каехтина Р.И. Технология перевозки скоропортящихся грузов: Учеб. пос. – М.: РГОТУПС, 2002. – С. 55.
1 Каехтина Р.И. Технология перевозки скоропортящихся грузов: Учеб. пос. – М.: РГОТУПС, 2002. – С. 55.
3. Организовать выдачу груза и определить его естественную
убыль, порядок составления коммерческих актов
Организация выдачи груза производится следующим образом.
По прибытию на станцию назначения главный механик секции обязан совместно со станционным диспетчером или дежурным по станции установить порядок и последовательность подачи вагонов под выгрузку с учётом местных условий и наименьшего числа расцепок. Перед выгрузкой температура воздуха в грузовых вагонах секций должна быть доведена при перевозке с охлаждением до нижнего предела, а при перевозке с отоплением – до верхнего предела температурного режима, установленного Правилами для данного груза.
АРВ подают к месту выгрузки с работающими установками. Вскрывать вагон без механика ПТО АРВ нельзя. Механик вскрывает вагон, проверяет температуру воздуха в вагоне, останавливает дизель-генераторы, производит ТО-3, пломбирует двери машинных отделений и т. д.
По окончании выгрузки работник хладотранспорта или приёмосдатчик станции в маршрутном листе ( форма ВУ-83 ) указывает, составлялся или нет коммерческий акт на порчу или понижение качества груза и заверяет эти сведения своей подписью с наложением штемпеля станции.
В случае прибытия скоропортящихся грузов на станцию назначения с нарушением уставного срока доставки, температурного режима, в неисправном вагоне, с повреждёнными запорно-пломбировочными устройствами и в других случаях, предусмотренных ст. 45 Транспортного Устава, станция выгрузки выдаёт их получателю с проверкой массы, числа мест и качества груза.
Масса груза считается правильной, если разница между массой груза, определённой на железнодорожной станции отправления, и массой груза, определённой на железнодорожной станции назначения, не превышает погрешность измерений массы нетто такого груза, а также норму естественной убыли его массы. Норма естественной убыли исчисляется от массы брутто груза – по грузам, перевозимым в таре и упаковке, и от массы нетто – по грузам, перевозимым без тары и упаковки.
При разногласиях в оценке состояния груза приглашают эксперта. Экспертиза должна быть проведена не позднее 24 ч. с момента вскрытия вагона в присутствии начальника станции, его заместителя или заведующего грузовым двором. Если при проверке будет обнаружена недостача, порча или понижение качества груза, то станция выгрузки должна с участием работников хладотранспорта и грузополучателя составить коммерческий акт.
К первому экземпляру акта прикладывают выписку температур из рабочего журнала рефрижераторных вагонов.
Хранение скоропортящихся грузов в складах станции не допускается. Грузополучатель должен вывозить их немедленно. Предельный срок хранения и вывоза со станции установлен Правилами для большей части скоропортящихся грузов от 6 до 12 ч. и лишь для стойких грузов он увеличен до 1 – 5 сут.
Абсолютную величину естественной убыли ( потерю массы груза ) определим по формуле:
Му = 10*Qипс *у ,
где Qипс – масса скоропортящегося груза, тыс. т;
у – норма естественной убыли, %
Расчёт величины естественной убыли произведём в таблице 6.
Таблица 6
Расчёт величины естественной убыли
Наименование груза |
Масса груза, тыс. т. |
Норма естественной убыли, % |
Величина естественной убыли, т. |
Овощи свежие |
147,5 |
70 |
103250 |
Фрукты и ягоды |
88,5 |
72 |
63720 |
Масло животное |
29,5 |
0 |
0 |
Консервы |
206,5 |
0 |
0 |
Виноградное вино и пиво, мин-воды |
118 |
0 |
0 |
4. Определить расстояние между станциями экипировки РПС,
пунктами технического обслуживания ( ПТО ) АРВ и
разместить их на направлении по схеме железных дорог
Расстояние между экипировочными пунктами определим по формуле:
,
Где G0 – полная вместимость топливных баков, секции или АРВ, л;
G1 – резервный ( двухсточный ) запас топлива, л;
Gсут – суточный расход топлива всеми дизелями при 20-часовой работе в сутки с полной нагрузкой, л/сут;
Vм – маршрутная скорость продвижения РПС, км/сут.
Расстояние перевозки по маршруту Ташкент – Москва соответствует норме суточного пробега крупнотоннажных рефрижераторных контейнерах на сцепах в 380 км/сут.1
Расчёт расстояния между экипировочными пунктами произведём в таблице 7.
Таблица 7
Расчёт расстояния между экипировочными пунктами
Тип РПС |
G0 |
G1 |
Gсут |
Vм |
L |
12 вагонная секция |
8300 |
2160 |
1080 |
380 |
2160 |
5 вагонная секция |
5100 |
1440 |
720 |
380 |
1932 |
4-вагонная секция |
4080 |
1152 |
576 |
380 |
1932 |
3-вагонная секция |
3060 |
864 |
432 |
380 |
1932 |
Таким образом, на маршруте Ташкент – Москва будет 1 экипировочный пункт ( помимо станции отправления и станции назначения ).
Половина расстояния направления Ташкент – Москва = 3314/2 = 1657 км.
Экипировочным пунктом примем станцию Актюбинск ( расстояние до Ташкента – 1580 км, расстояние до Москвы – 1734 км ).
Продолжительность экипировки не должна превышать установленных норм:
1 Каехтина Р.И. Технология перевозки скоропортящихся грузов: Учеб. пос. – М.: РГОТУПС, 2002. – С. 66.
а) на вспомогательных пунктах: поезда и секций – 1,5-2 ч;
б) на пунктах снабжения водой: поезда – 1-1,5 ч, секций – 1 ч.
Время на экипировку поезда на основных пунктах с дозаправкой вагонов хладагентом увеличивается до 3,5 ч.
4. Произвести расчеты эксплуатационных теплопритоков при
перевозке заданного груза летом при заданных параметрах воздуха и определить коэффициент рабочего времени оборудования в заданном типе подвижного состава
Наименование груза – мясо мороженное, имеющее температуру -6 -9о С. Тип РПС – 5-вагонные секции, ZB-5.
Расчёт теплопритоков произведём по формуле:
Qоб = Q1 +Q2 +Q3 +Q4 +Q5 +Q6 +Q7 ,
где Q1 – теплоприток, поступающий в грузовое помещение вагона через ограждение кузова;
Q2 – теплоприток вагона с наружным воздухом вследствие фильтрации его через не плотность кузова;
Q3 – дополнительный теплоприток от воздействия солнечной радиации;
Q4 – теплоприток от эквивалентной работы электродвигателей, вентиляторов, циркуляторов;
Q5 – теплоприток, образующийся от таяния снеговой шубы, Q5 = 200 Вт;
Q6 – тепло, отнимаемое от перевозимых грузов и тары, в которой они упакованы, при охлаждении во время перевозки;
Q7 – биологическое тепло, выделяемое плодоовощами при перевозке ( в данном случае не рассчитывается ).
Q1 = kp *Fp (tн -tв ),
где kp – расчётный коэффициент теплопередачи ограждения кузова с учётом увеличения его в процессе эксплуатации из-за увлажнения и старения изоляции,
kр = 0,45 Вт/(м2 *град).
Fр – среднегеометрическое значение поверхности ограждающих конструкций грузового помещения,
Fр = 206 м2 .1
tн – наружная температура, tн = 34о С
tв – температура в грузовом помещении, tв = -6о С.
Q1 = 0,45*206*(34-(-6)) = 3708 Вт.
Потеря вследствие не плотности прилежания двери:
(Q2 +Q3 ) = Q1 *0.35.
(Q2 +Q3 ) = 3523*0.35 = 1233 Bт.
Q4 = N*(n/24)*k1 *k2 *1000,
где N – суммарная мощность, потребляемая электродвигателями, вентиляторами и циркуляторами.
Примем N = 4 кВт;
n – продолжительность работы оборудования, n = 16 часов;
k1 , k2 – КПД электродвигателей, циркуляторов; k1 = 0.8, k2 = 0.9.
Q4 = 4*(16/24)*0,8*0,9*1000 = 1920 Вт
Коэффициент рабочего времени оборудования в заданном типе подвижного состава:
kрв = 16/24 = 0,6667 = 66,67%
,
где Gг и Gт – масса груза и тары, т.
Gг = 34 т, и Gт = 6 т.
Сг и Ст – теплоёмкость груза и тары, кДж.
Сг = 2,26 кДж, Ст = 2,7 кДж.
tгн – начальная температура груза, tгн = 4о С.
tгк – конечная температура груза, tгк = -6о С.
Zохл – продолжительность охлаждения груза с tн до tк *Zохл = 30 ч.
Вт.
Qоб = 3708+1233+1920+200+86 = 7147 Вт.
Потребная холодопроизводительность определяется по формуле:
Вт.
1 Рассчитано по данным: Тертеров М.Н. Лысенко Н.Е. Панферов В.Н. Железнодорожный хладотранспорт. – М.: Транспорт, 1987. – С. 92 – 93.
5. Определить показатели работы изотермических вагонов и
6. построить график оборота заданного типа РПС
Оборот изотермического вагона определим по формуле:
,
где Lив – полный рейс изотермического вагона, км;
Vу – участковая скорость движения поездов с изотермическими вагонами, км/ч;
1тр – вагонное плечо, км;
тех – среднее время нахождения транзитных поездов на попутных технических станциях, ч;
Км – коэффициент местной работы;
гр – среднее время нахождения вагона под одной грузовой операцией, ч;
- гружёный рейс изотермического вагона, км;
1из – среднее расстояние между двумя пунктами экипировки рефрижераторных вагонов, км;
- время на экипировку изотермических вагонов, ч;
- время на первоначальную экипировку изотермических вагонов, ч.
Порожний рейс вагона примем равным 84% гружёного рейса.
Расчёт оборота вагона произведём в таблице 8.
Таблица 8
Расчёт оборота вагона
Lив |
Vу |
1тр |
тех |
Км |
гр |
1из |
ив |
|||
6098 |
60 |
200 |
5 |
1,5 |
6 |
3314 |
1657 |
6 |
3,5 |
11,61 |
График оборота РПС представим в таблице 9.
Таблица 9
График оборота РПС
№ п/п |
Элементы оборота |
Время, сутки |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
||
1 |
Время на станции погрузки |
||||||||||||
2 |
Время следования в гружёном состоянии |
||||||||||||
3 |
Время на станции экипировки |
||||||||||||
4 |
Время следования в гружёном состоянии |
||||||||||||
5 |
Время на станции выгрузки |
||||||||||||
6 |
Время на санитарную обработку |
||||||||||||
7 |
Время следования в порожнем состоянии |
||||||||||||
8 |
Итого |
Среднесуточный пробег изотермического вагона рассчитаем по формуле:
.
Sив = 6098/11,61 = 525 км.
Статическую нагрузку гружёного изотермического вагона рассчитаем по формуле:
,
где рсп – количество погружённых скоропортящихся грузов, т;
uив – число загруженных изотермических вагонов.
т/вагон.
Норму рабочего парка изотермических вагонов рассчитаем по формуле:
nив = ив uив .
nив = 11,61*33704 = 391303 вагонов.
Производительность вагона рассчитаем по формуле:
,
Wив = (590000*6098)/391303 = 9194 т-км/вагон.
7. Разработать порядок приёма груза к погрузке, обслуживания
в пути следования, выгрузки и выдачи для заданного скоропортящегося груза. Рассчитать уставные сроки доставки груза на принятом направлении.
Порядок приёма к погрузке, обслуживания в пути следования, выгрузки и выдачи для дынь, следующий.
При подготовке к перевозке дыни сортируют. Сортировка позволяет выбрать для перевозки самые полноценные плоды без повреждений.
Дыни должны предъявляться к перевозке в транспортабельном состоянии и соответствовать по качеству и упаковке требованиям, установленным стандартами и Правилами перевозок скоропортящихся грузов.
Дыня мелкоплодная должна быть упакована в ящики дощатые, а дыня крупноплодная – в специализированные контейнеры и клетки.
Состояние тары должно соответствовать стандартам и данным, указанным в перевозочных документах. Тара должна быть исправной, прочной, чистой, не иметь следов течи. Проверяют груз непосредственно в камерах хранения холодильников, складов и комбинатов, а также в процессе погрузки в вагон. Вскрытие и последующую упаковку груза после проверки выполняет грузоотправитель.
Качество скоропортящихся грузов, предъявляемых к перевозке, определяют чаще всего органолептическим методом. При разногласиях в оценке качественного состояния применяют лабораторные методы ( физический, химический, микробиологический ). Качество груза в герметичной упаковке ( консервы ) не проверяют, в этом случае ограничиваются внешним осмотром тары ( консервы в сильно заржавленных банках с помятостями и вздутыми крышками к перевозке не принимаются ).
Дыни укладываются вертикальным способом. Ящичные поддоны с дынями устанавливают на высоту не менее двух ярусов, а ящики – на высоту до 180-200 см.
Перевозка скоропортящихся грузов осуществляется в соответствии с Правилами перевозок грузов и Инструкцией по обслуживанию перевозок скоропортящихся грузов и должна отвечать основным положениям НХЦ.
По окончании погрузки в РПС руководитель обслуживающей бригады должен записать в рабочем журнале данные о погруженных грузах, то есть указать их точное наименование, сведения о технологической обработке груза и заданных режимах перевозки ( охлаждение, отопление, вентилирование ) и заверить эти данные своей подписью.
Дыни следует перевозить в температурном режиме от +9о С до +6о С. При отоплении вагон вентилируют, при охлаждении – нет. Перед выгрузкой температура воздуха в грузовых вагонах должна быть доведена при перевозке с охлаждением до нижнего предела ( +6о С ), а при перевозке с отоплением – до верхнего предела температурного режима ( +9о С ).
После выгрузки получатель обязан своими средствами очистить вагоны от остатков груза и мусора. При необходимости по требованию ветеринарносанитарного надзора промывают и дезинфицируют вагоны на промывочных и дезинфекционных пунктах и дезопромывочных станциях железной дороги с оплатой этих работ грузополучателем.
Уставной срок доставки груза рассчитаем по формуле:
где Т1 – время на операции, связанные с отправлением груза ( Т1 = 1 сутки );
Т2 – время на передачу автотранспорту и на приём от автотранспорта грузов, перевозимых в прямом смешанном железнодорожно-автомобильном сообщении ( Т2 = 1 сутки );
Т3 – время на передачу груза транспортно-экспедиционным фирмам железнодорожными станциями или обратно ( Т3 = 1 сутки );
Т4 – время на переправу через реки на судах и паромах, перегрузку с одной колеи на другую ( Т4 = 1 сутки );
n1 – число передач автотранспорту и приём от автотранспорта, n1 = 0;
n2 – число переправ, n2 = 0;
n3 – число перегрузок с одной колеи на другую, n3 = 1;
L – расстояние перевозки груза, км;
V – норма суточного пробега, V = 380 км/сут.;
tдоп – дополнительное время на таможенные, пограничные операции.
сут.
8. Произвести анализ причин несохранённых перевозок
скоропортящихся грузов и изложить порядок оформления претензий
Основными причинами не сохранения перевозок скоропортящихся грузов являются следующие:
1) несоблюдение температурного режима перевозки;
2) несоблюдение сроков доставки;
3) низкое качество перевозимой продукции;
4) несоблюдение условий транспортировки и др.
В качестве претензии могут составляться коммерческие акты для удостоверения следующих обстоятельств:
· несоответствие наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в перевозочном документе;
· повреждение ( порча ) груза;
· не передача железной дорогой груза на железнодорожный подъездной путь в течение 24 часов после оформления документов о выдаче груза.
Коммерческий акт составляется:
при выгрузке грузов в местах общего пользования – в день выгрузки, в соответствующих случаях – в день выдачи грузов грузополучателю ( получателю );
при выгрузке грузов в местах не общего пользования – в день выгрузки грузов, при этом проверка грузов должна проводиться в процессе их выгрузки или непосредственно после выгрузки грузов;
в пути следования грузов – в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.
При невозможности составить коммерческий акт в указанные в настоящем пункте сроки, он должен быть составлен в течение следующих 24 часов.
Данные в коммерческом акте указываются на основании перевозочных документов, книг перевески грузов на вагонных и товарных весах и других документов, по которым проводилась сверка грузов.
В случае составления коммерческого акта при перевозке скоропортящихся грузов к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается надлежаще заверенная копия сертификата качества или удостоверения о качестве, составленная работником железнодорожной станции, на основании подлинного документа с указанием его должности, фамилии, имени, отчества.
При составлении коммерческого акта о порче скоропортящихся грузов, перевозимых в рефрижераторных секциях, контейнерах, автономных рефрижераторных вагонах для перевозки эндокринного сырья, курсирующих с обслуживающей бригадой, к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается выписка о температурном режиме в пути следования из рабочего журнала ( форма ВУ-85 ), подписанная руководителем обслуживающей бригады рефрижераторной секции, контейнера, АРВ-Э, заверенная подписью работника, назначенного начальником станции, и печатью станции выгрузки с указанием должности работника станции, его фамилии, имени, отчества. При этом в коммерческом акте указывается значение температуры воздуха в рефрижераторной секции, контейнере, АРВ-Э перед выгрузкой, исходя из показаний приборов рефрижераторной секции, контейнера, АРВ-Э.
Литература
1. Перевозка скоропортящихся грузов ( справочник ). – М.: Транспорт, 1986.
2. Правила перевозок грузов. Книга 1. – М.: Транспорт, 2001.
3. Каехтина Р. И. Технология перевозки скоропортящихся грузов: Учеб. пос. – М.: РГОТУПС, 2002.
4. Постарнак С. Ф., Зуев Ю. Ф. Холодильные машины и установки. – М.: Транспорт, 1982.
5. Тертеров М. Н. Лысенко Н. Е., Панферов В. Н. Железнодорожный хладотранспорт. – М.: Транспорт, 1987.
6. Тертеров М. Н., Лысенко Н. Е., Панферов В. Н., Быков В. И., Леонтьев А. П. Хладотранспорт ( с примерами решения задач ). – М.: Транспорт, 1985.