Конспект занятия Чайхана

СОДЕРЖАНИЕ: ЦЕЛЬ: Ознокомление детей с назначением чая, видами и сортами чая. Знакомство с правилами приема гостей, традициями татарского чаепития, сервировка стола и угощениями на чаепитие(чак-чак, эчпочмак, бэлэш, пэрэмэч, кыстыбый и т.д.);

Конспект занятия « Чайхана»

ЦЕЛЬ: 1. Ознокомление детей с назначением чая, видами и сортами чая. Знакомство с правилами приема гостей, традициями татарского чаепития, сервировка стола и угощениями на чаепитие(чак-чак, эчпочмак, бэлэш, пэрэмэч, кыстыбый и т.д.);

2.Развитие активности, самостоятельности; способствовать развитию дружеских отношений между детьми, трудолюбия;

3.Воспитание бережливости, аккуратности и эстетического вкуса;

Демонстрационный материал : Вышитый платок, вышитые полотенца, самовар, чашки с татарскими орнаментами, чайные ложки, национальные блюда;

Раздаточный материал: Картинки национальных блюд;

Предварительная работа: Назначить дату проведения занятия, подготовить с детьми рисунки самоваров, национальных блюд, подготовить материал для оформления доски (рисунки);

Ход занятия.

Воспитатель: Дети сегодня мы с вами поговорим о традициях чаепития и гостеприимства у татар.

А кто мне скажет? Что такое чай?

Дети: Чай это напиток, придающий бодрость и улучшающий пищеварение. У чая мягкий неповторимый аромат, ни с чем не сравнимый вкус.

Воспитатель: Из чего делают чай?

Дети: Из листьев дикого чая.

Восп.: Как делают чай?

Дети: Собранные листья высушивали.

Восп.: А какая страна является родиной чая?

Дети: Китай.

Восп.: Где кипятили чай татары?

Дети: В самоваре.

Восп.: Самовар стал традиционным татарскимсувениром. Самовары растапливали углями и сосновыми шишками. Вода в нем не остывает. А еще самовар придает столу своеобразный уют. И вообще самовары, порой подлинные произведения искусства.

Конкурс «Лучший самовар». (Дети показывают заранее нарисованные рисунки).

Рассказ о чае.

Восп.: Чаепитие у татар с давних времен. Чай к нам пришел из Китая. Из-за того, что чай привозили из далека, он был очень дорогим.Был очень ценен. Постоянное употребление настоящего чая было в основном привилегией зажиточных крестьян, богатых горожан. Они же могли позволить себе покупку лимонов, фиников, инжира и других фруктов, которые считаются обрядовыми у мусульман.

Татарский народ с давних времен был гостеприимным. Они умели делать чай из смеси различных трав: душицы или зверобоя, мяты, листьев дикой малины, смородины и вишни. Собранные листья высушивали, а затем морили в печи, так что по цвету домашний чай почти не отличался от черного, а по степени полезности и по вкусу, очевидно, превосходил его.

Татарский народ всегда встречал гостей с улыбкой на лице и поил чаем. С самого утра в каждом доме кипятили самовар, повсюду был вкусный аромат чая. Чай пили с ягодами, медом, лимоном. Умелые хозяйки с утра к чаю готовили вкусные блины. На каждом торжестве Чай занимает особое место. Готовится с любовью.

Чай к тому же очень полезен.

Восп: Поиграем в чайхану.

Сначала вспомним пословица про чай и гостеприимство, и как нужно вести себя в гостях.

Дети: Чай пить - не дрова рубить.В гостях хорошо, а домалучше. Гость на порог, счастье в дом; и т.д.

Восп.: Хозяйкой чайханы буду я. Будут еще несколько помощников. Остальные дети будут посетителями чайханы.

Восп.: Вы с родителями ходили в чайхану? Если нет, то сегодня мы вместе сходим в чайхану. А сейчас поделим роли: кто-то будет сервировать стол для чайной церемонии, кто–то подносить чай к столу, а кто-то будет посетителем. ( Делятся роли)

Поход в чайхану - это то же самое, что идти в гости. Поэтому нужно приходить опрятными, чистыми, аккуратно причесанными. Наш народ издревле считался чистой, красивой нацией.

(Игра начинается.)

Здравствуйте! Добро пожаловать в нашу чайхану. Но кто приходит в нашу чайхану, должен назвать татарское блюдо. Это будет проходным билетом, или пароль. Думайте, какие блюда вы знаете? И нужно показать картинку этого блюда.

Чак-чак, очпочмак, кыстыбый, губадия, белеш, бавырсак и т.д.

Вот спасибо, дети. Вы истинные татары. Присаживайтесь и заказывайте.

Итог занятия:

Восп.: О чем сегодня говорили?

Понравилось занятие? Почему?

Литература: 1.« Воспитание детей в национальных традициях»,А.К. Уразова, Г.Р. Гайнутдинова.

2. «Туган илем- мирас сандыгы», Ф.Г.Мухаметзянова, Р.Х.Шаймарданов.

3. «Программа воспитания и обучения в детском саду», К.В. Закирова, Р.Г.Бюрганова.

4.Журналы «Магариф».

5. «Уткэнгэ сэяхэт», К.Нафыйков.

Скачать архив с текстом документа