Контроль и ревизия
СОДЕРЖАНИЕ: Контроль и ревизия учредительных документ. Соблюдение правильного оформления учредительных документов. Источники контрольных данных. Начальный этап контрольно-ревизионных работ. Наличие Устава хозяйства и правильность оформления учредительного договора.ОГЛАВЛЕНИЕ
Контроль и ревизия учредительных документ
Особенности ревизии списания естественной убыли
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Контроль и ревизия учредительных документ
В соответствии с гражданским законодательством предпринимательская деятельность граждан может осуществляться как без образования юридического лица (в этом случае указанное право наступает с момента государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя), так и с образованием юридического лица (в этом случае правоспособность созданной организации возникает с момента ее государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.01 № 129-ФЗ). Кроме того, те виды предпринимательской и иной деятельности, которые могут осуществляться только при наличии необходимых лицензий, подлежат лицензированию в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.01 № 128-ФЗ. Указанные формы государственного регулирования экономического производства имеют важное правовое и контрольное значение, в связи с чем эти операции подлежат экономическому контролю при всех формах его осуществления и прежде всего при документальных ревизиях и проверках юридических лиц. Основные задачи контроля и ревизии учредительных документов - выявление соответствия уставных и фактических целей и предмета деятельности, формирования уставного (складочного) капитала, соблюдение установленного порядка создания органов управления и осуществляемых ими полномочий, соблюдения иных норм Устава проверяемого хозяйства, а также наличия соответствующих лицензий на лицензируемые виды деятельности.
При проведении ревизий и проверок соблюдения правильного оформления учредительных документов контрольно-ревизионные работы могут проводиться в такой последовательности. Сначала подтверждается наличие, утверждение, регистрация и хранение Устава, а также учредительного договора и иных учредительных документов в установленном порядке. Затем изучается соответствие Устава данного хозяйства нормам гражданского законодательства, регулирующего особенности создания и функционирования субъектов данной организационно-правовой формы исходя из специфики местных условий и отраслевых особенностей. Заключительный этап этой проверки состоит в определении полноты соблюдения всех правовых норм Устава хозяйства в его повседневной производственной и финансово-хозяйственной деятельности, а также соблюдения установленного порядка се лицензирования. На основе обобщения результатов указанной проверки определяются характер нарушений Устава хозяйства и действующего законодательства, их причины, виновные лица и намечаются конкретные меры по устранению вскрытых недостатков.
В качестве источников контрольных данных привлекаются учредительные документы (учредительный договор, протоколы собрания учредителей, хозяйственные договоры, расчеты оценки имущественных и неимущественных вкладов учредителей в уставный капитал, устав проверяемой организации и др.), записи по счетам 75 «Расчеты с учредителями», 80 «Уставный капитал» и другим счетам по принадлежности, письменные объяснения соответствующих должностных лиц, переписка с учредителями, налоговыми и другими органами по вопросам оформления и регистрации учредительных документов, включая изменения и дополнения, внесенные в эти документы и прошедшие соответствующие учредительные процедуры.
При документальных ревизиях и проверках контрольное изучение учредительных документов обычно проводится на начальном этапе контрольно-ревизионных работ, что позволяет получить более полное представление о проверяемом хозяйстве и его финансово-хозяйственной деятельности и тем самым более рационально организовать выполнение программы ревизии или проверки.
При этом обращается внимание на наличие и правильность оформления учредительного договора, в котором учредители должны определить порядок создания и условия деятельности данного юридического лица, условия передачи ему своего имущества, распределения между учредителями прибыли и убытков, выхода отдельных учредителей из состава данной организации.
Контролеры, проверяя наличие Устава хозяйства, должны обратить внимание на условия его хранения, которые должны обеспечить безусловную сохранность этого документа и невозможность произвольно внести в него отдельными лицами разного рода изменения и дополнения. Обычно режим хранения Устава и других учредительных документов устанавливается по аналогии с хранением документов строгой отчетности, что и должны предложить контролеры руководству хозяйства в случае обнаружения фактов небрежного хранения указанных документов. Затем следует проверить утверждение Устава общим собранием учредителей (участников), для чего должен быть оформлен соответствующий протокол, а в ряде случаев и сделаны записи в специальной книге протоколов, применяемой для этих целей. На основании этих данных устанавливают дату проведения указанного собрания, его правомочность (на нем должны присутствовать все учредители или их доверенные лица). За соответствующие решения должны проголосовать все присутствующие учредители или их доверенные лица.
После этого устанавливается соответствие общих статей Устава данного хозяйства аналогичным нормам действующего законодательства, в частности, гл. 4 Гражданского кодекса РФ и федерального закона, регулирующего правовые основы создания и функционирования юридического лица соответствующей организационно-правовой формы (акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью, производственного кооператива, унитарного предприятия и т.д.). К таким общим правовым нормам относятся наименование юридического лица (содержащие указания на его организационно-правовую форму, предмет и цели деятельности), место нахождения (обычно определяется местом его государственной регистрации), фирменное наименование (как правило, оно подлежит отдельной регистрации, что предоставляет владельцу исключительное право его ис пользования), точное указание представительств и филиалов, имея в виду, что все обособленные подразделения данного хозяйства, расположенные вне места его нахождения и осуществляющие его функции по месту расположения, подлежат отражению в учредительных документах как филиалы, а если они представляют только интересы хозяйства и не осуществляют его функции - как представительства, порядок назначения или избрания органов управления, определение их компетенции, порядок формирования уставного капитала, резервного капитала и других резервов и фондов, распределения доходов (дивидендов), покрытия убытков, выпуска и обращения акций, приема и выбытия учредителей (участников).
По результатам такой проверки контролеры выявляют обоснованность общих статей Устава и в случаях отступления от действующего законодательства выписывают допущенные нарушения в отдельную ведомость, прилагаемую к акту ревизии или отчету о результатах проверки. Затем выявляется соблюдение отдельных статей Устава хозяйства в практической деятельности его исполнительного органа и отдельных должностных лиц. При этом в первую очередь следует проверить периодичность созыва общего собрания учредителей (участников) исходя из требований Устава (обычно они проводятся не менее двух раз в год, а также в случаях, если этого требует не менее 1/3 общей численности учредителей или участников). Проверкой количества присутствующих учредителей (участников) определяется правомочность указанных собраний (таковыми они являются лишь при присутствии на них не менее 2/3 всех учредителей или участников). Источниками данных для такой проверки служат записи в книге протоколов, по которым можно установить, сколько раз созывалось общее собрание, количество присутствующих на нем учредителей (участников), повестку дня, характер обсуждаемых вопросов, содержание решений. В аналогичном порядке устанавливаются периодичность заседания исполнительного органа (правления, совета директоров и др.), характер обсуждаемых вопросов, существо принятых по ним решений.
При этом в сельскохозяйственных производственных кооперативах и коллективных хозяйствах следует проверить соблюдение порядка членства в хозяйстве, для чего используются такие приемы контроля, как проверка заявлений о приеме в члены хозяйства и выходе из него, собеседование с отдельными лицами и взятие от них письменных объяснений, изучение записей в книге протоколов, проверка наличия трудовых книжек и т.д.
Тщательным изучением данных бизнес-плана (производственно-финансового плана), текущего бухгалтерского учета, статистической и бухгалтерской отчетности, а также положения об оплате труда, правил внутреннего трудового распорядка и иных источников контрольных данных выявляют соответствие таким важным статьям и нормам Устава хозяйства, как соблюдение установленных систем земледелия и животноводства, эффективности ведения производства, организации, оплаты и дисциплины труда, распределения продукции и доходов. В ходе контроля и ревизии всех вопросов производственной и финансово-хозяйственной деятельности хозяйства устанавливается степень полноты соблюдения тех или иных уставных положений, что и следует также отражать в соответствующих разделах общего акта ревизии или отчета о результатах проверки.
По обнаруженным фактам нарушений отдельных статей Устава хозяйства выявляют причины и конкретных виновных лиц, на основе чего контролеры вносят затем соответствующие предложения на рассмотрение определенного органа управления хозяйством для устранения этих нарушений и возмещения причиненного ущерба. Проверкой наличия и сроков действия полученных хозяйством лицензий выявляется соблюдение действующего законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, для чего в специальной ведомости указывают виды лицензируемой деятельности, реквизиты соответствующих лицензий и сроки их действия, а в случае отсутствия лицензий - делают необходимые замечания.
В современных условиях многоукладное сельского хозяйства государственные и муниципальные унитарные предприятия призваны решать главным образом общеотраслевые задачи на местном, региональном и федеральном уровнях, в связи с чем предмет, цели и условия их деятельности существенно отличаются от других сельскохозяйственных коммерческих организаций. По этому в ходе контроля и ревизии учредительных документов унитарных предприятий наряду с общими нормами гражданского законодательства контролеры широко привлекают и специальные законодательно-нормативные акты, в частности, Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.02 № 161-ФЗ, постановления Правительства РФ «О порядке заключения контрактов и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» от 16.03.02 № 234, «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» от 30.12.02 № 940 и «О создании, реорганизации и ликвидации федерального государственного предприятия, основанных па праве хозяйственного ведения» от 14.04.03 № 217.
При этом необходимо обращать внимание на полноту соблюдения предоставленных действующим законодательством прав и обязанностей унитарных предприятий в осуществлении производственной и финансово-хозяйственной деятельности. В этих целях следует сопоставить фактическое состояние по каждому участку работы с соответствующими правовыми нормами. Нередко, например, ущемляются права унитарных предприятий в части разработки и утверждения показателей их бизнес-планов (производственно-финансовых планов), списания и реализации объектов основных и оборотных средств, разработки и утверждения штатного расписания, установления доплат и надбавок к заработной плате отдельных категорий работников, утверждения проектно-сметной и иной инвестиционной документации, организации финансового хозяйства, учета и отчетности. Вместе с тем следует проверять и правомочность принимаемых ими решений, сопоставляя их с предоставленной данному предприятию компетенцией.
При проверке правильности разработки Устава унитарного предприятия необходимо уяснять такие специфические особенности, как цели, предмет и виды деятельности, наименование исполнительного органа (руководитель, директор, генеральный директор), наименование вышестоящего органа (собственника имущества), перечень хозяйственных операций, осуществляемых по согласованию с этим органом, порядок назначения и увольнения руководителя предприятия и заключения с ним трудового договора, выделения в хозяйственное ведение или оперативное управление соответствующего государственного или муниципального имущества, формирования уставного фонда и иных фондов и резервов, распределения и использования прибыли. Во всех случаях содержащиеся в уставе положения не должны противоречить действующему законодательству и относиться к особенностям деятельности данного унитарного предприятия. При проверке правильности утверждения устава надо установить орган, утвердивший устав, и при необходимости сверить с ним идентичность соответствующих записей.
Выявленные нарушения учредительных документов унитарного предприятия предварительно систематизируются (ущемление прав, превышение компетенции, нарушение обязанностей и т.д.) и лишь затем отражаются в соответствующих разделах акта ревизии или отчета о результатах.
В последние годы наряду с разработкой правил внутреннего трудового распорядка все большее распространение находят внутренние регламенты хозяйствующих субъектов, представляющие собой систематизированный свод общих правил организации труда и производства. В ходе контроля и ревизии учредительных документов следует подвергать контрольному изучению и эту сферу корпоративного нормотворчества применительно к порядку проверки правил внутреннего трудового распорядка.
С развитием в последние годы служб внутреннего контроля и аудита в сельскохозяйственных организациях открываются широкие возможности для значительного повышения уровня хозяйствования, что следует использовать и на данном участке контрольно-ревизионной деятельности. При этом особенно эффективным может оказаться осуществление предварительного контроля за подготовкой и оформлением учредительных документов, имея в виду, что указанные операции носят, как правило, разовый характер и являются довольно трудоемкими, в связи с чем их последующий контроль сопряжен с дополнительными издержками. Важная роль в осуществлении предварительного контроля учредительных документов принадлежит таким управленческим службам, как юридическая и учетно-финансовая, привлекаемым обычно к их непосредственной подготовке. В частности, юридическая служба призвана обеспечить соответствие формы и сущности учредительного договора и устава организации нормам гражданского законодательства и прежде всего того федерального закона, которым регулируется создание и функционирование коммерческих организаций соответствующей организационно-правовой формы, Учетно-финансовая служба (а при наличии специального финансового отдела обе эти службы) должна контролировать обоснованность расчетов по оценке стоимости вкладов учредителей в уставный капитал, определение его размера и порядка формирования, условия обращения и выкупа собственных акций, их распределения по видам (на обыкновенные и привилегированные), распределения дивидендов, погашения непокрытого убытка и т.д.
В порядке текущего и последующего контроля указанные службы, и прежде всего главный бухгалтер хозяйства, должны отслеживать своевременность погашения учредителями своих обяш тельств по формированию уставного капитала, его соотношение с величиной чистых активов (не допустим их уровень ниже размера уставного капитала), соблюдение уставных положений, связанных с формированием резервного капитала, использованием нераспределенной прибыли, покрытием убытка, выпуском, обращением и аннулированием собственных акций. Все эти и другие вопросы внутреннего контроля учредительных документов следует предусматривать в положениях о соответствующих управ ленческих службах и должностных инструкциях их работников, что в свою очередь должно быть увязано с системой их материального и морального поощрения.
На регулярной основе указанные контрольные функции должны осуществляться при создании специальной службы внутреннего контроля и аудита, включая и ревизионную комиссию (наблюдательный совет), выступающую контрольным органом учредителей (собственников) хозяйства. При этом может быть существенно расширен круг проверяемых вопросов прежде всего за счет систематического контроля за соблюдением регулярности проведения общего собрания учредителей, заседаний совета директоров, правления и иных органов управления хозяйством, их исключительной компетенции, установленного порядка назначения и увольнения руководящих работников, осуществления крупных сделок, взаимоотношений с аффилированными лицами, утверждения бизнес-планов и годовых отчетов, согласования интересов бизнеса, собственников и наемных работников. Для этого по данному участку контрольно-ревизионной деятельности рекомендуется составлять развернутую программу внутреннего контроля с указанием перечня контрольных процедур, периодичности, методов и приемов контроля, рассматривая ее в качестве внутреннего методического документа длительного (многолетнего) действия.
2 Особенности ревизии списания естественной убыли
Учтенные на балансе организации материальные ценности могут быть утрачены вследствие естественной убыли, недостач и хищений, краж, порчи, чрезвычайных обстоятельств.
Естественная убыль вызывается изменением физико-химических свойств отдельных видов материальных ценностей. Для продовольственных товаров естественная убыль включает потери в результате усушки, распыла (мука, крупа), утечки (таяние замороженных товаров), розлива (жидкие товары), расхода веществ на дыхание (плодоовощная продукция).
Естественной убыли подвержены различные виды нефтепродуктов, этиловый спирт (испарение), а также зерно, продукты его пере работки, семена трав, корма травяные и искусственно высушенные, семена масличных культур.
Величина естественной убыли определяется по установленным нормам от массы или стоимости материальных ценностей.
Естественная убыль может списываться только по факту недостачи материальных ценностей, выявленному в результате инвентаризации. Основанием для расчета и списания естественной убыли материальных ценностей являются: инвентаризационные описи, сличительные ведомости, расчеты естественной убыли, оформленные бухгалтерской справкой, распоряжение руководителя организации.
(писание выявленных недостач производится по факту, но не более установленных норм естественной убыли по данному виду товарно-материальных ценностей.
В настоящее время действуют следующие нормы естественной убыли продовольственных товаров, установленные приказом МВЭС России от 19 декабря 1997 г. № 631 «О нормах естественной убыли»:
1)Нормы естественной убыли продовольственных товаров в торговле, утвержденные приказом Министерства торговли СССР от 2 апреля 1987 г. № 88 «Об утверждении норм естественной убыли продовольственных товаров в торговле и инструкций по их применению»;
2)Нормы естественной убыли свежих картофеля, овощей и плодов в розничной торговой сети, утвержденные приказом Министерства торговли РСФСР от 22 февраля 1988г. № 45 «Об утверждении
норм естественной убыли свежих картофеля, овощей и плодов в городской и сельской розничной торговой сети и Инструкции по их применению».
Данные нормы естественной убыли применяются всеми организациями торговли независимо от форм собственности, и при перевозке, хранении и продаже товаров они являются предельными. Списание товаров в пределах норм естественной убыли производят только в случае выявления фактической недостачи в процессе инвентаризации или при приемке товаров. Списание товаров по установленным нормам на основании расчета естественной убыли в межинвентаризационный период не допускается. После установления по результатам инвентаризации недостачи товаров в бухгалтерии производится расчет товарных потерь вследствие естественной убыли. Если исчисленная сумма естественной убыли превышает сумму недостачи, то списанию подлежит фактическая сумма недостачи, установленная при инвентаризации.
Нормы естественной убыли, установленные в процентах к торговому обороту, применяются розничными торговыми организациями в соответствии с приложением № 2 к письму Минторга РСФСР от 21 мая 1987 г. № 085 лишь к товарам, проданным за отчетный период, независимо от срока их хранения в розничной торговле.
К штучным товарам, а также товарам, поступающим в розничные торговые организации в фасованном виде, нормы естественной убыли не применяются.
На товары, фасуемые в магазинах, нормы естественной убыли применяются в том же размере, что и на нефасованные товары.
Нормы различаются по зонам (регионам Российской Федерации) и группам магазинов. К первой группе относятся магазины самообслуживания, включая универсамы, а также магазины других типов с годовым товарооборотом не менее 4 млн руб. при торговой площади более 400 мэ . Остальные магазины относятся ко второй группе.
В ходе инвентаризации составляется инвентаризационная опись формы № ИНВ-3, на полях которой проставляются норма и сумма естественной убыли для каждого наименования, по которому выявлена недостача и имеются нормы естественной убыли. Расчет величины естественной убыли на товары, проданные в розницу, производится в соответствии с приложением № 2 к письму Минторга РСФСР № 085 и составляется в следующем порядке.
К сумме естественной убыли на фактические остатки товаров по данным инвентаризации на начало отчетного периода добавляется сумма исчисленной убыли по документам на поступившие за этот же период товары и вычитается убыль, исчисленная по документам на товары, выбывшие по прочим причинам (отпущенные другим магазинам, филиалам, имеющим самостоятельный учет материальных ценностей; проданные в порядке мелкого опта социально-культурным учреждениям и другим организациям; возвращенные поставщикам; сданные на переработку; списанные по актам вследствие лома, крошения, порчи, снижения качества, завеса и повреждения тары), атак же на фактический остаток товаров по инвентаризационной описи на конец отчетного периода.
По товарам, отправленным в другие магазины, на переработку а также возвращаемым поставщикам, применяются нормы естествен ной убыли, установленные для складов и баз розничных торговых организаций.
Нормы естественной убыли, установленные по срокам хранения, применяются организациями оптовой торговли в соответствии с приложением № 3 к письму Минторга РСФСР № 085.
Эти нормы установлены на отпускаемые но фактической массе стандартные товары для возмещения потерь товаров вследствие усушки и выветривания, распыла, утечки (просачивания) и розлива при перекачке и отпуске жидких товаров. Списание естественной убыли товаров может производиться только после их инвентаризации на основе расчета, утвержденного руководителем организации.
Размер естественной убыли определяется по каждому товару в от дельности в соответствии с фактическим сроком хранения. Начисление естественной убыли должно производиться из расчета суточной нормы путем суммирования начисленного количества убыли за каждые последующие сутки. Данный расчет производится при наличии порционного учета товаров по фактическим срокам их хранения на складах исходя из начальной даты поступления каждого товара, даты реализации и даты инвентаризации на основании приложения № 1 к письму Минторга РСФСР № 085.
Рассмотрим вариант подобного расчета.
На отдельные виды товаров (например, бакалейные товары, масло растительное и др.) установлены предельные сроки хранения. При хранении таких товаров свыше предусмотренного предельного срока дальнейшее начисление естественной убыли не производится. При отсутствии порционного учета товаров устанавливается средний срок хранения товаров на складе, который исчисляется путем деления среднесуточного остатка товара за инвентаризационный период на однодневный оборот этого товара. Средний срок хранения исчисляется в полных днях оборота. Если при делении получается дробное число, оно округляется до целого, при этом доли до 0,5 отбрасываются, а от 0,5 и более округляются до единицы.
Для определения среднесуточного остатка товаров необходимо суммировать остатки товаров накаждый день хранения в инвентаризационном периоде и разделить их на количество дней в инвентаризационном периоде. Однодневный оборот определяется путем деления количества реализованного за инвентаризационный период товара на количество дней в этом периоде.
Рассмотрим пример расчета среднего срока хранения.
Если расчетный период хранения товара на складе превысил инвентаризационный период (в случае накопления товаров на складе при незначительной их реализации), необходимо применять нормы за срок храпения, не превышающий продолжительность инвентаризационного периода.
Нормы естественной убыли при транспортировке применяются всеми организациями торговли и общественного питания независимо от форм собственности в соответствии с приложением № 10 к письму Минторга РСФСР № 085 в условиях транспортировки товаров автомобильным и гужевым транспортом в городах и сельской местности.
Нормы естественной убыли установлены на стандартные товары в процентах к массе-нетто для возмещения потерь, образующихся вследствие усушки, раструски, распыла, раскрошки и утечки товаров. Нормы применяются в том случае, когда при приемке обнаружена фактическая недостача товара согласно данным в сопроводительных документах. В этом случае составляется акт о расхождении при приемке количества и качества товарно-материальных ценностей по форме № ТОРГ-2.
Порядок применения данных норм определен приложением № 11 к письму Минторга РСФСР № 085. Нормы зависят от периода года (теплый или холодный), а также расстояния транспортировки.
Для расчета величины естественной )-были при выявлении недостачи товара в момент приемки масса-нетто товара, указанного в сопроводительных документах, умножается на установленную норму.
Нормы естественной убыли от боя стеклянной тары при транспортировке и хранении товаров применяются всеми организациями торговли и общественного питания независимо от форм собственности в соответствии с приложениями № 12 и № 13 к письму Минторга РСФСР № 085 в тех случаях, когда при проверке фактического наличия товаров в стеклянной таре выявлена их недостача по отношению к учетным остаткам за счет боя тары.
Нормы потерь на товары в стеклянной таре установлены на возмещение возможного боя при приеме, рассортировке, хранении, отпуске, а также транспортировке автомобильным и гужевым транспортом. Определение предельного размера потерь от боя стеклянной тары производится в соответствии с приложением № 15 к письму Минторга РСФСР № 085. Естественная убыль по товарам в стеклянной таре рассчитывается независимо от сроков хранения ценностей за проверяемый период: в организациях розничной торговли и общественного питания — по каждому виду тары с оборота по продаже товаров в стеклянной таре; в организациях оптовой торговли — по каждому виду тары от полученного и отпущенного количества товаров в стеклянной таре, деленного на два (по каждому наименованию товара). Когда потери от боя стеклянной тары по установленным нормам составляют менее единицы (бутылки, банки и т.п.), доли до 0,5 единицы продукции отбрасываются, а от 0,5 и выше — округляются до единицы. Применение данных норм возможно только после инвентаризации ценностей. При недостаче товаров, образовавшейся за счет боя тары, составляется акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей по форме № ТОРГ-15, на основании которого производится расчет.
Списание недостачи с материально ответственных лиц производится по фактическим данным на основе расчета, составленного бухгалтерией и утвержденного руководителем организации, но не выше предельных норм, и осуществляется по тем ценам, по которым товары были оприходованы. Отнесение убытков на издержки обращения производится по покупным ценам. В бухгалтерском учете списание выявленных убытков оформляется следующими записями.
При учете товаров по продажным ценам: Д 94 — К 41 — на продажную стоимость недостающих товаров (по выявленному факту); Д 94 — К 42 — на сумму торговой наценки, относящейся к списываемым товарам (методом «красное сторно»). Д 44 — К 94 — потери от недостачи товаров в пределах норм естественной убыли.
При учете товаров по покупным ценам: Д94 — К41— на продажную стоимость недостающих товаров (по выявленному факту); Д 44 — К 94 — потери от недостачи товаров в пределах норм естественной убыли.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Белов, Н.Г. Контроль и ревизия в сельском хозяйстве / Н.Г.Белов. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 392 с.
2. Маренков, Н.Л. Ревизия и контроль в коммерческих организациях / Н.Л.Маренков. – Москва: Финансово-экономический институт. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 416 с.
3. Мельник, М.В. Ревизия и контроль / М.В.Мельник. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2005. – 520 с.
4. Овсийчук, М.Ф. Контроль и ревизия / М.Ф.Овсийчук. – М.: КНОРУС, 2005 – 224 с.
№ п/п |
Раздел программы и контрольной процедуры |
Источники информации |
Приемы и способы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Ревизия обоснованности планирования трудовых ресурсов и фонда оплаты труда | Плановые (нормативные) расчеты использования трудовых ресурсов и фонда оплаты труда, данные аналитического и синтетического учета по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», форма №5-АПК «Численность и заработная плата работников организации», годовой бухгалтерской отчетности и форма №1-т «Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности статистической отчетности. | Анализ фактического использования трудовых ресурсов, формирование и использование фонда оплаты труда, выявление обоснованности плановых (нормативных) расчетов указанных показателей. |
2 | Ревизия соблюдения действующего порядка организации, нормирования и охраны труда | Штатное расписание положения об управленческих службах и внутрихозяйственных подразделениях, должностные инструкции, сборники норм выработки и иные локальные нормативные акты по труду, результаты фактического наблюдения организации нормирование и охраны труда. | Контрольное изучение документов и их встречная сверка, сопоставление положений локальных нормативных актов по труду с соответствующими нормами действующего трудового законодательства, контрольные осмотры отдельных рабочих мест, опросы должностных лиц организации |
1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Ревизия соблюдения положения об оплате труда | Штатное расписание, положения об оплате труда, трудовые контракты, расчетно-платежные ведомости, первичные документы по учету труда и выполненных работ, данные аналитического и синтетического учета по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», результаты фактического наблюдения за соблюдением положения об оплате труда. | Контрольное изучение документов и их встречная сверка, прослеживание учетных записей сопоставление фактических выплат по труду с положением об оплате труда, контрольные обмеры отдельных работ. |
4 | Ревизия правильности расчетов по оплате труда | То же | То же |
5 | Оформление результатов проведенной ревизии | Промежуточные акты, всякого рода ведомости, списки, описи, письменные объяснения, копии подлинных документов, подтверждающие соответствующие записи в этом акте. | Анализ и обобщение всей полученной информации, составление акта ревизии |