Концепция традиционного семейного физического воспитания коренных народов Сибири

СОДЕРЖАНИЕ: Физическое воспитание в семье - важнейшая проблема современного образования в России. Особенно остро эта проблема стоит перед коренными народами Сибири, традиции которых в области семейного физического воспитания в последние годы быстрыми темпами уходят из их обихода, забываются, считаются архаичными и устаревшими.

Концепция традиционного семейного физического воспитания коренных народов Сибири

Декан факультета физической культуры, кандидат педагогических наук, доцент В. П. Красильников

Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург

Актуальность возникшей проблемы подтверждается появлением программы Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года, в которой предусматривается создание необходимых условий для сохранения традиций национального воспитания [9].

Изменить создавшееся негативное положение может построение научной концепции традиционного семейного физического воспитания коренных народов Сибири, теоретическое обоснование которой дается в разработанной нами модели Становления и формирования традиционных игр и состязаний коренных народов Сибири, где определяются основные пути и средства воспитания совершенного человека, сохранени я коренных сибирских этносов [1].

Центральное место в концепции занимает методология семейного физического воспитания, где делается упор на исторический опыт создания оздоровительно-образовательной и воспитательной среды. В такой воспитательной среде условно выделяют: а) индивидуальную (личностную); б) локальную (на уровне семьи); в) региональную (на уровне семьи и общины). Нами предлагаются новые методологические положения теории и практики традиционного семейного физического воспитания, которые в большинстве своем прошли многовековую проверку жизнью народов Сибири.

Жизнедеятельность коренных народов тесно связана со средой обитания, она определяется историческим опытом выживания в экстремальных условиях, закономерностями развития личности, миропонимания, формирования психики и коллективного сознания. Поэтому традиционное семейное физическое воспитание - процесс субъективн ый по своим конкретным проявлениям, однако по социальным основаниям, глубинным корням подчиняется объективным законам и закономерностям, а именно: во-первых, социальной обусловленностью целей, содержания и методов обучения; во-вторых, взаимосвязью и взаимообусловленностью образовательной и воспитательной деятельности. Данные законы служат основой для достижения главной цели - формирования народного идеала совершенного человека, умеющего выживать в экстремальных условиях жизнедеятельности коренных народов Сибири. По нашему мнению, только благодаря исторически сложившейся системе традиционного семейного физического воспитания коренные народы Сибири смогли выжить и сохранить свое культурное наследие. Для соединения теоретических представлений с практикой нами разработаны методология и принципы традиционного семейного физического воспитания, которые специфичны для коренных народов Сибири. При этом принципы выступают как инструментарий педагогических законов, позволяющи й использовать их в качестве нормативных положений для практики.

Методология традиционного семейного воспитания включает в себя следующие специфические принципы :

- единства целей традиционного семейного физического воспитания и государственной политики в сфере национального образования;

- всеобщей физической подготовки в семье (от начинающих ходить детей до стариков);

- контрастности воспитательных воздействий - раннего вовлечения детей в промысловую деятельность, а значит, и физической подготовки к ней с помощью таких средств, как традиционные игры и состязания, физические упражнения. Все это связано с тем, что надо было выживать в экстремальных климатических условиях;

- игрового характера используемых средств и методов (традиционные игры и состязания играют главенствующую роль в семейном физическом воспитании;

- прикладной направленности средств и методов физического воспитания - подготовка к труду (в основном к промыслам), военная подготовка;

- опоры на самовоспитание детей, подростков, молодежи (все свободное время они посвящают физической подготовке, для того чтобы стать хорошим промысловиком: охотником, оленеводом, рыбаком);

- постоянного контроля физического развития, физической подготовленности детей, подростков, молодежи со стороны родителей, старейшин семьи, общины;

- гармоничности развития личности коренного сибиряка: стремление к физическому совершенствованию; воспитание любви к своему отечеству, духовно-нравственных качеств, стремления к прекрасному.

Предлагается следующее определение традиционного семейного физического воспитания - это самобытный целенаправленный процесс передачи от старшего к младшему поколению знаний, умений, навыков физической подготовки к будущей промысловой деятельности, военной подготовке; культурных и духовных ценностей, нравственности, любви к своему народу, что обеспечивает в конечном итоге необходимое воспитание, образование, умение выживать в суровых климатогеографических условиях Сибири.

Особенность традиционного семейного физического воспитания заключается в том, что оно проходит непосредственно в процессе совместной трудовой деятельности с родителями (промыслов, собирательства, быта). В этом смысле уместно высказывание К. Д. Ушинского: …напрасно мы хотим выдумать воспитание: оно существует в … народе столько же веков, сколько существует сам народ [10].

По нашему мнению, с целью сохранения коренных сибирских этносов необходимо выделение родовых угодий (кое-где это уже происходит) под территориальные заповедники.

В предполагаемых территориальных заповедниках появляется возможность осуществить переход к традиционному воспитанию в рамках семьи, которая становится главным местом оздоровления организма, воспитания и образования подрастающего поколения. По данным наших исследований, дети в семьях коренных народов будут поэтапно воспитываться и проходить обучение в различных школах, а именно: материнской, семейной, общинной [7].

Организация семейного и общественного оздоровления и образования основывается на прогрессивном многолетнем опыте традиционного физического воспитания коренных народов. Государство в таком процессе оказывает всемерную поддержку, совершенствуя научные подходы, разрабатывая дидактические материалы, средства и методы базовой части учебных программ, которые способствуют познанию мировой культуры.

Наши полевые этнопедагогические исследования и изучение специальной литературы показали, что традиционное семейное физическое воспитание имеет ряд ценных самобытных приемов, методов, средств, которые не потеряли актуальности и в наше время [2, 3, 5, 6, ]. Его целью являлась физическая, военная и психологическая подготовка к выживанию в тяжелейших климатических условиях Сибири. И на их основе - освоение промысловой деятельности (охоты, рыболовств а, оленеводств а, коневодств а, собирательств а), ведение боевых, оборонительных действий в условиях войны. Задачами традиционного физического семейного воспитания во все времена были: обучение закаливанию, обучение быстрой и бесшумной ходьбе, бегу с различной скоростью и на большие расстояния, ходьбе и бегу на лыжах (голицах, подбитых мехом, ракетных и др.), меткой стрельбе из лука (позже винтовки) из любых положений и даже на бегу, управлению собачьей, оленьей упряжкой, лошадью, управление лодками различного типа (маленькими, большими), различным прыжкам, борьбе, метанию копья, бола, пращи; укрепление здоровья; развитие жизненно важных физических качеств; воспитание упорства и настойчивости в промысловой и военной деятельности, умения в течение длительного времени преследовать добычу, быстро и решительно действовать в условиях единоборства со зверем или противником, умение терпеть холод и голод (часто длительное время - до нескольких недель). Основным средством , методом, формой традиционного семейного воспитания коренных народов Сибири были народные игры и состязания, которые были выявлены нами в процессе этнопедагогических полевых исследований. И, как оказалось, их существовало большое количество (несколько сотен) для разных возрастных групп коренных сибиряков [4, 7].

Что касается здоровья, то забота о его сохранении начиналась еще до рождения. Рожали детей по старинным обычаям в специальных помещениях (особых чумах, шалашиках), температура в которых часто была не на много выше, чем на улице. Роженица с ребенком имела право возвращаться в постоянное жилище (чум, ярангу, юрту) не ранее чем через 6-7 дней. Как только ребенок начинал ходить, его сразу же привлекали к легкому труду, а значит, и физическим упражнениям, традиционным играм и состязаниям, вначале несложным по содержанию (игры в куклы, игры палочками, камешками и т. д.). По мере взросления его приучали к длительным переходам, брали с собой в лес (за хворостом, собирать ягоды, травы). Часто посылали к родственникам с различными поручениями, иногда за несколько десятков километров. Подростков взрослые брали с собой на промыслы (охоту, рыболовство), где они выполняли подсобную работу и учились устанавливать капканы, ловушки, морды, сети и другие приспособления. В свободное от работы время устраивались традиционные игры, состязания в прыжках, беге, борьбе, перетягивании палки, стрельбе из лука и пр.

В материнской, семейной, общинной школах используется народный опыт закаливани я и укреплени я здоровья организма детей с обязательным контролем врача, который живет вместе на поселении. С этого момента используют опыт и разработки по воспитанию детей в семье.

Положительная эффективность такого воспитания на дому, в семье известна в Республике Саха (Якутия), где в настоящее время действуют несколько моделей современных образовательных учреждений: кочевые школы, общинные школы, гувернерские школы, таежные школы, стационарно-кочевые школы. Основное их достоинство в том, что они позволяют не отрывать современный образовательный процесс от традиционного уклада жизнеобеспечения различных коренных сибирских этносов.

Для Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов характерно обучение детей в государственных национальных школах, и только в каникулярный период они под руководством родителей овладевают знаниями и навыками промысловой деятельности, что, несомненно, отрицательно сказывается на приобщении детей к националь ной культуре, совершенствованию родного языка, традиционным играм и состязаниям.

В разработанн ую нами концепцию традиционного семейного физического воспитания органически включаются игры и состязания, которые путем постепенного применения выполняют свои основные функции - оздоровления, обучения, воспитания, образования, прикладной, спортивной подготовки , ритуальные, культовые обряды во время проведения традиционных игр и состязаний. В территориальных заповедниках традиционные игры классифицируются по следующим основным группам: оздоровительные, образовательные, воспитательные (религиозно - обрядные), прикладные, спортивные, комбинированные.

Этнопедагогические исследования предлагают для традиционного физического семейного воспитания весь спектр и набор традиционных игр и состязаний. Например, оздоровительные игры, которые проводятся в любую погоду (состязания в беге с палкой и без нее, в беге на лыжах, традиционные состязания силового характера - перетягивание палки, борьба, различного характера прыжки, поднимание и переноска тяжестей и т. д.). Настольные игры (игры с косточками, палочками, камешками и пр.). Воспитательные: ритуальные, религиозные (традиционные игры и состязания, проводимые на святых местах, на медвежьих, лосиных, сезонных праздниках). Промысловые игры и состязания (в начале и в конце промысловой деятельности - перед выездом на рыбалку, охоту, угоном и пригоном оленьих стад, убоем оленей и пр.). Большую помощь в этом случае могут оказать народные программы, в которых сконцентрированы цели, содержание, средства народного контроля, народные приемы семейного воспитания. Широко используются коллективные традиционные игры и состязания: оленьи гонки - бег - борьба (чукчи, эвенки, ханты, манси и др.); собачьи бега - игры с метанием колец - ритуальное состязание с медведем (нивхи, нанайцы и др.); конные скачки - бег - борьба - стрельба из лука, праздники Стрельбы (буряты, тувинцы и др.), которые приемлемы как для группы людей в одном поселении, так и для межобщинных, родовых традиционных игр и состязаний.

Необходимо отметить существование системы контроля и коррекции народных нормативов (см. схему), а также показателей физической подготовленности к трудовой, физической, воинской деятельности, которые осуществлялись старшим поколением (родителями, старейшинами, старшими братьями и сестрами), часто в процессе промысловой деятельности и традиционных игр и состязаний в частности. Существовала определенная система поощрения и награждения, получения почетного имени, прозвища, которые имели только лучшие представители племени или рода. Например, добившись определенных успехов в той или иной части показателей традиционного физического воспитания, дети, подростки, молодежь получали поощрение чаще всего в виде похвалы, скромных призов (клыки медведя, моржа). Но самой ценной наградой считалось получение орудий промысловой деятельности у юношей и набора для рукоделия у девушек. Победившие на традиционных состязаниях общины, рода мужчины, как гласят предания, получали почетные богатырские прозвища (Отыр, Хон, Урт, Эрымчин и т. д.).

На наш взгляд, учитывая важность общения различных народов, можно проводить современные фестивали коренных народов России. Это не спортивные мероприятия, а праздники взаимодействия различных культур, интернационального воспитания.

На современном этапе педагогическая концепция объясняет и показывает, как может развиваться традиционное семейное физическое воспитание. При этом традиционные игры и состязания остаются основной базой содержания обучения, воспитания духовности, религиозных, нравственных, этических основ у коренных народов Сибири, и без них невозможно сохранение

этнических особенностей физической культуры, совершенствование современного физического воспитания коренных сибиряков.

Предлагаемая педагогическая концепция ставит вопрос о сохранении коренных сибирских этносов. Богатство культурного наследия должно принадлежать всем народам и будущим поколениям России.

Список литературы

1. Ким В.В., Красильников В.П. Концепция становления и формирования традиционных игр и состязаний коренных народов Сибири // Теория и практика физ. культуры. 2004, № 4, с. 17.

2. Красильников В.П. Игры и состязания в традиционном физическом воспитании хантов. - Екатеринбург: изд-во РГППУ, 2002. - 120 с.

3. Красильников В.П. Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта для Урало-Сибирского региона // Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования в России: Тез. докл. конф., Москва 13-14 марта 2003 г. М., 2003. - 234 с.

4. Красильников В.П. Роль традиционных игр в физическом воспитании подрастающего поколения хантов // Проблемы физического воспитания школьников Сахалинской обл.: Тез. докл. науч.-практ. конф. Хабаровск 18-20 апреля 1993 г. Хабаровск, 1993, с.17-19.

5. Красильников В.П. Традиционные средства физического воспитания хантов // Седьмые Виноградовские чтения: Тез. докл. науч.- практ. конф. Екатеринбург, 14-17 июня 1993 г. Екатеринбург, 1993, с. 257-259.

6. Красильников В.П. Фольклор и национальные традиции физического воспитания детей у народов Сибири // Место и значение фольклора и фольклоризма в национальных культурах: история и современность. Челябинск, 1998, с. 160-161.

7. Красильников В.П. Игры и состязания в воспитательном процессе финно-угорских и самодийских народов. - Екатеринбург: изд-во РГППУ, 2002, с. 11.

8. Красильников В.П. Этнопедагогические условия использования народных игр традиционного физического воспитания хантов: Автореф. канд. дис. Екатеринбург, 1994. - 18 с.

9. Постановление правительства РФ от 27 июля 2001 г. № 564, с. 34.

10. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 8 т. М., 1990, т. 5, с. 234.

Скачать архив с текстом документа