Конвертируемость рубля 2

СОДЕРЖАНИЕ: АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Факультет Мировая экономика и международные финансы Курсовая работа по дисциплине «Международные валютно-кредитные отношения»

АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Факультет Мировая экономика и международные финансы

Курсовая работа

по дисциплине «Международные валютно-кредитные отношения»

на тему

КОНВЕРТИРУЕМОСТЬ РУБЛЯ

Работу выполнил:

студент 3 курса 2 группы

Галицкова Татьяна Сергеевна

Проверил:

Москва

2007

План

Введение-- 3

Глава 1. Общие понятия и представления-- 4

1.1. Теоретические основы конвертируемости- 4

1.2. Экономические условия и организационные основы конвертируемости- 8

1.3. Рынок - база обратимости- 8

1.4. Механизмы обратимости- 13

1.4.1. Валютные рынки- 13

1.4.2. Валютные курсы-- 14

1.5. Мировой исторический опыт достижения конвертируемости- 16

1.5.1. Страны Западной Европы-- 16

1.5.2. Япония- 18

Глава 2. На пути к конвертируемому рублю--- 21

2.1. Отмена государственной валютной монополии- 21

2.2. Переход к внутренней конвертируемости рубля- 25

2.3. Почему рубль не стал в то время действительно обратимой валютой- 29

2.4. Негативные последствия введения режима «внутренней конвертируемости»- 31

2.5. Действия Правительства Российской Федерации, направленные на достижение внешней обратимости рубля.34

2.6. Деноминация и обратимость- 38

2.7. Тенденции к ужесточению валютной политики- 39

Глава 3. Перспективы конвертируемости российской национальной валюты.40

Заключение-- 42

Список литературы--- 43

Введение

Россия – единственная из стран большой восьмерки, чья валюта не являлась до 2006 года полностью конвертируемой. Конвертируемость рубля – национальная экономическая идея (так считает большое количество специалистов). А почему это стало национальной идеей? Все очень просто. Россия огромная и сильная держава, а вот валюта ее пока в мире не цениться.

«Неполноценность нашей валюты всегда воспринималась в России болезненно. Еще Салтыков-Щедрин переживал, что за наш рубль в Европе хорошую цену дать не могут, а могут дать только в морду. Чувствительность проблемы конвертируемости рубля в обществе вполне позволяет говорить о ней, как об одном из признаков национальной самоидентификации в глобальном мире!» - заявил Глеб Фетисов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению[1] .

Уже давно власть заявила о необходимости, наконец, добиться давно поставленной цели в отношении конвертируемости рубля. А в мае 2003 года в президентском Послании В. Путина уже были обозначены сроки: до июля 2006 года создать условия для полной его конвертируемости.

Но ведь уже тогда рубль был обратим при проведении внешнеэкономических сделок, а резиденты практически свободно перемещали капитал через границу.

У нас не было только одного – мирового рынка нашей валюты, но вот такой рынок явочным порядком не утвердишь…

Целью данной работы является изучить данный вопрос, проанализировать сложившуюся ситуацию в отношении конвертируемости рубля и дать оценку возможности полной конвертируемости рубля на мировом рынке в ближайшие годы и приобретения рублем статуса одной из резервных мировых валют.

Глава 1. Общие понятия и представления

1.1. Теоретические основы конвертируемости

Конвертируемость, или обратимость, национальной денежной единицы - это свободный обмен национальной валюты на иностранную валюту и ее использование в сделках с реальными и финансовыми активами[2] . Степень конвертируемости обратно пропорциональна объему и жесткости практикуемых в стране валютных ограничений. Ограничения - это любые действия официальных инстанций, непосредственно ведущие к сужению возможностей, повышению издержек и появлению неоправданных затяжек в осуществлении валютного обмена и платежей по валютным сделкам.

Обратимость валюты это не чисто техническая категория возможности ее обмена. По сути, это особый характер связи между национальным и мировым хозяйствами, глубокое интегрирование первого во второе. Обратимость национальной денежной единицы обеспечивает стране долгосрочные выгоды от участия в многосторонней мировой системе торговли и расчетов такие, как:

1) Свободный выбор производителями и потребителями наиболее выгодных рынков сбыта и закупок внутри страны и за рубежом.

2) Расширение возможности привлекать иностранные инвестиции и осуществлять инвестиционную политику за рубежом.

3) Стимулирующее воздействие иностранной конкуренции на эффективность, гибкость и приспособляемость производства к меняющимся условиям.

4) Подтягивание национального производства до международных стандартов по ценам, издержкам и качеству.

5) Возможность осуществления расчетов в национальных деньгах.

6) Возможность ограниченной денежной эмиссии национальной валюты в мировой финансовый оборот без каких-либо значительных последствий для данной страны.

7) На уровне народного хозяйства в целом - специализация с учетом относительных преимуществ, наиболее оптимальное и экономное расходование материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Конвертируемость национальной валюты требует рыночного типа экономики, так как она основана на свободном волеизъявлении всех владельцев денежных средств. Кроме того, рыночная экономика должна быть достаточно зрелой для противостояния иностранной конкуренции, полноправного участия в международном разделении труда.

В общем, конвертируемые валюты – денежные единицы, свободно обмениваемые на другие национальные валюты и международные платежные средства[3] . Другими словами, конвертируемость валюты – это обыкновенный обмен одной валюты на другую.

В современном мире лишь ограниченное число стран имеют полностью конвертируемые валюты (всего около 40 стран): США, ФРГ, Великобритания, Япония, Канада, Дания, Нидерланды, Австрия, Новая Зеландия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Малайзия, Сингапур, Гонконг, Бахрейн, Сейшельские Острова. Это преимущественно либо крупнейшие индустриальные страны, либо основные нефтеэкспортеры, либо страны с развитой и очень открытой экономикой. Даже Франция и Италия не достигли еще полной конвертируемости, сохраняя некоторые ограничения по движению капиталов и кредитов и требования о сдаче экспортных поступлений.

Итак, что же такое обратимость валют в ее нынешнем понимании? Типичным можно считать следующее определение профессора Гарвордского университета Хабера: «То, что сейчас подразумевается под полной обратимостью, относится к ситуации, когда любой владелец любой национальной валюты располагает свободой обменять ее на любую другую валюту по преобладающему валютному курсу - постоянному или меняющемуся».

В зависимости от допускаемой свободы выбора и действий для участников внешнеэкономического оборота существует два варианта режимов обратимости:

1. Режим полной обратимости. При режиме полной обратимости все юридические и физические лица, как отечественные так и зарубежные, располагая той или иной суммой денег данной страны, независимо от источников и времени их происхождения, имеют возможность совершенно свободно, по своему выбору и усмотрению использовать эти средства на любые нужды и цели дома или за границей, в том числе путем беспрепятственного обмена (купли-продажи) на любые иностранные денежные единицы. Другими словами, полная обратимость охватывает все виды внешнеэкономических операций, действует в равной степени в отношении всех категорий юридических и физических лиц, распространяется на все регионы и валюты мира.

2. Частичная обратимость – конвертируемость только для отдельных категорий экономических агентов и/или видов внешнеэкономических операций. Это те случаи, когда на какие-то отрасли внешнеэкономической деятельности или на некоторые категории владельцев валюты режим конвертируемости не распространяется. Обратимость может также не охватывать операции со всеми странами, а ограничиваться отдельными регионами, группами стран, валютно-экономическими группировками.

В свою очередь, в зависимости от места постоянного проживания и деятельности владельца валюты , обратимость может быть:

1. Внешней. При внешней обратимости полная свобода обмена заработанных в данной стране денег для расчетов с заграницей предоставляется только иностранцам (нерезидентам), тогда как граждане и юридические лица этой страны (резиденты) подобной свободой не обладают.

Как показывает мировой опыт, переход к конвертируемости обычно начинается с внешней обратимости. Потому что, как правило, внешняя обратимость стимулирует активность иностранных инвесторов, снимая проблему репатриации ввезенных капиталов и вывоза полученных прибылей; складывается более или менее устойчивый спрос на данную валюту с соответствующим благоприятным воздействием на валютный курс и валютное положение страны; создается и укрепляется престиж валюты в глазах деловой мировой общественности. Вместе с тем установление и поддержание подобной ограниченной формы обратимости требует значительно меньших экономических и финансовых преобразований и валютных издержек, поскольку контингент нерезидентов обычно невелик по сравнению с отечественными собственниками валюты.

2. Внутренней. При режиме внутренней обратимости свободой обмена национальных денежных единиц на иностранные валюты пользуются лишь резиденты данной страны, тогда как нерезиденты этим правом не обладают.

Имеются и другие модели частичной обратимости, обусловленные тем или иным сочетанием свобод и ограничений в отношении различных видов внешнеэкономической деятельности и ее участников. В каждом отдельном случае они определяются местом страны в системе международных хозяйственных связей, ее конкретными экономическими и валютно-финансовыми возможностями.

1.2. Экономические условия и организационные основы конвертируемости

Обратимость как особое свойство, специфическое качество денег, способствующее активному участию страны в международном разделении труда, должно опираться на систему трех основных факторов:

1) Рыночная форма народного хозяйства, достаточно глубоко интегрированного в мировую экономику на конкурентной основе.

2) Определенный уровень сбалансированности и стабильности внутренних и внешних факторов производства и обмена.

3) Сам механизм обратимости, под которым обычно понимается юридическое и организационно-техническое устройство денежного и кредитного обслуживания внешних связей через децентрализованный валютный рынок.

Отсутствие или неразвитость любого из этих трех факторов (или их составляющих) неизбежно будет тормозить процесс достижения конвертабильности, а в худшем случае обрекать всю создаваемую систему на бездействие.

1.3. Рынок - база обратимости

Основой обратимости валют является свобода выбора и действий собственника денег, т.е. его экономическая самостоятельность. При режиме полной конвертируемости никто не может заставить владельца денег распоряжаться этими средствами против его воли, равно как никто и ничем не должен мешать ему использовать по собственному усмотрению у себя дома или за рубежом, в том числе путем обмена на иностранную валюту.

Такая свобода и независимость владельца денежных средств возможна лишь в рамках рыночного хозяйства страны. И если оно выходит за пределы национальных границ (а именно это обстоятельство является одной из главных доминант современного экономического развития), участники рыночного хозяйства нуждаются в определенной свободе действий и на международной арене, что обеспечивается приданием деньгам специфических атрибутов конвертируемости.

В современной практике достаточно четко различаются три категории участников международного валютного оборота , которые могут быть отнесены к числу возможных субъектов процедур конвертируемости:

· Первое низшее , но самое многочисленное звено состоит из фирм, организаций и индивидуальных лиц, непосредственно занятых в различных отраслях внешнеэкономической деятельности.

· Во второе опосредствующее звено входят коммерческие банковские учреждения, обеспечивающие денежно-кредитное обслуживание внешних связей.

· Третье высшее звено образуют государственные учреждения, обычно представляемые в валютной сфере центральными банками.

Представители первой категории больше других зависят от степени обратимости местных денег, как правило, не располагают иностранными валютными накоплениями. В данном звене уровень конвертируемости национальной валюты непосредственным образом влияет на саму оправданность ведения дел за рубежом.

По существу то же самое можно сказать о смысле и значении обратимости для коммерческих банков, которые в сфере кредитно-банковского бизнеса являются такими же независимыми и самостоятельными участниками рыночного оборота, как и их частнохозяйствующая клиентура.

Совершенно иначе выглядит проблема обратимости с точки зрения третьей категории - высшего государственного эшелона, включая руководящее звено национального денежно-кредитного устройства в лице центрального банка. Для этих верховных инстанций, имитирующих законные платежные средства и распоряжающихся государственными валютными резервами и золотым запасом страны, вопросы о возможности и невозможности обмена местной валюты на иностранные денежные ценности исключается в принципе.

Конвертируемость или неконвертируемость приобретает смысл и конкретное экономическое содержание лишь для независимых от государства субъектов, которые самостоятельно действуют в рамках частнохозяйственных рыночных отношений.

В настоящее время обеспечение конвертируемости кредитно-бумажных денег в решающей степени зависит от воли и политики государства, берущего на себя разработку и реализацию соответствующих правовых норм внутри страны и необходимых договоренностей с заграницей.

Но государство не может просто объявить валюту обратимой: совершенно необходимо, чтобы подобная прокламация основывалась на комплексе экономических факторов, делающих такую обратимость реально осуществимой.

Не всякое рыночное хозяйство может иметь конвертируемую валюту. Для этого, как показывает исторический опыт, должны обязательно соблюдаться некоторые экономические критерии .

Прежде всего, должен существовать разносторонний динамично развивающийся ликвидный внутренний рынок , где бы устойчиво удовлетворялся спрос со стороны владельцев денег на разнообразные товары и услуги по конкурентным ценам. Достаточно диверсифицированное производство должно определенным образом сочетаться с регулярными импортными закупками и экспортными поставками. Равновесие платежного баланса является одной из ключевых предпосылок конвертируемости.

Таблица 1

Некоторые экономические показатели промышленно развитых стран, восстановивших конвертируемость валют (в %)

1950=100% 1965=100%
1960 1965 1970 1980 1990 1994
Промышленное производство 165 226 132 179 231 231
Физический объем импорта 197 294 158 254 424 501
Физический объем экспорта 199 285 159 293 457 541
Реальная заработная плата 134 152 115 144 149 152

Источник: Internatiol Financial Statistics Yearbook, 1995.

Из данной таблицы можно вывести следующие основные тенденции, благоприятствующие на установление и поддержание обратимости: опережающие темпы развития национальной промышленности по сравнению с ростом реальных доходов и платежеспособного спроса населения; более быстрое расширение внешней торговли по сравнению с внутренним производством, более высокие темпы наращивания экспортных поставок относительно импортных закупок.

Последнее обстоятельство имеет первостепенное значение при решении вопроса о накоплении резервов иностранных валют, выполняющих важнейшую функцию гарантии конвертируемости.

Необходимо также отметить влияние инфляционных процессов на обратимость валют. Как показывает мировая практика, они не являются помехой восстановлению и поддержанию стабильности, если соблюдаются два условия. Во-первых, обесценивание данной валюты должно быть на уровне падения ценности других денежных единиц (используемых в международном обороте); во-вторых, номинальный рост цен должен компенсироваться номинальным увеличением доходов.

Таблица 2

Темпы роста потребительских цен и номинальных среднечасовых заработков (в среднем за год, в %)

Цены Зара-ботки Цены Зара-ботки Цены Зара-ботки Цены Зара-ботки
США 2,8 3,8 7,8 8,1 4,6 4,4 3,6 3,6
Великобри-тания 4,0 6,5 13,7 15,2 6,0 9,4 4,6 6,3
ФРГ 2,6 8,4 5,1 8,0 2,6 4,0 3,5 5,5
Франция 4,1 8,8 9,6 14,9 7,0 9,2 2,6 3,1
Италия 3,6 10,3 14,0 19,6 10,7 11,9 5,3 6,5
Швеция 4,0 8,3 9,2 12,5 7,4 8,3 5,8 5,2
Япония 5,8 11,6 9,0 13,1 1,9 3,6 2,0 2,9
Промышлен-но развитые страны 3,3 6,0 8,6 11,2 5,0 5,6 3,6 3,9
Развиваю-щиеся страны 10,3 - 19,4 - 35,8 - 57,4 -
1960-1970 1970-1980 1980-1990 1990-1994

Источник: International Financial Statistics Yearbook, 1995. Washington.

Если же инфляция носит бурный, неуправляемый характер, то в таких случаях обратимость исключена.

В целом государственная финансовая и кредитно-денежная политика по обеспечению статуса конвертируемости должна исходить из критериев максимально возможной экономической стабильности как внутри страны, так и во взаимоотношениях с заграницей.

1.4. Механизмы обратимости

Конвертируемость непременно предполагает акт обмена одних национальных денежных единиц на другие, так как в большинстве случаев бумажно-кредитные деньги являются законным платежным средством только на территории страны-эмитента. Какая бы денежная единица не употреблялась для платежей по экспортно-импортным операциям - во всех случаях обязательно понадобится взаимный обмен разных национальных валют.

1.4.1. Валютные рынки

Каким же образом совершать все эти акты обмена, чтобы быть приемлемыми для партнеров, вестись бесперебойно и с минимальными издержками? Международный коммерческий опыт давно выработал эффективную практику таких обменов - через систему валютных рынков , где ведется регулярная взаимная купля-продажа национальных денежных единиц.

На валютных рынках традиционно продаются и покупаются частнокоммерческие денежные документы типа чеков, векселей, переводов, а также наличные банкноты. Благодаря достижениям научно-технического прогресса широчайшее распространение получили сделки с электронными деньгами (средствами на банковских счетах).

Как известно, субъекты международного оборота - экспортеры и импортеры - сами между собой редко ведут непосредственные расчеты. За них это делают банковские учреждения, и именно это посредническое звено в лице местных и зарубежных коммерческих банков образует становой хребет, сердцевину институциональной структуры, как региональных валютных рынков, так и глобальной системы валютной торговли в масштабах мира.

Операции валютного рынка ведутся значительным числом преимущественно крупных банков. Важным объединяющим фактором служат надежные системы связи и передачи информации. По словам профессора Стендфордского университета Р. Маккиннона, «...то, что обычно понимается под рынком иностранных валют, на самом деле представляет собой, в первую очередь, сеть телефонной и телексной связи между ведущими банками главных торговых стран».

В настоящее время наиболее крупными валютными рынками в Западной Европе являются Лондон, Париж, Цюрих, Франкфурт-на-Майне, Амстердам, Милан; в Северной Америке - Нью-Йорк, Сан-Франциско, Торонто; на Дальнем Востоке - Токио, Сингапур. Связанные друг с другом новейшими телекоммуникационными системами эти финансовые центры образуют мировой валютный рынок.

1.4.2. Валютные курсы

Рыночный обмен с участием денег всегда предполагает денежное выражение обмениваемых ценностей, то есть их цену. При обмене валют такой обменной пропорцией служит валютный курс, выражающий ценность денежной единицы одной страны в денежных единицах других.

В условиях обратимости курс национальной валюты должен быть реальным, чтобы соблюдалась эквивалентность взаимного обмена валют, достигалась достоверность стоимостных измерений и тем самым правильность выбора того или иного направления в развитии внешнеэкономических связей, обеспечивалась конкурентоспособность национального производства.

Основу современного валютного курса образует целый комплекс разнообразных факторов, таких как соотношение уровней цен в различных странах, состояние платежного баланса, темпы экономического роста, перспективы политического развития и т.п.

Существуют три основных модели организации обмена национальных валют на иностранные и установления валютных курсов между ними в условиях бумажно-кредитного денежного обращения:

1) Первая модель предполагает концентрирование валютного обмена в государственных организациях по валютным курсам, также устанавливаемыми государственными властями.

2) При второй модели обмен национальных денежных единиц происходит на валютном рынке, однако официальные власти, обычно в лице Центробанков, путем собственных операций по купле-продаже валют регулируют уровень валютного курса и пределы его колебаний.

3) По третьей модели валютный рынок сам формирует уровень обменных соотношений обращающихся на нем денежных единиц без какого-либо официального вмешательства.

Режим первой модели типичен для стран с неконвертируемыми, замкнутыми валютами в основном, это развивающиеся страны. Вторая и третья модели - достояние стран, установивших и поддерживающих обратимость денежных единиц, причем отличаются эти две модели друг от друга принципиально разными подходами к тому, каким должен быть валютный курс: стабильным, «закрепленным» или меняющимся, «плавающим».

Хотя стабильный курс имеет больше преимуществ, связанных с простотой и удобством применения для планирования, осуществления внешних обменов и оценки их результатов, многим странам пришлось отказаться от традиционной приверженности к твердым, ”закрепленным” паритетам в пользу нефиксированных, ”плавающих” курсов. Этому способствовало беспорядочное перемещение капиталов и разрывы в платежах.

Сначала 70-х этот новый принцип, составляющий основное содержание третьей модели, применяется США и рядом других государств, чьи денежные единицы образуют элитарную группу ”свободно конвертируемых валют”.

Успешные результаты политики и практики ”плавающих” курсов валют служат веским аргументом в пользу утверждений, что курсовой механизм подобного типа в наибольшей степени отвечает современным принципам ”открытости” национальных экономик и их интеграции с мировым хозяйствам.

1.5. Мировой исторический опыт достижения конвертируемости

Перед тем как перейти непосредственно обратимости российской национальной валюты, следует рассмотреть опыт стран, валюта которых уже давно стала конвертируемой.

1.5.1. Страны Западной Европы

Опыт восстановления обратимости в странах Западной Европы примечателен и поучителен. Именно путь, подобный этому, рассматривается некоторыми ведущими экономистами как наиболее приемлемый для нашей страны.

Замкнутые бумажные валюты стран Западной Европы, растерявшие за годы экономического кризиса и Второй Мировой войны остатки былой силы и авторитета, казалось, мало подходили для обслуживания европейских внешнеэкономических связей. Возможный альтернативный выбор состоял из чужих валют - доллара, частично фунта стерлингов и товарно-валютных клирингов, типичных для международной практики предвоенных лет.

И, тем не менее, ни один из перечисленных вариантов не стал достоянием послевоенной системы межевропейских платежей. При всей слабости и ненадежности именно национальные денежные единицы были положены в основу послевоенного устройства международных расчетов и платежей внутри Западной Европы.

Европейские страны пошли по пути двух сторонних соглашений, предусматривающих децентрализованный порядок осуществления сделок непосредственными участниками внешнеэкономического обмена, использования для ведения взаимных расчетов национальных денежных единиц обеих стран на равноправной основе, обеспеченным твердым курсовым соотношением между ними. В середине 1947 года уже имелось свыше 200 подобных валютных и платежных соглашений, которыми были связаны между собой практически все государства Западной Европы.

Подобная система позволяла каждой паре стран использовать свои национальные валюты в качестве регулярных международных платежных средств, и при равенстве взаимных поставок ничего другого и не требовалось. Нарушение равновесия, естественно осложняло ситуацию: у страны-кредитора скапливались нереализуемые излишки валюты страны-должника, и их приходилось выкупать за золото и доллары. В итоге каждое валютное соглашение, по существу, обеспечивало взаимную конвертируемость участвующих валют, и с ростом сети подобных соглашений такая локальная и региональная обратимость охватывала все более значительное пространство. Вершиной коллективных действий в данной области явилось создание европейского платежного союза, который на протяжении восьми с половиной лет обеспечивал урегулирование взаимных платежей его 17 участников, что послужило важным вкладом в решение проблемы достижения обратимости.

Уже к середине 50-х годов сначала в Великобритании, а затем и в других странах сложилась, по существу, свободная рыночная торговля европейскими валютами: операциями по купле-продаже стали заниматься преимущественно коммерческие банки. Сложился основной механизм обратимости - валютный рынок.

Для перехода к обратимости в масштабах мира оставалось сделать один завершающий шаг - снять ограничения по сделкам с долларами на европейских валютных рынках. И этот шаг был сделан в конце 1958 года, когда в девяти главных западноевропейских странах иностранные держатели местных валют получили право беспрепятственного их обмена на доллары через коммерческие банки для совершения валютных операций, что означало возврат к внешней обратимости. А через два года в результате распространения такого же режима на резидентов была установлена и внутренняя обратимость западноевропейских валют.

1.5.2. Япония

В процессе послевоенного восстановления экономического потенциала и возврата в сообщество ведущих промышленных держав Япония достаточно успешно справилась и с задачей превращения иены в конвертируемую валюту, сравнимую по режиму и статусу с денежными единицами других развитых стран. В отличие от европейской практики Япония достигла этой цели в одиночку.

Послевоенная история японской иены может служить убедительным примером эволюции от абсолютно замкнутой и в высшей степени обесцененной денежной единицы к устойчивой свободно обратимой валюте, причем в ходе трансформации централизованно-административного управления экономикой в рыночную систему хозяйствования.

Опора на рыночные силы в сочетании с реализацией жесткой стартовой программы позволила Японии в сравнительно короткий исторический срок создать необходимую экономическую базу обратимости. Промышленное производство, структурно ориентированное на новые отрасли и технологии, в 1960 году превысило довоенный уровень в 4,4 раза, а в 1963 году - в 5 раз. Стоимость экспорта, все более смещавшегося на рынки промышленно развитых стран, достигла в 1960 году 4 млрд., а в 1963 году - 5,5 млрд. долларов против 0,8 млрд. в 1950 году.

График 1.

Активность платежного баланса с 1951 по 1960 год позволила накопить значительные по тем временам валютные резервы, превысившие в 1963 году 2 млрд. долларов.

Однако пока иена оставалась сугубо замкнутой валютой, ориентированной только на внутреннее денежное обращение. Она не использовалась для внешних операций ни как валюта платежа, ни как валюта цен, не вывозилась за рубеж, и не котировалось на заграничных рынках.

Все валютные ресурсы страны концентрировалось в распоряжении государства, и все валютные операции находились под строгим государственным контролем. Любые валютные поступления подлежали обязательной сдаче в централизованный валютный фонд в обмен на иены по твердому официальному курсу. Иностранная валюта расходовалась только в установленных государством пределах и лишь на заранее определенные цели, что фиксировалось в специальных валютных бюджетах, составляющихся на каждые полгода. Проведение конкретных операций по купле-продаже иностранной валюты возлагалась на крупнейшие японские коммерческие банки, действующие по уполномочию государства.

Демонтаж этой монопольной структуры начался лишь с середины 1960 года, когда Япония сочла себя достаточно подготовленной к переходу к свободной конвертируемости. В качестве первого шага был снят запрет на использование иены в сфере международных расчетов и платежей по примеру Западной Европы установлен режим ее внешней обратимости по текущим операциям. Спустя три года были упразднены валютные бюджеты, отменена обязательная сдача в государственный резерв иностранной выручки, а к внешней обратимости прибавилась и внутренняя. В апреле 1964 года Япония официально стала страной с конвертируемой валютой, присоединившись к VIII статье Устава Международного Валютного фонда.

В последующие годы успехи японской экономики позволили отменить и все остальные валютные ограничения. Это сделало иену полностью обратимой валютой, все шире используемой в мировой практике как общепризнанное расчетное, платежное и резервное средство. По данным Международного Валютного фонда, в начале 1995 года накопления японской валюты в официальных валютных запасах других стран превышали 83 млрд. долларов, превосходя по объему резервы фунтов стерлингов, швейцарских и французских франков вместе взятых. Вслед за долларом и немецкой маркой иена прочно входит в первую тройку наиболее используемых и авторитетных валют, и, судя по всему, ее “интернационализация” будет продолжаться.

Глава 2. На пути к конвертируемому рублю

На данный момент, чтобы добиться реального прогресса в проведении экономических реформ и стабилизации экономики, необходимо, помимо всего прочего, уделить должное внимание своей национальной валюте. Обратимость национальных денег есть своеобразный показатель развитости и стабильности страны.

Однако очевидно, что при подходах к проблеме конвертируемости мы сталкиваемся с серьезным противоречием: экономическая реформа в полной мере невозможна без обратимости национальной валюты, но в то же время и обратимость рубля в полной мере невозможна без успешного развертывания реформы. Решение этого противоречия, очевидно, заключается в постепенном, частичном и взаимно согласованном продвижении к цели с “обоих концов”: осторожном принятии ограниченных форм конвертируемости (что уже достигнуто) для стимулирования желаемых изменений в экономике, с одной стороны, и постепенном накоплении экономико-политических предпосылок для введения более развернутых форм обратимости, с другой стороны.

2.1. Отмена государственной валютной монополии

Советское правительство поступило совершенно иначе, полностью отказавшись от валютной монополии. 1 марта 1991 года был принят Закон “О валютном регулировании”, который изменил основные принципы осуществления валютных операций во внутреннем хозяйственном обороте и международных расчетах, а также права и обязанности в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями. Этот закон послужил основой нового кодекса “правил игры” в валютной сфере. С этого момента валютные отношения в нашей стране частично были отданы во власть рыночной экономики. Чрезвычайно существенно, что в Законе был сделан первый шаг, совершенно необходимый для преодоления замкнутости рубля и для подготовки его вывода на международную арену. В перечень валютных операций официально включались операции, связанные с использованием валюты СССР в качестве средства платежа при осуществлении внешнеэкономической деятельности, а Госбанку СССР давалось поручение установить конкретный порядок расчетов в рублях при проведении валютных операций. На уровне Закона декларировалось намерение смягчить дискриминационный режим в отношении использования рублей иностранцами. «Валюта СССР,- говорилось в статье 2 Закона, - может быть объектом собственности нерезидентов, если ее источником являются средства в иностранной валюте, ввезенные или переведенные в СССР из-за границы и полученные внутри СССР на законном основании». К сожалению, кроме этого положения в плане ”интернационализации” рубля больше ничего не предпринималось. Принципиальная возможность использования советской валюты в качестве средства платежа по внешнеторговым операциям откладывалась на “потом”. А в установлениях Госбанка все расчеты по внешнеэкономическим сделкам между юридическими лицами-резидентами и юридическими лицами-нерезидентами предписывалось осуществлять в свободно конвертируемой валюте. На практике это означало тотальную “долларизацию” внешнеэкономического оборота страны. Фактически был сделан шаг назад по сравнению с существовавшей практикой, когда значительная часть расчетов совершалась не в конвертируемых валютах, а, например, в переводных рублях. Эти нововведения имели самые катастрофические последствия для торговых отношений с нашими главными партнерами - странами Восточной Европы.

Более того, в Законе не нашлось места для четких критериев относительно внутреннего обращения иностранной валюты. Отрицательный эффект проникновения “чужих” денег в отечественный торгово-денежный оборот не замедлил сказаться, однако это уже стало достоянием не Советской, а новой российской действительности.

Развал СССР прервал наметившийся было курс на постепенное, поэтапное осуществление мероприятий по преодолению замкнутости советской валюты и повороту ее - по мере формирования коренных экономических предпосылок - в сторону конвертируемости. Противоестественная попытка сочетания государственного суверенитета с сохранением “рублевой зоны” закончилась неудачей. Однако понадобилось почти два года, чтобы руководство стран СНГ приступило к формированию собственных денежных единиц, осознав правоту классического принципа “суверенное государство - самостоятельная национальная валюта”. Хотя этот принцип в настоящее время потерял свою актуальность, так как активная экономическая интеграция стран в мировое хозяйство стала причиной создания наднациональных валют (переводной рубль, экю, СДР и т.д.) и тем более единой европейской валюты, которая в недалеком будущем полностью заменит национальные денежные единицы стран-участниц Европейского союза; для государств СНГ это утверждение было более чем справедливым: финансовые системы новых государственных образований на территории бывшего СССР были сильно дестабилизированы беспорядочными эмиссиями, растущими взаимными неплатежами и т.п.

В этих условиях, абсолютно противоречащих интересам России, было произведено изъятие старой советской наличности и замена ее на новые банкноты Центрального банка России. Обмен купюр и прекращение автоматической передачи новой наличности за пределы России означали завершение формирования национальной денежной единицы - российского рубля - с возвращением юрисдикции над его эмиссией, использованием и обращением в границы Российской Федерации.

По сравнению с советским рублем современный российский обращается на гораздо меньшей территории и обслуживает гораздо меньшее число жителей. Только эти факторы сокращают потенциал новой валюты, по меньшей мере, на одну треть. Однако неизмеримо больший ущерб базису обратимости, по мнению большинства экономистов, причинила экономическая политика новых руководителей России. Методы ”шоковой терапии” оказали крайне отрицательное воздействие на экономику нашей страны, в том числе и на конвертируемость российской национальной валюты.

Таблица 3.

Некоторые показатели экономической ситуации в России на момент введения внутренней конвертируемости.

1990 1991 1992 1993
ВВП 100 91 74 65
Промышленное производство 100 92 75 63
Денежная масса 890 928 7140 36718
Индекс 1 1,04 8,02 41,26
Валютный курс рубля руб./$ 1,7 1,7 448 1247
Потребительские цены 1 2,6 67,6 635,4

Источник: “Экономика и жизнь”, “Вестник банка России”, “Бюллетень банковской статистики ” за 1993-1994 гг.

Казалось бы, при таких показателях постановка вопроса о переходе к конвертируемости в свете имеющегося мирового опыта и оправдавшей себя практики должна выглядеть неактуальной, рискованной и сулящей новые потери. Однако намеренно или в силу некомпетентности руководители новой России включили в пакет мероприятий по “шоковой терапии” немедленный и одномоментный переход к конвертируемому рублю.

2.2. Переход к внутренней конвертируемости рубля

С 1 января 1992 г. вместо действовавшего в России официального твердого курса, который составлял 1,7 рублей за доллар США, были введены рыночный курс Центрального банка Российской Федерации, основанный на котировках Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ), и коммерческий курс, применявшийся для закупки 40% процентов обязательных продаж валютной выручки предприятиями-экспортерами. Рыночный валютный курс, согласно введенным сначала года правилам валютного регулирования, стал основным валютным курсом, обслуживающим экспорт и импорт.

С первого июля были отменены коммерческий валютный курс, также дифференцированные коэффициенты расчета импортной стоимости и введен единый плавающий курс рубля, определяющийся на базе котировок ММВБ. Это стало не столько результатом искусственной ориентации на рекомендации Международного валютного фонда, сколько вполне объективным последствием расширения операций на легальном биржевом (валютном) рынке.

Наряду с биржевым межбанковским валютным рынком начал действовать внебиржевой валютный рынок, представляющий собой сделки по купле-продаже валюты между банками. Этот рынок имеет некоторые преимущества перед биржевым ввиду относительной дешевизны и более высокой оперативности в расчетах.

На валютных биржах устанавливается рыночный курс, который зависит от спроса и предложения на валюту. Поскольку в условиях инфляции многие стремятся держать свои сбережения в СКВ, и, прежде всего, в долларах, на валютных биржах спрос на доллары был достаточно большим и в результате рыночный курс доллара в рублях значительно выше, чем паритет покупательской способности доллара в рублях, представляющий собой соотношение цен на основные товары и услуги в рублях и долларах.

Все эти новые принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного контроля, права и обязанности лиц в отношении владения, распоряжения и пользования валютными ценностями были зафиксированы в Законе Российской Федерации “О валютном регулировании и валютном контроле” от 9 октября 1992 года.

Вот некоторые положения Закона, касающиеся конвертируемости российской национальной валюты:

1.Расчеты между резидентами осуществляются в валюте Российской Федерации без ограничений.

2. Порядок приобретения и использования в Российской Федерации валюты Российской Федерации нерезидентами устанавливается Центральным банком Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации.

3.Вызов и пересылка из Российской Федерации валюты Российской Федерации и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации, осуществляется резидентами и нерезидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации совместно с Министерство финансов Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. (Статья 2. Защита валюты Российской Федерации).

1.Валютные ценности в Российской Федерации могут находиться в собственности как резидентов, так и нерезидентов... (Статья 3. Право собственности на валютные ценности).

1.Резиденты имеют право покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в порядке и на цели, определяемые Центральным банком Российской Федерации.

2.Покупка и продажа иностранной валюты в Российской Федерации производится через уполномоченные банки...

Покупка и продажа иностранной валюты минуя уполномоченные банки не допускается. (Статья 4. Внутренний валютный рынок Российской Федерации).

1.Резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в уполномоченных банках.

Иностранная валюта, получаемая предпринимателями-резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках...

2. Резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации... (Статья 5. Счета резидентов в национальной валюте).

1.Текущие валютные операции совершаются резидентами без ограничений.

2.Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.

3.Резиденты имеют право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию... (Статья 6. Валютные операции резидентов).

1.Нерезиденты могут иметь счета в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации в уполномоченных банках. (Статья 7. Счета нерезидентов в иностранной валюте).

1.Нерезиденты имеют право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию...

2.Нерезиденты имеют право продавать и покупать иностранную валюту за валюту Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.

4.Порядок перевода, вывоза, и пересылки нерезидентами из Российской Федерации валютных ценностей устанавливает Центральный банк Российской Федерации совместно с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. (Статья 8. Валютные операции нерезидентов).

Для полного анонса законодательной базы Российской Федерации относительно валютных отношений в Российской Федерации следует также привести некоторые выписки из инструкции Центрального банка Российской Федерации от 29 июня 1992 г. :

«Предприятия независимо от форм собственности, включая предприятия с участием иностранных инвестиций, осуществляют обязательную продажу 50% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем валютном рынке Российской Федерации через уполномоченные банки Российской Федерации по рыночному курсу».

Данные законопроекты означали одно: валюта Российской Федерации одномоментным политическим решением фактически приобрела качества внутренней и ограниченной внешней обратимости. Но оправдывала ли общая экономическая и политическая ситуация в России подобные скоропалительные действия, на которых настаивал МВФ.

2.3. Почему рубль не стал в то время действительно обратимой валютой

В мировой практике выделяются три основные причины неконвертируемости денег: 1) завышенный валютный курс ; 2) нерациональные внутренние цены; 3) товарная неконвертируемость.

Первая причина в основном является болезнью развитой рыночной экономики, поэтому России это пока мало касается. После отмены твердого курса рубля произошло обвальное падение его рыночного курса, так что его сегодняшнее состояние никак нельзя назвать завышенным.

График 2

Динамика уровня покупательской способности рубля (в %)

Таблица 4

Индексы потребительских цен и курса доллара

(по отношению к предыдущему году)

1992 1993 1994 1995 1996 1997
Индекс потребительских цен (раз) 26,1 9,4 3,2 2,3 1,2 1,093
Индекс курса доллара (раз) 244,1 3 2,8 1,3 1,2 1,072
курс доллара (руб./$) 415 1247 3550 4640 5560 5960

Источник: Россия в цифрах. - 1997.

Завышенный валютный курс часто приводит к дефициту платежного баланса по текущим операциям. Постоянный дефицит приводит к неконвертируемости по мере истощения резервов иностранной валюты. Для нашей страны это опять же несущественно важно, т.к. российский экспорт всегда превосходил импорт. К сожалению, его структура оставляет желать лучшего, но торговое сальдо в России всегда было положительным.

Что касается цен, то после отмены диктаторской государственной ценовой политики, потребительская стоимость большинства товаров и услуг стала зависеть от рыночной ситуации. На протяжении последних лет российские цены приближались к мировым эквивалентам.

Товарная неконвертируемость, являлась основной причиной плохой обратимости российской национальной валюты, означало, что только относительно небольшой ассортимент товаров, услуг и имущества свободно покупается нерезидентами.

Низкое качество и неразнообразие большей части российской продукции, являлось следствием административно-планового ведения хозяйства на протяжении 70 лет, сводилась к нулю конкурентоспособность этой продукции на мировом рынке, несмотря на дешевизну российской рабочей силы. А ведь именно способность свободно переводить деньги в широкий ассортимент товаров и имущества является основным фактором, делающим западные валюты конвертируемыми.

Так, на фоне более чем очевидного спада промышленного производства, нестабильности финансовой системы одномоментный переход к “конвертируемому” рублю стал причиной еще большего усугубления экономического положения в стране.

2.4. Негативные последствия введения режима «внутренней конвертируемости»

Хотя, судя по внешним признакам, российские предприятия и граждане могут теперь менять свои отечественные деньги на иностранную валюту также свободно, как это делают резиденты, скажем, в Бельгии, Швеции, Австралии или в Сингапуре. Что же касается обмена наличных банкнот, то такого либерального режима вообще нет нигде в мире.

Если ограничить понимание конвертируемости той или иной степенью свободы обмена одной денежной единицы на другую, то все как будто бы правильно: механизм внутренней конвертируемости так или иначе действует; благодаря ему иностранная валюта стала более доступной для предприятий и граждан России, что сделало ограниченно “конвертируемый” рубль по сравнению с советским гораздо предпочтительней с этой точки зрения.

Но если посмотреть на дело глубже, если видеть в обратимости не просто факт обмениваемости денег как таковой, а возможность подлинной конвертируемости, т.е. проявление особого свойства национальной валюты, позволяющего полноправно и полнокровно участвовать в международном разделении труда, то напрашиваются иные оценки происходящего в России - более нелицеприятные и дистанирующиеся от оптимистических ожиданий Правительства.

Привычка радикалов-реформаторов идти “своим путем” в полной мере сказалась и на эксперименте с “внутренней конвертируемостью”. Во всем мире достижение обратимости валюты означало максимально возможное укрепление позиций и авторитета национальной денежной единицы внутри страны и за рубежом - на основе валютно-финансовой стабильности, относительной сбалансированности внутренних и внешних факторов производства, динамичного экономического роста. “Внутренняя конвертируемость” по-российски - это вовсе не особое, приобретенное с годами и экономически обусловленное свойство национальной валюты свободно и с минимальными издержками превращаться в равнокачественные денежные единицы других стран. Это, скорее, способ и возможность приобрести иностранную валюту и распорядиться ею без участия государства.

Механизм «внутренней конвертируемости” не только открыл доступ к иностранным валютам, но и поощрил их использование для международных платежей, что неизбежно привело СКВ, и, прежде всего, доллар, в центр валютно-платежного устройства России, обеспечило так называемую «долларизацию» страны. Что же касается собственной национальной валюты, то повышением ее роли и международного авторитета намеренно или по недомыслию пренебрегали, о чем говорят следующие обстоятельства.

Во-первых, в базовом российском Законе “О валютном регулировании и валютном контроле” вообще нет ни слова об использовании рубля в качестве средства платежа по внешнеэкономическим операциям.

Во-вторых, российские власти упорно уходили от того, чтобы взять на государственный уровень организацию системы международных расчетов с использованием собственной национальной валюты ответственность за их осуществление, переключив эту работу на страх и риск коммерческого банковского звена. Ничтожный эффект подобной ориентации был очевиден: деградирующий рубль не мог выйти на международную арену без специальной государственной поддержки.

В-третьих, откровенно против международного авторитета рубля «работала» официальная курсовая политика. Отказ правительства и Центрального банка Российской Федерации от обещанного установления регулируемого фиксированного курса, бездумное подражание западной практике “плавающих” котировок - все это имело своим конечным итогом более чем тысячекратное падение рубля относительно доллара, что послужило, особенно на начальном этапе, мощным стимулом инфляционного взлета цен внутри страны. Это отбросило рубль в число самых второстепенных валют.

По прошествии ряда лет отчетливо проявились положительные результаты использования регулируемого фиксированного курса в некоторых странах переходного периода. Речь идет о Чехии, Словакии, государствах Балтии, где степень инфляции оказалась во много раз ниже, чем в России и других пост-социалистических странах с “плавающими” курсами.

В-четвертых, существующий порядок распоряжения валютной выручкой также не помогает укреплению позиций рубля. При относительно небольшом спросе на российскую валюту со стороны иностранцев чрезвычайно актуально стимулирование такого спроса со стороны резидентов. Как показывает мировой опыт, нужный эффект достигается, среди прочего, установлением обязательной продажи всех поступлений в иностранной валюте в обмен на местные деньги с соответствующим поддерживающим воздействием этого постоянного фактора на их валютный курс. В России уже несколько лет обещают ввести такое регулирование, однако, пока экспортеры обязаны продавать всего 50% выручки в СКВ на внутреннем валютном рынке.

По официальной версии, “внутренняя конвертируемость”, должна была, среди прочего, обеспечить открытость национальной экономики перед благотворным влиянием интернационального мирового рынка. В действительности дело обернулось односторонней и беспрецедентной перекачкой колоссальных валютных средств за рубеж через частные коммерческо-банковские каналы, что нанесло стране невосполнимый ущерб. По самым скромным подсчетам заграничные активы российских коммерческих банков составляют не менее 20 млрд. долларов, что превышает текущие официальные валютные резервы Российской Федерации.

График 3

Динамика иностранных активов коммерческих банков

($ млрд.)

Источник: “Экономика и жизнь.” - 1997. - №21.

Механизм “внутренней конвертируемости” требует постоянного притока иностранных платежных средств для продажи за рубли, однако способы, с помощью которых обеспечивается возможность получения СКВ на российском валютном рынке, никак не отвечает принципам здоровой и независимой национальной экономики.

В обстановке глубокого структурного экономического кризиса поддержание “внутренней конвертируемости” достигается очень дорогой ценой - ценой международного банкротства России, фактически отказавшейся платить по своим валютным долгам продолжающей нарушать текущие платежные обязательства, ценой усиления унизительной долговой зависимости от западных держав и международных организаций, расчетливо и дозировано кредитующих Россию, исходя из далеко идущих собственных интересов.

2.5. Действия Правительства Российской Федерации, направленные на достижение внешней обратимости рубля.

Несмотря на очевидность отрицательных последствий “внутренней конвертируемости” рубля для российской экономики, Правительство Российской Федерации с 1 июня 1996 г. приняло на себя обязательства, налагаемые на страны-члены МВФ статьей VIII, согласно которым рубль становится свободно конвертируемой валютой. Согласно этим обязательствам Российская Федерация не может вводить ограничения на платежи и переводы по текущим операциям, практиковать использование множественных валютных курсов или дискриминационные правила валютного регулирования. А в соответствии с пунктом 4 этой статьи Центральный Банк Российской Федерации принимает на себя обязательства выкупать рублевые остатки, имеющиеся у других стран-членов МВФ. Выкуп может осуществляться либо в СДР, либо в валюте страны, его запросившей.

Инструкцией Центрального банка Российской Федерации №16 “О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации” был создан механизм свободной репатриации рублевых средств, полученных нерезидентами при проведении текущих операций. В соответствии с этой инструкцией банки и предприятия-нерезиденты впервые получили возможность конвертировать в иностранную валюту находящиеся на их рублевых счетах средства без применения замысловатых схем с использованием фиктивных договоров. Снятие ограничений на конвертируемость рублевых средств нерезидентами в условиях относительной стабильности национальной валюты не привело к массовому оттоку валюты за рубеж как ввиду незначительности объемов этих средств, так по причине простого перераспределения каналов конвертируемости от теневых к открытым.

Возможность без проблем репатриировать свою рублевую выручку инициировала более активное открытие нерезидентами счетов в России. Одновременно значительно увеличился оборот средств, проходящих по этим счетам, т.е. у нерезидентов появилась серьезная заинтересованность в работе с рублями. Эту тенденцию можно проиллюстрировать на примере корреспондентских счетов банков-нерезидентов и текущих счетов фирм-нерезидентов, открытых в банках Санкт-Петербурга.

Таблица 5

Остаток средств (млн. руб.)

1 января 1996 г. 1 января 1997 г.
Банки 18 848 81 260
Фирмы 11 800 19 973

Источник: Деньги и кредит, 1998, №1

Работа с рублевыми счетами дает возможность нерезидентам избегать процедур валютного контроля и необходимости получения лицензий Центрального банка Российской Федерации по операциям, вольно или невольно попавших в категорию капитальных. Учитывая приведенные преимущества, можно прогнозировать постепенное увеличение доли рублевых расчетов по внешнеторговым операциям. Новым импульсом в развитии таких расчетов могла бы стать отмена требования о наличии филиала или представительства на территории России для открытия счета типа “Т”.

Банки-нерезиденты могут осуществлять покупку иностранной валюты вне зависимости от рода сделки, для выполнения которой на его рублевый корсчет поступили рубли. Но есть один немаловажный нюанс: банк-нерезидент имеет возможность купить свою национальную валюту у любого уполномоченного банка, ведущего его рублевый счет; другую иностранную валюту (по умолчанию СКВ) фактически - только у банка, имеющего генеральную лицензию Центрального банка Российской Федерации, т.е. канал конвертирования и перевода за рубеж СКВ на практике ограничен наиболее сильными и квалифицированными банками.

Присоединение России к VIII статье МВФ позволило нашей стране получить достаточно неплохой международный кредитный рейтинг. Ведущие мировые агенства признали условия для деятельности нерезидентов на территории Российской Федерации, соответствующими основным требованиям международных финансовых организаций и соглашений. После этого иностранные инвесторы стали пересматривать свои позиции в сторону увеличения доли средств, направляемых на российский рынок. Достаточно красноречиво это подтверждается объемами вложений нерезидентов в российские государственные и корпоративные бумаги в III квартале 1997 года (по разным оценкам не менее 30 и 50% суммарной капитализации рынка соответственно). Однако, как показал опыт мирового финансового кризиса конца 1997 г., иностранные деньги весьма нестабильная “субстанция”. Краткосрочные спекулятивные средства быстро приходят в страну, но при малейшей нестабильности еще быстрее убегают, вызывая “цепную реакцию” и среди отечественных инвесторов. Поскольку кризисы различного масштаба цикличны и финансовые потери для государства при этом практически неизбежны, на первый план выходит проблема поиска эффективного набора экстренных мер, позволяющих минимизировать негативные последствия кризиса.

В 1997 г. денежно-кредитная политика Центрального банка России была направлена на сдерживание резких колебаний курса национальной валюты. Это способствовало снижению инфляционных ожиданий и давало возможность участникам внешнеэкономической деятельности формировать устойчивые целевые ориентиры. В результате официальный курс рубля к доллару на конец года составил 5960 руб./$ и находился в рамках установленного Банком России валютного коридора.

Еще одним аспектом развития позитивных процессов в отношении обратимости российской валюты стало укрепление авторитета страны в мировом сообществе. В этом контексте нельзя не отметить значение состоявшегося в сентябре 1997 г. Приема России в Парижский клуб стран-кредиторов в качестве полноправного члена. Это должно оказать позитивное воздействие на дальнейшую интеграцию России в международную валютно-финансовую систему, повышение эффективности использования российских внешних финансовых активов.

2.6. Деноминация и обратимость

Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 1997 г. “Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен” была объявлена грядущая в 1998 году деноминация .Решение Правительства с 1 января 1998 года убрать три нуля с российских банкнот аргументировалось следующим:

“Деноминация воздействует на оценки людей. Полновесный рубль должен укрепить доверие к нашей национальной валюте. Деноминация сделает простым и понятным соотношение с мировыми ценами, удобным для обращения масштаб цен, как для населения, так и для экономики в целом. Конвертируемый российский рубль станет полноценной валютой. Появится заинтересованность в зарабатывании денежных средств ради того, чтобы приобрести состояние именно в рублях...”.

«Деноминация не чисто технический акт. Она связана с макроэкономическими изменениями в стране, в частности с укреплением национальной валюты...».

С другой стороны, большинство независимых экспертов не придают особого значения решению Правительства уменьшить нарицательную стоимость российской денежной единицы в 1000 раз.

“В мировой истории деноминация - дело нередкое и в подавляющем большинстве мало примечательное. Только после Второй Мировой войны в мире было проведено свыше 600 подобных мероприятий...

В нормальной экономике деноминация - чисто техническое и скучное мероприятие..”

2.7. Тенденции к ужесточению валютной политики

Несмотря на стремление Правительства как можно сильнее либерализировать валютные отношения в России большинство экономистов считают ужесточение валютного политики необходимым на сегодняшний момент условием. При этом речь идет не о возврате к государственной валютной монополии, а об установлении на месте с трудом управляемого валютного рынка, опирающегося на современный режим “конвертируемости”, разумной взвешенной системы государственных валютных ограничений, к которым прибегали и продолжают прибегать другие страны при кризисных и чрезвычайных обострениях экономической ситуации.

Конкретные предлагаемые сторонниками усиления валютного контроля меры заключаются в следующем:

совершенствование и ужесточение работы валютных бирж с целью ограничения размеров спекулятивных сделок;

изменение курсовой политики (постепенный переход к фиксированному курсу рубля);

серьезная активизация контрольных функций Центрального банка, с тем чтобы на всех уровнях четко отслеживалась грань между текущими валютными операциями и операциями капитального характера;

установление обязательного 100-процентного обмена валютных поступлений на рубли, причем с таким расчетом, чтобы максимальная доля обмениваемой валюты сосредотачивалась в Центральном банке;

вытеснение доллара из экономического и денежного оборота внутри страны;

организация на государственном уровне упорядоченного использования рубля как средства международных расчетов и платежей, начиная со стран ближнего зарубежья.

Глава 3. Перспективы конвертируемости российской национальной валюты.

С июля 2006 года в России введена полная конвертируемость рубля. На сегодняшний день это является как нельзя более удачным обстоятельством. Власть, в общем-то, удержалась от многочисленных популистских искушений нарушить базовый экономический принцип: национальный доход не размножается делением. У России уже несколько лет профицитный бюджет, значительное положительное сальдо торгового баланса. Политическая ситуация стабильна, а с около 150 миллиардами долларов золотовалютных резервов государство может не опасаться атак валютных спекулянтов на рубль. Резервы превышают всю денежную базу примерно в 1,8 раза. Более того, ЦБ за счет одних ЗВР может выкупить чуть не 90 процентов всей денежной массы.

Но потребуется демонтировать еще важнейшее препятствие на пути к становлению рубля полностью конвертируемой валютой – недоверие к рублю. Многие миллиарды долларов в чулках у граждан и на зарубежных счетах инвесторов не работают в российской экономике из-за опасений вкладываться в рубль. Главная причина недоверия - инфляция. Поэтому в ближайшее время необходимо направить главные усилия государства на прекращение роста цен, в первую очередь - прямо и косвенно регулируемых государством. Тогда будет выполнено и последнее условие достижения фактической полной конвертируемости рубля - доверие к национальной денежной единице внутри страны и за рубежом[4] .

Заключение

Конечно, на данный момент рубль является лишь условно полностью конвертируемой валютой, т.к. сейчас это оформлено лишь формально, а на практике этого придется еще подождать. Проблема востребованности рубля как средства международных расчетов так и не преодолена, и реальной альтернативы доллару и евро пока не существует.

Сейчас первая задача России состоит в том, чтобы обеспечить устойчивый спрос на национальную валюту в международном экономическом пространстве (использование рубля в международных расчетах, сбережениях). Поэтому формальной конвертируемости рубля уже достаточно для того, чтобы широко распахнуть двери иностранным инвесторам в нашу страну. Россия сейчас входит в четверку самых привлекательных для инвесторов стран наряду с Бразилией, Индией и Китаем.

Увеличение участия западных кредиторов на российском долговом рынке будет способствовать увеличению его емкости и созданию более конкурентных условий заимствования, что позволит российским компаниям активнее занимать позиции на внутреннем рынке. Помимо потенциального интереса западных центральных банков к инструментам российского долгового рынка, Министерство финансов РФ прогнозирует рост их интереса к российской валюте, говоря о возможности перевода в ближайшие годы небольшой части валютных резервов стран — торговых партнеров (прежде всего Китая и ряда европейских государств) в рубли. Если прогноз воплотится в жизнь, это будет означать переход на качественно новый уровень и повышение статуса российской валюты, а также станет важным шагом в переходе к реальной конвертируемости рубля.

Падение преград на пути иностранного капитала в Россию может похоронить мечты о слабом рубле навсегда: укрепление российской валюты в долгосрочном периоде станет неизбежным следствием валютной либерализации.

Список литературы

1) Белова Т.А. - Текущие валютные счета организаций - М. - Консалтбанкир - 1995.

2) Борисов С.М. - Рубль: золотой, червонный, советский, российский... Проблема конвертируемости. - М. - Инфра-М - 1997.

3) Бункина М.К. - Деньги, банки, валюта. - М. - АО”ДИС” - 1994.

4) Валовая Т.Д. - Валютный курс и его колебания - М. - Финстатинформ - 1995.

5) Внешнеэкономический бизнес в России - Справочник - М. - Республика - 1997.

6) Дадашев А.З. - Финансовая система России. - М. - Инфра-М - 1997.

7) Как сделать рубль конвертируемым? (По материалам международного конкурса на лучшую работу по конвертируемости рубля (Москва-Вашингтон, август 1989 - май 1990г.)) - М. - Финансы и статистика - 1990.

8) Коровкин В.В. - Оформление валютных операции - М. - ПРИОР - 1995.

9) Носкова И.Я. - Финансовые и валютные операции. - М. - Консалтбанкир - 1996.

10)Российская газета - Федеральный выпуск №3933 от 24 ноября 2005 г.

11)Россия в цифрах - Краткий статистический сборник - М. - Издательский центр Госкомстата России - 1997.

12)Салуцкий А. - Загадка “черного вторника” - М. - ВетеранМП - 1995.

13)Финансовая стабилизация в России. - под ред. Илларионова А.Н. - М. - Прогресс академия - 1995.

14)Финансы в России - Статистический сборник - М. - Госкомстат России - 1996. Российский экономический журнал - 1998 - №

15)Алмазова Ольга - Конвертировать любой ценой? - Экономика и жизнь - 1996 - №26.

16)Баранова Т.М., Буданова Д.А. - О регулировании операций нерезидентов на российском финансовом рынке. - Деньги и кредит - 1998 - №1.

17) Борисов С.М. - Конвертируемый рубль? - Деньги и кредит - 1995 - №5.

18) Глазьев С., Маневич В. - Социально-экономическая эволюция России: об итогах-97 и сценариях ближайшего. - Российский экономический журнал - 1998 - №1.

19)Макаревич Л.М. 200 правил бизнеса. - М.: Дело и Сервис, 2003.

20)Миклашевская Н. - Платежный баланс - Мировая экономика и международные отношения - 1998 - №1.

21)Основные тенденции развития экономики России: итоги 1997 и прогнозы на 1998. - Деньги и кредит - 1998 - №1.

22)Федякина Л.Н. = Международные финансы. – СПб.: Питер, 2005.

23)Шагалов Г., Маневич В., Перламутров В. - Переход к внешней конвертируемости рубля. - Российский экономический журнал - 1997


[1] Российская газета - Федеральный выпуск №3933 от 24 ноября 2005 г.

[2] Федякина Л.Н. = Международные финансы. – СПб.: Питер, 2005.

[3] Макаревич Л.М. 200 правил бизнеса. - М.: Дело и Сервис, 2003.

[4] Российская газета - Федеральный выпуск №3933 от 24 ноября 2005 г.

Скачать архив с текстом документа