Краткая всемирная история налогов
СОДЕРЖАНИЕ: Краткая всемирная история налогов История налогов уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения их существования обнаруживаются примерно 2500 лет назад. Например, в Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась столь велика, что породила множество разнообразных налогов.Краткая всемирная история налогов
История налогов уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения их существования обнаруживаются примерно 2500 лет назад. Например, в Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась столь велика, что породила множество разнообразных налогов. Налоговые чиновники (их функции в то время выполняли писцы — самые грамотные члены общества) сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону наполнять государственную казну.
Основные проблемы, которые несколько тысяч лет определяли развитие способов налогообложения, можно сформулировать в виде двух простых вопросов: кто должен платить налоги с чего следует взимать налоги?
Ответ на первый вопрос на протяжении большей части известной нам истории человечества был один и тот же: платить налоги должно основное население - неблагородные, т. е. крестьяне, ремесленники, торговцы, жители колоний. Это их обязанность, поскольку своими деньгами они должны обеспечивать доходы правителей страны и их придворных. Идея налогообложения как обязанности свободного гражданина страны родилась относительно недавно — после того как в Англии, США, а затем и странах Западной Европы возникли конституции и демократические государственные механизмы.
При этом к современному пониманию механизма налогообложения человечество пришло не сразу. Вначале преобладала идея дара - гражданин делал подарок властелину в благодарность за защиту от врагов. Затем ее сменила идея смиренной просьбы правительства к народу о поддержке ради решения общих задач нации. Эта идея плавно переросла в представление о необходимости помощи граждан своему правительству денежными средствами. Четвертой ступенькой восхождения к современным налогам стала идея о жертвах, приносимых гражданами в интересах государства. Пятой - теория о долге гражданина перед государством.
Шестой уровень развития идеи налогообложения - убежденность в праве государства принудительно изымать деньги у граждан ради общего блага страны. И, наконец, на седьмой ступеньке налогового прогресса родилось представление о налогах как о необходимой плате за жизнь в цивилизованном обществе.
Что касается второго вопроса (с чего следует взимать налоги), то ответ на него человечество искало особенно долго, пытаясь определить способы взимания налогов, а точнее, ту базу, исходя из которой можно определять размер налоговых платежей для граждан и предприятий. Пример римской системы налогообложения - один из этапов таких поисков. Здесь с граждан разных провинций Империи взимались следующие налоги и сборы.
Основные виды налогов в Римской империи
1. Сбор на содержание надзора за рынком.
2. Портовые пошлины при погрузке и выгрузке.
3. Дорожная пошлина.
4. Налог за закрепление сделки (налог с продаж).
5. Сбор за ярлык для ослов.
6. Налог на наследство.
7. Сбор за обмен и размен денег.
8. Сбор при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати.
9. Сбор со скота.
10. Налог на владение рабами.
11. Налог в продовольственный фонд столицы.
12. Земельный налог.
13. Специальный налог на огороды.
14. Налог на вино.
15. Налог на пшеницу.
16. Налог на огурцы.
17. Сбор с квартирной платы.
18. Сбор с рыботорговцев.
19. Сбор с ломовиков.
20. Сбор с банщиков.
21. Сбор с проституток.
22. Подушная подать.
23. Налог на доход от фиников.
24. Налог на доход с земли под постройкой.
25. Сбор на воздвижение статуй.
26. Сбор на содержание неимущих.
27. Квартирный налог.
28. Пошлины с вина.
29. Сбор на содержание бань.
30. Сбор на содержание именитых гостей.
31. Сбор на содержание речной стражи.
32. Сбор на содержание тюрьмы для недоимщиков.
33. Сбор на содержание гарнизона.
34. Сбор на содержание сторожевых вышек.
35. Сбор на золотой венок в качестве выражения верноподданнических чувств представителю высшей власти.
36. Сбор на жалованье полиции.
37. Сбор на содержание и ремонт плотин.
38. Сбор на содержание сборщиков налогов.
39. Сбор на канцелярские принадлежности для правительственных учреждений.
40. Сбор на устройство зрелищ.
41. Сбор на содержание начальника района.
42. Сбор на благотворительность.
43. Налог на торговый оборот.
44. Налог на мыло.
45. Пошлины ввозные и вывозные.
46. Пошлины на пропуск в ворота.
Римские пошлины с вина - это косвенный налог, поскольку платить его должны были только те, кто вел торговлю вином. В ту же категорию попадает сбор за обмен и размен денег - его взимали лишь с тех, кому нужно было выполнить эти операции с денежными знаками. А вот сбор на золотой венок в качестве выражения верноподданнических чувств представителю высшей власти - это прямой налог, поскольку выражать верноподданнические чувства полагалось всем гражданам Рима.
И это не все. Если вспомнить старое утверждение Что облагается налогом, то убывает, то, может быть, именно в таком обложении налогами и состояла одна из основных причин гибели Римской империи? Во всяком случае, как это ни парадоксально, к концу существования этой великой империи древности государственный аппарат в ней располагал огромными богатствами. Эти богатства формировались к тому времени преимущественно за счет налогов на добычу полезных ископаемых, поборов с народов покоренных римлянами колоний и даров. При этом отсутствовали налоги на доходы - их заменяли налоги на наследство и подушный налог, который платили все граждане Рима (по схеме горизонтальной справедливости). Интересно отметить, что римлянами была построена дорожная сеть протяженностью 80 тыс. км не только ради облегчения перевозок грузов, но и для того, чтобы ускорить собираемость налогов со всех территорий огромной империи.
Система налогообложения была столь тяжкой, что породила массовую коррупцию: налогоплательщикам было легче и дешевле платить взятки чиновникам, чтобы те не замечали неуплаты налогов. Чтобы исправить ситуацию, император Гай Юлий Цезарь (100 - 44 годы до н.э.) вынужден был пойти на налоговую реформу - уменьшить количество налогов и установить государственный контроль за налогообложением.
Эта реформа несколько улучшила ситуацию, но затем налоговое бремя римлян вновь стало возрастать, что в конце концов, возможно, и стало одной из причин краха экономики, а затем и гибели великой Римской империи.
Увы, печальный опыт римского налоготворчества мало чему научил последующих правителей. Правда, во времена Средневековья налоги были мало распространены. Они были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. Содержание же короля, его двора, армии, равно как и благосостояние дворянства обеспечивались не столько за счет налогов, сколько за счет платы, которая взималась с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И о каких-либо принципах налоговой справедливости и рациональности в то время даже и говорить не приходится.
После распада феодальной системы основным объектом налогообложения закономерно стала земля - ведь именно она в те времена была главным источником богатства в экономике всех стран. Поначалу размер земельного налога определялся площадью сельскохозяйственных земель, и лишь потом родилась идея брать налог в зависимости от того годового дохода, который землевладелец мог получить от использования своей земли.
Но затем и этого показалось мало, и в североамериканских колониях Великобритании был введен всеобъемлющий налог на собственность. Он взимался не только с земли как таковой, но и с построек на ней, а также личного имущества и ожидаемых доходов людей, которые на этой земле жили. Надо сказать, что налоги издавна отражали изобретательность правителей всех стран и народов, а не только римских императоров. Например, в России известна история о том, как Петр I ввел налог на... бороды, чтобы, ударяя по карману, приучить своих подданных ежедневно бриться. Уплата такого налога подтверждалась специальным жетоном, который каждый бородач должен был носить с собой, чтобы его случайно не побрили насильно в наказание за неуплату.
Родившись из натуральных сборов, налоги получили широкое распространение после введения денежной системы. При этом особенно докучающим людям способом налогообложения были целевые налоги. В их основе лежала весьма нехитрая идея: Есть определенная государственная нужда? Введем для покрытия связанных с ней расходов новый налог.
Изучая построенные на этой идее древние налоговые системы, можно лишь поражаться тому, как люди вообще ухитрялись выживать и продолжать заниматься хозяйственной деятельностью при том изобилии целевых и прочих налогов, которое обрушивали на них власть предержащие. О том, что слово изобилие отнюдь не является преувеличением, свидетельствуют два очень схожих высказывания, разделенных семнадцатью веками. Первое принадлежит знаменитому римскому оратору Цицерону, который почти 2000 лет назад описал тогдашнюю систему налогообложения в своей стране фразой: Только мысль бесплатна.
А в 1668 году его слова почти дословно повторил агент английского короля в Голландии, сообщивший, что в Голландии налогами обложено все, кроме воздуха и воды. Увы, отчет был неверен: в действительности голландцы платили и за воздух (владельцы ветряных мельниц были обложены налогом на право использования ветра), и за воду - реки и каналы были перегорожены многочисленными шлюзами, миновать которые можно было, только уплатив сборщикам налогов.
Впрочем, не только в Голландии, но и в других странах правители взваливали на своих граждан непомерное налоговое бремя. Не случайно даже народная героиня Франции, впоследствии канонизированная католической церковью Жанна ДАрк (1412–1431 года), возглавившая французскую армию в 1429 году и сумевшая сначала освободить Орлеан от полугодовой осады англичан, а затем и короновать на трон принца Карла, в качестве главной награды попросила у нового короля лишь освобождения от налогов жителей ее родной деревушки Домреми. Может быть, еще и поэтому именно эту святую французы так любят и считают покровительницей своей страны.
Непомерное налоговое бремя постоянно вызывало раздражение граждан самых разных стран и вело даже к восстаниям (историки насчитывают только в Европе более 80 таких налоговых бунтов). Одним из самых знаменитых стало бостонское чаепитие.
Причина этих событий в том, что ранее Англия ввела для жителей колоний налог на покупку чая. Поначалу американцы не очень этим огорчились, так как многие из них наловчились привозить из Голландии чай контрабандой и за счет этого уклоняться от уплаты налога (примерно так работают сегодня российские челноки). Но затем англичане приняли закон, согласно которому легальный чай можно было ввозить в колонии без уплаты пошлины. В результате этот чай оказался даже дешевле, чем контрабандный, что лишило американских челноков дохода, но зато гарантировало англичанам получение чайного налога. Бостонцы потребовали, чтобы корабли, привезшие чай с налогами, ушли обратно в Англию, но британский губернатор Массачусетса Томас Хатчинсон заявил, что корабли останутся в порту, пока бостонцы не уплатят британской казне сумму налога, причитающуюся за этот чай. И тогда 16 декабря 1773 года жители Бостона, переодетые индейцами (чтобы англичане их не опознали), захватили три судна принадлежавшей Англии Ост-Индской компании и выбросили за борт привезенные этими судами, 342 ящика с чаем, а самого британского сборщика налогов повесили.
В ответ на это британские власти закрыли бостонский порт для всех кораблей, что, в свою очередь, стало сигналом для всеобщего восстания североамериканских колонистов против владычества Британии. Результатом стали потеря Британией этих своих колоний и рождение независимого государства - Соединенных Штатов Америки.
Эти и многие подобные события в конце концов заставили государственных деятелей и ученых задуматься о том, как сделать налоговые системы более разумными, простыми и соответственно менее раздражающими налогоплательщиков.
В итоге главным источником государственных доходов стали налоги на доходы граждан и организаций. Это было вполне закономерно, так как становление после промышленной революции нового устройства экономической жизни общества привело к появлению вместо практически единственного источника доходов - земли - множества видов доходов и богатства.
Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном. А когда войска французского императора были окончательно разгромлены, англичане тут же отменили этот неприятный налог, и почти четверть века власти не решались его вновь ввести. Возрожденный спустя десятилетия, он стал образцом для аналогичных налогов в других странах. Но и там он приживался столь же тяжело, как и в Англии. И это не удивительно, поскольку любые новшества в налоговой сфере всегда встречают сопротивление налогоплательщиков, объявляющих новый налог неразумным или несправедливым. В чем-то они правы, так как идеальных налогов не существует, и потому по сей день налоговое творчество не прекращается во всех странах мира. Ученые-экономисты и сотрудники налоговых служб пытаются найти такое устройство налоговой системы, которое позволяло бы, с одной стороны, собрать в бюджет суммы, достаточные для финансирования деятельности государства, а с другой - не подавляло бы экономической активности в стране.
Крайний взгляд здесь представляет теория, разработанная в XIX в. американским экономистом Г.Джорджем. Он полагал, что для процветания нации надо отменить все виды налогов, кроме налога на землю (ведь земля не может убыть и ее от налогообложения не скроешь). Самое любопытное, что за столетие, прошедшее с момента рождения этой теории, было собрано немало доказательств ее разумности, и все же ни одна страна не решилась принять ее на вооружение полностью.
Поиск идеальной системы налогообложения продолжается, и, наверное, он будет бесконечен, поскольку налоги должны приноравливаться и к особенностям страны, и к обычаям ее граждан, и к стадии экономического развития, на которой эта страна находится.