Кризисные ситуации в социально-экономических системах

СОДЕРЖАНИЕ: Понятие и основные принципы кризиса в производственной и экономической сферах, внешние и внутренние факторы, провоцирующие данные процессы. Продолжительность экономических циклов. Эффект акселератора. Социальное партнерство в антикризисном управлении.

План

1. Кризисные ситуации в социально-экономических системах (трехцикличная схема кризисов, внешние и внутренние факторы, вызывающие кризисы)

2. Социальное партнерство в антикризисном управлении

Список используемых источников


1. Кризисные ситуации в социально-экономических системах (трехцикличная схема кризисов, внешние и внутренние факторы, вызывающие кризисы)

Кризис образует исходную базу для новых массовых капиталовложений. Во-первых, потому, что он, обесценивая основной капитал, создает тем самым условия для обновления производственного аппарата. Во-вторых, он понуждает к тому, чтобы такое обновление происходило на новой технической основе, позволяющей снизить издержки производства и восстановить докризисный, а затем обеспечить и более высокий уровень прибыли. Расчищая путь для массовых инвестиций на новом техническом уровне, кризис толкает экономику к переходу в новую, превосходящую прежнюю фазу.

Кризис, таким образом, завершает период оборота большинства индивидуальных капиталов и дает начало новому циклу оборота. Осуществляется не только замена, но и обновление нового капитала. Моральный износ техники и динамика научно – технического прогресса таковы, что делают это обновление несинхронным применительно к масштабам всей экономики. Дополнительную неравномерность придает массовому обновлению основного капитала изменчивость конъюнктуры. Поэтому реальный циклический процесс предстает сложным явлением, обуславливаемым связанными между собой факторами – оборотом основного капитала, научно – техническим прогрессом, динамикой конъюнктуры. Соответственно для понимания данного цикла и должны изучаться все эти факторы в их конъюнктурных значениях и динамике.

Цикличность – это всеобщая форма движения национальных хозяйств и мирового хозяйства как единого целого. Она выражает неравномерность функционирования различных элементов национального хозяйства, смену революционных и эволюционных стадий его развития, экономического прогресса.

Цикличность – важнейший фактор экономической динамики, один из детерминанта макроэкономического равновесия. Наиболее характерная черта цикличности – движение происходит не по кругу, а по спирали.

Поэтому, цикличность – форма прогрессивного развития.

Цикличность – это движение от одного макроэкономического равновесия в масштабах, как минимум национальной экономики, к другому. Фактически это один из способов саморегулирования рыночной экономики, в том числе, ее отраслевой структуры.

Одновременно цикличность очень чувствительна к государственному воздействию на национальную экономику и на мировое хозяйство в целом.

Из сказанного ясно, что кризис служит толчком к массовому обновлению основного капитала в малых и внедрению базовых нововведений в больших циклах.

Однако условия для циклических колебаний создают не сами по себе капиталовложения. Важен объективно заложенный в общественно – экономической системе мотив инвестиционной деятельности. Им в нормально действующей рыночной экономике является достаточная прибыльность частного предпринимательства.

Если она обеспечивается, существует экономическая основа для распространения результатов экономического прогресса. Норма прибыли выступает, с одной стороны, показателем эффективности производства, с другой – его стимулом и регулятором. Снижение прибыли отражает падение эффективности предпринимательства, перенакопление капитала.

Средствами решения возникающих в данной связи проблем в рамках малых циклов служат модернизация и техническое улучшение производства, ведущие к расширению рынка. В рамках больших циклов для выхода из такой ситуации требуется уже структурная перестройка экономики с соответствующей модификацией сложившегося хозяйственного механизма. Решение данной задачи предполагает резкое усиление инновационной деятельности предпринимателей, перевод на принципиально новый технический уровень традиционных предприятий и отраслей производства, изменение форм и методов организации труда, использование рабочей силы, Следовательно большие циклы характеризуются не только расширением рынка, но и созданием новых рынков.

Изложенное позволяет, очевидно, провести грань между широко и часто используемыми в качестве синонимов понятиями: рост экономики и её развитие. Малые циклы, скорее, связаны с лишь с первым из этих понятий: в них достигается прежде всего устойчиво расширяющийся сбыт продукции. Он характеризуется не только количественным, большим нарастанием макроэкономических показателей, но и более глубоким изменением в накоплении капитала, сопровождаемым увеличением материального богатства общества. Иное дело развитие экономики, обозначающее, что в ней генерируются импульсы кардинального изменения её технической структуры. При реализации последних рынок пополняется множеством нововведений, причем не только товаров и услуг, но и технологий, ресурсов или новых ареалов сбыта. Объяснение здесь в том, что предпринимательская активность направляется на поиск ориентиров развития, поскольку прежние себя исчерпали.

Такой ход событий во многом диктуется тем, что низок риск нововведений. Инновации в подобных условиях становятся рыночным ориентиром для массы предпринимателей, определяя основное направление развития. В результате создаётся более ёмкий рынок сначала для факторов производства, а затем и для спектра отвечающих новым требованиям продукции и услуг. Чем эффективнее новые технологии, чем шире они распространяются в производстве и чем сильнее импульс, задаваемый инновациями всей экономике, тем успешнее накопление реального капитала, тем выше рост его эффективности или производительности. В этом заключается итог стадии развития, в целом обеспечивающий рост экономики и её благополучие на десятилетия.

С такой диалектикой развития, воплощенной в длинных «волнах», связано все циклическое движение.

Исследованию экономических циклов посвящены работы таких виднейших исследователей этого феномена, как Н. Шпитгоф, К. Маркс, Дж.М. Кейнс и многих других.

Особо следует подчеркнуть идею Й. Шумпетера о трехцикличной схеме, т.е. колебательных процессах в экономике, осуществляющихся как бы на трех уровнях, как и наиболее подходящей для описания многих явлений, происходящих в рыночной экономике. Он назвал эти циклы именами Н.Д. Кондратьева, К. Жугляра и Дж. Китчина.

Шумпетер считал, что в экономической системе проявляется взаимосвязь всех трех циклов.

П. Самуэльсон в своей известной книге «Экономика» определяет экономический цикл как общую черту почти для всех областей экономической жизни и для всех стран с рыночной экономикой. Признавая объективный характер экономического цикла, большинство современных экономистов предлагают изучать это явление через анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на характер цикла, его продолжительность, специфику проявления отдельных фаз.

К внешним факторам могут быть отнесены объективные и субъективные обстоятельства, вызывающие периодическую повторяемость экономических явлений и лежащие вне экономической системы.

Среди прочих внешних факторов можно отметить:

– войны, революции и другие политические потрясения;

– открытия крупных месторождений золота, урана, нефти и др. ценных ресурсов;

– освоение новых территорий и связанная с этим миграция населения, колебания численности населения земного шара;

– мощные прорывы в технологии, изобретения и инновации, позволяющие коренным образом менять структуру общественного производства.

Теории, объясняющие экономический цикл главным образом наличием внешних факторов, принято называть экстернальными теориями, в отличии от интернальных теорий, рассматривающих экономический цикл как порождение внутренних, присущих самой экономической системе факторов. Эти Факторы могут вызывать как подъем, так и спад активности экономики через определенные промежутки времени.

Среди внутренних факторов выделяют:

– личное потребление, сокращение или возрастание которого сказывается на объемах производства и занятости;

– инвестирование, то есть вложение средств в расширение производства, его модернизацию, создание новых рабочих мест;

– экономическую политику государства, выражающуюся в прямом и косвенном воздействии на производство, спрос и потребление.

Масштабные изменения экономической системы не могут вызываться только внешними и только внутренними факторами.

Циклический характер развития присущ экономическим, социальным и политическим отношениям и даже сфере культуры и искусства.

Можно выделить несколько положений, которые характерны для любых видов цикла, для всех отраслей знаний.

1. Цикличность означает развитие по спирали, а не по замкнутому кругу. Этот механизм прогрессивного движения в самых разных его формах.

2. Структура каждого цикла выражается последовательной сменой фаз:

а) зарождение нового цикла в недрах старого;

б) освоение, когда признаки нового уже очевидны, но его проявление ещё слабое по сравнению с признаками старого;

в) стремительное распространение нового цикла, отрицающее отжившие элементы старого, уходящего цикла;

г) фаза зрелости, когда бывший прежде революционный цикл окончательно утверждается, становится господствующим, преобладающим и накапливающим элементы консерватизма;

д) последняя фаза отмирания устаревшего цикла, который представляет уже вчерашний день, но всячески сопротивляется и приспосабливается к новым условиям.

3. Длительность и смена циклов и их фаз объективно обусловлена.

4. Каждый цикл индивидуален, неповторим, имеет свои специфические черты, характеризующие его как очередную ступень к прогрессу.

Циклы в смежных областях взаимосвязаны, они дополняют и усиливают друг друга, образуя общую ткань поступательного развития природы и общества.

Наиболее характерной чертой является движение по спирали.

Продолжительность экономических циклов. Эффект акселератора

Как уже отмечалось выше, экономисты различают три типа экономических циклов в зависимости от их продолжительности.

Краткосрочные циклы принято называть циклами Китчина. Джозеф Китчин связывал продолжительность цикла, которую он принимал равную трем годам и четырем месяцам, с колебаниями мировых запасов золота. Однако в настоящее время подобное объяснение причин краткосрочного цикла может удовлетворить очень не многих.

Клемент Жуглер рассматривал экономический цикл как закономерное явление, причины которого кроются в сфере денежного обращения, точнее, кредита.

Кризис – основная фаза цикла – Жуглер оценивал как оздоровляющий фактор, ведущий к общему снижению цен и ликвидации предприятий, созданных для удовлетворения искусственно разросшегося спроса.

Жуглер считал, что повторение всех экономических процессов, вызванных банковской деятельностью, происходит каждые десять лет.

Продолжительность цикла Жуглера совпадает с продолжительностью циклов, основную причину которых некоторые экономисты видели в сроках физического износа активной части основных производственных фондов.

Строительные циклы или циклы С. Кузнецова длительностью цикла 15 – 20 лет связаны с периодическим обновлением жилищ и определённых типов производственных сооружений.

Учёные обратили внимание на то, что изменение спроса на готовую продукцию влечет за собой, как правило, значительно возрастающий спрос на средства производства.

Дж.М. Кларк полагал, что возрастание спроса на предметы потребления порождает цепную реакцию, ведущую к многократному увеличению спроса на оборудование и машины. Эта закономерность, является, по мнению Кларка, ключевым моментом процесса циклического развития, была определена им как принцип акселерации.

Итак, акселератор можно представить в виде отношения между инвестициями и приростом потребительского спроса или национального дохода.

где V – акселератор, I – инвестиции, Y – доход, t – год, когда были осуществлены инвестиции

Самуэльсон полагает, что принцип акселерации в сочетании с мультипликатором порождает кумулятивную дефляционную спираль.

В целом эффект акселератора рассматривается как неотъемлемый элемент экономических колебаний, порождаемый нестабильностью экономики и порождающий эту нестабильность.

Суть концепции больших экономических циклов была определена Н.Ю. Кондратьевым следующим образом.

Наряду с краткосрочными и среднесрочными экономическими циклами существуют экономические циклы продолжительностью около – 55 лет. С конца ХVIII века, как показал Н. Кондратьев. Можно выделить два с половиной цикла:

I цикл – с начала 90-х годов ХVIII в. до 1844–1851 гг.

II цикл – с начала 1844–1851 до 1890–1896 гг.

III цикл – с 1890–1896 г. до 1914–1920 гг.

Н.Д. Кондратьев объяснял существование больших экономических циклов тем, что длительность функционирования различных созданных благ неодинакова.

Большие циклы можно рассматривать как нарушение и восстановление экономического равновесия длительного периода. Основная причина их лежит в механизме накопления, аккумуляции и расселения капитала, достаточного для создания новых элементов инфраструктуры.

Начало подъема совпадает с моментом, когда наполнение достигает такого состояния, при котором становится возможным рентабельное инвестирование капитала для создания новых основных производственных фондов.

Понижение темпа экономической жизни в свою очередь обусловливает усиление поисков в области создания совершенной техники и сосредоточения капитала в руках промышленно – финансовых групп.

В современной экономической литературе концепция больших экономических циклов рассматривается применительно к проблеме макроэкономического прогнозирования.

Доминирующее место в теориях экономических циклов занимают проблемы проявления среднесрочных экономических циклов.


2. Социальное партнерство в антикризисном управлении

В условиях кризиса действенным средством решения обострившихся социально-экономических проблем и регулирования противоречий между наемным трудом, работодателем и государством является социальное партнерство, которое представляет собой сотрудничество и взаимопонимание профсоюзов и работодателей в сфере труда, отражающиеся в коллективных договорах и соглашениях.

Идеологию партнерства характеризует ее содержание:

– преимущественно переговорный характер разрешения разногласий;

– согласование социально-экономической политики и политики доходов;

– согласование критериев и показателей социальной справедливости и установление мер гарантированной защиты интересов всех субъектов социального партнерства;

– утверждение системы общечеловеческих ценностей в производстве и в других сферах общественного труда;

– участие наемных работников в управлении.

Социальное партнерство в России, будучи одним из направлений усилий правительства по формированию рыночной экономики западного образца, насаждалось сверху. Правовая база и некоторые структуры социального диалога были созданы еще до того, как появились социальные партнеры, которые были и во многом остаются формальными. Именно поэтому в сфере социально-трудовых отношений существует много проблем.

Основными причинами неэффективного социального партнерства в России являются: низкая дисциплина, отсутствие четко действующей исполнительной вертикали государственных структур, нарушение правительством провозглашенных им принципов равенства сторон и открытости при принятии жизненно важных для страны решений, ненадлежащее внимание со стороны работодателей к проблемам в данной сфере. В связи с этими актуальными задачами по совершенствованию системы социального партнерства являются: улучшение прозрачности работы Российской Трехсторонней комиссии и ориентация ее на зримые результаты; отказ от практики необоснованных обещаний со стороны правительства; усиление активности профсоюзов; стимулирование объединения работодателей в самостоятельные организации; повышение компетентности представителей трудящихся на всех уровнях переговоров.

Качественное улучшение системы регулирования социально-трудовых отношений будет содействовать успешному развитию экономики Российской Федерации, что является надежной предпосылкой роста материального благосостояния населения.

Опыт подтверждает, что механизм социального партнерства помогает обеспечить взаимную заинтересованность наемных работников и предпринимателей в эффективном экономическом росте, в повышении конкурентоспособности производства, в социальном благополучии и укреплении демократии. Это значит, что растет трудовая и социальная активности, оздоравливается процесса конкуренции, улучшаются условия труда и жизни, а значит, снижается уровень социальных конфликтов, смягчается их острота, забастовочные ультиматумы переводятся в конструктивные предложения.

В 1999 году была создана Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Однако формирование системы социального партнерства натолкнулось на монополизм государства. Главная проблема в деятельности трехсторонней комиссии заключается в том, что профсоюзы и организации предпринимателей фактически не участвуют в выработке стратегий экономических и социальных реформ. Эти стратегии формируются узким кругом лиц, назначаемых Президентом РФ, а также под сильным воздействием международных финансовых организаций. Переговоры, которые впоследствии ведутся в комиссии, ограничены заранее определенными рамками.

Чтобы преодолеть этот монополизм государства и его негативные последствия, профсоюзы добиваются равноправия и полномочия сторон в постановке и обсуждении вопросов на переговорах и консультациях, в принятии решений и контроле за их выполнением; соблюдения норм законодательства и штрафных санкций за их нарушение для всех договаривающихся сторон; добровольности в принятии обязательств; паритетности в достижении договоренностей, не приемля ущемления какой-либо стороны.

В России социальное партнерство отождествляется с сотрудничеством профсоюзов, объединений предпринимателей и государства. Этот подход таит в себе опасность подмены всего комплекса элементов социального партнерства верхушечной надстройкой. Преодолеть эту опасность, как свидетельствует опыт, можно на основе социальной активности и организованности трудящихся. Но это достигается постепенно, по мере развития институциональной среды социального партнерства. А здесь существует немало проблем.

Во-первых, в наших кризисных условиях остро проявляется потребность в лидерах, способных поставить общие интересы выше политических пристрастий, обладающих значительной компетентностью и необходимой волей в достижении поставленных целей.

Во-вторых, социальное партнерство может успешно развиваться как метод разрешения противоречий между трудом и капиталом при наличии среднего класса (его доля в России – 10–15%). В этих условиях социальное партнерство должно стать одним из средств формирования среднего класса.

В-третьих, приватизация в России не привела к реальной перестройке экономических отношений в смысле превращения государства в «защитника» общественных интересов. Размытость роли государства как социального партнера – одна из причин незавершенности организационной структуры механизма социального партнерства.

В-четвертых, формирование организационной структуры социального партнерства началось «сверху» – с создания федеральной трехсторонней комиссии и некоторых «несущих» конструкций структуры – отраслевых и региональных комиссий. Фундамент же структуры социального партнерства, где работают и живут люди, строится крайне медленно. Причины этого заключаются в недоверии населения к политическим и общественным организациям, правовой незащищенности низовых структур, неэффективности обращений в суд за восстановлением прав, доминировании краткосрочных целей в деятельности государственных и частных компаний, господстве патерналистского мировоззрения в сознании большинства населения и его низкой политической культуре.

В-пятых, разобщенность профессиональных союзов по политическим признакам. Одних лишь всероссийских объединений профсоюзов насчитывается более 50. Многие из них обладают разветвленной сетью собственных объединений.

В-шестых, разобщены и работодатели по 45 ассоциациям и союзам. Отсутствие оформившейся системы союзов работодателей приводит к тому, что у них нет органа, гарантирующего выполнение принятых обязательств.

В развитии социального партнерства нельзя допускать формализма, показных методов и форм работы. Это требование относится ко всем уровням – от Федерации до предприятия. Стоит задача построения взаимоувязанной иерархической структуры регулирования социально-трудовых отношений, в которой наиболее высокой ступенью определяются общие гарантии и масштабы регулирования, а на низшей – нормы и условия труда гарантируются более детально и конкретно.


Список используемой литературы

1. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 432 с.

2. Жданов В. Управление персоналом в условиях антикризисного управления // Управление персоналом. – 2004. – №4 (92).

3. Курс экономической теории /Под общей редакцией: проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.Н. – Киров: «НСА».-1995 г., стр. 340–362.

4. Меньшиков С.М., Клименко Л.А. Длинные волны в экономике. М., 1989 376 с.

5. Шрипетер И. Теория экономического развития. М. 1982 г. -234 с.

Скачать архив с текстом документа