Культурно-историческая парадигма в психологи
СОДЕРЖАНИЕ: ГОУ ВПО Ярославский Педагогический Университет им. К.Д. Ушинского Реферат по психологии на тему: «Культурно-историческая парадигма в психологи» Выполнила: Никитина МарияГОУ ВПО Ярославский Педагогический Университет им. К.Д. Ушинского
Реферат по психологии на тему:
«Культурно-историческая парадигма в психологи»
Выполнила: Никитина Мария
Студентка 1го курса
Факультета Социального управления
Специальность: педагогика (социальная педагогика)
Работу проверила: Анна Эдуардовна Цимболюк
Ярославль, 2010
Содержание
Введение
Предпосылки к созданию культурно-исторической парадигмы
Основные положения культурно-исторической парадигмы по Л.С.Выготскому
Высшие психологические функции
Психологические орудия
Генетический аспект концепции Выготского
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Культурно-историческая теория развития психики, созданная в 20х - начале 30х гг. Львом Сергеевичем Выготским и получившая развитие в трудах его последователей, является, наверное, самой авторитетной и широко признанной психологической теорией в нашей стране. Редкий российский психолог, даже не принадлежащий к школе Выготского в ее нынешнем поколении, не знаком с основными положениями этой теории и не солидаризируется с ними хотя бы отчасти.
Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций («Смысл психологического кризиса», рукопись, 1926), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам.
Л.С. Выготский почувствовал особенно остро, что возможность существования психологии как науки связана, прежде всего, с решением методологической проблемы. Исследуя причины кризиса в психологии, он обнаружил во всех современных ему концепциях развития психики ошибочный, по его мнению, подход, который он назвал натуралистическим, биологизаторским, пытающимся выстроить в один ряд психологическое развитие животного и развитие ребенка. Этому подходу он противопоставил свою культурно-историческую концепцию развития психики.
Будем использовать понятие парадигма как более строгое научное понятие (по сравнению с понятиями концепция, теория), ориентирующее психологов на осознание основополагающих установок своей науки. Как рабочее мы приняли определение Т. Куна: Парадигма - это признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений. К этому добавим, что осознание парадигмы всегда является показателем зрелости науки.
Предпосылки создания культурно-исторической парадигмы
Психологическая теория Выготского сложилась на основе марксисткой философии диалектического материализма. Сегодня многие воспринимают марксизм лишь как утопическое социальное учение, полностью дискредитировавшее себя в общественной практике. Такая точка зрения небезоснавательна, но при этом, наряду с политическими и экономическими аспектами марксизма, оказывается поспешно отброшена и его философская методология - диалектический материализм, который на самом деле имеет полное право на существование, более того – в гораздо меньшей степени уязвим для критики, чем многие другие философские учения – скажем, экзистенциализм. В психологическом аспекте рассмотрение личности как совокупности общественных отношений не менее, а то и более оправданно, нежели ее трактовка как проекции либидозных инстинктов либо как репертуара поведенческих навыков. Выготским была предпринята попытка анализа собственно человеческого в человеке – не того, что роднит человека с токующим глухарем или крысой в проблемном ящике, а того, что составляет его специфически человеческую сущность.
Общей предпосылкой деятельностного подхода в послереволюционной России стала общая переориентация всей психологической науки на марксизм. Смена ориентиров происходила иногда под давлением внешних обстоятельств, а результаты, зачастую, ничего общего с марксизмом не имели: « … После октябрьского переворота 1917 г. и окончания гражданской войны часть советских психологов, по-видимому, искренне или, напротив, под влиянием политической конъюнктуры пытались разрабатывать психологическую науку с позиций философии Маркса. Но эти первые попытки вначале были довольно наивными и малопродуктивными; к тому же общая философская и методологическая культура большинства психологов оставалась тогда невысокой.
Таким образом, как генеральное для того времени, в психологии сложилось так называемое поведенческое направление, которое было представлено двумя его конкретными вариантами: реактологией и рефлексологией: « … доминирование материалистически ориентированных направлений в психологии, которые в 20-е гг. были представлены рефлексологией В.М.Бехтерева и реактологией К.Н.Корнилова … »
Как следует из истории, разработка деятельностного подхода в советской психологии была непосредственно связана с общими попытками создания марксистской психологии в послереволюционное время. Среди первых с призывом создавать психологию на базе марксизма были П.П.Блонский и К.Н.Корнилов.
Таким образом, можно говорить, что к 50-м годам 20-го столетия в Советском Союзе сложилась психологическая теория деятельности. Одним из марксистских принципов, заложенных в основу психологической теории деятельности и объединяющий оба его варианта, является принцип единства сознания и деятельности.
Итак, в 1931 году Выготский написал свою книгу «История развития высших психических функций», в которой было дано развернутое изложение культурно-исторической теории развития психики. Книга была опубликована в 1960 году.
Основные положения культурно-исторической парадигмы по Л.С.Выготскому
В философском плане Выготский опирается на мысль, неоднократно высказывавшуюся классиками марксизма, о том, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение взаимоотношений субъекта с окружающей средой. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное и изменяла его; животное приспосабливалось к среде, и это обусловило биологическую эволюцию животного мира. Появление человека ознаменовано началом иного, противоположного процесса: человек начал действовать на природу и видоизменять ее. Выготский приводит следующее высказывание Ф.Энгельса: «Все планомерные действия всех животных не сумели наложить на природу печать их воли. Это мог сделать только человек».
Специфика человеческого в человеке определяется сформированностью у человека высших психических функций. Всякого рода «глубинная» психология фактически игнорирует эту специфику. Подлинная психология должна быть «вершинной», то есть ориентированной на высшие уровни развития психики, характерные для человека как общественного, а не только природного существа.
У Выготского возникла гипотеза: нельзя ли найти в психических процессах человека элемент опосредованности своеобразными психологическими орудиями? Косвенное подтверждение этой гипотезе он находил в известных словах Ф.Бэкона, которые затем неоднократно цитировал: «Ни голая рука, ни предоставленный сам себе разумнее имеют большой силы. Дело совершается орудиями и вспомогательными средствами».
Способность к овладению природой не проходит бесследно для человека в одном очень важном отношении: человек учится также овладевать собственной психикой. Так появляются произвольные формы деятельности, или высшие психические функции.
Также важной частью культурно-исторической парадигмы являются психологические орудия – знаки. Их и высшие психологические функции мы рассмотрим далее.
Высшие психологические функции
Вот какое определение этому понятию дает один из психологических словарей: «Высшие психические функции — теоретическое понятие, введенное Л.С. Выготским, обозначающее сложные психические процессы, социальные по своему формированию, которые опосредствованы и за счет этого произвольны».
Каким образом появление высших психологических функций связано с овладением природой? По мнению Выготского, здесь имеет место двусторонняя связь: указанные изменения в психике человека выступают одновременно и как следствие его измененных отношений с природой, и как фактор, который обеспечивает эти изменения. Ведь если жизнедеятельность человека сводится не к приспособлению к природе, а к изменению ее, то его действия должны совершаться по какому-то плану, подчиняться каким-то целям. Ставя и реализуя внешние цели, человек с какого-то момента начинает ставить и осуществлять внутренние цели, то есть научается управлять собой. Таким образом, первый процесс стимулирует второй. В то де время прогресс в самоорганизации помогает более эффективно решать внешние задачи.
Таким образом, овладение природой и овладение собственным поведением – параллельно идущие процессы, которые глубоко взаимосвязаны.
По представлениям Л.С. Выготского, психические явления могут быть «натуральными», детерминированными преимущественно генетическим фактором, и «культурными», надстроенными над первыми, собственно высшими психическими функциями, которые всецело формируется под влиянием социальных воздействий. Основным признаком высших психических функций является их опосредствованность определенными «психологическими орудиями», знаками, возникшими в результате длительного общественно–исторического развития человечества, к которым относится прежде всего речь. Первоначально высшая психическая функция реализуется как форма взаимодействия между людьми, между взрослым и ребенком, как интерпсихологический процесс, и лишь затем — как внутренний, интрапсихологический. При этом внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние, т.е. происходит их интериоризация. Если на первых этапах формирования высшей психической функции она представляет собой развернутую форму предметной деятельности, опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы, то в дальнейшем действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями. Психофизиологическим коррелятом формирования высших психических функций выступают сложные функциональные системы, имеющие вертикальную (корково–подкорковую) и горизонтальную (корково–корковую) организацию. Но каждая высшая психическая функция жестко не привязана к какому–либо одному мозговому центру, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры делают более или менее специфический вклад в построении данной функции.
Психологические орудия
По теории Выготского, в психических процессах человека следует различать два уровня: первый – это разум, «предоставленный самому себе»; второй – это разум (психический процесс), вооруженный орудиями и вспомогательными средствами. Точно так же следует различать два уровня практической деятельности: первый - это «голая рука», второй – это рука, вооруженная орудиями и вспомогательными средствами. При этом как в практической, так и в психической сфере человека решающее значение имеет именно второй, орудийный, уровень. В области психических явлений первый уровень Выготский назвал уровнем «натуральных», а второй уровень – уровнем «культурных» психических процессов. «Культурный» процесс – это натуральный процесс, опосредованный своеобразными психическими орудиями и вспомогательными средствами.
Что такое психологические орудия? Краткий ответ Выготского: это знаки. Пояснить это можно на примере произвольной памяти.
Предположим, перед субъектом стоит задача запомнить какое-то содержание, и он с помощью специального приема это делает. Человек запоминает иначе, чем животное. Животное запоминает непосредственно и непроизвольно. У человека запоминание оказывается специально организованным действием. Каково содержание этого действия?
Рассмотрим вслед за Выготским такой распространенный прием, как завязывание узелка «на память»: человеку надо что то вспомнить спустя не которое время; он завязывает на платке узелок и, снова увидев его, вспоминает о запланированном деле.
Данный пример весьма типичен. Анализ этнографического материала обнаруживает, что аналогичные способы запоминания широко практикуются у отсталых племен, не имеющих письменности. Исторические материалы свидетельствуют о том же: в одних случаях это были зарубки на дереве и кости разных форм и сочетаний, в других – узелковая знаковая система, достигшая, например, исключительной сложности у инков. Однако главное и общее состоит в том, что подобные средства-знаки фактором своего появления и использования порождают новую структуру запоминания как психического процесса. Эту структуру Выготский изображает с помощью простой схемы.
А
Х В
Имеется некий стимул А, и на него требуется дать ответ В. В случае запоминания А – это содержание, которое надо запомнить; В - воспроизведение этого содержания через какой-то промежуток времени и, возможно, в другом месте. Предположим, что содержание А сложное, и непосредственных способностей человека недостаточно для его запоминания. Тогда он «кодирует» его с помощью каких то средств, обозначающихся как Х. По Выготскому, Х – это дополнительный стимул, который связан с содержанием стимула А, то есть является его знаком. Затем Х используется для того, чтобы дать ответ В. Тем самым человек опосредует свой ответ с помощью знака Х. При этом Х выступает как средство запоминания и воспроизведения, то есть как средство психологического орудия, с помощью которого человек овладевает своей памятью.
Генетический аспект концепции Выготского
Важнейшую часть концепции Выготского составляет ее генетический аспект. Откуда берутся средства-знаки? Согласно марксистской концепции, человека создал труд; общение в процессе трудовой деятельности породило речь. Первые слова обеспечивали организацию совместных действий.
Итак, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека из внешних отношений приказа-подчинения. Сначала функции приказывающего и исполнителя были разделены и весь процесс, по выражению Выготского, был интерпсихологическим, то есть межличностным. Затем эти же отношения превратились в отношения превратились в отношения с самим собой, то есть в интрапсихологические.
Такое превращение Выготский назвал процессом интериоризации. В ходе этого процесса происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, узелки) во внутренние (образ).
Таким образом, усвоение, или присвоение, общественно-исторического опыта есть специфически человеческий путь онтогенеза, полностью отсутствующий у животных. Отсюда обучение и воспитание – это общественно выработанные способы передачи человеческого опыта.
Заключение
Культурно-историческая теория Выготского, которую он не успел во многом конкретизировать, была развита его последователями и оказала огромное влияние на дальнейшее развитие отечественной психологии. Два фундаментальных положения этой теории сохраняют непреходящее значение. Это положение об опосредованном характере высших психических функций, или произвольных форм поведения человека, и положение об интеграции как процессе их формирования.
Идея Выготского об интериоризации психологических орудий и способов их употребления была распространена П.Я. Гальперинным на формирование умственных действий. Она составила основу понимания природы внутренней деятельности как производной от внешней с сохранением принципиально того же строения(А.Н.Леонтьев)
Сегодня, когда все громче раздаются голоса записных «гуманистов», требующих предоставить развивающемуся ребенку «свободу», возможность «расти в естественном направлении», совсем нелишне вспомнить теорию, которая гласит: подлинно человеческие нормы и ценности никогда не «вырастут изнутри», их необходимо задать извне и помочь их присвоить.
Список использованной литературы
Веб-сайты:
http://imp.rudn.ru/
http://www.ageyev.kz/
http://psy.rin.ru/
http://psi.webzone.ru/
http://ru.wikipedia.org/
Сергей Степанов «Популярная психологическая энциклопедия» М.: ЭКСМО-2003
Выготский Л.С. Психология / М.: ЭКСМО - Пресс 2000.
Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. - СПб изд. «Питер» 2005