Культурно-речевое развитие младших школьников во внеурочной деятельности
СОДЕРЖАНИЕ: ОГЛАВЛЕНИЕ Введение. Глава I. Теоретические основы культурно-речевого развития младших школьников. Сущность и роль речевого этикета в развитии личности.ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.
Глава I. Теоретические основы культурно-речевого развития младших школьников.
1.1. Сущность и роль речевого этикета в развитии личности.
1.2. Условия культурно-речевого развития младших школьников во внеурочной работе.
1.3. Методы и приёмы культурно-речевого развития младших школьников во внеурочной работе.
Глава II. Опытно-практическая работа по культурно-речевому развитию младших школьников.
2.1. Анализ педагогического опыта по культурно-речевому развитию младших школьников.
2.2. Диагностика культурно-речевого развития младших школьников.
2.3. Опытная работа по культурно-речевому развитию младших школьников во внеурочной работе.
Заключение.
ВВЕДЕНИЕ
Совершенно необходимо срочное широкое массовое обучение людей тем аспектам и направлениям в языкознании, которые уже имеют более или менее надёжную научную базу – культуре речи, этике, стилистике, риторике, теории общения.
Каждый из нас без труда помнит десятки, стрессовых ситуаций, родившихся буквально из ничего, из пустяка. Подсчитано, что стрессовое состояние в 18% случаев возникает в очередях, в 20% стресс порождается бюрократизмом. Львиная доля инфарктов возникает там, где на производстве нездоровый климат, где создаётся обстановка недоброжелательства, зависти, подсиживания, где оскорбляют и унижают человеческое достоинство.
Не оскорблять человека, не оскорблять его достоинство, а напротив выражать ему уважение, проявлять доброжелательство и помогает речевой этикет. Он является существенной частью культуры общения.
Человек находится в постоянном общении со знакомыми или незнакомыми людьми на работе, дома, на улице, в кино, в библиотеке, магазине и так далее. Поведение человека, приветливо или грубо сказанное слово не редко оставляет в душе след на весь день. Как много зависит от тех, с кем мы общаемся, хорошее настроение – от внимания, приветливости, доброжелательности; раздражение и плохое настроение - от невнимания, небрежности, злого слова. А вместе взятое, так или иначе, отражается на работе, деятельности, на успешном её выполнении.
Каждый человек должен знать, помнить, что правила речевого этикета направлены на то, чтобы общение доставляло людям радость. Поэтому необходимо воспитывать этикетное поведение с раннего возраста. Долгое время в нашей стране этикет сводился к вежливости, уважению старших, предупредительности. Этикет ассоциировался с понятием «манеры», что предполагало связь с внешним поведением человека. Сегодня часто можно услышать, что этикет не нужен, так как он усложняет отношения между людьми, создаёт контекст неестественности. Однако, падение культурно-речевого уровня, наблюдаемое в настоящее время, говорит об обратном. Распущенность в поведении, вульгарность речи, безвкусица в одежде создают трудности в общении, способствуют росту числа конфликтов между людьми.
Проблемами формирования культурно-речевого общения активно занимались педагоги В. В. Бушелева [3], Н. Н. Формановская [19], И. Н. Курочкина [11]. В последние годы большой вклад в методику развития культуры речи в начальных классах внесли Б. В. Богуславская, Н. А. Купина [2], А. В. Иванов [8] и другие.
Однако, на наш взгляд, культурно-речевое развитие в школе используется в недостаточной степени.
Поэтому мы выбрали следующую тему: «Культурно-речевое развитие младших школьников во внеурочной работе».
Проблема исследования: каковы педагогические условия культурно-речевого развития младших школьников.
Цель исследования: выявить педагогические условия культурно-речевого развития младших школьников.
Объект исследования: процесс культурно-речевого развития младших школьников.
Предмет: методы и приёмы культурно-речевого развития младших школьников.
Гипотеза: процесс культурно-речевого развития будет проходить наиболее эффективно при реализации следующих условий:
создание системы развивающих занятий по культурно-речевому развитию;
включение в занятия наиболее эффективных методов и приёмов.
Задачи:
1) раскрыть сущность и роль речевого этикета;
2) проанализировать условия культурно-речевого развития младших школьников;
3) изучить и обосновать методы и приёмы культурно- речевого развития;
4) изучить и проанализировать педагогический опыт работы учителей начальной школы;
5) провести диагностику культурно- речевого развития младших школьников;
6) опробировать отдельные методы и приёмы культурно- речевого развития.
Методы исследования:
теоретический анализ литературы;
наблюдение;
анкетирование;
тестирование;
беседы.
База исследования: МОУ « Вязовская средняя школа», 2 класс.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность и роль речевого этикета в развитии личности
В каждом обществе этикет постепенно развивается как система правил поведения, система разрешений и запретов, организующих в целом морально-нравственные нормы. Этикет и этика объединяются, ведь не даром второе значение слова «этика» словари определяют как систему норм нравственного поведения человека, какого-либо класса, общественной или профессиональной группы.
Естественно, что этикет и речь «связаны» теснейше. Манера речи, стиль, разрешение или запрещение говорить одно и не говорить другое, выбор языковых средств как пометка своей принадлежности к среде – всё это заметно в наших повседневных речевых проявлениях.
Если этикет регулирует наше поведение в соответствии с социальными требованиями, то речевой этикет можно определить как регулирующий правила речевого поведения. Мы каждый раз употребляем выражения речевого этикета: обращаемся, поздравляем с праздником, приветствуем, благодарим, извиняемся, желаем успехов и так далее. Мы сочувствуем и соболезнуем, одобряем и делаем комплименты, мы что-то советуем, кого-то приглашаем, о чём-то просим и всё это так, что учитываем и официальную и не официальную обстановку общения, и свои собственные роли относительно роли собеседника, и конкретную ситуацию общения, и национальные привычки и обычаи. И всё это привычно, автоматически, потому что, так надо [16, с.157].
В силу тысячекратного повторения речевой этикет воплотился в стереотипах, в устойчивых выражениях, формулах обращения, которые мы не строим заново каждый раз, когда нам надо их употребить, а используем готовые сложившиеся в нашем сознании. В целом речевой этикет – это зона устойчивых стереотипных коммуникативных единиц языка, хотя каждый конкретный выбор в каждом конкретном речевом акте, как и всякий выбор, дело творческое [3, с.78].
Различают этикет речевой и неречевой. Неречевой этикет – разнообразная система знаков: похлопывание по плечу, помахивание рукой, способы размещения людей в соответствии с правилами первенства при поднесении подарков. Речевой этикет – это часть правил поведения в обществе, словесные (вербальные формы) выражения вежливых отношений между людьми в процессе общения.
Использование этикетных формул обусловлено также полом, возрастом, степенью родства, знакомства лиц, принимающих участие в разговоре. Повторяющиеся слова, словосочетания, предложения, связанные с определёнными речевыми ситуациями и шаблонными темами разговора - формулы обращения, приветствия, благодарности, извинения, поздравления, пожелания, приглашения, просьбы – постоянно встречаются в бытовом общении [3, с.84].
Речевой этикет наряду с информацией - приветствовать, извиняться, благодарить, поздравлять, предлагать, приглашать, соглашаться, отказываться – несёт и социальные сведения о говорящем, о его партнёре, об их отношениях. В широком смысле слова этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали выработанный на протяжении многих веков жизни всеми народами [5, с.676].
В «Словаре по этике» даётся следующее понятие: этикет (фр. Etiquette – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения касающихся внешнего проявления отношения к людям.
Этикет – совокупность правил поведения, регулирующая внешние проявления человеческих взаимоотношений: в культуре внешнего вида, обхождении с окружающими, формулами приветствия и обращения, поведения в общественных местах, манерах вербального и реального поведения [8, с.15].
C. И. Ожегов определяет этикет, как установленный порядок поведения, форм обхождения [15, с.744].
Курочкина Н. И. определяет следующую структуру современного этикета:
Первая форма этикета - речевая, предполагает умение словесно выражать уважительное отношение к людям.
Вторая форма этикета - неречевая. Она включает в себя действия и поступки, с помощью которых проявляется уважительное отношение к людям.
Этикет проявляется в разных социальных и профессиональных группах по-разному. Отсюда и разделение его на виды: педагогический, воинский, дипломатический, придворный, общегражданский. Они в свою очередь делятся на подвиды: деловой, служебный, столовый, гостевой, подарочный, танцевальный, этикет телефонного разговора, этикет в общественных местах и другие.
Так же, выделяют следующие принципы этикета:
разумность и необходимость соблюдения правил поведения;
проявление уважения, дружелюбия;
прочность поведенческих манер.
В этикете нет мелочей. Любой, казалось бы, незначительный промах может привести к неудаче в общении [11, с.10].
Какова же сущность отдельных норм поведения? Приличие – это нормы поведения, в пределах которого оберегается индивидуальность и личное достоинство каждого. О человеке, соблюдающем приличия, можно сказать, что он уважает личность и в себе и в других.
Под понятием «манеры» подразумевается способ держать себя. Внешние формы поведения, обращения с людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, походка, жестикуляция, мимика человека. В обществе хорошими манерами считаются скромность,
сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми.
«Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неудобное положение» Дж. Свит.
Дурными манерами принято считать такую форму поведения, которая вызывает у партнёров по общению отрицательные эмоции, мешает окружающим людям, беспокоит их и раздражает. Иными словами, всё безобразное, противостоящее красоте и гармонии. К дурным манерам можно отнести привычку громко разговаривать и жестикулировать, неряшливость в одежде, грубость, проявление откровенной недоброжелательности, пренебрежение к чужим интересам, навязывание людям своей воли, сквернословие, употребление кличек и прозвищ, хулиганские действия [7, с.97].
Бушелева Б. В. под воспитанностью понимает качество личности, в котором органически слиты культура общения, культура внешности и культура удовлетворения потребностей (бытовая культура). Ядром в этой триаде является культура общения.
1) Культура общения.
Принципы и формы культуры общения формировались веками. народы всех стран и времён тщательно отбирали, хранили, накапливали опыт общения по принципу: разумно - нравственно – красиво. Стержнем, основной истиной культуры общения является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия – непременное условие воспитания культуры общения.
2)Бытовая культура.
Воспитанность человека полно и ярко проявляется в том, как он удовлетворяет свои обыденные, бытовые потребности. Правила и нормы бытовой культуры во многом определяются эстетическими воззрениями общества, поэтому формирование развитого вкуса и эстетического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни составляет важную задачу воспитания.
3)Культура внешности.
Внешность играет в жизни, в формировании характера ребенка, подростка очень важную роль. В отрочестве и юности стремление быть привлекательным ощущается особенно остро. От того, как оценивают внешность подростка и oн сам, во многом зависит его настроение, самочувствие и даже положение в коллективе. Не меньшее значение для характеристики внешности имеют позы жесты. Движения, мимика, которые являются показателями воспитанности, сдержанности, подтянутости или наоборот, свидетельствуют о расхлябанности, отсутствии самоконтроля. Важнейший элемент культуры личности - умение красиво одеваться [3, с.16].
Что такое этикет и какова его взаимосвязь с культурой поведения? По свидетельству многих словарей, под этикетом в широком смысле слова понимается совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям, обхождения с окружающими, формы обращений и приветствий, нормы поведения в общественных местах, манеры, одежда.
У каждой эпохи свой стиль, у каждого общества свои правила поведения. Но есть ценности общечеловеческие, и именно на их основе развивается культура любого народа. Неотъемлемая часть культуры - этикет, складывающийся веками, уходящий своими корнями в сферу нравственности [6, с.133].
Речевой этикет - важный элемент всякой национальной культуры, подчёркивает Н. И. Формановская. В языке, речевом поведении, устойчивых формулах общения отложился богатый народный опыт, неповторимость обычаев, образа жизни, условий быта каждого народа [20, с.25].
Культура поведения - совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешние выражения моральные и эстетические нормы этого поведения. Культура поведения раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринуждённо эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами. Например, требования уважения к людям применительно к повседневному поведению выражается в правилах вежливости, деликатности, в такте, в умении беречь чужое время. В понятии культуры поведения входят все области внешней и внутренней культуры человека: этикет, культура быта, эстетические свойства. Особо выделяют культуру речи, умение грамотно и красиво выражать свои мысли. Культура поведения в обществе рассматривается как общепринятая форма внешнего выражения подлинной человечности. Культура поведения того или иного человека характеризует его духовный и морально - эстетический облик, показывает, насколько он усвоил культурное достояние человечества [20, с.46].
На наш взгляд, глубокое обоснование этическим нормам дает В. Ягодинский, он отмечает, что правила регулирующие поведение человека в обществе, создавались на протяжении многих столетий. Они возникли в связи с необходимостью упорядочить общение людей, сделать его более организованным, приятным и красивым [25, с.61].
Таким образом, существуют незыблемые нравственные критерии, на которых основан этикет - это свод правил, регулирующих внешние формы поведения человека. Это честь, совесть, порядочность - качества, которыми нужно дорожить так же, как мы дорожим своим здоровьем, ибо без них нет человека в настоящем, высоком понимании этого слова.
Хорошие манеры - это доброжелательность, тактичность, деликатность, честность, благородство. Если хорошие манеры станут внутренней потребностью каждого человека, это поможет изменить взаимоотношения людей. Значит, исчезнут многие поводы для плохого настроения, которое иногда возникает у нас из-за грубости и невоспитанности окружающих. Вот почему культуру поведения надо воспитывать с юных лет и сохранять приобретённые навыки всю жизнь. Общаясь с людьми, надо учитывать их психический склад, внутренний мир и для каждого пытаться найти правильную линию поведения. С капризными людьми необходимы спокойный тон и игнорирование их капризов. Самодовольных осаживает ирония, но не разумно пользоваться ею, когда имеешь дело с застенчивым человеком. Нельзя ожидать от флегматика мгновенной реакции, и трудно надеяться, что холерик в критической ситуации останется невозмутимым. Воспитанный человек всегда вежлив, деликатен, доброжелателен по отношению к окружающим людям. Ему присуща тактичность. Он правильно реагирует на поведение другого человека, понимает его состояние, готов поддержать в трудную минуту, избегает разговоров, которые могут быть неприятны кому-либо, не показывает своего превосходства, не демонстрирует своё благополучие в присутствии людей, которым менее повезло [25, с.63].
Тактичный человек не демонстрирует ни чрезмерной симпатии, ни своей явной неприязни к отдельным людям, потому что это может поставить в неудобное положение не только их, но и окружающих. Не допустимо высмеивать физические недостатки людей, подслушивать чужие разговоры, писать анонимные письма.
Важнейшее качество воспитанных людей - скромность. Скромный человек самокритичен и требователен к себе, не переоценивает свои возможности и способности. Он не стремится выделиться внешне: не наденет кричащей одежды, не будет громко разговаривать в автобусе, не станет хвастаться своими заслугами, высокомерно относиться к окружающим. Но скромность не всегда хорошо. Скромный человек склонен недооценивать свои силы, трудно входит в коллектив. Привлекательнейшее из достоинств - искренность в сочетании с другими качествами - со сдержанность и деликатностью. Неотъемлемый атрибут порядочности - обязательность, точность [23, с.69].
Подчеркнем, что стержнем основной истины культуры общения является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому формирование у детей навыков культурно-речевого общения - непременное условие воспитанности культуры общения. И для того, чтобы решить эту задачу, взрослым следует очень тщательно проанализировать как же они сами относятся родным и близким, к окружающим, к знакомым, к соседям, к незнакомым и, конечно же, к детям. Доброе отношение к людям должно проявляться в понятой для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком, прежде всего, является вежливость.
1.2 . Условия культурно-речевого развития младших школьников во внеурочной работе
Целенаправленная систематическая работа - это первое условие культурно- речевого развития младших школьников.
Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности иопрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах. Если элементарные нормы культуры поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки. Отсутствие элементарных привычек у детей, затрудняет работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения: такта, деликатности, непринужденности, изящества манер
Воспитание навыков культуры начинается в семье. Под руководством родителей дети усваивают правила, учатся самостоятельно следить за собой, выполняют правила гигиены, стараясь быть опрятными и аккуратными, вежливыми и приветливыми. Программа в детском саду включает все важнейшие требования к культуре поведения. И если в вопросах культуры поведения семьи и детских дошкольных учреждений соблюдают единство требований, к моменту поступления в школу ребенок успевает овладеть достаточным объемом информации. В школе дети знакомятся с новыми правилами, учатся выполнять их без постоянного контроля со стороны [4, с.29].
Соблюдение правил культурно-речевого поведения, прежде всего взрослыми – второе условие. Одна из причин состоит в том, что дети просто не знают некоторых правил. Например, дети не знают, что не принято подавать первым руку, когда здороваются со взрослым; неприлично во время действия в театре жевать конфеты, чипсы...
Другие правила поведения дети знают, но не умеют их правильно выполнять. Например, они знают, что взрослому надо уступать место в
Маленкова Л. И. подчеркивает, любое воспитательное воздействие строится в следующей логике:
|
|
|
|||||
|
Допустим, готовим третьеклассников к посещению театра: Знакомим с правилами культуры поведения в театре, отрабатываем в ролевой игре эти умения,следим за реализацией сформированных умений непосредственно в театре, затем учащиеся многократно повторяют эти умения, которые постепенно превращаются в поведенческий (осознанный!) навык. Таким образом, закрепляется привычка культурного поведения [12, с.238].
Реализация современных педагогических подходов – четвёртое условие.
«Воспитание предстает перед нами как организованное воспитателем восхождение ребенка по ступеням культуры» - отмечает Н. Е. Щуркова и предлагает осмысление уровней усвоения этикета.
Первый уровень усвоения этикета - «Не мешай». Он выражается в прививании элементарных норм этикета (речевых, мимических), в соблюдении тишины и молчания, в сдержанности и дисциплинированности.
Второй уровень - «Будь приятен окружающим людям». Данный уровень воспитанности предполагает умение вежливо общаться, проявлять интерес, внимание и доброжелательность к другому человек, умение разделить радость и горе.
Третий уровень - «Помоги окружающим людям». Воспитанность человека проявляется в тактичности, вежливости, в почтении перед старшими,
Скромный человек склонен недооценивать свои силы, трудно входит в коллектив. Привлекательнейшее из достоинств - искренность в сочетании с другими качествами - со сдержанность и деликатностью. Неотъемлемый атрибут порядочности - обязательность, точность [22,69].
Подчеркнем, что стержнем основной истины культуры общения является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому формирование у детей навыков культурно-речевого общения - непременное условие воспитанности культуры общения. И для того, чтобы решить эту задачу, взрослым следует очень тщательно проанализировать, а как же они сами относятся к окружающим, к знакомым, к соседям, родным и близким, к незнакомым и, конечно же, к детям. Доброе отношение к людям должно проявляться в понятой для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком, прежде всего, является вежливость.
1.3 . Условия культурно-речевого развития младших школьников во внеурочной работе
Целенаправленная систематическая работа - это первое условие культурно- речевого развития младших школьников.
Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности иопрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах. Если элементарные нормы культуры поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки. Отсутствие элементарных привычек у детей, затрудняет работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения: такта, деликатности, непринужденности, изящества манер т. д.
Воспитание навыков культуры начинается в семье. Под руководством родителей дети усваивают правила, учатся самостоятельно следить за собой, выполняют правила гигиены, стараясь быть опрятными и аккуратными, вежливыми и приветливыми. Программа в детском саду включает все важнейшие требования к культуре поведения. И если в вопросах культуры поведения семьи и детских дошкольных учреждений соблюдают единство требований, к моменту поступления в школу ребенок успевает овладеть достаточным объемом информации. В школе дети знакомятся с новыми правилами, учатся выполнять их без постоянного контроля со стороны. [ 4, 29]
Соблюдение правил культурно-речевого поведения, прежде всего взрослыми – второе условие. Одна из причин состоит в том, что дети просто не знают некоторых правил. Например, дети не знают, что не принято подавать первым руку, когда здороваются со взрослым; неприлично во время действия в театре жевать конфеты, чипсы...
Другие правила поведения дети знают, но не умеют их правильно выполнять. Например, они знают, что взрослому надо уступать место в транспорте, но делают это навязчиво и подчеркнуто, а не просто и незаметно. Они могут здороваться или разговаривать, не глядя на собеседника, Значит, надо не только рассказывать о том, что есть такое-то правило, но и показывать, как выполнять его. Более сложно обстоит дело тогда, когда дети знают правила поведения, знают, как их выполнять, но не выполняют. Например, с детского сада они прекрасно знают гигиенические правила, но не соблюдают их главным образом из-за отсутствия привычки. Ребята не выполняют некоторые правила, считая их ненужными, неважными: они убеждены, что многие правила придумали взрослые и зачем-то заставляют их выполнять, а на самом деле эти правила не имеют никакого значения. В этом случае дети сознательно не придерживаются известных норм.
Например, среди сверстников они стесняются быть вежливыми, не считают зазорным быть неряшливыми или грубыми. Почему же это происходит? Одна, из серьезных причин в том, что взрослые далеко не всегда образцово ведут себя в общественных местах, дома и на улице, бывают раздражительными, грубыми, бестактными, позволяют себе поведение, которое резко осуждают у детей. Следовательно, требуя надлежащего поведения, самим родителям стоит постоянно строго и придирчиво следить за своим поведением, быть образцом для детей. Это одно из основных положений педагогики должно быть обязательным правилом в культуре поведения. [4, 116]
Поведение как система поступков реально выявляет сущность личности. Мы находим подтверждение этому у мыслителей прошлого И.Гете: «Поведение - Зеркало, в котором каждый показывает свой лик». Г. Гегель: «Человек есть ни что иное, как ряд его поступков».
Формирование опыта культурно-речевого поведения путём многократного повторения действий – условие третье.Значит для того, чтобы отношение закрепилось в поведении и деятельности школьников, необходимо создать опыт нравственной деятельности, формирующий группу привычек. А. С. Макаренко писал: «Ребенок должен правильно поступать не потому, что он сел и подумал, а потому что у него сформированы привычки нравственного поведения» [10, 54]
Маленкова Л. И. подчеркивает, любое воспитательное воздействие
строится в следующей логике:
|
|
|
|
Допустим, готовим третьеклассников к посещению театра: Знакомим с правилами культуры поведения в театре, отрабатываем в ролевой игре эти умения,следим за реализацией сформированных умений непосредственно в театре, затем учащиеся многократно повторяют эти умения, которые постепенно превращаются в поведенческий (осознанный!) навык,
Таким образом, закрепляется привычка культурного поведения. [12, 238]
Реализация современных педагогических подходов – четвёртое условие.
«Воспитание предстает перед нами как организованное воспитателем восхождение ребенка по ступеням культуры» - отмечает Н. Е. Щуркова и предлагает осмысление уровней усвоения этикета.
Первый уровень усвоения этикета - «Не мешай». Он выражается в прививании элементарных норм этикета (речевых, мимических), в соблюдении тишины и молчания, в сдержанности и дисциплинированности.
Второй уровень - «Будь приятен окружающим людям». Данный уровень воспитанности предполагает умение вежливо общаться, проявлять интерес, внимание и доброжелательность к другому человек, умение разделить радость и горе.
Третий уровень - «Помоги окружающим людям». Воспитанность человека проявляется в тактичности, вежливости, в почтении перед старшими, заботливом отношении к физически слабым людям, в умении дорожить своим и чужим временем, в готовности оказать поддержку каждому, кто в ней нуждается.
Четвертый уровень усвоения этикета - «Будь естественнее», исполнение правил этикета на уровне навыка и привычки. Воспитанного человека характеризуют более тонкие и сложные проявления этикета: тактичность, деликатность, непринуждённость, изящество манер и т. д. [22, 18]
Реализация современных педагогических подходов – пятое условие.
Мы читаем, что эффективность культурно-речевого развития может быть осуществлена при реализации следующих педагогических подходов:
1) Уровневый подход. Содержание учитывает возраст школьников и ориентировано на уровень социально-нравственного развития.
2) Опережающий подход. Содержание программы построено с учетом «зоны ближайшего развития личности» для учета завтрашней жизненной востребованности.
3) Тренинговый подход. Содержание занятий предусматривает большой объем практических упражнений для формирования умений культурно-речевого общения в обществе.
4) Деятельностный подход. Предполагает включение воспитанников в постоянную речевую и поведенческую практику.
5) Предупреждающий подход. В содержание занятий включается рассмотрение негативных явлений жизни; наряду с вежливостью рассматривается невежливость; наряду с красотой - безобразие, наряду с чистотой - беспорядок и др. для формирования установки по отношению к отрицательным явлениям жизни. [23, 68]
Итак, работа по культурно-речевому развитию будет эффективна при соблюдении следующих педагогических условий:
- если она проводится не от случая к случаю, а в определённой системе с использованием современных методов образования;
- если поведение взрослых, внешний вид, стиль общения сучащимися является образцом поведения;
- если педагог систематически отслеживает уровень развития культурно-поведенческих навыков, своевременно и обоснованно вносит необходимые коррективы в систему воспитательной работы;
- если педагог и родители осуществляют единые требования к поведению детей;
- если реализуются современные педагогические подходы.
1.3 Методы и приёмы культурно-речевого развития младших школьников во внеурочной работе
Мы живём в знаменательное время, когда особо остро человек осознаёт своё место в мире, осознаёт землю, как единый мир для всего на ней живущего. Человек рождается, растёт и очень быстро овладевает языком, не зная его строения. Но потом уже в школе он знакомится и с тем как устроен язык, из чего он состоит и как функционирует.
Если же человека этому не научить, в его осмыслении понимания культуры вообще и своей национальной культуры в частности, наступает глубокое зияние. [19, 76]
Овладение культурой общения и поведения даётся ребёнку не легко. Педагогический опыт убеждает в том, что младшему школьнику характерно стремиться быть хорошим, поэтому важно не упустить это благоприятное время для усвоения норм и правил культурного общения и поведения.
В воспитательной работе с детьми назрела необходимость специальных уроков- практикумов по этикету, где ученик мог бы постепенно упражняться в разумных, удобных и красивых формах поведения, осуществлять нравственный выбор собственных действий и главное – почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, построенных на основе человеческих норм и правил.
Уроки-практикумы могут включать в себя следующие логически взаимосвязанные компоненты: диагностическое общение, упражнения-тренинги, анализ поведенческих действий с позиции нравственных норм и правил, диагностику и рефлексию, этические игры.
В процессе всего занятия педагог ведет этический диалог с учащимися. Важно знать, что детям не стоит «зазубривать» все правила этикета, а побуждать с помощью умело поставленных вопросов, ситуаций, этических задач размышлять над нравственной сутью поведенческого действия и подводить их к самостоятельным выводам, обобщениям, и «самооткрытию» правил и норм человеческих отношений. Значительное внимание следует отводить упражнениям- тренингам, т. е. проигрыванию различных ситуаций общения и поведения. [21, 33]
Какиеметодические приемы обеспечивают успех в развитии коммуникативных навыков в процессе занятий?
Неотъемлемый атрибут занятий - беседа, диалог. По форме она может быть разнообразной: это может быть и беседа - разъяснение понятий, правил; беседа - дискуссия,по предлагаемым или неожиданно возникшим проблемам, беседа - анализхудожественных произведений
Беседа - это диалог педагога с детьми. Педагогом составляются вопросы. Отвечая на них, учащиеся высказывают свои понимания, суждения, дополняют друг друга. Высказывания учащихся позволяют педагогу судить о том, что хорошо известно детям, что мало известно, с чем дети совсем незнакомы.
В ходе беседы педагог:
1) Дополняет имеющиеся понятия:
2) Корректирует высказывания детей;
3) Приводит знания в определённую систему, подводит к выработке определённых правил;
4) Раскрывает секреты общения.
Большое значение имеет разъяснение общепринятых норм поведения, культуры общения. При разъяснении необходимо обращать внимание детей не речь, поступки и их последствия для других людей; на содержание правил общения, как разумных, и красивых способах действий, о необходимости их следованию.
Очень ценный источник знаний о нормах общения и поведения -художественное произведение. Чтение педагогом стихотворений, басен, сказок, рассказов с их последующим обсуждением действует на детей впечатляюще. С большим интересом дети воспринимают юмор. Важно показать детям в смешном виде героев произведений, которые не умеют или не хотят выполнять правила. И таким образом вызвать у ребят желание не быть похожими на них.
Важной формой занятий по выработке навыков и привычек правил являются тренировки– управление. Для занятий необходимо выбирать специальные упражнения с целью планомерной отработки отдельных коммуникативных навыков.
Варианты упражнений - ситуаций:
1) упражнения - проговаривания речевых формул. Проводятся с целью обогащения словарного запаса учащихся речевыми формулами этикета.
2) Упражнения - проигрывания речевых ситуаций (ролевые игры) включаются в занятия для выработки умений использовать речевые формулы в конкретных жизненных ситуациях. Детям предлагается проигрывать реальные ближние роли, жизненные ситуации самих детей, деловые речевые ситуации.
Текстологическаяцепочка формирования коммуникативных уменийсостоит из трех действий:
Действие первое: проигрывание ситуаций детьми на уровне их собственных представлений или сложившегося опыта общения;
Действие второе: анализ проигранной ситуации, коллективный поиск
допущенных речевых и поведенческих ошибок и выбор нужных (уместных)
выражений и действий:
Действие третье:вторичное проигрывание ситуаций с учетом норм и правил общения и поведения.
Упражнение — выбор вежливого ответа или этикетного действия. Учащимся предлагается несколько вариантов выборов ответов или способов поведения. В таких ситуациях дети окатываются перед необходимостью сделать самостоятельный выбор в соответствии или вопреки установившимся нормам поведения в обществе. Данные задачи активизируют мысль учеников.
Невербальные - несловесные средства общения, используются с целью научить умелому и уместному использованию жестов и мимики в процессе общения.
Эмоциональный подъем у детей всегда создает игра. Упражнения проводятся часто в виде игр. Умело организованная игра не только увлекает детей, но и служит эффективным средством формирования коммуникативных навыков.
У младших школьников необходимо развивать следующих коммуникативных умений:
o умение слушать и слышать других;
o умение участвовать в свободной беседе;
o умение быть внимательным к самому себе и окружающим;
o умение понимать чувство и настроение других;
o умение осмысливать свои поступки и поступки других.
Закреплению социально-поведенческих норм способствуют и «секреты общения» предлагаемые для запоминания:
o называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе также;
o будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя;
o будь вежлив и у тебя будет много друзей;
o умей внимательно слушать других, и ты можешь много узнать нового;
o умей поставить себя на место другого и ты сможешь понять его.
При организации занятий необходимо учитывать следующее:
1) Для занятий отводятся специальные уроки продолжительностью 40-45 минут.
2) Занятия проводятся в специальном помещении, где обстановка отличается от классной комнаты.
3) Класс делится на две группы (10-15 человек).
4) Занятия лучше проводить на последнем уроке, так как они
помогают снять накопленное за день напряжение.
Большое значение имеет руководство занятиями, которые требуют терпения, внимания, понимания, такта по отношению к детям.
Необходимо создавать непринужденную обстановку чтобы ребенок не боялся, что его действия будут отрицательно оценены. Никаких оценок порицаний, замечаний! Улыбкой, похвалой, добрым словом, ласковым прикосновением нужно показать, что принимаешь ребенка таким, каков он есть.
Атмосфера доверия, дружеское расположение к ребенку дают поделиться с вами своими проблемами, а вам узнать и для себя по-новому открыть его .возможность «раскрыться» его внутреннему миру, позволяют ему
Перед началом занятий детям предлагается завести альбомы, где они будут выполнять домашнее задание - рисунки, которые помогут им осмыслить свои действия, чувства, выразить свое настроение, сношение к себе и к другим. [9, 113]
Известно, что воспитанность это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям. В основе такого отношения лежит уважение и доброжелательность к каждому человеку.
М. Е. Богуславская в своей книге « весёлый этикет» пишет, что речевое обучение детей предполагает, во-первых, введение в их активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов; во-вторых, формирование умения выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь). Однако, речь и поведение взаимосвязаны. Освоение ребёнком собственно речевых норм должно осуществляться в единстве с изучением общих правил культурного поведения.
Основой обучения может быть ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции (старший – младший, знакомый – незнакомый и др.) и соответственно строить своё речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные формулы.
Система общения должна привязывать усвоение этикетных формул и других норм поведения к типичным ситуациям общения, важным для младшего школьника (дом, школа, общественный транспорт, театр и др.) ролевые позиции общающихся в этих ситуациях должны быть определены достаточно чётко: мальчик – мальчик, мальчик – девочка, девочка – девочка, брат – сестра, бабушка – внук, учитель – ученик, ребёнок – взрослый (знакомый или незнакомый).
Речевое поведение в каждом случае определяется ролевой позицией участника общения, на осознание которой направлены различные ролевые задания и упражнения, в том числе ролевые игры,, ведь именно в игре коммуникативные способности реализуются естественно и максимально разнообразно. [2, 4]
C возрастом круг общения ребёнка расширяется, ситуации общения усложняются. Поступление в школу связано для детей с освоением новой роли – роли ученика и новой формой общения – делового общения. В ситуациях школьной жизни возникает необходимость усвоения ролевых позиций на уроке, на перемене, в гардеробе, в библиотеке и т. д. Усвоение связанных с этими новыми ситуациями норм речевого поведения помогает ребёнку адаптироваться к новым условиям, преодолевать трудности с которыми в повседневной жизни сталкивается каждый ребёнок (особенно в общении с незнакомыми взрослыми), избегать конфликтных ситуаций в общении со сверстниками. [2, 5]
Правила речевого поведения сопряжены с общими этическими нормами, в основе которых лежат нравственные понятия и принципы: деликатность, доброта, внимание к окружающим. Под руководством учителя ребёнок может прорабатывать учебные тексты и соединять воедино вежливость и отзывчивость, вежливость и скромность, вежливость и уважительное отношение к другим.
Рассматриваемые рассказы могут служить отправным материалом для дидактических бесед, ролевых игр. В рассказах и диалогах можно использовать принцип контраста, позволяющий детям с одной стороны критиковать неправильное в поведении и речи, с другой – отмечать достоинства и строить правильную этикетную речь по образцу.
Каждое занятие должно носить занимательный игровой характер. Игровой принцип обучения соответствует возрастным психологическим особенностям ребёнка, для которого игра – типичная форма жизнедеятельности. В игре моделируются ситуации общения, распределяются роли, осуществляется выбор тех или иных форм речевого поведения, а также нравственных установок.
На занятиях дети должны чувствовать себя достаточно расковано: свободно говорить, смеяться, двигаться.
Нужно постараться, чтобы чтение и беседы вызывали интерес к обсуждаемой теме, использовать также примеры из жизни. Наблюдая за повседневным речевым поведением детей, нужно подсказывать им необходимые слова, напоминать примеры. [2, 6]
Таким образом, анализ методической литературы позволяет сделать вывод о том, что наиболее эффективными средствами культурно-речевого развития можно считать:
o проведение специальных уроков общения;
o использование разнообразных методов обучения навыкам культурно-речевого общения (беседа, составление диалогов по картинкам, упражнения, приучения);
o проведение тренингов общения с использованием игровых упражнений.
2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
КУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Анализ педагогического опыта по культурно - речевому развитию
младших школьников
Нельзя говорить о духовном возрождении общества вне активной работы по формированию навыков культурного поведения и культурного общения, вне целенаправленной работы по воспитанию культуры поведения в школе во всех её звеньях, на всех ступенях обучения. С этой целью могут быть использованы следующие основные типы уроков: вводный урок; урок по обогащению активного словаря учащихся формулами речевого этикета в различных ситуациях общения; урок обучения учащихся – развёртывание устойчивых формул речевого этикета; урок по формированию навыков культурного поведения в различных ситуациях; урок обобщения и систематизации знаний по данной теме [7, с.97].
Михайлова В. Е. ставит ведущую цель – воспитывать осознанное понимание необходимости следовать правилам культурного поведения, прежде всего в школьной жизни. Обязательный составной элемент урока – необычное приветствие, вызывающее удивление учащихся. Следующий этап – учебный диалог с учащимися, цель которого – выявление имеющихся понятий и приобретение новых знаний первоклассниками по данной теме. Обязательным компонентом урока являются живые разминки, решение ситуативных речевых или поведенческих задач, например:
- Ты идёшь по коридору и видишь директора школы. Как нужно правильно поздороваться? Покажи.
- В класс входит учитель, как нужно его приветствовать?
В особых случаях учитель вводит необычное приветствие - аплодисменты: это повышает эмоциональный положительный тонус у всех детей. С учётом психологических особенностей первоклассников в каждый урок
включаются игровые ситуации, например, на уроке «Ты – первоклассник»:
1) Игра «Цепочка волшебных слов». Дети становятся вокруг учителя, по его указанию первый игрок говорит любое «волшебное слово», второй – повторяет сказанное слово и добавляет своё и т.д.
2) Часто используется игра «Вежливо - невежливо»: поздороваться при встрече, толкнуть и не извиниться и т.д.
На уроках часто используются игры-упражнения, ведь именно организованная игра служит эффективным средством включения детей в процесс познания и самостоятельного поиска.
По её мнению, младшие школьники, особенно первоклассники, с трудом привыкают к порядку, дисциплине и правилам поведения. Требуются многократные объяснения правил, тренаж, повторение действий. Главное – не упустить время. Если элементарные нормы культурного поведения не привить детям с ранних лет, то позднее приходится заполнять пробел и проводить более трудную работу: перевоспитать детей, у которых укоренились отрицательные привычки. Чем раньше ребёнок усвоит правила поведения, тем естественнее он их будет выполнять. Систематическая, планомерная работа (не от случая к случаю) несомненно, принесёт свои плоды [13, с. 85].
Как показывает практика, дети, да и взрослые, сегодня не владеют основными знаниями в области культуры поведения, часто они не знают, что надо говорить и как поступить в той или иной ситуации.
На уроке необходимо дать учащимся правила, нормы, эталоны общения и поведения, выработать навык поиска и анализа.
Урок в начальной школе по культурно - речевому общению должен включать речевую гимнастику, анализ и разыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, решение этических задач, этические игры [13, с.87]
Учитель школы №3 г. Ртищево Саратовской области Р. С. Строкова считает, что необходима система работы по этическому воспитанию, предполагающая тесную взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности учащихся.
Такая система может включать следующие логически взаимосвязанные компоненты:
курс занятий «Этическая грамматика» (на уроке гуманитарного цикла);
ежедневное использование методик этического заряда и этической
пятиминутки;
общеколлективная внеклассная деятельность с этической направленностью, специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение и взаимодействие, т. е. организация «Школы вежливости».
Р. С. Строкова считает, что курс «Этическая грамматика» можно было бы выделить как специальный предмет, но в наших условиях реальнее внедрить его на уроках гуманитарного цикла. Важно чтобы изучение материала было последовательно и систематически связано с освоением норм нравственности.
Каждый день учитель использует методику этического заряда, выражая ученикам свою уверенность в том, что они будут доброжелательны друг к другу, внимательны и уступчивы, постараются не обижать друг друга и в классе не возникнут конфликтные ситуации. Школьники говорят хором: «Мне хорошо и спокойно, у меня хорошая память, я быстро всё запоминаю. Я прошу прощения у всех, кого обидел. Я желаю всем добра». В таком же ключе и заканчивается день. Перед тем как учитель отпускает детей домой, организуется этическая пятиминутка, посвящённая анализу произошедших конфликтов. Ученики находят пути выхода их конфликтов и способы их предотвращения.
Таким образом, в детском коллективе формируется привычка осуществлять моральную оценку поступков (как своих, так и одноклассников с позиции доброжелательности и уважения друг к другу, накапливается опыт предотвращения конфликтных ситуаций и нравственного решения уже произошедших конфликтов, формируются задатки самоконтроля и устанавливается доброжелательная атмосфера. Важно, что данный методический приём дисциплинирует учителя, развивает в нём стремление к собственному нравственному контролю. [19, с.58]
Для того чтобы уроки этической грамматики и взаимосвязанные с ними
методические приёмы этического заряда и этической пятиминутки расширили
диапазон своего влияния на учеников, во внеклассной работе Строкова открыла «Школу вежливости». Все занятия «Школы вежливости» должны показать ученикам преимущества поведения, основой которого является позиция уважения, доброжелательного отношения к другому человеку. Школьники должны убедиться, что в жизни встречается множество ситуаций, которые не могут быть предусмотрены даже самым полным сводом правил, но если руководствоваться позицией доброго отношения к людям, то всегда можно соразмерить своё поведение с правилами воспитанности [19, с.59].
Стремление учащихся быть приятными окружающим заставляет их следить за своими манерами и поступками, а красота и эстетика поступка являются также критериями воспитанности. На занятиях ученики убеждаются в том, что правила этикета продиктованы требованиями скромности говорить о себе, не демонстрировать свои знания и умения, а уметь сдерживать и ограничивать себя. Воспитанный человек не попытается пройти без очереди, не возьмёт с блюда лучший кусок, не потребует для себя особых привилегий, не станет подчёркивать своих заслуг и навязывать своё общество другим [19, с.60].
Таким образом, выполняя практические задания, учащиеся осознают, что существенное значение имеют целесообразность и здравый смысл поступков, поэтому, даже не зная тех или иных правил поведения, можно руководствоваться соображениями рассудка.
2.2. Диагностика уровня воспитания младших школьников
В целях изучения исходного уровня культурно-речевого развития младших школьников был проведён констатирующий эксперимент. Исследование проводилось во 2 классе МОУ «Вязовская СОШ» Краснояружского района.
Уровень развития навыков речевого этикета у младших школьников в конкретных жизненных ситуациях может быть различным. Поэтому нами были введены следующие критерии:
Высокий уровень – дети имеют правильное полное представление
об этикетных речевых выражениях и в их поведении наблюдается систематическое и повседневное употребление вежливых слов, без напоминания
Средний уровень – дети имеют, неполное, частичное представление об этикетных речевых выражениях, ситуативное следование правил. Правила речевого этикета выполняются под непосредственным контролем.
Низкий уровень – дети не имеют представлений о нормах употребления в своей речи этикетных выражений, не выработаны элементарные навыки культурного общения, часто проявляется несдержанность, грубость.
Для исследования использовались следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование.
Своё исследование мы начали с наблюдения (Приложение).
Нами были разработана программа наблюдений, которая позволила сделать некоторые выводы.
Содержание программы:
1.Какие вежливые слова употребляют дети в своей речи.
2.Использование слов речевого этикета в речи учителя.
3.Употребляют ли дети слова приветствия утром.
4.Употребляют ли слова извинения при возникновении конфликтных ситуаций, слова благодарности в соответствующих ситуациях.
5.Какие средства, методы и приёмы использует учитель для обогащения вежливого словаря учащихся.
Мы увидели, что не все учащиеся употребляют в своей речи вежливые слова. Чаще всего используют в речи слова приветствия, прощания, обращения с просьбой. В основном это самые распространённые слова: здравствуйте, привет, до свидания, пока, пожалуйста. Некоторые дети Маша Л., Сергей И., Андрей Г. очень редко употребляют даже при напоминании учителя эти слова.
Наблюдая за общением учителя с детьми можно было видеть, что учитель лишь иногда употребляет в речи слова речевого этикета.
Приходя утром в класс, с учителем здороваются почти все учащиеся за
исключением Маши Л., Сергея И. Было так, что эти дети заходили, в класс молча. С одноклассниками здороваются всегда Вика С., Марина К. Также эти девочки всегда здороваются со всеми взрослыми в школе.
Наблюдая за разрешением конфликтных ситуаций, было очевидно, что далеко не все дети прибегают к вежливым словам, иногда проявляется грубость и невежество.
Слова благодарности тоже употребляются не всеми учащимися. Чаще к ним прибегают Вика С., Юра О., Марина К.
Учитель старается обращать внимание на данную проблему. В классе есть стенд «Уголок вежливости», на котором размещены вежливые слова, пословицы и поговорки на данную тему. Так же проводились беседы о вежливости.
Таким образом, наблюдение показало, что не все дети соблюдают правила речевого этикета. Многим для этого требуется контроль учителя или родителей. Иногда дети проявляют грубость, невежество. Наблюдается ситуативное следование правилам речевого этикета.
Чтобы выявить знания вежливых слов у учащихся была проведена анкета «Твой вежливый словарь» (Приложение).
Детям необходимо было написать вежливые слова. Были определены следующие уровни:
В – высокий - 3-4 слова;
С – средний - 2-3 слова;
Н – низкий - 1-2 слова.
Таблица 1
Результаты анкетирования « Твой вежливый словарь»
№ | И.Ф. учащихся |
Количество написанных слов | ||||
приветствия | извинения | просьба | благодарность | Уровни | ||
1 | Анастасия А. | 4 | 2 | 2 | 2 | С |
2 | Кристина В. | 5 | 2 | 2 | 2 | С |
3 | Андрей Г. | 3 | 2 | 1 | 1 | Н |
4 | Оксана Г. | 5 | 3 | 1 | 2 | С |
5 | Евгения Д. | 3 | 4 | 2 | 2 | С |
6 | Сергей И. | 4 | 2 | 1 | 1 | Н |
7 | Марина К. | 4 | 4 | 1 | 2 | С |
8 | Михаил Л. | 4 | 2 | 1 | 2 | С |
9 | Ирина Л. | 4 | 2 | 3 | 2 | С |
10 | Мария Л. | 2 | 3 | 2 | 1 | Н |
11 | Юрий О. | 4 | 5 | 1 | 2 | С |
12 | Виктория С. | 5 | 2 | 2 | 3 | С |
13 | Карина С. | 5 | 2 | 1 | 1 | С |
14 | Максим Ч. | 5 | 2 | 1 | 2 | С |
Таким образом, можно сказать, что запас этикетных выражений, соответствует среднему уровню: высокий уровень – 0%, средний – 79%, низкий уровень – 21%.
Рисунок 1. Результаты анкетирования «Твой вежливый словарь
Дети знают этикетные выражения, но в повседневном общении не всегда ими пользуются.
Для того, чтобы выявить, знают ли дети правила для опоздавших был проведен тест «Если ты опоздал». Учащимся были предложены карточки с перечисленными действиями, нужно расставить порядок (Приложение).
Таблица 2
Результаты теста « Если ты опоздал»
№ | Ф.И. учащихся |
Указанный порядок действий | Уровни | |||
приветствие | извинение | просьба | благодарность | |||
1 | Анастасия А. | 1 | 3 | 2 | 4 | С |
2 | Кристина В. | 2 | 3 | 1 | 4 | Н |
3 | Андрей Г. | 1 | 2 | 3 | 4 | В |
4 | Оксана Г. | 1 | 3 | 2 | 4 | С |
5 | Евгения Д. | 2 | 3 | 1 | 4 | Н |
6 | Сергей И. | 2 | 3 | 1 | 4 | Н |
7 | Марина К. | 1 | 2 | 3 | 4 | В |
8 | Михаил Л. | 1 | 2 | 4 | 3 | С |
9 | Ирина Л. | 1 | 3 | 2 | 4 | С |
10 | Мария Л. | 1 | 2 | 3 | 4 | В |
11 | Юрий О. | 1 | 4 | 3 | 2 | В |
12 | Виктория С. | 1 | 2 | 3 | 4 | В |
13 | Карина С. | 1 | 3 | 2 | 4 | С |
14 | Максим Ч. | 1 | 3 | 2 | 4 | С |
Таким образом, мы видим, что правила поведения для тех, кто опоздал, знают: высокий уровень – 36%; средний – 43%; низкий – 21%.
Рисунок 2. Результаты тестирования « Если ты опоздал»
Результат этого теста показал, что большинство детей знают правила и имеют представление, что нужно делать, если опоздал на урок, осознают необходимость в правильной последовательности выполняемых действий. Но в своем поведении не всегда их выполняют.
Следующий тест «Поставь себе оценку за вежливость» позволил нам определить, насколько вежливы дети в той или иной ситуации. Были предложены вопросы:
1. Всегда ли ты говоришь маме «спасибо», когда, вкусно поев, встаёшь из-за стола?
2. Всегда ли ты приветствуешь утром одноклассников?
3. Всегда ли, заходя в класс, здороваешься с учителем?
4. Всегда ли ты благодаришь за угощение?
5. Всегда ли ты просишь извинения, если кого-то нечаянно толкнул, обидел, нагрубил?
На каждый вопрос нужно дать ответ «да», «нет», «иногда». Затем ответ оценивается по 5-бальной системе: «да – 5», «иногда – 4», «нет – 3» (Приложение).
Были определены следующие уровни: высокий (В) - 25-24 балла,
средний (С) - 20-23 балла, низкий (Н) - меньше 20 баллов.
Данный тест выявил что, по мнению самих учащихся высокий уровень имеют 50%, средний уровень - 43%, низкий - 7% учеников.
Таблица 3
Результаты теста « Поставь себе оценку за вежливость»
№ | И. Ф. учащихся | Оценка вопросов | Уровни | ||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | |||
1 | Анастасия А. | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | В |
2 | Кристина В. | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | В |
3 | Андрей Г. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | В |
4 | Оксана Г. | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | В |
5 | Евгения Д. | 5 | 5 | 3 | 3 | 3 | С |
6 | Сергей И. | 5 | 4 | 3 | 5 | 3 | С |
7 | Марина К. | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | С |
8 | Михаил Л. | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | С |
9 | Ирина Л. | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | С |
10 | Мария Л. | 5 | 5 | 3 | 3 | 5 | С |
11 | Юра О. | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | С |
12 | Виктория С. | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | С |
13 | Карина С. | 4 | 5 | 3 | 5 | 5 | С |
14 | Максим Ч. | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | С |
Рисунок 3. Результаты тестирования « Поставь себе оценку за вежливость»
Это исследование показало, что учащиеся хотят показаться более вежливыми, чем это есть на самом деле. Так как наблюдение показало, что лишь единицы ведут себя согласно установленным правилам речевого этикета.
Для того, чтобы сформировать осознанное отношение и выполнение правил речевого этикета нужно выявить, как учащиеся понимают, что такое вежливость и для чего человеку нужны вежливые слова. С этой целью было предложено детям заполнить анкету «Понятие вежливости» (Приложение).
Ответы детей представлены в таблице:
Таблица 4
Результаты анкетирования « Понятие вежливости»
Ф.И учащихся |
1.Вежливый человек это тот кто… |
2.Вежливость нужна человеку для того чтобы… |
3.Мне нравиться общение с вежливым человеком, так как… | Уровни |
Анастасия А. |
Извиняется, благодарит, здоровается | С ними разговаривали | Может что-либо рассказать |
С |
Кристина В. |
Употребляет вежливые слова | Если кого обидит, может извиниться | Заботливый, добрый, хороший | В |
Андрей Г. |
Обращается вежливо | Если обидит то извиниться | Я хочу | С |
Оксана Г. |
Извиняется | Быть вежливым и добрым | Добрый и заботливый | С |
Евгения Д. |
Всегда всех благодарит | Быть умным | Никого не обидит, с ним легко общаться | С |
Сергей И. |
Говорит вежливые слова | Его считали вежливым | Говорит вежливые слова | Н |
Марина К. |
Кто никогда никого не обидит | Он был хорошим | Он хороший, никого не обидит | С |
Михаил Л. |
Просит прощение | общаться | Он добрый | С |
Ирина Л. |
За все благодарит, извиняется, всегда здоровается | С ним общались, дружили | Он вежливый, он может доверять | Н |
Мария Л. |
Просит извинения | Быть добрым | И я разговариваю вежливо | Н |
Юрий О. |
Говорит вежливые слова, обращается вежливо | Быть добрым и воспитанным | Он умен, вежлив | С |
Виктория С. |
Всегда извиняется, просит прощения | Никого не обидеть | Он никогда не обидит, с ним легко общаться | С |
Карина С. |
Никогда не обижает, не бьет, не ругает | Благодарить за угощение | Добрый и не обидчивый человек | С |
Максим Ч. |
Говорит спасибо | Если кого-то обидишь, мог извиниться |
Он вежлив | С |
Анализируя ответы, можно сделать вывод, что:
- полное представление о вежливости имеет 7% - высокий уровень;
- не полное, не ясное представление 72% - средний уровень;
- отсутствует представление и понятие о вежливости 21% - низкий уровень.
Рисунок 4. Результаты анкетирования «Понятие вежливости»
Таким образом, вежливость дети понимают как хорошее поведение, употребление в своей речи вежливых слов.
Результаты всех исследований отражены в сводной таблице.
№ | И.Ф. учащихся |
«Твой вежливый словарь» | «Если ты опоз- дал» |
«Поставь себе оценку за вежли- вость» |
«Понятие вежли- вость» |
Общий результат. Уровни |
|
1 | Анаста- сия А. |
С | С | В | С | С | |
2 | Кристина В. |
С | Н | В | В | С | |
3 | Андрей Г. |
Н | В | В | С | С | |
4 | Оксана Г. |
С | С | В | С | С | |
5 | Евгения Д. |
С | Н | Н | С | С | |
6 | Сергей И. |
Н | Н | С | Н | Н | |
7 | Марина К. |
С | В | В | С | С | |
8 | Михаил М. |
С | С | В | С | С | |
9 | Ирина Л. |
С | С | С | Н | С | |
10 | Мария Л. |
Н | В | С | Н | С | |
11 | Юрий О. |
С | В | С | С | С | |
12 | Виктория С. |
С | В | В | С | С | |
13 | Карина С. |
С | С | С | С | С | |
14 | Максим Ч. |
С | С | С | С | С |
Таблица 5
Сводная таблица
Анализируя таблицу можно сделать вывод, что высоким уровнем
культурно-речевого развития не обладает ни один ученик, средний уровень
показали 93%, низкий – 7%.
Рисунок 5. Общий результат констатирующего этапа
Таким образом, проведённое нами исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. Словарный запас этикетных слов находится на средне-низком уровне.
2. У учащихся есть потребность и желание в употреблении этикетных выражений, но дети не всегда знают, как вежливо поступить в той или иной ситуации.
3. У учащихся не сформировано осознанное отношение к выполнению правил речевого этикета.
4. У учащихся завышенная самооценка, что говорит о желании представить себя с лучшей, чем есть на самом деле стороны. Наверное, целенаправленная систематическая работа по воспитанию навыков речевого этикета отсутствует.
5. Соблюдение правил речевого этикета находится на среднем уровне.