Культурологический принцип в изучении географии Ярославской области
СОДЕРЖАНИЕ: Культурология и культурологический подход как педагогическое явление стали особенно актуальны в 90-е годы нашего столетия в связи с переосмыслением целей общеобразовательной школы и переходом к личностно-ориентированному обучению..
В.А.Щенев, кандидат педагогических наук, профессор, зав.кафедрой экономической географии ЯГПУ им.К.Д.Ушинского
Культурология и культурологический подход как педагогическое явление стали особенно актуальны в 90-е годы нашего столетия в связи с переосмыслением целей общеобразовательной школы и переходом к личностно-ориентированному обучению. Образование - важнейшее средство развития учащихся. Реализация идеи личностно-ориентированного обучения привела к включению в учебные планы школ ряда новых учебных предметов, в том числе культурологии. Однако по мнению ряда специалистов ее выделение в учебных планах как средства формирования культуры личности не решает этой проблемы. Более эффективно, как считает И.Бестужев-Лада, изучение прикладной культурологии и надо говорить “о более органичном включении культурологических сюжетов во все существующие школьные предметы” [2]. И действительно, культурологический потенциал ряда учебных предметов, в том числе школьной географии, довольно значителен, но он еще не осмыслен и образовательные и развивающие возможности “географической культурологии” используются пока еще явно недостаточно и бессистемно.
Возрастающий интерес к изучению географии культуры можно объяснить несколькими факторами:
а) традиционное образование, главной целью которого было усвоение знаний, умений и навыков, постепенно переориентируется на развитие личности учащихся, ее творческих сторон. Знания, умения и навыки становятся средством их формирования. Ориентация на учет интересов и потребностей личности предполагает создание необходимых условий для овладения культурными ценностями;
б) в настоящее время признается недостаточной ориентация только на умственное развитие учащихся. Подвергаются критике психологические теории, ограничивающиеся односторонним вниманием к умственному развитию детей, преувеличением его роли в учебном процессе и недооценкой развития эмоционально-образного мышления. Вполне очевидно, что в учебном процессе знание должно идти рука об руку с переживанием. В.С.Преображенский [8] подчеркивает уникальные возможности географии - в этом предмете с особой силой развиваются совместно и образное восприятие, и логическое мышление. Геокультурное содержание отличается повышенной эмоциональностью и привлекательностью для учащихся как за счет новизны изучаемого, так и доступности объектов изучения для непосредственного восприятия и возможности организовать практическую деятельность школьников;
в) начавшимся процессом гуманитаризации образования, усилением внимания к человеку, миру людей. В школьной географии намечается отход от изучения населения как некой совокупности людей, живущих на той или иной территории. Так, в учебнике “География материков и океанов” (В.А.Коринская и др.), как правило, рассматриваются народы, населяющие материки, а не население, что позволяет раскрыть многие стороны географии культуры отдельных народов, особенности их быта, религиозные установки, отношение к природе и др. В настоящее время усиливается гуманитарное крыло географии;
г) в школьной географии и особенно в изучении истории заметнее цивилизационное направление в познании прошлого и настоящего. Цивилизационный подход связан с изучением культуры, ее достижений. Возрастает интерес к познанию процессов и явлений исторической географии.
Формирование культуры личности предполагает усвоение молодежью и культурно-географических особенностей своего края. Особенно значительны возможности в этом отношении, если географию своей области рассматривать как региональный курс.
В современной литературе предложены десятки и даже сотни определений понятия “культура”. Наиболее распространено определение культуры как совокупности результатов человеческой деятельности. При этом наиболее подробно анализируется либо материальная составляющая культуры, либо ее духовные компоненты. Часто культуру определяют и как совокупность материальных памятников и духовных ценностей. Достаточно полное определение культуры содержится в Философском энциклопедическом словаре [10]. Это определение имеет довольно сложный полиструктурный характер. Оно включает три элемента, каждый из которых может быть представлен более развернуто. Согласно словарю, культуру образуют а) продукты материального и духовного труда; б) система социальных норм и учреждений, духовных ценностей; в) совокупность отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В таком понимании культурологический материал относится к основным сферам изучения географии в школе - к природе, населению, его хозяйственной деятельности, а теперь и к экологическим ситуациям. Еще К.Д.Ушинский подчеркивал, что география - это наука о жизни человека на Земле [цит. по 3]. Есть все основания рассматривать изучение географических элементов культуры как важнейший методический принцип в обучении географии.
Сущностную модель культурологического принципа в школьной географии можно представить в следующем виде:
С педагогической точки зрения важно, что предлагаемая модель отражает процесс созидания знаний, а не их получения в готовом виде, общую логику принципа: от прошлого к настоящему, от фактов к обобщениям, от материального к духовному. Она соответствует и принципу историзма как научному, так и в учебном познании. Вместе с тем схема подчеркивает и общую логику культурологического принципа изучения - от разума к чувству, от рационального к эмоционально-образному. Важна и завершающая ступень - оценка, понимание места и значения элементов культуры в системе географического знания.
Основные элементы культурологического принципа - цели, содержание изучаемого и способы достижения целей.
К основным целям изучения географии культуры своей области можно отнести:
а) создание целостного географического образа своего края, познания его своеобразия и неповторимости. Культура как составной элемент этого образа - важнейшее основание формирования патриотизма;
б) углубленное изучение путей развития географической культуры как в прошлом, так и в настоящее время. При этом возникает избирательно-оценочное отношение к различным сторонам жизни;
в) ознакомление учащихся с вкладом населения нашего края в культуру России, с основными этапами освоения и развития географического пространства области, трудовыми навыками ее населения;
г) развитие патриотических качеств личности, формирование любви к родному краю, своей малой Родине;
д) формирование бережного отношения к памятникам культуры своего края, местным природным и историческим памятникам;
е) ознакомление с происхождением основных географических названий на карте области. Местные названия - часть социокультурного содержания характеристики области.
Изучение геокультурного материала имеет целью формирование личности учащихся. Оно удовлетворяет многие их потребности, и прежде всего потребности в духовных ценностях. Геокультурный материал позволяет, хотя бы отчасти, отойти от привычной “триады” - природа, население, хозяйство. По Н.Н.Баранскому “душа географии” в сочетании и взаимодействии разнородных явлений в пространстве.
В культурно-географическом отношении наша область представляет собой территорию, выделяющуюся многими характерными чертами. Это ареал культуры и место формирования (наряду с соседними территориями) северной ветви русского народа. Это край древнего заселения с большим количеством памятников материальной и духовной культуры. Характерно, что на территории нашей области в ХХ не возникло ни одного нового городского поселения (Гаврилов-Ям объявлен городом в 1938 году, но образован он из существовавших издавна городских слобод). Наши города насчитывают сотни лет своего существования, а самые старые - Ростов и Углич имеют тысячелетнюю историю, к этому возрасту приближается и Ярославль. Выбор местоположения древних городов, связанный с учетом природных, экономических условий, часть географической культуры края. Длительность хозяйственного освоения края объясняет развитие многих трудовых навыков населения. Это главным образом навыки выращивания домашних животных, известны и навыки возделывания некоторых культурных растений - овощей, льна.
Ярославская природа отличается своей выразительностью и красотой [11]. Она является материальной основой и фактором формирования духовной сферы жизни населения. Понятие красоты в жизни людей во многом связано с красотой природы.
Одна из сложнейших, “вечных” проблем методики учебного предмета - отбор учебного материала для изучения. При этом мы учитываем содержание базового понятия “культура”, ее роль в формировании личности учащихся, специфику культурологического знания, возможность изучения на определенной возрастной ступени, учебное время.
Своеобразие культурологических знаний состоит в том, что:
а) они имеют междисциплинарный характер. Одни и те же объекты материальной и духовной культуры рассматриваются в нескольких учебных предметах, в истории, например, и в географии (роль Волги в прошлом и настоящем, выдающиеся деятели в различных областях культуры), в литературе, истории и географии (находка “Слова о полку Игореве” в Ярославле) и др. Отсюда вытекает необходимость в широких межпредметных связях;
б) география как наука находится на стыке естественных и общественных подходов, что обеспечивает связь культурологических знаний. Объекты культурологического характера связаны не только между собой, но и с природными, экономическими и социальными процессами и окружением. Это создает основу для формирования у школьников определенных отношений, оценочных суждений, выбора критериев оценки и т.п.;
в) культурологические знания отличаются некоторой фактологичностью и, следовательно, требуют определенных принципов отбора для использования в учебном процессе и на отдельных уроках. Главное, что делает отобранные объекты предметом географического анализа - их связь с природной основой жизни населения, факторами жизнеобеспечения людей. Учитываются соответствующие географические факторы как в прошлом, так и в настоящее время.
Принципы отбора геокультурного материала исходят из сущности географии как науки. Необходимо изучать те элементы культуры, которые связаны с пространственной структурой геокультурного пространства (региональные и местные различия), учитывают особенности территориального проявления культурных процессов. При этом раскрываются условия - природные, социальные, экономические - образования элементов культуры. В таком знании должны быть оценочные суждения о месте культурных феноменов в жизни населения, в культурной среде.
При отборе учебного материала для изучения в курсе “География Ярославской области” его можно объединить в две группы:
а) знания и умения, в формировании которых география участвует вместе с другими учебными предметами;
б) знания и умения, составляющие специфику самой географии и определяющие ее “персональный” вклад в общую культуру подрастающего поколения [5].
Рассмотрим в первую очередь содержание знаний, составляющих специфику географии.
Структура материальной культуры довольно сложная. К ее объектам, изучаемым на уроках географии (в том числе и своей области) относят в первую очередь культуру жизнеобеспечения - постройки, жилища, одежду, предметы быта, транспорт, пищу. Предметы материальной культуры служат практическим целям, но они выполняют и другую важную функцию - средств хранения и передачи смыслов и значений, регулирующих поведение и общение людей. В географии жилища описывают как сооружения, укрывающие его обитателей прежде всего от неблагоприятных природных условий (в прошлом и защиты от нападений). Особенно заметна эта функция в сельской местности. Планировка сельского дома зависит от климатических условий, используемый в строительстве материал - местный, в прошлом - дерево. Типичный, “классический” сельский дом в нашем богатом лесом крае, как правило деревянный. Наиболее удобны для строительства сосны, их легко обрабатывать, пилить на доски. Деревянная изба теплая, пазы между бревнами “подбиты” мхом и не пропускают холод. Крестьянские дома чаще всего высокие, у них высокий подклет (пространство между полом и поверхностью земли) и пол располагается высоко над грунтом. Это способ избежать почвенной сырости и снежных заносов зимой. Все же ярославские сельские дома не так высоки как в соседних северных областях - Вологодской и Архангельской. Наши дома среднерусского типа, у них подклет ниже. Теплая изба соединена с холодной клетью - комнатой, где хранится имущество или живет семья летом. Далее идут сени. Такой тип дома сохранился до сих пор, хотя используемый в строительстве материал во многом изменился. Много построено кирпичных, более долговечных зданий, крыши уже не из дранки или щепы, а из кровельного железа или шифера.
Важная особенность сельского дома - его тесная связь с хозяйственными постройками, двором. Он образует целостную линию, Можно, не выходя на улицу, пройти к домашним животным, за дровами, сеном. Крыши домов четырехскатные, они защищают чердачные помещения, избу от дождя и снега.
В материальной культуре заметно отражается региональное своеобразие. К материальным памятникам надо отнести и планировку городов, сел и деревень, которая отражает разнообразные функции городских поселений. Как старый губернский город Ярославль имеет радиально-кольцевую планировку. Улицы-радиусы вели в разные места губернии.
Для планировки Рыбинска, Углича, Мышкина характерна линейная вытянутость вдоль важнейшей в хозяйственном отношении транспортной магистрали - Волги.
Впрочем в такой планировке можно усмотреть и элементы духовной культуры. Наши предки учитывали эстетические достоинства местоположения на высоком берегу реки, открывающиеся речные дали.
Ярославские села и деревни чаще всего имеют линейную планировку. Улицы вытянуты вдоль дорог, речных берегов.
К духовной культуре относят науку, религию, искусство, трудовые навыки населения, нормы поведения. Многие элементы географической культуры как науки подробно рассмотрены В.П.Максаковским [7]. Одним из факторов формирования духовных сторон местного населения несомненно является природа. Конечно, она влияет на духовную культуру населения вместе с другими факторами - социально-экономическими, историческими. Однако ее воздействие во многом первично и потому рассматривается на уроках географии.
Изучение природы формирует эмоционально-ценностное отношение к ней и тем изменениям, которые происходят в природе в настоящее время под влиянием хозяйственной деятельности, обеспечивает понимание ее красоты и неповторимости. Природа определяет особенности местного населения как социокультурной общности, личностные качества людей, жизненные установки. Приведем яркий пример этого влияния. В лесном краю, а наш край был, да и остается именно таким, люди более медлительны, спокойны и рассудительны. Они и более предусмотрительны. Северное земледелие требует больше, чем дает. Таковы и ярославские земли, мало плодородные, не обеспечивающие высоких урожаев. Здесь необходима определенная стойкость, энергия и сметка, чтобы преодолеть, обойти эту ненадежную основу хозяйственной жизни. Сложные условия освоения пространства нашего края в прошлом сформировали стойкость, терпение, а порой и смирение перед возникающими природными препятствиями. Когда в ХVII веке в России появились фамилии, то одной из самых распространенных оказалась Смирновы. Несмотря на последующие миграции и перемещения людских потоков Смирновы и теперь заметны среди ярославских фамилий. Много Смирновых и в соседних областях. Осознание своей “общности” послужило образованию объединений Смирновых - в Костроме [1], а затем и в Вологде [6].
Природа формирует образ жизни населения, типы хозяйственной деятельности, культуру труда и быта, трудовые навыки. Образ территории нередко оказывает влияние на выбор профессии, укрепляет желание оставаться в родном краю. Многие религиозные нормы, внутренний мир человека также связаны с природой.
Эти стороны воздействия природы хорошо проявляются в сельском образе жизни. Он, в свою очередь, как устойчивый тип жизнедеятельности населения сел и деревень, формирует нормы поведения и ценности культуры, быта, семейной жизни. Для него характерны:
а) тесная связь с природным окружением, сменой годовых сезонов и циклов сельскохозяйственных работ. Экологическая обстановка в сельской местности наиболее благоприятна;
б) тесные отношения жителей своего населенного пункта, да и ближайших поселений (они в Ярославской области, в ее южной половине, как правило, расположены недалеко друг от друга), большая эмоциональная насыщенность этих отношений, взаимное удовлетворение ими. У каждого жителя ярославского села много знакомых людей;
в) как правило, крепкие родственные связи, готовность оказать помощь друг другу в затруднительных случаях. До недавнего времени сельские семьи были более устойчивы, чем городские, такими остаются в своей основе до настоящего времени;
г) сохранение традиций взаимопомощи, обычно доброжелательное отношение к соседям, другим жителям;
д) опора на домашнее хозяйство и тем самым определенная стабильность экономической жизни, хотя уровень зарплаты в селе ниже, чем в городе;
е) заметна меньшая мобильность населения;
ж) ухудшение социальных условий жизни (медицинское обслуживание, развитие торговли, служб быта и др.).
Все эти стороны - объект изучения на уроках географии своей области.
В последние годы в школьной географии возрастает интерес к изучению географии религий, как части культуры народов и населения в целом. С географической точки зрения при изучении своей области важно рассмотреть этапы изменения религиозных установок и соответственно типов хозяйственной деятельности, связь в природными объектами религиозного поклонения. Такими объектами в нашем крае в языческий период были геологические объекты - “синие камни”, которых на территории области несколько. Самый известный - на берегу Плещеева озера в трех - четырех километрах от Переславля. Такими же объектами поклонения являются до сих пор некоторые “святые” источники, родники, в Толгском монастыре - кедровая роща. Среди населенных пунктов можно отметить и религиозные центры прошлого, к которым в первую очередь относятся города Ростов, Переславль, Углич. Эта особенность объясняет большое количество монастырей как в Переславле, так и в Ростове, создание “Ростовского кремля”. Очевидно религиозное влияние на архитектуру городов, памятников прошлого. С монастырями как центрами культуры связаны имена выдающихся деятелей не только ярославского края, но и России (Руси) в целом. Это имена Алеши Поповича - одного из трех богатырей, у которого был реальный прототип в Ростове, из Варниц близ Ростова родом духовный деятель древней Руси - Сергий Радонежский. Известно, что Куликовскую битву начинал богатырского склада монах Борисоглебского монастыря Александр Пересвет, которого Дмитрий Донской выпросил у настоятеля монастыря. Много и других примеров влияния монастырей на культуру прошлого.
При наличии учебного времени можно объяснить природные предпосылки многих религиозных обрядов, праздников, земледельческого календаря.
Многое из перечисленного может войти в комплексную характеристику городов области, своего муниципального округа, стать объектом внеклассного изучения.
Разнообразие геокультурного содержания удовлетворяет потребности личности в культурологических знаниях, усиливает эмоциональную сторону обучения, активнее формирует патриотические качества личности, расширяет палитру географических знаний. Реализация культурологического принципа в изучении географии своей области - актуальная задача педагогической теории и педагогической практики.
Список литературы
Аргументы и факты. 1999. № 8.
Бестужев-Лада И. Что может дать культурология учителю // Народное образование. 1997. № 6.
Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного обучения // Педагогика. 1997. № 4.
Гаврилова Н.Г. Формирование ценностного отношения к культурному наследию региона (на материале пропедевтических краеведческих курсов): Автореф. дис. ... канд. пед. наук / СПб., 1999.
Душина И.В., Понурова Г.А. Как учить школьников географии. М., 1996.
Известия. 1999. 30 марта.
Максаковский В.П. Географическая культура. М., 1998.
Преображенский В.С. Как же так, коллеги? //География. 1997. № 3.
Программы региональных курсов. География Ярославской области. Экология Ярославской области. Я., 1997.
Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
Щенев В.А. Ярославский пейзаж. //Ярославский педагогический вестник. 1996. № 2.