Курс: IV кризис среднего возраста работа по возрастной психологии

СОДЕРЖАНИЕ: Далее следовал возраст вступления в брак – до 30 лет; возраст выполнения общественных обязанностей – до 40 лет; возраст познания своих заблуждений – до 50 лет; завершающий период творческой жизни – до 60 лет; желанный возраст – до 70 лет. А после наступала старость

Министерство образования и науки Российской Федерации

ВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ГУМАНИТАРНЫХ НАУК, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

Факультет педагогики и психологии

Кафедра педагогики и психологии

Специальность: психология

Прием: С-О3 заочное

Курс: IV

Кризис среднего возраста

Курсовая работа по возрастной психологии

Студент:

Преподаватель:

Тольятти

2006 г

Содержание

Введение.

I

Теоретические основы проблемы кризиса.

6

1.1. Жизненный кризис.

6

1.1.1. Задачи среднего возраста.

9

1.1.2. Конструктивное преодоление кризисов среднего возраста

11

1.2. Особенности протекания кризиса середины жизни.

13

1.2.1. Протекание кризиса у мужчин и женщин.

13

1.2.2 Духовный кризис. Проблема смысла.

19

1.2.3. Мифы середины жизни.

21

II

Исследование специфики протекания кризиса в середине жизни.

23

2.1. Обоснование выбора методов исследования.

24

2.2. Проведение исследования. Анализ полученных результатов.

28

Заключение.

33

Литература.

34

Введение

Первые версии деления человеческой жизни на возрастные этапы дошли до нас из глубоких времен. Так, согласно древнекитайской классификации, первый период жизни – молодость – охватывал интервал от рождения до 20 лет. Далее следовал возраст вступления в брак – до 30 лет; возраст выполнения общественных обязанностей – до 40 лет; возраст познания своих заблуждений – до 50 лет; завершающий период творческой жизни – до 60 лет; желанный возраст – до 70 лет. А после наступала старость.

Многие ученые внести большой вклад в создание теорий развития человека: Карл Густав Юнг, Джон Флэвелл, Жан Пиаже, Зигмунд Фрейд, Лев Семенович Выготский, Даниил Борисович Эльконин, Борис Германович Ананьев. Одной из самых полных и признанной на сегодняшний день считается возрастная периодизация Эрика Эриксона. Его заслуга состоит в том, что он рассмотрел человеческую жизнь не только до подросткового возраста, он охватил всю человеческую жизнь от рождения до смерти очень тщательно и подробно, показал какие задачи решаются на каждом возрастном этапе жизни. Карл Густав Юнг также рассматривал проблемы взрослости, но не создал стройной классификации возрастных периодов человека.

Актуальность периодизации возрастов человека состоит в том, чтобы помочь людям, занимающимися проблемами здоровья человека и просто ищущему человеку, найти правильное решение жизненных задач, объяснить состояние и поведение человека на каком либо его возрастном этапе, помочь человеку жить полноценной жизнью, видеть и знать особенности поведения других людей и уметь жить с ними в согласии и понимать их.

На каждом историко-культурном этапе меняются методы и способы воспитания, изменяются идеологическая, экономическая и политическая ситуации. Меняются, в связи с этим, и культурно-нравственные ценности человека, критерии оценок его поступков. И для того, чтобы научные знания о человеке не устаревали, были всегда актуальны, необходимо их пополнять новыми научными изысканиями, наблюдениями, исследованиями, экспериментами, проводить сравнительный анализ прошлого, настоящего и, в идеале, уметь прогнозировать будущее.

Исходя из актуальности. Видно, что проблема состоит в следующем: насколько репрезентативны, валидны, эффективны, жизнеспособны и доступны к применению на практике данные о возрастных периодах, полученные психологами прошлых лет и из разных стран.

Учитывая, что на данный момент наиболее используемой является периодизация Эрика Эриксона, то соответственно, его теория должна отвечать всем критериям научного знания, как: объективность, достоверность, истинность, проверяемость, инвариантность. И в данном исследовании мы будем, в основном, опираться именно на взгляды Эрика Эриксона.

Известно, что сложившаяся идеологическая система в России в начале 20 века не разрешала, точнее, запрещала психологам, педагогам и социологам заниматься проблемами развития взрослого человека. Во времена Зигмунда Фрейда морально-нравственные устои также тормозили процесс формирования психологических знаний о человеке. Нужно принимать во внимание, что сложно совместить возрастные периоды человека разных стран и народов, так как на процесс развития, социализации, формирования человека оказывают свое воздействие, как говорилось выше, политическая система, культурный уровень развития нации, менталитет, продолжительность жизни и многое другое.

Несмотря на проблемность выделения кризисных периодов в развитии человека, довольно полно исследованы такие возрастные кризисы, как кризис одного года, трех и семи лет. Хорошо рассмотрен подростковый кризис Элькониным, Эриксоном, Флэвеллом, Фрейдом. Особо следует отметить недостаток психологических знаний в развитии человека после подросткового возраста. По устоявшемуся ранее стойкому убеждению, было глубоко уверено, что человек после юношеского возраста, когда завершается процесс формирования его как личности, не растет, не развивается. Благодаря Эрику Эриксону, Карлу Густаву Юнгу и Хэйвигхерсту мы можем анализировать жизнедеятельность человека в зрелом возрасте. И в своей работе, рассматривая кризис середины жизни, мы будем опираться на их концепции.

Таким образом, объектом данной работы являются возрастные кризисы человека, предметом – кризис середины жизни.

Целью данной курсовой работы служит выявление зависимости между возрастом человека, находящегося в кризисе середины жизни, его задачами и отношением к жизни.

Отсюда вытекают следующие задачи :

1. Изучить накопленный теоретический материал по данной теме.

2. Выявить закономерности методом анкетирования.

Для решения этих задач мы выбрали следующую методику для исследования: анкета для людей, находящихся в кризисе середины жизни, отражающая поставленные для решения актуальные задачи в этом возрасте и анкета значимых ценностей, применимая также к среднему возрасту, составленные автором этой работы.

Глава I . Теоретические основы проблемы кризиса

Значение кризисов в жизни человека по Выготскому

Возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Переход к новому возрасту всегда ознаменован закатом прежнего возраста. Процессы обратного развития, отмирания старого и сконцентрированы по преимуществу в критических возрастах. Но было бы величайшим заблуждением полагать, что этим исчерпывается значение кризисов. Развитие никогда не прекращает свою созидательную работу, и в критические периоды мы наблюдаем конструктивные процессы развития. Разрушительная работа совершается в указанные периоды в меру того, в меру чего это вызывается необходимостью развития свойств и черт личности. Фактическое исследование показывает, что негативное содержание развития в переломные периоды – обратная сторона позитивных изменений личности, составляющих главный и основной смысл всякого критического возраста. За всяким негативным симптомом скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой, высшей форме.

Самое существенное содержание развития в критические возрасты заключается в возникновении новообразований, которые в высшей степени своеобразны и специфичны. Их главное отличие от новообразований стабильных возрастов в том, что они носят переходный характер. Это значит, что в последующем они не сохраняются в том виде, в каком возникают в критический период, и не входят в качестве необходимого слагаемого в интегральную структуру будущей личности. Они отмирают, как бы поглощаясь новообразованиями стабильного возраста, включаясь в их состав, как подчиненная инстанция.

1.1. Жизненный кризис

Современный российский психолог и психотерапевт Ф.Е. Василюк ввел объединяющее понятие «критическая жизненная ситуация» для обозначения психологических состояний рассогласования, нарушения душевного равновесия каковыми являются стресс, фрустрация, конфликт и кризис. Критическую жизненную ситуацию Василюк определил как невозможность жить дальше без определенной внутренней перестройки личности, которая происходит, когда человек переживает возникшую ситуацию.

В переводе с греческого кризис означает «исход, поворотный пункт». В современном словаре психолога-практика дается следующая интерпретация термина «кризис » - состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью собой и взаимоотношениями с внешним миром. Он бывает связан с наиболее глобальными потрясениями и с самыми глубокими переменами в человеке. Кризис часто знаменует конец одного отрезка жизненного пути и начало другого, он происходит как бы на стыке двух биографических эпох.

Период примерно с 35 до 60 лет – время, тяжелое для большинства людей. Статистика свидетельствует: в этом возрасте многие люди переживают серьезный личностный кризис, который называют кризисом середины жизни .

Кризис середины жизни, как научная тема, был введен Карлом Густавом Юнгом, также прошедшим через острый душевный кризис в возрасте около 40 лет. Ученый считал кризисы не злом, а залогом развития. Вторая половина жизни человека, по мнению Юнга, имеет свой особый смысл и свои особые цели. Поэтому и нужна глубокая внутренняя перестройка. Утро жизни бывает посвящено устройству человека во внешнем мире, обретению социального положения, семьи, продолжению рода и заботе о потомстве. Когда эти цели в основном достигнуты, дальнейшая гонка за ними в основном бессмысленна. Цель и смысл вечера жизни – внутреннее, духовное развитие человека, обретение Самости.

Возрастные кризисы связаны с развитием личности и случаются при переходе от одного этапа к другому. Самые известные кризисы данного типа – подростковый и среднего возраста.

Почему возникает возрастной кризис? В определенный период жизни то новое, что зарождается в нас, начинает вступать в противоречие с прежними представлениями, образом жизни, взаимоотношениями с людьми. В результате появляется смутное, а со временем все более сильное недовольство собой, своим положением и жизнью в целом. Нарастает желание что-то изменить.

Как правило, кризис сопровождают сильные переживания. Они заставляют человека иначе взглянуть на себя и на всю жизни, пересмотреть прежние планы и представления. Человек порой начинает ценить то, что ранее казалось невозможным, или наоборот, отказывается от чего-то, что только вчера составляло смысл его жизни, начинает совсем по-другому относиться к себе и другим. В процессе переживания кризиса совершается перестройка личности: внутренний мир переходит в психологическое соответствие с новым жизненным периодом.

Дается это очень нелегко. Кризис редко обходится без депрессии, отчаяния, тоски. Временами человек испытывает апатию. Может накатывать ощущение бессмысленности жизни и собственного существования. Возникает полный душевный хаос и желание покончить жизни суицидом.

Но человек должен знать, что происходящее с ним не является признаком его слабости, неполноценности и тому подобное. Кризис – это своеобразный творческий процесс обновления самосознания и понимания мира. И если не бежать от собственных переживаний, не заглушать их, не отвергать, а довести кризисную перестройку до конца, то пережитые переживания обогатят личность, сделают ее более мудрой и зрелой.

Кризис середины жизни дает человеку шанс измениться, приблизиться к самому себе. Поэтому к его испытаниям правильно было бы относиться не со страхом, а с уважением и благодарностью.

Для успешного разрешения и выхода из кризиса человеку необходимо решиться некоторые жизненно-важные и актуальные для его возраста задачи.

1.1.1. Задачи среднего возраста

Хэйвигхерст и Эриксон определяют ряд задач, выполнение которых необходимо для того, чтобы почувствовать удовлетворение от своей жизни.

Кроме нескольких лонгитюдных исследований, существует относительно мало надежных данных о том, как изменяются люди в течение всей жизни. Основной причиной такого недостатка является лишь относительно недавнее признание психологами того факта, что взрослые люди тоже «растут». Карл-Густав Юнг одним из первых обратил внимание на вторую половину жизни, когда человек оказывается перед необходимостью найти и оправдать смысл своего существования. В настоящее время немногие психологи предлагают модели развития, охватывающие весь период жизни человека.

Модель развития взрослых Хэйвигхерста.

Он описывал модель развития индивида на протяжении всей его жизни с прагматических позиций. Он рассматривал взрослость как ряд периодов, в течение которых человек должен добиться выполнения определенных задач развития.

Задачи среднего возраста:

1. достижение зрелой гражданской и социальной ответственности;

2. достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня;

3. выбор подходящих способов проведения досуга;

4. помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми;

5. усиление личностного аспекта супружеских отношений;

6. принятие физиологических перемен середины жизни и приспособление к ним;

7. приспособление к взаимодействию со стареющими родителями.

Эти задачи обеспечивают основной контекст развития.

Применимы ли эти концепции, разработанные в 1953 году к развитию взрослого человека в настоящее время? По-видимому, да, но не в отношении всех людей. В наши дни для многих людей задачи развития в среднем возрасте включают в себя налаживание холостого образа жизни или создание семьи и воспитание маленьких детей, выбор нового спутника жизни после развода и привыкание к жизни в новом браке, освоение новой профессии. Несмотря на то, что у большинства людей задачи развития соответствуют временным периодам, указанным Хэйвигхерстом, исключений стало гораздо больше, чем было прежде.

Взгляды Эриксона на развитие в среднем возрасте.

Согласно Эриксону, основная проблема, встающая перед людьми этого возраста – переход к генеративности, либо поглощенности собой и стагнация; продуктивности или инертности. Продуктивность появляется вместе с озабоченностью человека не только благополучием следующего поколения, но также и состоянием общества, в котором будет жить и работать это будущее поколение.

Эриксон считает, что на стадии генеративности люди действуют в трех областях: в прокреативной области, порождая и удовлетворяя потребности следующего поколения; в продуктивной области, сочетая работу с семейной жизнью и создавая новое поколение; в креативной области, увеличивая культурный потенциал в более широком масштабе. У женщин генеративность выражается через просоциальное поведение, через погружение в процесс воспитания детей и заботу о любимых людях и через генеративные установки в работе.

Те взрослые, которым не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние стагнации, поглощенности собой, при котором основным предметом заботы являются личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям, также обедняются межличностные отношения. С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества. Это явление – кризис среднего возраста – общеизвестно, он выражается в чувстве безысходности, безнадежности, бессмысленности жизни.

Каждый взрослый должен принять или отвергнуть мысль о своей ответственности за возобновление и улучшение всего, что могло бы способствовать сохранению и совершенствованию нашей культуры. Таким образом, продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену. Забота является личностным достоинством зрелости, представляет собой не только чувство долга, но и естественное желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений.

Те взрослые, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощенности собой, при котором основным предметом заботы является личные потребности и удобства.

1.1.2. Конструктивное преодоление кризисов среднего возраста

многие психологи отмечают важность конструктивного преодоления кризисных ситуаций. Напротив, их не решение, или неадекватное решение может привести к довольно тяжелым последствиям. С точки зрения психоанализа, по меткому выражению Л.С. Выготского, человек является рабом своего раннего детства, поскольку он всю последующую жизнь разрешает и пытается справиться с конфликтами, возникающими в первые месяцы его жизни. В психологии общепризнанным является представление о значении конструктивного, эффективного разрешения и преодоления личностью возникающих кризисов, о негативном, а порой и разрушительном влиянии, которое может иметь для развития здоровой личности их непреодоление.

По мнению специалистов, принципиальные различия между конструктивными и неконструктивными стратегиями совладания с психологическими трудностями и проблемами связаны с направленностью, целями, которые они преследуют.

Эффективные стратегии направлены на «работу» с самой проблемой, с содержанием возникшего противоречия и имеют своей целью преодоление тех препятствий, которые создает данная проблема на пути возможности самоактуализации личности, ее самореализации и полноценной жизни.

Неэффективные стратегии реально оказываются направленными на ослабление, смягчение остроты переживаемого кризиса, сопровождающих его эмоциональных состояний.

При переживании критической или кризисной ситуации возможны три принципиальные стратегии.

1. Одним из деструктивных способов поведения по отношению к кризисам является непризнание наличия проблемы, непринятие реальности, ее искажение, уход от нее.

2. Другая ситуация возникает, когда, признавая свои проблемы и необходимость их решения, человек не видит возможности их решения или не находит в себе мужества сделать какие-то шаги. Примитивный способ – это заглушить в себе соответствующие переживания, тоску бессмысленного существования иными отвлечениями: выпивкой, наркотиками, компьютерными играми и т.д.

Общим признаком этих деструктивных стратегий является фактическое нежелание или неспособность человека работать со своей проблемой. Он не готов к принятию решений, к ответственности, боится их последствий и надеется, что все как-нибудь устроится само собой.

3. Третья, единственно конструктивная возможность, состоит в том, чтобы изменить что-то в себе или в своей жизни таким образом, чтобы получить возможность жить своей жизнью, ощущать подлинность своего бытия.

Конструктивное преодоление личностных кризисов и конфликтов предполагает принятие реальности, готовность к честному анализу сложившейся ситуации, способность различать главное и второстепенное.

Ф Василюк отмечал, что эмоциональное переживание кризисной ситуации само по себе не ведет к ее преодолению. Подлинная проблема состоит в созидании нового смысла, в смыслопорождении, когда результатом внутренней работы личности по преодолению критических жизненных ситуаций становятся изменения в ее внутреннем субъективном мире – обретение нового смысла, новое ценностное отношение, восстановление душевного равновесия.

1.2. Особенности протекания кризиса середины жизни

1.2.1. Протекание кризиса у мужчин и женщин

Как протекает период зрелости для женщин? Как она справляется со всеми его проблемами? Прежде всего, это возраст начинающегося физического увядания, которое происходит постепенно и этот процесс дает о себе знать в полную силу около 47 лет. Это время перехода от половой зрелости к угасанию половой функции называется климактерическим периодом.

Соматический вид женщины претерпевает ряд изменений – фигура чаще всего полнеет, жир откладывается в области бедер, что объясняется общим понижением общего обмена веществ.

Также женщина встает перед проблемой использовании своего интеллекта для решения задач своего же развития.

Многие женщины ощущают в себе недостатки собственного мышления о жизни. Они обращаются к философскому мышлению о жизни и религиозному знанию, чаще всего в виде самообразования, приобщения к церкви или в виде общественных организаций, цель которых – духовный рост человека.

Секреты уверенности в себе в период зрелости для женщины находятся во всех проявлениях жизни, если она овладевает обобщенной ее концепцией, основанной не на эмоциях, а на рефлексивном, рациональном, разумном отношении к ней. Для этого у нее есть все потенциальные интеллектуальные возможности, если она действительно хочет научится искусству жить в новом периоде жизни.

Период зрелости – это время, когда женщина может найти в себе силы для достижения значимости в обществе, в семье, в собственных глазах за счет обновления границ собственного «Я», за счет возвращения к смыслу своей жизни, за счет осознания своей экзистенциальности.

Степень и глубина осознания потребности в знаниях зависят от того, насколько активное отношение взрослый человек занимает какой-либо сфере своей жизни. Потребность в знаниях неустойчива, если она направлена на решение частных задач. Однако степень ее устойчивости возрастает и потребность становится ярко выраженной, когда новые знания женщина связывает с перспективами и планами всей своей жизни, стремиться к проявлению своей экзистенции, к развитию своей концепции жизни.

Функциональных возможностей для освоения новой информации, как у женщин, так и мужчин в период зрелости вполне достаточно для того, чтобы решить на новом интеллектуальном уровне свои жизненные задачи. Это позволяет человеку осуществлять свое дальнейшее развитие: углублять свои представления об окружающем мире, развивать взгляды и убеждения, осваивать все более эффективные методы практической и теоретической деятельности. Психологи часто отождествляют этот вид обучения с дифференциацией и интеграцией ролей. Дифференциация ролей для женщин связана с тем, что меняется соотношение между разными ролями, особенно между семейными ролями. Роль матери становиться качественно другой – взрослые дети сами родители, больше сил остается для роли хозяйки дома, для работы.

К сожалению, когда женщина тяготиться ролью хозяйки дома, - это лишь показатель недостатка фантазии, воображения, того, что является проявлением полной жизни, которую человек может сознательно осуществлять творчески, то есть, ставить перед собой цель творчества и следовать ей как стремлению к обустройству жизни.

Синдром опустевшего гнезда сказывается на женщине, у которой не было иных забот, иных ценностей, кроме материнства. Женщина часть просто не хочет понять, что для нее наступил новый, очень интересный период в жизни, свободный от многих повседневных обязанностей. Отношения с детьми должны теперь перерасти в качественно новое чувство дружбы, основанное на прежней любви друг к другу, взаимном доверии. Это чувство удивительно тем, что оно обладает поразительной стабильностью. Надо готовить себя к этому новому чувству, взращивая его в отношениях со своими детьми, иначе женщина может попасть под пресс гнетущего чувства одиночества.

В синдроме опустевшего гнезда женщина в полной мере сталкивается с тем переживанием, которое позволяет ей ощущать в себе свои собственные личностные качества или их отсутствие.

Но именно знания своей осуществляемой экзистенциальности поможет женщине использовать против синдрома опустевшего гнезда, быть женой своего мужа, не создавая ему дополнительных факторов стресса, которых в его жизни также много, как и у женщины.

Самый главный стрессовый фактор для мужчины среднего возраста – импотенция. Такое явление преходящее, наступающее практически у каждого мужчины, после 30-40лет.

Изменения в сердечно-сосудистой системе резко снижает стрессоустойчивость организма мужчин после 40 лет.

К этому добавляются химические превращения в костях, суставы тоже становятся менее гибкими, что приводят к ограниченности и затрудненности движений.

Приходится констатировать, что к концу периода зрелости мужчины приближается изрядно потрепанными физиологически, а впереди его еще ждет период начала упадка сил.

А ведь именно этот возраст – время, когда мужчина достигает своих максимальных жизненных возможностей. Он умеет отделять главное от второстепенного, полностью концентрируется на необходимых вопросах.

Исследователи отмечают, что к концу периода зрелости у многих мужчин наблюдается взлет творческой активности.

С мужчинами происходят те же закономерности, что и с женщинами. Он должен к концу периода зрелости переосмыслить свое место в изменившемся социально-психологическом пространстве, где он испытывает сильное влияние от переживаний, идущих от физиологических изменений в организме.

Очень часто не используется потенциал зрелого мужчины, связанных с осознанием им границ собственного «Я». Это, прежде всего, потенциал наставника, руководителя, учителя, как в семье, так и в социальной, и в профессиональной деятельности. Он становиться хозяином большой семьи, где ему надо быть и отцом, и дедом, и свекром (тестем). Ему надо строить отношения с людьми, которые принадлежат его семье, но, по сути, являются чужими.

Одновременно возникает проблема изменений с супругой, которая вступает в период климакса. Она очень нуждается в моральной и психологической поддержке.

Жизнь показывает, что к середине периода зрелости мужчина словно заново открывает для себя радости жизни – от кулинарии до философии, - буквально в один день принимая решение об изменении образа жизни и осуществляя его с завидной педантичностью.

Для нормального психологического самочувствия мужчине необходимо иметь круг общения типа «моего клуба».

Именно в среде друзей и людей, близких по профессиональной деятельности, он решает задачу определения границ своего «Я» - идентификацию в качественно новых, изменившихся условиях физиологического и социально-психологического состояния.

Нарастающая уверенность в своих главных мужских качествах должна быть компенсирована возрастанием уверенности в себе в других сферах жизни. Должен быть сильно действующий фактор стабилизации самоуважения, дополняющий действия супруги. Таким мощным фактором самоуважения становятся друзья и общество, которые дарят мужчине признание его ценности. О том, насколько это важно для жизни зрелого мужчины, говорят многочисленные факторы разводов, когда мужчина находит в новой партнерше искусного психотерапевта, подтверждающего ценность его индивидуальности во всех его проявлениях.

Наиболее ценимые мужские качества сегодня:

1. умение брать на себя ответственность;

2. способность получать удовольствие, ведя за собой других;

3. уверенность в себе;

4. забота о поддержании равновесия в общении;

5. умение подмечать детали.

Личностные женские качества, ценимые мужчинами;

1. способность к эмоциональной поддержке других людей;

2. способность получать удовольствие от помощи другим людям;

3. спокойное отношение к советам других людей;

4. отсутствие тенденции к соперничеству с мужчинами;

5. отсутствие излишней расточительности.

Психологи получили данные о том, что удовлетворенность общением людей разных полов зависит от уверенности человека в себе. Уверенный в себе человек выглядит как энциклопедия сплошных личных достоинств, так как именно это чувство позволяет ему сгладить недостатки и усилить имеющиеся достоинства.

С неуверенным в себе человеком очень трудно общаться, он многого боится, его мир заполнен фантомами, искажающими реальность и свое «Я». Уверенность в себе также дает защиту от чрезмерного воздействия людей. Где-то здесь проходит грань между самовлюбленным дураком и самодостаточным человеком. Самовлюбленность и есть чаще всего самая яркая форма неуверенности в себе. Многие психологи склонны считать, что просыпающиеся в зрелом мужчине «донжуанские» наклонности – признак возрастающей неуверенности в себе.

Женское умение разговаривать с мужчиной о нем самом – то большое искусство, которое в век эмансипации обесценено. Слова, обращенные окружающими к мужчине зрелого возраста, не менее значимы для него, чем все другие формы выражения отношений. Слова сказываются на самооценке, на представлении его о своих возможностях и в то же время по ним мужчина судит о самооценке другого человека, его реакции на самого себя и о возможностях этого человека.

Итак, мужчина в зрелом возрасте оказывается очень уязвимым перед следующими психологическими ловушками, каждая из которых грозит чувством незначительности и неуверенности в себе:

1. ловушка психологической импотенции;

2. ловушка молодежного образа жизни;

3. ловушка страха перед новым, перед изменениями (профессиональная деформация – ригидность мышления);

4. ловушка постоянных социальных ролей (притупление чувств);

5. ловушка идентификации (потеря самоуважения).

Преодолеть эти ловушки мужчине помогают его дело, его семья, творческая сила его «Я».

Что же может быть источником силы, энергии для мужчин и женщин в зрелом возрасте? Ответ, это – философия, осознанная концепция жизни, человека, осознанная как возможность ее осуществления во всех мелочах жизни.

В переживаниях этой радости и рождается энергия для осуществления жизни, в переживании этой радости появляются силы для приятия решения изменений, для восприятия нового, для реагирования на новое в жизни как на естественное ее проявление.

Осознанная философия жизни позволяет человеку видеть в результатах своего труда и усилий относительную ценность в историческом времени.

Если психологический кризис направлен на то, чтобы помочь личности, приспособиться к изменившейся жизненной ситуации, то духовный кризис может возникнуть на фоне размеренного, благополучного существования. Он порождается потребностью человека приобщиться к вечным истинам и ценностям, подняться над миром и над собой, (освободиться из плена «Я»), по выражению к.Г. Юнга.

1.2.2 Духовный кризис. Проблема смысла.

Духовный кризис происходит обычно в зрелом возрасте. Он сопряжен с глубокими изменения в душе, пересмотром прежней системы ценностей, развитием и совершенствованием личности.

Вопросы о смысле жизни и высших ценностях время от времени встают перед каждым человеком. Многие предпочитают от них отмахнуться или найти какое-нибудь псевдорешение и подавить все сомнения. «Там где идет речь о проблемах, мы инстинктивно оказываемся проходить сквозь тьму и неизвестность. Мы хотим слышать только об однозначных результатах и при этом полностью забываем, что эти результаты вообще могут появиться лишь тогда, когда мы пройдем сквозь тьму», утверждал К.Г. Юнг.

Первые попытки научного исследования духовного кризиса предпринял К.Г. Юнг. Затем этой проблемой заинтересовались психологи. Гуманистического и экзистенциального направления, трансперсональные психологи и психотерапевты. Они попытались проанализировать и систематизировать переживания человека в период духовного кризиса. Вслед за Юнгом трансперсональные психологи заявили, что результат такого кризиса – проявление нового содержания психики, которое прежде было бессознательным, прорыв к высшей надличностной сущности, скрытой в каждой из нас.

Духовное пробуждение у всех происходит по-разному. У одних – остро и неожиданно, порой на пике карьеры. У других – незаметно, постепенно, так, что иногда, только оглядываясь назад, человек способен оценить перемену в себе. Критический период может продолжаться от нескольких недель до 10-15 лет. «Типичный» возраст духовного кризиса – от 30 до 50 лет.

Людям, переживающим духовный кризис, иногда кажется, что они сходят с ума. На самом деле, это ломаются узкие рамки традиционного мышления, роль логики ослабевает, начинает преобладать интуиция, воображение, вдохновение, символическое мышление. В итоге происходит расширение сознания, достигается более полное понимание мира.

Помощь в опасном «духовном путешествии» могут оказать духовный наставник, хороший священник, чуткий психотерапевт, просто мудрый человек, прошедший сходные переживания.

Переживания человека в период духовного кризиса бесценны. Опыт и мудрость, обретенные с их помощью, нельзя получить никаким иным путем. Возможность духовного перерождения заложена в каждом, но далеко не всем суждено ее реализовать. Ведь если бы все люди приходили к общечеловеческим истинам и выше всего ценили доброту, любовь, красоту, гармонию, единство мира и его совершенство, сопричастность душ, вещей и явлений, то мир стал бы иным.

Необходимо сказать и о такой проблеме, как «проблема смысла». Она является первичной проблемой или данностью существования. Экзистенциальные кризисные ситуации – это ситуации, затрагивающие самые основы существования человека и обращающие его к проблемам жизни и смерти, свободы и ответственности, одиночества и отношений с миром, поиска и обретения смысла своего существования.

Возникновение психологических кризисов многими психологами связывается с нарушениями в самореализации личности. Так, например, кризис середины жизни также иногда называют кризисом смысла жизни именно потому, что он субъективно переживается прежде всего как потеря смысла, ощущение бессмысленности своей жизни, привычных занятий, целей и т.п. человек начинает ощущать психологический, эмоциональных дискомфорт, но так как он не имеет ясного причинного объяснения, то избавиться от него, обрести ощущение осмысленности своей жизни человек часто стремиться через изменение своего жизненного пространства каких-то жизненных обстоятельств, как смена работы, профессии, появление новых интимных связей, разрушение старой и обретение новой семьи.

1.2.3. Мифы середины жизни

Большинство людей полагают, что со среднего возраста рост и развитие человека прекращаются, что им придется расстаться со своими юношескими мечтами, с планами в профессиональной карьере, семейной жизни и личного счастья. Если молодость – это надежды, то середина жизни – застой и страхи потерять здоровье.

Рональд Кесслер считает такое мнение ошибочным. «Все говорит о том, что средний возраст – это лучшее время жизни. Изучая статистические данные по населению США, приходишь к выводу, что лучший возраст для человека – 50 лет. Вас еще не беспокоят болезни и недомогания пожилого возраста и вы уже не мучаетесь тревогами молодых людей: полюбит ли кто-нибудь меня? Смогу ли я добиться успеха на работе? Уровень общего дистресса низкий: число депрессивных и тревожных состояний достигает минимумам примерно в 35 лет и не увеличивается до конца 70 лет. Вы здоровы. Вы деятельны. У вас достаточно денег, чтобы позволить делать многое из того, что вам нравится. Ваши семейные отношения устоялись, и вероятность развода очень невелика. Середина жизни – это «то самое», к чему вы стремились. Вы можете посвящать свое время бытию, а не становлению» (Gallagher, 1993).

Кесслер и другие исследователи считают, что кризис середины жизни – это скорее исключение, чем правило. У подавляющего большинства людей переход в средний возраст переходит незаметно и плавно, по мере того, как на смену юношеским мечтам о славе, богатстве и красоте приходят более реалистичные ожидания.

Кризис середины жизни грозит в первую очередь тем, кто склонен избегать самоанализа и использует защитный механизм отрицания, стараясь не замечать перемен, происходящих в его организме и его жизни. В результате, сорокапятилетний мужчина, все еще считающий, что он находится в прекрасной физической форме, может испытать эмоциональное потрясение, когда его пятнадцатилетний сын начнет обыгрывать его в баскетбол. «Такие люди ни за что не хотят расстаться со своими иллюзиями – говорит Кесслер – они проявляют чудеса изобретательности, продолжая себя обманывать, пока, наконец, реальность не заявляет о себе в полный голос». Интересно отметить следующее: Кесслер полагает, что кризис середины жизни более типичен для состоятельных людей, чем для малоимущих и для представителей рабочего класса. Очевидно, когда солидный счет в банке защищает вас от тягот и превратностей жизни, легче обманывать себя в отношении реалий среднего возраста.

Может быть, людям, которые спокойно относятся к достижению середины жизни, удалось развить некое психологическое качество или когнитивную способность, сродни мудрости? Пол Балтес определяет мудрого человека как обладающего обширными фактуальными и процедурными знаниями, умеющего оценивать события и информацию в более широком контексте и способного справляться с неопределенностью.

Время появления мудрости указывает на то, что в зрелом возрасте люди получают новый импульс – новый способ понимания жизни, более ориентированный на служение людям. Вполне возможно, что забота о людях и есть тот «замковый камень процесса жизни, который отвергли строители».

Глава II . Исследование специфики протекания кризиса в середине жизни

Ряд исследователей взрослого развития изучали сплетение когнитивных способностей, личностных потребностей и социальных ожиданий, пытаясь определить стадии, или периоды развития взрослых людей. Их исследования, как правило, опираются на данные обширных лонгитюдных интервью с представителя разных возрастных когорт. На основе этих интервью ученые установили, что описываемые респондентами проблемы и интересы относятся к определенным возрастным периодам. Центральным содержанием этих периодов развития, как правило, оказываются нормативно определяемые кризисы, конфликты или проблемы.

Кроме нескольких лонгитюдных исследований, существует относительно мало надежных данных о том, как изменяются люди в течение всей жизни. Основной причиной такого недостатка является лишь относительно недавнее признание психологами того факта, что взрослые люди тоже «растут». Карл-Густав Юнг одним из первых обратил внимание на вторую половину жизни, когда человек оказывается перед необходимостью найти и оправдать смысл своего существования.

Развитие личности определяют через стадии развития; во взрослости эти стадии описываются как задачи. В числе задач развития, установленных Хэйвигхерстом для среднего возраста, - находится достижение зрелой гражданской и социальной ответственности, достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня, помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми и др. В отличие Хэйвигхерста, Эриксон определял главную задачу среднего возраста в виде основного вопроса – генеративность против поглощенности собой. Чтобы избежать стагнации, люди должны заботиться о младшем поколении и о том, какой мир это поколение получит в наследство. Пэк расширил описанную Эриксоном картину развития в среднем возрасте, включив в нее семь проблем развития: ценность мудрости против ценности физических сил, уравновешивание на новом уровне социального против сексуального начала в человеческих отношениях, катексисная гибкость против катексисного обеднения, умственная гибкость против умственной ригидности и др.

Исследования мужчин в середине жизни показали, что большинство их них связаны обязательствами как перед работой, так и перед семьей, и должны научаться справляться с проблемами, вызванными старением родителей и взрослением детей. Женщины в середине жизни традиционно определяют себя через свое основное место в семейном цикле.

Таким образом, середина жизни – это то время, когда люди критически анализируют и оценивают свою жизнь. Одни могут быть удовлетворены собой, для других анализ прожитых лет может стать болезненным процессом.

2.1. Обоснование выбора методов исследования

Для проведения исследования на данную тему необходимо использовать эмпирические методы. На данный момент в психологии существуют следующие эмпирические методы:

1. наблюдение;

2. экспериментальные методы;

3. анализ продуктов деятельности;

4. биографический метод;

5. психодиагностические методы: тесты, опросы (анкета, интервью), беседа, социометрия.

Нерепрезентативными методами для проведения исследования на тему «Кризис среднего возраста» являются:

1. наблюдение. Его минусы: продолжительность во времени, субъективность, продолжительное наблюдение приводит к усталости, адаптации к ситуации, требует значительных затрат времени.

2. экспериментальные методы. Минусы: требует значительных затрат времени и материальных средств.

3. анализ продуктов деятельности. В режиме курсовой работы на тему «Кризис среднего возраста» данный метод не применим.

4. биографический метод. В режиме курсовой работы на тему «Кризис среднего возраста» данный метод не применим.

5. психодиагностические методы: а) тесты, б) опросы (анкета, интервью), в) беседа, г) социометрия. Недостатки для данного исследования: а) тестов – требуют долгой математической обработки, возможности вынесения ошибочного результата, быстрая утомляемость испытуемых, личностное влияние исследователя, не учитывается зависимость результатов от условий развития, возможность сознательно дать «правильный» ответ, необходимый исследователю; б) опросы подразделяются на устный опрос – интервью и письменный опрос – анкетирование. При проведения опроса методом интервью включаются такие отрицательные факторы как: личностный фактор исследователя, субъективность исследователя, варьирование в построении вопроса, возможность исключения или добавления новых вопросов, трудоемкость поиска респондентов для опросов, ошибки в выборе необходимой возрастной категории. Недостаток метода беседы также состоит во влиянии личностного фактора и субъективного мнения исследователя. г) Социометрия – использование этого метода в исследовании на данную тему не применимо.

Опираясь на вышеизложенные несоответствия методик для проведения исследования в данной курсовой работе, автор, для получения наиболее объективных результатов выбирает метод анкетирования, что дает ряд преимуществ перед другими методами проведения исследования:

1. валидность,

2. репрезентативность,

3. объективность,

4. экономность,

5. инвариантность,

что полностью соответствует существующим критериям в психологии, для проведения научного исследования.

Анкетирование необходимо применять в тех случаях, когда необходимо выяснить отношение людей к личным (интимным) или острым дискуссионным вопросам, либо опросить большое количество людей в сравнительно короткие сроки. Анкета гарантирует анонимность в большей степени, чем все другие методы, и потому опрашиваемые могут давать более искренние ответы.

Следовательно, используя именно метод анкетирования для проведения исследования по теме «Кризис среднего возраста», мы получим наиболее искренние ответы, принимая во внимание, что вопросы касаются порой очень интимных и личностно значимых моментов в жизни опрашиваемых людей.

Основываясь на задачах, поставленными Хэйвигхерстом, Эриксоном и другими психологами перед людьми среднего возраста, автором курсовой была составлена анкета для проведения исследования на выявления изменений во взглядах на жизнь, детей, семью, свое «Я» работу.

В анкете №1 вопросы с 1 по 7 соответствуют задачам, поставленные Хэйвигхерстом; вопросы с 8 по 13 – задачам, указанным Эриксоном; вопросы с 14 по 18 ориентированы на выявление кризиса идентичности.

АНКЕТА № 1

Имя_________________________

Возраст___________

Национальность__________________________

Образование____________________________________________________________

Семейное положение, наличие детей, внуков_________________________________

Средний возраст (от 35 до 65 лет) – это время решения задач, актуальных именно для этого возраста Я задам Вам вопросы, связанные с этими задачами. Варианты ответа: да, скорее да, не знаю, скорее нет, нет.

Вопросы

Да

Скорее да

Не знаю

Скорее нет

Нет

1

Считаете ли вы себя ответственным человеком в гражданской и социальной сфере?

2

Вы достигли и поддерживаете свой целесообразный жизненный уровень?

3

У вас есть надлежащие способы проведения досуга?

4

Вы помогаете детям стать ответственными и счастливыми взрослыми?

5

Вы довольны личностным аспектом в браке или совместном проживании?

6

Вы готовы принять происходящие физиологические перемены своего организма и тела?

7

Вы готовы к новым взаимоотношениям с Вашими стареющими родственниками?

8

Вас волнует состояние общества, в котором будут жить Ваши дети и внуки?

9

Вы чувствуете свою ответственность за сохранение нашей культуры?

10

Для Вас главное – это удовлетворение собственных нужд и потребностей?

11

Часто у Вас возникает чувство безнадежности и бессмысленности жизни?

12

Вы воплотили в жизни задачи, поставленные в 20-30лет?

13

Религиозный Вы человек?

14

Вы чувствуете себя отставшим от жизни?

15

Вы не потеряли интерес к жизни?

16

Вам часто бывает скучно?

17

Вы часто чувствуете себя усталым?

18

Вы ощущаете свою жизнь полноценной?

СПАСИБО.

2.2. Проведение исследования. Анализ полученных результатов.

В анкетировании приняло участие 50 человек мужчин и женщин в возрасте от 36 до 56 лет, работающих на руководящих должностях (начальники цехов, начальники участков, инженера, мастера) на ВАЗе, цех № 43-3. Все имеют высшее образование, детей, семейное положение на момент исследования у всех анкетируемых разное (замужем, разведена; женат, разведен, но связь с детьми поддерживаю, принимаю участие в их воспитании; повторное супружество).

Максимальное количество ответов по 18 вопросам по каждому варианту – 900 ответов, минимальное, соответственно, – 0 ответов. Также необходимо принять во внимание, что ответы под номерами 10, 11, 14, 15, 16, 17 подсчитываются в обратном порядке, соответственно теориям, на которых основывается автор курсовой работы.

Напомним еще раз задачи, которые решают люди, находящиеся в среднем возрасте по Хэйвигхерсту:

Задачи среднего возраста:

1. достижение зрелой гражданской и социальной ответственности;

2. достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня;

3. выбор подходящих способов проведения досуга;

4. помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми;

5. усиление личностного аспекта супружеских отношений;

6. принятие физиологических перемен середины жизни и приспособление к ним;

7. приспособление к взаимодействию со стареющими родителями.

И по Эриксону:

1. Ответственность за состояние общества, в котором будут жить дети и внуки.

2. Ответственность за сохранение культуры.

3. Забота о близких людях, а не удовлетворение собственных потребностей.

4. Продуктивная деятельность.

Невыполнение поставленных среднему возрасту задач ведет к стагнации, поглощенности собой, инертности и, в результате, к выводам о бессмысленности жизни, к чувству безысходности.

После подсчета полученных ответов получаем следующие результаты, которые представлены в таблице 1.

Таблица №1

Вопросы

Да

Ск. да

Не знаю

Ск. нет

Нет

1

Считаете ли вы себя ответственным человеком в гражданской и социальной сфере?

15

28

6

1

2

Вы достигли и поддерживаете свой целесообразный жизненный уровень?

2

34

3

10

1

3

У вас есть надлежащие способы проведения досуга?

9

29

11

1

4

Вы помогаете детям стать ответственными и счастливыми взрослыми?

42

7

1

5

Вы довольны личностным аспектом в браке?

21

24

4

1

6

Вы готовы принять происходящие физиологические перемены своего организма и тела?

9

28

3

10

7

Вы готовы к новым взаимоотношениям с Вашими стареющими родственниками?

7

20

12

9

2

8

Вас волнует состояние общества, в котором будут жить Ваши дети и внуки?

36

14

9

Вы чувствуете свою ответственность за сохранение нашей культуры?

23

18

9

10

Для Вас главное – это удовлетворение собственных нужд и потребностей?

5

37

8

11

Часто у Вас возникает чувство безнадежности и бессмысленности жизни?

12

33

5

12

Вы воплотили в жизни задачи, поставленные в 20-30лет?

16

9

16

9

13

Религиозный Вы человек?

6

15

8

18

3

14

Вы чувствуете себя отставшим от жизни?

8

20

22

15

Вы не потеряли интерес к жизни?

9

26

15

16

Вам часто бывает скучно?

7

22

21

17

Вы часто чувствуете себя усталым?

29

12

9

18

Вы ощущаете свою жизнь полноценной?

44

5

1

Полностью реализовало себя и не испытывают кризиса среднего возраста – 27 % опрашиваемых , 241 ответов по всем 18 вопросам. Количество людей, которые близки к реализации себя в этом возрасте – это 47 %., 424 ответов. 12 % опрашиваемых не полностью готовы к реализации себя в этом возрасте и решению поставленных перед ними жизнью задач, 107 ответов по всем вопросам. Совершенно не готовы к выполнению поставленных эти возрастом задач 14 % (9 % ответили «скорее нет» и 5 % ответили «нет») анкетируемых. (См. диаграмму №1)

Диаграмма №1

Обобщая первые две категории, которые ответили «да» и «скорее да» и последние две категории, ответившие «скорее нет» и «нет», получаем следующие показатели (диаграмма №2 и №3):

Диаграмма №2

Диаграмма №3

Отталкиваясь от задач, поставленными Хэйвигхерстом и Эриксоном перед людьми среднего возраста, можно предположить, что 74 % анкетируемых (665 ответов) не испытывают кризиса среднего возраста и кризиса идентичности, их жизнь продуктивная и наполнена смыслом. Остальные 26 % опрашиваемых, можно предположить, так или иначе сталкиваются с трудностями этого возраста в силу каких либо причин, как то: поглощенность своими проблемами, заботами, не участие в социальной жизни общества и в жизни подрастающего поколения, неспособностью принять происходящие в них физиологические перемены и другие проблемы.

Теперь обратимся к поставленной вначале курсовой работы гипотезе.

Гипотеза данной работы следующая: предполагается, что задачи, стоящие перед человеком в середине жизни, обозначенные Эриксоном, Хэйвигхерстом и Юнгом, не отличаются от задач современного человека в наше время, в частности в нашем регионе и от успешного разрешения этих задач, зависит то, насколько продуктивной и смыслосодержащей будет жизнь человека.

Исходя из анализа полученных данных, делаем выводы, что задачи, поставленные Хэйвигхерстом, Эриксоным и Юнгом более 50 лет назад перед людьми среднего возраста, мало отличаются перед задачами, которые и сегодня решают люди, чтобы их жизнь была творческой, продуктивной и смыслонаполненной, приносила радость и пользу им, близким и социуму. Следовательно, выдвинутую гипотезу можно считать подтвержденной для данной выборки анкетируемых.

Заключение

Исследование, которое было проведено автором данной курсовой работы, дает понять, что люди, находящиеся в середине жизни так или иначе должны решить для себя, в чем смысл жизни, что важнее на данном этапе для них: счастье близких людей или свое собственное. Что даст большее удовлетворение в жизни: помощь другим или поглощенность собой. Ведь счастлив более не тот, кто берет, а тот, кто дает, кто чувствует свою необходимость и незаменимость для других. Только принимая активное участие в жизни родных, общества человек может ощутить свою жизнь исполненной смыслом, не чувствовать себя потерянным, оторванным от общества, реализовать свой творческий потенциал, богатый и умудренный жизненным опытом.

Но также не надо упускать из виду то, что анкетирование проводилось на малой выборке, что в опросе принимали участие люди с высшим образованием, работающие на высоких должностях, что могло оказать влияние на полученные ответы, так как в силу специфики работы на руководящих должностях, люди становятся более ответственными за принятие своих решений и поступков, отвечают за свои действия.

Исходя их этого, необходимо сделать выводы, что исследование надо продолжить на более большей выборке, привлечь к участию людей с разным уровнем образования, разными профессиями и специальностями, сферами общения и социальным статусом. И уже после полученных и обработанных результатов, можно будет сделать выводы, что является главным в жизни людей среднего возраста.

Литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Уч.пособие для студентов вузов. – Изд.центр «Академия», 1997.

2. Выготский Л.С., Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

3. Крайг Дэвис. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002.

4. Практикум по возрастной психологии:/Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001.

5. Психология. Учебник./Под ред.А.А. Крылова. – М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000.

6. Словарь психолога-практика/Сост. С.Ю. Головин.-2-е изд.- Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.

7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е межд.изд. – СПб: Питер, 2003.

8. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002.

9. Герриг Р., Зимбардо В. Психология и жизнь. – 16-е изд. СПб: Питер, 2004. – 955с.

10. Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2002.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1998.

12. Практикум по возрастной психологии: Учеб. по­собие для студ. вузов. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999

13. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. М.: Наука, 1998.

14. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000.

15. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.1990.

Скачать архив с текстом документа