Курс лекций по экономике

СОДЕРЖАНИЕ: Основы экономической теории и микроэкономики Вопросы: 1) Предмет, задачи и основные разделы экономической теории 2) Методы микроэкономики 3) Экономическая теория в системе наук

Основы экономической теории и микроэкономики

Вопросы:

1) Предмет, задачи и основные разделы экономической теории

2) Методы микроэкономики

3) Экономическая теория в системе наук

1. Предмет, задачи и основные разделы экономической теории

1. Предметом исследования экономической теории является определение оптимальных соотношений между ресурсами и потребностями.

2. Предметом экономической теории является исследование системы производственных сил и производственных отношений.

3. Предметом экономической теории является система общества как совокупность экономических соотношений, системы хозяйствования, методов эффективного исследования ресурсов, государственного регулирования и экономической политики с целью достижения стабильного экономического роста и благосостояния.

Экономическая теория выполняет целый ряд функций, и первая из них – практическая. Она включает в себя создание принципов рационального ведения хозяйства, выработку принципов экономического поведения и разработку экономической политики.

II. Критическая – занимается выяснением достижений и недостатков различных экономических систем.

III. Прогностическая – занимается разработкой научных прогнозов, выявлением перспектив общественного развития.

IV. Познавательная – позволяет сделать…ПРОПУЩЕНО

С точки зрения объекта исследования экономическая теория делится на четыре раздела:

1) Микроэкономика2) Макроэкономика

3) Мезоэкономика4) Мегаэкономика

Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов. Под экономическими агентами понимаются индивидуумы, домохозяйства (семейные предприятия), юридические лица и владельцы первичных производственных ресурсов.

Макроэкономика изучает экономику как единое целое, состав и структуру национальной экономики, занимается проблемами безработицы и инфляции. Объекты: ВВП, ПРОПУЩЕНО

Мезоэкономика изучает поведение регионов или отраслей национальной экономики.

Мегаэкономика исследует мировое хозяйство.

Экономическую теорию подразделяют на позитивную и нормативную.

Позитивная изучает факты и зависимости между ними и отвечает на вопрос «Что есть или может быть?».

Нормативная определяет механизмы поведения, желательные и нежелательные условия развития экономики и отвечает на вопрос «Что должно быть?».

2. Методы микроэкономики

Метод – это совокупность приёмов и операций теоретического и практического исследования экономических явлений. Он позволяет привести в систему набор событий и фактов, установить между ними связи и на этой основе выявить направления и тенденции их развития

1. Одним из основных методов микроэкономики считается диалектический метод.

2. Метод научной абстракции.

3. Принцип единства исторического и логического.

4. Экономический анализ – осуществляется по следующим ступеням:

1) Сбор экономических данных

2) Обобщение и объяснение этих данных

3) Выработка принципов экономического поведения.

5. Математический метод – позволяет определить и выявить гипотезы экономического развития.

6. Экономическо-математическое моделирование – позволяет в виде формул, таблиц, диаграмм представить состояние экономики.

3. Экономическая теория – это наука, изучающая поведение людей в соответствующей экономической системе, которая функционирует в условиях ограниченности ресурсов.

В систему экономических наук входят:

- Общеэкономические науки

- Функциональные науки

- Отраслевые науки

Эффективность использования ресурсов и проблема экономического выбора

Вопросы: 1) Экономические блага и их классификация. Кругооборот благ и доходов.

2) Эффективность производства. Проблема «затраты-выпуск».

3) Кривая производственных возможностей и выбор альтернатив. Издержки отвергнутых возможностей.

1. Экономические блага и их классификация. Кругооборот благ и доходов

Все блага подразделяются на две большие группы: естественные и экономические. Естественные находятся в среде обитания человека и не требуют усилий для производства и потребления. Экономические блага являются результатом хозяйственной деятельности людей.

Классификация экономических благ:

1. Материальные и нематериальные, 2. Общественные и частные

3. Настоящие и будущие, 4. Прямые и косвенные, 5. Предметы потребления и средства производства, 6. Долговременные и недолговременные, 7. Взаимозаменяемые и взаимодополняемые

Материальные блага – являются результатом функционирования материального производства, промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Нематериальные (услуги) – блага, существующие в форме деятельности. Общественные – блага, находящиеся в общем коллективном потреблении (услуги по пожарной охране, медицинские услуги, армия). Частные – блага, которые поступают в потребление отдельно взятого человека или коллектива людей.

Прямые – блага, поступающие в потребление человека непосредственно. Косвенные – блага, поступающие в потребление человека опосредованно через участие в производстве прямых благ.

Предметы потребления – блага, используемые для личного, семейного, домашнего и других видов социального потребления. Средства производства – созданные людьми и используемые в трудовой деятельности средства труда и предметы труда. Долговременные – блага, предполагающие многоразовое использование. Недолговременные – блага, исчезающие в процессе разового потребления.

Кругооборот благ и доходов: Данная модель в общем виде демонстрирует, как функционирует экономика, направленная на удовлетворение многообразных потребностей людей.

Экономические агенты осуществляют связи друг с другом с помощью экономических благ. Движение этих благ образует кругооборот, сопровождающийся встречным потоком денежных доходов и расходов.

Данная модель экономического кругооборота имеет недостатки:

1) Далеко не все ресурсы, поставляемые домашними хозяйствами, оказываются востребованы фирмами.

2) Согласно модели, все произведённые товары и услуги потребляются домашними хозяйствами.

3) Модель показывает функционирование рынка только первичных ресурсов, исключает финансовый рынок и рынок средств производства.

4) Потребление домашних хозяйств и фирм ограничено лишь частными благами.

5) Модель не учитывает накопление экономических благ и денежных ресурсов.

6) Схема исключает влияние государства.

7) Модель изучает международную торговлю.

2. Эффективность производства. Проблема «затраты-выпуск».

Экономическая эффективность имеет разные формы своего проявления.

1) Понятие эффективности применяется к анализу использования ограниченных ресурсов.

2) Конкретными показателями эффективности использования ресурсов на предприятии являются:

- Производительность труда.

- Фондоотдача – показатель использования прошлого труда, определённый как отношение выручки от реализации продукции к средней годовой стоимости основных средств.

- Рентабельность – показатель, отражающий степень прибыльности капитала фирмы, продукции или продаж. Рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции к себестоимости.

- Рентабельность основных средств

3) Экономическая рациональность – означает выбор решений, основанных на стремлении получить наилучшие экономические результаты с минимально возможными затратами всех необходимых ресурсов.

3. Кривая производственных возможностей. Издержки отвергнутых возможностей

Количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для производства другого товара, называется издержками отвергнутых возможностей или альтернативными затратами . Издержки отвергнутых возможностей, во-первых, являются общественным понятием, так как возникают тогда, когда появляется возможность выбора. Во-вторых, они предполагают наличие конкуренции. В-третьих, они имеют смысл при наличии ограниченных ресурсов. Графическим изображением проблемы выбора и издержек отвергнутых возможностей в экономике полной занятости является кривая производственных возможностей. Под полной занятостью понимается использование всех пригодных для хозяйственной деятельности ресурсов.

Возможности А Б
1 5 0
2 4 1
3 3 2
4 2 3
5 1 4
6 0 5

Точки, лежащие на кривой производственных возможностей, показывают альтернативные варианты производства двух товаров при полном использовании всех ресурсов.

Возьмём точку, лежащую внутри области производственных возможностей. Эта точка означает неполное использование всех имеющихся ресурсов.

Точка, лежащая вне области кривой производственных возможностей, характеризует такой выпуск продукции, который недостижим при полном использовании ресурсов и имеющихся технологиях.

Государственное воздействие на рынок

1) Государственный контроль над ценами

2) Введение налогов и предоставление субсидий

1) Государственный контроль над ценами

Регулирование экономики с помощью фиксированных цен считается наиболее грубым методом вмешательства в экономику. Государство может устанавливать фиксированную цену как выше, так и ниже равновесной. Фиксированные цены могут быть двух типов:

1. Когда равновесные цены представляются обществу слишком высокими, государство устанавливает цены ниже равновесных (максимальные цены или потолок цен).

2. Когда равновесная цена представляется слишком низкой, законодательно устанавливаются цены выше равновесных (минимальные цены, нижний уровень цен).

При установлении фиксированной цены ниже равновесного уровня ближайшим следствием является дефицит товара.

Реакция продавцов и покупателей на установление фиксированной цены: 1. Возникновение «чёрного рынка».

2. Снижение качества выпускаемой продукции.

В действительности существует несколько типичных ситуаций, когда государственное вмешательство в экономику с помощью фиксированных цен является экстренной мерой:

1. При существовании прямой угрозы жизни человека.

2. В случае природных или социальных катаклизмов, принявших размах общенационального бедствия.

2) Введение налогов и предоставление субсидий

Налоги являются традиционным орудием государственного вмешательства. Они не нарушают условий протекания рыночных процессов, поскольку прямо не диктуют цены и физические объёмы сделок. Налоги, тем не менее, включаются в цену продаваемого товара, а следовательно, влияют на равновесную цену.

Если налог в государственный бюджет вносит продавец, то линия предложения сдвигается вверх на величину налога t, а если покупатель, то произойдёт сдвиг линии спроса вниз.

P1E1E0P0 – потери покупателя

P0E0NP2 – потери продавца

E1E0N – чистые потери общества из-за сокращения равновесного объёма

P2+CE0P0 – потери покупателя

P0E0E1P1 – потери продавца

CE0E1 – чистые потери общества

С введением потоварного налога на единицу продукции меняется аналитическая функция как спроса, так и предложения.

QD=a-bP QD=a-b(P+t)

QS=-a+bP QS=-a+b(P-t)

Своего рода антиподом налогов являются государственные субсидии или дотации, то есть доплаты производителю.

P0P2+NE0 – выигрыш продавца P1-P0E0E1 – выигрыш покупателя

E0NE1 – общий выигрыш продавца и покупателей

d – величина дотаций

dQ – общий объём дотаций, вводимых государством (P1-P2+NE1). С введением дотации меняются аналитические функции спроса и предложения:

QS=-a+b(P+d)

QD=a-b(P-d)

Рыночная организация хозяйства

Вопросы: 1) Рыночные механизмы

2) Спрос и предложение

3) Равновесие спроса и предложения

4) Эластичность спроса и предложения

1. Рыночные механизмы

Формирование рыночных механизмов связано:

1. С частной собственностью на ресурсы, позволяющие получать доходы от предпринимательства.

2. Со свободой экономического выбора в сфере предложения труда и предпринимательством.

3. С рыночной конкуренцией и свободным ценообразованием на производимые блага и услуги в частном секторе экономики.

Конкуренция – это экономическое соревнование, стремление многих людей к достижению общей для них цели. Цель эта – получение максимального возможного денежного дохода при наименьших издержках, затратах ресурсов. Конкурентоспособная фирма – фирма, чьи издержки производства продукции или услуг ниже рыночных цен. В ином случае фирма становится банкротом, она не способна возместить свои издержки и должна выбывать из экономического соревнования на данном рынке. Рынок – это система многофункциональных взаимосвязей, с помощью которых свободно принимаемые экономические решения уравновешиваются, вознаграждая за правильный выбор и наказывая убытками за просчёты.

По широте охвата различают национальные, международные и локальные рынки. Объектами купли-продажи могут быть потребительские товары или ресурсы. Цены на рынке могут складываться как в процессе купли-продажи, так и до него.

Национальный рынок – рынок внутри страны. Международный рынок – участвуют несколько стран. Провалы рынка – сферы, где по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование не уместны. Это сферы социального и муниципального потребления, сферы естественных монополий, социальная защита нетрудоспособных, безработных, сфера поддержания равновесия национальной экономики, занятости и инфляции. Несовершенства провала рынка компенсируются соответствующими функциями государства:

1) Законодательное регулирование предпринимательской деятельности и защита конкуренции в сфере рынка.

2) Использование бюджетной и налоговой политики для создания социальных программ защиты населения.

Одна из главных проблем в функционировании рынка – проблема трансакционных издержек – издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с поиском информации, издержки по сертификации и защите прав собственности, а также траты, связанные с преодолением безразличия покупателей.

2. Спрос и предложение

Сделка – это соглашение сторон о купле-продаже товара и услуги в определённом количестве по определённой цене.

Спрос – это желание и способность покупателей совершать сделки по приобретению имеющегося на рынке товара.

Величина спроса – то количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести по данной цене в течение определённого времени при определённых условиях (цена товара).

Цена спроса – максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за определённое количество данного товара. Чем ниже цена товара, тем большее его количество при прочих равных условиях готовы купить покупатели, тем выше на него спрос.

Закон спроса состоит в обратной зависимости между ценой и количеством покупаемой продукции.

Предпосылками возникновения закона спроса являются:

1) Уменьшение цены ведёт к увеличению числа покупателей, которым данный товар становится доступным.

2) Один и тот же потребитель может позволить себе покупать большее количество подешевевшего товара. Это явление принято называть эффектом дохода.

3) Подешевевший товар оттягивает на себя часть спроса, который в противном случае был бы направлен на приобретение других товаров. Это явление называется эффектом замещения.

Кривая спроса - это кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.

P – цена

Q – количество товара

D – спрос (demand)

Движение вдоль кривой спроса от одной точки до другой связано с изменением в количестве товара, связанное только с изменением цены данного товара. Движение происходит только при изменении цены. Функциональную зависимость представляет функция спроса: QD =f(P), QD – величина спроса, P – цена,

Если зависимость линейная, то QD =a-bP , a, b – численные коэф.

Функция спроса – это функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него факторов.

Существуют неценовые факторы, влияющие на спрос: Увеличение (сокращение) доходов потребителя, Изменение вкусов и предпочтений, Ценовые и дефицитные ожидания, Колебания расходов на рекламу, Изменение цен товаров-субститутов (взаимозаменяемые) и комплиментарных товаров (взаимодополняющие), Рост (уменьшение) количества покупателей. Спрос является функцией всех этих факторов: QD =f(P, I, z, W, Psub , Pcom , N, B)

I – доход, z – вкусы потребителей, W – ожидания потребителей

Psub – цена на товары-субституты, Pcom – цена на комплиментарные товары, N – количество покупателей, B – прочие факторы

Предложение – аналогично спросу можно определить как желание и способность продавцов совершать сделки по продаже поставленного на рынок товара. Величина предложения – количество товара, которое готовы произвести и продать продавцы в течение определённого времени при определённых условиях (например, технологии).

Цена предложения – минимальная цена, по которой продавец согласен продать определённое количество данного товара. Объём предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет тем больше, чем выше цена на товар, то есть между ценой и объёмом предложения существует прямая зависимость. Она называется законом предложения. Кривая предложения – показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене.

Функция предложения: QS =f(P), Если зависимость линейная: -a+bP=QS

a, b – численные коэффициенты, Знак «+» - зависимость прямая.

Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов. Неценовые факторы, влияющие на предложение: Цены факторов производства, Технология, Ценовые и дефицитные ожидания покупателей, Размер налогов и субсидий, Количество продавцов

QS =f(P, PR , k, T, N, B), P – цена, PR – цены на факторы производства, k – характер применяемых технологий, T – налоги и субсидии, N – число продавцов, B – прочие факторы

3. Равновесие спроса и предложения

E – точка совпадения интересов покупателей и продавцов – точка равновесия.

PE – равновесная цена

QE – равновесное количество

PE =PD =PS

QE =QD =QS

Равновесная цена – это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Если рыночная цена выше равновесного уровня (P1 PE ), на рынку устанавливается избыток, так как при этой цене величина предлагаемого товара больше величины спроса (QS 1 QD 1 ).

Если P2 PE , на рынке будет дефицит (QD 2 QS 2 ).

Функции равновесной цены:

- Информационная – величина равновесной цены служит ориентиром для всех субъектов в рыночной экономике.

- Нормирующая – равновесная цена нормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объём потребления товара он может рассчитывать при данном уровне дохода.

- Стимулирующая – вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию и ассортимент, чтобы издержки уложились в цену продукции.

Равновесие может быть устойчивым и неустойчивым, локальным и глобальным. Устойчивое равновесие бывает абсолютным и относительным.

4. Эластичность спроса и предложения

Реакция покупателей и продавцов на изменение цены не одинакова. Для характеристики степени влияния изменения цены на поведение покупателей и продавца в экономике используется понятие эластичности, которую можно определить как степень реакции одной величины на изменение другой. Такой показатель называется коэффициентом эластичности. Зависимость изменения спроса на товар от изменения его цены называется эластичностью спроса по цене или ценовой эластичностью . Эластичность спроса относительно цены показывает изменение объёма спроса под влиянием изменения цены на 1%. Принято различать три варианта ценовой эластичности:

1) Эластичный спрос – когда при незначительных изменениях цены объём спроса значительно возрастает.

2) Единичная эластичность – когда изменение цены, выраженное в процентах, равно проценту изменения объёма продаж.

3) Неэластичный спрос – если вслед за изменением цены не происходит существенного изменения объёма продаж.

EPD - коэффициент эластичности спроса по цене.

EPD=(Q/Q)/(P/P) EPD1 – спрос эластичный

EPD1 – спрос неэластичный EPD=1 – спрос единичной эластичности

В случае абсолютно эластичного спроса потребители платят одну и ту же цену за товар, невзирая на величину спроса.

EPD

Этот спрос характерен для совершенной конкуренции.

В случае абсолютно неэластичного спроса потребители покупают одно и то же количество товара при любых уровнях цен.

EPD=0

Пример: спрос на медикаменты.

Влияние изменения объёма продаж на объём выручки:

Величина EPD Увеличение цены Уменьшение цены
EPD1 TR TR
EPD=1 TR=const TR=const
EPD1 TR TR

Факторами, влияющими на эластичность, являются:

1) Наличие товаров-заменителей. Чем их больше, тем эластичнее.

2) Удельный вес товара в бюджете производителя. Чем больше, тем эластичнее. 3) Размер дохода. 4) Качество товара. 5) Размеры запаса. Чем больше, тем эластичнее. 6) Ожидание потребителей.

Эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо называется перекрёстной эластичностью.

=(QA/QA)/(PB/PB) - перекрёстная эластичность спроса на товар A при цене на товар B.

Ecross 0 – с повышением цены на товар B растёт спрос на товар A – речь идёт о взаимозаменяемых товарах.

Ecross 0 – повышение цены на товар B ведёт к уменьшению спроса на товар A – имеем дело с взаимодополняемыми товарами.

Ecross =0 – изменение цен на одно благо ничего не меняет в количественном спросе на другое благо.

Коэффициент эластичности спроса по доходу – показывает отношение процентного изменения объёма спроса на товар к процентному изменению дохода.

EID=(Q/Q)/(I/I)

EID0 – увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо – потребитель, став богаче, считает возможным и необходимым заменить этот товар на более качественный.

EID0 – считается, что благо является нормальным.

0 EID1 – спрос на благо растёт медленнее дохода, что типично для благ первой необходимости.

EID1 – спрос на благо опережает рост дохода и не имеет насыщения – предметы роскоши.

Чувствительность объёма предложения к изменению рыночной цены показывает эластичность предложения.

EPS=(QS/QS)/(P/P)

EPS1 – эластичное предложение. EPS1 – неэластичное предложение.

EPS=1 – предложение единичной эластичности.

На эластичность предложения влияют следующие факторы:

1) Цены на сырьё 2) Уровень зарплаты 3) Ставка процента

4) Наличие резервных производственных мощностей

5) Характер продукции

Рынок труда, капитала, земли. 1) Особенности рынка труда.

2) Безработица и её виды. 3) Рынок капитала и его структура.

4) Рынок земли, экономическая рента.

1. Особенности рынка труда.

Рынок труда – рынок, на котором предметом купли-продажи является рабочая сила и формируется става заработной платы. Предложение труда (NS) осуществляют наёмные работники. Спрос на труд (ND) предъявляют предприниматели. Равновесие на рынке труда достигается, когда спрос на труд равен предложению. В результате их взаимодействия формируется равновесная цена труда, ставка заработной платы. Различают номинальную и реальную зарплату.

W – номинальная зарплата – плата за труд, выраженная в деньгах.

w – реальная зарплата – оплата труда, выраженная в жизненных средствах существования.

Традиционно к особенностям рынка труда относят:

1) Рост зарплаты увеличивает предложение труда только до определённого момента, так как с увеличением зарплаты ценность досуга как блага высшего качества растёт.

2) Спрос на труд формируется под влиянием рынка жизненных средств. В связи с этим спрос на труд выступает как производный от спроса на блага, которые потребляются в обществе. 3) Отношения между предпринимателями и рабочими носят долгосрочный характер.

4) Товар на рынке труда более дифференцирован, то есть трудно найти двух почти одинаковых работников.

NSND – безработица.

2. Безработица и её виды.

Население любой страны можно разделить на трудоспособных и нетрудоспособных (дети, инвалиды, пенсионеры). Причём трудоспособная часть состоит из экономически активного населения и выбывших из состава рабочей силы. Экономически активное население L делится на две категории: занятые N и безработные F. L=N+F

Занятые – часть населения, которая имеет работу. e=N/L – уровень занятости. К безработным относится трудоспособное население, которое не работает, но ищет работу. u=F/L - уровень безработицы.

Традиционно в экономической теории различают три вида безработицы: 1) Структурная 2) Циклическая 3) Фрикционная

Структурная безработица связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. При этой безработице спрос и предложение труда совпадают количественно, но не совпадают по качественному составу. Она предполагает длительный процесс протекания, так как потребуется время для перепрофилирования рабочей силы.

Циклическая безработица связана с циклическим спадом в экономике. Особенно она наблюдается на стадиях экономического спада и депрессии. Отрезок времени между двумя одинаковыми состояниями экономической конъюктуры называется экономическим циклом .

Экономическая конъюктура – направление степени изменения показателя или совокупности показателей, характеризующих развитие народного хозяйства. В структуре экономического цикла выделяют высшую и низшую точку активности, а также фазы, лежащие между ними: фазы спада и подъёма. Общая длительность экономического цикла измеряется обычно временем между двумя высшими или соседними низшими точками активности.

t0-t0’ – время роста. t0’-t1 – время спада. AB – экономический рост.

BC – кризис (перегрев) экономики. CD – спад. DE – оживление (депрессия).

Фрикционная безработица связана с поиском рабочего места.

Причины: изменение места жительства, профессии, социального статуса. Особенностью фрикционной безработицы является то, что спрос и предложение труда совпадают количественно и качественно. Она носит кратковременный характер. Естественная безработица – безработица при полной занятости трудовых ресурсов. Уровень естественной безработицы образуют фрикционная и структурная безработица.

Поведение потребителя в рыночной экономике

1) Кардинализм: предельная полезность благ и потребительское равновесие. 2) Ординалистический (порядковый) подход к анализу полезности и спроса. 3) Бюджетная линия и равновесие потребителя.

4) Эффект замещения и эффект дохода.

1) Кардинализм: предельная полезность благ и потребительское равновесие

Полезность благ – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. Это потребительский эффект блага, наличие таких свойств и качеств, которые удовлетворяют конкретным субъективным запросам людей. Полезное свойственно любым благам, экономическим и неэкономическим, если они выступают объектом производительного или индивидуального потребления людей. Принято считать, что полезность каждого дополнительного потребляемого блага уменьшается по мере увеличения его потребления. Это и есть причина убывающей предельной полезности или первый закон Госсена . При этом предполагается, что вкусы потребителей постоянны, а функция потребления непрерывна. Для количественной оценки удовлетворения потребителя от покупок экономисты используют условный показатель: U – utility («полезность »). Последовательно покупая всё большее количество экономических благ, потребитель стремится увеличить для себя их суммарную совокупную полезность. Накопленная сумма полезностей от всей совокупности последовательно приобретённых единиц определённого блага называется общей полезностью : TU – totalutility. Предельная полезность – полезность, которую приносит потребителю использование дополнительной единицы блага: MU – marginalutility. TU/Q. Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается. Если предельная полезность равна нулю, то общая полезность достигает своего максимума. MU=0 TU=max

Суть этого закона убывающей предельной полезности состоит в том, что по мере роста потребления однородных благ суммарный полезный эффект от них увеличивается, но одновременно неуклонно убывает предельная полезность каждой дополнительной единицы этого приращения.

Количество благ, шт Суммарный полезный эффект, TU Предельная полезность благ, MU
0 - -
1 4 4
2 7 3
3 9 2
4 10 1
5 10 0

Графическое представление:

Основные моменты теории поведения потребителя: В современной теории потребительского выбора предполагается, что:

1) Присутствуют на рынке не одни единственные, а многие разные товары и услуги. 2) Существуют деньги, а следовательно каждый товар имеет цену. 3) Денежный доход потребителя ограничен, а значит он не может приобрести все присутствующие на рынке блага и стоит перед проблемой выбора. 4) Потребитель стремится получить от своих покупок наибольший суммарный полезный эффект.

Выбор максимального полезного эффекта:

Благо Число, шт. MU P, руб. MU/P
x 10 1000 100 10
y 10 400 20 20
z 10 900 60 15

Потребительское равновесие:

Благо Число, шт. MU P, руб. MU/P
x 8 1500 100 15
y 20 300 20 15
z 10 900 60 15

Желая повысить потребительский эффект, рациональный потребитель соизмеряет полезность благ и их цены. Пока предельная полезность на единицу затрат хотя бы одного блага выше, чем у других, следует перераспределять закупки в его пользу. Одновременно будет сокращаться закупка благ с меньшей предельной полезностью на такую же сумму денежных затрат. Итогом станет увеличение общей полезности. Равновесие будет достигнуто только тогда, когда предельная полезность на единицу затрат сравняется у всех закупаемых благ. В аналитической форме:

TU=max, когда MU1/P1=MU2/P2=MUn/Pn=

– предельная полезность денег.

Если Pn=1, то MUn=

Правило максимизации полезности позволяет сделать ряд выводов.

MU1/MU2=P1/P2; MU1/MUn=P1/Pn

Следовательно, соотношение между предельными полезностями любых n благ равно соотношению их цен.

MU1/MU2…/MUn=P1/P2…/Pn – правило максимизации полезности.

2) Ординалистический (порядковый) подход к анализу полезности и спроса

В теории ординализма целевая установка потребителя – максимизация полезности от приобретаемых экономических благ, что достигается методом выбора наиболее предпочтительного набора благ из всех имеющихся и доступных потребителю вариантов.

Если различные комбинации наборов благ имеют с точки зрения потребителя равнозначную одинаковую порядковую полезность, то потребителю безразлично, какой из них выбирать.

Ординалисты опираются на ряд аксиом – правил, описывающих принципы формирования потребительских предпочтений:

1) Аксиома ненасыщенности – потребитель стремится иметь большее количество товаров и услуг. MU всех экономических благ всегда положительна. 2) Аксиома рефлексивности – если два набора благ одинаковы, то, оценивая их полезность, покупатель признаёт, что любой из этих наборов не хуже другого. 3) Аксиома полной упорядоченности – при наличии двух различающихся наборов благ потребитель способен либо ранжировать предпочтения в пользу одного, либо признавать их в равной степени предпочтительными.

4) Аксиома транзитивности

Принцип потребительских предпочтений иллюстрируется в виде функции безразличия с помощью соответствующей кривой.

Кривая безразличия – это множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбирать. Любая кривая безразличия – это наборы товаров, обладающих одинаковой полезностью. Варианты наборов благ в различных комбинациях:

Варианты (№ набора благ) Продукты (количество единиц) Одежда (количество единиц)
A 7 3
B 6 4
C 5 5
D 3 7

Кривая безразличия соответствует только одному уровню потребления, представленному в различных вариантах наборов благ. При этом наличие множества товаров означает, что для потребителя они в определённой мере взаимозаменяемые. Количественная мера взаимозаменяемости разных экономических благ измеряется предельной нормой замещения.

MRSy,x=Qx/Qy; U=const

Предельной нормой замещения благом x блага y называется количество товара, которое должно быть сокращено в обмен на увеличение блага x.

Свойства кривых безразличия:

1) Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, содержит в себе более предпочтительные товарные наборы.

2) Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.

3) Они выпуклы относительно начала координат.

4) Кривые безразличия никогда не пересекаются друг с другом. Через любую точку проходит только одна кривая.

Возможны особые случаи наклона кривых безразличия:

1) При выборе совершенно взаимозаменяемых благ кривая безразличия принимает вид прямой линии. 2) При совершенно дополняющих друг друга благах кривая безразличия принимает вид прямых углов.

Совокупность всех кривых безразличия, соответствующая всем уравнениям потребления данного потребителя, называется картой кривых безразличия.

3) Бюджетная линия и равновесие потребителя

Потребитель стремится приобрести товарный набор, принадлежащий наиболее удалённой от начала координат кривой безразличия, но он ограничен в своих средствах. Далеко не любой товар доступен потребителю. Для изображения множества доступных потребителю товаров используется бюджетная линия .

Бюджетные возможности соответствуют денежному доходу потребителя, который при данных рыночных ценах используется на приобретение рыночных благ. Любая точка на бюджетной линии – это выбор из вариантов товарных наборов, между которыми потребитель распределяет свой денежный доход. Бюджетная линия, смещённая вправо, означает рост бюджетных возможностей для приобретения наборов благ, что связано с изменением номинального и реального уровней дохода потребителя.

Реальный доход и благосостояние будут возрастать в двух основных случаях: 1) При растущих номинальных доходах и неизменных ценах.

2) При неизменном номинальном доходе и сниженных ценах товара.

AB’ – повышение цен на благо x

AB” – снижение цен на благо x

Уравнение бюджетной линии можно записать следующим образом:

I=Px·x+Py·y

I – денежный доход потребителя.

Совместив график бюджетной линии и карты безразличия, мы можем провести совместный анализ желаний и возможностей потребителя.

точка E – точка равновесия потребителя, которая характеризует полное использование бюджетных возможностей и оптимальный уровень потребления. Отношение товарный цен Px/Py характеризует угол наклона кривой безразличия.

Px/Py=MRSx,y

4) Эффект замещения и эффект дохода

Реакция покупательского спроса, вызванного изменением цен покупаемых благ, получило название эффекта замещения и эффекта дохода.

Эффект дохода – это величина спроса, определяющаяся изменением реального дохода, вызванного движением цен.

Эффект замещения можно анализировать в двух вариантах:

1. Эффект замещения – изменение в величине спроса, вызванное движением относительной цены блага при постоянных бюджетных возможностях покупателя (Слуцкий).

2. Эффект замещения – изменение в величине спроса, вызванное движением относительной цены блага при постоянном уровне полезности реального дохода потребителя (Хикс).

Общее изменение объёма спроса на некоторый товар, вызванное изменением цены этого товара, называется общим эффектом : Э=ЭД+ЭЗ

Производство

1) Производственная функция

2) Оптимальная комбинация ресурсов

3) Отдача от масштаба в длительном периоде

1) Производственная функция

Предметом исследования теории производства на уровне предприятия являются проблемы, связанные с расходованием факторов производства для выпуска продукции, ориентированной на потребителя. Микроэкономическая теория производства исходит из того, что технологически эффективная деятельность предприятия может быть представлена производственной функцией. Производственная функция может быть краткосрочной и долгосрочной. Краткосрочная описывает производственный цикл с неизменными факторами производства от начала производства до реализации продукции на рынке. Долгосрочная производственная функция учитывает процессы инвестирования и все ресурсы рассматриваются как переменные. Традиционная теория производства опирается на следующие понятия: Затраты – всё, что производитель-фирма закупает для использования в целях достижения необходимого результата. Выпуск – любое благо, изготовленное фирмой для продажи. Фирма – экономический субъект, обладающий хозяйственной самостоятельностью и выполняющий три функции:

1) Покупает ресурсы 2) Использует их для производства

3) Реализует продукт Q=f(k, L) k – количество капитала.

L – количество труда.

Производственная функция отражает зависимость выпуска продукции от количества применяемых ресурсов.

Производственная функция называется изоквантой.

Изокванта – кривая, представляющая бесконечное множество комбинаций факторов производства, обеспечивающих одинаковый выпуск продукции. Совокупность изоквант, каждая из которых показывает максимальный выпуск продукции, называется картой изоквант. Чем дальше от начала координат расположена изокванта, тем больший объём выпуска она представляет. Базовым понятием теории производства является предельная норма технического замещения MRTS, которая показывает, какое количество одного ресурса может заменить единицу другого ресурса при условии, что объём производства остаётся неизменным. Q=const, MRTSK,L=-K/L

Совокупный продукт – это количество экономического блага, произведённое с использованием некоторого количества переменного фактора. Разделив совокупный продукт на израсходованное количество переменного фактора, можно получить средний продукт:

APL=Q/LAPK=Q/K

Предельный продукт MP – обычно определяется как прирост совокупного продукта, полученный в результате бесконечно малого приращения количества использованного переменного фактора:

MPL=Q/L

Совокупный продукт TP с ростом использования в производстве переменного фактора будет увеличиваться, однако этот рост будет иметь определённые пределы в рамках заданной технологии.

Q=MPL·L-MPK·K=0

Отсюда следует, что: MRTSK,L=MPL/MPK

Это выражение показывает, что факторы производства замещают друг друга в соотношении, обратно пропорциональному отношению их предельных продуктов.

2) Оптимальная комбинация ресурсов

Изокоста – совокупность точек, представляющих равное по ценности сочетание количеств факторов производства (труда и капитала).

Изокоста:

Бюджетное уравнение производителя: C=PK·K+PL·L

Рост бюджета или снижение цен ресурсов сдвигает изокосту вправо, а сокращение бюджета или рост цен сдвигают изокосту влево. Касание изокванты с изокостой определяет положение равновесия производителя, поскольку позволяет достичь максимального объёма производства при имеющихся ограниченных средствах, которые можно затратить на покупку ресурсов.

MPL/PL=MPK/PK – равновесие производителя (правило наименьших издержек).

Это условие, согласно которому издержки минимизируются в том случае, когда последняя денежная единица, затраченная на каждый ресурс, даёт одинаковую отдачу, одинаковый предельный продукт.

MPL/PL=MPK/PK=1 – правило максимизации прибыли.

Предположим, что цены ресурсов остаются неизменными, тогда как бюджет производителя постоянно растёт.

Соединим точки пересечения изокванты с изокостами. Эта линия показывает темпы роста соотношения между факторами в процессе расширения производства. Форма кривой зависит, во-первых, от формы изоквант, а во-вторых – от цен на ресурсы.

Если с увеличением количества применяемых ресурсов увеличивается объём выпускаемой продукции, принято считать, что выбран технически эффективный способ производства. Отдача от масштаба – это эффект, приносимый изменением использования факторов производства. Она показывает степень приращения выпуска в результате изменения всех факторов в долгосрочном периоде.

Q=f(K, L)

Для однородной функции вроде этой возможны три типа отдачи от масштаба: - Постоянная – Возрастающая - Убывающая

Если количество применяемых ресурсов увеличивается в n раз, то Q1=f(n·K, n·L). В случае, когда увеличение производства требует пропорционального увеличения ресурсов, говорят о постоянной экономии от масштаба. Q1=n·Q0

Если расстояние между изоквантами уменьшается, это свидетельствует о том, что существует возрастающая экономия от масштаба, то есть, увеличение выпуска достигается при относительной экономии ресурсов. При возрастающей экономии от масштаба: Q1n·Q0

Если расстояние между изоквантами увеличивается, это свидетельствует об убывающей экономии от масштаба. При ней:

Q1n·Q0. Убывающая экономия от масштаба свидетельствует о том, что минимально эффективный размер предприятия уже достигнут и дальнейшее наращивание производства нецелесообразно.

Издержки производства и прибыль.

1) Экономическая и бухгалтерская прибыль.

2) Общий средний предельный доход.

3) Постоянные, переменные и общие издержки.

1) Экономическая и бухгалтерская прибыль.

Анализ природы издержек даёт нам понятие о прибыли.

В общем виде прибыль – это разница между общим доходом (выручкой) TR и общими издержками TC. П=TR-TC, TR=P·Q, TC=FC+VC, FC – постоянные издержки., VC – переменные издержки.

Выручка – это произведение цены на количество. Однако сами издержки бывают внешними (явными) и внутренними. К внешним издержкам относятся платежи внешним по отношению к фирме поставщикам. Внутренними издержками являются:

1. Издержки на ресурсы, принадлежащие самому предпринимателю.

2. Нормальная прибыль, которая приходится на такой ресурс, как предпринимательская способность. Если затраты ресурсов оценены бухгалтерским методом, то разность между выручкой и бухгалтерскими издержками образует бухгалтерскую прибыль.

Если затраты ресурсов оценены экономическим методом, то разность между выручкой и альтернативными издержками даёт экономическую прибыль. К альтернативным издержкам относятся как явные издержки (внешние), так и внутренние (неявные) издержки. Явные издержки корректно считать совпадающими с бухгалтерскими, поэтому бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину неявных внутренних издержек.

Если из выручки вычесть внешние издержки, получим бухгалтерскую прибыль. Если из бухгалтерской прибыли вычесть внутренние издержки, получим экономическую прибыль. Если из внутренних издержек вычесть издержки на ресурсы, принадлежащие предпринимателю, получим величину нормальной прибыли. Величина нормальной прибыли тяготеет к средней, то есть обычной в данной экономике норме прибыльности. Нормальным является уровень прибыльности, достаточный для того, чтобы владельцы предприятия считали для себя выгодным продолжение занятий данным видом бизнеса.

2. Общий, средний, предельный доход.

Совокупный доход – сумма дохода, получаемого предприятием от продажи определённого количества блага: TR=P·Q

Средний доход (AR) – доход, приходящийся на единицу проданного блага: AR=TR/Q=(P·Q)/Q=P

Предельный доход – приращение дохода, которое возникает за счёт бесконечно малого увеличения выпуска продукции. MR=dTR/dQ=P

3. Постоянные, переменные и общие издержки.

Краткосрочный период – отрезок времени, в течение которого одни факторы являются постоянными, а другие – переменными.

К постоянным факторам производства относятся участки земли, производственные площади, станки и оборудование, ключевой персонал, а также количество фирм, функционирующих в отрасли.

Долгосрочный период – отрезок времени, в течение которого все факторы являются переменными, то есть здесь преодолевается барьер вхождения в отрасль новых фирм (число фирм может изменяться) и фирмы имеют возможности изменять общие размеры предприятия, то есть вводить новое оборудование, строить новые здания и вводить их в эксплуатацию. Кратчайший период – отрезок времени, в котором все факторы производства постоянны.

Издержки:

Постоянные – издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объёма производства: затраты на аренду, ремонт.

C – издержки.

Переменные – издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объёма производства. Основная доля этих издержек связана с использованием оборотного капитала. Переменные издержки включают в себя расходы на сырьё, транспортные услуги.

Общие издержки – совокупность постоянных и переменных издержек в связи с производством продукции в краткосрочный период.

TC=FC+VC, AFC=FC/Q – средние постоянные издержки.

AVC=VC/Q – средние переменные издержки.

ATC=TC/Q=(FC+VC)/Q=AFC+AVC

Предельные издержки - MC – представляют собой изменение валовых издержек, связанное с производством дополнительной единицы продукции. Различают дискретные предельные издержки и непрерывные предельные издержки.

Дискретные издержки определяются как разность между суммарными издержками при производстве n единиц продукта и суммарными издержками при производстве n-1 единиц продукта.

Непрерывные издержки : MC=dTC/dQ=d(FC+VC)/dQ=dVC/dQ

Конкуренция и типы рыночных структур.

1) Совершенная и несовершенная конкуренция.

2) Классификация рыночных структур.

Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях рынка. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителю. Прочие товары остаются невостребованными и их производство прекращается. Развитие конкурентных отношений тесно связано с расщеплением экономической власти. Когда оно отсутствует, потребитель лишён выбора и вынужден либо полностью согласиться на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая власть расщеплена и потребитель имеет дело с множеством поставщиков аналогичных товаров, он может выбрать тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям. По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет следующие основные типы рынка: 1. Рынок совершенной конкуренции.

2. Рынок несовершенной конкуренции, который подразделяется на три рынка: - Рынок монополии - Рынок олигополии

- Рынок монополистической конкуренции

Условия образования совершенной конкуреции : Однородность продукции, Отсутствие барьеров, Доступная информация, Невозможность вдиять на рыночную цену товара, малые размеры и многочисленность субъектов рынка.

1) Однородность продукции – продукты у разных предприятий в представлении покупателей совершенно взаимозаменяемы.

2) На рынке действует большое число мелких продавцов и покупателей. При этом совершаемые потребителем покупки настолько малы по сравнению с совокупным объёмом рынка, что решение понизить или повысить их объёмы не создаёт ни излишков, ни дефицитов. 3) Отсутствие барьеров – ресурсы полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного вида деятельности в другой.

4) Доступная информация – информация о ценах, технологии и вероятной прибыли доступна для всех. Решения фирмы принимаются в условиях полной определённости в отношении рыночной ситуации.

Модель совершенно конкурентного рынка позволяет судить о принципах функционирования очень многих малых фирм, продающих стандартизированную однородную продукцию. Критерием совершенной конкуренции является абсолютно эластичный спрос на продукцию фирмы.

Недостатки совершенной конкуренции:

1. Малые предприятия, типичные для этого вида рынка, часто оказываются неспособными использовать эффективную технику.

2. Рынок совершенной конкуренции не стимулирует научно-технический прогресс. 3. Совершенная конкуренция не предусматривает производства общественных благ.

Подавляющее большинство реальных рынков – рынки несовершенной конкуренции.

Предпосылками несовершенной конкуренции являются:

1. Значительная доля рынка находится у отдельных производителей.

2. Существуют барьеры для проникновения в отрасль.

3. Неоднородность продукции.

Критерием несовершенной конкуренции является отрицательный наклон спроса на продукцию фирмы. Типичные последствия установления несовершенной конкуренции: недопроизводство товара, завышение цен, тенденция к получению экономической прибыли.

2. Классификация рыночных структур.

Ограниченность несовершенной конкуренции преодолевается в условиях различных типов рыночных структур. Крайним случаем несовершенной конкуренции является чистая монополия. На рынке присутствует одна фирма, то есть границы фирмы и отрасли совпадают. Когда в отрасли существует определённое число фирм (не более десяти), возникает ситуация олигополии.

Противоположная ситуация складывается, когда фирм много, но каждая из них обладает хотя бы небольшой частичкой монопольной власти. Такая ситуация называется монополистической конкуренцией.

Классификация основных рыночных структур :

Когда фирм бесконечно много и они имеют мелкие размеры, это – ситуация совершенной конкуренции. Число фирм уменьшается, но они остаются мелкими. Это – ситуация монополистической конкуренции. Число фирм неуклонно уменьшается – на больше десяти, а размеры растут. Ситуация – олигополия. Последний случай – на рынке всего одна фирма, её размеры – самые крупные. Ситуация – чистая монополия.

Реальных рынков совершенной конкуренции не существует. Рынки монополистической конкуренции – это рынки сегодняшней России, практически все: рынок лёгкой промышленности, рынок мебели, рынок сельского хозяйства. Рынок олигополии – это, например, рынок нефти. Чистая монополия – это рынок газа и электроэнергии, Российские Железные Дороги.

Рынки несовершенной конкуренции.

1) Чистая монополия. 2) Рынок монополистической конкуренции.

3) Олигополия. 4) Антимонопольная политика.

1) Чистая монополия. Монополия – это наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. В условиях монополизированного рынка само существование конкуренции как бы неправильно. Можно говорить о существовании конкуренции с большими оговорками, так как на рынке монополии присутствует всего одна фирма. Вся экономическая власть принадлежит только ей, поэтому конкуренции как таковой просто нет. По условиям чистой монополии рынок состоит из одной фирмы, то есть понятия фирмы и отрасли совпадают. Чистая монополия возникает обычно там, где от отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален. Условия образования монополии : Единственная фирма-гигант, Непреодолимые барьеры, Доступная информация, Уникальность продукции. Основными барьерами, существующими в монополистической отрасли, являются: 1) Преимущество крупного производства 2) Так называемая группа легальных барьеров: - Монопольное владение источниками сырья, землёй, правами на научно-технические достижения. - Санкционированные государством исключительные права. 3) Нечестная конкуренция. Важным частным случаем монополистической структуры рынка, формирующегося на основе преимущественно крупного производства, являются естественные монополии. Они возникают в том случае, когда единственный производитель обслуживает рынок более эффективно, чем это способны сделать несколько конкурирующих между собой фирм. Показатели монопольной власти: Монопольная власть – величина, обратная эластичности спроса на продукцию фирмы. IL=(Pm-MC)/Pm=1/E, MC – предельные издержки. MC=P IL=0 – совершенная конкуренция. Если IL представляет положительную величину, то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть. Для характеристики монопольной власти используется показатель, определяющий степень концентрации рынка. При его расчёте используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. I=S12+S22+…+Sn2. Если в отрасли функционирует только одна фирма, то S1=100%, I=10000. Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то S1=1%, I=100. Обычно рынок считается безопасным с точки зрения монополизации, когда I1000. В США отрасль считается высокомонополизированной, если I не прев. 1800.

2) Рынок монополистической конкуренции.

Условия образования монополистической конкуренции : Многочисленные и малые субъекты рынка, Низкие барьеры для входа и выхода из отрасли, Недоступная информация, Неоднородность продукции. На рынке действует множество фирм, причём среди них либо вообще нет крупных, либо они не имеют решающих преимуществ над мелкими и соседствуют с ними. Барьеры на пути проникновения на такой рынок сравнительно невысоки, а капитал, требующийся для начала дела, сравнительно невелик. Выпускаемый каждой фирмой товар чем-то отличается от изделий других компаний, поэтому любой из производителей занимает своеобразное положение мини-монополиста. Важное значение принимают неценовые факторы – реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие и отсутствие гарантийного ремонта. Барьерами для вступления в отрасль могут быть патенты на продукцию, лицензии, торговые марки.

3) Олигополия – это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами. Условия образования олигополии : Немногочисленность субъектов рынка (обычно не более 10), Продукт однороден и дифференцирован, Недоступная информация, Высокие барьеры для вступления в отрасль. Барьерами для вступления в отрасль являются: - Экономия на масштабах производства. - Патентная монополия. - Запредельно высокие расходы на рекламу. Возможны две основные формы поведения фирмы в условиях олигополистических структур: Некооперативная, Кооперативная. В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объёма выпуска продукции. Ценовая война – это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Снижение цен будет продолжаться до тех пор, пока цена не будет равной предельным издержкам.

Кооперативное поведение – есть три принципиально возможных варианта кооперативного поведения фирмы: 1. Нескоординированная олигополия, при которой фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти точку равновесия. 2. Картелеподобная структура рынка, при которой фирмы сознательно делают своё поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, чем облегчают достижение в отрасли равновесия. 3. Картель (сговор) фирм – объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объёмов продукции так, если бы они слились в чистую монополию.

4) Антимонопольная политика – это законодательство, направленное на ограничение монопольной власти. Можно утверждать, что отрасль чистой монополии невозможно будет превратить в отрасль совершенной конкуренции как об общем правиле. Даже если государство искусственно создаст мелкие предприятия, они окажутся неконкурентоспособными на международном рынке. Меры по ограничению монопольной власти: 1) Раздробление монополиста.

2) Установление цен и тарифов на монопольные товары, а также обозначение круга лиц, подлежащих обязательному обслуживанию.

3) Предупредительные меры: предписания на запрет слияния крупных фирм, крупные штрафы.

Скачать архив с текстом документа