Виртуальная реконструкция утраченного объекта наследия на примере церкви св. Мирония лейб-гвардии егерского полка

СОДЕРЖАНИЕ: Настоящее исследование рассматривает новое как для исторической науки, так и для музеологии понятие виртуальной реконструкции на примере утраченного памятника культовой архитектуры. Объектом изучения послужила также экспозиция музея «Разночинный Петербург», имеющая непосредственное отношение к этому памятнику.

Виртуальная реконструкция утраченного объекта наследия на примере церкви св. Мирония лейб-гвардии егерского полка

Сергей Алексеевич Никольский

аспирант кафедры музеологии и культурного наследия факультета мировой культуры, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

Современные социокультурные процессы в российском обществе повысили интерес к памятникам истории и культуры. Изучаются и восстанавливаются произведения культовой архитектуры, утраченные в советский период. Однако воссоздать памятники в физических формах возможно далеко не всегда. В таких случаях исследованию и презентации утраченных объектов помогают современные информационные технологии. Настоящее исследование рассматривает новое как для исторической науки, так и для музеологии понятие виртуальной реконструкции на примере утраченного памятника культовой архитектуры. Объектом изучения послужила также экспозиция музея «Разночинный Петербург», имеющая непосредственное отношение к этому памятнику. На первом этапе определены цели и задачи проекта, среди которых основной проблемой являлось совмещение результатов исторического исследования с требованиями уже сформированной музейноэкспозиционной структуры. О характере и ценности объекта наследия можно говорить на основании изученных исторических источников - свидетельств жизни памятника, отношения к нему в обществе на различных исторических этапах. Сюда примыкает и искусствоведческий анализ, позволяющий выявить типичные и уникальные черты объекта. Вкупе с результатом рассмотрения существующей музейной экспозиции сложилась источниковая база проекта, в который было решено внести дополнительные выразительные средства, а также его конечная форма - мультимедийная презентация. Проект складывается из нескольких частей: построения 3Б-модели, наложения текстур, создания освещения и путей анимации, просчета видеороликов, дизайна макета презентации, сборки всех материалов в едином файле, трансляции проекта непосредственно в пространстве музея. Осмысление результата исследования - компьютерной реконструкции - позволяет говорить о повышении наглядности музейной экспозиции, что имеет как гносеологическое, так и воспитательное значение для молодого поколения посетителей музея.

В силу драматических событий отечественной истории XX столетия в нашей стране был утрачен ряд историко-культурных объектов, представлявших особую ценность. Вместе с изменением социально-политических устоев в постсоветской России совершенно по-новому зазвучала тема возвращения уничтоженного и забытого наследия духовной культуры, что на практике вылилось в сложный процесс реституции церковного имущества [14], в том числе в восстановление утраченных или перестроенных недвижимых культовых сооружений [9].

Сохранение историко-культурного наследия в современных условиях оказалось сложной и ответственной задачей. Наряду с такими способами восстановления памятников культовой архитектуры, как реставрация и реконструкция, распространение получила и новая форма - виртуальная реконструкция [7; 15]. В данной статье предлагается оценить ее музейный потенциал на примере осуществленной виртуальной реконструкции уничтоженной церкви Св. Мирония лейб-гвардии Егерского полка в Санкт-Петербурге - выявленного объекта историко-культурного наследия [11].

Идея создания проекта виртуальной реконструкции церкви родилась в процессе сотрудничества с государственным учреждением культуры «Мемориальный музей “Разночинный Петербург”». В ходе анализа тематического содержания и предметного наполнения экспозиций музея было установлено, что информационный потенциал некоторых объектов раскрыт не в полной мере. Так, вышеупомянутый храм Егерского полка был представлен лишь двумя фотографическими изображениями, а также схематичной моделью на макете городской застройки исторического района Семенцы (храм находился между Рузовской улицей и Введенским каналом, современный адрес - наб. Обводного канала, 99). Отсутствие развернутых пояснительных текстов и несоответствие макетной модели исторической действительности1 определили необходимость разработки единой электронной мультимедийной программы, которая помогла бы посетителям музея глубже и целостнее понять специфику утраченного памятника. Главными задачами вышеупомянутого проекта стали:

расширение тематического содержания существующей экспозиции музея «Разночинный Петербург»;

привлечение внимания посетителей к проблемам сохранения утраченных памятников архитектуры;

развитие интереса к историко-культурному пространству Петербурга в краеведческом русле.

Но для начала разъясним понятие виртуальной реконструкции.

Под виртуальной реконструкцией понимается процесс воссоздания современными техническими средствами (в том числе путем компьютерного моделирования) внешнего вида руинированного или утраченного памятника истории и культуры. При этом наряду с распространенным термином «виртуальная реконструкция» отечественные исследователи применяют термины «ненавязчивая интерпретация» и «виртуальное восстановление» [9]. Фактически виртуальная реконструкция и есть форма интерпретации памятника истории и культуры, но обязательно научно обоснованная. Это многогранная модель, которая опирается на историческую реконструкцию как метод исторического исследования, но выражается в новой форме посредством современных компьютерных технологий. Получив развитие в 90-е годы XX века и обретя статус самостоятельного междисциплинарного направления, виртуальные реконструкции становятся все более востребованными в современном музейном деле [7]. Обратимся к истории самой церкви Св. Мирония.

Церковь Св. Мирония лейб-гвардии Егерского полка - утраченный памятник культовой архитектуры Петербурга середины XIX века. Спроектирована архитектором К. А. Тоном по повелению императора Николая I, проект утвержден весной 1849 года, строительство торжественно завершено в 1855 году, когда церковь освятили в присутствии уже императора Александра II. Отметим, что изначально у Егерского полка не было отдельного здания церкви. К моменту начала возведения нового храма существующая полковая церковь находилась в одном из помещений казарм, где квартировался полк, - на Рузовской улице в Петербурге. Новому же храму Егерского полка изначально был присвоен особый, символический статус мемориала, увековечивавшего память о победе русской армии в Кульмском сражении 17-18 августа (29-30 по новому стилю) 1813 года, что нашло закономерное отражение в проекте Константина Тона. Поскольку в православной традиции дню 17 августа покровительствует св. мученик Мироний, то и церковь при лейб-гвардии Егерском полку стали именовать его именем. Св. Мирону был посвящен северный придел церкви, в то время как главный алтарь освятили в честь св. ап. Павла и Петра (в честь императора Павла I, при котором был образован Егерский полк), а южный придел - в честь покровителя Петербурга св. благоверного князя Александра Невского. Таким образом, у храма несколько имен: церковь Св. Ап. Павла, Мироновский или Мирониевский храм, Егерская церковь.

Егерский храм по праву можно назвать одним из величайших творений Константина Тона. Подобно знаменитому храму Христа Спасителя в Москве, церковь Св. Мирония имела монументальный вид, что подчеркивали прежде всего ее размеры: колокольня достигала в высоту более 60 метров. Архитектурно-художественное решение оказалось достаточно распространенным для своего времени: оно было выполнено в «русском» стиле - направлении в архитектуре второй трети XIX - начала XX века, опиравшемся на приемы русского зодчества периода позднего Средневековья. Мирониевская церковь имела трехчастную композиционную структуру: колокольня, трапезная и собственно храм с алтарной частью размещены по одной оси и составляют единое целое. Экстерьер сооружения выполнен в традициях русской архитектуры XVI-XVII веков, поэтому здесь вместо куполов - шатры, а на сочленениях основных объемов - стилизованные закомары, аркатурные пояса и другие декоративные элементы. Величественный характер памятника подчеркнул и контраст с окружающей средой: церковь Св. Мирония была возведена в непосредственной близости от границы города - рядом с казармами Егерского полка, протянувшимися вдоль Рузовской улицы, в месте впадения Введенского канала в Обводный. Пропорции церкви позволяли ей живописно отражаться в водах прилегающих каналов и в то же время выступать крупной городской доминантой, которая замыкала перспективу Рузовской улицы со стороны Загородного проспекта и была хорошо видна с Семеновского плаца, находившегося к востоку от Царскосельского (Витебского) вокзала. Кроме того, церковь Св. Мирония располагалась симметрично (относительно Введенского канала) Введенскому храму, также спроектированному Тоном.

К сожалению, судьба Мирониевского храма столь же печальна, как и участь многих других культовых сооружений Петербурга. В 1930 году храм был закрыт и оборудован под картофелехранилище, а уже через четыре года взорван и снесен до самого основания. Несмотря на то, что этот объект рекомендован к восстановлению распоряжением КГИОП [8], воссоздание памятника физически в прежнем объеме едва ли возможно. Главной причиной тому служит территория, на которой некогда находился Егерский храм: сегодня здесь пролегает несколько нагруженных транспортных автомагистралей, проезжая часть которых частично расположена над остатками фундамента постройки. Кроме того, даже если решение о воссоздании церкви Св. Мирония имело бы положительный исход, остался бы спорным вопрос о целесообразности строительства такого сооружения2. Поэтому в сложившихся условиях для восстановления облика церкви был выбран метод виртуальной реконструкции, позволяющий задействовать одно - временно несколько преимуществ.

Во-первых, электронная основа позволяет оформить проект в различных видах электронной публикации [9] - в качестве локального ресурса (мультимедийного киоска) на экспозиции музея, на компакт-диске или в качестве интернет-ресурса (web-сайта). Во-вторых, проект можно подвергать корректировке как на этапе разработки, так и после его публикации, внося все необходимые дополнения (вплоть до включения в другие, более крупные проекты). В-третьих, элементы мультимедиа - статичная и динамичная графика, текст, звук - делают процесс ознакомления с памятником более выразительным, ярким, доступным для широкого круга пользователей. Эти возможности были учтены в период работы над проектом, который включал несколько этапов.

Прежде всего необходимо было собрать и исследовать источниковую базу, куда вошли различные опубликованные и неопубликованные материалы. К опубликованным источникам относятся периодические и непериодические издания из фондов Российской национальной библиотеки, содержащие описания художественных и композиционных особенностей строения, отдельных фактов из истории Егерского храма, хранившихся в нем святынь. Они повествуют нам о людях, связанных с возведением и бытованием, жизнью храма, - художниках, выполнивших декоративное убранство, настоятелях и прихожанах церкви. Например, многое можно узнать об одном из ктиторов Егерской церкви полковнике

С.И. Кутепове. Интересны и описания военных трофеев, реликвий и церковной утвари, а также упоминание часовен, состоявших при храме [1], [2], [3], [4], [5], [6].

Неопубликованные источники представлены рядом архивных документов, выявляющих главные этапы в истории храма - с момента его проектирования еще при императоре Николае I до постановления о сносе уже при советской власти. Среди них - документы, позволяющие восстановить план той части города, где осуществлялось строительство, а также авторские чертежи (ныне хранятся в фондах Российского государственного исторического архива и Центрального государственного исторического архива в Санкт-Петербурге3), раскрывающие детали убранства, неразличимые по сохранившимся фотографиям храма (хранящимся в Центральном государственном архиве кинофотофонодо- кументов4).

Кроме того, важную роль в создании проекта виртуальной реконструкции церкви Св. Миро- ния сыграли и исследования современных авторов, в которых отражены как архитектурнохудожественные особенности экстерьера и интерьера, так и связь памятника с городским ландшафтом, с историей того района, где он находился (4-й участок Московской части) и которому посвящена значительная часть экспозиции музея «Разночинный Петербург». Следует подчеркнуть, что понимание исторической, художественной, мемориальной ценности храма Егерского полка потребовало осмысления данного памятника в контексте творческого наследия архитектора К. Тона и уже упоминавшегося русского стиля в целом.

После сбора необходимых источников начался следующий этап виртуальной реконструкции - создание собственно трехмерной модели Мирониевской церкви. Для этого был задействован 3Б-пакет Autodesk Maya 8.5. Изначально в виртуальную «сцену»5 были добавлены две проекции - план и разрез храма, по которым создавались основные объемы церкви. После этого модель усложнилась за счет декоративных элементов, выявленных на основе исследования подробного чертежа, хранящегося в РГИА. Затем была создана модель окружающей среды - фрагменты Обводного и Введенского каналов, здание казарм Егерского полка по Ру- зовской улице. Это существенный момент, так как именно из пропорционального соотношения памятника с окружающими его объектами (размерами, формой) зритель получает первичное представление о сооружении.

Затем наступила стадия текстурирования и колористического оформления модели. Дело в том, что все вышеперечисленные источники (периодика, издания, фотографии) дают лишь черно-белое изображение церкви в разные периоды. Поэтому обнаруженная акварель К. Коль- мана, запечатлевшего новую Егерскую церковь в 1855 году [10], послужила одним из ключевых источников для решения вопроса о цветовой гамме памятника. Кроме того, дополнительными источниками являются сохранившиеся живописные изображения других храмов, построенных по проектам К. Тона в то же время (30-40-е годы XIX века): Благовещенской, Екатерининской, Введенской церквей при Семеновском полку (все они, как и Егерская церковь, были взорваны в советское время). Так, анализ изображений этих сооружений позволяет говорить о цветах, в которые были окрашены стены и крыша сооружения: серо-зеленый оттенок для кровли, белый и желтый - для стен и архитектурных деталей на фасадах6. В качестве дополнительных привязок для текстур были взяты описания строительных материалов из проектной документации (в фондах РГИА), сопоставленные с фотографиями церкви конца XIX - начала XX века.

Завершающим этапом моделирования стало создание элементов освещения модели, наложение текстур и создание путей анимации. После этого, на этапе рендеринга (визуализации 3Б-модели), было создано несколько статичных изображений (видов модели с разных ракурсов, рис. 1), а также видеоряд, монтаж которого выполнялся посредством специализированных компьютерных приложений - в графическом редакторе Adobe Photoshop CS / CS2 и в видеоредакторе Adobe After Effects.

Рис. 1. Вид церкви Св. Мирония и здания казарм Егерского полка со стороны Рузовской улицы. 3Э-реконструкция

Далее в соответствии с одной из вышеуказанных задач - расширением тематики и содержания представленных на экспозиции музея «Разночинный Петербург» материалов - была определена и конечная форма проекта - мультимедийная презентация. Она позволила отразить многогранный характер историко-культурного объекта. В нее были включены такие разделы, как история строительства и бытования православного храма, судьба военных трофеев и захоронения офицеров русской армии, выступавшего самостоятельным мемориальным комплексом, а также данные о других постройках К. А. Тона в Петербурге [13].

Финальным этапом стало соединение всех полученных элементов в программе создания интерактивных приложений Macromedia Director. Сначала была выстроена структура презентации, куда входят видеоролик-заставка, основное меню (рис. 2), ведущее в разделы, и наполнение этих разделов (изображения, текст, звук, видео) (рис. 3). Звуковому сопровождению была отведена роль дополнительного выразительного средства. Оно представлено хоровыми духовными произведениями П. И. Чайковского «Литургия Св. Иоанна Златоуста» («Приидите, поклонимся») и Д. С. Бортнянского «Концерты для хора» («Господи, кто обитает в жилищи Твоем»). Проработка задачи о размещении проекта внутри экспозиционного пространства музея «Разночинный Петербург» определила выбор оборудования и места установки программы (локальный компьютер с ЖК-экраном в зале с экспозицией «Разночинный Петербург»), где главными критериями послужили простота и удобство пользования презентацией в отношении как посетителей музея, так и его сотрудников.

Рис. 2. Мультимедийная презентация, посвященная истории церкви Св. Мирония. Главное меню

Сергей Алексеевич Никольский

аспирант кафедры музеологии и культурного наследия факультета мировой культуры, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

Современные социокультурные процессы в российском обществе повысили интерес к памятникам истории и культуры. Изучаются и восстанавливаются произведения культовой архитектуры, утраченные в советский период. Однако воссоздать памятники в физических формах возможно далеко не всегда. В таких случаях исследованию и презентации утраченных объектов помогают современные информационные технологии. Настоящее исследование рассматривает новое как для исторической науки, так и для музеологии понятие виртуальной реконструкции на примере утраченного памятника культовой архитектуры. Объектом изучения послужила также экспозиция музея «Разночинный Петербург», имеющая непосредственное отношение к этому памятнику. На первом этапе определены цели и задачи проекта, среди которых основной проблемой являлось совмещение результатов исторического исследования с требованиями уже сформированной музейноэкспозиционной структуры. О характере и ценности объекта наследия можно говорить на основании изученных исторических источников - свидетельств жизни памятника, отношения к нему в обществе на различных исторических этапах. Сюда примыкает и искусствоведческий анализ, позволяющий выявить типичные и уникальные черты объекта. Вкупе с результатом рассмотрения существующей музейной экспозиции сложилась источниковая база проекта, в который было решено внести дополнительные выразительные средства, а также его конечная форма - мультимедийная презентация. Проект складывается из нескольких частей: построения 3Б-модели, наложения текстур, создания освещения и путей анимации, просчета видеороликов, дизайна макета презентации, сборки всех материалов в едином файле, трансляции проекта непосредственно в пространстве музея. Осмысление результата исследования - компьютерной реконструкции - позволяет говорить о повышении наглядности музейной экспозиции, что имеет как гносеологическое, так и воспитательное значение для молодого поколения посетителей музея.

В силу драматических событий отечественной истории XX столетия в нашей стране был утрачен ряд историко-культурных объектов, представлявших особую ценность. Вместе с изменением социально-политических устоев в постсоветской России совершенно по-новому зазвучала тема возвращения уничтоженного и забытого наследия духовной культуры, что на практике вылилось в сложный процесс реституции церковного имущества [14], в том числе в восстановление утраченных или перестроенных недвижимых культовых сооружений [9].

Сохранение историко-культурного наследия в современных условиях оказалось сложной и ответственной задачей. Наряду с такими способами восстановления памятников культовой архитектуры, как реставрация и реконструкция, распространение получила и новая форма - виртуальная реконструкция [7; 15]. В данной статье предлагается оценить ее музейный потенциал на примере осуществленной виртуальной реконструкции уничтоженной церкви Св. Мирония лейб-гвардии Егерского полка в Санкт-Петербурге - выявленного объекта историко-культурного наследия [11].

Идея создания проекта виртуальной реконструкции церкви родилась в процессе сотрудничества с государственным учреждением культуры «Мемориальный музей “Разночинный Петербург”». В ходе анализа тематического содержания и предметного наполнения экспозиций музея было установлено, что информационный потенциал некоторых объектов раскрыт не в полной мере. Так, вышеупомянутый храм Егерского полка был представлен лишь двумя фотографическими изображениями, а также схематичной моделью на макете городской застройки исторического района Семенцы (храм находился между Рузовской улицей и Введенским каналом, современный адрес - наб. Обводного канала, 99). Отсутствие развернутых пояснительных текстов и несоответствие макетной модели исторической действительности1 определили необходимость разработки единой электронной мультимедийной программы, которая помогла бы посетителям музея глубже и целостнее понять специфику утраченного памятника. Главными задачами вышеупомянутого проекта стали:

расширение тематического содержания существующей экспозиции музея «Разночинный Петербург»;

привлечение внимания посетителей к проблемам сохранения утраченных памятников архитектуры;

развитие интереса к историко-культурному пространству Петербурга в краеведческом русле.

Но для начала разъясним понятие виртуальной реконструкции.

Под виртуальной реконструкцией понимается процесс воссоздания современными техническими средствами (в том числе путем компьютерного моделирования) внешнего вида руинированного или утраченного памятника истории и культуры. При этом наряду с распространенным термином «виртуальная реконструкция» отечественные исследователи применяют термины «ненавязчивая интерпретация» и «виртуальное восстановление» [9]. Фактически виртуальная реконструкция и есть форма интерпретации памятника истории и культуры, но обязательно научно обоснованная. Это многогранная модель, которая опирается на историческую реконструкцию как метод исторического исследования, но выражается в новой форме посредством современных компьютерных технологий. Получив развитие в 90-е годы XX века и обретя статус самостоятельного междисциплинарного направления, виртуальные реконструкции становятся все более востребованными в современном музейном деле [7]. Обратимся к истории самой церкви Св. Мирония.

Церковь Св. Мирония лейб-гвардии Егерского полка - утраченный памятник культовой архитектуры Петербурга середины XIX века. Спроектирована архитектором К. А. Тоном по повелению императора Николая I, проект утвержден весной 1849 года, строительство торжественно завершено в 1855 году, когда церковь освятили в присутствии уже императора Александра II. Отметим, что изначально у Егерского полка не было отдельного здания церкви. К моменту начала возведения нового храма существующая полковая церковь находилась в одном из помещений казарм, где квартировался полк, - на Рузовской улице в Петербурге. Новому же храму Егерского полка изначально был присвоен особый, символический статус мемориала, увековечивавшего память о победе русской армии в Кульмском сражении 17-18 августа (29-30 по новому стилю) 1813 года, что нашло закономерное отражение в проекте Константина Тона. Поскольку в православной традиции дню 17 августа покровительствует св. мученик Мироний, то и церковь при лейб-гвардии Егерском полку стали именовать его именем. Св. Мирону был посвящен северный придел церкви, в то время как главный алтарь освятили в честь св. ап. Павла и Петра (в честь императора Павла I, при котором был образован Егерский полк), а южный придел - в честь покровителя Петербурга св. благоверного князя Александра Невского. Таким образом, у храма несколько имен: церковь Св. Ап. Павла, Мироновский или Мирониевский храм, Егерская церковь.

Егерский храм по праву можно назвать одним из величайших творений Константина Тона. Подобно знаменитому храму Христа Спасителя в Москве, церковь Св. Мирония имела монументальный вид, что подчеркивали прежде всего ее размеры: колокольня достигала в высоту более 60 метров. Архитектурно-художественное решение оказалось достаточно распространенным для своего времени: оно было выполнено в «русском» стиле - направлении в архитектуре второй трети XIX - начала XX века, опиравшемся на приемы русского зодчества периода позднего Средневековья. Мирониевская церковь имела трехчастную композиционную структуру: колокольня, трапезная и собственно храм с алтарной частью размещены по одной оси и составляют единое целое. Экстерьер сооружения выполнен в традициях русской архитектуры XVI-XVII веков, поэтому здесь вместо куполов - шатры, а на сочленениях основных объемов - стилизованные закомары, аркатурные пояса и другие декоративные элементы. Величественный характер памятника подчеркнул и контраст с окружающей средой: церковь Св. Мирония была возведена в непосредственной близости от границы города - рядом с казармами Егерского полка, протянувшимися вдоль Рузовской улицы, в месте впадения Введенского канала в Обводный. Пропорции церкви позволяли ей живописно отражаться в водах прилегающих каналов и в то же время выступать крупной городской доминантой, которая замыкала перспективу Рузовской улицы со стороны Загородного проспекта и была хорошо видна с Семеновского плаца, находившегося к востоку от Царскосельского (Витебского) вокзала. Кроме того, церковь Св. Мирония располагалась симметрично (относительно Введенского канала) Введенскому храму, также спроектированному Тоном.

К сожалению, судьба Мирониевского храма столь же печальна, как и участь многих других культовых сооружений Петербурга. В 1930 году храм был закрыт и оборудован под картофелехранилище, а уже через четыре года взорван и снесен до самого основания. Несмотря на то, что этот объект рекомендован к восстановлению распоряжением КГИОП [8], воссоздание памятника физически в прежнем объеме едва ли возможно. Главной причиной тому служит территория, на которой некогда находился Егерский храм: сегодня здесь пролегает несколько нагруженных транспортных автомагистралей, проезжая часть которых частично расположена над остатками фундамента постройки. Кроме того, даже если решение о воссоздании церкви Св. Мирония имело бы положительный исход, остался бы спорным вопрос о целесообразности строительства такого сооружения2. Поэтому в сложившихся условиях для восстановления облика церкви был выбран метод виртуальной реконструкции, позволяющий задействовать одно - временно несколько преимуществ.

Во-первых, электронная основа позволяет оформить проект в различных видах электронной публикации [9] - в качестве локального ресурса (мультимедийного киоска) на экспозиции музея, на компакт-диске или в качестве интернет-ресурса (web-сайта). Во-вторых, проект можно подвергать корректировке как на этапе разработки, так и после его публикации, внося все необходимые дополнения (вплоть до включения в другие, более крупные проекты). В-третьих, элементы мультимедиа - статичная и динамичная графика, текст, звук - делают процесс ознакомления с памятником более выразительным, ярким, доступным для широкого круга пользователей. Эти возможности были учтены в период работы над проектом, который включал несколько этапов.

Прежде всего необходимо было собрать и исследовать источниковую базу, куда вошли различные опубликованные и неопубликованные материалы. К опубликованным источникам относятся периодические и непериодические издания из фондов Российской национальной библиотеки, содержащие описания художественных и композиционных особенностей строения, отдельных фактов из истории Егерского храма, хранившихся в нем святынь. Они повествуют нам о людях, связанных с возведением и бытованием, жизнью храма, - художниках, выполнивших декоративное убранство, настоятелях и прихожанах церкви. Например, многое можно узнать об одном из ктиторов Егерской церкви полковнике

С.И. Кутепове. Интересны и описания военных трофеев, реликвий и церковной утвари, а также упоминание часовен, состоявших при храме [1], [2], [3], [4], [5], [6].

Неопубликованные источники представлены рядом архивных документов, выявляющих главные этапы в истории храма - с момента его проектирования еще при императоре Николае I до постановления о сносе уже при советской власти. Среди них - документы, позволяющие восстановить план той части города, где осуществлялось строительство, а также авторские чертежи (ныне хранятся в фондах Российского государственного исторического архива и Центрального государственного исторического архива в Санкт-Петербурге3), раскрывающие детали убранства, неразличимые по сохранившимся фотографиям храма (хранящимся в Центральном государственном архиве кинофотофонодо- кументов4).

Кроме того, важную роль в создании проекта виртуальной реконструкции церкви Св. Миро- ния сыграли и исследования современных авторов, в которых отражены как архитектурнохудожественные особенности экстерьера и интерьера, так и связь памятника с городским ландшафтом, с историей того района, где он находился (4-й участок Московской части) и которому посвящена значительная часть экспозиции музея «Разночинный Петербург». Следует подчеркнуть, что понимание исторической, художественной, мемориальной ценности храма Егерского полка потребовало осмысления данного памятника в контексте творческого наследия архитектора К. Тона и уже упоминавшегося русского стиля в целом.

После сбора необходимых источников начался следующий этап виртуальной реконструкции - создание собственно трехмерной модели Мирониевской церкви. Для этого был задействован 3Б-пакет Autodesk Maya 8.5. Изначально в виртуальную «сцену»5 были добавлены две проекции - план и разрез храма, по которым создавались основные объемы церкви. После этого модель усложнилась за счет декоративных элементов, выявленных на основе исследования подробного чертежа, хранящегося в РГИА. Затем была создана модель окружающей среды - фрагменты Обводного и Введенского каналов, здание казарм Егерского полка по Ру- зовской улице. Это существенный момент, так как именно из пропорционального соотношения памятника с окружающими его объектами (размерами, формой) зритель получает первичное представление о сооружении.

Затем наступила стадия текстурирования и колористического оформления модели. Дело в том, что все вышеперечисленные источники (периодика, издания, фотографии) дают лишь черно-белое изображение церкви в разные периоды. Поэтому обнаруженная акварель К. Коль- мана, запечатлевшего новую Егерскую церковь в 1855 году [10], послужила одним из ключевых источников для решения вопроса о цветовой гамме памятника. Кроме того, дополнительными источниками являются сохранившиеся живописные изображения других храмов, построенных по проектам К. Тона в то же время (30-40-е годы XIX века): Благовещенской, Екатерининской, Введенской церквей при Семеновском полку (все они, как и Егерская церковь, были взорваны в советское время). Так, анализ изображений этих сооружений позволяет говорить о цветах, в которые были окрашены стены и крыша сооружения: серо-зеленый оттенок для кровли, белый и желтый - для стен и архитектурных деталей на фасадах6. В качестве дополнительных привязок для текстур были взяты описания строительных материалов из проектной документации (в фондах РГИА), сопоставленные с фотографиями церкви конца XIX - начала XX века.

Завершающим этапом моделирования стало создание элементов освещения модели, наложение текстур и создание путей анимации. После этого, на этапе рендеринга (визуализации 3Б-модели), было создано несколько статичных изображений (видов модели с разных ракурсов, рис. 1), а также видеоряд, монтаж которого выполнялся посредством специализированных компьютерных приложений - в графическом редакторе Adobe Photoshop CS / CS2 и в видеоредакторе Adobe After Effects.

Рис. 1. Вид церкви Св. Мирония и здания казарм Егерского полка со стороны Рузовской улицы. 3Э-реконструкция

Далее в соответствии с одной из вышеуказанных задач - расширением тематики и содержания представленных на экспозиции музея «Разночинный Петербург» материалов - была определена и конечная форма проекта - мультимедийная презентация. Она позволила отразить многогранный характер историко-культурного объекта. В нее были включены такие разделы, как история строительства и бытования православного храма, судьба военных трофеев и захоронения офицеров русской армии, выступавшего самостоятельным мемориальным комплексом, а также данные о других постройках К. А. Тона в Петербурге [13].

Финальным этапом стало соединение всех полученных элементов в программе создания интерактивных приложений Macromedia Director. Сначала была выстроена структура презентации, куда входят видеоролик-заставка, основное меню (рис. 2), ведущее в разделы, и наполнение этих разделов (изображения, текст, звук, видео) (рис. 3). Звуковому сопровождению была отведена роль дополнительного выразительного средства. Оно представлено хоровыми духовными произведениями П. И. Чайковского «Литургия Св. Иоанна Златоуста» («Приидите, поклонимся») и Д. С. Бортнянского «Концерты для хора» («Господи, кто обитает в жилищи Твоем»). Проработка задачи о размещении проекта внутри экспозиционного пространства музея «Разночинный Петербург» определила выбор оборудования и места установки программы (локальный компьютер с ЖК-экраном в зале с экспозицией «Разночинный Петербург»), где главными критериями послужили простота и удобство пользования презентацией в отношении как посетителей музея, так и его сотрудников.

Рис. 2. Мультимедийная презентация, посвященная истории церкви Св. Мирония. Главное меню

Торжественное освящение новой церкви Егерского полка состоялось 17 (30) августа 1855 года в присутствии Императора Александра И Главный алтарь церкви был освящён в честь Св- Ап Петра и П.пиа (в память о Павле I, при котором был сформирован F-герскин батальон); южный алтарь - в честь Св. Благо верного Великого Княля Александра Невского, покровителя Петербурга и императора, основавшего полк; наконец, северный

Рис. 3. Мультимедийная презентация, посвященная истории церкви Св. Мирония. Фрагмент раздела «Храм Св. Ап. Павла»

Опыт создания проекта виртуальной реконструкции церкви Св. Мирония лейб-гвардии Егерского полка позволяет говорить о данном методе как о комплексном, требующем знаний и навыков одновременно в нескольких аспектах, включая историко-теоретический (история, искусствоведение, региональная культурология, музееведение) и технический (компьютерное моделирование, графический дизайн, 3D-анимация, разработка мультимедиаприложений). Поскольку существенной особенностью создания таких проектов является умение совместить воедино несколько областей теории и практики, очевидно, что в данном случае музейным работникам трудно обойтись без привлечения специалистов. Следовательно, любой проект виртуальной реконструкции в музее, какие бы масштабы он ни имел, связан с необходимостью сотрудничества между специалистами музейного профиля и смежных с музейным делом профессий.

Создание виртуальных реконструкций объектов наследия - значимый фактор развития современного музея в целом. С одной стороны, работа в данной области включает исследование специфики музейной аудитории, ее потребностей; с другой стороны, более тщательное изучение памятников истории и культуры совместно с привлечением современных информационных технологий повышает уровень подготовки музейных сотрудников, развивает и обогащает их профессиональные качества, способствует налаживанию межмузейного сотрудничества.

Кроме того, изучение утраченных объектов наследия позволяет говорить о данном направлении как о культурологической проблеме, связанной с современным осмыслением музейного краеведения. Особо важным здесь необходимо признать развитие ценностных ориентаций и культурного уровня в обществе. Привлечение музеями внимания к «непарадным», малоизвестным, но не менее значимым в историческом и культурном отношении объектам наследия способствует стимулированию краеведческого движения. В свою очередь, музейная тематика проектов по сохранению утраченного культурного наследия, соединенная с передовыми компьютерными технологиями, столь востребованными в том числе и в широкой молодежной среде, помогает воспитанию и развитию в обществе потребности в сохранении своего национального достояния.

ПРИМЕЧАНИЯ

По нашему мнению, такое несоответствие обусловлено схематичностью и колористическим решением модели Егерской церкви, что является значительным искажением представления о данном историко-культурном объекте.

Вспомним пример храма Христа Спасителя в Москве. Представители общественности полагают, что возведение многочисленных новоделов, в лучшем случае передающих внешний облик памятников, а по сути являющихся макетами в натуральную величину, бессмысленно (подробнее см. [12; 30-32]). При этом нельзя не отметить, что отношение к новоделам спорное. Существует мнение, что новоделы восстанавливают утраченные образы исторической городской застройки.

РГИА. Ф. 468. Оп. 35. Д. 476, 487; Ф. 485. Оп. 2. Д. 1044; ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 5114.

ЦГАКФФД. Гр. 78054. Д. 13178. Е. 3136, 18563 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://photoarchive.spb.ru

Виртуальное пространство, где происходит построение моделей и связанных с ними дополнительных объектов - камер, источников освещения и т. п. в программе Autodesk Maya выглядит в первую очередь как одно или несколько окон с проекциями моделируемых объектов.

Точные значения цвета используются в программах Adobe Photoshop и Autodesk Maya, где каждому цвету соответствует свой код и цветовой профиль, в данном случае - RGB.

Список литературы

Добровольский К. Чествование бывшего ктитора церкви л.-гв. Егерского полка полковника С. И-ча Кутепова // Вестник Военного Духовенства. 1900. № 5. С. 151-156.

Жеребятьев Д. И., Кончаков Р Б. Технологии трехмерного моделирования в ракурсе исторической информатики // Круг идей: модели и технологии исторических реконструкций: Труды XI конференции Ассоциации «История и компьютер». М.; Барнаул; Томск: Изд-во МГУ, 2010. С. 145-174.

Инф. бюллетень Администрации Санкт-Петербурга от 4 марта 2009 г. № 7/1 (608/1). Спецвыпуск «Закон Санкт- Петербурга от 24 декабря 2008 года № 820-7 “О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон” и о внесении изменений в Закон Санкт- Петербурга “О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов наследия на территории Санкт- Петербурга”», п. 2.1.2-в: «Утраченные доминанты, рекомендуемые к восстановлению». СПб., 2009. С. 260-261.

Кутепов С. И. Главная церковная и ризничная опись церкви Св. мученика Мирона Л.-Гв. Егерского полка. СПб., 1899. 119 с.

Музейное дело России. 3-е изд., испр. и доп. М.: ВК, 2010. 676 с.

Неотвратимая классика // Квартальный надзиратель. 2005. № 35 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kn.sobaka. ru/n35/04.html

Описание церкви Св. Апостола Павла // Живописный сборник. СПб., 1858. Т. 5. С. 201-203.

Петров Г. С. Церковь лейб-гвардии Егерского полка во имя священномученика Мирона: Чтение для народа. СПб.: Тип. Е. Евдокимова, 1896. 80 с.

Приказ Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры «Об утверждении Списка вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» от 20.02.2001 г. [240] (с изм. на 15.03.2010) [Электронный ресурс]. Режимдоступа: http://www. assembly. spb.ru/manage/page? tid=633200015nd=8348128nh=1

Проблемы воссоздания утраченных памятников архитектуры. М.: Жираф, 1998. 119 с.

Реституция церковного имущества в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ru.wikipedia.org/wiki/ Реституция_церковного_имущества_в_России

Славина Т. А. Константин Тон. Л.: Стройиздат, 1989. 151 с.

Церковь Лейб-гвардии Егерского полка // Воскресный досуг. 1869. № 326. С. 13-14; 1870. № 37. С. 180-181.

Церковь Лейб-гвардии Егерского полка // Живописная русская библиотека. 1856. Т. 1. С. 2-3.

Торжественное освящение новой церкви Егерского полка состоялось 17 (30) августа 1855 года в присутствии Императора Александра И Главный алтарь церкви был освящён в честь Св- Ап Петра и П.пиа (в память о Павле I, при котором был сформирован F-герскин батальон); южный алтарь - в честь Св. Благо верного Великого Княля Александра Невского, покровителя Петербурга и императора, основавшего полк; наконец, северный

Рис. 3. Мультимедийная презентация, посвященная истории церкви Св. Мирония. Фрагмент раздела «Храм Св. Ап. Павла»

Опыт создания проекта виртуальной реконструкции церкви Св. Мирония лейб-гвардии Егерского полка позволяет говорить о данном методе как о комплексном, требующем знаний и навыков одновременно в нескольких аспектах, включая историко-теоретический (история, искусствоведение, региональная культурология, музееведение) и технический (компьютерное моделирование, графический дизайн, 3D-анимация, разработка мультимедиаприложений). Поскольку существенной особенностью создания таких проектов является умение совместить воедино несколько областей теории и практики, очевидно, что в данном случае музейным работникам трудно обойтись без привлечения специалистов. Следовательно, любой проект виртуальной реконструкции в музее, какие бы масштабы он ни имел, связан с необходимостью сотрудничества между специалистами музейного профиля и смежных с музейным делом профессий.

Создание виртуальных реконструкций объектов наследия - значимый фактор развития современного музея в целом. С одной стороны, работа в данной области включает исследование специфики музейной аудитории, ее потребностей; с другой стороны, более тщательное изучение памятников истории и культуры совместно с привлечением современных информационных технологий повышает уровень подготовки музейных сотрудников, развивает и обогащает их профессиональные качества, способствует налаживанию межмузейного сотрудничества.

Кроме того, изучение утраченных объектов наследия позволяет говорить о данном направлении как о культурологической проблеме, связанной с современным осмыслением музейного краеведения. Особо важным здесь необходимо признать развитие ценностных ориентаций и культурного уровня в обществе. Привлечение музеями внимания к «непарадным», малоизвестным, но не менее значимым в историческом и культурном отношении объектам наследия способствует стимулированию краеведческого движения. В свою очередь, музейная тематика проектов по сохранению утраченного культурного наследия, соединенная с передовыми компьютерными технологиями, столь востребованными в том числе и в широкой молодежной среде, помогает воспитанию и развитию в обществе потребности в сохранении своего национального достояния.

ПРИМЕЧАНИЯ

По нашему мнению, такое несоответствие обусловлено схематичностью и колористическим решением модели Егерской церкви, что является значительным искажением представления о данном историко-культурном объекте.

Вспомним пример храма Христа Спасителя в Москве. Представители общественности полагают, что возведение многочисленных новоделов, в лучшем случае передающих внешний облик памятников, а по сути являющихся макетами в натуральную величину, бессмысленно (подробнее см. [12; 30-32]). При этом нельзя не отметить, что отношение к новоделам спорное. Существует мнение, что новоделы восстанавливают утраченные образы исторической городской застройки.

РГИА. Ф. 468. Оп. 35. Д. 476, 487; Ф. 485. Оп. 2. Д. 1044; ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 5114.

ЦГАКФФД. Гр. 78054. Д. 13178. Е. 3136, 18563 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://photoarchive.spb.ru

Виртуальное пространство, где происходит построение моделей и связанных с ними дополнительных объектов - камер, источников освещения и т. п. в программе Autodesk Maya выглядит в первую очередь как одно или несколько окон с проекциями моделируемых объектов.

Точные значения цвета используются в программах Adobe Photoshop и Autodesk Maya, где каждому цвету соответствует свой код и цветовой профиль, в данном случае - RGB.

Список литературы

Добровольский К. Чествование бывшего ктитора церкви л.-гв. Егерского полка полковника С. И-ча Кутепова // Вестник Военного Духовенства. 1900. № 5. С. 151-156.

Жеребятьев Д. И., Кончаков Р Б. Технологии трехмерного моделирования в ракурсе исторической информатики // Круг идей: модели и технологии исторических реконструкций: Труды XI конференции Ассоциации «История и компьютер». М.; Барнаул; Томск: Изд-во МГУ, 2010. С. 145-174.

Инф. бюллетень Администрации Санкт-Петербурга от 4 марта 2009 г. № 7/1 (608/1). Спецвыпуск «Закон Санкт- Петербурга от 24 декабря 2008 года № 820-7 “О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон” и о внесении изменений в Закон Санкт- Петербурга “О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов наследия на территории Санкт- Петербурга”», п. 2.1.2-в: «Утраченные доминанты, рекомендуемые к восстановлению». СПб., 2009. С. 260-261.

Кутепов С. И. Главная церковная и ризничная опись церкви Св. мученика Мирона Л.-Гв. Егерского полка. СПб., 1899. 119 с.

Музейное дело России. 3-е изд., испр. и доп. М.: ВК, 2010. 676 с.

Неотвратимая классика // Квартальный надзиратель. 2005. № 35 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kn.sobaka. ru/n35/04.html

Описание церкви Св. Апостола Павла // Живописный сборник. СПб., 1858. Т. 5. С. 201-203.

Петров Г. С. Церковь лейб-гвардии Егерского полка во имя священномученика Мирона: Чтение для народа. СПб.: Тип. Е. Евдокимова, 1896. 80 с.

Приказ Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры «Об утверждении Списка вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» от 20.02.2001 г. [240] (с изм. на 15.03.2010) [Электронный ресурс]. Режимдоступа: http://www. assembly. spb.ru/manage/page? tid=633200015nd=8348128nh=1

Проблемы воссоздания утраченных памятников архитектуры. М.: Жираф, 1998. 119 с.

Реституция церковного имущества в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ru.wikipedia.org/wiki/ Реституция_церковного_имущества_в_России

Славина Т. А. Константин Тон. Л.: Стройиздат, 1989. 151 с.

Церковь Лейб-гвардии Егерского полка // Воскресный досуг. 1869. № 326. С. 13-14; 1870. № 37. С. 180-181.

Церковь Лейб-гвардии Егерского полка // Живописная русская библиотека. 1856. Т. 1. С. 2-3.

Скачать архив с текстом документа