Лекции Детали Машин
СОДЕРЖАНИЕ: 18.Конические зубчатые передачи. Геометрия конического зацепления – внешний делительный диаметр – внешний диаметр вершин зубьев – внешний диаметр впадин зубьев18.Конические зубчатые передачи.
Геометрия конического зацепления
de – внешний делительный диаметр
dae – внешний диаметр вершин зубьев
dfe – внешний диаметр впадин зубьев
dm – средний делительный деаметр
Rm – среднее конусное расстояние
Re – внешнее конусное расстояние
b – высота зуба
h – ширина зуба
1 , 2 – углы начальных конусов
Конические передачи применяют, когда оси валов пересекаются под прямым углом, профиль зубьев может быть эвольвентным или круговым:
– Прямозубые передачи применяются при окружных скоростях до 5 м/с
– Передача с круговыми зубьями обладает большой нагрузочной способностью, обеспечивает плавное зацепление и менее шумное в работе. Более технологичны в изготовлении.
Угол наклона зубьев на длительном диаметре =35
;
Основные размеры зубчатых колес.
1. Внешний делительный диаметр
de1 = me ·z1
de2 = me ·z2
2. Внешний диаметр вершин зубьев
da1 = de1 + 2me ·cos1
da2 = de2 + 2me · cos2
3. Внешнее конусное расстояние
4. Среднее конусное расстояние
Rm = Re – 0,5b
5. Средний окружной модуль
, где
me – внешний торцевой окружной модуль
Для зубчатых колес с круговым зубом его обозначают, как mte . Округляются до стандартного числа.
6. Средний делительный диаметр
dm1 = m·z1
dm 2 = m·z2
7. Передаточное отклонение передачи
;
; – передаточное число
19.Силы в зацеплении конических колес.
Fn – нормальная сила в зацеплении
Fe – окружная сила
Fr – радиальная сила
Fa – осевая сила
При определении усилии в зацеплении нагрузку распределенную по ширине зубчатого венца это заменяют сосредоточенной силой Fn
Радиальная сила:
20.Червячные передачи
Червячная передача – это передача с перекрещивающимися осями.
Состоит из винта червяка и червячного колеса
Преимущества :
1.Плавность и бесшумность работы
2.Возможность получения больших передаточных отношений (особенно вне силовых передач u=1000)
3.Возможность самоторможения передачи за счет сил трения в червячной паре
Недостатки :
1.Низкий КПД
2.Значительное выделение тепла в зоне передач
3.Интенсивное изнашивание и склонность к заеданию
4.Необходимость применения для венцов червячных колес дорогих антифрикционных материалов
5. Повышенные требования к точности сборки
Применение :
При небольших и средних мощностях (50-150кВт)
При окружных скоростях до 25 м/с
Классификация червячных передач.
1.По форме внешней поверхности червяка
а) цилиндрический
б) глобоидальный
Глобоидальные червяки сложнее в изготовлении, имеют высокий КПД, более надежны и долговечны.
2.По расположению червяка различают с верхним, нижним и боковым расположением.
С нижним расположением применяется при м/с (это обусловлено тем, что при большей скорости масло будет вытекать, пенится и не поступать в трущиеся пары)
3.По числу витков червяка
Резьба червяка может быть одно и многозаходной, правой и левой.
z1 =1,2,4(с кол-вом витков)
4.По профилю резьбы
В зависимости от способа нарезания червяка:
a) архимедов червяк;
б) конвалютный червяк;
в)эвольвентный червяк;
г)спираидальный червяк;
д)тороидальный червяк.
Изготовление червяков
Червяки могут быть нарезаны на
токарно-винторезном станке
или модульной фрезой .
Червячные колеса чаще всего нарезают червячными фрезами с более высоким профилем и острыми кромками.
21.Геометрия червячных передач
- угол профиля червяка равен 20
Шаг резьбы червяка связан с числом заходов по формуле
,
где z1 -число заходов
Угол подъема винтовой линии червяка на делительной окружности:
, где q-коэффициент делительного диаметра
d1 =m·q , где d1 -делительный диаметр
1.Делительный диаметр
d1 =q·m
d2 =m·z2
2.da1 =d1 +zm =m(q+2)
da2 =d2 +2m=m(z2 +2)
3.df1 =d1 -2,4m=m(q-2,4)
df2 =d2 -2,4m=m(z2 -2,4)
4.a =m(q+z2 )
5.Ширина нарезанной части червяка
при z1 =1;2
b1 (11+0,06·z2 )m+
при z1 =3;4
b1 (12+0,09·z2 )m+
при m10 =25мм
m=10…16 =35…40мм
m16 =45…50мм
6.Ширина венца колеса
z1 =1;2;3 b2 0,75·da1
z2 =4 b2 0,67·da1
7.Условный угол обхвата червячного колеса на диаметре d=d a1 -0,5 m
8.Наибольший диаметр червячного колеса
;
9.Передаточное отношение
;
;
Т.к. углы подъема винтовой линии червяка равны 5-15, то в червячных передачах при тех же габаритах, как и цилиндрических передаточное число больше в 6-12 раз.
22.Скольжение в червячных передачах.
Во время работы червячной передачи витки червяка скользят по зубьям червячного колеса, причем скорость скольжения направлена по касательной к винтовой линии червяка.
-окружная скорость червяка
-окружная скорость червячного колеса
-скорость скольжения
; (находится по формуле, через угол наклона по винтовой линии)
Из соотношения видно, что большое скольжение в червячных передачах приводит к быстрому изнашиванию зубьев червячного колеса, увеличивает склонность передачи к заеданию для предотвращения заедания передачи венцы червячных колес изготавливают из антифрикционных материалов.
23.Усилия в зацеплении червячных передач
;
;
(направление данных сил такое же как в конических передачах)
Т.к. осевая сила на червяке может иметь большие значения, а вал червяка имеет небольшой диаметр, то опору червяка воспринимающую осевую силу достаточно часто конструируют из двух подшипников.
Формула проектного расчета:
kн =1
kн =1,1…1,4
24.Зубчатые редукторы.
Зубчатый редуктор – механизм предназначенный для понижения угловых скоростей и увеличения крутящих моментов, обычно выполняется в виде отдельных агрегатов и передает мощность от двигателя к машине при u6,3
применяют одноступенчатые цилиндрические редукторы .
u=
Редуктор состоит из корпуса литого чугунного или сварного стального, в котором расположены элементы передачи.
Наибольшее распространение получили двухступенчатые редукторы с передаточным числом от 8 до 40.
Двухступенчатый цилиндрический редуктор по развернутой схеме.
uобщ = uБ ·uт =
Преимущества :
Передача больших моментов, относительная простота конструкции.
Недостатки :
Из-за несимметричного расположения зубчатых колес на валах редуктора имеет место повышенная неравномерность распределения нагрузки по длине зуба
Для улучшения условий работы зубчатых колес применяются редукторы с раздвоенной ступенью .
up = uБ ·uт
up = 8...40
Недостаток : увеличение габаритов и металлоемкости.
Преимущество : передает большие моменты, большие передаточные числа; равномерное распределение нагрузки на опоры валов.
Соосная схема
u = 8...40
Преимущество :
Возможность передачи моментов на одной оси Б и Т валов.
Недостаток :
Увеличение длины промежуточного вала за счет, чего увеличиваются изгибающие моменты.
При взаимно перпендикулярном расположении валов применяются конические редукторы .
u6,3
Преимущество :
Возможность передачи моментов под прямым углом.
В случае если необходимо передавать большие моменты применяют коническо – цилиндрический редуктор .
Передаточные числа редукторов Б и Т ступени Гостированы для обеспечения минемального веса и габоритов редуктора; при этом должно соблюдаться условие uБ uт
Форму корпуса и крышки редуктора определяют по размерам колес и схеме редуктора.
Для увеличения жесткости корпуса в местах передачи усилия от подшипников на корпус предусматривают ребра жесткости или утолщения стенок.
Для возможности осмотра зацепления зубчатых колес и заливки масла в крышке редуктора предусматривают смотровое окно.