Лекции Детали Машин

СОДЕРЖАНИЕ: 18.Конические зубчатые передачи. Геометрия конического зацепления – внешний делительный диаметр – внешний диаметр вершин зубьев – внешний диаметр впадин зубьев

18.Конические зубчатые передачи.

Геометрия конического зацепления

de – внешний делительный диаметр

dae – внешний диаметр вершин зубьев

dfe – внешний диаметр впадин зубьев

dm – средний делительный деаметр

Rm – среднее конусное расстояние

Re – внешнее конусное расстояние

b – высота зуба

h – ширина зуба

1 , 2 – углы начальных конусов

Конические передачи применяют, когда оси валов пересекаются под прямым углом, профиль зубьев может быть эвольвентным или круговым:

– Прямозубые передачи применяются при окружных скоростях до 5 м/с

– Передача с круговыми зубьями обладает большой нагрузочной способностью, обеспечивает плавное зацепление и менее шумное в работе. Более технологичны в изготовлении.

Угол наклона зубьев на длительном диаметре =35

;

Основные размеры зубчатых колес.

1. Внешний делительный диаметр

de1 = me ·z1

de2 = me ·z2

2. Внешний диаметр вершин зубьев

da1 = de1 + 2me ·cos1

da2 = de2 + 2me · cos2

3. Внешнее конусное расстояние

4. Среднее конусное расстояние

Rm = Re – 0,5b

5. Средний окружной модуль

, где

me – внешний торцевой окружной модуль

Для зубчатых колес с круговым зубом его обозначают, как mte . Округляются до стандартного числа.

6. Средний делительный диаметр

dm1 = m·z1

dm 2 = m·z2

7. Передаточное отклонение передачи

;

; – передаточное число

19.Силы в зацеплении конических колес.

Fn – нормальная сила в зацеплении

Fe – окружная сила

Fr – радиальная сила

Fa – осевая сила

При определении усилии в зацеплении нагрузку распределенную по ширине зубчатого венца это заменяют сосредоточенной силой Fn

Радиальная сила:

20.Червячные передачи

Червячная передача – это передача с перекрещивающимися осями.

Состоит из винта червяка и червячного колеса

Преимущества :

1.Плавность и бесшумность работы

2.Возможность получения больших передаточных отношений (особенно вне силовых передач u=1000)

3.Возможность самоторможения передачи за счет сил трения в червячной паре

Недостатки :

1.Низкий КПД

2.Значительное выделение тепла в зоне передач

3.Интенсивное изнашивание и склонность к заеданию

4.Необходимость применения для венцов червячных колес дорогих антифрикционных материалов

5. Повышенные требования к точности сборки

Применение :

При небольших и средних мощностях (50-150кВт)

При окружных скоростях до 25 м/с

Классификация червячных передач.

1.По форме внешней поверхности червяка

а) цилиндрический

б) глобоидальный

Глобоидальные червяки сложнее в изготовлении, имеют высокий КПД, более надежны и долговечны.

2.По расположению червяка различают с верхним, нижним и боковым расположением.

С нижним расположением применяется при м/с (это обусловлено тем, что при большей скорости масло будет вытекать, пенится и не поступать в трущиеся пары)

3.По числу витков червяка

Резьба червяка может быть одно и многозаходной, правой и левой.

z1 =1,2,4(с кол-вом витков)

4.По профилю резьбы

В зависимости от способа нарезания червяка:

a) архимедов червяк;

б) конвалютный червяк;

в)эвольвентный червяк;

г)спираидальный червяк;

д)тороидальный червяк.

Изготовление червяков

Червяки могут быть нарезаны на

токарно-винторезном станке

или модульной фрезой .

Червячные колеса чаще всего нарезают червячными фрезами с более высоким профилем и острыми кромками.

21.Геометрия червячных передач

- угол профиля червяка равен 20

Шаг резьбы червяка связан с числом заходов по формуле

,

где z1 -число заходов

Угол подъема винтовой линии червяка на делительной окружности:

, где q-коэффициент делительного диаметра

d1 =m·q , где d1 -делительный диаметр

1.Делительный диаметр

d1 =q·m

d2 =m·z2

2.da1 =d1 +zm =m(q+2)

da2 =d2 +2m=m(z2 +2)

3.df1 =d1 -2,4m=m(q-2,4)

df2 =d2 -2,4m=m(z2 -2,4)

4.a =m(q+z2 )

5.Ширина нарезанной части червяка

при z1 =1;2

b1 (11+0,06·z2 )m+

при z1 =3;4

b1 (12+0,09·z2 )m+

при m10 =25мм

m=10…16 =35…40мм

m16 =45…50мм

6.Ширина венца колеса

z1 =1;2;3 b2 0,75·da1

z2 =4 b2 0,67·da1

7.Условный угол обхвата червячного колеса на диаметре d=d a1 -0,5 m

8.Наибольший диаметр червячного колеса

;

9.Передаточное отношение

;

;

Т.к. углы подъема винтовой линии червяка равны 5-15, то в червячных передачах при тех же габаритах, как и цилиндрических передаточное число больше в 6-12 раз.

22.Скольжение в червячных передачах.

Во время работы червячной передачи витки червяка скользят по зубьям червячного колеса, причем скорость скольжения направлена по касательной к винтовой линии червяка.

-окружная скорость червяка

-окружная скорость червячного колеса

-скорость скольжения

; (находится по формуле, через угол наклона по винтовой линии)

Из соотношения видно, что большое скольжение в червячных передачах приводит к быстрому изнашиванию зубьев червячного колеса, увеличивает склонность передачи к заеданию для предотвращения заедания передачи венцы червячных колес изготавливают из антифрикционных материалов.

23.Усилия в зацеплении червячных передач

;

;

(направление данных сил такое же как в конических передачах)

Т.к. осевая сила на червяке может иметь большие значения, а вал червяка имеет небольшой диаметр, то опору червяка воспринимающую осевую силу достаточно часто конструируют из двух подшипников.

Формула проектного расчета:

kн =1

kн =1,1…1,4

24.Зубчатые редукторы.

Зубчатый редуктор – механизм предназначенный для понижения угловых скоростей и увеличения крутящих моментов, обычно выполняется в виде отдельных агрегатов и передает мощность от двигателя к машине при u6,3

применяют одноступенчатые цилиндрические редукторы .

u=

Редуктор состоит из корпуса литого чугунного или сварного стального, в котором расположены элементы передачи.

Наибольшее распространение получили двухступенчатые редукторы с передаточным числом от 8 до 40.

Двухступенчатый цилиндрический редуктор по развернутой схеме.

uобщ = uБ ·uт =

Преимущества :

Передача больших моментов, относительная простота конструкции.

Недостатки :

Из-за несимметричного расположения зубчатых колес на валах редуктора имеет место повышенная неравномерность распределения нагрузки по длине зуба

Для улучшения условий работы зубчатых колес применяются редукторы с раздвоенной ступенью .

up = uБ ·uт

up = 8...40

Недостаток : увеличение габаритов и металлоемкости.

Преимущество : передает большие моменты, большие передаточные числа; равномерное распределение нагрузки на опоры валов.

Соосная схема

u = 8...40

Преимущество :

Возможность передачи моментов на одной оси Б и Т валов.

Недостаток :

Увеличение длины промежуточного вала за счет, чего увеличиваются изгибающие моменты.

При взаимно перпендикулярном расположении валов применяются конические редукторы .

u6,3

Преимущество :

Возможность передачи моментов под прямым углом.

В случае если необходимо передавать большие моменты применяют коническо – цилиндрический редуктор .

Передаточные числа редукторов Б и Т ступени Гостированы для обеспечения минемального веса и габоритов редуктора; при этом должно соблюдаться условие uБ uт

Форму корпуса и крышки редуктора определяют по размерам колес и схеме редуктора.

Для увеличения жесткости корпуса в местах передачи усилия от подшипников на корпус предусматривают ребра жесткости или утолщения стенок.

Для возможности осмотра зацепления зубчатых колес и заливки масла в крышке редуктора предусматривают смотровое окно.

Скачать архив с текстом документа