Лермонтов М.Ю.

СОДЕРЖАНИЕ: Лермонтов Михаил Юрьевич родился в Москве в семье армейского капитана. Брак родителей был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий. После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его воспитанием

Лермонтов Михаил Юрьевич родился в Москве в семье армейского капитана. Брак родителей был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий. После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца.

Детство поэта прошло в имении Арсеньевой Тарханы Пензенской губернии. Мальчик получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками. Летом 1825 бабушка повезла Лермонтова на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве (Кавказ, 1830; Синие горы Кавказа, приветствую вас!.., 1832).

В 1827 семья переезжает в Москву, а в 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в 4-й класс Московского университетского благородного пансиона, где получает гуманитарное образование. Уже в Тарханах определился острый интерес Лермонтова к литературе и поэтическому творчеству. Байроническая поэма становится основой раннего творчества Лермонтова. В 1828-1829 гг., поэмы Корсар, Преступник, Олег, Два брата (опубликованы посмертно), Последний сын вольности, Измаил-Бей, Демон.

В 1830 Лермонтов зачислен на нравственно-политическое отделение Московского университета. К этому времени относится первое сильное юношеское увлечение Лермонтова Е. А. Сушковой (1812-1868), с которой он познакомился у своей приятельницы А. М. Верещагиной. С Сушковой связан лирический цикл 1830: К Сушковой, Нищий, Стансы (Взгляни, как мой спокоен взор...), Ночь, Подражание Байрону (У ног твоих не забывал...), Я не люблю тебя: страстей ....

Несколько позднее Лермонтов переживает еще более сильное, хотя и кратковременное чувство к Н. Ф. Ивановой (1813-1875), дочери драматурга Ф. Ф. Иванова.

В эти годы (1830-1832) возникает жанр отрывка - лирического размышления. Социально-политическая проблематика выступает у Лермонтова редко, в системе философских и психологических размышлений (Жалобы турка (1829) стих-я, посвященные европейским революциям 1830-1831: 30 июля. (Париж) 1830 года, 10 июля (1830), событиям Великой французской революции : Из Андрея Шенье, 1830-1831 и эпохе пугачeвщины: Предсказание, 1830. Так подготавливается проблематика первого прозаического опыта Лермонтова - романа Вадим (1832?1834) с широкой панорамой крестьянского восстания 1774-1775 гг.

Адресатом лирических стихов Лермонтова в этот период была В. А. Лопухина (1815-1851), сестра товарища по университету Лермонтова. Чувство к ней Лермонтова оказалось самым сильным и продолжительным. (К Лермонтов (У ног других не забывал..., 1831), Она не гордой красотою..., 1832, Валерик, посвящение к VI редакции Демона; образ ее проходит в стихотворении Нет, не тебя так пылко я люблю, в Княгине Литовской). В 1830-1831 раннее лирическое творчество поэта достигает вершины; далее начинается спад.

После 1832 Лермонтов обращается к балладе (Тростник, 1832; Желанье, Отворите мне темницу, 1832; Русалка, 1832) и прозе.

В поэмах Лермонтова в это время определяются как бы две тематические группы: 1. русская история (Последний сын вольности, 1831; Литвинка, 1832), 2. кавказская тема (Измаил-Бей,1832; Аул Бастуиджя. 1833-1834; Хаджи-Абрек, 1833).

В 1832 Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в Петербург, надеясь продолжить образование в Петербургском университете; однако ему отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. В 1832 сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и проводит два года в военно-учебном заведении. Быт школы в грубо натуралистичном виде отразился в так называемых юнкерских поэмах - Петергофский праздник, Уланша, Гошпиталь - все 1834.

В 1835 Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк (сентябрь 1834); в этом же году выходит поэма Хаджи Абрек. Лермонтов работает над поэмами Сашка, Боярин Орша, начинает роман Княгиня Лиговская. В романе Княгиня Литовская (1836) Лермонтов впервые обращается к социальному бытописанию, предвосхищающему физиологии 1840-х гг. Одновременно Лермонтов работает над Маскарадом (1835-1836), первым произведением, которое он считал достойным обнародования.

В период 1836-1837 гг. Лермонтов создает Боярина Оршу (1835-1836), первую оригинальную и зрелую поэму. Орша - первая попытка Лермонтова создать исторический характер - феодала эпохи Грозного, живущего законами боярской чести. Эта тема была продолжена в Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (1838). Своего рода аналогом Песни... в лирике Лермонтова было Бородино, отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения (1837) - микро-эпос о народной войне 1812.

В 1835-1836 выходит стихотворение Смерть Поэта, написанное сразу же по получении известия о гибели Пушкина. 18 февраля 1837 Лермонтов был арестован; началось политическое дело о непозволительных стихах. Под арестом Лермонтов пишет несколько стихотворений: Сосед (Кто б ни был ты, печальный мой сосед), Узник, положивших начало блестящему циклу его тюремной лирики: Соседка, Пленный рыцарь (оба - 1840) и другие.

Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки, пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры; лучшие из них связаны с кавказской темой.

Кавказская ссылка была сокращена хлопотами бабушки через А. X. Бенкендорфа. В октябре 1837 был отдан приказ о переводе Лермонтова в Гродненский гусарский (в Новгородской губернии), а затем в лейб-гвардии Гусарский полк, стоявший в Царском Селе. В 1838 Лермонтов возвращается в Петербург. 1838-1841 - годы его литературной славы. Он сразу же попадает в пушкинский литературный круг, знакомится с В.А. Жуковским, П. А. Вяземским, П. А. Плетнeвым, В. А. Соллогубом, принят в семействе Карамзиных. В 1840 в Петербурге отдельными изданиями выходят единственные прижизненные сборники Стихотворения и Герой нашего времени.

Наследие Лермонтова к 1840 г. включало уже около 400 стихотворений, около 30 поэм, не считая драм и неоконченных прозаических сочинений. Подавляющее большинство произведений Лермонтова опубликовано посмертно.

В 1838-1840 поэт входит в Кружок шестнадцати - аристократическое общество молодежи, частью из военной среды, объединенное законами корпоративного поведения и политической оппозиционностью участников. Наиболее прочные отношения устанавливаются у Лермонтова с журналом Отечественные записки.

Именно там появляется большинство прижизненных и посмертных публикаций лермонтовских стихов, а также Бэла, Фаталист, Тамань.

В феврале 1840 на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошло столкновение с сыном французского посланника Э. Барантом; непосредственным поводом было светское соперничество - предпочтение, отданное Лермонтову кн. М. А. Щербатовой, которой был заинтересован Барант и в 1839-1840 увлечен Лермонтов. Ссора, однако, переросла личные рамки и получила значение акта защиты национального достоинства. 18 февраля состоялась дуэль, окончившаяся примирением.

В 1841 Лермонтов возвращается на Кавказ, где пишет целый ряд стихотворений: Сон, Утес, Они любили друг друга..., Тамара, Свиданье, Листок, Выхожу один я на дорогу..., Морская царевна, Пророк.

В Пятигорске Лермонтов находит общество прежних знакомых, и в том числе своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтов задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал. Похоронен в фамильном склепе в Тарханах.

Скачать архив с текстом документа