Лесков Н.С.

СОДЕРЖАНИЕ: Родился в семье мелкого чиновника. Учился в Орловской гимназии. С 16 лет начал работать чиновником в Орле, затем в Киеве. Несколько лет был помощником управляющего крупными имениями, много ездил по стране. В 1861 переселился в Петербурге.

Лесков Николай Семенович

4(16).2.1831, с. Горохово, ныне Орловской области, - 21.2(5.3).1895, Петербург

Русский писатель

Родился в семье мелкого чиновника. Учился в Орловской гимназии. С 16 лет начал работать чиновником в Орле, затем в Киеве. Несколько лет был помощником управляющего крупными имениями, много ездил по стране. В 1861 переселился в Петербурге.

Писательскую деятельность начал со статей и фельетонов. В 60-е гг. Лесков создаЕт ряд прекрасных реалистических рассказов и повестей: Погасшее дело (1862), Язвительный (1863), Житие одной бабы (1863), Леди Макбет Мценского уезда (1865), Воительница (1866), пьесу Расточитель (1867) и др., в которых широко показана русская жизнь.

В то же время одна из ранних статей Лескова (1862) - о петербургских пожарах - послужила началом его длительной полемики с революционной демократией. Рассказ Овцебык (1863), романы Некуда (1864; под псевдонимом М. Стебницкий) и ОбойдЕнные (1865) направлены против новых людей; Лесков пытается доказать тщетность и беспочвенность усилий революционного лагеря, создаЕт шаржированные типы нигилистов - в повести Загадочный человек (1870) и особенно в романе-пасквиле На ножах (1870-71). Сам Лесков не считал себя антинигилистом, ссылаясь на то, что в его романах есть образы нигилистов идеальных.

В середине 70-х гг. в мировоззрении Лескова происходит заметный перелом. В повести Смех и горе (1871) он сатирически изображает социальную действительность царской России. В это время Лесков начинает создавать целую галерею типов праведников - могучих духом, талантливых патриотов русской земли: роман Соборяне (1872), повести и рассказы Очарованный странник, Запечатленный ангел (обе - 1873), Несмертельный Голован (1880), Печерские антики (1883), Однодум (1889) и др.

Праведники Лескова не сочувствователи, а борцы, отдающие себя людям; они - из самой гущи народной. М. Горький писал по этому поводу: После злого романа На ножах литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, - он начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников. Он как бы поставил себе целью ободрить, воодушевить Русь, измученную рабством... В душе этого человека странно соединялись уверенность и сомнение, идеализм и скептицизм (Собр. соч., т. 24, 1953, с. 231, 233).

В творчестве Лескова чрезвычайно сильны мотивы национальной самобытности русского народа, вера в его творческие силы: сатирическая повесть Железная воля (1876), Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (1881) и др. Левша в Сказе... противостоит миру злых кукол, облечЕнных властью; и хотя судьба его трагична, моральная победа остаЕтся за ним. Необычайно оригинален и красочен язык Сказа.... Герой переосмысливает комически и сатирически язык чуждой ему среды, трактует многие понятия по-своему, создаЕт новые словосочетания. Тема гибели народных талантов на Руси с проникновенным лиризмом раскрыта Лесковым в повести Тупейный художник (1883).

Сближение писателя с демократическим лагерем в 80-90-е гг. 19 в. усиливается. Лесков идЕт по пути углубления критики социального строя царской России, подвергая пересмотру многие свои взгляды и убеждения. В рассказах Человек на часах (1887), Простое средство (опубликованы 1917), Административная грация (опубликован 1934) и многих др. Лесков раскрывает произвол государственного аппарата самодержавия, единение реакционных сил в борьбе с инакомыслящими.

Много места уделяет Лесков изображению морального облика буржуа: Чертогон (1879, под названием Рождественский вечер у ипохондрика), Отборное зерно (1884), ГрабЕж (1887), Полунощники (1891) и др. В жанре острой политической сатиры написаны повести Зимний день (1894), Дама и фефЕла (1894) и др. Но идеал Лескова не революционер, а просветитель, пытающийся усовершенствовать общественный строй при помощи морального убеждения, пропаганды евангельских идеалов добра и справедливости. Последняя повесть Лескова Заячий ремиз (1891-94, опубликована 1917) - сатира на политическую реакцию 80-90-х гг. Используя средства гиперболы, гротеска и сатирической фантастики, Лесков создаЕт жуткую картину деятельности охранителей, помешавшихся на ловле сицилистов.

Лесков тщательно изучал безбрежную стихию народного языка; его повествовательный стиль характеризуется использованием народных речений, жаргонных словечек, варваризмов и неологизмов, богатого лексикона вымышленных слов, сатирически переосмысливающих общепринятые понятия, Сплав литературного и народного языка образует неповторимо яркую и живую сказовую манеру Лескова, в которой образ раскрывается посредством его речевой характеристики. По повести Леди Макбет Мценского уезда Д. Д. Шостакович создал одноименную оперу (1934; возобновлена в 1962 под названием Катерина Измайлова).

В 1870 - 80 многое переоценивает; знакомство с Л.Толстым оказывает на него большое влияние. В творчество Лескова входит национально-историческая проблематика: роман Соборяне (1872), Захудалый род (1874). В эти годы пишет несколько повестей о художниках: Островитяне, Запечатленный ангел.

Талантливость русского человека, доброта и щедрость его души всегда восхищали Лескова, и эта тема нашла свое выражение в рассказах Левша (1881), Тупейный художник (1883), Человек на часах (1887).

В наследии Лескова большое место занимает сатира, юмор и ирония: Отборное зерно, Бесстыдник, Пустоплясы и др. Повесть Заячий ремиз была последним крупным произведением писателя.

Скачать архив с текстом документа