Либерализация экономики Республики Беларусь и влияние на реальное привлечение иностранных инвесторов
СОДЕРЖАНИЕ: Направления либерализации экономики. Стратегические направления, приоритеты дальнейшего развития экономики. Государственная поддержка малого предпринимательства. Методы налогового, ценового, таможенного регулирования. Реформа налогового законодательства.БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономики
РЕФЕРАТ
На тему:
«Либерализация экономики Республики Беларусь и влияние на реальное привлечение иностранных инвесторов»
МИНСК, 2008
Основные направления либерализации экономики в предстоящее пятилетие обозначены Президентом Республики Беларусь.
Стратегические направления и приоритеты дальнейшего развития экономики нашли отражение в Программе социально–экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы, которую предстоит выполнять новому правительству и местным органам управления и самоуправления.
Главная задача настоящего этапа — привлечь инвестиции новых участников к созданию совокупного дохода государства (не только иностранные инвестиции, но и капиталы отечественных бизнесменов, в том числе размещенные за пределами республики, а также задействовать скрытые сбережения населения). Именно этот «рычаг» в ближайшей перспективе в сочетании с политикой государственной поддержки предпринимательства должен придать новый импульс экономическому росту, обеспечить рост благосостояния населения.
До конца текущего года правительство рассмотрит Концепцию развития малого предпринимательства на 2008—2015 годы, реализация которой создаст устойчивые предпосылки для формирования конкурентной среды на товарных рынках посредством увеличения производства потребительских товаров и расширения сферы и услуг, позволит снизить социальную напряженность в связи с высвобождением работающих в государственном секторе в ходе реструктуризации и реформирования государственных предприятий, предоставит возможность различным категориям граждан, попавшим в сложную социально–экономическую ситуацию (неработающим женщинам, бывшим военным, студентам, инвалидам, пенсионерам и др.), найти применение своему интеллектуальному и физическому потенциалу.
Государственная поддержка малого предпринимательства будет опираться на следующие основные приоритеты:
· активизация производственной, инновационной и инвестиционной деятельности субъектов малого предпринимательства;
· стимулирование участия субъектов малого предпринимательства в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции и оказании услуг в сельской местности.
Государство постепенно снижает барьеры для вхождения на национальный рынок новых субъектов предпринимательства как резидентов, так и нерезидентов. Снижены минимальные размеры уставных фондов коммерческих организаций, регистрирующихся на территории Республики Беларусь. Принят Инвестиционный кодекс, предоставляющий гарантии иностранным инвесторам.
Эти шаги будут последовательно осуществляться и в дальнейшем. Однако осуществляя меры по либерализации экономики, государство сохранит в разумных пределах государственное регулирование и контроль за осуществлением предпринимательской деятельности.
В ближайшее время предполагается предпринять очередные шаги по упрощению процедуры государственной регистрации и ликвидации субъектов предпринимательства. Проект соответствующего декрета Президента Республики Беларусь 1 ноября 2008г. внесен в Администрацию Президента Республики Беларусь. В частности, предусматривается:
· указывать в учредительских документах коммерческих организаций и в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя виды деятельности только в том случае, если это прямо предусмотрено актами законодательства. До начала осуществления других видов деятельности субъекты предпринимательства должны без внесения изменений и дополнений в учредительные документы (свидетельство о государственной регистрации) просто уведомить регистрирующие и налоговые органы (практически «заявить» о намерении их осуществления);
· разрешить государственную регистрацию частных унитарных предприятий по месту жительства собственника имущества этого предприятия, если данное отдельное жилое помещение принадлежит ему на праве собственности и имеется согласие всех совершеннолетних членов семьи. При этом плата за коммунальные услуги и иные платежи, связанные с эксплуатацией жилого помещения, будут взиматься по ставкам, установленным для юридических лиц;
· передать из Министерства иностранных дел в облисполкомы и Минский горисполком регистрацию коммерческих организаций с участием (полным или частичным) иностранных инвестиций, что явится шагом к созданию единого регистрирующего органа и создаст равные условия для государственной регистрации коммерческих организаций с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно–правовых формах;
· упорядочить процедуру формирования и ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с передачей в Министерство юстиции функции ведения данного регистра.
В перспективе значительно будет сокращен перечень лицензируемых видов деятельности.
На первом этапе из перечня лицензируемых видов деятельности решением правительства будут исключены 14 видов, лицензирование которых вводилось постановлениями Совета Министров. На втором этапе предусматривается сокращение перечня лицензируемых видов деятельности до 40—45 позиций путем его утверждения Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» за счет исключения некоторых позиций либо их объединения.
На третьем этапе в соответствии с обозначенной Президентом страны стратегией либерализации экономики предполагается сокращение перечня лицензируемых видов деятельности до 10—12 позиций, в том числе посредством замены лицензирования другими методами государственного регулирования. В этих целях в настоящее время правительством разрабатывается план соответствующих мероприятий.
Для недопущения необоснованного завышения ставок арендной платы в Совете Министров проанализированы Указ Президента Республики Беларусь от 21 августа 1996 года N 302, решения постоянно действующей Республиканской комиссии по упорядочению использования административных зданий, сооружений, производственных площадей и других объектов государственной собственности, нормативные правовые акты облисполкомов и Минского горисполкома по вопросам расчета ставок арендной платы и практика их применения. В настоящее время рассматривается вопрос о целесообразности перехода от утверждения минимальных размеров арендной платы к установлению базовых ставок арендной платы. При этом Правительство рассмотрит вопрос об отмене регистрации договоров аренды нежилых помещений и упорядочит (с учетом отнесения аренды к услугам) порядок взимания арендной платы в неадминистративных зданиях, относящихся к республиканской собственности.
В целях устранения общих факторов, сдерживающих развитие предпринимательства, будут совершенствоваться методы налогового, ценового, таможенного регулирования, а также будет принят ряд других мер.
Предстоит серьезное реформирование налогового законодательства в рамках введения в действие проекта Налогового кодекса Республики Беларусь, унифицированного по основным положениям с аналогичным российским кодексом.
В ходе совершенствования системы налогообложения предполагается:
· поэтапное сокращение количества применяемых налогов и сборов за счет отмены ряда сборов и отчислений в целевые бюджетные и внебюджетные фонды, взимаемые с выручки от реализации товаров (работ, услуг), что позволит обеспечить необходимое повышение роли прямого подоходного налогообложения и снизить неоправданное налоговое давление на производителей;
· пересмотр ставок и упрощение механизмов взимания таких основных налогов, как НДС, акцизы, налоги на прибыль и доходы, подоходный налог с физических лиц и отчисления на социальное страхование. В 2002 году снижена ставка налога на прибыль с 30 до 24%.
· Предстоит серьезно проанализировать опыт России по применению пропорциональной ставки подоходного налога с физических лиц и реформированию отчислений на социальное страхование в увязке с намечаемой реформой социального и пенсионного обеспечения;
· выравнивание условий налогообложения за счет сокращения и постепенной отмены индивидуальных налоговых льгот и преференций;
· оптимизация соотношения республиканских и местных налогов и сборов и реформирование межбюджетных отношений.
Основными результатами этой работы должны стать постепенное снижение уровня налоговой нагрузки на экономику в целом за пятилетие не менее чем на 5–6%, полная отмена к 2010 году практики формирования целевых бюджетных и внебюджетных фондов, создаваемых за счет отчислений с выручки от реализации товаров и услуг, и централизация в бюджете всех государственных средств.
В следующем году уровень налоговых изъятий сократится на 2,3 процентных пункта (с 36,2% к ВВП в 2001 году до 33,9% в 2007 году) за счет снижения ставки налога на прибыль и ставок акцизов на некоторые виды алкогольных товаров, а также сохранения ставки отчислений в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки на уровне 1% в течение всего года.
С целью создания дополнительных условий для государственной поддержки и развития малого предпринимательства в республике правительство внесет предложения по:
· дальнейшему упрощению системы налогообложения субъектов малого предпринимательства путем отмены патента, порядка определения и оплаты его стоимости, а также отмены авансовых платежей по налогу при упрощенной системе (вместо этого вводится обязанность уплаты налога исходя из фактического размера выручки, полученной за отчетный месяц);
· предоставлению субъектам малого предпринимательства, применяющим упрощенную систему налогообложения, права использования упрощенных правил ведения бухгалтерского учета (без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим законодательством о бухгалтерском учете и отчетности);
· снижению налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства за счет уменьшения ставки налога на прибыль с 15 до 10%;
· выравниванию условий деятельности и налогообложения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлекающих наемных работников.
Согласно принятым направлениям государственной политики в области ценообразования с учетом складывающейся социально–экономической ситуации проводится поэтапная работа по сокращению перечня товаров (услуг), в отношении которых осуществляется ценовое регулирование.
В текущем году принят ряд постановлений Совета Министров, согласно которым из Перечня социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом, исключено 12 позиций: макаронные изделия, комбикорма (для реализации населению), мыло (хозяйственное и туалетное группы «Детское»), масло животное, соль, спички, а также оказываемые населению услуги по ремонту обуви, швейных и трикотажных изделий, химической чистке, прачечных (включая самообслуживание), фотоателье (документальное фото).
Одновременно значительно расширен круг товаров (работ, услуг), на которые не устанавливаются предельные индексы изменения отпускных цен (тарифов). Кроме того, Совет Министров счел возможным не устанавливать на IV квартал 2008 года предельные индексы изменения отпускных цен (тарифов).
В текущем году из Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, исключены 10 субъектов хозяйствования, в отношении которых осуществлялось ценовое регулирование.
В настоящее время правительство рассматривает проект Указа Президента страны «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 19.05.99г. N 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь», предусматривающий:
· сокращение на 15 позиций товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется ценовое регулирование министерствами, другими республиканскими органами государственного управления;
· снятие ограничений предельными индексами на товары (работы, услуги), производимые коммерческими организациями с иностранными инвестициями, а также индивидуальными предпринимателями, уплачивающими единый налог или применяющими упрощенную систему налогообложения;
· освобождение указанных индивидуальных предпринимателей от составления экономического обоснования уровня сформированных цен (тарифов).
В направлении совершенствования процедур таможенного оформления правительство в ближайшее время урегулирует вопросы, связанные с упорядочением ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь сырья (в том числе давальческого) в части замены некачественного товара, отправки товаров на ремонт, таможенного оформления отходов производства и остатков сырья.
Кроме того, проводится работа по подготовке проекта изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 4 января 2000г. N 7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций», предусматривающих упрощение порядка оформления паспортов сделки (указание кода на уровне 4 знаков) и статистических деклараций (по увеличению сроков их предоставления).
Начиная с 2009 года, Совет Министров планирует проводить более эффективно амортизационную политику, что будет способствовать развитию материальной и интеллектуальной базы субъектов предпринимательства всех форм собственности. В частности, сократятся сроки амортизации, будет предоставлена возможность применения различных способов и методов ее начисления. Правительству предстоит в течение 2009 года обеспечить мониторинг нового порядка начисления амортизации и нормативных сроков службы основных средств и с 1.01.2009г. обеспечить переход всех организаций на территории Республики Беларусь на новые условия начисления амортизации. В целях отмены ограничений по отнесению отдельных затрат (на рекламу, маркетинговые, консультационные, информационные и прочие услуги) на себестоимость продукции (работ, услуг) Совет Министров в ближайшее время проанализирует соотношение между расходами по этим статьям затрат, относимым на себестоимость продукции (работ, услуг), и аналогичными расходами, покрываемыми за счет прибыли, остающейся в распоряжении субъектов предпринимательства. В случае целесообразности будут приняты соответствующие решения, в том числе с учетом опыта Российской Федерации.
В настоящее время Совет Министров завершает разработку Программы действий правительства до конца текущего года и на ближайший год–два, которая включает обширный перечень мероприятий, в том числе направленных на развитие предпринимательства. Данная Программа позднее будет представлена на рассмотрение парламента.
В заключение затрону вопрос о роли органов местного управления и самоуправления и общественных объединений предпринимателей в содействии развитию предпринимательства.
Предпринимательская деятельность осуществляется не на макроуровне. Субъекты предпринимательства располагаются на территориях конкретных административно–территори альных единиц и перечисляют налоги в бюджет соответствующих местных Советов. Не все вопросы поддержки и развития предпринимательства требуют решения на уровне Президента или Совета Министров.
Конституция страны и принятый на ее основе Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» определили центральную и координирующую роль местных исполнительных и распорядительных органов при разработке и осуществлении программ социально–экономического развития регионов. К исключительной компетенции местного исполнительного комитета относится принятие решения о создании коммерческих и некоммерческих организаций коммунальной собственности, а также согласование размещения на подведомственной территории организаций, не находящихся в коммунальной собственности соответствующей административно–территори альной единицы.
В реализации государственной политики поддержки и развития предпринимательства местные Советы и местные исполнительные и распорядительные органы не должны быть сторонними наблюдателями.
Одним из основных направлений их деятельности должна стать разработка, утверждение и финансирование программ территориального развития предпринимательства в областях и городе Минске. Причем в разработке этих программ должны принимать непосредственное участие и сами депутаты. Местным Советам предоставлены очень широкие полномочия. Задача современного этапа — наиболее эффективным образом задействовать их потенциал в социально–экономическом развитии регионов.
Как показал опыт последних лет, взаимодействие правительства с советом по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, а также с объединениями предпринимателей в целом дает положительный результат. Это сотрудничество будет продолжено.
Вместе с тем хотелось бы отметить, что предприниматели должны «взвешивать» свои предложения с учетом реальных условий, складывающихся в тот или иной период социально–экономического развития. Государство будет регулировать предпринимательскую деятельность и в дальнейшем, сужая сферу своего вмешательства. Однако ответственность субъектов предпринимательства за соблюдение законодательства будет повышаться. Предпринимательство без правил — это утопия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рекомендации по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов Национальный реестр правовых актов РБ, 2007г., №43
2. Программа действий Правительства Республики Беларусь по привлечению инвестиций в 2003 году
3. Инвестиционный кодекс республики Беларусь. Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 26 июня 2001 г. N 2/780
4. Смородинский С.С., Батин Н.В. Методы и системы принятия решений. В 2-х частях. Часть 1, Мн.: БГУИР, 2007. – 96 с., Часть 2, Мн.: БГУИР 2001. – 80 с.