Визитки были неотъемлемой частью этикета

СОДЕРЖАНИЕ: Визитки представляли целую область полиграфического искусства, со своими шедеврами, канонами и табу. Сейчас визитка – это неотъемлемая составляющая бизнеса. Это наиболее эффективная форма рекламы, причем довольно недорогая.

Из дома без нее не выходи,

Везде, где будешь, на виду клади.

Сандра Холланд

Визитки представляли целую область полиграфического искусства, со своими шедеврами, канонами и табу. Сейчас визитка – это неотъемлемая составляющая бизнеса. Это наиболее эффективная форма рекламы, причем довольно недорогая.

К визиткам есть два подхода – имидж и функциональность. Так имидж демонстрирует, что для владельца карточки нет ничего невозможного. В другом подходе – главное функциональность. Эти визитки являются обязательным атрибутом сотрудников фирмы, корпоративного стиля. Основное назначение визитной карточки – представление официальных лиц, деловых партнеров в процессе переговоров, визитов, встреч. Визитка является незаменимым средством при знакомствах, общении на банкетах, приемах, конференциях, презентациях, выставках, ярмарках, фестивалях, в путешествии. Также визитка может быть средством заочного контакта, использоваться в частной и служебной переписке, как рекомендация для знакомства, для кратких информацией, приглашений, поздравлений и т.д.

Происхождение и история визитных карточек соотносится с понятием «визит» (фр. Visit), имея вид игральной карточки с именем визитёра. Визитную карточку можно назвать своеобразным документом передающимся сторонами в ходе визита. История визитных карточек предположительно начинается во Франции в XVII веке. Первое официально-историческое упоминание о визитке относится к временам правления короля Людовика XIV. Появившись во Франции, визитка стала необходимостью, знаковым атрибутом для представителей высших слоёв населения того времени, став для них обязательным аксессуаром. Известно, что в этот же период германские студенты (город Падуя) перед отъездом на каникулы оставили преподавателям красочные миниатюры – фамильные гербы со своею подписью и датой вручения. В XVI — XVII веках гравированные визитки (тогда они назывались — «визите-билетте») уже имели горожане Флоренции и Венеции. Именно там в то время была отлично развита полиграфия. Изготовление визиток приобрело очертания особого вида искусства, занимались которым одни из лучших мастеров того времени. Первая напечатанная визитка была найдена в Германии и датируется 1786 годом. Самые ранние визитные карточки датируются 1731 г. (Флоренция). Фотографы-портретисты, чтобы успешно конкурировать с литографами и граверами, стремились делать фотографии большего размера и более импозантные. В 1854 году Адольф-Эжен Диздери (1819—1890) запатентовал в Париже «карт де визит» — камеру с четырьмя объективами, которая делала восемь небольших фотографий размером 3, 25 на 1, 125 дюйма на полной пластине размером 6, 5 на 8, 5 дюйма. Эти восемь фотографий, каждая из которых представляла собой визитную карточку размером 4 на 2, 5 дюйма, продавались примерно за 4 доллара, более чем вдвое дешевле того, что обычно запрашивали портретные фотографы за один полноразмерный отпечаток. Диздери зарабатывал и тратил миллионы. В 1866 году ненасытный спрос на «карт де визит» так же неожиданно прекратился, как и начался. Диздери выдумывал различные новшества, чтобы вернуть к жизни свой угасающий бизнес, либо насаждал трюкачество на уже существующие фотографии вроде фотографии на шелке, на керамике. Ничто не помогало. Он не смог победить ту дешевизну, которую сам породил, — цена «карт де визит» упала до одного доллара за дюжину. Нужно было найти способ как-то хранить несметные тысячи карточек, полученные от родственников или друзей, которые оставляли их после визитов или обменивались ими в дни рождения и праздников. И выход был найден — альбом для визитных карточек. Некоторые альбомы продавались по обычной цене, но были и искусно сделанные, переплетенные хорошо обработанной и дорогой кожей. Такой альбом стал обязательной принадлежностью, незаменимым предметом беседы в каждом салоне и художественной мастерской того времени.

Согласно первым упоминаниям в истории визитных карточек они появились в Древнем Китае, между вторым и третьим веком до нашей эры. Китайские чиновники специальным указом обязывались иметь карточки на красной бумаге с написанными на них именем и занимаемой должностью. В Японии визитные карточки стали использоваться чиновниками в 70-х гг. прошлого века, а в наше время обычай распространился на область личных взаимоотношений.

История визитных карточек в России начинается при Екатерине II. Их отличительной чертой стала гравированная орнаментика, причудливые, вычурные гербы владельцев, унаследованные от французского придворного двора, откуда, собственно, и пришла в Россию визитная карточка. Постепенно визитка стала неотъемлемым атрибутом светской жизни. В одном из походов А.В.Суворову итальянцы преподнесли в подарок набор удивительных по красоте визитных карточек с изображением псовой охоты на вепря. Довольно быстро наступает эпоха минимализма. Дизайн визитных карточек становится строже, визитки становятся лаконичны и просты: Пушкинъ - ни украшений, ни иной информации.

Эра визиток в России началась с бурным развитием экономики в 60-х гг. XIX века. Визитки писались от руки, заказывались в типографиях, известными художниками (Бакст, Бенуа и т.д.) разрабатывались уникальные эскизы. Визитки удивляли своим разнообразием - мужские и дамские, супружеские, свадебные и похоронные, крестильные, пасхальные и рождественские. Появился и новый обычай указывать на карточках адрес владельца, звания, чины и должности. В конце XIX века возникают рекламные тексты, рождается корпоративный стиль, появляются специальные конверты для визиток. По-новому начинается и оформление визиток: разные шрифты, бесцветное тиснение (конгрев), используются цветные бумаги, орнаменты, эмблемы, производится золочение обрезов, вырубка. Все это постепенно формирует этикет составления визитки. Основные нормы этикета устоялись, хотя визитка всегда индивидуальна, всегда является частью имиджа своего владельца (у одного из литературных героев она написана кровью).

Братья Каменские еще в начале прошлого века пытались разместить на визитной карточке много информации

Портной Н.Фёдоров

После революции визитные карточки искоренили, объявив их «буржуазным пережитком». Вновь история возникновения визитной карточки переживала бурный расцвет уже в СССР, но «развивалась» она уже по правилам местных буржуазных пережитков. По новым правилам писать фамилию владельца карточки следовало впереди имени. Это не соответствовало зарубежным аналогам, приводя многих в замешательство. Еще одним немаловажным правилом „русской визитки“ стал одинаковый размер, полный отказ от какой либо изысканности и «пышности».

В истории визитных карточек очень много известных фамилий и примеров, например, визитка первого президента Российского государства

В это время на Западе уже существовало два вида визитной карточки: вертикальная и горизонтальная, что значительно расширяло возможности владельца иметь собственную «exclusive calling / visiting / business card». Вертикальный формат визитной карточки пользовался широким успехом в Америке и Канаде. Но в СССР в основном преобладал горизонтальный формат. В советское время визитка являлась неотъемлемым атрибутом сотрудников Обкомов и Райкомов, реже деятелей культуры и космонавтов.

В наше время история визитных карточек не менее увлекательна, чем была ранее. Времена меняются, и с приходом демократии иметь визитные карточки стало доступно всем! Появился спрос и требовательные заказчики. Информация становится более агрессивной и демократичной, вежливое напоминание о владельце карточки сменилось на престижность самой визитки (дорогие дизайнеры - дорогие визитки - дорогие технологии). Визитка стала стилем новых деловых отношений, утратив старомодный стиль «визитного билета». Она стала более нарядной, декоративной, «разговорчивой». Визитная карточка стала привилегией дизайнеров. Необычные приёмы, дорогая типография, объёмное теснение и т.д. и т.п. Тексты размещаются как с лицевой, так и с оборотной стороны. Вслед за многими европейскими странами в России появились двойные, тройные визитки-раскладушки, визитки со сгибами. Современные владельцы визиток стремятся разместить на визитке как можно больше информации: эмблемы и символы, товарные знаки и фотографии, рисунки гербов и флагов! Но среди этой неразберихи существует особый класс профессионально сделанных стильных визитных карточек. Такие визитки становятся произведениями искусства и поражают своей фантазией и профессиональностью. Сейчас визитные карточки помимо рекламной функции, выполняют функцию эмоционального воздействия. Их вкладывают в письма, в букеты, в подарки. Фирменные визитные карточки служат еще и справочником, они предлагаются потенциальным клиентам наравне с буклетами, листовками, прайс-листами.

Современные визитки вмещают в себе большое количество текстовой и графической информации. Вся история визитных карточек уже не помещается даже на двух печатных страницах. Предлагаем Вам самостоятельно выбрать материал и способ изготовления своих визитных карточек.

Список литературы

alckor.com

Скачать архив с текстом документа