Максимилиан Волошин анализ стихотворения На дне преисподней
СОДЕРЖАНИЕ: Максимилиан Волошин На дне преисподней Памяти А.Блока и Н.Гумилева С каждым днем всё диче и всё глуше Мертвенная цепенеет ночь. Смрадный ветр, как свечи, жизни тушит:Максимилиан Волошин
На дне преисподней
Памяти А.Блока и Н.Гумилева
С каждым днем всё диче и всё глуше
Мертвенная цепенеет ночь.
Смрадный ветр, как свечи, жизни тушит:
Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь.
Тёмен жребий русского поэта:
Неисповедимый рок ведёт
Пушкина под дуло пистолета,
Достоевского на эшафот.
Может быть, такой же жребий выну,
Горькая детоубийца, — Русь!
И на дне твоих подвалов сгину,
Иль в кровавой луже поскользнусь, —
Но твоей Голгофы не покину,
От твоих могил не отрекусь.
Доконает голод или злоба,
Но судьбы не изберу иной:
Умирать, так умирать с тобой,
И с тобой, как Лазарь, встать из гроба!
12 января 1922
Коктебель
Историческая справка:
Максимилиан Александрович Волошин (1877-1932 гг.) – русский поэт и художник серебряного века. Родился в Киеве, писать и рисовать начал во время путешествия по Европе в 1900-1910 годах. Затем обосновался в Крыму в Коктебеле, где и по сей день существует его дом-музей, названный еще при жизни «Дом Поэта». Там собирались близкие друзья и просто знакомые люди Волошина, туда же он приводил или буквально приносил совершенно незнакомых ему раненных и пострадавших от страшных эпохальных событий, творившихся в то время в России. Его дом всегда наполняли совершенно разные люди: так, например М.А. Булгаков там написал немало своих произведений, ставших в последствии запрещенными, Марина Цветаева встретила там своего будущего мужа Сергея Эфрона и т.д. Волошин дружил с младосимволистами: Вяч. Ивановым, А. Белым, с религиозным философом Вл. Соловьевым, из-за чего его творчество нередко пытаются приписать символистскому направлению, что не является абсолютно верным. Его произведения не были лишены символического наполнения, но все же стояли за какими-либо рамками литературных модернистскких направлений того времени. Уже при жизни Максимилиан Волошин стал запрещенным поэтом из-за противных советской идеологии гуманистических взглядов. Он мало печатался и почти не продавался, терпел крайнюю нищету, но однако не отступился от своего мировоззрения. Во время гражданской войны 1917-1922 годов он не принял ни чью сторону: «А я стою один меж них. В ревущем пламени и дыме. И всеми силами своими. Молюсь за тех и за других» - так писал он в своем стихотворении 1919 года, и так было в действительности. Стихотворения, посвященные войнам и революциям в России, помещены в его книге «Неопалимая Купина». Все эти стихотворения пронизаны глубоким гуманизмом и болью за людей, которые становятся жертвами событий, потрясших Россию. В том же сборнике находится и стихотворение «На дне преисподней», 1922 года. Оно написано ближе к окончанию гражданской войны, однако изображает именно ее. В посвящении стоят имена А.Блока и Н.Гумелева, тех поэтов, которых погубили события революции и гражданской войны, и эта же тема звучит в самом стихотворении. В стихотворении звучат имена А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского, писателей, кто также пострадал когда-то из-за толпы или событий, творившихся в то время в России. Также присутствуют библейские образы: Голгофы – символа несправедливой казни, мучений и страданий, искупления человека (Голгофа- Место черепа - традиционное место захоронения черепа Адама и жертвы Христа на кресте, сделанном из Древа Жизни) и Лазаря – символ возрождения из пепла, вечной жизни и обновления (Лазарь из Вифании (Лазарь — ивр. , Elzr, Елеазар — буквально «Бог мне помог», Лазарь Четверодневный) — cогласно Евангелию житель Вифании, брат Марфы и Марии, которого Иисус Христос воскресил через четыре дня после смерти (Ин.11:1-45). Библейские образы также присущи творчеству Максимилиана Александровича Волошина этого периода.