Малое предпринимательства в Республике Беларусь

СОДЕРЖАНИЕ: Состояние и перспективы развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь 1 ЭКОНОМИЧЕСКРЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Состояние и перспективы развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь

1 ЭКОНОМИЧЕСКРЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

1.1Экономическая сущность малого и среднего предпринимательства

1.2Виды и формы малого и среднего предпринимательства

1.3Преимущества и недостатки малого и среднего предпринимательства

1.4 Нормативно-правовая база, регулирующая порядок функционирования предпринимательства в Республике Беларусь

2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 Анализ динамики состава и структуры предпринимательства

2.2 Анализ государственного регулирования и поддержки предпринимательства Республики Беларусь

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ


1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

1.1 Экономическая сущность малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь

Важным фактором формирования рынка является развитие предпринимательства. История цивилизованного бизне­са свидетельствует о том, что многие крупные корпорации начи­нали с деятельности одного человека, который либо сам был предпринимателем, либо на основе его идеи была создана малая фирма. Малые и средние предприятия являются наиболее гибкой и дина­мичной формой развития предпринимательства [5,с.108].

Предпринимательская деятельность выступает как одна из форм бизнеса и осуществляется в различных его сферах. В соответствии с Законом Рес­публики Беларусь О предпринимательстве предпринимательство опреде­ляется как самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направ­ленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от сво­его имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предпри­ятия). Таким образом, предприниматель - это энергичный, деловой человек, который, владея полностью или частично какими-либо материальными цен­ностями и финансовыми ресурсами, использует их для организации своего дела (бизнеса). Созданная им фирма (товарищество, организация, предпри­ятие, общество) становится частью малого бизнеса, развивающегося в стране. В системе рыночных отношений малый и средний бизнес выступают как форма пред­принимательской деятельности, которая характеризуется такими отличительными особенностями, как размер, численность работающих, отраслевая принадлежность. К малому и среднему бизнесу относят фирмы, которые имеют незави­симую собственность, обладают хозяйственной самостоятельностью и не до­минируют в своей сфере деятельности. Большинство зарубежных исследо­вателей к малым причисляют фирмы, в которых занято не более 500 человек и объем продаж не превышает 20 млн долл. Однако эти показатели доста­точно условны. В качестве специальных критериев обычно используют еще добавленную стоимость, стоимость активов предприятия. Несмотря на свое определение малый бизнес, этот вид производственной и коммерческой де­ятельности играет очень важную роль в экономике любой развитой страны [15,с.5-6].

Экономика, в которой малый и средний бизнес занимают небольшой удельный вес, считается «лоскутной», так как она не в состоянии качественно обслуживать своих граждан с учетом их разнообраз­ных индивидуальных потребностей и предпочтений. Малый и средний бизнес — это в первую очередь новые товары и услуги, их широ­кий ассортимент, новые рабочие места, основные налоги в мест­ные и федеральные (республиканские) бюджеты, низкие из­держки и доступные цены. В развитых странах на долю малых предприятий приходится около 50 % всех крупных изобретений при незначительном, по сравнению с крупными компаниями, объеме ассигнований на науку. Если считать крупный бизнес «костяком» экономики, то малый и средний бизнес по праву можно на­звать ее «мускулами». Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры, придает экономике необ­ходимую гибкость и динамичность. Существенный вклад оно вносит и в процесс формирования нормальной конкурентной среды.

В подавляющем большинстве малые и средние предприятия изготав­ливают обычные вещи обычным способом. Они занимают свою небольшую нишу, которая и обеспечивает их выживание, а нередко и процветание. Жизнестойкость малого бизнеса определя­ется тем, сумеет ли он использовать следующие условия:

• территориальная, производственная и технологическая диф­ференциация бизнеса. Крупным предприятиям не везде выгодно заниматься бизнесом из-за слишком узких ры­ночных параметров. Небольшой объем продаж и высокие эксплуатационные расходы не позволяют крупным пред­приятиям заниматься многими видами деятельности и не­большими по емкости рынками;

• важность персонального обслуживания. Основу многих видов бизнеса составляет персональное обслуживание клиентов (парикмахерские, врачебные кабинеты, консуль­тационные, бухгалтерские услуги и т.д.). В этом случае ка­чество работы во многом зависит от профессионального мастерства владельца фирмы;

• удобство обслуживания. Расположение фирмы и поздние часы работы позволяют их владельцам успешно конкуриро­вать с крупными предприятиями, которые не имеют таких преимуществ;

• потребность в каком-либо специализированном ремесле, например, печников, столяров, кулинаров, механиков и т.д.;

• нерегулярность спроса. Деятельность сезонного характера зачастую не способствует тому, чтобы создавать крупно­масштабное предприятие, например, по прокату лодок, лыж и т.д.

• оперативность и гибкость структур. Это условие имеет особенно важное значение при разработке и внедрении наукоемких проектов, когда необходимо быстро сконцен­трировать финансовые и интеллектуальные ресурсы на новом направлении.

• потребность в каком-либо специализированном ремесле, например, печников, столяров, кулинаров, механиков и т.д.;

• нерегулярность спроса. Деятельность сезонного характера зачастую не способствует тому, чтобы создавать крупно­масштабное предприятие, например, по прокату лодок, лыж и т.д.

• оперативность и гибкость структур. Это условие имеет особенно важное значение при разработке и внедрении наукоемких проектов, когда необходимо быстро сконцен­трировать финансовые и интеллектуальные ресурсы на новом направлении [5,с.110-111].

На первый взгляд, малый и средний бизнес значительно уступают большому бизнесу в борьбе за рынки. Бытует мнение, что рынок в основном доступен большим предприятиям с многомиллионными оборотами и невозможен для малых предпринимательских структур. Главный аргумент заключается в невозможности малых предприятий конкурировать с мощно оснащенными крупными фирмами. На самом деле это не так. Например, чтобы изменить свою стратегию деятельности, крупным предприятиям требуется около 6 лет, а для внедрения новой стратегии - 10 лет и более. Для малых фирм этот срок значительно меньше - от 6 месяцев до 1 года. Традиционно считалось, что технологические инновации - это сфера большого бизнеса, но статистика показывает, что 95% радикальных технологических инноваций после Второй мировой войны пришло из сферы малого бизнеса. К тому же, согласно статистике, в малых фирмах в 24 раза больше инноваций и открытий по сравнению с крупными фирмами.

Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование 500 значительных технологических нововведений и изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего двадцатилетия в ФРГ и США, обнаружило важную роль небольших фирм даже в воплощении в жизнь существенных технологических нововведений [7,с.18].

1.2 Виды, субъекты и формы малого и среднего предпринимательства

Различают следующие виды предпринимательства в малом и среднем бизнесе:

• по направленности деятельности: производственная, коммерчес­кая, финансовая, инновационная;

• по содержанию функциональной ориентации предпринимателей: управление производством, финансирование, посредническая и кон­сультационная деятельность;

• по числу видов деятельности: однопрофильная, многопрофильная;

• по сложности деятельности: не требующее специальных знаний, тре­бующее специальных знаний, основанное на высоких технологиях и уникальных знаниях;

• по отраслевым направлениям деятельности: промышленное, агро­промышленное, сельскохозяйственное, в строительстве и в других от­раслях народного хозяйства.

Субъектами предпринимательства могут быть как физические, так и юри­дические лица. Под физическими лицами понимаются граждане Республи­ки, иностранные граждане и лица без гражданства, а также лица с двойным гражданством.

Согласно статье 24 Гражданского кодекса республики, юридическими лицами признаются организации, которые обладают обособленным имуще­ством, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неиму­щественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, арбитраже или третейском суде. Для юридического лица характерны следу­ющие признаки: организационное единство, которое подтверждается нали­чием устава и государственной регистрации юридического лица; имуществен­ная обособленность, которая подтверждается наличием самостоятельного баланса; участие в гражданско-правовых отношениях от своего имени, что обусловливает самостоятельную гражданско-правовую ответственность и дает возможность быть истцом и ответчиком в суде[12].

Из статьи 1 Закона о предпринимательстве следует, что предпринима­тельская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной тру­довой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах предприятий (юридических лиц). Различают следующие формы предприни­мательской деятельности:

• частную, осуществляемую физическим или юридическим лицом (пред­приятием) на основе собственного имущества и различных форм прив­лечения собственности других физических и юридических лиц;

• коллективную, осуществляемую на основе собственности группы граж­дан и различных форм привлечения имущества других физических и юридических лиц;

• контрактную, осуществляемую руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом (органом) наделен правами и обязанностями и несет ответствен­ность, установленную для предпринимателя. Руководитель-предпри­ниматель регистрируется в таком же порядке, как и любой гражданин-пред­приниматель, несет ответственность как гражданин-предприниматель.

Предпринимательство в малом и среднем бизнесе может осуществляться:

• без образования юридического лица;

• с образованием юридического лица;

• без использования наемного труда;

• с использованием наемного труда.

В соответствии с формами собственности в малом и среднем бизнесе могут действо­вать следующие предприятия: государственные, муниципальные, коллектив­ные, частные, совместные, смешанные, иностранные [15,с.7-9].

Критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих. Так, Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. № 262 «О государственной поддержке малого предпринимательства» установлено, что к субъектам малого предпринимательства относятся юридические лица и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, со среднесписочной численностью работников:

· в промышленности и на транспорте – до 100 человек;

· в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – до 60 человек;

· в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;

· в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле – до 30 человек;

· в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек [6,с.4-5].

1.3 Преимущества и недостатки малого и среднего предпринимательства

Технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны [13.с.90-92].

Малый и средний бизнес стал наиболее динамичной частью предпринимательства во многих странах мира. Правительство республики рассматривает мелкий и средний бизнес как питательную среду для роста национальной экономики. Достоинство данной формы предпринимательства состоит в следующем:

Малые предприятия, работающие на местных ресурсах или обеспечивающие местный рынок, противозатратны хотя бы с точки зрения транспортных издержек. Экономические преимущества их основываются на лучшем использовании местных условий в сочетании с незначительными капитальными и трудовыми затратами.

Труд на мелких предприятиях, как правило, носит материальный характер, он практически полезен, чего нельзя сказать о труде канцелярском.

При небольшой численности работников легче выявляются способности каждого из них.

Независимость действий, возможность наиболее гибких и оперативных решений.

Шансы на быстрый материальный успех.

Возможность совмещения нескольких профессий.

Взаимозаменяемость, перемена характера труда, равно как и быстрое изменение ассортимента выпускаемой продукции, на малых предприятиях проходят без больших осложнений и др. Поэтому в странах с рыночной экономикой малый бизнес постоянно укрепляет и расширяет свои позиции.

Индивидуальный предприниматель – сам себе хозяин и пользуется значительной свободой действий. Получаемый частным предпринимателем доход зависит от успешной деятельности его предприятия, и это дает мощный стимул вести дела эффективно.

Несмотря на большое значение малого и среднего бизнеса для эконо­мики, его становление и развитие сопряжено с определенными трудностями и недостатками. Главная проблема в малом и среднем бизне­се — это нехватка первоначального капитала и трудности с его привлечением со стороны в процессе деятельности. Значитель­ная часть малых фирм должна ориентироваться в основном на собственные средства. Недостаток капитала порождает, в свою очередь, ряд функциональных недостатков, к которым можно отнести проблемы с привлечением квалифицированной рабочей силы, специалистов по менеджменту, приобретение устаревше­го оборудования, неудобное месторасположение фирмы и т.д.

Анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого и среднего предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства. В их числе:

неравномерность развития малых предприятий по регионам республики;

неразвитость их в малых городах, сельской местности и в инновационной сфере;

увеличение доли убыточных предприятий;

затрудненный доступ к финансовым ресурсам, недостаточная финансовая поддержка, отсутствие действенных механизмов финансово-кредитного обеспечения такой поддержки;

наличие большого количества административных и иных ограничений, прямо или косвенно затрудняющих организацию и осуществление предпринимательской деятельности, в том числе ограничений на стадии вхождения малых предприятий в рынок, связанных с регистрацией, лицензированием, сертификацией, гигиенической регистрацией, а также в период функционирования и выхода из рынка;

нестабильность и несовершенство действующего законодательства;

отсутствие реально действующих механизмов стимулирования развития малых предприятий в приоритетных сферах экономики.

Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе в первую очередь оказываются предприятия, функционирующие в сфере производства товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и др., стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.

Для успешного развития малого и среднего бизнеса экономика республики должна эволюционировать в направлениях либерализации, правового обеспечения, совершенствования налоговой системы, приватизации, ориентации предпринимательской деятельности на потребителей [5,с.120-124].

1.4 Нормативно-правовая база, регулирующая порядок функционирования малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь

В настоящие время в Республике Беларусь действует развитая нормативно-правовая база, регулирующая малое предпринимательство, включающая в себя ряд законов ,указов, декретов, к которым относятся:

· Проект Закона О малом и среднем предпринимательстве. Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением физическими и негосударственными юридическими лицами предпринимательства в форме малого и среднего бизнеса. Он определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, основные условия их деятельности, виды и формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь

· Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2009 N 1721 О Государственной программе поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2010 - 2012 годы

Задачи Государственной программы на 2010 – 2012 годы - создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий, преодоление административных барьеров на пути развития малого предпринимательства, внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства, создание новых рабочих мест, обеспечение импортозамещения, адресная методическая, информационная, консультационная, учебно-образовательная и юридическая поддержка, предоставляемая инфраструктурой поддержки малого предпринимательства, содействие созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства, повышение престижа предпринимателей.

· Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. №186 О некоторых мерах по повышению ответственности за качество отечественных товаров. Указ разъясняет права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей зарегистрированных в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ,по приобретению произведенных в Республике Беларусь технически сложных товаров для предпринимательской деятельности.

· Указ президента Республики Беларусьот 23 октября 2009 г№ 518«О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом»Указ предусматривает, что республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Национальный банк, Администрация Президента Республики Беларусь, другие государственные органы и иные государственные организации, подчиненные Президенту Республики Беларусь, Генеральная прокуратура обеспечивают перечисление в республиканский бюджет платы за право заключения договора аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей (далее – недвижимое имущество), находящихся в республиканской собственности, полученной при проведении аукциона по продаже права заключения договора аренды (далее – плата), исредств, полученных от сдачи в аренду данного имущества и оставшихся после вычета сумм амортизационных отчислений, уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, в том числе в государственные целевые бюджетные, а также в государственные внебюджетные фонды , если иное не предусмотрено законодательными актами;

· Постановление совета Министров Республики Беларусь от30 июня 2009 г. № 863«О предельных значениях выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) для субъектов малого предпринимательства» В соответствии с постановлением индивидуальным предпринимателям, объем выручки которых от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за 2008 г. не превышает 500 млн руб., может быть оказана финансовая государственная поддержка за счет средств программ поддержки малого предпринимательства в Беларуси.

· Указ президента Республики Беларусь от21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства»В соответствии с указомГосударственная финансовая поддержка за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства, оказывается субъектам малого предпринимательства путем предоставления:

1.Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей : финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе; имущества на условиях лизинга (финансовой аренды); гарантий по льготным кредитам, выдаваемым банками ;

2.облисполкомами и Минским горисполкомом: финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе; субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами; субсидий для возмещения расходов на выплату лизинговых платежей по договорам лизинга (финансовой аренды) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя ; субсидий для возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией ;

3.банками Республики Беларусь льготных кредитов за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) этих банков;

4.субъектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (центрам поддержки предпринимательства, инкубаторам малого предпринимательства) путем предоставления субсидий.

· Декрет президента Республики Беларусь от20 декабря 2007 г. № 9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности»В декрете обозначены права и обязанности предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории сельской местности.

· Указ президента Республики Беларусьот24 марта 2005 г. № 148«О неотложных мерах по поддержке предпринимательства» В целях создания условий для дальнейшего развития предпринимательства в Республике Беларусь, обеспечения гарантий соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, пресечения злоупотреблений в этой сфере, расширения рынка товаров и услуг, формирования в стране благоприятного экономического климата:

· Указ президента Республики Беларусь17 октября 2005 г. № 481. «О порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий». Установить, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, на которых в соответствии с законодательными актами наложены административные взыскания, по решению Президента Республики Беларусь могут быть полностью или частично освобождены от этих взысканий[26].

Таким образом, можно констатировать, что нормативная правовая база по малому бизнесу, как основа в организации, поддержке и развитии данного сектора экономики Республики Беларусь, существует, развивается и, естественно, требует постоянного совершенствования с целью создания благоприятных условий деятельности субъектов малого предпринимательства [6,с.67].

2 АНАИЗ АЗВИТЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 Анализ динамики состава и структуры предпринимательства

Республика Беларусь придает большое значение развитию малого предпринимательства, принимает необходимые меры по стимулированию, созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в данном секторе экономики, путем привлечения иностранных инвестиций.

Предпринимательство играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности.

Грамотный, справедливый бизнес создает рабочие места и удовлетворяет потребности рынка. Таким образом проанализируем деятельность малых предприятий Республики Беларусь в основных экономических показателях. Все результаты отразим в диаграмме 2.1 Для исключения влияния инфляционного фактора и возможности анализа такого показателя как номинальная начисленная среднемесячная заработная плата за 2007-2009 года , данные за 2007 и 2008 года приведем в сопоставимый вид с данными 2009 года, для этого используем индексы потребительских цен I2008/2007 =1,121; I2009/2008 =1,133.Таким образом, для обеспечения сопоставимости данных показатели номинальной начисленной среднемесячной заработной платы за 2007 год умножаем на 1,121 и на 1,133,а показатели за 2008 год умножаем на 1,133,после этого данные могут быть использованы для анализа и динамики.

Рисунок 2.1-Основные экономические показатели деятельности малых предприятий Республики Беларусь за 2007-2009 г.г.

Источник: собственная разработка на основе аналитический данных национального статистического комитета РБ [23].

Анализируя данные диаграммы 2.1 число малых предприятий за 2007 год по сравнению с 2008 годом увеличилось на 16751 единиц, а в 2009 году по сравнению с 2008 это число также заметно возросло на 9411 единиц, тоже самое можно сказать о средней численности работников, в 2009 году численность работников составила 691060 человек(2008-570060чел.,2007-453214 чел.) и заработной плате, которая с учетом индекса потребительских цен составила в 2007 году- 691566руб., в 2008году-773047руб.,и в 2009 году – 844052 руб. .Это свидетельствует о том ,что малое предпринимательство не только эффективно развивается ,но и удовлетворяет потребности не только рынка, но и всего общества в целом.

Небольшие организации вносят существенный вклад в развитие экономики Беларуси, увеличивая объемы ВВП, производства промышленной продукции, общий внешнеторговый оборот и т.д. ( рисунок 2.2).

За 2009 год удельный вес ВВП, произведенного субъектами малого предпринимательства, составил 11,4% от общего объема ВВП и вырос по сравнению с 2008 годом на 2,1%.

За 2009 год субъектами малого предпринимательства произведено:

· 9,2% от общего объема промышленного производства (за 2008 год – 8,2%);

· 29,5% от общего объема розничного товарооборота (за 2008 год – 19,9%);

· 30,5% от общего объема внешнеторгового оборота (за 2008 год – 16,7%).

Удельный вес выручки, полученной в 2009 году малыми предприятиями, составил 28,3% и вырос по сравнению с 2008 годом на 7,6 %.

Почти в 2 раза по сравнению с 2008 годом увеличен объем инвестиций в основной капитал малых предприятий.

Рисунок 2.2-Удельный вес малых предприятий Республики Беларусь в основных экономических показателях за 2007-2009г.г.

Источник: собственная разработка на основе аналитических данных национального статистического комитета РБ [22].

Из приведенной диаграммы видно, что удельный вес малых предприятий в основных экономических показателей увеличился в 2009 году, причем заметно, чего нельзя было сказать о тенденции 2007 и 2008 годах. Это свидетельствует о том, что малое предпринимательство вносит значительный вклад в развитие экономики, обеспечивая ее необходимыми ресурсами.

Рентабельность реализованной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) составила в 2009 году 13,5% (в 2008 году -17,1%).

Отраслевая структура малого предпринимательства неоднородна. Наибольшее количество малых предприятий занято в торговле и общественном питании (42%), промышленности (20%), строительстве (10,2%,) на транспорте (8,4%), в сельском хозяйстве (3,34%) (Приложение А).

По информации Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, по состоянию на 1 ноября 2010 г. в республике состоит на учете 85324 субъекта малого предпринимательства – юридическое лицо. По сравнению с аналогичным периодом 2009 г. количество юридических лиц – субъектов малого предпринимательства увеличилось на 7397 (или на 9,5%), по сравнению с началом года – также увеличилось на 6689 (или на 8,5%) [20].

Уровень регионального развития малых предприятий во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, наличие трудовых и сырьевых ресурсов, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение и поддержка со стороны местных властей.

Наибольший уровень деловой активности в г. Минске - 27 субъектов малого предпринимательства – юридических лиц на тысячу постоянного населения в трудоспособном возрасте (средний показатель по республике – 16,6), наименьший – в Гомельской области – 11 субъектов малого предпринимательства – юридических лиц на тысячу постоянного населения в трудоспособном возрасте. В 2009 году в четырех областях: Брестской, Витебской, Гродненской и Могилевской, этот показатель почти уровнялся и составил 12-13,5 малых предприятий на тысячу населения. Уровень деловой активности по регионам приведен в таблице 2.

Таблица 2.1-Уровень деловой активности по регионам

Количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц на 1000 человек постоянного населения в трудоспособном возрасте (в среднегодовом исчислении)
Республика Беларусь 16,6
по областям (г. Минску):
Брестская 13,1
Витебская 12,6
Гомельская 11
Гродненская 13,1
г. Минск 27
Минская 17,3
Могилевская 13,4

Источник:[20, таблица 2]

Большая часть малых предприятий (38,3 процента) сконцентрирована в г. Минске. Это объясняется тем, что г. Минск обладает развитой производственной инфраструктурой, на его территории сконцентрированы значительные производственные мощности и квалифицированные кадры (рисунок 2.3).

Рисунок 2.3- Распределение количества малых предприятий по областям Республики Беларусь, в % к общему количеству

Источник: собственная разработка

Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 ноября 2010 г. составила 233009 человек. К уровню 1 ноября 2009 г. численность индивидуальных предпринимателей увеличилась на 13006 человек (или 5,9%), по сравнению с их численностью на начало года - выросла на 13404 человека (или на 4,6%) [20].

Рисунок 2.4- Распределение количества индивидуальных предпринимателей по областям Республики Беларусь, в % к общему количеству

Источник: собственная разработка

Приведенная диаграмма свидетельствует о том, что распределение количества индивидуальных предпринимателей по регионам республики более равномерное, чем малых предприятий. Это объясняется тем, что процедура регистрации индивидуальных предпринимателей, их налогообложение проще, чем в случае юридических лиц, для осуществления их деятельности не требуется значительных капиталовложений, владения навыками управления, а, следовательно, высокой квалификации или специального образования, и, самое основное, они не привязаны к месту нахождения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алейников, А.Н. Предпринимательская деятельность : учеб.-практ. Пособие - М. : Новое знание, 2003. - 303 с.

2. Акулич, И.Л. Развитие теории и практики менеджмента и маркетинга : Сб. науч. тр. - Мн. : БГЭУ, 2001. - 219с.

3. Балашевич, М.И. Экономика малого бизнеса : учеб. пособие для студ. экон. спец. учреждений, обеспечивающих получение высш. Образования. - Мн.:БГЭУ,2005.-231с.

4. Барановский, К.С. Социально-экономическая роль малого предпринимательства : конкурсная научная работа 1 категории.- М-во образования РБ, Полоцкий гос. ун-т; науч. рук. Н.И. Суханов. - Новополоцк, 2004.-44с.

5. Вербитская, Н.А. Время перемен для малого бизнеса // Экономика Беларуси.-2009.-N1(18).- С.42-46.

6. Волков, Н.Г. Бухгалтерский учет на предприятиях малого и среднего бизнеса:Простая форма учета-М.:Бизнес-Карта,1994.-200с.

7. Гавриленко, В.Г. Финансы в малом бизнесе:Анализ безубыточности и прогнозирование успеха - Мн. : Право и экономика, 1994. - 117с.

8. Гинзбург, А.И. Экономический анализ для руководителей малых предприятий - СПб. : Питер, 2007. - 223 с. - Библиогр. : с. 217-223.

9. Гражданский кодекс Республики Беларусь: с изм. и доп. Мн.:НЦПИ РБ,2003,621с.

10. Гэммон, Д.Д. Покупка и продажа в малом бизнесе : Руководство Барклайз Банка - М. : Аудит: ЮНИТИ, 1996. - 232с.

11. Добринец, С.С. Малый бизнес : состояние и тенденции развития в Республике Беларусь // Вестник БрГТУ. - 2007. - N3(45) - С.38-42.

12. Добрынин, А.И. Малый бизнес - потенциал конструктивного экономического роста // Вестник саратовского государственного социально-экономического университета. - 2003. - N 6. - С. 11-19.

13. Догиль, Л.Ф. Предпринимательство и малый бизнес : Учеб. пособие / Л. Ф. Догиль, Б. Д. Семенов. - Мн. : Выш. шк., 1997. - 266с.

14. Дроздова, Т. Г. Состояние и поддержка малого бизнеса в Республике Беларусь // Труды молодых специалистов Полоцкого государственного университета. Экономические науки. - 2007. - Вып. 17. - С. 71-74.

15. Захарченко, А.А. Поддержка малого предпринимательства и доходный потенциал местных бюджетов // Финансы. - 2009. - N 3. - С. 37-40.

Скачать архив с текстом документа