Мартынов Л.Н.

СОДЕРЖАНИЕ: Мартынов Леонид Николаевич (1905 - 1980), поэт, переводчик. Родился 9 мая (22 н.с.) в Омске в семье техника путей сообщения, внимательно следившего за воспитанием и духовным ростом сына, поддерживавшего его интерес к технике и рисованию.

Мартынов Леонид Николаевич (1905 - 1980), поэт, переводчик.

Родился 9 мая (22 н.с.) в Омске в семье техника путей сообщения, внимательно следившего за воспитанием и духовным ростом сына, поддерживавшего его интерес к технике и рисованию. Любовь к поэзии пришла к Мартынову после знакомства со стихами Маяковского. Второй любовью он позже назовет стихи Блока.

Еще не закончив среднюю школу, Мартынов активно сотрудничал в трех омских газетах - Рабочий путь, железнодорожной - Сигнал и Сибирском воднике. Работая над заметками, хрониками, библиографией и происшествиями, он все больше увлекался сочинением стихов на самые разные темы - современные, исторические, лирические. Его первые стихи были напечатаны в 1921. В качестве корреспондента газет и журналов Мартынов в 1920 - 30 объездил Сибирь и Среднюю Азию.

В 1930-е он опубликовал большой цикл поэм, посвященных историческому прошлому России (Рассказ о русском инженере, Тобольский летописец, Сказка про атамана Василия Тюменца и др.). Первый поэтический сборник Стихи и поэмы вышел в Омске в 1939. Как бы комментарием к поэмам стали художественно-исторические очерки в прозе Крепость на Оми (1939), Повесть о Тобольском воеводстве (1945). Сборники Лукоморье и Эрцинский лес представляли лирику поэта. Послевоенная критика несправедливо резко осудила цикл Лукоморье, и это привело к почти десятилетнему перерыву в публикации стихов поэта.

В первые послевоенные годы бывшая жеманно салонная поэтесса В. Инбер, старательно изображавшая из себя литературную комиссаршу, заявила, что советской поэзии не по пути с Л. Мартыновым. Мартынова отлучили от наших журналов, и жил он как неприкаянный сказочник, заподозренный в перешептываниях с дьяволом, все-таки по-сказочному - на 11-й Сокольнической, дом номер одиннадцать. Мартынова начали забывать, впрочем, и слишком прославленным он не был. Такой поэт, как он, не мог пригодиться, когда требовались не сказочники, а барабанщики полувоенного типа.

Но время переломилось, и Эренбург напомнил нам о существовании поэта, который выстрадал этот перелом своим художественным подвигом. Зелененькая книжечка Мартынова, изданная Молодой гвардией в 1957-м, была первым поэтическим бестселлером после того, как репутация поэзии стала неумолимо падать в послевоенное, далекое от фронтовой искренности время. Предперестройка, дав популярность двум блестящим поэтам - Л. Мартынову и Б. Слуцкому, эту популярность у них отобрала, трагически толкнув этих, до тех пор ничем не запятнанных людей на выступление против Б. Пастернака во время скандала с Доктором Живаго. Мартынов остается одним из крупнейших русских поэтов XX века. Ему удалось создать большее, чем хорошие стихи,- он создал свою интонацию.

Я закричал ей: я видел вас когда-то,

Хотя я вас и никогда не видел,

Но тем не менее я видел вас сегодня,

Хотя сегодня я не видел вас!

Если бы Мартынов написал только эти четыре строки, его интонация была бы уже бессмертна.

В 1960-е появляются новые сборники стихов поэта: Первородство, Голос природы, Людские имена; в 1972 - сборник Гиперболы, Земная ноша и др. Мартынов много занимается переводами поэзии с английского, французского, итальянского, польского и др. языков.

Его перу принадлежат также сборник корреспонденций и очерков (Трудный корм, 1930), автобиографическая повесть Воздушные фрегаты (1974), книга о литературном труде - Пути поэзии (1975). В 1980 в возрасте 75 лет Л. Мартынов скончался.

Скачать архив с текстом документа