Материальная база туризма

СОДЕРЖАНИЕ: Введение Туризм в традиционном смысле этого слова возник в середине XIX века. Его популярность росла вместе с созданием и развитием транспортной инфраструктуры и индустрии гостеприимства — строительством железных дорог, морских лайнеров, гостиниц, открытием электричества и появлением телеграфной и телефонной связи.

Введение

Туризм в традиционном смысле этого слова возник в середине XIX века. Его популярность росла вместе с созданием и развитием транспортной инфраструктуры и индустрии гостеприимства — строительством железных дорог, морских лайнеров, гостиниц, открытием электричества и появлением телеграфной и телефонной связи.

Развитие материальной базы и инфраструктуры туризма осуществляется с целью повышения качества услуг и увеличения объемов обслуживания. Туристские услуги в городском округе Тольятти оказывает более 350 предприятий и организаций, уставы которых предусматривают данный вид деятельности. Среди них различные туроператоры и турагентства, предприятия гостиничного типа, транспорта, питания и др. Наличие туристских ресурсов — важная, но не единственная составляющая индустрии туризма. Второй необходимой составляющей является развитая инфраструктура и материальная база. Складывается она из имеющихся в регионе средств размещения и обслуживания туристов — гостиниц, туристских баз, пансионатов и профилакториев, а также специали­зированных туристских фирм, обеспечивающих информационное и справочное сопровождение и обслуживание туристов.

Благодаря формирующейся инфраструктуре и материальной базе происходит освое­ние туристских ресурсов, повышаются их привлекательность, доступ­ность для туристов, увеличивается туристская емкость территории (без ущерба для окружающей среды), компенсируется неблагоприятное воздействие природно-климатических условий региона. Мировой опыт свидетельствует, что современная материально-техническая база позволяет вовлечь в туристский оборот даже малопривлекательные ресурсы, сгладить негативные особенности периодов межсезонья.

Влияние туризма на Россию пока незначительно: оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается, в основном, отсутствием реальных инвестиций, неразвитой туристской инфраструктурой, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест и дефицитом квалифицированных кадров.

Целью курсовой работы является анализ современного состояния материальной базы туризма города Тольятти и предложения решения проблем для улучшения материально-технической базы туризма.

Задачи:

- изучить и систематизировать литературу по теме

-оценить современное состояние материально-технической базы туризма

-определить перспективы развития материально-технической базы туризма

-разработать рекомендации по повышению эффективности использования материально-технической базы туризма.

Объектом исследования является материальная база туризма г. Тольятти.

Часть 1. Теоретические основы использования материальной базы в области туризма

1.1. Основные понятия материальной базы туризма

Материальная база туризма - совокупность производств, мощностей (зданий, сооружений, инженерных коммуникаций, машин, транспортных средств и т.п.), предназначенных для обслуживания туристов.

Туристская индустрия располагает солидной материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей и взаимодействует со всеми отраслями экономического комплекса.

В более широком плане туристскую индустрию можно определить как межотраслевой комплекс, включающий:

а) пассажирский транспорт (воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный) с его разветвленной сетью технических служб;

б) различные специализированные туристские предприятия и предприятия отраслей, не имеющих ярко выраженного туристского характера в частности, транспортного машиностроения и автомобилестроения, топливной промышленности, капитального и дорожного строительства, местной промышленности по изготовлению сувениров, пищевой промышленности, многих отраслей сельского хозяйства и т. д.);

в) широкую сферу услуг, которыми пользуется турист.
Туристская индустрия опирается на материально-техническую базу (МТБ), которая является основой развития организованного туризма.
К материально-технической базе туризма относятся: туристские фирмы (туроператоры и турагенты), гостиницы, туристские базы, предприятия питания и торговли, автотранспортные предприятия, пункты проката туристского снаряжения и инвентаря, бюро реализации туристских путевок, контрольно-спасательные службы (посты), туристские клубы, станции и т. п.
В основу классификации объектов МТБ туризма положены три основных признака: виды предоставляемых услуг, экономические элементы, виды собственности хозяйствующих субъектов.

Туризм - это индустрия, включающая в себя множество видов деятельности. Все сегменты индустрии туризма взаимосвязаны и зависят друг от друга. Например, успех горнолыжного курорта зависит от доставки лыжников на склоны, уровня размещения, питания и других услуг, предлагаемых туристам во время отдыха на курорте. Небольшие предприятия, соединенные с горнолыжными курортами, действуют как независимые предприятия, но на самом деле они зависят друг от друга. Эта зависимость требует совместных усилий, однако их бизнес конкурирует и борется за потребительский рынок, что затрудняет взаимодействие.

1.2. Оценка современного состояния материальной базы туризма в г. Тольятти

Хотя индустрия туризма охватывает многие предприятия различ­ных отраслей (гостиничное хозяйство, сферу обслуживания, транспорт, торговлю, связь и др.), тем не менее главную организующую роль играют туристские фирмы, непосредственно формирующие туристские потоки и пропагандирующие туристскую привлекательность территории. Из всех работающих в области туристских фирм половина появилась за истекшие 10 лет, около трети работает более 15 лет. При этом туристский бизнес становится все более привлекательным, ежегодно регистрируется одна-две новые турфирмы.

Большинство туристских фирм области занимаются и турагентской и туроператорской деятельностью. Турагентами фирмы являются на направлениях выездного международного туризма. В то же время все туристские фирмы выступают туроператорами по реализации собственного туристского продукта, который включает в себя различные программы посещения Самарской области. Однако некоторые фирмы могут выступать туроператорами и на некоторых российских направлениях, например, черноморское побережье Кавказа. Кроме этого турфирмы могут оказывать услуги по содействию в оформлении въездных/выездных документов, перевода с иностранных языков, бронирование билетов на транспорт, мест в гостиницах, а также организация экскурсий. Ситуация в Тольятти с туристскими фирмами, как и в целом по России, отличается тем, что имеется большое количество мелких фирм и мало крупных. Это создает определенные трудности для привлечения иностранных туристов, так как большинство из них доверяют лишь крупным фирмам с хорошей репутацией и длительным опытом работы в туризме. Кроме этого, все туристские фирмы области разрознены и практически не взаимодействуют друг с другом, что не способствует развитию, как самих фирм, так и в целом туризма в Самарской области.

Немаловажное значение в развитии туризма имеют предприятия общественного питания. К ним относятся: рестораны, кафе, бары, закусочные и т.д. Количество данных заведений, а также качество услуг оказывают влияние на туристскую привлекательность того или иного региона. В настоящее время в городе достаточно предприятий питания, чтобы полностью удовлетворить спрос туристов.

Наблюдается тенденция увеличения количества кафе, ресторанов, баров, а также улучшение качества обслуживания и их дифференциация. Из всех предприятий питания города Тольятти по наибольшей привлекательности можно выделить следующие «Starway», «Жара», «Тау-Кита»- модный интерьер, уютная обстановка, отличное обслуживание, лучшие блюда континентальной кухни; Европейская кухня «Paradizo», «Биг Бен»-широкий выбор блюд на любой вкус, залы для курящих и некурящих, спокойная фоновая музыка, бар, европейская кухня, английское и чешское пиво; тематические рестораны «Каравелла», «Поручикъ Голицынъ», «Сельпо», «Телега»; Русская кухня- «Илья Муромец», «Раздолье»- создано в добрых русских традициях, хлебосольные столы, вино- рекой. Уютная обстановка и домашняя кухня не оставят вас равнодушными; пивной ресторан- «Штаны»- большой пивной ресторан, где пиво подают и кружками, и колбами, и даже метрами! Здесь для вас всегда 20 сортов пенного напитка и большой выбор блюд; бары «Red Bar», «Акватория», «Баобаб», «Восточный экспресс», «о.Флинт»- в стильном интерьере бара- развлекательные шоу-программы с зажигательными конкурсами отличной музыкой. Представленные предприятия общественного питания отличаются высшим уровнем обслуживания, гостеприимством и развлекательной программой. Многие предприятия питания сотрудничают с туристскими фирмами, обслуживая группы туристов. Для неорганизованных туристов необходимо распространять рекламу ресторанов и кафе в гостиницах. Но так как большая часть гостиниц в городе Тольятти располагают ресторанами, они могут быть не заинтересованы в рекламе конкурентов.

К индустрии развлечений относятся предприятия (организации, учреждения), чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях. Такими объектами являются предприятия с ярко выраженным развлекательным характером деятельности – цирки, зоопарки, аттракционы, игротеки и т.п. Разнообразные зрелищные предприятия, включая стационарные и передвижные театры, кинотеатры, изостудии, концертные организации и коллективы (филармонии, оркестры, ансамбли, мюзик-холлы, художественные и музыкальные коллективы радиовещания и телевидения и др.) также обеспечивают процессы развлечений. Развлечения присущи занятиям физической культуры (в искусственных водных бассейнах и на катках, в спортивных залах и клубах, манежах и пр.), а также посещениям спортивно-зрелищных предприятий. Приобщение к культурным ценностям (в библиотеках, музеях, на выставках, во всевозможных клубных учреждениях и т.п.) также сопровождается развлечением. В г. Тольятти и области достаточное количество предприятий сферы развлечения, их количество и качество услуг постоянно растут. Туристам предлагаются развлечения на любой вкус от музеев, выставок, кинотеатров до ночного клубного отдыха. Радует своим разнообразием сфера развлечений. Любое поколение найдет для себя развлечение по своим интересам и своему вкусу. Театры- Детский Дом культуры, Дилижанс, ДК Тольятти, Драматический театр Колесо им. Г.Б. Дроздова, Молодежный драматический театр, Театр кукол и масок Буратино, Театр кукол Пилигрим. Ночные клубы- Пирамида, Башня, Спутник, Пещера Алладина, Бессонница, Кислород, Грин Хаус, Тау Кита, Казанова, Аура и т.д. Не стоит забывать о многочисленных развлекательных комплексах, которых в Тольятти большое количество.

Несмотря на то, что количество кинозалов на душу населения в Тольятти не превышает среднероссийских показателей, уровень их наполняемости весьма невысок, что создаёт серьезную финансовую проблему для их владельцев. Так в 2007 году не проработав и года закрылся мультиплекс «Формула Кино», а с середины 2008 года приостановил деятельность старейший кинотеатр города «Буревестник» вместимостью 236 мест. Находятся в состоянии хронической реставрации кинотеатры «Космос», «Маяк». Кинотеатр «Авангард» закрыт, его реставрация признана нецелесообразной. В Тольятти работает киноклуб «Колизей», занимающийся продвижением «некоммерческого» кино, показывающий ретроспективы мировой киноклассики, а также новейшие фильмы не вышедшие в России в широкий прокат.

Тольятти обладает развитой спортивной инфраструктурой, а спортсмены и клубы города известны далеко за его пределами. Крупнейшие спортивные объекты города: Дворец спорта «Волгарь», стадион «Торпедо», спортивные комплексы «Кристалл», «Олимп», «Акробат»,плавательные бассейны «Дельфин», «Старт», «Олимп»,теннисный комплекс «Тольятти-теннис-центр»,спидвейный трек «Строитель»,яхт-клуб «Химик» Среди спортивных клубов можно выделить: Хоккейная команда «Лада» — многократный призёр чемпионата России по хоккею с шайбой, обладатель ряда престижных общеевропейских наград Женская футбольная команда «Лада» — неоднократный чемпион России, победитель Кубка Италии-2005;Спидвейный клуб «Мега-Лада» — двенадцатикратный чемпион России. Четырёхкратный обладатель Кубка европейских чемпионов по спидвею. Женская гандбольная команда «Лада» — пятикратный победитель чемпионата России, обладатель кубка России-2006, победитель Кубка обладателей кубков европейских стран-2002, серебряный призёр Лиги чемпионов-2007. Игроки «Лады», выступая за сборную России, становились чемпионами мира (2001, 2005);Футбольный клуб «Лада» — участник чемпионата страны (второй дивизион), хорошо зарекомендовал себя в кубковых матчах. В 2003 году ФК «Лада» играл в полуфинале Кубка России по футболу, победив последовательно трёх представителей Премьер-Лиги. В 90-х годах клуб выступал в Премьер-Лиге. На международных соревнованиях спортсмены Тольятти выступают в таких дисциплинах как хоккей, спидвей, карате, спортивная гимнастика, бокс и парусный спорт.

Тольятти всегда отличала продуманная и хорошо развитая дорожная сеть. К настоящему времени рост количества автомобилей и объемов грузовых перевозок, недоремонт автодорог привели к сверхнормативному износу дорожного покрытия. Количественное развитие материально-технической базы транспорта, обусловленное растущим числом туристских путешествий, сводится главным образом к следующему: росту общей мощности транспорта путем увеличения пассажировместимости отдельных транспортных средств почти по всем видам транспорта. Характерно в связи с этим строительство морских пассажирских судов с большим водоизмещением, которые со всеми удобствами могут перевозить 2 — 3 тыс. путешественников, или ввод в эксплуатацию самолетов, располагающих 350 — 400 пассажирскими местами. Для краткосрочных путешествий применяются двухэтажные автобусы и вагоны, имеющие большее число мест; увеличению числа транспортных средств на всех видах транспорта;
улучшению качества и увеличению пропускной способности стационарных транспортно-технических сооружений. В этом направлении особое значение имеет как строительство новых путей, так и реконструкция и модернизация уже существующих. Вследствие интенсивного развития автотуризма в последние 10—15 лет во многих странах значительно увеличилась протяженность шоссейных дорог. Показателен тот факт, что страны с развитым внутренним и международным туризмом располагают благоустроенной дорожной сетью и придорожными сооружениями.

В связи с интенсивным ростом туристских потоков осуществляется строительство новых аэродромов, железнодорожных вокзалов и других сооружений, расширяются существующие мощности с учетом увеличения их пропускной способности.

Город Тольятти является крупным узлом железнодорожного, автомобильного, речного и воздушного транспорта. Являясь вторым по значению городом Самарской области, он в силу своего положения обладает большими потенциальными возможностями развития из-за наличия свободных территорий, а также развитой транспортной инфраструктуры. С другой стороны, город как бы находится в «мешке» из-за крупной преграды, в виде Куйбышевского водохранилища, которое разделяет западную и восточную части области. Единственными связями между этими частями области являются железнодорожный мост в районе города Октябрьска и плотина Жигулёвской ГЭС, по которой проходит железная дорога и магистральная федеральная автодорога «Москва — Самара — Челябинск». Внешние транспортные связи города обеспечиваются двумя автовокзалами (в Центральном и Автозаводском районах), крупными железнодорожными станциями (грузовой и двумя пассажирскими), речным портом и аэропортом «Курумоч».

Тольятти имеет развитую транспортную систему. В городе проложено 739,55 км асфальтированных дорог. Однако общий уровень их качества крайне низок: по оценке директора департамента ЖКХ мэрии на полную реконструкцию городских дорог требуется 1,5 млрд. рублей (в 2006 на ремонт потрачено всего 106 миллионов рублей). 70 % дорожного полотна требует капитального ремонта.

В юго-восточной части города, через Комсомольский район, проходит магистральная федеральная автодорога М5, которая обеспечивает связь Центрального района европейской части страны с восточными районами: Поволжьем, Уралом, Сибирью и Дальним Востоком.

С северо-востока к городу подходит автодорога областного значения «Тольятти — Димитровград», соединяющая Тольятти и Ставропольский район с восточной частью Ульяновской области. Автодорога примыкает к обводному шоссе в районе села Васильевка. Также к городу подходит ряд автомобильных дорог местного значения, соединяющих Тольятти с северными и западными территориями Ставропольского района

Через Тольятти проходит электрифицированная двухпутная железнодорожная магистраль «Сызрань — Жигулёвское море — Самара», входящая частично в состав железнодорожной сети Самарского узла Куйбышевской железной дороги. Линия обеспечивает грузовые и пассажирские перевозки, связанные с городами Самара, Сызрань, Жигулёвск. Также эта линия является северным обходом загруженного пути на участке «Кинель — Звезда — Сызрань».

Собственно на объездной ветке центрального пути расположена лишь одна железнодорожная станция города: Жигулёвское море. Станция Тольятти и две грузовых станции: Химзаводская и Химическая - расположены на тупиковой ветке. Подобное прохождение железных дорог по городу и области стало причиной слабого использования железнодорожного транспорта городом.

Речной транспорт Тольятти представлен двумя предприятиями: ОАО «Порт Тольятти» и ОАО «АвтоВАЗТранс». В ведении первого находится грузопассажирский порт Тольятти, способный принимать суда класса «река-море». Порт состоит из 8 грузовых и 2 пассажирских причалов, речного вокзала, гостиницы на 100 человек. Основными направлениями деятельности являются перевозка минеральных удобрений, намыв и продажа речного песка. Пассажирские перевозки представлены только пригородными направлениями, прочие закрыты по причине нерентабельности. Планируется строительство современного контейнерного терминала, обрабатывающего грузы речного, железнодорожного и автомобильного транспорта. В Автозаводском районе действует паромная переправа ОАО «АвтоВАЗТранс», перевозящая автотранспорт и пассажиров в село Усолье и обеспечивающая прямые связи города с Сызранским районом Самарской области.

Авиационный транспорт. Международный аэропорт Курумоч расположен в районе посёлка Берёза и находится в 70 км от центральной части Тольятти и в 35 км от границы областного центра — Самары по автодороге «Москва — Челябинск». В непосредственной близости от города (к северо-востоку от села Русская Борковка) построен аэродром, способный принимать вертолёты и лёгкие самолёты. Кроме того, в 20 км севернее Тольятти имеется ещё два небольших аэродрома — Нижнее Санчелеево и Верхнее Санчелеево (спортивный). В настоящее время местные воздушные линии в регионе не функционируют, что связано с высокими тарифами на авиаперевозки и хорошим развитием автомобильных перевозок.

Часть2. Практические рекомендации по решению проблем использования материальной базы г.о. Тольятти в туризме, конкретные мероприятия по ее улучшению

2.1. Проблемы развития материальной базы туризма г. Тольятти

Нормальное функционирование индустрии туризма предполагает наличие большого числа посреднических звеньев, т.е. таких субъектов хозяйственной деятельности, как предприятия размещения; предприятия питания; предприятия практически всех видов транспорта; предприятия бытового обслуживания и сферы сервиса; предприятия по производству и продаже туристских товаров; предприятия в сфере досуга в туризме и, конечно же, предприятия, непосредственно оказывающие туристско-экскурсионные услуги. Такое плачевное состояние принимающей базы не может содействовать привлечению туристов, а наоборот будет отталкивать их, не говоря уже об иностранных туристах, которые привыкли к высокому качеству услуг. Влияние туризма в Тольятти пока незначительно: оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается, в основном, отсутствием реальных инвестиций, неразвитой туристской инфраструктурой, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест и дефицитом квалифицированных кадров. Среди других проблем - дефицит комфортабельных автобусов и речных круизных судов (отечественных либо нет, либо мало, а закупка импортных компаниям не по карману, в том числе и в связи с высокими таможенными пошлинами).

Главными проблемами развития материальной базы города Тольятти является:

- Не достаточное материальное вложение финансовых средств в развитие многих разделов материальной базы. Хотя туризм является положительным стимулом для привлечения больших денежных вложений в капитал города, на его развитие отводится недостаточно средств, что ведет к упадку спроса данной отрасли.

- Плохо развитая гостиничная инфраструктура. В Тольятти большое количество гостиниц разных уровней. Но особо похвастаться нечем, так как не все предприятия отвечают уровню звездности, и качеству обслуживания.

- Плохое состояние жилых зданий гостиничных комплексов как внешне, так и внутри. Многим зданиям требуется реконструкция и косметический ремонт. Кроме внешнего вида гостиниц, следует обратить внимание на их обслуживающий персонал. Необходимо повышать профессиональный уровень работников гостиниц.

- Нехватка квалифицированных кадров в ресторанах. Если сравнивать количество ресторанов, кафе, баров в недалеком прошлом с нынешним временем - их в десятки, сотни раз больше. А заведений, школ, училищ, которые готовят кадры для ресторанного бизнеса, катастрофически не хватает. Те же, что есть, в основном, - заведения с недостаточной материально-технической базой и низким уровнем обучения. Многие рестораны берут на работу официантами людей просто с улицы без какого-либо специального образования. Литература по подготовке квалифицированных специалистов в этом направлении оставляет желать лучшего. Тренинги, проводимые в ресторане собственными силами, зачастую малоэффективны из-за отсутствия системы обучения, плана подготовки и низкой квалификации работников ресторана. На услуги профессионалов в области обучения и развития сотрудников хозяева заведений, как правило, не выделяют достаточно средств.

- Плохое состояние дорожного полотна. Тольятти всегда отличала продуманная и хорошо развитая дорожная сеть. К настоящему времени рост количества автомобилей и объемов грузовых перевозок, недоремонт автодорог привели к сверхнормативному износу дорожного покрытия. В связи с большим количеством автотранспорта дорожное полотно нуждается в постоянном ремонте, а сам транспорт в частом техническом обслуживание.

2.2. Рекомендации по решению проблем материальной базы туризма в г.Тольятти, конкретные мероприятия по ее улучшению

Для решения проблем материальной базы туризма в г.о. Тольятти, предлагаются следующие мероприятия.

В непосредственной близости от достопримечательностей города и области необходимо организовать летние кафе. Организация таких маленьких частных летних кафе позволит сократить дефицит предприятий питания в тех районах области, где он особенно ощутим, а также повысить комфортность посещения памятников истории. Следует отметить, что это не является непосредственной задачей администрации музеев. Такую функцию могут взять на себя уже существующие предприятия питания, организовав выездные кафе. Корпорация с крупными фирмами позволит добиться минимальных инвестиционных расходов и быстрого возврата капитала.

Таким образом, первоочередные мероприятия по улучшению системы питания в Тольятти заключаются в:

- распространении рекламы уже функционирующих кафе и ресторанов;

- поощрении организации ими летних кафе и выносных пунктов питания на пути перемещения туристов;

- улучшении качества обслуживания в тех кафе и ресторанах, где оно еще не достаточно высокое.

Развитие индустрии досуга и развлечений, сети культурно-зрелищных предприятий, обслуживающих туристов. Строительства теннисных кортов, площадок для экстремального молодежного спорта - летнего и зимнего;

Новое строительство и реконструкция действующих туристских объектов: музеев, мемориальных мест, объектов показа, архитектурных памятников, садово-парковых ансамблей и др. Приведение в порядок исторических мест в городе, часто посещаемых туристами; Для повышения посещаемости музеев, выставок и других объектов культурно-развлекательного характера, а также для удобства туристов, необходимо, чтобы они работали в праздники и выходные дни. Особо привлекательными для туристов могли бы стать программы оригинальных, привлекательных мероприятий, таких как, музыкальные фестивали, выступление фольклорных групп, исторические представления, поэтические вечера и т.д. Такие мероприятия формируют с течением времени особую известность региона и действуют как магнит. При этом в меньшей степени речь идет о профессионализме артистов. Все местные коллективы приглашаются к участию в подобных представлениях. Программа мероприятий на зимний и летний период должна утверждаться на областном и муниципальном уровне с участием всех заинтересованных лиц.

Предстоит производить капитальный ремонт и реконструкцию дорог по новейшим технологиям, гарантирующим их высокое качество и сохранность в течение длительного времени.

Интенсивное строительство, расширение границ города, необходимость поддержания чистоты воздуха в районах, перегруженных автотранспортом, приводит к необходимости создания дополнительной и росту действующей сети современных качественных автомагистралей.

Для Тольятти, как и для России в целом, с ее неразвитой туристской инфраструктурой и одновременно огромным невостребованным туристским потенциалом, развитие именно альтернативного направления в туризме представляет наибольший интерес с точки зрения привлечения иностранных туристов, достаточно избалованных и много повидавших, и именно поэтому стремящихся по-другому - разумнее и необычнее использовать свой отпуск или свободное время. Именно альтернативный туризм, к которому относятся, в основном, специализированные его виды, должен стать существенной частью программ развития туризма в Тольятти.

Заключение

Хотя индустрия туризма охватывает многие предприятия различ­ных отраслей (гостиничное хозяйство, сферу обслуживания, транспорт, торговлю, связь и др.), тем не менее главную организующую роль играют туристские фирмы, непосредственно формирующие туристские потоки и пропагандирующие туристскую привлекательность территории.

В настоящее время в г. Тольятти уже сформировалась достаточно подходящая материально-техническая база для формирования конкурентоспособной инфраструктуры туризма. Это имеющиеся в городе гостиницы, турбазы, санатории, профилактории и пр.; рестораны, бары, кафе, ночные клубы и т.д.; обеспеченность достаточно удобными транспортными развязками: автомобильными, железнодорожными, речными с выходом в море, авиационными; в городе функционирует 250 предприятий бытового обслуживания; развита торговая сеть.

Существуют определенные проблемы, такие как не достаточное материальное вложение финансовых средств в развитие многих разделов материальной базы; плохо развитая гостиничная инфраструктура; плохое состояние жилых зданий гостиничных комплексов как внешне, так и внутри; нехватка квалифицированных кадров в ресторанах; плохое состояние дорожного полотна.

Для решения проблем развития материальной базы туризма в настоящее время необходимо провести косметический ремонт номеров в существующих гостиницах; в непосредственной близости от достопримечательностей города и области необходимо организовать летние кафе; новое строительство и реконструкция действующих туристских объектов: музеев, мемориальных мест, объектов показа, архитектурных памятников, садово-парковых ансамблей и др.

Важно знать, что удобство и комфорт каждая категория туристов понимает по-своему, поэтому для формирования туристического пространства, удобного для различных категорий туристов, необходимо ежегодно отслеживать состав туристических потоков. Следовательно, объекты размещения туристов, их транспортное обслуживание и информационное сопровождение должны быть взаимоувязаны в единую схему с учетом интересов различных категорий прибывающих в город туристов.

Список литературы

1. www.adm.samara.ru

2. www.ccitogliatti.ru

3. www.neuch.ru

4. www.referbests.ru

5. www.tltkompas.ru

6. Александрова Ю.А. Международный туризм. Учебник. / Ю.А. Александрова. М.: Аспект-Пресс, 2004. 470 с.

7. Багрова Л. А., Багров Н. В., Преображенский В. С. Рекреационные ресурсы (подходы к анализу понятия) // Известия АН СССР. - 2001. - № 2.

8. Биржаков М. Б. Введение в туризм. / М.Б. Биржаков. СПб., 2000. 156 с.

9. Герасименко В.Г., Основы туристического бизнеса, Одесса, 1997. – 147с

10. Гостиничный и туристический бизнес: Учебник / А. Д. Чудновский. М.: ЭКМОС, 2003. 484 с.

11. Гуляев В. Г. Формуляры, контракты, соглашения в турист­ской деятельности: Учебно-практич. пособие. / В.Г. Гуляев. М.: ПРИОР, 2002.

12. Дурович А.П. Реклама в туризме. Учебное пособие. / А.П. Дурович. Мн.: Новое знание, 2003. 254 с.

13. Ильина Н. И. Организация туристской работы. – Казань: Изд-во «Школа», 2000. – 56с.

14. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебное пособие для вузов. Минск. 2001.-430с.

15. Квартальнов В. А. Туризм: теория и практика: Избранные труды: В 5 т. Т.

16. Котлер Ф., Боуэн Д., Мейкенз Д. Маркетинг: Гостеприимство. Туризм. (Пер. с англ.). / Ф. Котлер, Д. Боуэн, Д. Мейкенз. М.: ДЕЛО, 1998. 386 с.

17. Маркова В. Д. Маркетинг услуг. / В.Д. Маркова. М.: ВЛАДОС, 2002. 408 с.

18. Международный туризм: Правовые акты. / Н. И. Волошин. - М.: Финансы и статистика, 2000. 218 с.

19. Папирян Г. А. Международные экономические отношения: Экономика ту­ризма. / Г.А. Папирян. М.: Финансы и статистика, 1998. 310 с.

Скачать архив с текстом документа