Материальная культура Казахов
СОДЕРЖАНИЕ: Жилище и поселение Жилище и поселения Основным видом жилища казахов в XVIII — начале XIX в. была юрта (кигз уй), хорошо приспособленная к условиям кочевой жизни. Надо сказать, что и в наше время юрта, утратив прежнее значение единственного вида казахского жилища, сохраняется в большей части Казахстана в качестве подсобного жилого помещения - на пастбищах, полевых станах и в домашнем быту. [8, с. 400]Материальная культура Казахов
Жилище и поселение
Жилище и поселения Основным видом жилища казахов в XVIII — начале XIX в. была юрта (кигз уй), хорошо приспособленная к условиям кочевой жизни. Надо сказать, что и в наше время юрта, утратив прежнее значение единственного вида казахского жилища, сохраняется в большей части Казахстана в качестве подсобного жилого помещения - на пастбищах, полевых станах и в домашнем быту. [8, с. 400]
По устройству казахская юрта очень близка к юртам киргизов, каракалпаков и других народов Средней Азии и отличается только некоторыми деталями. Она состоит из деревянного остова и войлочного покрова. Основой ее стен служит решетка (кереге) из тальника. Из перекрещенных планок, скрепленных сыромятнымп ремешками из верблюжьей кожи (кек), делают звенья решетки (канат), свободно раздвигающиеся и складывающиеся. Число этих звеньев определяет размеры юрты: большая имеет пх до восьми-десяти, маленькая состоит из четырех-пяти. Между двумя пз них привязывают дверную раму с двустворчатой деревянной дверью (есик). На юге Казахстана деревянные двери нередко отсутствовали, и обитатели юрты довольствовались только навесной дверью из войлока.
Купольную часть юрты образуют обод, связанный из двух гнутых березовых стволов (шанырак), и жерди (уьк), сделанные из тала и выгнутые в нижней части, чем и придается кровле форма купола. Жерди вставляют вверху в отверстия обода, а внизу привязывают к верхнпм развилкам ; деревянной решетки. Обод скрепляют несколькими (2-6) парами перекрестных дужек (кулдиреуиш), обращенных выгибом кверху.
Части деревянного остова, звенья решетки, дверная рама и жерди связываются узкими тканными пз шерсти лентами (бау) и веревками (аркан), которые изготовляют женщины почти в каждой семье. Широкая, обычно узорная, тканая полоса (баскур) стягивает снаружи решетку там, где к ней прикрепляются жерди купола. Узкие тесьмы (тангыш) наперекрест охватывают купол юрты. [8, с. 401]
Войлочный покров юрты состоит из четырех частей. Три-четыре квадратных куска войлока (туырлык) закрывают решетку и нижнюю часть купола; между решеткой и войлоками ставят циновки из чия. Два войлока, трапециевидной формы (узик) покрывают купол. Длинный прямоугольный кусок войлока (тундик) накидывается на обод; его привязывают за три угла, а четвертый оставляют свободным, чтобы можно было открывать верхнее отверстие, через которое проникают в юрту свет и воздух и выходит дым от очага.Четвертую часть войлочного покрова сеетав-ляет навесная дверь - прямоугольный, сшитый вдвое кусок войлока, укрепленный на чпевой циновке. Юрту снаружи опоясывают толстым арканом иди тканой полосой (белдеу). [8, с. 401]
Юрты в разных частях Казахстана имеют некоторые различия, главным образом в форме купола, устройстве обода и украшении. Так, на юге, на прежней территории расселения Старшего жуза, юрта имеет высокий купол с небольшим ободом и менее изогнутыми жердями. В северном, степном Казахстане преобладает юрта с более плоским куполом и большим ободом.
В течение веков кочевой жизни казахи выработали строгое распределение ограниченной жилой площади юрты, на которой надо было разместить все необходимое для домашнего обихода так, чтобы нужные вещи были всегда под рукой.
Посередине юрты отводилось место для очага (от басы). Весь пол, за исключением места для очага и небольшой площадки возле дверей, застилали войлоками. Против двери за очагом около стен находился жук -сложенные один на другой сундуки, войлочные чехлы и тюки (тен) с домашними вещами, запасные войлоки. Все это укладывалось на специальной деревянной подставке (жукаяк). Место перед жюком (тер) считалось самым почетным в юрте. Его покрывали поверх простого войлока орнаментированными войлоками, коврами, меховыми или войлочными подстилками для сидения. Часть юрты, вправо от входа, считалась женской половиной. Ближе к входу держали хозяйственные припасы и посуду. кожаный мешок для кумыса (саба), шкафчик (кебеже) для самых ценных продуктов (колбасы, сахара, чая и пр.). Обычно эту часть отделяли ширмой из чия. Далее находилось место хозяина и хозяйки дома. Здесь на ночь устраивалась постель из войлоков, одеял и подушек, которую днем убирали на жюк, нередко тут стояла деревянная кровать (тес агаш), которая к концу XIX - началу XX в. получила уже довольно большое распространение; раньше большей частью обходились деревянными подголовниками (жастык агаш). Кровать зачастую завешивали пологом (шымылдык). [8, с. 402]
Налево от входа было место младших членов семьи. У небогатых хозяев нередко в этой части юрты помещался и женатый сын. Слева от двери вешали сбрую, клали седло, охотники помещали здесь беркута или сокола на невысокой подставке или даже любимую охотничью собаку. В холода сюда заводили больных или слабых животных.
Имущественное расслоение казахов находило яркое отражение в жи-лшце. Юрты богачей резко выделялись среди юрт рядовых сородичей и бедняков своими размерами, качеством остова и войлочного покрова, убранством и украшением. Юрта бая состояла из воеьми-деояти звеньев, а нередко он имел две али три юрты, да еще запасные для гостей. Покров состоял из плотных, хорошо свалянных белых войлоков. Все крепления юрты представляли собой тканые полосы с красивым орнаментом, решетки были обнесены узорными чиями, деревянная утварь украшена резьбой и росписью. Огромный жюк из сундуков и тюков, доходящий до кровли, орнаментированные войлоки, ковры, постеленные на полу, узорные резине сундучки, кровати, подставки - все это было характерно для юрт степной знати. К тому же у богачей нередко жилая юрта была освобождена от хозяйственных вещей, так как все домашние работы производились в специальной юрте. Беднее и проще было убранство юрт рядовых кочевников. Довольно большие по размерам (пять-восемь звеньев), они имели в качестве обстановки лишь необходимый набор постельных принадлежностей, войлоков, одежды, посуды. Юрты бедняков вообще мало походили на человеческое жилье. Маленькие, в четыре-пять звеньев, крытые рваными войлоками, единственным «украшением» которых были разноцветные заплаты, они и внутри имели одну-две ветхих кошмы для сидения и иостелп, чугунный котел, две-три пиалы, да сундук с самыми ограниченными припасами. [8, с. 402]
При перекочевках юрту разбирали на составные части; раньше ее перевозили вьюком, на верблюдах, реже на быках, а с середины XIX в. в северных областях Казахстана распространилась перевозка юрты в всего имущества на телегах. Вся работа по разборке юрты, погрузке ее и всей утвари была женским делом, так же как и установка юрты на новом месте; только тяжелый обод поднимал мужчина. На сборку юрты уходил один час, столько же времени тратилось и на ее разборку. Обычно юрту ставили несколько женщин.
Помимо юрты, казахам были известны и другие переносные жилища, более примитивные, но обычно состоявшие из частей юрты. Они использовались на кратких стоянках во время перекочевок, а в XIX в. стали обычным летним жилищем бедноты, особенно пастухов байских стад.
Наиболее простым из них был шалаш (курке), составленный из двух звеньев решетки и покрытый одним-двумя войлоками. Другой вид жилища (жаппа кос) состоял только из жердей, несущих вверху обод. т. е. купола, также накрытого одним пли двумя войлоками. Более сложной была маленькая юрта из трех-четырех звеньев, с кровлей в виде конуса из жердей, связанных вверху (без обода). Обычно ее называли жолым уй (дорожный дом), она была известна русским под названием «джуламейка».
До начала XIX в. юрта была не только летним, но и зимним жилищем большинства казахов. На время холодов юрту ставили около естествен-ных укрытий от ветра и буранов, покрывали двойным слоем войлоков, обкладывали снегом, снопами камыша, иногда даже обносили полукруглой каменной стеной. Вокруг юрты устраивали загоны для скота, складывали рядом заготовленное сено, кучи кизяка. В юрте круглые сутки горел костер, но, несмотря на это, в морозные дни обитатели ее не снимали теплых овчинных тулупов или ватных халатов. [8, с. 403]
Первые известия об оседлых жилищах у казахов относятся к концу XVIII в. В XIX в., особенно в его второй половине, под влиянием изменений в хозяйстве начался процесс частичного, а местами и полного оседания, что сопровождалось массовым строительством постоянных жилищ на зимовьях. Так, в 1860-х годах уже две трети всех букеевских казахов имели постоянные постройки на зимовьях, а к 80—90-м годам только на юге Семиреченской и Сыр-Дарьинской областей, да на п-ве Мангышлаке еще значительная часть казахов зимовала в юртах, в остальных же районах Казахстана все казахи строили себе прочные зимние жилища.
Разнообразие природных условий Казахстана вызвало различия в
строительной технике, отоплении и планировке возникавшего оседлого
жилища. Сильно сказалось и влияние оседлых соседей (русских, а на юге
также узбеков и уйгуров).
Для всех северных и центральных областей (Семипалатинской, Тургайской, Акмолинской) была характерна тесная связь жилища с помещениями для скота. Зимнее стойбище казаха представляло собой единый комплекс построек: жилых комнат, хозяйственных помещений, складов а хлевов, связанных общей крышей и одним входом. Вход в жилое помещение был со двора. На всей территории Южного Казахстана связь жилых построек с хозяйственными была более слабой и количество крытых помещений для скота значительно меньше. Это объясняется более мягкой зимой на юге, тогда как в условиях степного Северного Казахстана тесная связь жилых помещений со скотным двором позволяла обслуживать скот в сильные бураны и морозы. [8, с. 403]
Первоначальной формой оседлого жилища в значительной части Северо-Восточного Казахстана было оригинальное юртообразное сооружение шошала, или тошала, хорошо известное у народов Западной Сибири. Оно имело цилиндрическую форму и коническую кровлю. Стены складывали из дерна, плетня, дерева, камыша, т. е. из доступного строительного материала. Наверху делали круглое или квадратное дымовое отверстие в деревянной раме, которую изнутри поддерживали три-четыре столба. От рамы к стенам шли наискось жерди, кровлю засыпали землей илиобкладывали дерном. Жилище такой же формы из глины или сырцового кирпича было известно казахам Южного Казахстана.
Другой древней формой оседлого жилшца была землянка (жер теле, яли казба уй), уходившая в землю на глубину до 1,5м. Над ямой надстраивали стены и землянку покрывали плоской крышей. Позднее стены стали возводить со дна ямы. Окна в землянках вначале устраивали в кровле, рядом со специальными отверстиями для дыма. Землянки были распространены в Западном Казахстане и Семиречье. [8, с. 403]
Однако во второй половине XIX в. эти формы, особенно шошала, были уже отживающими; оседлыми жилищами стали наземные четырехугольные помещения. В конце XIX в. шошала служила только кухней или жильем для батраков, хотя и была обязательным компонентом усадьбы.
Строительные материалы и строительная техника были весьма разнообразны. Наиболее древними были постройки из дерна (шым), из двух рядов плетня, пространство между которыми засыпали землей, а также глинобитные и каменные. В XIX в. казахи применяли при возведении жилищ кладку из сырцового кирпича и деревянные срубы. Постройки из сырцового кирпича широко распространились в конце XIX - начале XXв., повсюду вытесняя более приметивные жилища.Деревянные срубные дома повсеместно, за исключением немногих районов, богатых лесом (северные и восточные районы Казахстана, горные районы), возводили только баи, феодалы и торговцы; рядовым казахам они были недоступны.
Жилище строили обычно без фундамента, с маленькими окнами, расположенными высоко над полом. Кровлю чаще делали плоской, державшейся на одной-двух матицах (метке, белагаги), поперек укладывали жерди (сыргауыл), которые застилали хворостом, камышом и сеном. Сверху крышу засыпали землей или покрывали пластами дерна. Позднее стали делать полого-двускатную кровлю: от центральной матицы слегп с легким наклоном шли на длинные стены; высота ската зависела от диаметра матицы. Полы преобладали земляные, только в богатых домах настилали деревянные полы, причем нередко прямо на землю. Местами (в Акмолинской области) в жилищах половину комнаты занимал деревянный помост (сэки), на котором протекала вся жизнь обитателей дома. [8, с. 404]
Жилище XIX в. большей частью представляло собой однокомнатное помещение, которое в морозы нередко служило также приютом для теленка и ягнят. Это было довольно большое помещение, в плане близкое к квадрату, отапливавшееся уже, в отличие от шошалы и землянок, очагом с прямым дымоходом; в очаг вмазывали котел. С середины XIX в. в Северном Казахстане стали распространяться так называемые голландки, русские печи и очаги с калориферной стенкой, в которой проходил дымоход в трипять колен. К началу XX в. голландки и очаги с обогревателями были распространены повсюду, за исключением Южного Казахстана и Семиречья.
Развитие типа оседлого жилшца до революции шло по линии превращения его в двухкамерное и выделения хозяйственных помещений. С одной стороны, комплекс жилых построек у рядовых казахов стал дополняться отдельным неотапливаемым помещением, служившим кухней а кладовой (отдельно стоящая шошала), с другой — происходило деление первоначально одной комнаты на две, с увеличением ее размеров, причем
вместо квадратной формы ей придавали уже продолговатую. Печь ставили посредине комнаты, и сама печь (или обогреватель) делила комнату на две части; одна, ближе к двери, служила прихожей и кухней (ауыз уй), другая, большая по размерам,— чистой жилой комнатой и гостиной (тер уй, ЦонаЦ уй). В начале XX в. в некоторых домах уже появились отделявшие эти комнаты тонкие перегородки, правда, редко доходившие до по-голка.
В оседлом жилище проявлялись резкие социальные различия. Баи, купцы, феодальная знать имели на зимовьях большие усадьбы, состоявшие из деревянных и кирпичных домов самих баев, обширных хозяйственных построек и домов, вернее лачуг, для батраков или бедных родственников. Для последних нередко строили примитивные землянки или использовали старые шошала. Дома баев обычно ставили русские плотники и каменщики или татары. Это были дома на высоком фундаменте, состоявшие из нескольких комнат, нередко с высокими крышамя. Во внутреннем убранстве их обитатели стремились подражать городским татарским домам.
Но подобные усадьбы я благоустроенные жилища имели только богачи али феодальная верхушка, в значительной мере воспринявшие городской быт. большинство же байских жилищ отличалось лишь размерами и убранством, а также качеством строительного материала, но отнюдь не типом жилища. Они были столь же тесно связаны со скотными дворами, лишены притока свежего воздуха и лишь немного менее мрачны, темны и сыры, тем жилища рядовых казахов. [8, с. 404]
Пристанищем бедняков, особенно батраков, не имевших своего жилища я обслуживавших баев, были землянки, мало отличавшиеся от хлевов для скота. Очевидец, побывавший в Акмолинской области в 1878 г., характеризовал их как «образцы жилищ первобытного человека, вкопанные в землю, с небольшим бревенчатым срубом, покрытым жердями, с земляной насыпью и дымовым отверстием».
Зимним помещением пользовались около трех-четырех месяцев, местами пять-шесть. Появление печи и дробление жилища на две части еще более изменили обстановку по сравнению с юртой. Благодаря наличию сараев, кладовых и других подсобных помещений жилая площадь освободилась от хозяйственных припасов и некоторых вещей.
Обстановка оседлого дома напоминала юрту. Основу убранства составляли войлоки — ими застилали пол, завешивали стены. В чистой поло-зпне у стены складывали жюк, справа от него располагалась постель. По стенам и на жердях, подвешенных к потолку, развешивали одежды, сбрую, оружие. Около печки или в отдельной кухне складывали посуду и хозяйственную утварь. [8, с. 405]
Значительно больше стало деревянной мебели: сундуков, шкафчиков, кроватей. Вошли в обиход низенькие круглые столики. Местами появились своеобразные буфеты, посудные полки, ряд вещей был заимствован из русского обихода: столы, стулья, самовар, фаянсовая посуда. Распространилось освещение керосиновыми лампами, сменившпми прежние масляные светильники (шырак).
Оседлое жилище на зимовьях было шагом вперед по сравнению с юртой и надежно укрывало своих обитателей от суровых морозов и ветров. Но в подавляющем большинстве дореволюционное оседлое жилище было крайне неблагоустроенным, отчасти из-за необеспеченности огромного большинства казахов, не имевших средств на покупку хороших материалов и наем опытных строителей, отчасти в силу старой кочевнической традиции, согласно которой зимние дома считались временным, второстепенным жильем и к их благоустройству не прилагалось особых усилий. Так, широко было распространено обыкновение на лето, при откочевке, забирать с собой все рамы окон и двери со створками. В результате непрочная поетройка за лето наполовину разваливалась и ее приходилось каждую осень основательно ремонтировать. [8, с. 405]
Земляные полы, отсутствие фундаментов, несовершенство строительной техники приводили к тому, что жилище быстро сырело. Зимой в нем было душно, так как оно не имело притока свежего воздуха. Это усугублялось тем, что все испарения кухни оставались в комнате. Нередко, помимо людей, в помещении находилось несколько животных, да и соседство жилья со скотным двором далеко не способствовало чистоте воздуха. Помещение обычно было низким, и кубатура воздуха была недостаточна для живших в нем людей.
Антисанитарные условия жизни в зимних домах способствовали развитию различных заболеваний — кожных, простудных, глазных. Жизнь в юрте летом была несравненно легче, и недаром даже джатаки, которые не могла кочевать, все же стремились сохранить хотя бы и плохую юрту и с весны переселялись в нее, ставя ее около дома или близ поселка. [8, с. 405]
Развитие оседлого жилища до революции тормозилось социальными причинами: обнищанием масс, сохранением кочевого скотоводства как основной формы хозяйства и связанным со всем этим низким культурным уровнем трудящихся. Только Октябрьская революция и последующее строительство социализма в казахском ауле привели к быстрому и коренному изменению форм жилища, ускорили процесс оседания казахов.
При советском правительстве произошли изменения во всем бытовом укладе, в культуре и психологии казахского крестьянства. С этого времени начался новый этап в развитии оседлого жилищау казахов.
С периодом коллективизации связано появление и развитие новой формы поселения. Господствующий тип поселения у казахов до революции мы условно называем гнездовым. Пять-десять хозяйств (а иногда и два-три), кочевавших вместе летом, ставили рядом и своп зимние дома. От другого «гнезда» их могли отделять несколько сот метров или десятки километров. Этот тип поселения соответствовал дореволюционному хозяйственному быту и социально-экономическому укладу казахов. Около рек, в районах развития земледелия такие гнезда располагались близко одно от другого и образовывали длинные (вдоль берега) селения, протяженностью в несколько километров. Так, в Амангельдинском районе Кустанайской области на берегу р. Тургая встречаются развалины зимних жилищ старого аула, насчитывавшего 200 хозяйств. [8, с. 406]
Наряду с этим типом поселения складывался другой: селения джата-ков—бедняков, лишившихся скота и перешедших целиком к занятию земледелием, имели уже уличный и линейный планы. Эти селения возникали обычно в районах со значительным количеством русского переселенческого крестьянства п строились по примеру русских сел.
Процесс создания колхозных поселков развивался неодинаковыми темпами в разных районах Казахстана. В земледельческих районах в 1930-х годах создавались довольно крупные (50—100 домов и больше) селения, преимущественно с уличной планировкой. На юге (Джамбул-ская область) местами возникали селения с беспорядочной застройкой. В этих селениях дома имеют все члены колхоза, в том числе ж животново- ды, работающие на отгонных пастбищах. Для южных селений характерно озеленение.
В животноводческих районах Центрального и Западного Казахстана процесс создания колхозных поселков шел медленно и еще не завершился и поныне. Во многих районах он развернулся в основном в послевоенные годы. В центральных поселках колхозов идет ныне большое строительство новых общественных и жилых зданий. Преобладает улпчная планировка (односторонне). Основное население центрального поселка составляют семьи рядовых колхозников, работающих в полеводстве и в мастерских, и семьи работников аппарата правления колхоза, служащих, сельской интеллигенции. Животноводы-отгонщики живут на колхозных фермах. Там построены теплые зимние дома для людей и помещения для скота. Летом животноводы живут в юртах. В некоторых областях (Уральская, Кокчетавская) на летних пастбищах также выстроены небольшие поселки или отдельные домики для животноводов; юрты там постепенно уходят из быта. В последнее время Алма-Атинский совнархоз приступил к производству нескольких тысяч цельнокамышитовых одноквартирных домов, предназначенных для участков отгонного животноводства, а также для полевых станов. [8, с. 406]
В Целинном крае, а также в других областях Казахстана, где созданы совхозы, в большинстве случаев в необжитых местах выросли сотни новых населенных пунктов — совхозных поселков.
В настоящее время для совхозных поселков разработан проект двухэтажных домов с вертикальным размещением квартир: внизу — кухня, столовая, вверху — спальня, детская.
Эти дома будут возводиться из каркасных панелей, камышитовых плит, со всеми удобствами. В Алма-Атинской области приступили к строительству таких домов.
Массовое строительство домов колхозников началось в 1930—1934 гг., когда стали возникать и колхозные селения. Создание нового типа жилых построек происходило не одинаково быстро в разных районах Казахста- на, в зависимости от особенностей природных и хозяйственных условий.. Наиболее быстро оно шло в областях с развитым земледелием, т. е. в Южном Казахстане, Семиречье, ряде районов Восточного Казахстана, в Северном Казахстане и по Сыр-Дарье. Там, где преобладало животноводствог в условиях господства отгонно-пастбищной системы усовершенствование-жилого дома и развитие поселков замедлялось, так что в некоторых местах только после войны, в результате укрупнения колхозов, были созданы, большие колхозные селения нового типа. Несмотря на это, всюду в довоенное время сложился новый тип оседлого жилища, в целом имеющий характерные черты для всего Казахстана, несмотря на значительные локальные различия. [8, с. 407]
В основе его лежит двухкомнатное жилое помещение, состоящее из парадной комнаты (конак уй, тёр уй) и рабочей комнаты и кухни (ауыз уй). В Центральном Казахстане, в животноводческих районах (Семипалатинская, Карагандинская, Целиноградская, южная часть Кустанайской области) еще сохраняется тесная связь жплых помещений с обширным крытым хозяйственным двором. В Южном, Северном и Западном Казахстане эта связь выражается лишь в пристройке помещения для скота к жилому дому, но они имеют отдельные входы с усадьбы. Жилища строят теперь комфортабельные - увеличивается площадь и высота комнат, число и величина окон и дверей, улучшается система отопления, внутренняя и внешняя отделка дома. В целом жилища этого типа представляют собой усовершенствование зимних домов тех типов, которые сложились еще до революции.
Намечается два основных типа планировки усадьбы: открытая просторная усадьба в южных районах и закрытая — в центральных. На юге-дворы в большинстве случаев отделены от улицы или от соседних участков невысоким глинобитным дувалом. Задняя часть усадьбы используется под огородные или кормовые культуры, местами появились и фруктовые-сады. Спереди расположены жилой дом и хозяйственные постройки, при-легающие к нему или стоящие отдельно. Иногда ими застроена вся передняя часть двора по периметру. Помимо крытых хлевов и сараев, во дворе имеется один-два навеса для летнего содержания лошадей. Жилой дом в основном двухкомнатный, но нередко состоит из трех комнат, причем третья комната служит жильем семьи близкого родственника хозяина (сына, брата, матери с младшими детьми), реже — кладовой. Характерно, что все помещения, даже хозяйственная пристройка, вытянуты в одну линию. Окна и двери ориентированы преимущественно на юг, реже на запад или восток. Местами к дому пристраивают террасу. Такой план дома обнаруживает сходство с планом узбекского жилища. [8, с. 407]
Распространенным типом усадьбы в степном Центральном Казахстане был раньше комплекс хозяйственных и жилых помещений под одной кровлей с входом через закрытый обширный двор. За годы Советской власти вследствие сокращения числа помещений для скота этот тип усадьбы несколько упростился, но общий план остался тот же. Жилые комнаты, обыч-во две, занимают угол усадьбы. Окна в связи с этим обычно расположены против двери. Основную часть усадьбы составляет обширный двор (кора), в котором иногда выделены отдельные хлевы для скота. Далее идет сенек, своего рода холодные сени, служащие летом рабочим помещением, отчасти складом хозяйственных вещей, орудий труда, упряжи. Из сенек одна дверь ведет в какую-либо жилую комнату, а другая — в кладовую или кухню — темную комнату с крохотным оконцем, называемую шошала. В Семипалатинской и Карагандинской областях шошала нередко освещается через отверстие, в которое вставляется обод юрты. В случае увеличения числа жилых комнат, их располагают в один ряд с другими или двумя рядами, в зависимости от вкуса хозяина.
Встречаются усадьбы и с более совершенным планом: вход ведет в коридор — сенек, по одну сторону которого расположены жилые комнаты и шошала, а по другую хозяйственные помещения и хлевы. Характерао отсутствие приусадебной площади или весьма слабое ее использование. Огороды очень редки.
Наконец, промежуточный план усадьбы представлен в Западном Казахстане, где, впрочем, он не очень устойчив. Хозяйственные постройки непосредственно примыкают к жилому дому сбоку или сзади, но имеют отдельный вход. Вход в жилой дом через коридор, из которого иногда имеется специальный проход в хозяйственные помещения. Наряду с этим встречаются и открытые усадьбы с отдельно стоящими хозяйственными постройками. В отличие от жилища южных районов, на западе Казахстана перед жилыми комнатами всегда имеется большое холодное помещение — сенек, служащее летом комнатой. [8, с. 408]
Для внутренней планировки жилого дома Западного Казахстана характерна тенденция к дроблению двухкамерного в основе жилого помещения на множество мелких комнат. Из прихожей — ауыз-уй — выделяются маленькая столовая и темный коридор, куда выходят устья печей; иногда в коридоре стоят очаги. От чистой комнаты отделена печыо с обогревателем крохотная спальня.
Разнообразие строительных материалов и техники значительно уменьшилось в связи с тем, что перестали бытовать некоторые наиболее старые и несовершенные виды строений. В безлесных районах Казахстана основным материалом для постройки служит сырповый кирпич, местами сохранились дерновые (Тургай) и глинобитные (Семиречье) постройки, широко еще применявшиеся в первые годы строительства колхозных поселков. В районах, богатых лесом (Кокчетавская область, север Кустанапской области), широко распространена срубная постройка. Для строительной техники казахов в безлесных районах характерно отсутствие деревянногокаркаса. Но стены достаточно прочны и держат на себе тяжелую кровлю дома. В больших помещениях (крытых дворах, коридорах) основные балки кровли поддерживаются дополнительными столбами, вкопанными в пол внутри помещения и возле стен. Иногда столбы-подпорки ставят и в комнатах. Кровля преобладает плоская и полого-двускатная. [8, с. 408]
Пол в домах обычно земляной; обмазанный глиной, стены штукатурят также глиной, смешанной с соломой, и белят известью. Бревенчатые дома, как правило, штукатурят глиной и белят. Такие дома обычно имеют деревянные полы и зашитые досками потолки.
Начиная с предвоенной пятилетки, у казахов стал появляться новый тип жилища, получивший развитие в основном в послевоенные годы. Его характерные черты: полная изоляция от хозяйственных построек, наличие глинобитных или дощатых полов; плоский потолок, над которым возведена высокая двускатная, реже четырехскатная, дощатая, камышовая, иногда черепичная или крытая железом кровля.
Рост культурного уровня колхозников и повышение материального благосостояния вызвали появление многокомнатного жилища, варьирующего в зависимости от размеров семьи. Дома нового типа отличаются хорошей освещенностью, тщательной отделкой, совершенством отопления. Наибольшего развития достиг этот процесс на юге Казахстана. Так, в Джамбулской и Алма-Атинской областях после укрупнения колхозов развернулось строительство новых поселков на центральных колхозных усадьбах. В Кегенском районе Алма-Атинской области объединились два маломощных колхоза —«Унгурли» и «Социалистик Казахстан». Благодаря близости леса в этом районе строят срубные жилища. Дом возводят на высоком (60—70 см) фундаменте, срубы делают в 16—17 венцов. По желанию будущих хозяев строят дома в две-четыре и даже шесть комнат; в противоположность прежним обычаям комнаты расположены чаще в два ряда. Окна выходят на три стороны, дверь на четвертую, обычно северную. Большие и светлые окна, высокие дощатые потолки, дощатые полы, двускатные тесовые кровли — характерные черты этих жилищ. Иногда к дому пристраивают небольшую веранду во всю его длину или в одну четверть ее. [8, с. 409]
Другим примером новой застройки может служить поселок колхоза «Бельбасар» Чуйского района Джамбулской области. Вначале поселок был основан на неудобном месте, после войны его перенесли. Весь поселок застроили стандартного типа домами из сырцового кирпича. Стены стоят на высоком фундаменте, на высоту его внутри дома сделан глинобитный пол (в некоторых домах крытый досками). Крыша высокая, двух- или четырехскатная, крытая камышом. Дом, обычно квадратный в плане, делится на три-четыре помещения (две-три жилые комнаты и кладовая). Угол дома занимает веранда с деревянной балюстрадой. Обычно во дворе стоит небольшое отдельное помещение — летняя кухня с земляным полом и плоской кровлей. Все дома имеют высокие потолки и тщательно отделаны. Окна нередко снабжены створчатыми ставнями, окрашенными, как и наличники, масляной краской.
Для северных районов и особенно для Центрального Казахстана, где процесс перехода к новому типу жилища осуществляется медленнее, характерно в настоящее время усовершенствование жилища старого типа. В нем прежде всего увеличивается число комнат. Так, в Семипалатинской и Карагандинской областях, а также в Тургае преобладающим становится трехкамерное жилище с весьма характерным планом: в середине прихожая, из нее вход в две комнаты по бокам. Жилище с такой планировкой обычно обозначают термином карсы уй (от карсы — противоположный), или коржын уй (коржын — переметная сума). [8, с. 409]
Изоляция от хозяйственного двора также происходит постепенно: вначале делали отдельные входы в жилой дом и во двор. Некоторые дома строят уже так, что хотя хозяйственные помещения и примыкают к дому и связаны с ним кровлей, но входы у них отдельные. Исчезает устаревшая техника постройки - дерновая, плетневая и др. Улучшается сам дом—выше делают потолки, увеличивают размеры окон. Наконец, некоторые колхозы и совхозы возводят дома нового типа: с дощатым потолком и полом, высокой кровлей, иногда на несколько квартир.
Совершенствуется и способ отопления. В настоящее время всюду начинает преобладать наиболее удобная в условиях Казахстана печь-обогреватель, уже давно вошедшая в быт населения северных, центральных и западных областей. Позднее (уже в годы Советской власти) она стала распространяться и в Южном Казахстане. Топится она обычно через низкий очаг, используемый для приготовления пищи, для чего в него вмазан котел (такой очаг называют казандык). В Семипалатинской и Карагандинской областях, кроме того, нередко встречаются голландки и русские печи.
Значительные перемены произошли в убранстве жилого дома. В домашний обиход казахского крестьянства вошло много элементов городского быта — различная мебель (кровати, столы, шкафы), зеркала, электрическое освещение, радио. Окна и двери обычно завешаны белыми занавесками и портьерами из пестрого ситца. Стены украшены портретами членов семьи, фотографиями, репродукциями картин, иногда красочными плакатами или географическими картами. [8, с. 410]
Вместе с тем убранство жилого дома сохраняет национальный стиль. Характерно расположение вещей вдоль стен комнаты; середина ее остается свободной и застелена войлоками, алашой или ковром. Кровати задернуты белыми или вышитыми пологами. У одной из стен сложен жюк, обычно закрытый вышитой занавеской. Интерьер казахского дома красочно оформлен узорными войлоками, коврами, узорной алашой (терме алаша), настенными войлочными или сделанными из ткани и украшенными вышивкой или аппликацией ковриками (тускииз).
Во многих домах сохраняются старые предметы быта: резные деревянные ящики (кебеже) или расписные сундучки (эбдире), а также сундучки, украшенные тисненой кожей и серебром, узорные войлочные, ковровые или вышитые сумки для мелких вещей. Национальные традиции сказываются в стремлении по возможности украсить такие бытовые предметы, как покрывало, полотенце, сундучок. Повышение материального уровня предоставляет эту возможность каждому рядовому колхознику и рабочему.
Развитие новых, современных форм архитектуры Казахстана наиболее ярко прослеживается в городском строительстве. Некоторое оживление городского строительства наблюдалось и в дореволюционный период, после окончательного присоединения Казахстана к России. Бывшие военные крепости превращались в города, становившиеся новыми центрами культурного и экономического тяготения отдельных районов Казахстана. Строительство этих городов, имевших прямые и широкие улицы и некоторые элементы внешнего благоустройства, было прогрессивным явлением в практике градостроительства Казахстана.
В то время как в городском строительстве в западных и северных районах Казахстана господствовали приемы и формы различных стилей русской архитектуры, в южных и степных районах строительство велось на основе использования местных традиций. Возрождалась техника ароч-но-купольных конструкций из жженого и сырцового кирпича в Южном и Центральном Казахстане и из естественного камня - в Западном. Применялись терракотовые и глазурованные плитки для облицовки зданий (Центральный и Южный Казахстан). Совершенствовалась техника резьбы по камню и стенной росписи в Западном Казахстане (долина р. Эмбы и Мангышлак). [8, с. 411]
Большое число памятников культовой архитектуры, многие из которых являются подлинными произведениями искусства, относится к XIX — началу XX в. Таковы здания мавзолеев Жуздена и Торт-Кара (Центральный Казахстан), Шокея и Кара-Сопы (Южный Казахстан), Аптмана, Калишева и Жубана (Западный Казахстан).
Великая Октябрьская социалистическая революция создала необходимые условия для расцвета новой архитектуры.
Создание гигантов социалистической индустрии, сооружение железнодорожных магистралей, создание новых городов и рабочих поселков, массовое строительство в совхозах и колхозах, коренная реконструкция старых городов и других населенных пунктов — все это является одним из ярких выражений социалистических преобразований обширной территории Казахстана. [8, с. 412]
Прогрессивное развитие архитектуры Казахстана, как и любой из национальных республик Советского Союза, идет в общем русле становления новой советской архитектуры, обусловлено единым идейным содержанием. Начиная со второй половины 30-х годов, проводилась усиленная работа по критическому освоению наследия классической и национальной архитектуры. Многочисленные общественные и жилые здания крупнейших городов, построенные в довоенный период, отличаются целесообразностью планировки, логичностью композиции и ясностью художественных образов. [5, с. 106]
Одним из важных достижений советской архитектуры Казахстана является развитие ее национальной формы. Архитектура здания Казахского академического театра онеры и балета, законченного в начале войны, представляет собой первый положительный опыт поиска национальной формы. «снованный на творческом использовании мотивов казахской орнаментики. Вторым и более удачным примером может служить строительство жилого городка нефтяников в г. Гурьеве (архитекторы С. В. Васпльковский, А. Г. Арефьев, В. Романовская, удостоенные Государственной премии).
В архитектуре большого количества жилых, общественных и культурно-бытовых зданий, возведенных в послевоенный период, более широко применяются приемы и формы народного зодчества и мотивы богатого орнаментального искусства. В той или иной степени национальный характер носит архитектура зданий нового Дома Правительства республики. Академии наук Казахской ССР, больницы Турксиба, аэровокзала в Алма-Ате, зданий Дворца шахтеров, почты и телеграфа в Караганде, клуба и жилых домов в поселке суперфосфатного завода в Джамбуле, павильона Казахстана на Выставке достижений народного хозяйства в Москве и многих других. [8, с. 413]
Из крупных уникальных архитектурных сооружений, выстроенных в последние годы, можно отметить Центральный стадион на 30 тыс. зрителей и широкоэкранный кинотеатр «Ала-Тау» в г. Алма-Ате, Дворец культуры в Усть-Каменогорске, здание Ленинского райкома партии в Караганде.
Здание Дома Правительства, являющееся стержнем ансамбля центральной площади им. В. И. Ленина в г. Алма-Ате, выполнено в крупных, монументальных формах. Национальный характер архитектуры подчеркнут восьмигранными колоннами и своеобразным рисунком капителей, оригинальной трактовкой венчающего карниза, стрельчатыми арками въездных ворот. Здание сооружено из высококачественных материалов — железобетона, гранита, церезитовой штукатурки. [8, с. 413]
Внешняя архитектура Центрального стадиона с четким рисунком пилястр и широкими проемами окон, опоясывающими всю окружность спортивного ядра и трибун, проста и выразительна. После сооружения закрытого плавательного бассейна, крытого спортивного зала, теннисных кортов он будет одним из крупнейших спортивных комплексов страны.
За советские годы архитекторами республики разработано несколько серий типовых проектов жилых домов и объектов культурно-бытового назначения, имеющих более рациональную планировку, отражающую современный уровень развития строительной техники, особенности природно-климатических условий республики. [8, с. 414]
Одежда
Национальная одежда казахов в прошлом былатесно связана с кочевым бытом и господствующейотраслью хозяйства — скотоводством. Это выражалось и в формах одежды, и в материалах, применявшихся для ее изготовления. Наиболее древними материалами для одежды у казахов были ткань из верблюжьей, реже овечьей шерсти, тонкий войлок, кожи и шкуры домашних п диких животных. Однако в быт казахов давно уже вошли хлопчатобумажные, шелковые и шерстяные ткани, привозившиеся из Средней Азии, Китая; с XVIII в. в степь стали проникать русские фабричные материалы, которые благодаря своей дешевизне быстро вытесняли все остальные. В XIX в. фабричные ткани начали вытеснять из быта, в первую очередь зажиточных казахов, сукна домашнего изготовления, а также кожи и шкуры. Значительную роль в этом сыграл рост товарности казахского хозяйства. Шерсть и кожи стали продавать, а для своих нужд покупали готовые ткани. Уже в к. XIX в. перестало бытовать большинство видов местных серебряных украшений; некоторые заменились покупными, другие употребляются лишь в праздники. Больше всего носят браслеты, кольца, перстни. Молодые женщины надевают также браслеты из бус или бисера. Новым видом украшения стали часы с браслетом, которые имеются у многих девушек-колхозниц. На юге носят разнообразные бусы - коралловые (маржан), бисерные, стеклянные фабричного производства. Девочки и молодые девушки по-прежнему украшают камзол и шапочки монетами, серебряными пуговицами, бляшками. Старинные украшения на косы и пояса с серебряными бляхами надевают только в исключительных случаях, обычно ими украшают комнату или хранят как реликвию. [8, с. 416]
Значительные изменения народной одежды за сравнительно короткий срок особенно ярко свидетельствуют о коренной перестройке всего быта казахского аула, связанной с социалистическим строительством. С переходом к оседлости создались новые условия жизни и возникла необходимость облегчения одежды, чтобы она стала удобней для ходьбы и работы. В изменении одежды сказались связи с русской культурой, сильное влияние городского быта в ауле, рост культуры казахского населения, коренное улучшение благосостояния трудящихся. [8, с. 417]
Для современного быта, в частности сельского, характерно обилие
одежды в семьях. Каждый член семьи, рабочей или колхозной, имеет, как правило, полный комплект верхней одежды, летней и зимней, и белья.
В каждой семье есть несколько смен одежды и обуви, запас мануфактуры.У многих имеется особая праздничная одежда для взрослых и детей. В формах праздничной одежды наблюдаются определенные различия между разными поколениями. Пожилые люди, нередко и среди горожан, шьют себе праздничную одежду старинного покроя, иногда носят и старинные головные уборы, кожаные пояса. Молодежь предпочитает в качестве праздничной одежду городского типа, сшитую из хорошего материала.
Пища и домашняя утварь
Основой питания населения казахского аула служили первую очередь молочные, затем мясные и частично растительные продукты. В прошлом преобладание молочных продуктов приводило к тому, что питание имело сезонный характер. С ранней весны, т. е. с получением приплода и началом доения домашнего скота, и до глубокой осени в пище казахской семьи преобладали различные виды молочных продуктов. [8, с. 426]
Казахи использовали молоко всех домашних животных. Характерным для кочевого быта было то, что молоко не употребляли в свежем виде. Овечье и коровье молоко сразу же после доения кипятили в котле и за-квашивали, добавляя старую простоквашу. Полученное таким образом кислое молоко (катък, или айран) служило основной ппщей летом. Бедняки обычно разбавляли айран водой (этот напиток называли шалап). Из сливок (каймак) сбивали масло (сары май), сохраняя его до зимы в сосуде из бычьего желудка. На зиму заготовляли также кислый сыр (курт). Для этого скисшее снятое молоко варили в котле, затем сливали в мешок и подвешивали на один-два дня, чтобы стекла сыворотка. Оставшуюся массу отжимали руками, скатывали в комочки и сушили. Полученный сухой сыр был кисловат на вкус, богат казеином; его разводили по мере надобности в воде или бульоне; этот напиток прекрасно утолял голод и жажду.
Для приготовления сладкого сухого сыра (иримшик) заквашивали молоко специальной закваской: в сосуд из желудка ягненка наливали молозиво и добавляли отрубей. Закисшее молоко варили в котле, а полученную творожную массу отделяли от сыворотки и помещали в мешочек, в котором ее сушили. Из мелко растолченного и смешанного со сливочным маслом и сахаром иримшика приготовляли особое лакомство - жент. Оставшуюся сыворотку снова варили в котле до выпадения осадка из которого руками формовали лепешки, а затем сушили их. В результате получали еще один вид сухого сыра - сарысу. [8, с. 426]
Излюбленным напитком казахов и поныне является кумыс (кымыз) из заквашенного кобыльего молока. Для приготовления кумыса молоко сливают в кожаный сосуд (торсык или саба) и заквашивают старым кумысом пли специально приготовляемой закваской. Затем дают ему постоять день-другой, часто взбалтывая специальной мутовкой (nicnen). В западных и южных областях Казахстана, где разводят верблюдов, приготовляют верблюжий кумыс (шубат). Кумыс и шубат перед употреблением наливают из кожаного сосуда в глубокое деревянное блюдо (шара, или тегене), откуда разливают по фаянсовым (кесе) или деревянным (аяк) чашкам специальным половником для кумыса (ожау). Посуду для кумыса нередко украшали резьбой и даже серебром, кожаную - художественным тиснением. [3, с. 5]
Из зерновых культур наиболее древней было у казахов просо. Пшеницу, рис, ячмень казахи издавна покупали в Средней Азии, а с XVIII в. поставщиком зерна стала Россия. Развитие земледелия в Казахстане, особенно во второй половине XIX в., привело к увеличению мучных продуктов в пищевом рационе казахов. Хлеб стал обязательным элементом питания летом и зимой. [2, с. 3]
Из пшеничной муки пекут пресные лепешки (нан) на стенках раскаленного котла или прямо в горячей золе. Жарят в масле или бараньем сале небольшие кусочки пресного теста (бауырсак, кыйыкша нан). Со второй половины XIX в. распространился новый способ выпечки лепешек: в двух чугунных сковородках, зарываемых в горячую золу. В Южном Казахстане появились хлебные печи (тандыр) узбекского и уйгурского типа. На севере, в местах близкого соприкосновенпя с русскими, казахи научились выпекать хлеб из кислого теста. Из муки пекут также лепешки, напоминающие блины (жука нан) и оладьи. [8, с. 427]
Значительно реже в теплое время года употребляли смешанную мо-лочно-растительную пищу - всевозможные похлебки. Пища из растительных продуктов преобладала осенью, преимущественно после сбора урожая, и зимой.
Мясные блюда в теплое время года раньше употребляли редко. Даже в богатых семьях резали скот только в том случае, если приезжали гости, или в праздники. С наступлением осени, когда переставали доиться домашние животные, основное место в питании населения занимали растительные и мясные блюда: различные похлебки (кежё) из проса или пшеницы с добавлением кусочков сала или мяса, лапша (кеспе) с мясом или с молоком, жареное и вареное мясо. [4, с. 6]
В ноябре, после возвращения на зимовку, наступал период массового забоя скота (согьш) для заготовки мяса впрок, на всю зиму. Беднякп резали одну-двух овец, а состоятельные откармливали для этой целп более десятка лошадей, несколько верблюдов, много овец. Мясо вялили, позднее стали солить. В таком виде оно хранится очень долго. В этот же период в богатых семьях готовили одно из лакомых блюд казахов - копченую конскую колбасу (казы). Ее делали из жирного мяса, которым начинялп кишки.
Лакомым блюдом у казахов издавна было вареное мясо (ет) без приправ. Позднее, в конце XIX - начале XX в., в мясо стали добавлять куски раскатанного теста. На юге Казахстана это блюдо называют кулшетай. Для приготовления другого блюда – бесбармак - варят в котле баранье мясо, затем, вынув его, опускают в котел кусочки пли полоски тонко раскатанного теста. После того как тесто готово, его вынимают из котла деревянной ложкой и накладывают в большое деревянное блюдо (табак). Сюда же крошат вареное мясо, добавляют бульон (туздык) и, размешав, подают. Вареную голову барана при этом, по обычаю преподносят
самому почетному гостю. Обычай этот раньше был распространен повсеместно. Запивают мясо бульоном (сорпа), в котором оно варилось. Из легких, печени, сердца зарезанных животных приготовляют жаркое (куырдак) на бараньем сале. [8, с. 427]
На юге Казахстана распространены большие пирожки с мясом (манты) и плов (палау), заимствованные у соседних народов - уйгуров и узбеков.
Кроме молочных напитков, с середины XIX в. в богатых семьях стал распространяться чай. Пьют его со сливками или с молоком (сут) из фаянсовых чашек. К чаю раньше подавали сахар и другие сладости только у богатых, а бедняки в лучшем случае пили чай со сладким сухим сыром — иримшик.
В тех местностях, где казахи занимались земледелием, издавна готовили из пшеницы, проса или риса напиток, напоминающий брагу (боза).
Наиболее бедная часть казахских трудящихся (кедей, джатак), нередко не имевшая даже муки, особенно в голодные годы, молола семена дикорастущего злака — кумарчика (Agriopyllumarenarium) и из этой муки готовила похлебку. Употребление в пищу муки из кумарчика нередко вело к тяжелым кишечно-желудочным заболеваниям, часто встречавшимся среди бедноты.
Рыбу и дичь употребляли в пищу немногие. Рыба служила важным видом питания у бедняков. Из дичи в пищу шло мясо сайги, джейранов, горных козлов, а также птиц (гусей, уток, дроф, уларов).
Овощи и фрукты были редким явлением в пище казахов и употреблялись главным образом на юге, где некоторые земледельцы издавна занимались огородничеством и садоводством. Трудящейся массе кочевого и полукочевого населения эта пища была недоступна. [4, с. 6]
Таким образом, в прошлом пища казахского населения была однообразной и отличалась преобладанием в ней продуктов животного происхождения. Следствием минерального голода было позднее физическое развитие детей у казахов.[8, с. 428]
Ели прежде на полу. Поверх войлока пли ковра расстилали скатерть (дастаркан), на которую ставили посуду. В некоторых районах Казахстана (раньше всего на юго-востоке) вошли в употребление низенькие круглые столики.
Кочевой и полукочевой образ жизни обусловил характер употреблявшейся в быту посуды. У казахов преобладали различные виды кожаной и деревянной утвари. Для перевозки и хранения молочных продуктов шили различные мешки (саба, торсык) из выделанных кож домашних животных. Из хорошо выделанной, нередко украшенной тиснением кожи изготовляли фляги (кеукерлн, казмойын). Из кожи делали также подойники для кобыльего молока (кенек), ведра для воды (кауга). Деревянная посуда состояла из всевозможных больших блюд для мяса (табак) и кумыса (те-гене), корытец для мяса (астау), небольших чашек для еды и питья (аяк), поварешек для кумыса (ожау), маслобоек (кубг). Легкая, небьющаяся, она была удобна для перевозки при перекочевках. Для фаянсовой посуды (кесе, пияла) изготовляли из войлока специальные красиво орнаментированные футляры. [8, с. 428]
Металлической посуды было немного — котел для варки пищи (казаи), самовар, чайники, медный или чугунный кувшин (кман).
Национальные блюда в значительной степени и теперь являются основой питания казахов. Сохранились также способы заготовки и хранения мясных и молочных продуктов. В ряде животноводческих районов Казахстана, где занятие земледелием и огородничеством в силу климатических условий затруднено (Гурьевская область, юг Кустанайской области), свежие овощи по-прежнему почти отсутствуют в питании местного населения. В таких местах сохранилась и сезонность в питании казахского крестьянина. Однако старые национальные блюда стали питательнее и вкуснее, так как жиры и мясо доступны теперь всей массе трудящихся. В целом же в Казахстане за годы Советской власти огородничество получило широкое развитие. Овощи прочно вошли в пищевой рацион казахского населения. Многие продукты, в прошлом совершенно неизвестные основной массе казахов (различные кондитерские изделия, фрукты, крупы, макароны), теперь пользуются большим спросом. Благодаря тесному общению с русским населением многие казахские семьи, особенно в городах, стали приготовлять русские и украинские блюда (супы, борщ, каши). Очень многие как в городах, так и в сельских местностях, пользуются общественными столовыми, где наряду с обычными русскими блюдами готовятся и среднеазиатские блюда - куырдак, манты, палау. [8, с. 429]
В несравненно более широких размерах казахи потребляют теперь хлеб. Наряду с его национальными видами (бауырсак, таба нет и др.) во многих областях пекут в специальных печах (нан пеш) кислый хлеб. Вместе с тем многие городские хлебозаводы наладили выпечку национальных пресных лепешек, пользующихся спросом и у казахского, и у русского населения. Полностью сохранили свое значение старые национальные молочные напитки и сыры. Любимый напиток казахов - кумыс -пользуется большой популярностью и в городах среди русского населения.
Сохранение в значительной степени национальных традиций в питании местного,особенно сельского, населения обусловило использование некоторых форм национальной посуды: кожаных мешков и фляг, деревянных блюд, котлов для приготовления пищи. Вместо старой, связанной с кочевым бытом и поэтому исчезающей посуды широко бытует новая, более удобная и гигиеничная: фарфоровые и фаянсовые чашки с блюдцами, стаканы, эмалированные тазы, ведра, кастрюли, чайники, ложки, вилки. Не редкость в колхозах примусы, керогазы, а также электроплитки. [8, с. 429]