Маяковский ВВ

СОДЕРЖАНИЕ: Маяковский В.В. Родился в 1893 г. селе Багдади Кутаисской губернии. Отец - дворянин, служил лесничим, предки - из казаков Запорожской Сечи; мать из рода кубанских казаков. В 1902-1906 гг. Маяковский учился в Кутаисской гимназии, в июле 1906 г., после смерти отца, вместе с матерью и двумя сестрами переезжает в Москву, где поступает в IV класс 5-й классической гимназии (за неуплату денег за обучение был исключен из V класса в марте 1908 г.).

Маяковский В.В.

Родился в 1893 г. селе Багдади Кутаисской губернии. Отец - дворянин, служил лесничим, предки - из казаков Запорожской Сечи; мать из рода кубанских казаков. В 1902-1906 гг. Маяковский учился в Кутаисской гимназии, в июле 1906 г., после смерти отца, вместе с матерью и двумя сестрами переезжает в Москву, где поступает в IV класс 5-й классической гимназии (за неуплату денег за обучение был исключен из V класса в марте 1908 г.).

В Москве Маяковский знакомится с революционно настроенными студентами, увлекается марксистской литературой, вступает в начале 1908 г. в партию большевиков, подвергается арестам, 11 месяцев проводит в Бутырской тюрьме, откуда освобождается в январе 1910 г. как несовершеннолетний. В тюрьме Маяковский написал тетрадь стихов (1909), которая была отобрана надзирателями; с нее поэт исчислял начало своего творчества. После освобождения из тюрьмы он прерывает партийную работу, чтобы делать социалистическое искусство. В 1911 г. Маяковский поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества, где знакомится с Д. Д. Бурлюком, организатором футуристической группы Гилея, который открывает в нем гениального поэта. Через три года, в феврале 1914, Маяковский вместе с Бурлюком был исключен из училища за публичные выступления.

В декабре 1912 г. Маяковский дебютирует как поэт в альманахе Пощечина общественному вкусу, где были напечатаны его стихотворения Ночь и Утро. В нем же был опубликован и манифест русских кубо-футуристов, подписанный Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Маяковским и В. Хлебниковым. В манифесте провозглашалось нигилистическое отношение к русской литературе настоящего и прошлого: Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности. (...) Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным. Однако вопреки декларациям Маяковский высоко ценил Гоголя, Достоевского, Блока, и других писателей, которые оказали глубокое влияние на его творчество. Творчески плодотворным стал для Маяковского 1913 г., когда вышел его первый сборник Я (цикл из четырех стихотворений), написана и поставлена программная трагедия Владимир Маяковский и было совершено вместе с другими футуристами большое турне по городам России. Сборник Я был написан от руки, снабжен рисунками В. Н. Чекрыгина и Л. Шехтеля и размножен литографическим способом в количестве 300 экземпляров. В качестве первого раздела этот сборник вошел в книгу стихов поэта Простое как мычание (1916).

В 1915-1917 гг. Маяковский проходит военную службу в Петрограде в автошколе. 17 декабря 1918 г. поэт впервые прочел со сцены Матросского театра стихи Левый марш (Матросам). В марте 1919 г. он переезжает в Москву, начинает активно сотрудничать в РОСТА (Российское телеграфное агентство), оформляет (как поэт и как художник) для РОСТА агитационно-сатирические плакаты (Окна РОСТА). В 1919 г. вышло первое собрание сочинений поэта - Все сочиненное Владимиром Маяковским. 1909-1919. В конце 10-х гг. Маяковский связывает свои творческие замыслы с левым искусством, выступает в Газете футуристов, в газете Искусство коммуны.

Исследователи творческого развития Маяковского уподобляют его поэтическую жизнь пятиактному действу с прологом и эпилогом. Роль своего рода пролога в творческом пути поэта сыграла трагедия Владимир Маяковский (1913), первым актом стали поэмы Облако в штанах (1914?1915) и Флейта-позвоночник (1915), вторым актом - поэмы Война и мир (1915? 1916) и Человек (1916?1917), третьим актом - пьеса Мистерия-буфф (первый вариант - 1918, второй - 1920- 1921) и поэма 150 000 000 (1919-1920), четвертым актом - поэмы Люблю (1922), Про это (1923) и Владимир Ильич Ленин (1924), пятым актом -поэма Хорошо! (1927) и пьесы Клоп (1928-1929) и Баня (1929-1930), эпилогом - первое и второе вступления в поэму Во весь голос (1928-1930) и предсмертное письмо поэта Всем (12 апреля 1930 г.). Остальные произведения Маяковского, в том числе многочисленные стихотворения, тяготеют к тем или иным частям этой общей картины, основу которой составляют крупные произведения поэта.

Художественный мир Маяковского являет собою синтетическую драму, которая включает в себя свойства разных драматургических жанров: трагедии, мистерии, эпико-героической драмы, комедии, райка, кинематографа, феерии и т. д., подчиненных основному у Маяковского трагическому характеру его главного героя и трагедийной структуре всего его творчества. Следует заметить, что не только его пьесы, но и поэмы по-своему драматургичны и чаще всего трагедийны.

В поэмах-трагедиях Облако в штанах, Флейта-позвоночник, Война и мир, Человек и Про это у героя Маяковского, выступающего в роли богоборца, тринадцатого апостола, Демона и воителя, появляются трагические двойники, похожие на Христа. В изображении этой трагической двойственности Маяковский развивает традиции Гоголя, Лермонтова, Достоевского и Блока, становится богоборцем с сердцем Христа. Его богоборчество начинается с мук неразделенной любви к женщине и только потом приобретает социальный и бытийный смысл. В поэме Флейта-позвоночник он показал грядущий праздник взаимной, разделенной любви, а в поэме Война и мир - праздник братского единения всех стран, народов и материков. Маяковский хотел разделенной любви не только для себя, но чтоб всей вселенной шла любовь. Его идеалы трагически разбивались о реальную действительность.

В пьесе Мистерия-буфф и поэме 150 000 000 поэт ставит революционные массы народа на место Бога и Христа. При этом, в отличие от Двенадцати Блока, Маяковский односторонне идеализирует социальное сознание и творческие возможности революционных масс, которые еще недавно изображались поэтом как безликие толпы людей, покорные Повелителю Всего, а теперь, по подсказке автора, самоуверенно заявляющие: Мы сами себе и Христос и Спаситель!

В гениальной поэме-трагедии Про это Маяковский показал борьбу лирического героя за идеальную, разделенную любовь, без которой нет жизни. В ходе этого трагического поединка с героем происходят фантастические метаморфозы, его природное естество под воздействием громады любви развоплощается, превращается в творческую и духовную энергию, символами которой являются стих, поэзия и страдающий Христос. Гиперболический процесс метаморфоз выражен поэтом в сложной системе трагических двойников поэта: медведя, комсомольца-самоубийцы, похожего одновременно и на Иисуса, и на самого Маяковского, и других. В целом этот трагедийный метаморфический процесс обретает форму поэмы-мистерии о любви, страданиях, смерти и грядущем воскресении Всечеловека, Человека природного, стремящегося занять место Бога.

В поэме Хорошо! и сатирической дилогии Клоп и Баня Маяковский изображает, как в революционной борьбе рождается советская Россия, славит отечество... которое есть, но трижды - которое будет, внимательно следит за ростками новой жизни, стремясь как поэт романтико-футуристического склада помочь их быстрому развитию. Вместе с тем он обнаруживает в зародыше раковые опухоли советского общества, грозящие ему смертельными болезнями.

В феврале 1930 г. поэт вступает в РАПП (Российская Ассоциация пролетарских писателей). Этот поступок Маяковского был осужден его друзьями. Отчуждение и общественная травля усугублялись личной драмой (любовная лодка разбилась о быт). Маяковскому упорно стали отказывать в выезде за границу, где у него должна была состояться встреча с женщиной (стихотворение Письмо Татьяне Яковлевой, 1928), с которой намеревался связать свою жизнь. Все это привело Маяковского к самоубийству, предсказанному еще в трагедии Владимир Маяковский.

Скачать архив с текстом документа