Механизм правового регулирования общественных отношений
СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ Введение ...3 1. Понятие и предмет правового регулирования ..5 1.1. Понятие правового регулирования .5СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и предмет правового регулирования………………………………..5
1.1. Понятие правового регулирования………………………………………….5
1.2. Предмет правового регулирования………………………………………….8
1.3. Правовые методы, способы, типы, режимы правового регулирования…11
2. Структура и содержание механизма правового регулирования…………...19
2.1. Элементы механизма правового регулирования………………………….19
2.2. Содержание механизма правового регулирования……………………….23
Заключение……………………………………………………………………….25
Глоссарий………………………………………………………………………...26
Библиографический список.…………………………………………………….29
Приложение 1..…………………………………………………………………...31
Приложение 2…………………………………………………………………….32
Приложение 3…………………………………………………………………….33
Приложение 4…………………………………………………………………….34
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время актуальным остается вопрос о механизме правового регулирования общественных отношений.
Сильным средством преобразования и реформирования общественных отношение выступало и выступает государство. Принимая новые нормативно-правовые акты, государство совершенствует систему общественных отношений (при этом используются разнообразные методы и способы правового воздействия), удовлетворяя потребности и интересы личности.
Цель работы – проанализировать теоретический материал, расширить и углубить знание по теме «механизм правового регулирования общественных отношений».
Задача – исследовать механизм правового регулирования общественных отношений, а также дать ему характеристику.
Для решения поставленной задачи рассмотрены такие понятия, как правовое регулирование (его предмет, методы, способы, типы), структура и содержание механизма правового регулирования.
Так в разделе «понятие и предмет правового регулирования» дан ответ на вопрос: как право регулирует общественные отношения, то есть какими методами, способами оно воздействует на социальные явления? Во второй же главе даны ответы на вопросы: какими средствами право воздействует на общественные отношения, каков механизм правового воздействия? Все эти вопросы рассмотрены относительно полно, так как углубленное изучение механизма правового регулирования общественных отношений составляет основу курса теории права, и дать характеристику всему этому курсу в пределах данной работы невозможно.
Объект – правовое регулирование общественных отношений.
Предмет – рассмотрение сущности механизма правового регулирования общественных отношений.
Работа состоит из двух глав. В первой главе дается понятие и предмет правового регулирования. Во второй же главе охарактеризованы структура и содержание механизма правового регулирования: его элементы и содержание.
Методами исследования, использованными в процессе выполнения работы и послужившими инструментом в добывании необходимого фактического материала, являются: анализ, синтез, дедукция, классификация.
При написании работы используются труды В.М. Корельского, В.Д. Перевалова, Сырых В.М., Р.А. Ромашова и многих других.
1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1. Понятие правового регулирования
Для организации и упорядочения человеческого общества осуществляется социальное регулирование, целью которого является достижения согласования потребностей, интересов отдельного человека и общества в целом (малых или больших социальных групп). Воздействие на поведение людей может быть как внешним по отношению к человеку, так и внутренним (саморегулирование).
Социальное регулирование выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей.
К средствам социального регулирования относятся, прежде всего, социальные нормы: правовые (юридические), моральные, корпоративные, обычаи, политические, экономические, религиозные и другие, а также индивидуальные предписания, властные веления, меры физического, психического, организационного принуждения и т.д.
В рамках правового регулирования осуществляется взаимодействие правосознания и норм права, поэтому оно занимает важное место в системе социального регулирования.
Под правовым регулированием понимается деятельность государства и общества по подготовке, принятию и реализации нормативно-правовых актов. При этом главная роль принадлежит законодательным и исполнительным органам государства. Правотворческая деятельность также осуществляется обществом, его организациями и объединениями.
Правовое регулирование общественных отношений осуществляется с конкретными и определенными целями: юридическими и социальными. Юридические цели сводятся к обеспечению защиты и охраны прав, свобод и законных интересов граждан, общества и государства от нарушений, а также осуществление в обществе стабильного правопорядка. Социальные же цели правового регулирования сводятся к созданию необходимых условий для развития общества. При этом социальные и юридические цели могут быть реализованы только тогда, когда они воплотятся в конкретные правоотношения. Из всего этого можно сделать вывод, что главной целью правового регулирования является установление такого порядка в обществе, который бы максимально соответствовал предписаниям правовых норм, заложенным в них принципам социальной справедливости.
В области политики, экономики, права и других социальных сферах принимаются нормативно-правовые акты, имеющие целенаправленный характер.
Правовое регулирование предполагает активную деятельность людей, их объединений в процессе создания права и реализации его в жизнь.
Стадии правового регулирования:
· возведение государственной воли в закон;
· индивидуализация прав и обязанностей;
· реализация права.
На стадии возведения воли государства в закон:
· определяется круг участников правоотношения;
· устанавливается (указывается) их статус;
· определяются возможные права и обязанности участников правоотношения;
· указываются возможные варианты их поведения;
· данная информация закрепляется в нормативно-правовом акте (его правовых нормах), принимаемом государственным органом в установленном порядке.
На стадии индивидуализации прав и обязанностей (правоотношения):
· нормы права начинают действовать в конкретной ситуации;
· возникают правоотношения;
· участники правоотношений приобретают конкретные права и обязанности.
На стадии реализации правовая норма начинает «работать» - использоваться участниками правоотношения, применять к конкретной
ситуации1 . Реализация прав и обязанностей может происходить как в короткий срок, так и занимать длительный период времени. На этой стадии осуществляются такие функции права как правоохранительная, правообеспечительная.
На стадии правотворчества приоритет принадлежит, безусловно, правосознанию, которое выполняет три задачи: 1) критически оценивает действующую систему норм права; 2) выявляет малоэффективные, несовершенные, устаревшие и иные дефектные нормы права; 3) обосновывает пути и способы дальнейшего совершенствования действующих норм права и проектирует новые, более совершенные правовые нормы.
Таким образом, правовоерегулирование – это деятельность государства и общества, осуществляемая в процессе подготовки и принятия норм права, их реализации в конкретных отношениях и применениях государственного принуждения к правонарушителям с целью достижения стабильного в обществе правопорядка2 .
Значит, регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Воздействие не может считаться правовым регулированием, если: 1) под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством или противоречащие целям законодателя; 2) оно осуществляется не юридическим лицом.
Можно утверждать, что духовное, психологическое и идеологическое воздействие права связано со специально-юридическим правовым регулированием общественных отношений. В свою очередь специально-юридические средства и способы, воздействуя на поведения людей и общественные отношения, оказывают значительное влияние на идеологическую, духовно-нравственную сферу общественной жизни.
Нужно различать такие понятия как правовое регулирование и
правовое воздействие. Если рассматривать право со стороны влияния на поведение человека, то правовое регулирование общественных отношений будет уже, чем правовое воздействие, так как право, определяя направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Поэтому право можно назвать информационной и культурной ценностью.
Для непосредственного регулирования общественных отношений предназначены строго определенные средства правового воздействия, которые, образуя цельный, системный юридический механизм, являются предметом правового регулирования всей совокупности общественных отношений.
Понимание регулятивной роли законов и других нормативных актов и правовых средств в их взаимодействии и взаимосвязи является необходимой для подготовки будущих юристов к изучению правовых явлений, подчиненных практическим задачам.
С помощью специфических юридических средств и способов правовое регулирование выделяется как результативная, целенаправленная, нормативно-организационная деятельность. Все это имеет смысл в плане подготовки профессионалов правоведов.
1.2. Предмет правового регулирования
Предметом является то, на что направлена мысль, что составляет ее содержание или на что направлено какое-нибудь действие. Значит, предмет правового регулирования общественных отношений – это общественные отношения, требующие правового воздействия и подвергающиеся ему.
Предметом правового регулирования нельзя считать поведение человека. С одной стороны, нормы права влияют на его сознание, выражаясь в воле и заставляя действовать определенным образом. Но с другой стороны, большинство действий человека не охвачено законом: личная жизнь, трудовая, психологическая, мыслительная деятельность, так как они не влияют на сферу интересов государства, общества и отдельных лиц. Поэтому правовым регулированием выступает только такое поведение, которое порождает между лицами определенную социальную связь, понимаемое как общественное отношение.
Отношения человека к правилу поведения выражаются в двух вариантах: 1) по отношению к человеку юридическая норма остается внешней, поэтому лицо либо нейтрально к ней, либо считает неправильной данную норму; 2) в процессе социализации человек усваивает юридическую норму, при этом, трансформируя в собственные установки и убеждения, делает ее «своей».
Сфера правового регулирования должна быть точно определена. Если же она расширена (особенно в том случае, когда наблюдается централизованное государственно-властное воздействие), то создается условие возникновения тоталитарного режима, характеризующийся полным контролем государства над всеми сферами общественной жизни, что приводит к социальной пассивности. А если же сфера правового регулирования заужена, то в обществе происходит хаос и произвол.
Отношения, которые входят в сферу правового регулирования, имеют определенные признаки: 1) выполнение определенных правил, признание их общеобязательными – все это является основой для этих отношений; 2) отношения требуют соблюдение правил, обязательность которых закреплены достаточно действенной силой; 3) это отношения, в которых отражены интересы общества и отдельного человека; 4) реализуя взаимные интересы, участники данных отношений идут на ущемление своих интересов, ради удовлетворения интересов другого.
Исходя из этого, можно выделить три группы общественных отношений.
Первуюгруппу составляют отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными). Здесь наиболее ярко проявляется возможность и необходимость правового регулирования имущественных отношений, ибо во взаимоприемлемом обмене имуществом заинтересованно и все общество, и каждый отдельный человек. Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности имущества в денежном эквиваленте); обязательность признания правил обеспечена действенной силой социального аппарата правового принуждения.
Вторуюгруппуобразуют отношения по властному управлению обществом. В управлении социальными процессами заинтересованы и человек, и общество. Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общественных интересов и должно реализовываться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения. Естественно, в сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами.
Втретьюгруппувходят отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. Это отношения, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных сферах.
Общественные отношения, входящие в эти группы, и будут составлять предмет правового регулирования1 .
Способы, средства, характер, особенности правового регулирования зависят от содержания и характера общественных отношений, которые и составляют предмет правового регулирования.
Характер, вид общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, обусловливают степень интенсивности правового регулирования, то есть широту охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового
принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность
правового воздействия на общественные отношения2 .
Предмет правового регулирования общественных отношений определяется уровнем культурного и экономического развития общества, а также общественными закономерностями, поэтому он носит объективный характер. Наблюдаются колебания государства и его органов в определении совокупности отношений, урегулированных правом: отменяя устаревшие акты, часть общественных отношений переходит из сферы правового регулирования в сферу социального, и наоборот, принимая новые нормативно-правовые акты, государство и его органы пополняют сферу правового регулирования новыми отношениями, ранее не входившие в предмет правового регулирования.
1.3. Правовые методы, способы, типы, режимы правового регулирования
Прежде чем дать характеристику методам, способам, типам правового регулирования, нужно понять смысл этих слов.
Авторы «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова дают такие определения:
Метод – это способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь.
Способ – действие или система действий, применяемые при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь.
Тип – форма, вид чего-нибудь, обладающие определенными признаками, а также образец, которому соответствует известная группа предметов, явлений.
В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия. [Приложение 1]
Метод централизованного, императивного регулирования(авторитарный).Онбазируется на отношениях субординации (подчинении) между участниками общественного отношения. С его помощью регулируются отношения, где приоритетным, как правило, является общественный интерес. В государственно-организационном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Именно поэтому централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).
Метод децентрализованного регулирования (автономный). Он построен на координации (равноправии) целей и интересов сторон в общественном отношении, а также применяется для регламентации отношений субъектов гражданского общества, в первую очередь удовлетворяющих свои частные интересы, то есть в сфере отраслей частноправового характера.
Правотворческие органы разрабатывают и применяют специальные способы регулирования общественных отношений, с тем, чтобы побудить граждан и других лиц к активному использованию предоставленных им прав и свобод, а также, чтобы обеспечить надлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных нормами права.
Способы правового регулирования подразделяются на основные и дополнительные. К основным относятся дозволение, обязывание, запрет; к дополнительным – поощрение, рекомендации. [Приложение 2]
Дозволение – предоставление права участнику правовых отношений действовать определенным образом. Этот способ правового регулирования общественных отношений находит широкое применение в нормах права, которые призваны побудить личность к творческой деятельности, к реализации ее способностей, навыков умений в научной и предметно-практической деятельности по созданию духовных и материальных благ. Личность сама принимает решение о реализации дозволения без какого-либо вмешательства и тем более государственного принуждения.
Дозволение – это право, которое может быть реализовано только действиями самого управомоченного лица. Таково, например, авторское право, свобода слова, право на участие в шествиях, митингах, демонстрациях. Этими правами может воспользоваться тот, кто ими обладает, либо никто. Стимулом реализации дозволения является возможность личности своими действиями, самостоятельно удовлетворить свои интересы, интересы других лиц, общества и государства.
Обязывание – предписание совершить определенное положительное действие. Эти действия могут быть как активными (например, обязанность уплатить стоимость покупки, служить в армии, оказать предусмотренную договором услугу и др.), так и пассивными (например, не покушаться на права и свободы других лиц, не чинить препятствий собственнику пользоваться, владеть и распоряжаться имуществом и др.).
Количество позитивных обязываний, закрепленных в праве, неизменно соответствуют числу правомочий. В противном случае могут создаваться такие ситуации, когда правомочивание будет некому исполнять, и оно останется на бумаге.
Позитивное обязывание является мерой должного поведения. Его неисполнение является правонарушением и влечет за собой юридическую ответственность. В случае уклонения лица от исполнения юридической обязанности, государство и его органы принимают необходимые меры и принуждают его исполнить эту обязанность надлежащим образом, а также применяют к нему дополнительные карательные меры в виде конфискации, штрафа, лишения свободы, обязанности возместить причиненные убытки и другие.
Запрет – возложение обязанности воздерживаться от определенных действий. Нормы-запреты содержатся в законодательстве об административных правонарушениях, уголовном праве и ряде других актах. Для нормы, которая содержит запрет, любое поведение является допустимым и безразличным, если лицо не совершает запрещенных нормой права действий.
Запреты могут потребовать как воздержания от бездействования, когда невыполнение субъектом своих социальных функций нарушает социальные связи и может повлечь вредные последствия для общества, так и воздержания от активных действий. Поэтому ответственность наступает не только за совершение запрещенных действий, но и за не совершение того, что субъект юридически обязан делать.
Запрет исторически (и логически) первичен. Именно он наиболее определенно выражает требования общества. Запрет четко очерчивает круг запрещенных действий, он таким образом признает все остальные деяния дозволенными и берет их под правовую защиту. В этом случае свобода людей ограничивается минимальным образом. А за ее пределами остается лишь то, что действительно вредно для общества. Поэтому мнение о том, что запрет есть юридический способ наибольшего ограничения свободы индивидов – заблуждение.
Напротив, появление в практике юридического дозволения означает, что право расширяет сферу своего действия, выходит за рамки относительного узкого круга запрещенных поступков и начинает за его пределами нормировать свободу.
Обязывание и запрет имеют определенное сходство – и тот и другой способ предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный, активный характер, то в другом – пассивный.
Поощрения и рекомендацииявляются стимулами к правомерному поведению. Государство в нормах права нередко устанавливает материальные и моральные стимулы, с целью побудить гражданина и иное лицо активно пользоваться предоставленными ему правами, а обязанное лицо добровольно исполнять обязанности. Стимулирование выражается в закреплении нормами права духовных и материальных благ, которые может получить лицо, действующее правомерно. Основные стимулы правомерного поведения выражаются в виде: дополнительных материальных вознаграждений, премий, доплат, льгот; получения материальных и духовных благ, ради которых лицо вступало в определенные правоотношения; моральных стимулов – почетных грамот, государственных орденов и медалей.
Правовой стимул – это правовое побуждение к законопослушным
действиям, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта
режим благоприятствования.
Общие признаки реализации правовых стимулов:
1. они связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, так как обещают либо предоставляют ценности, а иногда отменяют либо снижают меру лишения ценностей (например, отмена или снижение меры наказания есть стимул);
2. расширяют объем возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения;
3. обозначают собой положительную правовую мотивацию;
4. предполагают повышение положительной активности;
5. направлены на упорядочение изменение общественных связей, выполняют функцию их развития.
Правовое ограничение – правовое сдерживание противозаконной акции, создающее условия для охраны и защиты интересов контрсубъекта и общественных интересов.
Общие признаки реализации правовых ограничений:
1. они связаны с неблагоприятными условиями для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите;
2. сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний;
3. обозначают собой отрицательную правовую мотивацию;
4. Предполагают снижение отрицательной активности;
5. направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны1 .
Со способами правового регулирования (как основными, так и
дополнительными) взаимодействуют неюридические способы влияния на сознание, волю, а значит, и поведение людей в обществе. Например, нормы права, правовые акты (нормативные и индивидуальные), другие правовые явления обладают информационным воздействием. С их помощью до сведения людей доводится информация, которую они могут использовать в своих интересах. Они информируют людей о возможном и должном в общественной жизни, о последствиях юридически значимого поведения, позволяют предвидеть последствия своего поведения и поведения других людей в тех сферах жизни, которые охватываются правовым регулированием.
В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы, на основе которых выделяются два типа правового регулирования1 . [Приложение 3]
Общедозволительный тип правового регулирования общественных отношений основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формулировка звучит следующим образом: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок запрещено (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлению инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования неприменим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможность для различного рода злоупотреблений.
Разрешительный типправового регулирования основывается на
общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершить только те действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.
Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения поставленных целей. Разрешительный же тип правового регулирования вытекает из необходимости в строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения1 .
Таких отраслей права, которые построены лишь на одном типе правового регулирования, нет. Так, например, элементы разрешительного типа присутствуют в гражданском праве, а в административном праве можно встретить нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу.
В научно-практический в обиход в теории права входит термин «правовой режим».
Правовой режим – специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов. Сферы общественных отношений различны, и поэтому требуются различные способы, методы, типы правового регулирования. Своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли, так и в правовой системе в целом. Правовой режим может включать все способы, методы, типы, но в различных сочетаниях, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других.
Достаточно очевидно различие в правовых режимах отраслей, относящихся к публичному и частному праву.
Вопрос о методах, способах, типах, режимах правового регулирования
имеет наряду с теоретической большую практическую значимость.
Выбор той или иной формы правового регулирования зависит от содержания регулируемых отношений, а также от ряда других условий, которые вместе взятые требуют от законодателя избрать для данных отношений именно такой, а не иной способ их юридического построения, чтобы сделать правовое регулирование наиболее эффективным, целесообразным, способствующим прогрессу, воплощению в жизнь гуманистических идеалов правового общества1 .
Русский правовед Е.Н. Трубецкой писал, что при создании и развитии права необходимо учитывать два фактора: с одной стороны, исторический опыт правовой жизни общества, а с другой – идеи разумного воздействия на социальные процессы, и тогда будут подобраны наиболее эффективные методы, способы, типы правового регулирования2 .
Дифференциация юридической деятельности на частноправовую и публично-правовую связана с методами, способами, типами правового регулирования общественных отношений.
Юристы публично-правовой ориентации мыслят и действуют в интересах всего общества. Поэтому их деятельность направлена на подчинение частных и групповых интересов общегосударственному интересу и общесоциальному порядку. У юристов частноправовой ориентации в профессиональном правосознании интересы суверенного индивида превалируют над общесоциальными интересами. Свою профессиональную цель они видят в защите свободы человека от посягательств государственной и иной власти. Это разграничение юридической деятельности учитывается при подготовке будущих юристов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1. Элементы механизма правового регулирования
Успешная деятельность государства и его органов в области правового регулирования общественных отношений заключается не только в правильном осознании границ правового регулирования, но и в творческом использовании в этих целях наиболее действенных правовых средств. В юридической литературе совокупность таких средств трактуется достаточно разнообразно1 .
К составным частям механизма правового регулирования относятся: юридические нормы, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, правосознание, режим законности. Каждый из этих элементов, своим способом воздействуя на поведение людей и общественные отношения, выполняет свои регулятивные функции.
Нормы права выступают как предписание и как образец, модель поведения в правовых отношениях. Это исходная база правового регулирования общественных отношений. В нормах права в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания. Нормы права – это основа всего механизма правового регулирования. Все остальные его элементы предусмотрены нормами права, носят поднормативный характер.
Основополагающее регулирующее воздействие нормы права на общественные отношения состоит в том, что она определяет круг субъектов, на которых распространяется ее действие; формулирует обстоятельства, при которых данные субъекты руководствуются ее предписаниями; раскрывает содержание самого правила поведения; устанавливает меры юридической ответственности за нарушение указанных правил.
В юридической науке и практике правовые нормы совершенно справедливо считаются нормативной основой механизма правового регулирования, так как в них сконструирована модель общественного отношения, которая соответствует потребностям и интересам граждан правового государства.
Нормативно-правовой акт – письменный документ, создаваемый в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов или всего народа (в порядке референдума), по установлению или признанию норм права, вводящих, изменяющих или отменяющих правила общего характера. Другими словами, нормативно-правовой акткак документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений. Например, Гражданский кодекс определяет режим регламентирования отношений по использованию материальных благ (имущества), по установлению правового положения участников гражданско-правовых отношений.
Нормативно-правовые акты в своей совокупности образуют целостную и непротиворечивую систему. В ней действуют принцип, согласно которому принимаемые правотворческим органом акты не могут противоречить Конституции и актам вышестоящих органов. Те нормативно-правовые акты, которые противоречат данному принципу, подлежат немедленной отмене самим правотворческим органом, либо вышестоящим органом государства, либо Конституционным судом. Система нормативно-правовых актов содержит все действующие нормы права, которые в свою очередь также находятся между собой в тесной взаимосвязи и образуют единое целое – систему права, основными элементами которой выступают гражданское, трудовое, административное, финансовое, земельное, уголовное и другие отрасли права.
Акты официального толкования – документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами (например, пленум Верховного Суда РФ) и направленные на разъяснение смысла правовых норм. Высшую ступень среди них занимают акты конституционного толкования, которые во многих государствах даются конституционным судом. Высшей юридической силой обладают акты толкования парламентских органов и высших судебных инстанций, если они конституционно уполномочены на толкование законов.
Юридические факты – предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений. Очень часто для возникновения правоотношения необходим не один юридический факт, а их совокупность, то есть фактический состав.
Правоотношенияесть средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения членов общества (субъектов права). Через правоотношения осуществляется реализация права, это основной путь претворения предписаний норм права в акты поведения людей.
Правоотношение устанавливает персональную меру возможного и должного поведения участников общественных отношений. При попадании в сферу конкретного правового влияния возможна реализация свободы действий в предусмотренных пределах. Перевод общих прав и обязанностей, содержащихся в правовой норме, в правоотношение дает механизму правового регулирования «возможность» завершить свою регулятивную функцию, то есть воплотить права и обязанности субъектов правоотношений в фактические общественные отношения.
Акты реализации права – это действия субъектов права, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права. В таких действиях (в ряде случаев закрепленных в юридических документах, например договорах) реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения.
Посредством актов реализации права достигаются цели правового регулирования, удовлетворяются конкретные законные интересы управомоченных и обязанных лиц. Основными формами реализации прав и обязанностей являются: а) использование предоставленных нормами права возможностей; б) исполнение обязывающего правового предписания; в) соблюдение правовых запретов. При невозможности самостоятельной реализации субъектами права принадлежащих им юридических прав и обязанностей, государство в лице своих компетентных органов осуществляет правоприменительную деятельность, призванную обеспечить их полную реализацию (изымает налоги, назначает пенсии, осуществляет правосудие).
Акты применения права – это официальные правовые документы, содержащие индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела. Другими словами, это индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений. Это акты (как действия, так и документы) индивидуализированного правового регулирования. Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по конкретному юридическому делу.
В качестве своеобразных элементов механизма правового регулирования выступают правосознаниеирежимзаконности. Своеобразие этих элементов заключается в их не материальности. Этот признак не мешает им оказывать действенное влияние на весь процесс правового регулирования. Эффективность работы всех элементов механизма правового регулирования зависит от уровня правосознания и реальности режима законности.
В реальной действительности элементы механизма правового регулирования воздействуют на общественные отношения не только юридически, но и при помощи неюридических средств и способов воздействия на поведение людей.
Интересы человека – вот главный ориентир для совершенствования элементов механизма правового регулирования. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен быть социально ценным по своей природе, создавать режим благоприятствования реализации законных стремлений личности, упрочнению ее правового статуса.
Исследование разнообразных юридических форм и средств воздействия на поведение людей и общественные отношения показывает, какие из них являются наиболее оптимальными, эффективными в данных условиях, каких результатов можно достичь, используя те или иные юридические средства в каком-либо их сочетании.
2.2. Содержание механизма правового регулирования
В теории права под механизмом правового регулирования понимают совокупность правовых средств, организованных наиболее
последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.
Целью механизма правового регулирования является обеспечение свободного движения интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). Механизм правового регулирования – система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей (формальный признак).
Потребность в различных юридических средствах, действующих в механизме правового регулирования, определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных представлений на этом пути. Именно неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как содержательного момента предполагает разнообразие их правового обеспечения.
Понятие механизма правового регулирования позволяет собрать и систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные отношения, определить место и роль того или иного юридического средства в правовой жизни общества.
Некоторые авторы полагают, что механизм правового регулирования общественных отношений состоит только из правовых средств юридического воздействия, при этом такие правовые процессы, как правотворчество, применение права они не включают. Но это не правильно. Один из основных принципов научного анализа сложных систем, механизмов требует рассматривать исследуемый объект, явление во взаимосвязи, взаимодействии составляющих его частей. Поэтому, чтобы получить полное и верное представление о механизме правового регулирования общественных отношений, его способности выступать в этом качестве следует рассматривать максимально полно все его компоненты, а также взять их во взаимосвязи и взаимодействии.
Единый механизм правового регулирования общественных отношений сообразно стадиям правового регулирования. Каждый механизм действует на своей стадии и характеризуется специфическими, присущими только ему правовыми средствами. [Приложение 4]
В механизме правотворчества выделяются объект и субъект. Под объектом понимается система общественных отношений, подлежащих правовому регулированию. Субъектами выступают, прежде всего, государство, его органы и должностные лица, граждане, политические партии и общественные объединения.
Такие специально правовые средства как правотворческая инициатива, юридическая техника, процедуры рассмотрения и принятия нормативно-правового акта, его официальное опубликование используются в процессе правотворчества.
Правовое регулирование полностью исчерпывает себя механизмом реализации норм права (при нормальном течении обстоятельств). Но наличие в обществе правонарушений, делает необходимым и оправданным существование механизма государственного принуждения. Именно с помощью него органы государства принимают попытку восстановить нарушенные права граждан и иных лиц и сделать правонарушителей законопослушными.
Как и любой другой управленческий механизм, правовое регулирование стремится к оптимизации, к действительности правовой формы, которая в наибольшей мере создает режим благоприятствования для развития полезных общественных отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие правовых средств на поведение людей и общественные отношения. Правовое регулирование предполагает активную деятельность как всего общества, так и отдельно взятого человека в процессе создания и применение права.
Система общественных отношений, регулируемых правом, разнообразна и сложна. Она подразделяется на политическую, экономическую, социальную сферы. Предмет правового регулирования, то есть сфера общественных отношений, должен быть четко определен, для того, чтобы избежать угрозы возникновения произвола в обществе или тоталитарных режимов.
Входящие в сферу правового регулирования общественные отношения неодинаковы, именно поэтому наблюдаются различия в методах, способах юридического воздействия. Разделение юридической деятельности на публично-правовую и частноправовую связано с разнообразием методов, способов, типов правового регулирования. Это должно учитываться при подготовке будущих юристов.
Механизм правового регулирования общественных отношений – система юридических средств (нормы права, нормативно-правовые акты, правоотношения и другие), при помощи которых осуществляется правовое регулирование.
Правильное осознание границ правового регулирования общественных отношений и использование наиболее действенных юридических средств – все это нужно для успешной деятельности государства.
Исследование механизма правового регулирования обеспечивает законодателя набором оптимальных юридических средств и правовых механизмов, для наиболее эффективного решения общественных задач.
ГЛОССАРИЙ
№ п/п |
Новое понятие | Содержание |
1 | 2 | 3 |
1 | Акты официального толкования | документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами и направленные на разъяснение смысла правовых норм |
2 | Акты применения права | официальные правовые документы, содержащие индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела |
3 | Акты реализации права | действия субъектов права, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права |
4 | Дозволение | право, которое может быть реализовано только действиями самого управомоченного лица |
5 | Запрет | возложение обязанности воздерживаться от определенных действий |
6 | Метод | способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь |
7 | Механизм правового регулирования | система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей |
8 | Нормативно-правовой акт | письменный документ, создаваемый в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов или всего народа, по установлению или признанию норм права, вводящих, изменяющих или отменяющих правила общего характера |
9 | Обязывание | предписание совершить определенное положительное действие |
10 | Правовое ограничение | правовое сдерживание противозаконной акции, создающее условия для охраны и защиты интересов контрсубъекта и общественных интересов |
11 | Правовое регулирование | деятельность государства и общества, осуществляемая в процессе подготовки и принятия норм права, их реализации в конкретных отношениях и применениях государственного принуждения к правонарушителям с целью достижения стабильного в обществе правопорядка |
12 | Правовой режим | специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов |
13 | Правовой стимул | правовое побуждение к законопослушным действиям, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования |
14 | Предмет правового регулирования общественных отношений | общественные отношения, требующие правового воздействия и подвергающиеся ему |
15 | Способ | действие или система действий, применяемые при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь |
16 | Тип | форма, вид чего-нибудь, обладающие определенными признаками, а также образец, которому соответствует известная группа предметов, явлений |
17 | Юридические факты | предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алексеев С.С. Теория права. М., 1995. – 347с.
2. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА . М, 1999. – 440с.
3. Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994. – 319с.
4. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 300с.
5. Общая теория права и государства/ Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994. – 432с.
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: «Русский язык», 1990. – 535с.
7. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М.: «Фирма Гардарика», 1996. – 304с.
8. Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов. Редактор Голубкова Н.А. М.: Былина, 1998. – 512с.
9. Теория государства и права (схемы и комментарии). Учебное пособие/ Под ред. Д. Ю. Н., проф. Р.А. Ромашова. – СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2000. – 276с.
10. Теория государства и права: Учебник для вузов/Отв. ред. Д.Ю.Н., проф В.Д. Перевалов. – 3-е изд, перераб. и доп. – М.: Норма, 2004. – 496с.
11. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова – М.: Изд. группа НОРМА – ИНФРА-М, 1998. – 570с.
12. Трубецкой Е.Н. Лекции по Энциклопедии права. М., 1909. – 245с.
13. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений/Под ред. Профессора В.Г. Стрекозова – М. – 2001. – 377с.
14. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 1999. – 367с.
15. Черепахин Б.Б. К вопросу о частном и публичном праве. М., 1994. – 219с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Логическая схема методов правового регулирования1
МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Авторитарный Автономный
(субординации, подчинение) (координации, равноправие)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Логическая схема способов правового регулирования1
СПОСОБЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Дозволения – состоят в предоставлении
Субъектам права на совершение опре-
Деленных положительных действий
Основные Обязывания- заключаются в возложении
обязанности совершать определенные
положительные действия
Запреты – сводятся к возложению обя-
Занности воздерживать от
Запрещенных действий
Поощрения – выражаются в награжде-
нии субъектов за определенные
услуги
Дополнительные
Рекомендации – состоят в предложении
Избрать наиболее целесообразный
Вариант поведения
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Логическая схема типов правового регулирования1
ТИПЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Логическая схема стадий и механизма правового регулирования1
Стадии и механизм правового регулирования
IIIIII
Нормативная Индивидуальная Реализация
Регламентация регламентация
Юриди-
ческий
факт
Норма Правовое Акт
Права отношение реализации
Акт
применения
П Р А В О С О З Н А Н И Е
1 Ромашев Р.А. Теория государства и права (схемы и комментарии). СПб., 2000. С. 52.
2 Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. С. 129 – 133.
1 Ливщиц Р.З. Теория права. М., 1994. С. 92 – 94.
2 Алексеев С.С. Теория права. М., 1995. С. 214 – 215.
1 Комаров С.А, Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов – М., 1999. С. 367 –368.
1 Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов/Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова – М., 1998. С. 263.
1 Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 1999. С. 124.
1 Черепахин Б.Б. К вопросу о частном и публичном праве. М., 1994. С. 34.
2 Трубецкой Е.Н. Лекции по Энциклопедии права. М., 1909. С. 83.
1 Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. С.145.
1 Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно – методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М., 1999. С. 370.
1 Теория государства и права (схемы и комментарии). Учебное пособие./Под ред. д. ю. н., проф. Р.А. Ромашова. – СПб., 2000. С. 53.
1 Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно – методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М., 1999. С. 370.
1 Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов/ Под ред. В.М Корельского и В.Д. Перевалова – М., 1998. С. 271.