Механизм предпринимательской деятельности предприятия

СОДЕРЖАНИЕ: Аренда. Лизинг. Франчайзинг. 1. Аренда Опыт развитых стран свидетельствует, что только высокая степень самостоятельности предприятий по всему аспекту производственно-хозяйственной деятельности обеспечивает экономическую эффективность производства и материальное благополучие работников.

Механизм предпринимательской деятельности предприятия.

  1. Аренда.
  2. Лизинг.
  3. Франчайзинг.

1. Аренда

Опыт развитых стран свидетельствует, что только высокая степень самостоятельности предприятий по всему аспекту производственно-хозяйственной деятельности обеспечивает экономическую эффективность производства и материальное благополучие работников. Следовательно, необходимы такие формы хозяйствования, которые дают предприятию свободу действий, обеспечивающую насыщение потребительского рынка товарами, расширенное воспроизводство и социально - экономическое развитие. К таким формам, прежде всего, относится аренда.

Аренда - это имущественный наём, основанный на договоре о предоставлении имущества во временное пользование за определённую плату.

Аренда предприятия - это аренда имущества, самостоятельных предприятий, а также его структурных подразделений.

Трудовой коллектив, выступая в роли коллективного арендатора средств производства, становится их собственником на время, установленное договором.

Аренда предприятия - одна из форм разгосударствления собственности. При этом продукция становится коллективной собственностью и арендатор (коллектив) имеет право выкупить в будущем арендованное предприятие.

Основные принципы аренды:

- длительный срок хозяйственных отношений между арендатором и
арендодателем (не менее 5 лет);

- арендный доход используется по решению коллектива в определённой
пропорции на накопление и потребление;

- условия арендной платы за сданное в аренду имущество;

- конкурсная основа сдачи предприятия в аренду.

Арендная плата включает: амортизационные отчисления от стоимости арендованного имущества, часть прибыли (дохода) - арендный процент, величина которого устанавливается на уровне не ниже банковского процента, а также средства, передаваемые арендатором арендодателю для ремонта имущества по истечении срока его аренды.

Средства на техническое перевооружение производства, затраченные арендатором по согласованию с арендодателем, могут быть востребованы после прекращения договора аренды.

Если техническое состояние имущества после окончания срока аренды ухудшилось, то арендатор возмещает арендодателю нанесённый ущерб.

Арендатор имеет право частично или полностью выкупить арендованное имущество.

Выкуп включает арендную плату за весь арендный срок и остаточную стоимость арендованного имущества. Выкуп позволяет по решениютрудового коллектива преобразовывать арендное предприятие из государственного в коллективное: кооператив, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество.

Источником формирования финансовых результатов деятельности арендного предприятия является выручка от реализации продукции (работ, услуг). Из суммы, полученной от реализации продукции, возмещаются все материальные затраты, производится арендная плата, уплачиваются проценты за кредит. В результате формируется хозрасчётный доход, в который включаются сальдо по экономическим санкциям. Хозрасчётный доход становится собственностью коллектива и является главным источником технического перевооружения (фонд накопления) и развития производства, оплаты труда работников и решения социальных вопросов (фонд потребления).

2. Лизинг

Лизинг - это особый вид аренды машин, оборудования, средств транспорта, компьютерной техники и др. с последующей передачей их в собственность лизингополучателя. Таким образом, благодаря лизингу представляется возможность взять во временное пользование средства труда без крупных капиталовложений.

Эта форма аренды привлекательна для мелких и средних предприятий.

В общем виде схема лизинга может быть представлена в следующем виде:

Лизинговая компания - специализированное учреждение, предоставляющее в аренду лизингополучателю оборудование за определённую плату на согласованный срок.

По завершению срока аренды лизингополучатель либо возвращает оборудование лизинговой компании, либо продлевает срок договора, либо приобретает оборудование по остаточной стоимости.

Суть лизинга в сочетании элементов аренды (право собственности) и банковского кредита (срочность, возвратность).

В отличие от арендатора лизингополучатель выплачивает лизингодателюне ежемесячную арендную плату, а полную сумму амортизационных отчислений.

При взятии в аренду каких - либо материальных ценностей арендатор не становится собственником этих средств, а лизингополучатель принимает на себя обязанности, вытекающие из права собственности, т.е. несёт прямую ответственность за риск случайной гибели и техническое обслуживание объекта лизинга.

3. Франчайзинг

Франчайзинг - смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства; система взаимовыгодных партнёрских отношений, объединяющая элементы аренды, купли - продажи, подряда, представительства.

Крупное предприятие - франчайзер и мелкое - франчайзи (оператор) заключают договор франчайзинга.

Предмет договора - обязанность франчайзера снабжать оператора своими товарами, апробированными технологиями, передавать ему исключительное право на производство и сбыт под торговой маркой и от имени франчайзера оговоренных товаров и услуг.

Оператор выплачивает единовременный взнос за право пользования на рынке именем и торговой маркой.

Франчайзер устанавливает также размер отчислений от объёма текущих продаж оператора, составляющий в среднем 2 - 3 %.

Преимущества франчайзинга:

- мелкое предприятие приобретает существенную гарантию своего
существования: гарантию поставок сырья, материалов, полуфабрикатов,
получает консультации и поддержку крупной фирмы;

- крупная фирма расширяет сферу сбыта своей продукции, проникая на
небольшие рынки и быстро реагируя на изменения спроса.

Недостатки франчайзинга:

- мелкое предприятие должно учитывать интересы партнёра - крупной
фирмы;

- мелкое предприятие производит регулярные отчисления крупной фирме
не от прибыли, а от объёма продаж;

- крупное предприятие имеет право проверки финансовой документации,
методов ведения бизнеса оператором, изложенных в инструкции партнёрской
компании, что ограничивает возможности манёвра оператора.

Экономический механизм управления предприятием.

С переходом на рыночные отношения процесс функционирования экономики становится всё более динамичным, что объясняется воздействием на функционирование предприятия трёх основных групп факторов: технико-технологических, социально - экономических и региональных.

Динамичное изменение техники и технологии, борьба за потребителя и качество продукции, рост конкуренции заставляет предприятие по новому решать весь комплекс вопросов управления.

Гибкость в управлении, способность и умение быстро перестраиваться, не упускать возможности, открываемые нововведениями и рынком, в настоящее время становятся важнее, чем прямая экономия управленческих расходов.

Основные идеи новой философии управления:

- ориентация на потребительский спрос;

- проведение маневренной научно - технической, инновационной и рыночной политики;

- признание социальной ответственности, лежащей на управляющих.
Управление предприятием связывает воедино их внутренние ресурсы и внешнюю среду, наиболее существенными компонентами которой являются государственное регулирование экономики, конкуренция, состояние социальной среды.

Для современного управления характерны следующие принципиальные положения:

1. Отказ от управленческого рационализма, согласно которому, успех
предприятия определяется воздействием управления на внутренние факторы
производства (снижение издержек, развитие специализации, рациональная
организация производства).

2. Выдвижение на первый план проблем гибкости и адаптируемости к
постоянным изменениям внешней среды. Целесообразна интеграция методов“жёсткого” и “мягкого” типов управления в единую систему.

Предприятие как система не является самообеспечиваемым, а зависит в своей деятельности от энергии, информации и других ресурсов, поступающих извне.

3. Применение к управлению ситуационного подхода. Главное - это
ситуации, т.е. конкретный набор обстоятельств (различные воздействия
извне), которые оказывают существенное влияние на работу предприятия в
данный период времени.

4. Необходимость разработки и реализации системы стратегического
управления предприятием. Метод стратегического управления сочетает
стратегический подход к постановке задач и программно - целевой подход к их реализации.

5.Поворот к управлению организационной культурой, которая означает:

- установление высоких стандартов деятельности каждого работника
предприятия, начиная с руководства;

- обеспечение гибкого лидерства;

- создание атмосферы всеобщей вовлечённости в дела фирмы.

6.Признание определяющего значения инновационного менеджмента,
основой которого на предприятии является создание соответствующего
климата (восприимчивости ко всему новому), инициатива сотрудников,
создание адекватных форм инновационной деятельности и ее
стимулирование.

7.Осознание ведущей роли лидера на предприятии как носителя нового
хозяйственного мышления.

8. Признание социальной ответственности менеджмента перед работниками предприятия и перед обществом в целом.

Эффективность деятельности предприятия зависит от выбранной стратегии развития и стратегических типов управления. Стратегия развития предприятия включает:

- стратегию концентрированного роста (развитие продукта, развитие
позиции на рынке);

- стратегия интегрированного роста (приобретение собственности,
внутреннее расширение);

- стратегия диверсификационного роста (производство новых продуктов);

- стратегия сокращения (целенаправленное, сбалансированное сокращение бизнеса в связи с изменениями на рынке).

Основными стратегическими типами управления предприятием являются:

- жёсткое рационалистическое (директивное) управление;

- управление по отклонениям от заданного состояния (процесса);

- управление с упреждением (анализ и прогноз будущих событий);

- управление по результатам;

- управление, основанное на стимулировании (мотивации) деятельности;

- управление на основе корпоративной культуры и социальной
ответственности;

-управление, ориентированное на стратегию возможного.

Важнейшими функциями управления являются выработка и принятиерешений и обмен информацией (коммуникации). К числу общих относятся функции планирования, организации (включая организацию и координацию сотрудников предприятия), мотивации сотрудников к эффективному действию и контроля (включая учёт и анализ деятельности предприятия).

Схема процесса управления предприятием может быть представлена в следующем виде:

Структура управления предприятием характеризуется двумя основными типами:

- механистическая (формальные процедуры и правила, жёсткая иерархия
власти). К ней относится линейная, функциональная, линейно-функциональная, продуктовая, региональная структуры;

- органическая (умеренное использование формальных правил и
процедур, децентрализация, гибкая структура власти, участие в управлении
низших уровней работников). К этому типу относятся матричные, программно - целевые структуры.

Наиболее важным моментом в управлении являются продуманные, квалифицированные действия руководителей предприятия, врезультате чего деятельность коллектива приобретает нужную целеустремлённость, организованность и продуктивность.

В современном менеджменте различают три основных направления деятельности:

- техническая деятельность по созданию, освоению и применению
прогрессивных материалов, технологий, оборудования. Главное в этом
направлении - умение произвести техническую идею. Задача менеджера -
поиск творческих людей и обеспечение необходимых условий для ихдеятельности;

- управленческая деятельность по обеспечению согласованности и упорядоченности производственных процессов. Задача менеджера - управление внутренними факторами производства;

- управленческая деятельность по организации действий предприятия на
рынке товаров и услуг. Это маркетинговая управленческая деятельность,
базирующаяся на основе учёта внешних факторов.

Таким образом, маркетинг и менеджмент представляют собой две неразрывные стороны управления предприятием, при этом первый, выступает в роли генератора идей, а второй призван обеспечить их достижение.

К настоящему времени сложились следующие типы систем управления:

- связанные с определением позиции. Этот тип включает: долгосрочное и стратегическое планирование, выбор стратегических позиций.

- связанные со своевременной реакцией, дающие ответ на быстрые,
неожиданные изменения в окружающей среде. Этот тип включает:

- управление на основе ранжирования стратегических задач;

- управление по сильным и слабым сигналам;

- управление в условиях стратегических неожиданностей.

Выбор сочетаний систем управления для конкретного предприятия зависит от среды, в которой оно действует или собирается действовать, зависит от новизны и сложности задач.

Скачать архив с текстом документа