«метод проектов как условие становления общеучебных компетенций учащихся»

СОДЕРЖАНИЕ: Изменения в преподавании истории, обществознания, особенно в старших классах, требуют переосмысления не только содержания мате­риала, так как появилась необходимость привлечения большого объема современной информации, но и методики преподавания

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

г. Тихвина, Ленинградской области

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ

ОБЩЕУЧЕБНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

УЧАЩИХСЯ»

Выполнил: ОХОТНИКОВА

ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА,

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И

ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение стр.3-5

Глава I. Организация проектной деятельности учащихся. стр.6-7

Глава II. Диагностика и анализ развития общеучебных компетенций учащихся

на материале образовательных областей « История», « Обществознание». стр.8-13

Заключение стр.14-16

Библиография стр.17

Приложения стр.18-35

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность . Использование новых педагогических технологий является неотъемлемой частью педагогического процесса. К одной из наиболее распространенных можно отнести технологию проек­тов, или метод проектов. Изменения в преподавании ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ, особенно в старших классах, требуют переосмысления не только содержания мате­риала, так как появилась необходимость привлечения большого объема современной информации, но и методики преподавания.

Эффективность преподавания во многом зависит от умения учителя разнообразить организацию учебного процесса. Одним из таких направлений является проектная деятельность, которая может способствовать более глубокому усвоению курса истории, обществознания и практическому применению знаний. Способствует формированию творческого процесса и развивающего обучения, предполагающего интенсивное развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; где каждый обучаемый получает возможность удовлетворить возникший учебный интерес, добиться положительного результата, когда содержание, изучаемого на уроке, организация этого содержания позволяет ученику преодолеть интеллектуальные затруднения и на положительном эмоциональном фоне восполнить недостаточность ориентиров для умственного действия. При этом учитель ре­шает поставленные им задачи:

• педагогические задачи (обучающие, развивающие, воспи­тательные);

• практические (реализация компетентностного подхода к результатам обучения);

• социальные (удовлетворение какой-либо социальной по­требности).

Проект - это такая открытая и динамичная форма органи­зации учебной деятельности учащегося и педагогической дея­тельности учителя, которая предполагает их выбор и творческие решения.

Метод проектов - педагогическая технология, которая ори­ентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний для активного освоения но­вых способов человеческой деятельности.

Предварительный выбор темы, над которой будут работать ученики, проходит с учетом рекомендаций учителя. Осуществ­ление проектной деятельности возможно лишь в том случае, ес­ли ученики имеют знания и навыки, предусмотренные образова­тельными стандартами. В этой связи особое значение приобре­тает дифференцированный подход к учащимся, умение учителя соотнести познавательные возможности ученика с уровнем сложности проектной работы.

Поэтому использование методов традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные техноло­гии: информационно-коммуникативные, дистанционные, про­ектные, исследовательские.

При работе над проектами по истории, обществознанию можно выделить несколько видов проектов:

- научно-исследовательский (имитация научного исследования, обя­зательно предусматривает эксперимент, данный проект имеет четкую структуру) — реферат, доклад, научная статья

- реферативно-описательный (ориентирован в основном на обработку информации, выявление проблем, не предусматрива­ет экспериментальной проверки)

- творческий (описание творческой деятельности)

- практико-ориентированный (продуктом в результате которого можно воспользоваться)

- социально-информационный (где происходит сбор информации об объекте исследования)

Анализ учебных и интеллектуальных компетенций учащихся позволяет сделать вывод о том, что метод проектов будет способствовать формированию у учащихся общеучебных компетенций.

Учитывая важность проблемы и ее новизну мною сформулирована следующая

тема экспериментальной работы: Метод проектов как условие становления общеучебных компетенций учащихся.

Объект исследования : развитие общеучебных компетенций учащихся через проектную деятельность.

Предмет исследования : проектная деятельность, как средство развития общеучебных компетенций учащихся.

Цель исследования: развитие общеучебных компетенций учащихся через использование метода проектов во внеурочной деятельности.

В ходе исследования решались следующие задачи:

- выявить особенности проектной деятельности как одной из инноваций современного образования;

- организовать проектную деятельность учащихся;

- рассмотреть особенности развития общеучебных компетенций учащихся на материале образовательных областей « История», « Обществознание».

Гипотеза: метод проектов будет способствовать становлению общеучебных компетенций учащихся; при условии, если будут учтены индивидуальные особенности учащихся и степень их включения в проектную деятельность.

Ожидаемые результаты для учащихся:

- становление общеучебных компетенций (исследовательских, социального взаимодействия, оценочных, информационных);

- создание проектов по темам:

1. «Герои битвы за Тихвин»

2. «Занятия жителей Тихвинского уезда в 19 веке (по материалам школьного музея)»

3. «Межличностные конфликты»

4. «Человек и природа»

5. «Человек среди людей (дружба)»

6. «Связь поколений».

Основные методы проведения исследования :

- теоретический анализ источников;

- систематизация эмпирического материала;

- наблюдение;

- метод социальных исследований;

- обработка и анализ результатов.

База исследования: 8-А класс, предметы история, обществознание.

Исследование проводилось 2009-2010 учебном году в несколько этапов:

I этап: Обоснована изучаемая проблема. Определены исходные теоретические позиции. Разработан понятийно-категорийный аппарат исследования.

II этап: Осуществлена разработка и организация проектной деятельности учащихся. Обобщены эмпирические данные.

III этап: Обоснованы выводов и оформлены результаты исследования.


Глава I. Организация проектной деятельности учащихся.

В ходе организации проектной деятельности учащихся (создания учащимися проектов) можно выделить следующие этапы:

1.Организационно-подготовительный этап

На этом этапе учащиеся собирают банк идей и обсуждают их. К концу дискуссии учащиеся определяются с темой и типом проекта, делятся на группы. Далее работа ведётся в группах: учащиеся определяют цели и формулируют задачи, составляют план работы группы, определяют методы работы над проектом, планируют ход и сроки работы, распределяют обязанности между членами группы. Руководитель проекта утверждает тему проекта и план работы группы; устанавливает процедуру и критерии оценки проекта, формы его представления.

2.Поисково-исследовательский этап

Учащиеся определяют источники информации, планируют способы сбора и анализа информации. Основные методы проведения исследования: теоретический анализ источников, систематизация эмпирического материала, наблюдение, метод социальных исследований,

обработка и анализ результатов. Проведя исследование источников, учащиеся систематизируют материал и разбивают его на главы в соответствии с целями и жанром работы, подбирают иллюстрации. Руководитель проекта выслушивает промежуточные отчёты учащихся и организует консультационные занятия (в том числе и по альтернативам, возникшим в ходе выполнения проекта).

3.Технологический (оформительный) этап

Учащиеся разрабатывают дизайн проекта исходя из формы его представления. Оформление проекта производится в соответствии с тем дизайном, который был одобрен группой и руководителем проекта. Оформив проект, группа проводит его «предзащиту», а затем дорабатывает проект с учётом замечаний и предложений. Учащиеся готовятся к публичной защите проекта: определяют программу и сценарий публичной защиты, распределяют задания внутри группы.

4.Заключительный этап

На этом этапе каждая группа учащихся проводит публичную защиту проекта. Даётся конструктивный анализ созданных проектов. Учащиеся каждой группы анализируют содержание и методы работы, способы взаимодействия в группе, выявляя плюсы и минусы проделанной работы. Подводятся итоги проектной деятельности учащихся класса. В результате внутриклассного голосования, учащиеся формируют рейтинг выполненных ими проектов.

Глава II. Диагностика и анализ развития общеучебных компетенций учащихся на материале образовательных областей « История», « Обществознание».

На основе модифицированной методики П.И. Третьякова и И.Б. Сенновского была разработана и проведена входная, текущая и итоговая диагностика. Уровни обучаемости определялись следующим образом:

I уровень учебной деятельности — общекультурный демонстрирует ученик, который понимает основные положения курса, умеет объяснить правило, может применить его по образцу, отвечает на вопросы репродуктивного уровня;

II уровень - прикладной - требует от ученика, кроме перечисленного, также выполнения заданий в измененной ситуации, умения демонстрировать понимание системности (взаимосвязей) понятийного аппарата темы, курса, не выходя за его рамки;

III уровень - творческий - демонстрируют ученики, способные решать проблемы, выходящие за рамки курса, самостоятельно выходить за пределы изучаемой темы, применять знания на практике, самостоятельно выбирать цели и программу действий.

Для проведения диагностики, на предметном содержании темы учитель проектирует специальные работы, состоящие из нескольких частей. В каждой части вопросы определенного вида, определяющие уровень владения конкретным мыслительным навыком:

1) Анализ (найдите соответствие между понятиями и определениями,

между формулами и определениями, между рисунками и определениями; в коротком тексте подчеркните все слова, относящие к ...).

2) Синтез (назовите процесс по его характеристикам; назовите общим
словом несколько слов, рисунков и т.д.).

3) Сравнение (чем отличается А от Б? Что общего между А и Б? А и Б
могут быть словами, рисунками, символами и т.д.).

4) Логика - причинно-следственные связи (продолжите ряд слов,
понятий; вставьте недостающее слово, рисунок; расположите в логической
последовательности слова, рисунки и т.д. Для старших классов: постройте систему
понятий).

5) Выводы (дается краткий текст, задание - сделать вывод на основании
текста; сделайте вывод из рассказа в рисунках; для старших: таблицы или схемы -
сделайте вывод по конкретному заданию).

Большинство остальных общеучебных компетенций являются синтетическими. Например, навык смыслового чтения представляет целый комплекс различных навыков: и техника чтения, и выделение главного, и анализ материала, сравнение его отдельных частей, синтез, выделение существенных признаков, абстрагирование, конкретизация и обобщение и т.д. Все эти процессы протекают свернуто, компактно. При проведении диагностики смыслового чтения учителям- предметникам необходимо соблюдать следующие рекомендации:

1) текст должен содержать материал, знакомый учащимся;

2) в тексте не должны встречаться понятия, термины, не усвоенные учащимися ранее;

3) текст должен иметь несложную структуру.
Оценивается уровень уяснения текста учащимися по вопросам. Если учащийся может ответить только на вопросы фактологического характера, делается вывод о низком развитии навыка смыслового чтения (0). Хорошее развитие этого навыка выявляют вопросы причинно-следственного характера (1,2).

Навык грамотной устной речи:

Пересказ по наводящим вопросам (0).

Пересказ по плану, опорной схеме (1). Самостоятельный пересказ текста (2).

Умение работать со «свернутой» информацией:

Не видит зависимости, логики в таблице, схеме (0).

Видит зависимость в таблице, схеме, графике (1).

Умеет сделать выводы, составить рассказ по таблице, графику, схеме (2).

Уровень развития остальных умений и навыков оценивается по результатам наблюдений на уроках.

Таким образом, в ходе эксперимента был определён уровень сформированности мыслительных компетенций учащихся (Приложение № 7).

По наблюдениям педагога на начало учебного года были определены такие общеучебные компетенции как:

- устная речь (17 ч. (68%) – I общекультурный уровень, 7 ч. (28%) – выше I уровня, 1 ч. (4%) – II (прикладной) уровень);

- умение работать с информацией (7 ч. (33%) - I уровень, 6 ч. (29%) – выше I уровня, 8 ч. (38%) - ниже I уровня);

- самостоятельное выполнение заданий (12 ч. (48%) – I уровень, 6 ч. (24%) - выше I уровня, 6 ч. (24%) – II (прикладной) уровень, 1 ч. (4%) ниже I уровня);

- умение работать в группе и в паре (8 ч. (32%) - I уровень, 3 ч. (12%) - выше I уровня, 14 ч. (56%) - II (прикладной) уровень).

1.Входная диагностика по теме «Человек и природа» (Приложение № 1).

Из 25 учащихся работу выполнял 21 человек. Были получены следующие результаты:

- I уровень обучаемости учебной деятельности (общекультурный) показали 15 ч. (71%) и выше I уровня – 6 ч. (29%);

- компетенции мыслительные были сформированы следующим образом:

· анализ – 10 ч. (48%) I уровень и 11 ч. (52%) выше I уровня;

· логика – 20 ч. (95%) выше I уровня и у 1 ч. (5%) I уровень;

· вывод – 20 ч. (95%) I уровень, 1 ч. (5%) выше I уровня.

2.Текущая диагностика по теме «Малая группа» (Приложение № 2).

Из 25 учащихся работу выполнял 21 человек. Были получены следующие результаты:

- компетенции мыслительные были сформированы следующим образом:

· анализ – 21 ч. (100%) I уровень;

· логика – 3 ч. (14%) I уровень, 1 ч. (5%) выше I уровня, 2 ч. (10%) II (прикладной) уровень, 15 ч. (71%) ниже I уровня;

· вывод – 2 ч. (10%) I уровень, 5 ч. (24%) выше I уровня и у 14 ч. (66%) ниже I уровня.

3.Текущая диагностика оп теме «Самое утреннее из чувств» (Приложение № 3).

Из 25 учащихся работу выполняли 18 человек. Были получены следующие результаты:

- компетенции мыслительные были сформированы следующим образом:

· анализ – 8 ч. (44%) I уровень, 5 ч. (28%) выше I уровня, 3 ч. (17%) II (прикладной) уровень, 2 ч. (11%) ниже I уровня ;

· логика – 2 ч. (11%) I уровень, 15 ч. (83%) выше I уровня, 1 ч. (6%) ниже I уровня;

· вывод – 10 ч. (56%) I уровень, 8 ч. (44%) выше I уровня.

4.Текущая диагностика по теме «Связь поколений» (Приложение № 4).

Из 25 учащихся работу выполнял 21 человек. Были получены следующие результаты:

- компетенции мыслительные были сформированы следующим образом:

· анализ – 5 ч. (24%) I уровень, 3 ч. (14%) выше I уровня, 11 ч. (52%) II (прикладной) уровень, 2 ч. (10%) ниже I уровня;

· логика – 4 ч. (19%) I уровень, 11 ч. (52%) выше I уровня, 6 ч. (29%) ниже I уровня;

· вывод – 4 ч. (19%) I уровень, 3 ч. (14%) выше I уровня и у 14 ч. (67%) ниже I уровня.

5.Текущая диагностика по теме «Человек и выбор жизненного пути» (Приложение № 5).

Из 25 учащихся работу выполняли 23 человека. Были получены следующие результаты:

- компетенции мыслительные были сформированы следующим образом:

· анализ – 6 ч. (26%) I уровень, 12 ч. (52%) выше I уровня, 2 ч. (9%) II (прикладной) уровень, 3 ч. (13%) ниже I уровня;

· логика – 3 ч. (13%) I уровень, 8 ч. (35%) выше I уровня, 4 ч. (17%) ниже I уровня, 8 ч. (35%) II (прикладной) уровень;

· вывод – 9 ч. (39%) I уровень, 5 ч. (22%) выше I уровня и у 9 ч. (39%) ниже I уровня.

6.Итоговая диагностика по теме «Человек. Природа. Общество» (Приложение № 6).

Из 25 учащихся работу выполняли 25 человек. Были получены следующие результаты:

- I уровень обучаемости учебной деятельности (общекультурный) показали 4 ч. (16%), выше I уровня – 11 ч. (44%), 8 ч. (32%) II (прикладной) уровень, 2 ч. (8%) ниже I уровня;

- компетенции мыслительные были сформированы следующим образом:

· анализ – 1 ч. (4%) I уровень, 19 ч. (76%) выше I уровня, 5 ч. (20%) II (прикладной) уровень;

· логика – 5 ч. (20%) выше I уровня и у 20 ч. (80%) I уровень;

· вывод – 3 ч. (12%) I уровень, 20 ч. (80%) II (прикладной) уровень и у 2 ч. (8%) ниже I уровня.

По наблюдениям педагога на конец учебного года были определены такие общеучебные компетенции как:

- устная речь (8 ч. (32%) – I общекультурный уровень, 16 ч. (64%) – выше I уровня, 1 ч. (4%) – II (прикладной) уровень);

- умение работать с информацией (3 ч. (12%) - I уровень, 5 ч. (20%) – выше I уровня, 14 ч. (56%) - ниже I уровня, 3 ч. (12%) – II (прикладной) уровень);

- самостоятельное выполнение заданий (2 ч. (8%) – I уровень, 8 ч. (32%) - выше I уровня, 15 ч. (60%) – II (прикладной) уровень);

- умение работать в группе и в паре (5 ч. (20%) - выше I уровня, 14 ч. (56%) - II (прикладной) уровень и у 6 ч. (24%) - I уровень).

Результативность повышения уровня сформированности общеучебных компетенций. (Приложение № 8)

На основе наблюдений учителя и по результатам диагностики определён уровень сформированности общеучебных компетенций учащихся:

1. обученность

· успеваемость за год – 100%

· качество знаний – 72%

2. обучаемость

  • 16 ч. (64%) – уровень повысился

3.изменение уровня сформированности мыслительных компетенций

  • анализ: 11 ч. (44%) – уровень повысился
  • логика: 2 ч. (8%) – уровень повысился
  • вывод: 13 ч. (52%) – уровень повысился

4. изменение уровня сформированности общеучебных компетенций

· устная речь: 9 ч. (36%) – уровень повысился

· работа с информацией: 6 ч. (24%) – уровень повысился

· сам выполняет задания: 18 ч. (72%) – уровень повысился

· умеет работать в группе и в паре: 3 ч. (12%) – уровень повысился

В целом средний показатель повысился у 14 ч. (56%).

Таким образом, использование метода проектов во внеурочной деятельности способствовало:

- повышению уровня обучаемости,

- развитию мыслительных компетенций (анализ, логика, вывод),

- формированию общеучебных компетенций (устной речи, навыка работы с информацией),

- улучшению навыков работы с источниками и ПК,

- формированию навыка работы в группах.

Учащимся, по окончании проектной деятельности, была предложена анкета. Результаты анкетирования следующие:

вопросы

ответы учащихся

(в опросе участвовали 16 человек)

да

нет

1.нравится работать над проектом?

14 ч./88%

2 ч./12%

2.испытывали трудности, работая над проектом?

9 ч./56%

7 ч./44%

3.если да – то, какие?

работа с детьми, работа с большим объёмом информации, отбор материала для проекта, отбор материала для презентации проекта, представление проекта перед большой аудиторией, проведение социологического опроса, оформление проекта

4.работая над проектом, смогли улучшить свои умения и навыки?

10 ч./63%

6 ч./37%

5. если да – то, какие?

оформление проекта, работа с программой Презентация, выступление перед большой аудиторией, умение интересно рассказывать материал, умение работать с младшими школьниками, работа в паре, больше узнал об истории нашего края

6.работая над проектом, освоили новые умения и навыки?

10 ч./63%

6 ч./37%

7.если да – то, какие?

работа с программой Презентация, отбор главного из большого количества информации, работа с информацией, усвоил правила работы над проектом

8.больше нравится работать над проектом:

а/индивидуально – 1 ч./6%

б/в паре – 9 ч./56%

в/в группе – 6 ч./37%

9.хотели бы продолжить проектную деятельность в дальнейшем?

12 ч./75%

4 ч./25%

10.какого типа проект хотели бы создать?

экскурсия, мультимедийный проект, информационный проект

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, в ходе проектной деятельности меняется роль учителя : он становится посредником между знанием и его потребителем; он остаётся источником того, где эти знания можно добыть; он выступает в роли специалиста по организации процесса работы и становится партнёром в работе.

В ходе экспериментальной работы учителем:

- С теоретических позиций рассмотрена совокупность критериев и показателей проектной деятельности учащихся.

- Определены параметры и факторы формирования основных общеучебных компетенций и личности учащихся.

- Определены и обоснованы условия формирования общеучебных компетенций учащихся на основе проектной деятельности.

- Охарактеризован проектный метод как способ формирования у учащихся культурно-исторических ценностей.

- Исследованы познавательные и воспитательные возможности метода проектов, как условия становления общеучебных компетенций учащихся.

- Начато конструирование модели проектной деятельности как одного из способов формирования у учащихся общеучебных компетенций и формирования личности.

- Предложены проекты и рекомендации по их использованию (Приложение № 9):

название проекта

рекомендации по использованию

«Человек среди людей (дружба)»

на уроках обществознания в 6 (тема «Одноклассники, сверстники, друзья») и 7 (тема «Ты и твои товарищи») классах

«Герои битвы за Тихвин»

на уроках истории России в 9 и 11 классах и уроках истории и культуры Ленинградской области в 9 классе при изучении Великой Отечественной войны, на классных часах, на общешкольных мероприятиях, экскурсия по школьному музею

«Связь поколений»

на уроках обществознания в 6 классе (тема «Семья – ячейка общества»)

«Межличностные конфликты»

на уроках обществознания в 7 классе (тема «Почему нужно быть терпимым»)

«Человек и природа»

на уроках обществознания в 7 классе (тема «Воздействие человека на природу»), на классных часах

«Занятия жителей Тихвинского уезда в 19 веке (по материалам школьного музея)»

на уроках Истории и культуры Ленинградской области в 8 классе (тема «Петербургская губерния в 19 веке»), на классных часах, экскурсия по школьному музею

Подтвердились следующие ожидаемые результаты для учителя:

- повышение педагогического мастерства в разработке проектов и в организации проектной деятельности учащихся;

- получение конечного продукта.

Основные положения проведённого исследования обсуждались на заседании педагогического совета школы.

Метод проектов как условие становления общеучебных компетенций учащихся был рекомендован педагогическому коллективу школы для обсуждения и применения в педагогической деятельности.

Меняется и роль учащегося : учащийся несёт большую ответственность за результаты работы, имеет представление о целях обучения, планирует свою работу над проектом во взаимосвязи с другими учащимися и с учётом их мнения.

Подтвердились следующие ожидаемые результаты для учащихся

- развитие общеучебных компетенций (исследовательских, социального взаимодействия, оценочных, информационных)

- развитие компетенций исследовательских, оценочных, информационных, социального взаимодействия;

- повышение уровня мотивации и интереса к предмету;

- развитие познавательных, творческих, интеллектуальных, исследовательских способностей;

- воспитание таких качеств личности как: трудолюбие, сознательность, самостоятельность, волевая саморегуляция, толерантность.

· Созданные проекты учащиеся защитили на школьной научно-практической конференции в апреле 2010 г. (проект «Герои битвы за Тихвин» занял 3 место)

· Голосование, проведённое внутри класса, распределило проекты следующим образом:

I место – «Человек среди людей (дружба)»

II место – «Герои битвы за Тихвин»

«Связь поколений»

III место – «Межличностные конфликты»

IV место – «Человек и природа»

V место – «Занятия жителей Тихвинского уезда в 19 веке (по материалам школьного музея)»

· В декабре 2010 г. мультимедийный проект «Занятия жителей Тихвинского уезда в 19 веке (по материалам школьного музея)» занял III место в открытом историко-краеведческом конкурсе «Тихвин и Тихвинская земля», посвящённом памяти Я.И. Бередникова (в номинации мультимедийных проектов).

Опыт каждого проекта неповторим, поэтому важны не только общеметодические, но и личностно-значимые результаты, которые отражают как рост педагогического мастерства учителя, так и рост компетентностей учащихся. Исследование показало, что использование метода проектов расширяет ценностную ориентацию, систему общекультурных и специальных знаний, совокупность социальных ролей учащихся под влиянием внутренних и внешних факторов. К внешним факторам можно отнести специальную организацию образовательного процесса. К внутренним – степень заинтересованности учащегося в расширении своих компетентностей. Содержание образовательных областей «История» и «Обществознание» имеет достаточный дидактический потенциал для формирования основных компетентностей учащихся через проектную деятельность. Проведённое исследование не исчерпывает всех аспектов решения проблемы.

Библиография

1.Боголюбов Л.Н. Введение в обществознание. 8-9 класс. М. Просвещение. 2006 г.

2.Данные социологических наблюдений за учащимися 8 «а» класса

3.Инвентарная книга музея истории и культуры родного края МОУ СОШ №9 г.Тихвина

4. Куликова В.Н. Я и мои друзья (психологические тесты). М. Центрополиграф. 2009 г.

5.Мурашёва И.И. История Тихвинского края. Тихвин. 1999 г.

6.Охотникова О.Н., учитель истории и обществознания, личный фотоархив

7. Петривняя А., ученица 8 «а» класса, воспоминания родственников и семейный фотоархив

8.Полякова Т.Н. Метод проектов в развитии социальной компетентности учащихся: теория и практика применения. С-П. 2008

9.Пусева К., ученица 8 «а» класса, личный фотоархив

10.Результаты тестирования учащихся 8 «а» класса

11.Фотографии экспозиции и материалов запасников музея истории и культуры родного края МОУ СОШ №9 г.Тихвина

12.Яковлева Н.В. Проектная деятельность учащихся. «Учитель». Волгоград. 2008

13.http://images.google.ru/images

14.http://ya-zhenschina.ucoz.ru/photo/kartinki_s_nadpisjami/kartinki_s_nadpisjami_o_druzhbe/4

15.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D1%83%D0%B..

16.http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BE%20%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B1%D0%B5stype=image

17.http://blokada.otrok.ru/biogr.php?l=17n=1aai0t=1

18.http://ru.wikipedia.org/wiki/

19.http://blokada.otrok.ru/biogr.php?l=17n=1aai0

20.http://ru.wikipedia.org/wiki/Ястребов,_Александр_Георгиевич#.D0.91.D0.B8.D0.BE.D0.B3.D1.80.D 0.B0.D1.84.D0.B8.D1.8F

21.http://blokada.otrok.ru/biogr.php?l=17n=1aai0t=1

22.http://ru.wikipedia.org/wiki/Мерецков

23.http://ru.wikipedia.org/wiki/

Приложение № 1.

Для работы учащимся был предложен следующий текст и задания к нему:

«Природа – 1) в широком смысле всё сущее, весь мир в многообразии его форм; 2) совокупность естественных условий существования человеческого общества (среда обитания человека, источник ресурсов, необходимых человеку в производственной деятельности, в повседневной жизни).

Термин «природа» употребляется и для обозначения не только естественных, но и созданных человеком ранее не существовавших в природе вещей, процессов, обеспечивающих материальные и духовные условия жизнедеятельности людей – «вторая природа». Человек тесно связан с природой: он часть природы; природа имеет всеобъемлющее значение для жизни человека и человечества; бережное отношение к природе – первейшая обязанность человека, его моральный долг.

Природа - естественная основа жизнедеятельности людей, среда их обитания, кладовая ресурсов, источник светлых чувств и вдохновения.

Неразумная хозяйственная деятельность, расточительное отношение к природным богатствам, потребительское отношение к природе привели к экологическому кризису. О болезни биосферы свидетельствует удручающее состояние воздуха, воды, почв, исчезновение ряда видов животных и растений и многое другое.

Бережное, уважительное отношение к природе, предотвращение разрушительных последствий индустриальных методов хозяйствования – настоятельные требования времени. Важно, чтобы каждый из нас осознал это и вносил собственную лепту в сбережение живого, охрану и защиту природной среды».

Выполните задания по тексту:

I.Ответьте на вопросы:

1.Что такое природа?

2.Обоснуйте невозможность существования человека вне естественной природной среды обитания.

II.Выполните задания:

1.Из прочитанного текста выберите все синонимы понятия «природа» и выпишите их под цифрами.

2.Постройте логическую цепочку:

а/увеличение вредных выбросов б/накопление вредных веществ в сельскохозяйственных растениях в/расширение хозяйственной деятельности человека г/возникновение у людей болезней, связанных с состоянием природы

3.Сформулируйте главную мысль прочитанного текста одним предложением.

III.Выполните задания:

1.На основе прочитанного, в пяти предложениях сформулируйте ответ на вопрос: Чем вызван и в чём проявляется экологический кризис?

2.Составьте рассказ, используя следующие понятия: человек, природа, духовный мир, чувство прекрасного, произведения искусства, вдохновение

Приложение № 2.

Для работы учащимся был предложен следующий текст и задания к нему:

«Малая группа.

Именно в группах происходит общение человека с другими людьми. Группа – это реально существующее образование, в котором люди объединены по каким-либо признакам. Выделяют группы – семейные, производственные, учебные, спортивные. Группа образуется путём межличностного взаимодействия; оптимальное число членов группы 5 – 9 человек. В зависимости от длительности существования малые группы могут быть постоянные и временные. По характеру отношений между членами малые группы бывают формальные (официальные) и неформальные (неофициальные). Неформальные группы могут быть многочисленными, но в них отсутствует система отношений «по вертикали». Положение человека в малой группе зависит от роли и позиции человека в группе, групповых интересов, норм и ценностей. Положение человека в малой группе называется статусом, он определяет права, обязанности и привилегии человека. В разных группах один и тот же человек может иметь разный статус. Его положение зависит от содержания деятельности группы и характеризуется авторитетом (влиянием) и престижем (уважением, которым он пользуется). Главная роль в малой группе – роль лидера. Лидер в группе – это человек, имеющий влияние на других при выполнении совместных действий. Человек может быть и рядовым членом группы. Если члена малой группы не устраивают те или иные групповые нормы, то группа может использовать так называемые санкции – осуждение, внушение, исключение. С малой группой связаны такие понятия, как групповой эгоизм и конформизм. О групповом эгоизме говорят тогда, когда цели группы достигаются за счёт ущемления интересов отдельных членов в ущерб интересам всего общества. Существует три способа реагирования человека на давление группы: 1/внушаемость – человек бессознательно принимает линию поведения, мнение группы; 2/конформизм – осознанное внешнее согласие человека при внутреннем расхождении с мнением группы; 3/коллективизм – сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание её ценностей, норм и идеалов».

Выполните задания по тексту:

1.Составьте простой план текста.

2.Продолжите ряд слов:

а/учебные, постоянные, …

б/авторитет, престиж, …

3.Найдите общее и отличия между внушаемостью, конформизмом и коллективизмом

внушаемость

конформизм

коллективизм

общее

1.

2.

различия

1.

1.

1.

2.

2.

2.

4.Является ли школьный класс малой группой? Объясните.

5.Сформулируйте основную мысль текста одним предложением.

Приложение № 3.

Для работы учащимся был предложен следующий текст и задания к нему:

«Дружба— бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимное уважительное отношение к мнению друга, доверие. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями. Социология изучает дружбу, как институт, выполняющий некие функции (их изучением может также заниматься история и антропология). Социальная психология занимается реальными личными отношениями, возникающими в повседневной жизни. Этика рассматривает дружбу как важную нравственную ценность. Дружбу относят также к духовной связи. В отличие от кровнородственных отношений, это межличностное отношение является индивидуально-избирательным (с взаимной привязанностью участников). Для развития дружбы могут быть необходимы: взаимная симпатия (приятность взаимного общения), взаимопонимание, открытость (не скажут «это не твоё дело»), откровенность, искренность и бескорыстие, доверительность, активная взаимопомощь, общность интересов и увлечений, ценностно-ориентационное единство.

То, что зарождалось как дружба, может превратиться в поверхностные приятельские отношения, или даже вражду. При всех особенностях дружбы, её противопоставление деловым отношениям довольно относительно, хотя дружбу отличает то, что она ценна сама по себе. Дружба отличается от любовных чувств по характеру своей мотивации. Обычно считается, что для дружбы характерно отсутствие сексуального влечения. Некоторые полагают, что дружба, хоть подсознательно, но эгоистична, так как в целом оказывается выгодна всем её участникам. Мало того, что широта дружбы определяется социальной ценностью деятельности, которой посвятили себя друзья, её функции меняются в процессе жизни индивидов, достигая наибольшей интенсивности в период юношества и ранней взрослости. В этот период отмечается большая частота встреч и больший объём совместно проводимого времени, в дальнейшем дружба начинает терять свою уникальность, хотя почти всё время остаётся одним из самых важных факторов поддержания стабильности личности. Девочки раньше, чем мальчики, переходят от детской дружбы к юношеской. Многие люди страдают из-за отсутствия друга или дружбы с кем-либо вообще. На этой почве могут возникнуть фобии, отягощаемые разочарованиями от суррогатной дружбы, поддерживаемой человеком из-за чувства одиночества. Иные из-за распада отношений с другом задают вопрос о присутствии дружеских отношений напрямую новым знакомым и разочаровываются в ответе. Это может влиять на дальнейшее отношение с людьми вообще и пересмотр связей с существующими друзьями.

Любовь — эмоциональное чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная и интимная привязанность к другому человеку. Любовь — сложный психологический феномен, возникающий как столкновение человека и общества, низменного и возвышенного, духовного и телесного начала. Любовь есть вечное стремление любящего к любимому. Сердце — символ любви. Любовь — одна из фундаментальных и общих тем в мировой культуре и искусстве. Рассуждения о любви и её анализ как явления восходят к древнейшим философским системам и литературным памятникам, известным человеку. Любовь рассматривается также как философская категория, в виде субъектного отношения, интимного избирательного чувства, направленного на предмет любви. Сложность и диалектическая многоплановость любви породила значительное количество трактовок феномена в различных языках, культурах в течение всей истории человеческого общества. Одна из первых классификаций форм любви восходит ещё к её пониманию в античной греческой философии разделявшей такие виды любви, как: стихийная, восторженная влюблённость; любовь-дружба; любовь-нежность; жертвенная любовь».

Выполните задания по тексту:

1.Озаглавьте текст.

2.Составьте сложный план текста.

3.Продолжите ряд слов:

а/симпатия, откровенность, …

б/влечение, нежность, …

4.Почему существует такое множество объяснений понятий «дружба» и «любовь»?

5.Сформулируйте основную мысль текста одним предложением.

Приложение № 4.

Для работы учащимся был предложен следующий текст и задания к нему:

«Под поколением обычно понимают ин­тервал времени между средним возрастом родителей и детей. С этой точки зрения в возрастном отношении в обществе выде­ляют ряд поколений, измеряемых определенным числом лет. Древнегреческий историк Геродот полагал, что 300 человеческих поколений составляет 10 тыс. лет, потому что три поколения об­разуют столетие. В настоящее время в нашей стране этот интер­вал составляет около 27 лет. Людей, родившихся в одном году, часто именуют возрастными когортами. Но понятие «поколение» шире, чем понятие «возрастная когорта», так как в поколении объединены люди нескольких возрастных когорт. Скажем, поко­ление времен перестройки (вторая половина 80-х гг. XX в.) включало и тех, кому 12 лет, и тех, кому 40—65 лет.

Каждый человек — современник какой-либо эпохи и сверст­ник определенного поколения. Вам известно по собственному опыту, что одно поколение людей значительно отличается от другого. Тем не менее, человечество как род людской не разваливается. Благодаря преемственности поколений. История одно­го человека не может быть оторвана от истории предшество­вавших или современных ему людей. Каждое поколение, с од­ной стороны, продолжает унаследованную деятельность, куль­туру в новых условиях, а с другой — видоизменяет старые условия. Другими словами, поколение не может существовать иначе как исходя из результатов деятельности своих предшест­венников. Но это продолжение есть в то же время обогащение предшествующей деятельности новыми результатами, новыми элементами, новыми формами, т. е. ее изменение, а значит, и ее усложнение.

Ученые, исследуя проблему смены поколений, заметили, что преемственность поколений всегда избирательна. Что это зна­чит? Одни знания, нормы, ценности усваиваются и передаются следующим поколениям, а другие, не соответствующие изменив­шимся условиям, отвергаются или изменяются. Уровень преемственности не совсем одинаков в разных ви­дах деятельности людей: в производстве, политических взглядах, мировоззрении он больше, чем в сфере потребительских инте­ресов, досуга, художественных вкусов и некоторых других обла­стях. Расхождения между старшими и младшими во взглядах на моду, досуг, развлечения наиболее тесно связаны с возрастом. Различия между поколениями (привычка к определенному, уста­новленному в годы собственной юности стилю поведения, при­вязанность к определенной музыке, танцам) усугубляются здесь возрастными особенностями: юношеская жажда новизны проти­воположна присущей зрелому возрасту ориентации на стабиль­ность, постоянство.

Сам факт сосуществования в одном общест­ве нескольких поколений людей предполагает наличие между ними определенных, в том числе и принципиальных, различий. Так, «отцы» нередко считают благосостояние итогом тяжелого труда, «дети» принимают достаток как нечто само собой разуме­ющееся. «Отцы» в своих поступках в основном ориентируются на социальные нормы, «дети» более считаются с личными чув­ствами. «Отцы» в своих решениях опираются на нормы морали, «дети» во многом руководствуются симпатиями и антипатиями. «Отцы» рассматривают работу как добродетель, «дети» — как не­избежность. Это и понятно: изменения в уровне жизни ведут к перемене в мышлении, поведении, выборе ценностных ориента­ции людей различных поколений. Надо для себя уяснить, что каждое новое поколение не хуже и не лучше предшествовавших. Оно просто другое.

Подведем некоторые итоги: смена поколений — не завися­щий от нас объективный фактор общественного прогресса. Сме­на поколений — это, прежде всего, процесс, который обеспечи­вает преемственность в развитии человеческого рода. Преемст­венность проявляется в наследовании «детьми» культуры, созданной предшествующими поколениями, вместе с тем этот процесс заключает в себе различие между «отцами» и «детьми». В процессе совместной деятельности взрослых и молодежи по изменению условий жизни происходит преемственность поколе­ний.

Согласимся, что в ряду поколений детство — особый период. Впереди целая жизнь. Общество ценит и в зависимости от своих возможнос­тей старается защитить детство. Права детей и подростков в со­временном обществе специально оговариваются в международных и отечественных правовых актах. Это значит, что общество рас­сматривает детей не только как своих будущих граждан, но и как действующих участников правовых отношений. Все дети стремятся стать поскорее взрослыми, а многие ста­рики тоскуют о своей ушедшей молодости. Только возможности одних и опыт других помогают видеть жизнь с самых разных сторон, устанавливают истинную связь поколений.

Международное сообщество приняло социальную конвенцию (соглашение) о правах ребенка. В этом документе определены важнейшие принципы, которые должны учитывать при приня­тии законов в отдельных странах, признавших конвенцию. Сре­ди этих принципов — забота о детях. Принципиальным положением конвенции о

правах ребенка является право пользоваться благами социально­го обеспечения, предполагающего здоровый рост и развитие ре­бенка, специальный уход, питание, жилище, развлечения и ме­дицинское обслуживание.

Отдельным принципом конвенции является защита со сто­роны общества и государства неполноценных в физическом, психическом или социальном отношении людей. Это, безуслов­но, гуманное правило распространяется и на детей, не имеющих семьи, и на детей, воспитывающихся в семьях, не имеющих до­статочных средств к существованию.

И еще один основополагающий принцип из конвенции о правах ребенка: «Ребенок должен быть защищен от всех форм не­брежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума, ему ни в коем случае не должны пору­чаться или разрешаться работа и занятия, которые были бы вред­ны для его здоровья или образования или были препятствием его физическому, умственному или нравственному развитию».

Эти принципы служат своего рода ориентиром, на который равня­ются цивилизованные страны, заботящиеся о своем настоящем и будущем».

Выполните задания по тексту:

1.Озаглавьте текст.

2.Составьте сложный план текста.

3.Используя круги, схематично свяжите между собой понятия: поколение, возрастная когорта, современник, сверстник (каждое понятие впишите внутрь соответствующего круга).

4.Почему отношения между разными поколениями характеризуют как проблему «отцов и детей»?

5.Сформулируйте основную мысль текста одним предложением.

Приложение № 5.

Для работы учащимся был предложен следующий текст и задания к нему:

«Человек живет не только насто­ящим, но и будущим. Его жизненные цели не ограничиваются одним днем. Особенно ощущается ширь жизненного горизонта в юности. Многие уже сей­час задумываются, как не ошибиться в выборе жизненного пути. Не последнее место в выбо­ре жизненного пути принадлежит профессии. Человек стремится найти дело интересное для себя и полезное для других, приличный за­работок, уважение коллег, возможность раскрыть свои способ­ности и дарования.

Хорошо тому, кто с ранних лет знает, какой профессии он посвятит себя. Можно считать, что те, кто выбор сделал,— это почти счаст­ливые люди. Им многое уже ясно из того, что ждет впереди. Главное — упорство и твердость в достижении цели. Гораздо больше тех, кто не только на школьной скамье не знает, кем он будет, но и после школы долго и мучительно ищет себя.

Профессий на земле множество. Только в энциклопедичес­ком справочнике «Мир профессий» их описано более 700, а в официальном классификаторе профессий рабочих и служа­щих — свыше 6000. Практически ежедневно появляются новые профессии. Как тут не допустить ошибки в выборе? Социоло­ги, специалисты по вопросам развития и функционирования общества, полагают, что в вопросе выбора пути есть две сторо­ны: выбирающая и выбираемая. Обычно больше внимания со­средоточивается на личности выбирающего. А вот подходит ли он той или иной профессии — этот вопрос не лежит на поверх­ности. Результат мысленного или реального столкновения мира про­фессии с целями, привычками, эмоционально-волевыми каче­ствами и способностями выбирающего — вот что, собственно, и есть выбор.

Чаще всего человек выбирает такой путь, который ему по­нятнее, доступнее, сулит больше благ.

Что же необходимо для того, чтобы выбор максимально сов­пал с ожиданиями и возможностями человека?

Во-первых, необходима осведомленность о профессии. Информацию о профессиях можно почерпнуть в книгах и в специальной службе профессиональной ориентации.

Во-вторых, следует учитывать мнение футурологов, специа­листов по прогнозированию социальных процессов, которые по­лагают, что развитие производства приведет к тому, что в XXI в. придется не раз на протяжении жизни менять специальность из-за коренных изменений в технологии производства. Значит, важно не просто вы­брать профессию, а скорее определиться с направленностью и областью применения ваших способностей. Области профес­сиональной деятельности принято делить на следующие: «Чело­век — техника», где главный ведущий предмет труда — техниче­ские системы, вещественные объекты, виды энергии; «Чело­век — природа» предполагает в качестве ведущего предмета труда растения, животных или микроорганизмы; «Человек — знак» — здесь ведущий предмет труда — условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки (например, ком­пьютерный); области «Человек — человек» соответствуют в каче­стве предмета труда люди, группы, коллективы, общности лю­дей; наконец, область «Человек — художественный образ» использует как ведущий предмет труда художественные образы, условия их построения.

В-третьих, важно понимать, что далеко не каждый сможет стать в своей профессии знаменитым. А гарантий успеха, славы, почета и уважения простая принадлежность к профессии не да­ет. Само понятие престижной профессии часто и стремительно меняется. А профессиональный успех — удел тружеников.

В выборе будущей профессии люди руководствуются одной из трех следующих стратегий: подражать, гадать или проекти­ровать.

Чтобы верно самоопределиться в профессии, не стоит дове­рять доморощенному правилу «Где родился — там и пригодил­ся». Сегодняшний мир профессий столь разнообразен и сложен, что лучше обратиться за помощью к профессионалам. В цент­рах занятости или профессиональной ориентации вам не толь­ко смогут дать информацию о профессиях, которые бывают, но и окажут помощь в определении области применения ваших способностей, причем не только тех, которые уже проявились, но и тех, что пока дремлют невостребованными.

Представим себе, что выбор профес­сии уже сделан. Можно ли считать себя удачливым, а жизнь со­стоявшейся? Вряд ли. В том-то и дело, что человек каждый день делает выбор не только на трудовом поприще. Многое в жизни зависит от знаний и профессионального мастерства. Многое, но не все.

В самом деле, разве мечтает кто-нибудь о том, что только работой будет ограничена его жизнь, что он проживет без дру­зей и близких, что никогда ничем, кроме профессии, не будет интересоваться. Человеку мало признания в профессии. Ему нужно, чтобы «утром с радостью идти на работу, а вечером с радостью идти домой».

Кроме семьи, человеку на жизненном пути приходится уча­ствовать во множестве групп, меняя в них свои роли. Человеку необходимо не просто участвовать во взаимодействии, а прояв­лять себя как личность.

Как же происходит становление личности?

На протяжении жизненного пути человек проходит три основные фазы развития личности.

Первая фаза состоит в освоении действующих в той или иной группе норм (нравственных, учебных, производственных и др.) и овладении теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены этой группы. На этой фазе че­ловек усваивает образцы жизнедеятельности группы, становится «как все». Эта фаза может быть названа адаптацией (от лат. adaptatio — приспособление). Неспособность преодо­леть трудности периода адаптации чаще всего приводит либо к тому, что человек стремится уйти из такой группы или у не­го могут проявляться неуверенность в себе, робость, зависи­мость от лидера. Тот, кто задерживается на этой фазе, может оказаться аутсайдером (от англ. outsider посторонний).

Вторая фаза может быть определена как фаза индивидуализа­ ции. Суть ее состоит в том, что человек ищет средства и спосо­бы для обозначения своей индивидуальности. На этой фазе личности важно, чтобы люди отметили ее индивидуальные особенности, признали и оценили их. Трудности на второй фазе вызваны тем, что человек излиш­не демонстрирует окружающим свои индивидуальные отличия, отвергаемые группой, и поэтому вероятно проявление агрессив­ности, замкнутости, завышенной самооценки и заниженной оценки других.

Третья фаза — интеграция (от лат. integratio восстановле­ние). Суть ее состоит в том, что человек стремится найти луч­шее применение своим индивидуальным свойствам на благо других. Он становится частью целого — группы, общности, все­го общества.

Каждая из названных фаз помогает человеку стать личнос­тью, шлифует его важнейшие качества. Успешное преодоление трудностей каждой из фаз дает возмож­ность сформироваться довольно устойчивой структуре личности.

Выход из сложностей становления личности — в понимании закономерностей этого процесса, умении верно оценивать свои возможности, понимать требования группы, совершать верный нравственный выбор.

В подростковом возрасте у человека появляется возможность включаться в разнообразные группы по интересам, занимая в разных группах разное положение и играя разные роли. Цик­лы развития личности у одного и того же человека могут про­текать по-разному в разных группах. Становясь лич­ностью, человек приобретает все больше ответственности. Имен­но ответственность — качество взрослого человека».

Выполните задания по тексту:

1.Озаглавьте текст.

2.Составьте план текста. Два пункта плана разверните.

3.Как вы понимаете смысл основных стратегий выбора будущей профессии: подражать, гадать, проектировать? Какая из них предпочтительна?

4.Определите, какой приоритет ценностей соответствует точке зрения автора текста: «Человек живёт, чтобы работать» или «Человек работает, чтобы жить». Приведите доказательства из текста.

5.Сформулируйте основную мысль текста одним предложением.

Приложение № 6.

Для работы учащимся был предложен следующий текст и задания к нему:

«Обществознание — «синтетический» школьный предмет средней школы РФ. Фактически его преподавание является заменой отменённого предмета «обществоведение» в СССР (в значительной степени построенного на марксистско-ленинской философии с идеологическим и патриотическим воспитанием). Суть предмета состоит в преподавании основ общественных наук. Включает в себя, кроме основ общественных наук, «введение» в право (скорее не в научном, а в прикладном смысле), начала психологии и общие рассуждения о «духовности». Курс является интегративным, так как включает в себя сведе­ния из целого ряда общественных наук. Учащиеся получают начала философских, экономических, социологических, этических, право­вых, экологических знаний, умение пользоваться этими знаниями в жизни.

Что такое человек? Чем он отличается от других живых су­ществ? Какое место занимает в мире природы? Как строит свои отношения с другими людьми? Зависит ли человек от общества, а общество — от человека? Как различить добро и зло? Почему нужно соблюдать законы? В чем заключается подлинная свобо­да человека? Эти и многие другие вопросы рассматриваются в курсе обществознания. Курс помогает не только углубить знания о таких величайших ценностях, как природа, общество, человек, человеческое обще­ние, мораль, право, государство, но и почувствовать себя граж­данином своего Отечества, понять свою сопричастность тому, что сейчас происходит в стране, свою ответственность за ее судьбу.

Обществознание — обобщающее название наук, изучающих общество в целом и общественные процессы. Термин используется для отличия в системе гуманитарных наук дисциплин, изучающих общество, от дисциплин изучающих человека (как правило вне общества — например, психологии). Под термин «обществознание» подпадают как минимум: экономика, социология, культурология, политология. Следует отметить, что в настоящее время, наряду с развитием отдельных общественных наук, идёт процесс их сближения в некую единую науку. Перспективы возникновения подобной обобщающей научной модели человеческого общества пока туманны, но понятно, что общественная практика требует именно целостной модели, не удовлетворяясь «частичными».

В подростковом возрасте у вас начинает складываться своя автономная жизнь личности, гражданина. И перед вами — хочешь, не хо­чешь — встает вопрос не только о том, кем быть, но и каким быть. Никто уже не будет водить вас за ручку, опекать, как в детстве, и решать, как поступить в том, или ином случае. Нужно учиться думать своим умом, привыкать быть господином самому себе. Ведь отвечать за свои поступки придется самому — нести моральную и правовую ответственность. Для того чтобы стать интересным человеком, добиться успеха в жизни, нужно хорошо знать самого себя, научиться заглядывать в глубины своей души, четко видеть свои сильные и слабые стороны, по­стоянно работать над своим характером, овладевать искусством управлять собой, своими поступками.

У России сейчас не самое легкое положение. После долгих лет кризиса и неразберихи, она пытается встать на ноги, вернуть себе образ мощной державы. Поэтому в стране про­ходят реформы — экономическая, правовая, военная, судеб­ная и другие. Далеко не все взрослые понимают, что происходит. Очень многие и не хотят понимать. Они просто недовольны своей жизнью. Особенно те, кто уже не в состоянии ее изменить. Но немало и тех, кто мог бы, но даже для самих себя не хочет что-либо сделать. Отсюда и ошибки, проблемы и даже человеческие трагедии. Курс обществознания не предлагает однозначных ответов. Он рассчитан на развитие интереса учащихся к происходящему в обществе. Сама жизнь подскажет вам наиболее правильный ответ. Главное — уметь отстаивать свою точку зрения, слушая других.

Неумение отстаивать свои права — традиционное следствие недооценки роли права в общественной и личной жизни. В далеком и совсем еще недавнем прошлом люди считали законы и государство чем-то чуждым себе, не видели основания отделять законы от государства, часто отождествляли то и другое. Однако оказывается, что законы, если они продуманы и соответствуют демократическим принципам,— гаранты истинной свободы, а не вседозволенности. Кому мешают разумные законы? Преступникам и бюрократам. С помощью законов можно командовать, но при их непосредственном содействии можно и раскрепостить созидательные силы народа, направить их на решение насущных задач нашей жизни.

От всех нас как минимум требуется знание хотя бы главных законов. Однако еще Бальзак с горечью констатировал: Ничто так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: закон. Знание правовых норм и умение ими пользоваться не только позволяют человеку избежать личных неприятностей, но и способствуют укре­плению законности в стране. Если человек знает законы, инструкции, положения, ему легче разоблачить жулика, махинатора, вскрыть нарушения в сложной области хозяйственных, коммерческих отно­шений.

Правовых актов так много, что их не в состоянии освоить ни один даже самый способный юрист-профессионал. Однако если трудно запомнить все правовые нормы, любому человеку вполне по силам осознать, что право в демократическом государстве стремится придерживаться принципов, среди которых главные: равенство, справедливость, демократизм, гуманность. Французскому королю Франциску I принадлежат слова: Пусть свершится справедливость (правосу­дие), если даже погибнет мир! В этом броском афоризме заключен очень глубокий смысл. Разумеется, совсем не обязательно гибнуть миру для того, чтобы восторжествовала справедливость. Но бес­спорно то, что, если справедливость не везде на высоте, если правосудие с большим трудом пробивает себе дорогу, мир под­вержен опасности со стороны различных темных сил: уголовных преступников, политических экстремистов, патологических эгоистов, энергичных недоумков, извращенцев... И один из путей установления юридической (а, следовательно, и нравственной) справедливос­ти — глубокое усвоение законов; развитие индивидуальной правовой культуры — важнейшей составной части общей духовной культуры личности. Поэтому в нашей стране, переживающей глубокие социально-экономиче­ские и политические перемены, во весь рост встала задача создания правового государства».

Выполните задания по тексту:

I.Ответьте на вопросы:

1.Что такое обществознание?

2.Обоснуйте необходимость изучения обществознания в школе.

II.Выполните задания:

1.Из прочитанного текста выберите все науки, объединённые понятием «обществознание» и выпишите их под цифрами.

2.Постройте логическую цепочку:

а/справедливость б/законы в/правовое государство г/высокая правовая культура

3.Сформулируйте главную мысль прочитанного текста одним предложением.

III.Выполните задания:

1.На основе прочитанного, в пяти предложениях сформулируйте ответ на вопрос: Почему равенство, справедливость, демократизм, гуманность – это обязательные признаки демократического общества?

2.Составьте рассказ, используя следующие понятия: социальный статус, обязанности, личность, права, государство, демократия.

Приложение № 7.

мыслите-льные компе-тенции

«Человек и природа»

«Малая группа»

«Самое утреннее из чувств»

«Связь поколений»

«Человек и выбор жизненного пути»

«Человек. Природа. Общество»

анализ

логика

вывод

анализ

логика

вывод

анализ

логика

вывод

анализ

логика

вывод

анализ

логика

вывод

анализ

логика

вывод

II уровень

2

ч. 10 %

3

ч. 17 %

11 ч. 52 %

2

ч. 9 %

8

ч.

35 %

5

ч. 20 %

20 ч. 80 %

выше I уровня

11 ч.

52 %

20 ч. 95 %

1

ч.

5 %

1

ч.

5 %

5

ч.

24 %

5

ч. 28 %

15 ч. 83 %

8

ч. 44 %

3

ч. 14 %

11 ч. 52 %

3

ч. 14 %

12 ч. 52 %

8

ч.

35 %

5

ч. 22 %

19 ч.

76 %

5

ч. 20 %

I уровень

10 ч. 48 %

1

ч.

5 %

20 ч. 95 %

21 ч. 100 %

3

ч. 14 %

2

ч. 10 %

8

ч. 44 %

2

ч. 11 %

10 ч. 56 %

5

ч.

24 %

4

ч. 19 %

4

ч. 19 %

6

ч. 26 %

3

ч. 13

%

9

ч. 39 %

1

ч. 4

%

20 ч. 80 %

3

ч. 12 %

ниже I уровня

15 ч. 71 %

14 ч. 66 %

2

ч. 11 %

1

ч.

6

%

2

ч. 10 %

6

ч. 29 %

14 ч. 67 %

3

ч. 13

%

4

ч.

17 %

9

ч. 39 %

2

ч.

8

%

Приложение № 8.

Результативность повышения уровня сформированности общеучебных компетенций.

Скачать архив с текстом документа